Аннотация: Откуда они взялись и куда ушли. Кочевники.Как они жили.Почему перестали завоевывать запад. А может и не было никакого завоевания?
Кочевники народ небогатый и немногочисленный. Да, что говорить, вымирающий это народ. А вот в былые времена случались переселения народов. Чуть ли не миллионами шли и шли орды кочевников на запад, и не было в мире силы, способной остановить их. Так и видится:
Бескрайнее море людей и коней в бескрайнем море степной равнины. И вот тут-то, посреди этих романтических грез, как маленький червячок сочную мякоть яблока, начало меня точить, совсем неуместное в таком романтическом месте, сомнение. Откуда их столько взялось посреди этой безлюдной, безводной степи? По сколько же их нужно было рожать и чем вскармливать, что бы получилась такая прорва народа? И почему в наши благодатные времена они не плодятся с такой же неимоверной скоростью? И решил я отвлечься от этих героико-романтических грёз, что бы малость пораскинуть мозгами и интернетом. Нет, в голове у меня интернета нет. Я совсем даже обычный человек. Встретишь где на улице - пройдешь и не заметишь. А вот поди ж ты. Кручинят голову сомненья.
Так вот: что же нужно, что бы женщины начали так интенсивно рожать? Идеи Льва Гумилева насчет пассионарности рассматривать, думаю, не стоит ввиду их особой гениальности. Не для моего они ума. Сделаем проще. Спросим у современных женщин. Время меняет многое: меняются русла рек и очертания океанов, ползут куда-то материки на своих материковых плитах, но сущность женщины в веках и эпохах, кажется мне, остается неизменной. Итак, чего же хотят современные преемницы Евы? Квартирку, зарплатку (и не маленькую) , ну и конечно же уверенность в завтрашнем дне. Можно, конечно это все заменить деньгами, но мы менять не станем по причине их отсутствия во времена этих самых кочевников. Иными словами - дом, еда, и перспективы на будущее. И что же мог предложить своей женщине тот далекий кочевник? А давайте применим тот же метод. На мой взгляд, кочевник за эти прошедшие века тоже не претерпел особых изменений. Все так же скачет по степи, радуется жизни, и поет долгие заунывные песни. Понимал бы их язык, так плакал бы, наверное.
Итак, что же сейчас имеет этот наш современник?
Юрту, в которой содержится нехитрый и не громоздкий домашний скарб, некоторое поголовье скота (лошади, коровы, овцы) и целый мешок оптимизма в придачу.
- Мало. - Скажете Вы.
- В самый раз. - Отвечу я. Попробуй-ка повозить по степи свой дом вместе со скарбом. Никакой конной тяги не хватит. Вот и приходится обходиться малым.
И вот увидел я себя молодым кочевником. Еду я по широкой степи на верном коне, рядом молодая жена (Тоже на коне), а позади наше имущество ввиде десятка лошадей разного пола, пары коров, и небольшой отары овец .
Еще пара лошадей запряжены в повозки, а на повозках весь наш нехитрый скарб: разобранная юрта, нехитрая мебелишка (тоже в разобранном виде), посуда, инструменты для починки всякой всячины и ,наконец, сама эта всякая всячина, которую я перечислять не стану по причине ее малой значимости и моего невежества в этих делах. Вокруг весна, степь полна жизни. Грудь переполняет молодая удаль. Готов горы своротить, буде таковые появятся. Слава Богу, горизонт чист, и мы ставим стойбище возле небольшого ручья. Вот юрта, вот кони пасутся, тут коровы, а немного правее, овцы. (Да, забыл про собак сказать. Должен же кто-то мои стада охранять.) Идиллия, одним словом. Жена ужин готовит. А на ужин у нас что? А на ужин у нас мясо - барашка ради такого дела забили- да молока от коров надоили. Лепешку жена испекла на горячем камне. Одну. Пшеницу не выращиваем. Она на вес золота. Её выменивать приходится. А выменивать, пока, что не на что. Не нажили лишнего добра.
И вот первое почему:
Мяска-то мы поели, да весь забитый барашек в нас не поместился. Что делать с остатками? Не сохранишь - протухнут. А сохранить проблема.
Только не говорите, будто мясо можно завялить. Можно, если есть соль.
Да и то не факт, что там черви не заведутся. А закоптить, так дров нет. Степь, однако. Это я еще про шкуру не спросил. Не выбрасывать же.
И еще вопросик: не скудноват ли рацион питания? Молоко да мясо пища, конечно калорийная, только для нормального роста организма нужно большее разнообразие. Фрукты с овощами, например. Бобы разные - горох, там, фасоль... А без этого потомство рискует вырасти хилым и не очень-то годным в роли воинов-захватчиков.
Ну, что же, живем дальше.
Худо ли бедно ли прошла весна, идет полным ходом лето. Трава в степи выгорела. Скот кормить не чем. Жарюка неимоверная. Ручеек, где мы раньше стояли, пересох. С трудом удалось найти небольшую речушку. Там и разбили стан. Только не одни мы здесь.
