Аннотация: Демократические и христианские ценности, что между ними общего и в чем различие?
Поколение людей 80-90 гг. ХХ-го столетия стало свидетелем крушения некогда могучего государства - Союза Советских Социалистических Республик. Вместе с падением СССР рухнула и коммунистическая система, которая оказала огромное влияние на историю развития человечества. Практически весь 20-ый век проходил под знаменем борьбы между коммунизмом и капитализмом. С падением коммунизма не стало этого противостояния, но на смену ему пришло новое, мир поделился на демократические и не демократические государства. Все больше и больше на постсоветское пространство, в нашу жизнь входит демократия, охватывая своими принципами и ценностями не только взаимоотношения между странами, но и сознание каждого отдельного человека. Хорошо это или плохо, и что такое демократия? Попытаемся ответить на этот вопрос с христианской точки зрения, есть ли что-то общее между христианством и демократией и каково между ними соотношение?
Главная цель жизни каждого христианина есть стяжание Святого Духа, обретение Царства Небесного. Конечно, никто из живущих людей не может знать наверняка, что такое есть Царствие Небесное, и насколько там присутствует демократия. Но из самого сочетания слов следует, Царствие Небесное - это владение Небесного Царя, который есть Господь и Бог наш Иисус Христос. А теперь, пусть и грубо, попытаемся примерить некоторые демократические принципы на Царствие Небесное. Трудно представить святых угодников, избирающих себе очередного бога на очередной срок, или ведущих борьбу за голоса избирателей на первые места возле престола Божья. Сразу становиться очевидным, что демократии в Царствии Небесном нет и быть не может. Очевидно то, что человек Божий должен обладать такими качествами души, как смирение, полное послушание Божьей воле, питать к Нему безграничную любовь и преданность. Если и применять какие-то земные, человеческие определения, то Царствие Небесное скорее напоминает абсолютную монархию, или выражаясь иначе, монархия - это человеческая попытка отображения Царствия Небесного, может и не всегда удачная. Еще Царствие Небесное можно сравнить с домом любящего Отца, где все "мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу" (Рим. 8. 16,17).
Но откуда тогда берет свое начало демократия? Одним из основных постулатов современного демократического общества является то, что каждый его член может добиться в нем любого положения, и даже стать первым лицом в государстве. Если оглянуться на Священную историю то мы увидим, что впервые сравняться с Первым Лицом, или даже стать им предпринял самый высший и могущественный ангел по имени Денница. Он возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять Его волю, а захотел сам стать как бог. В результате можно сказать, что первым демократом во всей вселенной был дьявол, сатана. Он первым устроил революцию на небе, и некоторых других ангелов увлек за собой очевидно идеями равенства и извращенным понятием свободы, в данном случае свободы от Бога. Демократическое общество удобно для дьявола, т.к. развращает человека, приучая его к выражению и отстаиванию своей воли, т.е. к своеволию, тем самым удаляя его от Бога. Можно сказать, что современная демократия - это вотчина сатаны, и он заинтересован в ее распространении. А с победой демократии во всем мире можно ожидать и пришествие антихриста, тем более что этому свидетельствуют некоторые признаки. Во-первых: демократия наступает под очень красивыми лозунгами, обещая счастье и благоденствие всему человечеству. Во-вторых, в Священном Писании есть такие слова: "и он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Отк. 13. 16,17). Уже и сейчас всякая не демократическая страна подвергается различным санкциям, происходит дискриминация во внешней торговле. Т.е. если государство не отвечает демократическим требованиям, то ни продавать, ни покупать что-либо оно уже не может. В-третьих, демократия стремится охватить своим влиянием все страны, все человечество, тем самым став единственной общечеловеческой ценностью, новым мировым порядком.
Но может быть я сгущаю краски, демонизируя демократию, а на самом деле в ней все прекрасно? Давайте рассмотрим поближе основные положения, составляющие ее силу и привлекательность - т.н. демократические ценности.
