Березовский Виктор Ильич : другие произведения.

Тупик и Выход

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Березовский Виктор Ильич, 1942 года рождения, гражданин Российской Федерации, работает доцентом кафедры экономики и управления Иркутского государственного университета. Окончил Иркутский педагогический институт иностранных языков в 1968 году и поступил работать на кафедру политэкономии Иркутского государственного университета, где и работает по сей день. С 1975 по 1979 год учился в аспирантуре при кафедре экономики современного капитализма Ленинградского государственного университета, где в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: ЈМонополизация научно-технических исследований в промышленности США". В 2006 году Березовским В. И. была опубликована монография ЈМатериалистическое понимание истории и технический прогресс". В 2012 году им была опубликована брошюра ЈТупике и выход". Всего Березовским В.И. опубликовано 22 статьи.


В. И. Березовский

Тупик и Выход

Иркутск 2012 г.

0x08 graphic

  
   УДК 1
   ББК 87
   Б48

Научный редактор

Р. Г. Абдулатипов, доктор философских наук

  
   0x08 graphic
Березовский В.И.
   Тупик и Выход : научная статья / В.И.Березовский ; [науч. ред.
   Р. Г. Абдулатипов]. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012. - 71 с.
   ISBN 978-5-9624-0640-4
  
   Работа констатирует и анализирует национальный и глобальный мировоззренческий тупик. Предлагается выход из тупика через смену мировоззренческой основы, через смену Бога на Сущее - теологии на онтологию. Работа представляет резюме и краткий комментарий к монографии Е.С. Кузьмина "Система "Человек и Мир".
   Кант считал, что для философа нет ничего желаннее, чем найти единый принцип, на основе которого можно было бы понять и объяснить все существующее и происходящее в мире. Концепция самодвижения и саморазвития всего Сущего посредством взаимодействия противоположностей является искомым кантовским принципом науки, её генетическим и логическим кодом. Кант полагал, что онтология - наука о Сущем - есть завершение культуры человеческого разума.
   Монограмма, запечатленная на обложке и форзаце, графически представляет единство христианского Креста, звезды Давиды, восьмеричного пути познания истины Будды, гексаграммы И Цзин и известной с древнейших времен "Семёрки". Эвристически монограмма - мистифицированный платоновский закон двойственного деления - всеобщий логический алгоритм развертывания всего Сущего. Пересекающиеся треугольники внутри монограммы - диалектика. Суть - противоположности в любом противоречии противостоят, дополняют и переходят друг в друга. Точка - символ Сущего, из которого все диалектически исходит и в которое все диалектически сходит. Монограмма - Логика в Хаосе и Логика, объемлющая Хаос.
   Выход из глобального и национального мировоззренческого тупика может и должен быть осуществлен только на онтологической, а не на теологической и не на позитивистско-плюралистической, монетаристской основе.
   Работа предназначена для всех интересующихся вопросами Большой науки.

УДК 1

ББК 87

   ISBN 978-5-9624-0640-4 No Березовский В.И., 2012
   No ФГБОУ ВПО "ИГУ", 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

  
   Тупик и Выход 4
   Тупик 5
   Выход 10
   Резюме и краткий комментарий к работе
   Е.С. Кузьмина Система "Человек и Мир" 10
   Онтологическая методология 13
   Аксиоматика 14
   Материализм 15
   Принцип вечного круговорота материи 15
   Принцип логического материализма 18
   Принцип исторического материализма 22
   Диалектика 31
   Объективная логика диалектического противоречия 32
   Субъективная логика диалектического противоречия 35
   Диалектика конкретного и абстрактного 36
   Принцип единства и многообразия 37
   Принцип отдельного и общего 38
   Закон двойного раздвоения Е.С. Кузьмина 38
   Систематика 39
   Таксономия 40
   Принцип единичности 41
   Принцип особенности 41
   Принцип всеобщности 41
   Генетическая структура сущего
   и генетическая классификация наук 42
   Онтология 43
   Принцип специфики 43
   Принцип координации 44
   Принцип субординации 44
   Тройственный закон Прокла
   и закон двойственного деления Платона 45
   Закон двойного раздвоения - основа
   категориально-диалектического моделирования 48
   Система онтологических категорий 49
   Система физических категорий 51
   Эмоциональная определенность Сущего 53
   Неоднозначность толкования Сущего у Аристотеля и смещение
   логической последовательности его философии Андроником Родосским 57
   Двойственность теологии 58
   Методологическое противоречие между диалектикой и математикой 60
   Интеллектуальная и психологическая трудность
   диалектического перехода от Бога к Сущему 64
   Научность и тенденциозность Маркса и Ленина 66

