Nazgul : другие произведения.

Влажные мечты поколения Пепси (рецензия на роман "Летняя вьюга" Павла Сормова)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.01*28  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для литературного конкурса "100%-ная фантастика".

Влажные мечты "поколения Пепси".

(рецензия на роман "Летняя вьюга" Павла Сормова)

Для предварительного создания настроения хит "Голубого огонька" 1 января 1986 года

"Нет-нет-нет-нет - мы хотим сегодня!"

  
  "Много веков назад, жил на свете кривой нищий Шир-Али. У него
  была мечта. Иногда он говорил своим друзьям беднякам:
  - Ах, если бы я стал владыкой Самарканда!
  Весь город знал о мечте Шир-Али. Люди смеялись, встречая его.
  Великий Тимур-Ленг, когда услыхал об этом, жестоко удивился.
  - Это неправильно, - сказал он, - если мечта нищего достойна героя!
  Когда Самарканд был покорен, а красоту города, во всём его величии,
  восстановили после штурма - Железный Хромец вспомнил и повелел:
  - Найдите и приведите ко мне нищего, по имени Шир-Али!
  Нищего отыскали и доставили. Непобедимый, осмотрев его, приказал:
  - Вымойте, оденьте и поклонитесь! Отныне, он - владыка Самарканда!
  Дождавшись, когда Шир-Али гордо сядет на коврах, в шёлке и золоте,
  а пред ним преклонят головы все великие мурзы, воины и мудрецы,
  Тамерлан с интересом спросил:
  - Какой же первый приказ ты сейчас отдашь подданным?
  Недолго думая, одноглазый привычно заголосил:
  - Добрые люди - подайте своему бедному повелителю..."
  
  Легенда о Тамерлане
  
  Сразу сознаюсь - предвзят. Но! Роман Павла Сормова "Летняя вьюга" выделяется среди прочих текстов на конкурсе НФ-100, как горный пик, посреди засиженных жабами и поросших мхом болотных кочек. Свежо, злободневно, остро... При всех шероховатостях стиля (автор инженер, это его первый литературный опыт). Я совершенно не в восторге от идеологического подтекста романа, но отдаю должное технической въедливости автора, превратившего затасканный сюжет о внезапном пробуждении "паранормального таланта" у обычной отечественной девочки-подростка, в "hard SF". Мудрую и нетолерантную "страшную историю для взрослых". Современным русским языком, не стыдясь иностранных слов, хлестких цитат и циничных аллегорий, Сормов показывает "острый эксперимент" на вечную, как мир, тему "что будет, если на наших людей вдруг свалится почти божественное всемогущество?" Станут ли они от этого добрее и умнее, или вообще "слетят с нарезки"? Дополнительно отмечу, что, сделав одного из действующих лиц (Дмитрия Мышканцева) своим "альтер-эго", Сормов продемонстрировал дремучий реализм. Ни харизмы, ни талантов - не прибавил. Уважаю! По словам автора - остальные персонажи тоже имеют живых прототипов и описаны буквально "с натуры". Возможно, в этом заключается причина отменной, для начинающего писателя, "проработки характеров" у главных героев. Таким образом, получилась не просто "сказка", а "твердая НФ", точнее, "честная инженерная реконструкция". "Испытательным полигоном" - выбраны Россия и Украина 2012 года (по состоянию до Гражданской войны). Роман писался два года, реальная история указанный "эксперимент" опередила и чуть подправила. Простим...
  
  "Фантастика ближнего прицела" - нелюбимое дитя критиков и литературоведов. Фантастика, играющая с нашим временем - мишень для "охранителей политического целомудрия". А что прикажете делать людям, воспитанным на "старой советской фантастике"? "Летняя вьюга" тяжеленной гробовой плитой накрывает все мечты о "светлом будущем", как оно виделось жителям одной шестой части суши ещё совсем недавно. Амба! Выросло и возмужало первое "несоветское" поколение (воевавшие дети не воевавших отцов), полной меркой насладившееся "беззаботным детством" в СССР, но, с головой утонувшее в антисоветской пропаганде конца 80-х и бардаке начала 90-х годов прошлого века. "Пятилетка промывания мозгов" - перевесила добрых 70 лет железобетонной (но серой и кривой от нехватки конкурентов) коммунистической пропаганды. Подержанные японские машины и яркие порнографические журналы, "супергерои" и "аниме" - затмили родных Чебурашек и Павок Корчагиных, космические триумфы и высокие идеалы... Ни о каком там "коммунизме", "правде" или "социальной справедливости", в новом жестоком будущем больше не мечтают. Буду честен, лично для меня, роман "Летняя вьюга" дал редкостную возможность заглянуть в душу людям, которых я уже не могу понять.
  