В первую очередь - это свобода. Безусловно, свобода присуща человеку, т.к. человек создан по образу Божию, т.е. свободным и разумным. Но что такое свобода? Можно дать такое краткое определение, свобода - это возможность совершить что-либо. Все может, абсолютно нет ничего невозможного только для Бога, поэтому Бог и есть свобода, причем свобода абсолютная. "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2-е Кор. 3.17). А потому достичь свободы человек может только в соединении с Богом, а значит, истинная свобода в христианском понимании состоит в освобождении от греха, в духовном возрастании человека.
А что же демократия? Основным постулатом демократического общества является то, что человеческая свобода ничем не может быть ограничена, только свободой другого человека. Такой подход вовсе исключает нравственную составляющую, понятие о грехе. Нравственно все, что не задевает свободы другого человека, а это ведет к вседозволенности. Отсюда и проистекают в современном обществе падение нравственности, нигилизм, наркомания и другие негативные явления нашей жизни. В такой ситуации следовало бы чаще вспоминать слова: "все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1-е Кор. 6,12).
Кроме того, переводя свободу из духовной в материальную плоскость, в плоскость физического удовлетворения материальных желаний человека, демократия лукавит. Обещают свободу, однако человек в силу своей физической природы, ограничен в своих возможностях. В теоретической механике есть такой закон: чем больше связей имеет материальная точка, тем меньше степень ее свободы. О какой свободе может идти речь, когда человек тысячами нитей связан с окружающим его материальным миром, с другими людьми, обществом, государством. В физическом мире истинная свобода человека проявляется только в свободе воли, в его свободном выборе: либо он желает и следует за Богом, либо нет. Если человек избирает Бога и следует за Ним, он может достигнуть свободы; если нет, он станет рабом своего тела, своих многочисленных материальных желаний, которых никогда никому еще не удавалось удовлетворить. "Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб" (2-е Пет. 2,19). "Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете; потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4,1-3).
Следующей привлекательной стороной демократии, вытекающей из свободы человека, являются декларируемые ею права человека. Право - это реализация свободы на практике, в жизни человека. Действующая правовая база формирует свод законов и правил, по которому живет то или иное человеческое общество. И если право основывается на извращенном понятии свободы, исключающем нравственную составляющую, то в законодательную базу могут войти такие нормы, которые будут полностью противоречить христианской морали, христианскому образу жизни. Это уже наблюдается в ряде западных стран, где, например, законодательно разрешены однополые браки.
Право на жизнь, право на имущество и другие декларируемые права человека - все это красиво звучит. Но сегодня человек жив, а завтра его уже нет; сегодня у него есть жилье и имущество, а завтра он разорился, или все сгорело и т.д. Реально в этой жизни человеку ничего не принадлежит, все преходяще и временно. Если что-то и есть у человека, так это его бессмертная душа, данная ему Богом, и которую у человека никто не может отнять. Весь вопрос в том, как человек ею распорядиться. Фактически же все находится в руках Божьих, в Его власти. А потому и в священном писании ничего не говориться о правах человека, скорее там больше указывается на его обязанности по отношению к Богу, к самому себе, к другим людям и обществу. Иначе говоря, есть закон Божий, составляющий нравственный стержень христианства, на основе которого и должна строиться законодательная база, регулирующая взаимоотношения между людьми. А говорить о правах человека - это давать ему обещания и надежды, которые в этой жизнь никогда не могут сбыться.