Тупик и Выход

  
   0x08 graphic
Мы в тупике - национальном и глобальном. Мы загнали себя в глухой угол. У нас нет опоры вверху - Бога, нет опоры внизу - Земли, нет опоры в прошлом - в Истории, нет опоры в будущем - в Коммунизме. Мы по-своему открыли священную тайну Честного и Животворящего Креста - обрубили его четыре конца и повисли в мёртвом пространстве:
   Круг бытия человека предельно и опасно сузился. Начал Маркс, который четырехмерное пространство материального воспроизводства человеческой жизни свел к экономике - экономический детерминизм. Современная экономическая наука свела экономику к монетаризму. Интернет, сотовый телефон и прочие информационные технологии как неправильно использованные результаты научно-технического прогресса трагически сужают мировоззрение.
   Но так как в человеке заключена космическая жажда жизни и какая-то опора должна быть, ею стали Деньги, которые заменили Бога, Землю, Историю и Коммунизм. Деньги стали всеобщим эквивалентом всего Сущего, они стали Религией. Если Сущее - "Солнце живых", то Деньги - "Солнце мертвых". Подобно тому как диалектика - наука ангельская, а математика - наука дьявольская.
   Есть ли выход из этого тупика? Есть. Его предлагает Е. С. Кузьмин в работе "Система "Человек и Мир", опубликованной в Иркутске в 2010 году.
  

В четырехмерной пространственно-временной системе нужно выделить ГЛАВНОЕ звено. Им является "верх" - МИРОВОЗЗРЕНИЕ, то есть воззрение на мир. Суть - замена божественной основы бытия человека на онтологическую, замена Системы "Человек и Бог" на Систему "Человек и Мир". Методологически эта замена осуществляется в рамках диалектики отдельного и общего, в рамках диалектического противоречия "сознание-материя", в рамках замены

тео-метафизического монизма на онто-диалектический монизм.

Т У П И К

Почему мы лишились всех четырёх опор Бытия?

Во-первых: Яростное и самозабвенное богоборчество лишило нас Бога - опоры вверху: отделение церкви от государства, изъятие церковных ценностей, вскрытие мощей святых - вдохновителей создания Русского государства, глумление над духовенством, две безбожные пятилетки, закрытие "святых мест", осквернение храмов Божиих. Это делалось для переориентации сознания с божественно-онтологической вертикали, Бога, на историко-технологическую горизонталь - Коммунизм, с вечно-Небесного на текуче-Земное.

Апостасия - отпадение от Бога - не только русское явление, но глобальное. Восток ещё пытается держаться за Бога.

Убрали Бога - развалили Мир, развалив Мир, развалили душу, развалив душу, развалили нравственную опору человека. Отсюда все социальные проблемы, психические и физические болезни, духовная слепота и душевные муки.

Во-вторых: Тотальная национализация промышленности и всеобщая коллективизация лишили нас опоры внизу: вырвали Землю из под ног, превратив нас в наемную рабочую силу у государства. Была создана мобилизационная экономика - основа ВПК. Задача ВПК - вооружение армии для разрыва капиталистического окружения, куда завёл страну Ленин, преследуя цель - мировую революцию. Жертвенная мобилизационная экономика для индустриализации имела моральное оправдание - ликвидацию исторической отсталости России и развитие производительных сил, которые якобы исторически закономерно приведут нас к светлому будущему - Коммунизму. Сталин спекулятивно-идеологически, агитационно-пропагандистски представил индустриализацию как построение социализма в СССР - первую фазу Коммунизма. "Построение" коммунизма закончилось распадом страны. "Политизированная" приватизация 90-х годов, перераспределив госсобственность на узкий круг лиц, создала неразрешимые антагонистические экономические и социальные, психологические и нравственные противоречия, заложила мину замедленного действия. Тайна приватизации 90-х заключена в 1917 году. Как кровью национализировали, так кровью и приватизировали. Кровь породила кровь. Катастрофа породила катастрофу.