  Граждане бывшие товарищи - поздравляю! Молодое поколение XXI века (текст явно писан в расчете на "подростковую" аудиторию и возможно, скоро будет экранизирован) - мысленно, нас всех уже похоронило. У них свои планы на этот мир и никаких там "СССР-2" - их "проект" не предусматривает. Не смотря на то, что в "Летней вьюге" полным-полно отсылок к "советскому" прошлому и "красных" аллегорий. Увы, нам! Мечтать о каком-то "авторитете старших" или даже о "праве голоса" в обсуждении общего будущего - наивно. Сто лет назад, весной 1918 года - аналогичная ситуация взорвала страну Гражданской войной... Сын пошел на отца и брат на брата... Никто не собирался договариваться... Все стороны считали - что имеют право сразу стрелять. Короче говоря, роман знаковый. "Первый звонок" к на глазах приближающейся силовой пересборке планеты. И не одной России... Глобализация, блин... Автор промаршировал по "любимым мозолям" всех социальных групп, оказывающих влияние на жизнь современного мира. Досталось и мафии, и олигархам, и даже ZOG. На нашей маленькой и тесной Земле, при любом "нарушении баланса" - неизбежно глобальное сведение счетов... Несколькими шикарными мазками, Сормов набросал "эскизную зарисовку" своего видения этого катаклизма. Вышло живенько. В лучших традициях ранней советской фантастики типа "Гиперболоида инженера Гарина".
  
   Дополнительный шарм придает "Летней вьюге" тот факт, что в культурном смысле автор продолжает "сидеть на двух стульях". Бывшему советскому пионеру, выбившемуся в люди среди "дикого капитализма", в этом году исполняется 40 лет. Взрослый, бывалый, воевавший в Чечне мужик... Цитирую, как "он это видит":
  
  "...Советский Союз, уже более двадцати лет как исчезнувший, растворялся в "аниме", наряду с такими же красивыми и жестокими проектами, как Имперская Япония и Третий Рейх, занимая своё законное место грозного призрака в этом "искусстве проигравших"... тоже проигравших... тоже странно надломленных историей. Да и со стороны, СССР, особенно ранний, вполне соответствовал духу этого чуждого искусства. Садистические истории пионеров-героев, сгорающие в своих фанерных бипланах "ночные ведьмы"... подростково-травматичное искусство раннего Союза, все эти "Судьбы барабанщиков", да и позднее... Мегакавайная "Гостья из будущего" та же, "Отроки во Вселенной"... "
  
  Символично! Ни убавить, ни прибавить... Учтите, что в романе описана "материально-техническая база коммунизма", обеспечивающая каждому (!) полное удовлетворение любых мыслимых потребностей. Но, не в престижном барахле, как оказывается, заключено человеческое счастье, м-да... Хочется власти и почестей. А ещё кое-кому, "для полноты счастья", надо мучить других людей. Иначе 100% счастья никак не получается. В романе показан "правильный" способ решения проблемы. "Волосы встают дыбом на всех моих головах..." (с)
  
  Что может пропищать, в свою защиту, насильно выталкиваемое на помойку истории "племя совков"? К каким аналогиям или историческому опыту обратиться в заочном "споре поколений"? А вот рискну - и вякну! Благо, что сюжет с "волшебными возможностями", попавшими в руки обыкновенного мальчика или девочки в литературе достаточно популярен. Моментально вспоминаются лампа Алладина, говорящие щуки, "коты в сапогах" и прочие "артефакты". Счастливые обладатели "чудесных ништяков", там пускаются во все тяжкие - лезут в женихи к царевнам, хапают власть, знания, богатства и титулы. Заводят дворцы, слуг и восторженных поданных. Расчетливо пользуются упавшим с неба счастьем. Поднимают свой социальный статус и "красиво тусуются". Нормальное поведение для ровесников автора и героев его романа? "Все люди так поступают!" (с)
  
  Короче, с точки зрения искусствоведения, "Летняя вьюга" начинается, как "чистый классицизм". Если кто запамятовал школьные уроки, "искусство господствующих классов, где повествуют исключительно о богах и героях". Все главные персонажи романа (женщины и девушки) - ослепительно красивы, успешны, "прекрасно устроены" (по российским меркам) и не испытывают особых материальных или моральных затруднений. Все они, поголовно - или знакомы с влиятельными лицами, или родственники таковых, или "как-то рукопожаты". "Быдла" или подлого люда - в тексте просто нет. "Кухаркиным детям" в данную сказку вход строго запрещен. Не дай бог, получив всемогущество, начнут мстить или "припоминать старое" своим обидчикам... На этаком фоне, особенно поначалу, "Гарри Потер" смотрится сущим "социалистическим реализмом". Однако, отдадим бывшему товарищу, господину Сормову, должное. Инженер поборол в нем литератора. Вдумчивый анализ не только научной, но и психологической правды - оказался приоритетнее. И - текст зажил собственной жизнью. Где-то к концу его первой трети герои внутренне раскрылись, сделавшись похожими на нормальных людей, а не лакированных персонажей античных мифов и рыцарских баллад. А роман превратился в "постмодернизм".
  