Еще шесть семй рядом. Места всем хватает лишь только, что бы не околеть от жажды. Смотрим друг на друга искоса. До схваток, правда, не доходит. Мы же цивилизованные люди. В хозяйстве моем и прибыток и убыль. Одна из кобыл ожеребилась. Да ягнят четверо появилось. Удалось выделать две овечьих шкуры. Благо вода рядом. А из убыли- одну овцу съели мы всем скопом, что бы мясо не пропало, а одну волк задрал. Такая вот бухгалтерия. Слава Богу, дебит положительный. Осенью на торгу можно будет немного разжиться.
А тут, глядь - зима подходит. Как быть? Где пережидать? Не в степи же
скотину держать. Да и самим замерзнуть раз плюнуть. Стойбище зимнее нужно, а его самому не устроить. Значит, объединяться с кем-то надо. Одному не выжить. Нужно больше народа. Целый род нужен. Ну, уж тут без проблем. Нас шесть семей у той речушки. Вот и объединимся. Да еще, глядишь, пару семеек к нам прибьется.
Зима пришла холодная да голодная. На торгу хоть и разжились, да тех закупок едва на половину зимы натянули. Хорошо, коровы доятся-кормилицы. Без них бы вовсе померли. А холод в степи зимой лютый. С морозами за 20 и ветром. В юрте хоть собак гоняй. Это не преувеличение.
Собаки и правда с нами живут. Так теплее. Жена беременна. Ей скоро рожать.
А вот вам еще вопросик:
А где в степи зимой скотину держать? Там же волков полно. Как не охраняй, все равно зарежут половину. И никакие собаки не спасут. Забор высокий нужен. А еще лучше крытый загон. Как все это в степи построить, если дерева нет? Из травы и глины. Так это целая наука такие строения возводить. Кочевник не строитель.
В марте жена родила мальчика. Маленький, слабенький он не плакал, а как-то покрякивал. Зима прошла. Уже свежая трава пробивается животным и людям на радость. Пережили. Все живы. Скоро будет и в скотине прибыток.
Свежей дичи из лука набил. Жена корешков в степи набрала. Горячей похлебки наварила. Отъедимся. Вот - вот на откочевку стада поведем.
Животным отдельные пастбища нужны. Коров далеко не погоним. С женщинами да стариками здесь оставим. Пару мальчишек им в помощь, и можно не беспокоиться. Коней и овец тоже отдельно. В моей новой семье разделение труда. Одни коней хорошо пасут, другие больше с овцами любят.
А душу радость жизни переполняет. Хочется выйти в степь и закричать во всю грудь: " ХОРОШО!!!"
Я иду с табуном лошадей. Они мне интересней, чем овцы, хотя и овец пасти нужно будет научиться. Но это в другой год. Время есть. Впереди вся жизнь. Гнать недалеко. Зимой на сборе семей нам выделили пастбища в двух днях пути от нашего зимнего становища. Это только кажется, что степь общая и никому не принадлежит. Есть, конечно, и свободные земли, но их не так уж и много. А старики помнят времена, когда свободной земли не было вообще. Кое- как на всех хватало. Пришла с запада смерть-поветрие.
Не щадила ни старого ни малого. Семьи вымирали, как будто, выкошенные страшной косой. Едва ли десятая часть выжила. Скоро ли теперь столько людей народится?
- Ничего. Мы сдюжим. Мы расплодимся. Наш народ будет великим, как никогда, - такие мысли, вернее мысли-чувства, переполняли меня.
Между тем пришли на наше место. Красиво здесь. Речка небольшая. Невысокий холмик над ней, а на холмике каменная баба стоит. А вокруг до горизонта ровная степь с сочной травой. Под холмиком стан и разбили. Это курган древний. Там герои схоронены. Они нас охранят от неудач, да невзгод.
Трудимся дни напролет. Табун большой. За ним глаз да глаз нужен. Животные самых разных мастей и возрастов. Здесь и мои, но пасти и охранять надо всех одинаково. Таков закон. А еще объездка, да к уздечке, которых-то приучать. Трехлеток для объездки не так много. В основном стригунки - годовалые жеребята. Их аж два десятка. Этих к уздечке приучать.
Одевать ее почаще. Да гладить и ласкать жеребят побольше. Хорошие кони из них получатся. Да кобыл полсотни, да жеребцов едва ли меньше. За всеми догляд нужен. А еще дичи на всех надо набить, да освежевать, да еду приготовить. На зиму кизяк запасти. Что бы не замерзнуть. Еле хватает дня для всех этих дел и забот. К ночи только и остается сил, до лежанки добрести. Хорошо, что еще и кобыл доить не приходится. Кобыл подоить - вот где морока настоящая. На это с нами несколько женщин пришли. Тяжело кобылу доить. Особая сноровка нужна.