Исторический круг замкнулся: "частная собственность - общественная собственность - частная собственность". "Паразитическая эксплуатация человека человеком - паразитическая эксплуатация человека государством - паразитическая эксплуатация человека человеком".

? 1917 ? 1991 ?

Частная

собственность

Общественная

собственность

Частная

собственность

Паразитическая

эксплуатация

человека

человеком

Паразитическая

эксплуатация

человека

государством

Паразитическая

эксплуатация

человека

человеком

Исторический результат паразитической эксплуатации - физическое вымирание и интеллектуальное вырождение нации. Эндогеннный геноцид, начавшийся в 1917 году, продолжается до сих пор. С 1991 года он обрёл обвальный характер. Доклад Счетной палаты - "поэма" об ограблении народа.

Современная глобальная паразитическая эксплуатация человека человеком проявляется в паразитической эксплуатации капиталом доступной природы. "Политизированная" приватизация 90-х, сменив паразитическую эксплуатацию человека государством на паразитическую эксплуатацию человека человеком, обрекла страну на череду Кровавых Черных Переделов.

В третьих: Мы лишены Прошлого - Истории. С одной стороны, разрушены общинные нормы традиционного общества, которые заменены кланово-мафиозной корпоративностью, с другой - Берлинской стеной между настоящим и прошлым в сознании профессиональных историков стоит "История ВКП(б). Краткий курс". Объективно связь между прошлым и настоящим - это связь между причиной и следствием. Каково прошлое-причина, таково и настоящее-следствие. Связь между прошлым и настоящим жесткая, прямая. Драматическое настоящее порождено травмированным прошлым. Мертвый хватает живого, или мертвая рука прошлого хватает настоящее за горло. Прошлое - ключ к пониманию настоящего. Трагическое прошлое отпечаталось на лицах современников исторической усталостью и генетическим истощением, утомлением и озлоблением. Наше прошлое влачится гирей на ногах и висит ярмом на шее. Мы не знаем своего прошлого, следовательно, мы не знаем сами себя. Объявление 2012 г. годом Истории проблемы не решил, ибо архивы в значительной мере уничтожены, а оставшиеся недоступны, как архивы Ватикана. Мы не знаем, кто строил Русское государство, но хорошо знаем, кто его разрушал. Не зная Прошлого, мы остались без Будущего. Сегодня Прошлое подверглось купированию.

В-четвертых: Мы лишили себя Будущего, так как Коммунизм не построен. Не было теории, а была импровизация. Коммунизм понимался примитивно-альтернативно как Рай на земле в противоположность капиталистическому Аду, как фатально-неизбежная счастливая жизнь в Будущем, в противоположность невыносимо тяжелому Настоящему. Это был не рационально-онтологический, а религиозно-мистический коммунизм.

Коммунизм был всемирно-историческим кредитом, под который были принесены колоссальные кровавые, материальные и духовные жертвы революции, гражданской войны, коллективизации, индустриализации, культурной революции, катастрофического провала операции "Гроза", перечеркнувшего все надежды на мировую революцию, послевоенного восстановления, атомного проекта, освоения космоса, гонки ракетно-ядерных вооружений.

Кредит коммунизма оправдывал духовное растление Агитпропа и кровавые репрессии ЧК.

Коммунизм - вековечная потаенная мечта страждущего человека о справедливой жизни: мечта о царстве Божием на Земле; неутолимая жажда Спасения русских святых: Антония, Феодосия, Сергия, Кирилла, Нила, Алексия... Это Новый Иерусалим Никона - Святая Русь как космодром второго пришествия Христа; Град Китеж; Беловодье; Вечно Синее Небо; Шамбала; "Оазис космической культуры"; "Страна Вечного Белого братства"; "Обитель света, затаенный рай на земле"; "Страна бессмертных"; "Царство магов"; "Страна великих мастеров"; "Потаенный центр мира"; "Мир Гармонии и Совершенства"; "Наследие исчезнувших цивилизаций"; "Шарнир времени"; Ананербе; Агартий; "Разум внеземных Цивилизаций"; Атлантида и Гиперборея.