   Полагаю, здесь будет уместным небольшое пояснение, что такое "стили искусства"... Когда я учился в художественной школе, это дело нам объясняли так: Разных стилей - множество. Есть классицизм и барокко, рококо и реализм, суперреализм и примитивизм, ну и так далее... Каждый стиль обычно популярен у людей и общественных групп вполне определенного образования, умственного и эмоционального склада. Стиль - это всегда маркер социально-психологической группы. То, что восхищает одних, у других вызывает отвращение. В изначальном смысле, зародившийся в конце XIX века "модерн", символизировал "свободную игру разума". Он славил красоту логики и расчета, отвергая привычные нормы. "Модерн" - новизна и смелость мысли, так сказать "в одном флаконе". Ярким примером "модерна", например, считается Эйфелева башня в Париже. Она истинный шедевр инженерного мастерства, доведенного до эстетического символизма. Мы - уже привыкли, а вот французы-современники Эйфеля - долго находили строение отвратительным. В удешевленном варианте - "модерн" переходит в "конструктивизм". Ранний отечественный его образчик - радио-башня Шухова на Шаболовке. Поздний - космические ракеты Королева. Они, как он сам по этому поводу высказывался - "фантастика в чертежах". Химически чистым экстрактом стиля "модерн" можно считать современные пистолеты. Там всё предельно рационально и нет ничего лишнего. "Эстетика смерти", жестко очищенная от нарочитого украшательства. Надеюсь, вам понятно... Что же тогда "постмодернизм"? Если в двух словах, дополнение инженерно выверенного "модерна" деталями не объяснимыми рассудком. Типичный "постмодернизм" - автомат Калашникова с золотыми инкрустациями. Рациональное мышление в "постмодернизме" отступает под напором "тайных желаний" и "мутных хотелок". Использование в сюжете безупречно "твердой НФ" очевидно чужеродных элементов, не объяснимых логикой - как раз и является визитной карточкой литературного творчества Павла Сормова. И на то есть своя причина.
  
  К чему я клоню? Попробую дать небольшой ретроспективный обзор темы "личного всемогущества", в произведениях отечественной фантастики ХХ века. Творчества русских декадентов "до 1917 года" - касаться не будем. Искусство упадка. Ранний послереволюционный период наиболее точно характеризует лозунг "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" В произведениях 20-х годов торжествует рационализм. Инженер Лось и бывший матрос Гусев - летят к Марсу на собственноручно (!) сделанном космическом корабле, ни у кого не спрашивая разрешения. Они сами по себе "всемогущие". Однако, после 1936-37 годов, тема волшебных чудес в советской литературе стала по чуть-чуть реабилитироваться (на новогодних елках появился Дед Мороз). Ей уделили своё внимание даже такие признанные мэтры, как Лазарь Лагин (1903-1979, участник Гражданской и Великой Отечественной войн). Повесть "Старик Хоттабыч" впервые опубликована в журнале "Пионер" 1938 года и вышла книгой в 1940 году. Большинство читателей знакомо с переработанным "большим" вариантом романа 1955 года издания, по которому, в 1957 году, Лагин написал киносценарий для одноименного фильма. Потом, ту же проблему, интересно развил Юрий Томин (1929-1997, не воевал) в повести "Шел по городу волшебник" 1963 года. В 1970 году по его книге был снят фильм "Тайна железной двери". Наиболее близко к сюжету "Летней Вьюги" подошли Бенедикт Сарнов (1927-2014, не воевал), в повести "Юра Красиков творит чудеса" (журнал "Пионер" 8-10 номера за 1969 год) и Валерий Алексеев (1939 г. рождения, не воевал) в повести "Проект АЦ" 1981 года издания. И так далее, и тому подобное... Из современных авторов - "волшебную тему" много лет ковыряет небезызвестный д-р Пилюлькин (Сергей Лукьяненко), в многотомных "Дозорах".
  
  В течение 70 "советских" лет произошла пошаговая деградация жанра: "модерн" - "научная фантастика" - "фентази". От свободного "человека-творца", которому сам черт не брат - скатились к концепции "винтика", убежденного в могуществе государства. Особенно хорошо идею превосходства государственной машины над магией - расписал Лагин в "Старике Хоттабыче". Куда там обычному человеку трепыхаться? Дети - смирно! Не смейте никого спасать или исправлять мир. Рылом не вышли! У малолетних героев Томина - все интересы и устремления сугубо личные. Герой Сарнова своим "всемогуществом" довольно бестолково выпендривается перед одноклассниками, за что впоследствии и подвергается... А балующиеся волшебством герои Лукьяненко - пешки в играх двух "магических мафий". Попытки "осчастливить человечество" там караются смертью. Всё логично. Сказка тем и отличается от "твердой НФ", что человек добивается "всемогущества" не сам, личным умом или трудом. Оно сваливается на него готовое. Даром. А бесплатный сыр - бывает только в мышеловке... Чем слаще кусок, тем сильнее пружина. Робко надейтесь, что маги (инопланетяне, как у Алексеева) - добрые.
  
  Забыв о реальной и достижимой (для шестнадцатилетних (!) отморозков, вовсю командующих полками) цели - "Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать" ("Гренада",1926 год), через поколение, в СССР запели странные песни: "Мечта прекрасная, ещё неясная - уже зовет тебя вперед" ("Марш энтузиастов", 1940 год). Куда делась конкретика? А малость не срослось... В знаменитой речи "Задачи союзов молодежи" (2 октября 1920 года) - дедушка Ленин обещал наступление коммунизма через 10-20 лет. Через 10 лет - государство раздавило движение коммунаров. Через 20 лет, с сентября 1939 года - началось, сами знаете что. Облом... Надо ли удивляться, что следующее поколение уже меланхолически затянуло - "На небосклоне привычных квартир пусть загорится звезда Альтаир" ("Звездопад", 1965 год). После полувека существования социалистического строя, народ постепенно начал догадывался, что - "нынешнее поколение - до коммунизма не доживет". А предстоит ему, до смерти - исполнять более или менее бредовые распоряжения начальников... Стоит ли удивляться лихому "перестроечному": "Нет, нет, нет, нет - мы хотим сегодня! Нет, нет, нет, нет - мы хотим сейчас!" Естественно, без труда и даром. Помню, как передернуло, когда я впервые услыхал указанный мотив в армии... Под новый 1986 год, из телевизора, в "Ленинской комнате" батальона связи и аэродромного обеспечения. В воздухе запахло Майданом. "Мирные революции" 1917-го и 1991-го годов, это тоже он. Через четверть века жизни в постсоветской России стало ясно, что гадкие предчувствия не обманули. А что потом?
  
