Крысолов : другие произведения.

Русская фантастика в 21 веке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.46*17  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Российской фантастике много течений. Не все они относятся по своим качествам к именно русской фантастике и тем более к русской литературной традиции - как новой, так и старой. Литобзор сильно отличается от "традиционных" классификаций фантастики! Приведена классификация не по типам, а по принадлежности к культурным традициям!


  -- Низкий вид литературы
   Уже давно живёт русская литература.
   и русская фантастика, которая стала более-менее известной с произведений русского большевика-революционера Александра Богданова, романиста Алексея Толстого и такого весьма неоднозначного писателя-фантаста как Александр Беляев. Но, к сожалению, ещё тогда, под влиянием политических разборок в среде писателей, фантастику назвали "низким видом литературы". И не спроста! Писатели, получали в те времена фантастические гонорары. И за эти гонорары старались угрызть соперников. А фантастическая литература, будучи "литературой мечты" пользовалась в том обществе именно что фантастической популярностью.
   Что до войны, что после войны, что "во времена застоя", что во времена перестройки.
   Но как ни гнобились писатели-фантасты и сама фантастическая литература, под предлогом того, что она, якобы "вечных вопросов не поднимает" и "является лёгким чтивом" и вообще является "низким видом литературы"(К сожалению, до сих пор есть среди "правильных писателей" такая "кочка" зрения!), русская фантастика всё равно следовала именно русским же традициям, поднимая тяжёлые нравственные проблемы и предлагая свои решения.
   Но так как эта фантастика была нацелена в будущее, описывала грядущие времена, то несмотря на отношение снобов, так или иначе, поднимала те вопросы, которые обычная "высокая" литература, поднять не могла в принципе. Ну и плюсом всё те же самые "вечные вопросы".
   То есть, ещё тогда, фантастика стояла несколько "выше" обычной литературы, чего в упор не желали замечать ни "руководящие товарищи", "руководившие" литературой, ни "правильные" писатели, входящие в Союз Советских Писателей.
   Что же поменялось, с Перестройкой?
   С одной стороны, фантастика наконец-то получила свой статус. Теперь её ценили часто даже больше, чем "обычную" прозу. Появилась тьма поджанров в рамках той же фантастики, легитимизировалась фэнтези. Но!
   Отношение "писательских объединений" и "Союзов" в России к фантастике осталось.
   Дикость, но... Так есть!
   У этих "писательских объединений" есть очень нехорошая черта -- они "варятся сами в себе". Часто это просто коммерческие структуры, главная задача которых отчитаться о проделанной работе, - проведённых конкурсах среди писателей, охвате писателей и т.д. - и получить очередной транш на продолжение своей деятельности от "Вышестоящих Организаций" или спонсоров. Я считаю, что во многом такая деятельность писателям серьёзно вредит. Хотя бы в той части, что создаёт замкнутый на себя мирок, часто совершенно не связанный с реальным миром и реальными читателями.
   И что самое неприятное, часто эти объединения, навязывают свои политические и литературные предпочтения писателям. Это очень скверно сказывается на качестве писанины. Поэтому, часто получается так, что реально выдающиеся произведения, с реально высокими рейтингами среди читателей, пишутся не какими-то там "членами", а людьми, часто далёкими не только от "писательских объединений", но и часто не имеющими "высшего литературного образования".
   Последнее -- радует!
   Радует, так как реально пишутся не просто выдающиеся, но и очень необычные, оригинальные произведения.
   Однако... Даже в нашей литературе чувствуется смрадное дыхание нашей русской катастрофы, порождённой предательством элиты.
   А так как предавшая народ элита была ещё и англоманской, либеральной, то это же как очень тяжёлый отпечаток легло на все стороны жизни. В том числе и на фантастику. И что часто бесит, особенно в произведениях "правильных" писателей, они, по сути, отказались от русской литературы и сейчас их произведения представляют ни что иное как ОХВОСТЬЯ АНГЛО-САКСОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ.
  
  -- Эскапизм, реализм и современная российская фантастика
  
   Существует весьма своеобразная классификация литературы. И завязана она на вполне конкретные устремления народа, читающего сию литературу. Впрочем, и не только литературу. Смотря кино, люди тоже где-то как-то следуют своим устремлениям, наклонностям, комплексам. А там либо реальное что-то, либо фантастическое (какой-нить "боевичок из Голливуда"), либо вообще сказочное(мечи и магия).
   Раньше, "при Советах", ацкой популярностью пользовалась научная фантастика. Причём полёт у этой фантастики был воистину космический. Вспомните: тогда бОльшая часть этой самой фантастики была "про космос". И отношение к проблемам, что там поднимались, со стороны и читателей, и писателей было весьма серьёзным. Всё это потому, что был РЕАЛЬНЫЙ социальный заказ. Не от каких-то партчиновников, а от народа.
   Потому, что люди чувствовали и ЗНАЛИ: эти проблемы лучше обсудить и решить сейчас. И поэтому в космической(!) фантастике появлялись очень серьёзные разборы текущих проблем и разработок. Например, в "Плеск звёздных морей" Войскунского и Лукодьянова, всей экономикой СССР управляет единая компьютеризированная сетевая система(типа ОГАС), плюс, прямо в тексте есть очень большие куски дискуссий, которые велись в семидесятые на тему общественных отношений. Мало кто сейчас помнит, но ОГАС как система начала проектироваться в Советском Союзе как раз в конце 60-х начале 70-х и широко в обществе все связанные с этим проблемы стали подниматься благодаря публикациям в журнале "Техника молодёжи".То есть, тема поднята была вполне себе реальная, но в фантастике.
   Тогда, вся энергия масс была направлена на то, чтобы ЭТО описываемое будущее приблизить. И в этом мыслился главный интерес всей жизни. Да, были дебилы, что говорили, "как в капитализме интереснее живётся чем тут", но это были маргиналы.