Из молока кумыс сделают, но немного. Для здоровья после голодной зимы, да дух повеселить. Остальное сохранить, тайным способом. Творог сделать, с особыми травами, в шарики скатать, да на солнце высушить, а потом тайный обряд провести. Зимой от цинги только им и спасешься. Никто такого не умеет. Только наши женщины. Но свой Родовой секрет они никому не передадут. Только женщинам из Рода. А излишки осенью на торгу на железо поменяем. Очень ценят наши шарики люди, что в городах живут. А мы железо ценим. Ни добывать ни делать из него ,такие нужные нам вещи, мы не можем. А без железа никуда. Ни шкуру снять с туши животных, ни лук сделать, ни конем править. Я не говорю про оружие. Ах, какую саблю я осенью на торге видел. Но дорога очень. На нее кочевнику и за полжизни не заработать. Такие поколениями от отца к сыну передаются. Особо лелеются и берегутся. У нас в Роду таких всего две. Может, когда-нибудь, и я себе такую поменяю. Просто страсть, как хочется мне ею обладать. Верхом скакать да саблею махать. Только вот сабельному бою научиться не получится. Не учат этому искусству люди из городов. Ни за какие подарки не соглашаются. Ну, да и без этого сабля больно хороша. И так сойдет на зависть соседям...
*
Сорок лет мне уже. Пролетела жизнь чудо птицей над степью. Стар я. На покой пора. Внук уже на ножки поднимается. Жизнь незаметно пролетела. Жена рожала почти каждый год, да выжили только двое. Сын да дочь. Пятеро совсем малыми умерли. Двоих горячка лихоманка одолела. Сгорели внутренним жаром в одночасье. Один с коня неудачно упал, а последних двух - взрослых уже волки в степи загрызли. Только и остались- сын, да дочь. Не получилось большой семьи. Ну, да ничего. Внук вон растет. Краса и надежда. У него-то все непременно получится. В других семьях тоже не очень густо с потомством. Тяжелая жизнь у кочевника, хоть и прекрасная. Не променял бы ни на что другое...
Как будто сам жизнь кочевника прожил. Так и стоит все перед глазами, как живое. Прямо наваждение. Другая реальность.
Червячок сомнения, однако, никуда не делся. Даже наоборот. Он вырос, набрался сил-сомнений и превратился в огромадного ЧЕРВЯЧИЩА, который нахально сожрал все мои грезы-мечты про великие переселения кочевников. А на этом месте ( природа не терпит пустоты) появились и стали расти и размножаться совсем не воины-кочевники, а банальные, настырные, наглые вопросы и вопросики. А вслед за ними и ответы с ответиками.
- Ну, не могли кочевники так быстро размножаться. Условий таких им жизнь не предоставила. Вечно в пути, вечная война - то с засухой, то с холодом, то с голодом. Однообразие пищи, скученность зимой, эпидемии, что просто не могли не возникать, должны были перевесить здоровый мужской и женский энтузиазм по беспрерывному воспроизводству себеподобных. Смертность среди детей должна была быть очень высокой.
- Труд кочевника очень тяжел и не оставлял времени заниматься еще и воинским мастерством. А воинскому мастерству нужно учиться и поддерживать свои навыки всю свою жизнь. Иначе, даже если ты имеешь оружие, рискуешь стать фаршем, который из тебя нашинкует более или менее подготовленный воин.
- Ну, и конечно, о самом оружии. Где кочевнику, не имеющему ни кузницы нормальной ни руды, которую надо еще уметь найти и добыть, короче - где кочевнику брать оружие ? Так это я о крымских и ставропольских степях рассказывал. Там хотя бы магнетитовые пески по побережью имеются. А где брать сырье в Монголии? Там с железом вообще напряженка.
Совсем другое дело оседлые. Они и живут явно богаче и разнообразней, и еда вкуснее, да полезней для здоровья - витаминов и клетчатки в ней много. Дома у них теплые сплошь с печками. Опять же качественную еду на печке сподручно готовить. Да ремесла-промыслы разные осваивать легче. Есть где станки установить. Скотина за заборами да в крытых стойлах. Для запасов амбары крепкие, да погреба глубокие. Ничего не пропадет, не испортится. И, как следствие, детей должно намного больше выживать.
А из них можно и воинов делать, и обучать и вооружать. А за избыток съестных припасов, которых при оседлом образе жизни делать куда, как легче , выменивать у тех же кочевников хороших лошадей.
Вот вам и конная вооруженная боевая единица готова. Такая единица любой набег кочевников в состоянии отразить. Да и какой кочевник согласится идти на верную смерть? Разве, что от голода, да отчаяния. А из голодного, да отчаявшегося , какой может быть воин? Только сырье для фарша.
Вот эти-то коварные вопросы и погребли под собой мою романтическую, да героическую грезу о великих завоеваниях свирепых кочевников. Сожрал червяк сомнения мои мечты о великом романе, который я когда-нибудь мог написать. Эх не стать мне великим.
Да и ладно. Зато я знаю, что Великих переселений кочевников никогда не было, и никакие татары с монголами нас не завоевывали.
А ,может быть, кто-то мне чего дельного подскажет? Может рано я свою мечту похоронил?