  Как справедливо замечено - "каждые десять лет СССР был разный". Перелистывая упомянутые книжки, можно уверенно проследить этапы на которых "советский проект" медленно испускал революционный дух, а в головы каждого следующего подрастающего поколения ненавязчиво - ставились подлые "мозговые блоки". Роман Сормова - важный сигнал. Завершается виток спирали развития отечественной фантастики от мистики "Серебряного века" до рубежа 3-го тысячелетия и жути "мира Дозоров" д-ра Пилюлькина, где магия - тайная власть над обычными людьми паразитов "иных". Век назад, "красный граф" Алексей Толстой одолел барский снобизм и перешагнул этот барьер, открыв для отечественного читателя новые горизонты. А "Летняя вьюга"? На мой вкус, пока что, данная "мертвая царевна" - продолжает биться головой о крышку хрустального гроба. "Русский национализм", в верности которому признается Сормов, слишком "узкие штанишки" для реального движения в будущее мировой сверхдержавы. Шагнешь чуть шире - лопнут. Наша прошлая Гражданская война - это наглядно продемонстрировала. 95 лет назад, заслуженно огребя люлей, наиболее вменяемые "белые" (включая генерала Слащева), задумчиво почесали свои безнадежно голые зады и отправились искать общий язык с "красными интернационалистами", а особо упоротые (например, генерал Краснов) - с немецкими нацистами. Грустный вышел "постмодернизм". Между прочим, художественная манера Третьего Рейха - тоже он "посмодернизм", там называемый "натуро-символизмом"... Это когда, при совершенно бредовом содержании "картинки" - с фотографической точностью прорисовывают все пуговки, травинки и волоски. Искусствоведы - классифицируют подобный kunst, как "позднеримский стиль" или "эстетику упадка".
  
  Упомянутая "особенность", тысячелетиями разоблачает внутренний надлом "культуры проигравших" и, к сожалению, систематически прорывается в тексте "Летней вьюги". Сознательно отказавшись от "советского проекта", ради немедленного вхождения в "мировое сообщество", распропагандированный "молодняк" палец о палец не ударил в 91-м для защиты гибнущего СССР. Собственно, в этом "акте недеяния" и заключалась, по замыслу организаторов Перестройки, его "историческая миссия". Призывная советская армия, в критический момент прикинулась небоеспособной, "забив" на свой конституционный долг. В награду - "поколение Пепси" осыпали бусами, зеркальцами и прочим "секонд-хендом"... Счастья в этом "подарочном наборе" не оказалось. Зато, мигом выяснилось, что "Кока-кола" - довольно заурядный лимонад, а Россия - "жалкое подобие" СССР. Полагаю, что особенно болезненным, для "русского националиста" (тм) Сормова - было и навсегда останется сравнение молниеносной и победной операции советских войск "Чечевица" (23 февраля - 9 марта 1944 года) с двумя, тянувшимися 15 лет, "Чеченскими войнами", после которых загадка - кто и кого победил. Пессимизм! Надежду, тем не менее - терять рано... Автор пишет продолжение романа, под названием - "Цинк Пандоры".
  
  Покончив с длинным вступлением, без которого трудно объяснить некоторые "впечатления", вернемся к собственно роману. "Летняя вьюга" - первая попавшаяся мне добротная политическая "hard SF", написанная безо всякой оглядки на "внешнюю" или "внутреннюю" цензуру. Автор не щадит ни себя, ни окружающих, ни законную власть. Лучше всего получились диалоги, раскрывающие личности героев, столкнувшихся с чудом. До сих пор, ни один из критиков Сормова, указанный момент - по заслугам не оценил. Пересказывать - глупо. Лучшие эпитеты - цитаты. Вот блестящая зарисовка беседы "альтер-эго" автора с одной из главных героинь:
  
  - Где бы ты ни был...- снова в пространство произнёс он.
  - Что?
  - Рассказ такой. Фантастический.
  - Знаешь, я, когда слышу людей лет на десять меня старше, кажется, что вы все инопланетяне. Язык русский, все слова знаю, а смысла понять не могу.
   - Потому что эра сменилась. У нас были книги. В них "инфу" было искать медленнее и сложнее, зато по дороге массу всего ещё узнаёшь. У вас - сеть, там всё сразу можно найти, вы резче и конкретнее, а в эрудиции провалились. Рассказ я этот случайно прочёл в девять лет, когда в сборнике фантастики искал про космос всякое. Кстати, это одна из лучших философских вещей про суперспособности.
  