   Да, также присутствовал рефрен, что, мол, "Сейчас неинтересно жить, но вот когда будем летать на Марс, к звёздам, вот тогда заживём!". И ведь реально ждали, что в восьмидесятые, в девяностые полетим на Марс, к другим планетам Солнечной системы, а после и к звёздам. И всё это мыслилось в самое ближайшем будущем - в начале 21 века. Были реальные технические проекты таких полётов, которые реально обсуждались не только среди мечтателей, но и фигурировали как серьёзные проекты в КБ и НИИ.
   Мало кто сейчас знает, но лучший по своим характеристикам ядерный двигатель для межпланетных перелётов был создан и испытан в СССР, что в восьмидесятые велись конкретные разработки термоядерного двигателя и даже прорабатывался вполне серьёзно хоть и в эскизном варианте, но конкретный проект полёта к звёздам. И путь дураки даже сейчас считают что "это невозможно потому, что не нужно", несмотря на то, что хоть и жутко медленно, но это же самое осуществляется, но главное-то как раз тогда и было доказано через расчёты и конкретные технические проработки: всё это ВОЗМОЖНО и РЕАЛИЗУЕМО. Во вполне реальные сроки и с реальными затратами.
   То есть, в фантастике присутствовал, как бы это ни странно звучало, серьёзный заряд реализма. Как футурологического толка, так и публицистического современного. Всякие попытки написать фантастику в стиле "рябой кобылы сон", немедленно и очень зло высмеивались.
   Но... Сменились времена, на Марс не летаем, но зато капитализм имеем.
   Стало настолько "интересно жить", что хоть вешайся. От безнадеги. От осознания невозможности выпрыгнуть из "беличьего колеса", в которое превратилась жизнь.
   А раз так, то появился и серьёзный заказ на "бегство от реальности".
   В США, на Западе, эту нужду современного капиталистического общества в наибольшей части обслуживает Голливуд. В меньшей -- тамошняя печатная фантастика.
   Кстати надо бы отметить, но "бегство от реальности" там, в США и на Западе -- социальный заказ от правящего класса, заинтересованного в том, чтобы массы людей были от этой реальности как можно дальше отодвинуты, чтобы ими можно было бы как можно легче управлять, пользуясь их полнейшим аутизмом и насаждаемым идиотизмом. Причём последовательно и конкретно данный заказ выполняется и Голливудом и всей массмедиа. И за всем этим чувствуется железная рука кукловода, безжалостно отсекающего малейшие попытки реалистического восприятия действительности. И даже если реалистические вещи таки прорываются, то они весьма споро топятся в бесконечном и бурном потоке всякого бреда штампуемого в промышленном масштабе.
   Да, и там пытаются обратиться к будущему, но в этом обращении, как в зеркале, отражаются все пороки того общества -- лютый пессимизм насчёт того ,что ожидает человечество в будущем. Отсюда и фильмы типа "Терминатора", "Бэтмана", "Человека-паука" и иже с ними. Так как общество боится заглянуть в будущее, (этот страх тщательно поддерживается и воспитывается отсечением от реальности), то это неизбежно порождает тот самый тотальный эскапизм, который и наблюдается в их литературе и кинематографе.
   Этого же не избегла и российская современная фантастика. Потому у нас и присутствует как два равнозначных(как ни странно!) потока и эскапизм, и реализм.
   Эскапизм в нашей фантастике это прежде всего фэнтези типа "Меч и магия". И чуть меньшей фантастика типа "Звёздных войн", попаданчества в иные миры, времена. Общий рефрен этих фэнтезюк: "Вот здесь, в этой реальности я полное дерьмо. Но вот стоит мне попасть в иной мир, так я там немедленно превращусь в супергероя, супермага и т. д. Где всех нагну и буду королём(королевой)".
   Также к этой форме относится и жанр т. н. Лит РПГ. Т.е. приключения героя в компьютерной игре. Кстати говоря, очень хорошее зеркало повального явления -- бегства от реальности в компигры. И это бегство в компигры характерно не только для лиц школьного возраста, заморенных учёбой и собственным подростковым комплексом неполноценности. Это относится и к широкому слою взрослых "подсевших" на разные сетевые многопользовательские игрушки. Аутизм таких людей дошёл в некоторых странах до такой степени, что уже превратился в социальную проблему. В частности в Японии есть даже специальный термин для обозначения таких личностей -- хикикомори, или, сокращённо -- хикки.
   Противовесом фэнтези у нас присутствует Реализм -- попытка осмысления текущей реальности и выработка стратегий для будущего. По сути, эта фантастика очень серьёзно заглублена в реальность. И даже если что-то выходит за пределы нашей реальности, то неизбежно рассматриваются очень серьёзные проблемы нашей.
   Особый тренд в этой ветви: попаданческая фантастика совмещённая с "альтисторией".
   Фактически эта фантастика разобрала все мифы о нашей истории, прежде всего о ВОВ, и разоблачила их. И как бы не парадоксально это звучало, именно альтисторическая фантастика отстояла нашу Историю, очистила её от фальсификаций, и способствовала распространению достоверных знаний о реальных событиях в нашей истории. Причём большей частью в ключе "почему случилось так, а не иначе и почему нельзя было по иному".
   Но так или иначе, наша фантастика существует не в отрыве от зарубежной, а под очень серьёзным влиянием. Как идейным, так и культурным. И эти влияния очень хорошо видны по русской фэнтези.
  -- Фэнтези
   Вообще в этом жанре, как ни в каком другом, проглядывается древняя беда нашей интеллигенции: обезьянничание.
   Не зря писалось о западофилии как об "эдиповом комплексе русской интеллигенции" (С) С.Г.Кара-Мурза.
   Писалось много, толково и, часто, очень зло. См. например, фигуру Смердякова у Достоевского... Однако, тем не менее... Чётко проглядывается три направления в фэнтези, где прямо в явном виде прописаны ключевые социально-психологические черты английского общества, американского, и западноевропейского. И не важно, в каком антураже вся эта муть пишется - "мечи, магия, драконы" Европейской традиции, или аниме японского разлива.