Некоей идеологической основой современной демократии является либеральный гуманизм, в центре внимания и постоянной заботы которого находиться человек. И здесь мы наблюдаем перекос от духовной составляющей в сферу материальных интересов человека. Что самое дорогое есть у человека с точки зрения гуманизма? Конечно - человеческая жизнь. Отсюда вытекает основная цель гуманизма - что бы человек жил долго, счастливо и в достатке. Человеческая смерть - это трагедия, т.к. со смертью теряется центральная составляющая гуманизма - человек, а следовательно и сам смысл жизни. Каковы же аналогичные ценности у христианства? Безусловно, жизнь, это дар Божий, но самое ценное, что есть у человека - его бессмертная душа. Хорошо, если человек будет жить долго, счастливо и в достатке, но главное, что бы он духовно возрастал, стремился к Богу, и когда настанет его смертный час, человек был бы готов к встрече с Ним. А смерть - это не трагедия, это не конец, а начало новой вечной жизни.
Опасность демократии вообще и гуманизма в частности в том и состоит, что путем введения ложных ценностей они незаметно удаляют человека от Бога, что может привести в конечном итоге к его духовной смерти, а это уже действительно трагедия. Если бы человек не отходил от Бога и не забывал его заповедей: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим", и "возлюби ближнего твоего как самого себя" (Мф. 22.37,39), то не нужно было бы выдумывать никакого гуманизма. Ибо по слову святителя Тихона Задонского: "любовь соединяет людей; она не смотрит на лица, не разбирает чина и родства, близости и дальности, приязни и неприязни; не спрашивает, кто он есть - брат или не брат, сродник или не сродник, соотечественник или иноземец, приятель или неприятель, добрый или злой, - кто требует любви плода; тому являет действие теплоты своей, кто хочет и требует того; тот ей сродник, кто беден; там она близко приступает, где нужда".
Обратимся теперь к историческому опыту, на родину демократии: Греция, город Афины. Основываясь на изучении общественной жизни того времени, можно сделать вывод: истинная демократия, что означает власть народа, может быть только в небольших сообществах людей, когда все его члены, обладающие правом голоса, могут одновременно участвовать в работе единственного органа власти - народном собрании. В этом случае народ и есть власть, и именно народное собрание решает как жить, что делать, воевать или нет, назначает на должности руководителей, которые занимаются решением текущий задач.. Современная демократия является представительской, когда путем голосования избирается небольшая группа людей (парламент), которая и осуществляет властные функции по своему усмотрению. Народ делегирует им свое право власти, делегирует - значит отдает, а раз ты что-то отдал, то этого у тебя уже нет. Фактически при современной демократии власти у народа нет, он отдает ее отдельным лицам, своим избранникам.
В Афинах очень боялись узурпации власти, сосредоточения ее в одних руках. С целью недопущения этого там проводилась процедура остракизма, когда путем голосования определялся самый популярный политик, и что бы на волне своей популярности он не захватил власть, его удаляли из города на установленный срок. В наше время народ избирает себе президента, выборы которого есть не что иное, как процедура остракизма с точностью до наоборот. Поэтому истинная демократия по древнегреческому образцу и современная демократия не имеют между собой ничего общего, кроме названия. С учетом затрат на проведение избирательной компании можно сказать: форма правления в современных демократических обществах есть олигархия (власть капитала), успешно маскирующаяся под демократию. И в этом случае мы видим обман, нежелание признания того, что в больших человеческих сообществах власть не может принадлежать всему народу, она неизбежно будет сосредотачиваться в руках ограниченного круга лиц: олигархов, или аристократов, партийной номенклатуры и прочее.
В заключении хочется сказать: между христианством и демократией, а точнее между либеральным гуманизмом (идеологической основой демократии) и христианством нет ничего общего. При внешней схожести цели - помочь человеку стать лучше, христианство и демократия по разному подходят к решению этой задачи. Кроме того, на наших глазах демократическая идеология все больше превращается в новую, универсальную религию, устанавливая свои стандарты для всех стран и народов. Центральное место в этой идеологии, вместо поклонения Богу, занимает поклонение человеку. Поэтому сейчас перед каждым верующим стоит трудная задача: устоять перед многочисленными искушениями современной жизни, не обольщаться и всегда помнить, что или точнее кто стоит за этой красивой вывеской, называемой демократией.