  А вот - реконструкция "обсуждения в высоких кабинетах" ситуации, угрожающей правящему "режиму воров" Рашки Федерашки, после первых публичных "акций возмездия" волшебной девочки:
  
   - Естественно. Ещё предложения?
   - Только общие... предостережения для коллег.
   - Я слушаю.
   - Мы имеем дело с ситуацией, которой никогда не было. Ни одна спецслужба ещё не решала задачи захвата или уничтожения реального "сверхсущества". Поэтому шаблонов просто нет. С одной стороны, мы имеем дело с сущностью, энергетика которой в несколько раз превосходит всю нашу цивилизацию. Никакая подготовка в такой ситуации обычному человеку не поможет, численность и вооружение - тоже, это просто другой уровень. Если она захочет, то легко расправится с самой совершенной военной силой любого государства, с любым спецназом, агентами любого класса. У нас лишь два козыря. Первый - внезапность. Второго шанса не будет, предупреждён - вооружён. В лучшем случае она нас просто унизит, судя по тому, что девушка целенаправленно избегает смертоубийств.
   - А цыгане? - Напомнил Стас.
   - Последствия. Это не более обосновано, чем обвинять Вьюгу в случившейся "яхонтовой бойне". Сами дураки. У обоих скончавшихся нет ни одной травмы на теле. Помните интервью лейтенанта О"Рейли, который пытался её таранить на "Хорнете"?
   - Да. Забавный парень. Извинялся, мол, служба... благодарил Вьюгу за спасение. Иранцы показывали.
   - Вот. Это второй козырь. Там, за рычагами непонятной сверхмощной машины - пятнадцатилетняя девчонка из хорошей, полной семьи. Хулиганка, но не хладнокровная тварь-убийца. Издержки воспитания - первой, как мне кажется, она убивать не станет. Поэтому есть шанс на наш первый удар. И мы должны... - Передельский прямо взглянул в глаза Советнику, - ... знать поставленную задачу. Поймать... или убить. До начала операции.
   - Я сообщу решение Президента, - не стал юлить Стас. - Пока прошу отработать оба варианта. Теоретически.
   - Думаю, пора приступать, - резко встал Шалимов, - оперативное совещание по результатам... разведки в двадцать ноль-ноль.
  
  Наши обычные соотечественники, никогда в полной мере не распоряжавшиеся даже своей собственной судьбой - обрели реальную власть над жизнью и смертью миллиардов землян. Как они поведут себя, если не принимать пафосных поз, трезво оценить сложившееся положение и не врать самим себе? Например, вот так:
  
  - Мыш, я в душ и в "оффлайн". Не могу больше, меня срубает, двое суток не спала. Давай быстрее.
  - Соберись, минут на десять. Подумай сама, ты вылечила... сто сорок два...
  - Сто сорок три, с Ритой.
  - Ладно. А в мире ещё миллионы деток в такой же ситуации. По всему "инету" идёт рёв, что "Вьюга", или кто ты там будешь, может спасать безнадёжных больных. Завтра все новости и "блоги" будут в просьбах помочь. Представь себе родителей, которым ты подарила надежду на чудо. Но ты-то не можешь быть везде...
  - Ну да. "Фея Максвелла", локальная, ноосферическая. Самой чудно...
  - Сбалансированная, нефильтрованная, возможно светлая... Короче. Всех ты не спасёшь, согласна?
  - Разумеется, я живой человек. И не доктор Лиза, при этом.
   - Вот. Эти немереные тысячи будут ждать твоей помощи. А завтра у тебя, внезапно, не будет желания спасать больных... - Дима хотел сказать "энурезом в терминальной стадии", мысленно обложил себя за поганый, грязный язык, и запнулся, - ... безнадёжных, а будет желание... ну, там проанализировать "третье уравнение", с Юлькой. Ну, или просто с мужем в койке покувыркаться... У великой волшебницы - не приёмный день. Пошли все вон! И кто-то из-за этого умрёт. Просто не успеет дожить. А потом будет Переход. Все станут крутыми, как ты сейчас, вечно молодыми. Бессмертными. В том числе и родители этих деток. Которые умерли, и это уже никак не поправить. Никак, понимаешь? И ты получишь ненависть этих тысяч. Вечную. Неизбывную. Могла спасти их кровиночек, а предпочла математические и философские споры, купания и здоровый секс.
   - Брр! У тебя проблемы с логикой, Мыш. Иди тоже спать. Телега впереди лошади. Сегодня я не приобрела ненависть этих миллионов, а уменьшила их количество на сто сорок три семьи. А ненависть, какую ты говоришь, я бы по любому получила. Неделей раньше или позже, как все бы узнали, кто мы такие и что можем... теперь недолго осталось.
  
  А вот как герои относятся к своему собственному превращению в "публичных персон высшего ранга":
  
  - Вот он, армагеддец...
  - Что там, опять? - Устало, почти равнодушно вопросил Мыш.
  - Портал "Лайф-Ньюс-Севастополь" обнародовал реальные, по утверждению этого новостного агенства, имена существ "Вьюга" и "Северное Сияние". Ссылаясь на данные из блогов, а также фотографии и видеоматериалы, агентство заявляет, что "Вьюга" - это Дарья Владимировна Чекан, гражданка России, проживающая в Московской области школьница, "Северное Сияние" - её родная сестра Светлана, сотрудница научной лаборатории. В сообщении приводится адрес проживания девушек, получивших сверхспособности в результате эксперимента, поставленного в одной из лабораторий компании, принадлежащей государственной корпорации "Роснано"... Так же в сообщении агентства приводится место их проживания в Крыму - это село Угловое, Бахчисарайского района... Тут фотки, и ссылки на наши блоги. Дашкин последний ролик, с "Миражом", и наш взлёт с бомбой.
   Всю усталость, у Мыша, как рукой сняло. Дима подошёл к забору, и внимательно оглядел окрестности. Ревущей толпы, поклонников "супергероинь" с блокнотиками для автографов, и жаждущих исцеления безнадёжных больных на каталках, пока видно не было. Равно как и легиона наёмных убийц, с пулемётами и установками "Град". Впрочем, спокойствие в округе могло быть обманчивым. И было...
  