   Английское общество, это единственное общество, в котором преклонение пред элитой, сэрами-пэрами, вбито в подкорку всему "быдлу". То есть там, как в средних веках -- если ты родился сэром-пэром, ты велик. Если каким-нибудь из ремесленников, или ещё кем-то -- ты никто и звать тебя никак, но быть убеждённым в естественности и желательности такого разделения общества -- ты обязан. Отсюда, если ты не "сэр-пэр" от рождения то, "по умолчанию", в лучшем случае оруженосец у Героя (который естессно сэр-пэр) или его слуга. По всякому, ты "ресурс", "расходный материал" в руках "высшего", "элиты" и никакой большей ценности не имеешь. Тем более, как человек. Последнее -- быть человеком, а не быдлом - прерогатива высшего сословия.
   Потому там, в Англии, так популярны фэнтезятины с сюжетом "я родился в бедной семье мелкого клерка(рабочего-кухарки), но на самом деле, мой папа король(герцог, граф и т. д.)". Типичный представитель в нашей фантастике этой писанины -- "Гарри Поттер"(сокращённо - ГП). Фанфики на него и подражания.
   Если не понятно, то перечитайте ещё раз и обратите внимание на чёткое разделение всего общества фэнтези -- на Магов и Маглов. На Высших и Низших. Причём смешение этих слоёв люто осуждается, а если предполагается какое-то движение, то только вниз по социально-магической лестнице -- класс сквибов и т.д.. Т.е. типичная социокультурная калька как старого, так и современного английского общества.
   Но даже если не пишется банальный фанфик на "Потного Гарри" то и другие фэнтезятины, с сюжетом "типа я Герой Граф( и т.п.)" без "низких происхождений" главгероя, оказываются часто того же пошиба. Ведь главгерою все прочие должны кланяться "по умолчанию" и прям обожать не сходя с места. Сомнения в легитимности, а тем паче подозрения в паразитической сущности всех этих графов, королей и прочих, отсутствуют как класс. А если присутствуют, то у "Чорного-Чорного Властелина" и иже с ним.
   Смешно, но 90% "бапской фэнтези" - именно она. Эта категория! "В англичском стиле".
   Рядом, но недалеко, находятся фэнтези в "Европейском" стиле. Эти отличаются от всяких более вольными порядками в, по сути средневековом, магическом обществе. Но, что характерно для всех фэнтези в стиле "меча и магии", это перенос в средневековое общество очень существенных черт современной европейской культуры. От "прав человека" и "правового общества", до лютой толерастии. Т.е. Герои тех произведений ведут себя как люди нашего современного, но европейского общества. Также нельзя не отметить, что почти все фэнтези этих двух типов -- в "английском" и "европейском" стилях, лежат целиком и полностью ( за очень редким исключением) в поле чисто европейской мифологии: эльфы, гномы, гоблины и прочие персонажи, давно уже приевшиеся и ставшие визитной карточкой "настоящей фэнтези", именно оттуда, - из сказок средневековой Европы.
   Американская фэнтези, отличается от всех тем, что несёт очень жёсткий отпечаток так называемой "протестантской этики". Это мало кем отмечается из публицистов и критиков, но тем, кто в курсе что это такое, видится влёт.
   Эта этика происходит из древней, ещё конца средневековья, религии протестантизма, а точнее берёт свой исток из основных положений калвинистской ветви этой религии. Из догмата предопределения.
   По нему, Бог заранее распределил кому в рай, а кому в ад, а живущий на земле может это определить только по тому, сопутствует ли ему по жизни удача или нет. Если нет -- в ад. Если да -- в рай. А как сопутствует -- совершенно не важно. Это значит, что тот, кто достоин попасть в рай, всю жизнь должен стараться прыгнуть выше головы, доказывая всем окружающим, и прежде всего самому себе, что он "удачник", а все остальные -- неудачники. Кстати по этой части, всё американское общество можно назвать обществом неудачников, так как почти на каждого в этом обществе приходится хотя бы один, но тот, кто преуспел больше. И по этому признаку каждый "удачник" на самом деле "неудачник". И только малюсенькая группка на самом верху их общественной пирамиды, может по праву сказать, что она реально "удачники". По признаку принадлежности к классу миллиардеров.
   Та религия уже давно осталась как декорация. Процент верующих в американском обществе весьма низок, но культура, в основе которой лежит вот это самое "предопределение" - осталась. И из него следует тот образ героя, который укоренился буквально в подкорке каждого американца.
   Да, по своим базовым признакам такая "эталонная личность идеального американца" мало чем отличается от банального психа, и типичного заключённого тюрем США. Кстати это утверждают американские же социально-психологические исследования. Но лютый индивидуализм, доходящий до крайнего эгоизма -- типичный образ главгероя написанного в культурной нише американской фантастики. Т.е. Культ "супергероя", или как его чаще называют наши читатели -- герой-супернагибатор.
   Т.е. сей главгерой всех нагибает, побеждает и так далее, причём зачастую по пути показывая чуть ли не демонстративное, нарочитое пренебрежение социальными нормами (ведь он Герой!).
   Последнее качество -- ярчайшая черта американской "героической" фэнтези. Впрочем и не только фэнтези. Любой боевик от Голливуда, где герой индивидуалист кладёт со своего "гана" всех и всяческих врагов пачками -- тот самый шаблон.
   Ещё одна ярчайшая черта американской фантастики (и фэнтези) -- Страх.
   Именно так -- С Большой Буквы.
   Даже сейчас, когда на нас тоннами извергаются культурные помои западного общества, в нашем обществе до сих пор нет этого Культа. Просто не сформировался.
   Однако в фантастике западной Ужастик -- это именно что культовое направление.
   Даже если сравнивать наши "ужастики" из серий типа "С.Т.А.Л.К.Е.Р." или "про вампиров", это бледная пародия на американскую. Часто никакого особого, эмоционального отклика (я имею в виду панический страх) у русских читателей и вообще российских потребителей этого чтива, не наблюдается. Любой "ужастик" наши люди смотрят(если кино) или читают, как банальное детективное произведение.
   Кстати даже в стиле написания ужастиков у наших авторов чувствуется, что им все эти "ужасы" - как-то пошарабану. Так, деталь пейзажа или повествования. Но никак не фетиш. И тем не менее, это хоть и грубая, но калька амерской фэнтези/фантастики.
