Это будет самая моя злая рецензия на конкурсе, да...
Взялся читать эту книгу исключительно потому, что ее автор неустанно критиковала всю современную российскую литературу (кроме своей книжки), утверждая, что у всех-то других авторов никуда не годные и безыдейные фэнтезюшки, а вот у нее... О, не просто книга, а книга с Идеей! Целиком, правда, не нашел, так как автор поспешно удалила произведение со всем своим разделом, но две первые части в интернет уже успели просочиться. И что же там видим?
С самого начала разговоры героев вызвали нехорошие подозрения:
"- Я человек неграмотный, даже читать не умею, и то твердо знаю - у кого власть и деньги, у того нынче сила.
...
Орин удивился словам своего товарища. Раньше тот казался ему простодушным и недалеким человеком, которого кроме выпивки и женщин ничего не интересовало, а тут в нем обнаружился незаурядный ум."
Да... Сообразить, что у кого власть и деньги - у того сила - это, конечно, способен только незаурядный ум... А вроде бы, испокон веков последний крестьянин на это жаловался.
Или
"Ты дядю сразу узнаешь, он такой же черноволосый как я."
Хорошие приметы, а главное - редкие. Главное - точно определить уровень черноволосости.
Все это уже снизило планку ожиданий, которая и так находилась невысоко.
Ладно, так о чем история?
В некотором царстве-государстве жило-было некое Братство Света. Обязанности этого Братства автор обрисовывает смутно: "нести истину и искоренять ересь". В общем, что-то типа иезуитов, но не совсем. И позарез понадобилась этим братьям некая книга. Пышно объявив владельца этой книги "Хранителем", его объявляют в розыск. Зачем, почему - непонятно.
А главный герой возвращается тем временем с войны домой... Герой, конечно, крут - в бою один троих стоит, все встречные женщины вешаются ему на шею и пр. В гостинице ему встречается старик, который просит взять в попутчики. Герой сначала хочет отказаться, встревожившись: "а вдруг старик помрет в пути, хлопот не оберешься". Оптимистичный молодой человек, а, главное, добрый...
Но старик той же ночью и в самом деле умирает, оставив новому знакомому в наследство книгу любовных стихов, взяв клятву эту книжонку хранить (все, конечно, тут же поняли, что это и есть та самая загадочная книга, позарез нужная Братьям). Герой хранить поклялся, одновременно думая: "грех клятвопреступления, как и любой грех, можно искупить пожертвованием в храме". Нет, чем-то не тем занимается Братство, какой-то не такой свет истины несет, если верующие так думают...
Братья, конечно, тут же за героем, но тому сначала одна впервые увиденная женщина на шею кинулась - и в постель, вот он с погоней и разминулся. Потом другая, тоже впервые встреченная, сообщила: тебя ищут, - и помогла сбежать, попутно опять же в постель...
Братья, охотящиеся за книгой ведут себя странно: только и пытаются, что догнать и скрутить "хранителя" и всех, кто с ним, заодно. А чтобы всем было понятно, что они именно Братья, всюду ходят в форменных плащиках. Явно уступают своему иезуитскому прототипу: нет, чтобы переодеться, порасспрашивать осторожненько, пошпионить, наконец по-хорошему попросить : отдайте вредную и опасную книжечку, молодой человек, и разойдемся мирно. Но нет, только силой отнять и только так, чтобы всем сразу стало ясно: готовится черное дело! И еще глупее выглядят открытые расхаживания в форменной одежде при том, что все вокруг, вроде бы, уже заранее знают: если кого ищет Братство, тот наверняка невинная жертва, а значит спасать его надо! Репутация у Братьев, видно, та еще, впрочем, неудивительно при таких-то тупых методах.
А герой, дурак, и рад. Смекнул: раз Братство книгу ищет, значит книжечка-то не простая и надо ее сберечь, важнее, чем собственная жизнь, книга-то! Откуда только мысли такие взялись. Опять же, очевидно, сложилось уже общественное мнение: поступать наперекор Братству - это хорошо и правильно! А уж на кой это ему самому...
Да, и решил герой спрятаться... у себя дома. Как-то в его умную голову не пришло, что там-то его и проще всего взять будет. Но нет, только, думает, по дороге бы в засаду не попасть, а там уж...
И вот уж схватили героя подосланные Братством разбойнички, и тут бы и конец ему пришел, если бы не встречная Мэри Сью. Она героя тоже в первый раз в жизни увидела (это уже третья такая, считаете?) - но сразу же решила, что непременно выйдет за него замуж. И пошла спасать: поубивала всех разбойников, кому буйну голову снесла мечом, кого просто на деревце повесила... А что, она же лучше всех умеет драться, стрелять из лука, а еще раны врачевать (ага, герой-то раненый, как же без этого полезного умения, кстати, герою она ампутировала руку, но он поразительно мало чувств по этому поводу проявил). И вообще она вся из себя красивая да богатая, да умная, да веселая, и как-то так сделана, что врагов режет-пытает с удовольствием и жестокостью, а потом с героем вся такая милая-невинная становится. В общем, Мэри Сью, типичная, все как положено.
В общем, уехал с этой Мэрисьей герой наш за границу своего королевства, и на этом вторая часть закончилась.
Что в итоге имеем? Очень странный главный герой, странные антагонисты, пара картонных женщин, пара-тройка таких же картонных почти одинаковых "старых вояк" и одна МС.
Язык книги тоже не отличается особой красотой, как и само построение сюжета: пошли-пришли, поехали-приехали, начали драться - всех врагов порубили в куски. Все просто и скучно.
Теперь, что касается самого главного по утверждению автора - той самой идеи, которой нет ни у кого, а у нее есть. В чем идея? Как говорит автор: в том, что высокодуховные люди могут быть мерзавцами, а бездуховные и эгоистичные могут совершать хорошие поступки.
Что до "добрых бездуховных эгоистичных людей", то тут все понятно: Мэрисья влюбилась в героя, наделенного авторской волею неотразимостью, и пошла за него всех крошить, не разбираясь - все ради своего личного семейного счастья. Вроде бы, покрошить тех, кто хочет убить твоего возлюбленного - это хороший поступок, добрый. С другой же стороны, автор, видимо, сама запутавшаяся, в другом месте книги упрекает другую героиню совершившую убийство ради спасения человека: ай-ай-ай, мол, как нехорошо, у каждого тобой убитого ведь могли быть жены-дети-сестры-братья. Понятно, конечно, что на Мэри Сью такие упреки распространяться не должны.
Однако где же тут "высокодуховные люди"? Недоиезуиты из Братства Света что ли? Они выглядят скорее тупыми громилами. Понятно, что на всякие мерзости для достижения своей цели они могут пойти, но сами эти их цели и идеи обрисованы настолько смутно, что совершенно не ясны. Короче, "в Средние Века злые церковники преследовали всех инакомыслящих". Но в учебнике истории за 6 класс как-то более увлекательно и убедительно о том же рассказывалось.
Подведя итоги, можно смело сказать, что утверждения автора о высокой идейности своей книги, благодаря чему та превосходит всех конкурсантов и чуть ли не всю современную российскую литературу - совершенно беспочвенны. Вместо того, чтобы ругать романы других конкурсантов, не читая их, автору "Книги тайн" лучше бы как раз почитать книги других участников конкурса и поучиться у них.