  Подавляющее большинство населения особенно не задумывается, как именно нас воспринимают наши собственные власти. А зря! У богатых и могущественных - свои проблемы и хлопоты. Свои разборки. Редкий случай просчитать реакцию первых лиц России на попытку умаления их державного величия. На намерения "парвеню", из социальных низов, сделаться самостоятельными участниками мировой политики:
  
   - Я как раз потому и не согласен. Они похожи, "хотельщики странного", бля... Одного поля ягодки, тут же начнут дружить против нас. "Псих" - он не наш. Он сам по себе, интересно - работает, а чуть напряги с моралью, пошлёт нас куда подальше, в лучшем случае. А в худшем... с профессором и Ко ему куда комфортнее будет. Учёные - они такой народ...
   - Какой?
   - Как змея. Яд в медицине полезен, но держать за шею надо крепко. Как при... том... "Хозяине". У нас сейчас ситуация - один в один конец сороковых. Даже ещё запутанней.
   - Да. Только "ядерная бомба" сейчас как раз у нас. Целых две, и многоразовые.
   - И одушевлённые, со своими... тараканами. И не у нас, а сами по себе. Слышал - "у меня имя есть!"... Хорошо, что хоть деваться им от нас некуда. Спасибо Обществу, совсем у ребят со страху башню свернуло. Это они удачно сестричек к нам прислонили.
   - И что теперь с ними делать-то?
   - А ничего. Найдём своего "делегата", есть кандидат... А Платоныч расчёт получит, спасибо ему, пускай валит. Хоть к Чекану в компанию, хоть куда.
   - Не прокидаемся?
   - Нет. Он нам больше не нужен, ситуация другая, чем была в июне. Проблема в том, что сила сейчас, в отличие от времён оных - у сестричек в руках, напрямую, и у их группы. Такого никогда не было, это мы теперь обслуга. Да! И мы должны подстраиваться под их хотелки, а главная хотелка у умников всегда одна - чтобы им создали все условия для спокойного потрошения их лямбдасигмагиперонов и триметилурандебилов. И отвалили в сторону, власть над ЛЮДЬМИ им неинтересна. Понятно, мир изменится, но это не скорый процесс. Мы им нужны, очень. Меньше, чем они нам, конечно, но менять одну правящую банду на другую им неинтересно, править самим - тем более. Я им хочу прямо сказать - давайте поможем друг другу! Если они подсобят расправиться с Обществом... ну, а дальше видно будет.
   - То есть, хочешь сказать, что они нас держат за простых бандитов?
   - Разумеется. Нормальное восприятие власти, для людей из середины "пирамиды", не разбирающихся в тонкостях. Не забывай, что ещё пару месяцев назад это были просто сотрудники обыкновенной лаборатории при "нанистах"...
   - Ворьё одно, там чистить и чистить...
   - Конечно, сейчас это нам уже неудобно, вычистим. Дело в другом. Они воспринимают нас как меньшее зло, и нас это устраивает. По сравнению с "Обществом" и отечественными его прихлебателями. Правда, твоими трудами, таковых почти не уцелело... и это хорошо, Чекану с компанией должно понравиться...
   - "Хозяева схемы", как мой Шурик выражается?
   - Да. В общем, кесарю кесарево, а...
   - А слесарю слесарево. Я на полигон, Света бомбу обещала доставить, что им сперва подсунули. Ещё с "зе энда" вещица, наверняка. Ещё штук десять где-то бродят... Вертолёт вызвал, летишь со мной?
   - Да, разумеется. А кто ещё там будет, кроме красотки?
   - Не знаю. Но поговорить в любом случае будет нелишне. Всё хотел тебя спросить, каких они все убеждений-то хоть?
   - Судя по следам в сети... ну, у младшей, какие там убеждения, няшечка кавайная... сознание игровое, может быть стихийно-языческое, нью-эйдж. Политики не видать. Некоторые симпатии к японщине всякой, понятно откуда. Антиамериканизм, вторичный. Старшая, видимо, "русский национал-социализм", но мягкий, такой, женский... а у самого профессора... понятно, остаточный "советизм", с оговорками, как и почти у всех олдовых естественников. Мориц, жёсткий энэс, с германофилией и расизмом, но и с частичным неосоветизмом. Штрассер и Сталин - наши рулевые, короче, Гитлер - предатель континентального русско-немецкого союза и вообще жидомасон... Максим Дегтярёв, хард стайл. Мышканцев - вообще странный зверь, полная "шиза" в голове, всего понемногу, от анархо-коммунизма до русского нацизма. У меня есть аналитика по ним, в вертушке почитаем...
   - Остальных бы глянуть.
   - Тоже есть. По женихам сестричек и друзьям, особенно. Оба их парнишки "правые", разных оттенков.
  