   Данное пренебрежение "ужасами" и отсутствие культа Страха, по моему мнению проистекает из вполне нашей культуры и нашего же исторического опыта. Наша страна прошла через три кошмарных войны, где народ насмотрелся таких ужасов, что на десяток народов хватит. И не каких-то там выдуманных ужасов, а вполне конкретных, где гибли их родные и близкие, друзья и враги. Массово гибли.
   Люди насмотрелись и на "кровь и кишки по стенам" и после этот иммунитет к искусственным ужасам передал потомству. Да и сами представьте себе подростка, смотрящего фильмец в компании со своим воевавшим дедом-прадедом. Он смотрит на старшее поколение, которое посмеиваясь над "картоном" говорит что-то типа: "Какие-то тени-привидения? Трупы? Кровь по стенам?!! Чепуха какая!".
   Подросток смотрит на полный пофигизм старшего и думает: раз это "небывальщина" и "не страшно", то какого... я этого должен бояться?! И если Сам Дед пожимает плечами смотря на это... если для него это "полная фигня"... Значит и я не буду бояться и также пожму плечами".
  
   Ещё одна черта, - "экшен". По сути, банальная проходная фантастика американского типа -- это "действие без мозгов". Главгерой, "Сначала стреляет, а потом думает... и вообще кто сказал, что он вообще думает?"(С). Но, тем не менее, это ПУСТОЕ чтиво, весьма привлекает подростков пубертатного возраста, зацикленных на крутом комплексе неполноценности.
   Также для американской фантастики характерна мания торгашества. И тут совершенно не важно -- фэнтези это или "твёрдая н/ф". Главгерой должен выбиться в супербизнесмены путём применения современных приёмов маркетинга, менеджмента и т. д.
   Часто это очень смешно и несуразно выглядит в фэнтези, в мирах "Меча и Магии", но встречается. Как в западной фэнтези и фантастике, так и (кстати чаще!) в нашей. И даже великий Марк Твен с его "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" тут никого не научил уму-разуму.
   Кроме того, отличительной чертой именно американской фантастики является абсолютизация власти денег(до лютого культа монетаризма). И если в той же "английской" чаще педалируется "древность рода" и прочие заморочки наследования Высокого Происхождения, то в американской: "деньги есть -- ты человек, нет денег, - ты никто. И если у тебя много денег ты Всё!" А то, что действие по фэнтези часто происходит в обществе явно средневековом -- никого не колышет. То есть получаются эдакие дикие химеры, но не что-то более-менее вразумительное. И эта химера должна из нищих выбиться в короли. Через Деньги-деньги-деньги.
   Кстати, тот же знаменитый "Волкодав" которого назвали "первой славянской фэнтези", по этой части совершенно не славянская фэнтези, а американская, в антураже славянской мифологии. С натяжкой её можно назвать европейской, но не более.
   Вполне естественно, что так как у нас пишется фантастика копированием миров, и целых течений в фантастике, то в фэнтези крайне мало реально русской фантастики -- доли процента. На 80% это именно АМЕРИКАНСКАЯ, а всё остальное по типу либо европейская, либо английская.
   Также из американской, вышли и практически все произведения так называемой "религиозной фантастики". То есть фантастики, где есть христианский ад, рай, бог и прочие сугубо религиозно-мифологические персонажи. Кстати бОльшая часть ужастиков в американской фэнтези -- именно это направление -- религиозная фантастика. Примеры из ярчайших -- сериалы "Сверхъестественное", "Сумерки", фильмы типа "Константин".
   Да вы и сами можете привести тьму примеров такой фэнтези. Кстати говоря, нельзя тут не отметить, что вся она лежит в русле конкретно кальвинистской ветви протестантизма. Это нигде не говорится, но культурно-мировоззренческий отпечаток сего направления в американской фантастике слишком очевиден. От весьма мелких штришков, типа спасения только для главгероя и героини, но и более широко: весь мир дерьмо и предназначен в ад, и только нашими стараниями - Великих Американских Героев - вы можете ещё существовать. Т.е. бесконечное доказательство всем и вся, что американцы это самые-самые сверхнужные всем, мегакрутые и суперуспешные.
   Но так как большинство сей продукции предназначено для "внутреннего потребления" - т. е. в США, - бездумное копирование её основных мировоззренческих параметров, шаблонов и даже мемов, бывает очень смешным. Читать наших пейсателей, или смотреть современные россиянские фильмы этого направления - как мартышку в зоопарке наблюдать, которая пытается скопировать поведение и жесты зрителей.
   Сравните в этом ключе российский фильм "Защитники" и тот, с которого был слизан - "Великолепная четвёрка". Тупизм и идиотизм заимствований просто шокирующие!
   Можно ли к этой же струе в фантастике отнести бесконечные фанфики на аниме?
   Вообще-то да.
   БОльшая часть таких фанфиков, (да и весьма значительная часть аниме), также лежит в поле больше американской фантастики чем какой-либо другой. Но, что следовало бы отметить, в аниме (что, кстати, пытаются копировать и фанфик-писатели) японцы часто заворачивают серьёзный психологизм. Чего нет и не было в той же американской мультипликации и крайне мало в кинопродукции. Вообще, феерические тупость и идиотизм американской мультипликации уже стали притчей воязыцех (Кстати, попробуйте сравнить в этой части мультфильмы "Маугли" - американский и русский. Американский -- это сплошь приключения идиотов и кретинов пополам с тупыми негодяями. Русский -- вполне себе здоровое кино с живыми и умными персонажами, обладающими каждый своим характером, убеждениями).
   В этой части японское аниме бывает изрядно "глубоким", что многие не замечают. Даже при написании фанфиков.
   Можно ли по признаку написания фанфиков на аниме, выделить ещё и японскую ветвь?
   С трудом.
   Впрочем, это лишь моё мнение. Но так или иначе, очень даже хорошо видно, что как бы не три четверти современной российской фантастики, по своему типу, по культуре и психологии, к русской не относится.
   Тем более не относятся к истинно русской литературе и культуре, все извращения на тему постмодерна.
   Вообще, постмодерн -- продукт чисто западной культуры. Точнее её лютого разложения и загнивания. И реальной русской традиции там, в этой ветви противоречит буквально всё. И наиболее яркая черта, противоречащая русской традиции - отрицание существования Истины. А на этой почве, отрицание поиска Истины, провозглашение тщеты её поиска. Когда Зло становится Добром, а Добро Злом и т. д.
   Также из постулатов постмодерна следует и отрицание такого "фетиша" русской культуры как Справедливость. Отсюда же ноги растут из моды последних десятилетий в области живописания приключений разнообразнейших моральных уродов, романтизирующей жизнь негодяев -- воров, убийц, мошенников, продажных и беспринципных политиков и т. д.. Причём, что характерно, главгерой в таких произведениях при любом взгляде, ничем не отличается от натурального антисоциального элемента, место которому только в тюрьме.
   Такое присутствует во множестве в американской фантастике. Такое же, в виде моды, хорошо видно и в области современной российской фантастики. Но, что надо бы отметить, реальная русская литература последних десятилетий, хоть и находится под сильнейшим давлением западной культуры загнивания социума, но всё-таки отрицает эти "ценности" и даже пытается выстраивать свою, альтернативную реальность. Причём это характерно как для общества в целом, его реальных умонастроений, так и для литературы.
   Я очень много здесь пишу о западном влиянии, потому у читателя может создаться впечатление что всё погребено под завалами сугубо "западных" или "прозападных" произведений и возникнуть вопрос:
   Существует ли истинно Русская Фантастика?
   Неужели не осталось фантастики, которая не была бы калькой, (и прежде всего культурной), с западных образцов?
   Вопрос, ныне очень даже актуальный. Особенно когда тотальное омерзение "Американским образом жизни" и "западной культурой" не видят разве что слепые и глухие. По сути этот вопрос выливается в другой: есть ли в нашей культуре реальная АЛЬТЕРНАТИВА Западному "пути"?
  
   Да, такая альтернатива есть и фантастика, соответствующая этой альтернативе более чем хорошо представлена. И если фэнтези больше относится к категории "для аутистов" (хотя и тут есть очень сильные исключения), то "реальная фантастика" сосредоточена в большей мере в области н/ф той или иной степени жёсткости.
   И, кстати да: российская фэнтези -- по сути, по культуре, это не наша фантастика, а перепевки западной. А вот НЕфэнтези -- совершенно иное дело!
  
  -- Реальная русская фантастика
   Я знаю, что то, что я сейчас скажу, резанёт некоторых читателей и они тут же начнут меня костерить за "неправильную точку зрения", называть разными "срамными" словами(часто срамными только с их точки зрения) и так даее. Но мне плевать на мнение МАРГИНАЛОВ. Тем более, что будучи участником всероссийских соцопросов, я непосредственно знаком с реальным положением дел в области умонастроений в современном Российском обществе, а не тем, что нам пытаются втюхать пропагандисты разной степени бессовестности и лживости.
   Поэтому я буду говорить правду. Тем более, что нас, кто придерживается такой точки зрения, в стране абсолютное большинство. А тех, кто придерживается противоположной - в стране уже меньше шести процентов населения.
   По сути наша литература также является ещё и зеркалом этих умонастроений и, хоть и затянувшегося, но РЕАЛЬНОГО морально-интеллектуального поиска, что непрерывно вело наше общество последние тридцать лет.
   На настоящий момент этот поиск пришёл к своему итогу. Как в народе, так и в литературе, которая, по сути, во многом, была ведущей в этих поисках. И Итог уже предполагает наличие потребности сделать следующий шаг в эволюции как интеллектуальной, так и культурной, социальной. И этот шаг уже делается некоторыми читателями. Так что писатели, которые застряли на предыдущей стадии этого Поиска, или тем паче на его тупиковых ветвях -- выглядят как клоуны.
   Да, у нас в России всегда к печатному слову относились очень серьёзно. И нынешние времена не исключение. И если ещё десять лет назад в литературе были разброд и шатания с осмыслением только отдельных аспектов русской катастрофы, то сейчас на повестке дня -- ресоветизация. Причём жёстко стоит.
   Я ещё раз обращаю ваше внимание на то, что я не веду речь в своей статье о публицистике или научных статьях. Я веду речь о том, что является мэйнстримом в русской фантастике!
   Ныне ностальгия по советским временам -- повальная. Появились даже конкурсы в сети по части советской фантастики типа "СССР-2060". Имеется в виду не той, что когда-то, во времена СССР была написана, а та, что пишется сейчас в стиле и в качестве той фантастики.
   И в рамках этих процессов, в русской фантастике выделилось два направления. Не равноценных. Но неразрывно связанных.
   Первое направление, которое и отвечает за переосмысление прошлого, это альтистория и так называемая попаданческая фантастика.
   Второе направление -- фантастика космическая. По сути, эта вторая часть современной русской фантастики -- следствие той работы, что произвела фантастика первого направления, по восстановлению и модернизации самосознания русской нации после предательства элиты и катастрофы 1991 года. Но понять сущность этого второго направления невозможно без осмысления того, что вело русскую фантастику последнее время и являлось мэйнстримом -- первого направления.
  
   Начиналась эта фантастика, как попытка осмысления прошлого. Но вылилась в разбор этого прошлого и ОЧИСТКУ ЕГО ОТ МИФОВ. Зловредных, клеветнических мифов, которых немерено нанёс нам Запад через наших российских либералов. Да, большая часть этих мифов и так светила своей откровенной бредовостью (типа мифа о ста миллионах расстрелянных в Репрессии). Но главная заслуга русской фантастики в этой области -- не просто вычленение мифов(часто для непосвящённых выглядящих вполне себе правдоподобно), но и их разбор с опровержением конкретными историческими фактами.
   Оцените юмор ситуации: задачу реального разоблачения антисоветских и антирусских мифов с донесением этой ПРАВДИВОЙ информации до широких масс, взяла на себя русская фантастика! Причём в большей части именно БОЕВАЯ русская фантастика! И ведь с этой задачей наша ФАНТАСТИЧЕСКАЯ литература справилась на пять с плюсом!