  Кстати, обратите внимание! Как и положено в квантовой механике, инструмент наблюдения влияет на объект наблюдения, принципиально изменяя доступную восприятию информацию. В нашем случае, человек с болезненным опытом крушения всех прежних идеалов - пытается воспроизвести внутренний мир молодежи 10-х годов XXI века, такого опыта ещё не имеющей. И уверенно развешивает "ярлыки" на смутно узнаваемые психологические типажи. "Последнее советское поколение", в моем лице, саркастически ухмыляется... Есть к тому поводы. Как уже сказано, Сормов - не литератор, а инженер, отчего его текст - "честная реконструкция". Чем и интересен... Вспоминаем, как он идейно характеризует старшую из сестер Чекан - "русский национал-социализм", но мягкий, такой, женский..." Переводя с политического речекряка на простой язык - барышня у автора - "национально лояльна", патриотична, воспитана в уважении к правящему режиму, ну, вы понимаете. Хе... А теперь - смотрим, каким тоном данная персона общается с Президентом (!) своей собственной страны:
  
  Правитель внимательно рассмотрел девушку, останавливающую самолёты. Похожа на сестру, пожалуй. Глазастая. Но... в отличие от младшей, просто забавной и симпатичной, старшая была без оговорок красива. Не красотка, а именно красавица, холодная, "истинно арийская". С картин какого-то художника про древнюю Русь... высокая, тонкая.
  - Господин Президент, я знаю, что моя сестра захвачена спецслужбами. Требую её немедленно отпустить.
  - Пройдёмте в салон. Невежливо говорить у порога.
  - Хорошо.
  Светлана проследовала за хозяином. Вслед за ними прошёл и Шалимов, старшая возражать не стала. Столкнувшись взглядом с "альфовцем", гостья ощутила некое уважение к этому бесстрашному и жестокому вояке, не боящемуся глядеть в глаза собственной смерти. Алексей Ренатович, в свою очередь, понял, что сероглазая "снежная королева", спасая сестру, сотрёт в порошок любого, кто встанет у неё на пути.
  - Светлана Владимировна. Прежде всего, ваша сестра не "захвачена", а задержана. Как подозреваемая в совершении ряда серьёзных преступлений. Вы же сами, прямо сейчас, находитесь в процессе совершения ещё более серьёзного преступления. Я понимаю, что ваши... таланты... необычны. Но перед законом у нас все равны.
  - Но некоторые равнее... - Саркастично улыбнулась Света. - Мои требования. Первое - немедленно освободить Дарью и всех, кто на данный момент задержан, как её близкий. Второе - немедленно прекратить любые оперативные мероприятия по мне, сестре, нашим родственникам и друзьям.
  - В противном случае?
  - В противном случае все должностные лица Российской Федерации, находящиеся в этом самолёте, умрут. В количестве... двадцати одного человека. После чего я сама разыщу и освобожу сестру, а всех, кто попробуют мне помешать, постигнет та же судьба.
  На сей раз Светлана встретилась взглядом с самим президентом. "Статусные гляделки", вспомнила аспирантка фразу Мыша. Президент держал марку, глядя в лёд своей смерти, добрую минуту. Правитель знал, что под сверхмощной оболочкой - просто вчерашняя студентка, девочка из хорошей семьи.
  
  Ой, только не втирайте, что это вежливая беседа главы государства с верноподданной! Маячат у меня немного другие ассоциации... Как-то, нехотя, вспоминаются октябрь 1917-го года и революционные матросы, тычущие наганами в животы министрам-капиталистам Временного Правительства. С такими - не поспоришь. Теперь, для контраста - оцените реконструкцию спора Дмитрия Мышканцева с одним из высших лиц страны:
  
  "Сбылась неэротическая фантазия идиота. В глаза и безнаказанно высказать наболевшее. Если не самому царю, то первому заму начальника мафии по убийствам и насилию"
  - И что же, по-вашему, должно "поменяться"? - Жёстко перевопросил Шалимов.
  - Ну, например, русских перестанут за расходник держать. И волной трудолюбивых мигрантов их мотивировать. Ставрополье нохчам сдавать. И те де.
  "Опричник" поморщился. Именно с "царём зверей" у него был более чем серьёзный разговор днём, и тот всё понял правильно. Ситуация изменилась, и хитрый горский князь согласился на многократное "урезание осетра"... Олимпиады не будет. И вообще, много чего уже не будет.
  "Ни черта же не знает, и не понимает. Как там... советы космических масштабов и космической же глупости"
  - Я готов обсуждать внутреннюю политику российской власти. Но уж точно не с... господином, на счету которого подъездные убийства. Сотрудников правоохранительных органов, при исполнении, кстати.
  У Мыша "упала планка". Светлана, почуяв волну адреналина, в организме друга, сблокировала, как смогла, его доступ к пистолету за поясом. И выставила барьер, на случай попытки Димы полезть в драку.
  Но тот остался на месте, лишь встретившись взглядом с Шалимовым. И понял, что сейчас говорит... с представителем другой цивилизации. С "человеком с ксивой". Это противостояние, по сути, межвидовое, уже пролило, за минувшие три века на Земле, реки крови и моря слёз. Им просто было НЕЧЕМ друг друга понять.
  - Да куда уж мне, жалкому дилетанту, до настоящих мастеров своего дела-то?! Вы вон, больше полусотни рыл в распыл пустили, только в Белом Доме. Из которых половина ни сном, ни духом, поломойки, да машинистки, не? Понятно, тем, кто с "коркой", можно всё. Даже своих - в шлёпку отдать и смыться. А неправильным "приморским партизанам", за в сто раз меньшее - безымянная шахта.
  На сей раз вызверился и Шалимов. Толстый намёк, на историю с Волковым, оказался ударом, пробившим безупречную психологическую защиту бывшего спецназовца. Тот сорвался на "ты", что было показателем крайней степени бешенства.
  - Хорошо устроился, да? За юбками? Понятно, у твоих красавиц юбки большие, с высшим классом защиты. Только ты от этого фуфлом быть не перестал.
  - Охереть, дайте две! Вы, блядь, служивые, элита, нас, свой народ, с потрохами продаёте, направо и налево. За красиво тусоваться. А фуфло - я. Клёво, чё. Снимаю лапти.
  