   Но, как водится, на разоблачении мифов, наша русская альтисторическая, "попаданческая" фантастика не остановилась. Часто параллельно шло не просто опровержение мифов, но и разбор того, почему так произошло в нашей истории, а никак иначе. С разбором альтернатив, разбором вариантов того, как оно могло и не могло быть и, что особо ценно, почему не могло быть иначе.
   Один из ярчайших и эталонных уже примеров такого - "Вчера будет война" Сергея Буркатовского.
   Постепенно, речь плавно перешла с разоблачения мифов, на разбор реальных (а не мифических) ошибок, что были допущены нашим народом, руководством страны в процессе строительства нового общества. А из анализа ошибок вполне закономерно стали вырисовываться и альтернативы.
   Из альтернатив -- реальная модель желаемого будущего. Того, что исключает повторение тех ошибок, что привели к катастрофе.
   И на фоне этой фантастики особо убого смотрятся отдельные опусы, где "возрождается монархия", "побеждают белые" или подобный ей бред со всякими "национально-религизоными" альтернативами. Есть даже целый пласт такой фантастики, которую метко назвали термином "бояр-аниме". Заметьте: уже в названии содержится как издёвка, указание на несерьёзность и фанерность жанра -- аниме.
   Конечно, "бояр-аниме" она не ограничивается. Есть и попаданческо-альтисторическая, "чистая" монархическая фантастика. Но как бы ни были эти повести и романы талантливо написаны, они воспринимаются как... небывальщина и бред воспалённого воображения. Не как "реалистичная н/ф", в которую можно поверить и которую можно примерить на себя, а как "фэнтези про драконов и магию". Типа: "да, бред и этого не могло быть, но сюжет хорошо скроен и можно почитать".
   Собственно, убогость особо подчёркивается конкретной цифрой придерживающихся национально-монархических идей в нашем государстве, полученной по соцопросам. Этих "особо православных" даже меньше, чем либералов -- четыре процента.
   Я не зря проехался по "православности" и "националистичности" той фантастики, что становится андеграундом и стремительно маргинализируется.
   Реальная модель, что сейчас актуальна, и обсуждается в подобной литературе имеет вполне конкретные черты Проекта, Образа Желаемого Будущего.
   И этот Образ начисто исключает иррациональность в обществе, или того хуже, теократическое государство. Тем более, что теократическое государство возможно только при восстановлении Сословного государства. А, как хорошо видно по соцопросу, сумасшедших, желающих снова, как наши предки, стать рабами у Господ, оказаться наглухо замурованными в клетках сословий со статусом рабочего скота, крайне мало. Уже тем, что есть сейчас они сыты по горло.
   Также бросается в глаза и то, что в формируемом Образе крайне чётко видно положение, что всё общество должно быть пронизано наукой, что прогресс должен быть завязан не на какие-то "глупые поповские байки", а на науку и передовую технику. Которая должна внедряться в жизнь не по желанию или нежеланию отдельных "руководящих работников", а по требованиям целесообразности. Т.е. полностью определяться выстраиваемой системой, как можно меньше зависимой от прихотей отдельных бюрократов.
   Общество в этих фантастических произведениях представляется как сугубо интеллектуальное и высокообразованное. С возможностью реализации полезных для общества талантов для всех без исключения людей. Невзирая на статус, социальное положение или уровень доходов. Эти "интеллектуально-научные" черты общества там представляются как строго обязательные и как фундамент благополучия.
   И что красной нитью проходит через все эти произведения, общество строится так, чтобы исключить из него любой Хаос. Т.е. общество строится на идее всеобщего планирования и оптимизации. Общество, в котором в идеале вся экономика управляется и оптимизируется глобальной компьютерной сетью, где исключены все возможности для воровства или какой-либо формы паразитирования одних людей на других.
   Одним из характерных произведений в этой области можно назвать суперпопулярный на сайте Самиздат "Морской Волк" В. Савина. Чистая, попаданческо-альтисторическая фантастика, "с разбором полётов и исправлением ошибок". Но тем не менее, то, что я описал выше, в нём присутствует в полной мере.
  
   Но так как уже решены проблемы прошлого, история страны очищена от мифов и лютого вранья вражьей пропаганды, причём не "на бумаге" очищена, а в умах людей, то встаёт и "следующий вопрос повестки дня" - как вернуть власть народу? Как в процессе сделать так, чтобы уже БУДУЩЕЕ общество было имунно от вирусов компрадорства и жлобизма, которые привели к краху СССР?
   Уже появляются и такие произведения.
   Есть фантастика, где описывается и процесс перехода всего общества к новому состоянию, его структура, его жизнь. То есть выстраивается вполне конкретная модель, которая практически готова к воплощению в жизнь.
   Да, этих моделей сейчас... многовато. Есть и вполне нежизнеспособные, как например, описанная неким "Назгулом" на СИ. Но все они в той или иной мере отрицают и торгашество, и вообще ценности буржуазного общества. Что очень симптоматично, так как показывает всем, что Поиск уже завершён. И Образ Будущего уже выкристализовался. А шлифовка идёт лишь в деталях.
   Весьма интересно в этом контексте произведение Павла Краснова "Нейросеть". Как отмечают многие, его произведение в чём-то перекликается с "Меганезией" Розова. Но Розов, в отличие от Краснова либертарианец, что делает его модель (в отличие от красновской) нежизнеспособной и слишком фантастичной.
   Также "Нейросеть" отличается и очень хорошо прописанными деталями общества. Как техническими, так и социальными, психологическими. Хорошо изображена сама жизнь общества, его ценности. В этом опять-таки хорошо проглядывает именно русская традиция. Особенно новая русская традиция, которая выросла и закрепилась в народе уже во времена СССР.
   По этой традиции все "вечные вопросы", что были интересны нашей литературе ещё с 19 века, их решение чётко увязаны в глобальный контекст. В то, каким является общество, каково его устройство и что надо сделать такого, чтобы оно стало лучше -- моральнее, справедливее, сильнее. Причём, ярчайшей чертой последнего, что я уже говорил, является прочная укоренённость Желаемой Модели Общества в Науку.