  Простите, но первое, что тут приходит на ум - "История одного города" Салтыкова-Щедрина... Да-да, бессмертное - "Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли". Надеюсь, вы догадались, из каких соображений я поставил эпиграфом к рецензии, старинную легенду о Тамерлане. Очень уж к месту. Если так неуверенны в себе, по мнению автора, близкие ему "анархо-коммунисты", то кто же тут тогда "либералы"? К сожалению, всё проще. Нам показано, как со стороны выглядит чужой "мозговой блок". В "нежном возрасте" - Диме Мышканцеву закачали под черепную крышку лошадиную дозу "перестроечной" пропаганды... Юноша навсегда поверил и запомнил, что жить своим умом (по-советски) - это "страшная кака", а правильно - всегда слушаться начальства. Кто бы оно ни было и какой бы гнуси не требовало. Свой "мозговой блок" - он считает "патриотизмом". Шалимов - предатель СССР, вор и военный преступник. Мочи его на месте! Но, дяденька из "поколения Пепси" правильных слов в лицо власти - выговорить не может! Они табу! И Шалимов - это знает. Повторяю, оно не в осуждение написано. "Летняя вьюга" - шедевр. Создает великолепный "срез" настроений различных людей и социальных групп в России. Там масса пищи для размышлений. Сегодня - это редкость.
  
  А вообще, как бывший секретарь комсомольской организации и убежденный "красный" (но ни разу не коммунист), после чтения "Летней вьюги" - я имею моральное право довольно заухать на Луну и, с чувством глубокого удовлетворения, радостно потереть окровавленные лапы. Наше дело не пропало! Из-под гниющих завалов "суверенной российской демократии", в хмурое небо над Родиной прут побеги новой жизни, несущие ярко выраженный "советский" архетип. "Красный проект" жив. Поскольку великие идеи бессмертны. Цитата:
  
  - Результаты наших исследований... Я верно понял, что всё в открытый доступ? - Перебила супруга Галина, - Мыш сказал, что...
  - Да, в секретности нет смысла. Тот, кто сможет... повторить и превзойти... не будет взрывать Солнце. А... эктокозлов нижнего уровня... помножим на ноль. Быстро и качественно. - Ответил Дима. - Это предохранитель такой, встроенный в Мироздание. Иначе нас самих бы не было. Как я понял.
  Борис Викентьевич, чуть помедлив, кивнул.
  - Да. Пацифизм, как нам стало понятно, противен... Воле. Просто ВОЛЕ. Третьему. Порядку вещей.
  - Я продолжу. - Вернулся Владимир, - Начинать надо сейчас. Точнее, уже вчера. Недостатки у этого выбора очевидны. Изрядное время придётся тратить на политику, а не... сами знаете. Общаться с людоедами, улыбаться им, и за обещание не есть людей, кормить их тушёнкой. Выбор необратим, отказаться мы уже не сможем. Мы столкнёмся с непониманием, страхом и ненавистью. Нас будут хотеть убить. Много и часто. Вылезет ещё масса проблем, о которых мы сейчас и понятия не имеем. Первые шаги мы уже сделали - после висячего алмаза Коэнов нас боятся, но этого мало. Нежно-розово, по девчоночьи... Будет несколько показательных порок. Причём... с кровью, которая нас не должна... напугать и рассорить. Это всем понятно? Новый мир должен будет быть лучше старого. Безопаснее, сытнее, добрее... Иначе - нет смысла и начинать.
  
  Чу! От этих строчек - вновь доносится почти забытое: "Мы раздуваем пожар мировой - церкви и тюрьмы сравняем с землей". Или мне кажется? Граждане, читайте! Сверим свои впечатления. Оно того стоит. А ещё вспоминайте... Полвека назад Владимир Киселев (1922-1995, участник обороны Сталинграда, инвалид войны) написал роман "Девочка и птицелет" , о живущих в Киеве подростках, изданный в 1966 году. В 1968 году по книге был снят фильм "Переходный возраст". Как оказывается, оно всё никуда не делось. Просто меняются "технические возможности". Или - очень скоро изменятся. Даже умильно повизгивающее у сапог всемогущего начальства "поколение Пепси" - имеет шанс к ним приобщиться. Ждем-с...
  
  Павел Кучер (Nazgul)
  Ставрополь. 4.03.2016 года
Оценка: 5.01*28  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"