   По сути наука в ЭТОМ обществе единое целое со всеми остальными компонентами и является одним из ведущих. Чего, кстати, нет у остальных -- оппонирующих "красному" направлений. По сути наука является ярым и абсолютным антагонистом любой религии. А это значит, что наш народ уже переболел религией и всё больше начитает её отторгать, показывая в той Модели Желаемого Будущего её полное отсутствие как Идеал.
   Да, в "оппонирующих" есть некая "технологичность" мира. Этим отдаётся дань реальности. Но что делает в глазах большинства те модели совершенно нереальными, так это Сословность общества и укоренённость в это общество лютых религиозных и прочих суеверий. По сути, в этих "оппонирующих" зачастую религия является ведущей в обществе. Т.е. описывается "нормальное" теократическое государство. Но так как религия является абсолютным антагонистом науки, то вся модель уже в этой части превращается в лютый шизофренический бред. А современные "наезды" РПЦ на науку и образование, - что называется "в реальности", лишь подчёркивают этот нелицеприятный факт -- лютой шизоидности той "модели".
   Да, сейчас РПЦ пытается "приватизировать" мораль и нравственность в обществе, объявить эти качества своей полной собственностью и епархией.
   Но дела в общественном сознании обстоят так, что мораль и нравственность не просто давно отделена от вопросов религии, но и давно же стали вполне самостоятельными. Стали частью культуры народа. Чего, кстати, религия так и не сделала за последние тридцать лет. И несмотря на отчаянные попытки попов протолкнуть в общественное сознание именно религию, даже сами они отмечают, что истинно верующих(а не болтунов, которых всегда было много) в их приходах не более полутора-двух процентов от населения.
   Но и это не всё!
   И самое смешное, что такой подход преобладает не только в научной и паранаучной русской фантастике, но и... в фэнтези! Мораль и нравственность, как хорошо видно по произведениям, чётко отделена от вопросов религии. В крайнем случае религия рассматривается как один из инструментов поддержания в народе морали и нравственности. Но не как её заменитель.
   К сожалению, формат статьи не позволяет привести достаточное количество примеров. Но всякий, достаточно внимательный читатель эти черты русской фантастической литературы очень хорошо видит.
   Нельзя сказать, что морально-этический поиск присущ только н/ф направлению в нашей русской фантастике. Н/ф, в своей попаданческой ли, альтисторической или космической ветви так или иначе лишь наиболее яркое отражение ведущихся в обществе идеологических боёв и интеллектуальных поисков. Но тем не менее, отражая настроения в обществе, они тем самым способствуют проникновению соответствующих представлений о реальности или представлений о Желаемом Будущем, о том как именно должно быть устроено общество чтобы быть справедливым, даже в область фэнтези!
   От главгероев с сугубо русской культурой и понятиями о справедливости, мотающихся в мирах эльфов-гоблинов, до вполне себе "городской фэнтези" с атрибутами нашего современного мира. Такова, кстати, фэнтези-трилогия "Квинт Лициний" М.А. Королюка, где герой, по воле "высших сил", получает сверхзнание и отправляется спасать Советский Союз в 1978 год. Вполне себе откровенная фантастика альтисторической, попаданческой направленности. И если не изначальный фэнтезийный посыл, про Высшие Силы, то читается как стандартная попаданческая фантастика "красного" толка.
   Но также эти же ценности нашей культуры, стремление к "совковой справедливости" (как наши враги её называют), проявляется и отдельными штрихами (часто и конкретно сюжетообразующими, а не "просто так попутно главгерой сказанул") во вполне фэнтезийных сценариях. Кощиенко тетралогия "Косплей Сергея Юркина". Главгерой часто рассуждает на предмет что справедливо, а что несправедливо. И в его рассуждениях(несмотря на общую зацикленность ГГ на деньгах) чётко проглядывает именно та, наша культура и представления о справедливости.
   Характерен эпизод (напоминаю: рассуждение в фэнтези!), когда главгерой рассуждает о чисто западном фетише -- благотворительности.
   "...говоря о благотворительности, мы должны иметь в виду не нечто общее, оторванное от жизни желание добра, а действия и поступки конкретного человека. А у конкретного человека (имеется в виду богатый благотворитель моё прим.) ресурсы ограниченны всегда, он ведь не бог. Он может отдать только часть того, что имеет. Поскольку ресурс ограничен, то возникает естественное желание получить максимум от его использования. И вот тогда возникает вопрос. Есть, например, - ребёнок и старик. Помочь можно только одному из них. Кому будет правильнее помочь?
   - А ты как сама думаешь? - заинтересованно спросил меня преподаватель.
   - С логической точки зрения, помогать нужно ребёнку, - сказал я, - для государства выгоднее, чтобы он вырос. Он будет работать, платить налоги. В стране будут рабочие руки, которые могут помогать тем же старикам. Но с точки зрения справедливости, это несправедливо по отношению к пожилым людям. Они проработали всю жизнь, и у них нет впереди столько времени как у детей. Они уже ничего не могут сделать, и им остаётся только умереть. Это приводит меня, сонсен-ним, к философской дилемме, на которую я не нахожу ответа. Как быть?"
   Решает же главгерой эту дилемму чисто "по-советски" и "антиконкурентно-антирыночно": "Помогать нужно всем. Нужно что бы государство было богатым и денег хватало на всех. На стариков и на детей. А всё остальное - это решетом море вычёрпывать...".
   То есть, озвучена вполне конкретная модель социального государства, в корне противоречащая установкам общества рыночного, буржуазного, нацеленного на эгоизм, конкуренцию всех и вся.
   (Кстати там же, в этом произведении присутствует в явном виде идея, что для возвышения человека в обществе должен быть главным и ведущим талант и порядочность, а не толщина кошелька, текущее положение на социальной лестнице занимаемое изначально, бюрократические порядки, или возраст. По сути, присутствует весь комплект т.н. "совковой справедливости". Т.е. полный пакет представлений чисто русской культуры в её чисто советском варианте).
   Тут кто-то из читателей начнёт швыряться "неотразимыми аргументами" про "их социальное государство". Стоит тут весьма конкретно напомнить, что реально это "социальное государство" взялось именно из модели СССР и было компромиссом властной элиты ради элементарного самосохранения. Сейчас же, с падением СССР, вся система "социального государства" на Западе активно демонтируется под предлогом как раз той самой "нерыночности" и "убыточности", в угоду максимизации прибыли корпораций и прибыли власть имущих.
   А ведь то, что я сейчас упомянул хоть малюсенький, но весьма характерный эпизод в море подобных же утверждений в множестве других подобных произведений!
   И что характерно для многих российских читателей, даже на словах ярых апологетов рыночных экономик, они не только весьма спокойно воспринимают люто антибуржуазные "заходы" своих любимых авторов, но и даже их не замечают! А не замечают часто потому, что произведения, написанные в фэнтезийном ключе, сами не предполагают "социализмов". Да и сами авторы тоже, часто имея на 9/10 "неправильные"(с т.з. кондового либерала) представления о том, как должна быть устроена жизнь, часто выдают себя за апологетов рыночных экономик.
   Смешно?
   Да! Но факт!
  
  -- Космизм как ключевой элемент
   Ну и самое примечательное, что медленно, как подводная лодка из глубин, поднимается из недр нашей литературы, так это устремлённость в Космос.
   Наша, сугубо русская философия Космизма, оказалась не по зубам нашим врагам. Она пробилась. Она ВЫЖИЛА! И теперь, подспудно она выражается в медленно, но неуклонно растущем интересе к КОСМИЧЕСКОЙ фантастике.
   И это не к космоопере, что опять-таки вылезла из недр американской фантастики и по большому счёту является "незаконнорожденной" дочерью американской же фэнтези.
   Реальная русская космическая фантастика серьёзно отличается от космооперы!
   И отличается больше именно постановкой Великих Проблем. С их решением.
   И пусть полуфэнтезийная "Отзвуки серебряного ветра" И. Эльтерруса и им подобные могут показаться эдакой космооперой, но... Они реально сильно отличаются!
   Хотя бы тем, что априори во всех этих произведениях упор идёт на Науку, и у любого общества предполагается Перспектива. И эта Перспектива начисто исключает такие идеи, как построение неофеодального общества, о котором мечтают современные западные футурологи(кстати, судя по последним исследованиям такое общество таки построено в... России).
   Космос в русской космической фантастике рассматривается не как арена драки шакалов, не как абсолютно враждебная среда, а как реально будущая среда обитания, которую надо осваивать, к которой надо как-то подстраиваться и её перестраивать на свой лад. Также в этой фантастике предполагается и вполне себе конкретные параметры построения общества, которые также антагонистичны "ценностям" конкурентного общества. И антагонистичны именно в том, что не предполагают что человек человеку должен быть обязательно волком.
   По нашей культуре, по философии Космизма, не должно быть этих волчьих отношений между людьми. А это значит, что и общество должно выстраиваться не на основе конкуренции, а на основе сотрудничества и взаимопомощи. На понимании того, что человеческая природа пластична. И если к человеку относиться как к зверю, неисправимому зверю, то и будет в результате он Зверем. Но если апеллировать изначально к светлым чертам человека, то и вырастет не бестия, а Человек. Последнее предполагает возможность совершенствования общества. Его восхождения от плохого к лучшему, чего нет в американской фантастике. Там в лучшем случае предполагается, что человеческая природа плоха но статична. И "лучшее общество" тоже статично.
   Да, в этом западном "стандартном" фантастическом обществе развиваются, совершенствуются технологии и прочая "железная" атрибутика. Но не человек. Не его морально этический облик.
   Вот последним и отличается реальная русская космическая фантастика с её скрытым до поры до времени Космизмом. С философией, что в космосе нам предстоит именно ЖИТЬ, а не драться. И по сути Космизм это философия жизни. Той, что упирается не в "корыто" как в философии либерализма, а в звёзды. Что человек должен развиваться -- от плохого к лучшему. Как каждый по отдельности, так и всё общество в целом. Он не зверь с неизменяемо животными, зверскими чертами и наклонностями, как постулирует Западное общество. И если он таки Человек, он ДОЛЖЕН развиваться!
   Куда? Да пусть даже в сторону "богоподобия", как когда-то постулировали религиозные космисты России конца 19 - начала 20вв. Ведь в сущности, что такое "богоподобие", если отрешиться от чисто религиозно-мифической компоненты такого термина?
   Человек в своём развитии, постепенно осваивал силы Природы. Сначала интуитивно. Изучал их и ставил себе на службу. Но потом, с возникновением науки, этот процесс был поставлен "на поток". К двадцатому веку, путём вычленения Законов Природы и производства приспособлений использующих их, через манипуляцию силами с использованием их максимальной эффективностью. И теперь мы вышли к следующему этапу -- познанию не законов, которые управляют силами, а познанию СУЩНОСТИ самих этих законов. Не к манипуляции силами, а манипуляции и изменению себе в угоду самих этих Законов. Но что это за уровень овладения материей, если обратиться к мифологии?
   Это уровень Богов.
   По сути, современная русская космическая фантастика, русский космизм как раз и провозглашает этот Путь. И ответ даётся почему мы сейчас не можем двигаться по этому пути и что надо для того, чтобы на него выйти.
   И ответ же также очевиден для любого представителя русской культуры: надо отказаться от конкуренции, от построения общества на основе "драки всех со всеми", возврата к восстановлению человеческого в человеке, к ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, которую так активно и настырно уничтожает в собственном(и нашем) народе западная культура.
   Всё это есть в русской фантастике "космистского" направления.
   И пусть в меня бросят камнем, но я считаю, что образцом последнего направления в фантастике пока является Эльтеррусовская тетралогия "Отзвуки серебряного ветра".
   Пока? Является?
   Напиши своё и лучшее, если со мной не согласен!
  

Оценка: 3.46*17  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"