Тающий кредит коммунизма породил последний пассионарно-эмоциональный всплеск - Программу КПСС и шестидесятников, кратковременный научный фетишизм и технологический романтизм. И вот 1980 год - время платить по счетам, и мы - банкроты. Началась перестройка того, что генетически перестройке не подлежало. Своей кроваво-трагической историей мы дискредитировали коммунизм и перекрыли не только свое будущее, но и будущее всего человечества. Маркс и Ленин бросили камень в болото капитализма. Тина на время разошлась, а потом снова затянулась. Все утонуло в современной капиталистической спекулятивно-демократической, рыночно-монетаристской трясине.

Таким образом, мы оказались без верха - Бога, низа - Земли, без прошлого - Истории, без будущего - Коммунизма и зависли в безвоздушном пространстве. Коммунизм не построен. Град Грядущего не создан. Демонические силы революции иссякли. Религиозно-пассионарная энергия русского народа истощилась. Нужна нравственно-психологическая и интелектульно-культурная перезарядка духовно-душевных батарей на онтологической основе.

Мы оказались опустошенными. Мы - перекати-поле, которое катится туда, куда дует ветер глобальной экономической и национальной политической конъюнктуры. Такой обездоленно-облегченный человек с психоневротической неустойчивостью криминально опасен, он во власти страха и агрессии. Связь между людьми нарушена. В другом мы видим конкурента или врага. Исчезло золото души народа, очерствели сердца, выбиты люди чести, оскудел язык, упала культура общения, ушли из жизни Красота и Стиль. Торжествуют Дизайн и Гламур, Примитив и Новодел. Деньги заменили Бога, героизм прошлого, перспективу будущего и через шестисоттриллионнный долларовый "навес-пузырь" деривативов подавили глобальную и национальную производящую экономику.

Отсюда - гниение: коррупция, алкоголизм, наркомания, бездетность, экологический и экономический паразитизм, нравственная распущенность, интеллектуальная деградация и физическая дегенерация, глобальный застой мысли, косность, рутина, скептицизм и агностицизм. Результат - национальный и глобальный тупик, порождающий эсхатологические предчувствия и апокалиптические настроения, а меркантильно-гедонистическая, интеллектуально-ограниченная, паразитически-антагонистическая национальная и глобальная элита занимается политическим гламуром. У нее нет стратегии, а есть хаотическое рефлекторное движение. То, что глобальный системный кризис неизбежен, знают все. Вопрос в том, можно ли избежать перерастания глобального системного кризиса в глобальный Хаос с необратимыми последствиями? Во всех этих бедах нет виновных. Это следствие диалектической незавершенности сознания. В том, что сказано выше, нет ничего удивительного. Каждый думающий это знает, остальные - чувствуют. Осталось понять трагичность тупиковой ситуации воспроизводства человеческой жизни и указать выход.

В Ы Х О Д

Выход из тупика - в смене мировоззрения, в диалектическом переходе от теологии к онтологии, от Бога к Сущему, в диалектической замене Бога на Сущее, в замене Системы "Человек и Бог" на Систему "Человек и Мир", в замене божественной основы бытия человека на онтологическую. Если Филон Александрийский трансформировал Сущее в Бога, то наша задача - диалектически трансформировать Бога в Сущее. Осуществляя обратный переход от Бога к Сущему, нужно осуществить переход от метафизико-идеалистического к диалектико-материалистическому монизму, от горизонтально-исторического к вертикально-онтологическому, от религиозно-мистического к рационально-реалистическому восприятию Мира. Онтологическая фокусировка Мира предполагает материалистическое смещение исходной точки отсчёта. Технологически и экономически глобально-единый мир нужно поставить на онтологически-единую мировоззренческую основу. Задача не из легких.

Онтология - наука о Сущем - выход из тупика и основа Спасения.

Резюме и краткий комментарий к работе

Е. С. Кузьмина

"Система "Человек и Мир""

Методологической основой Системы "Человек и Мир" Е. С. Кузьмин берет концепцию самодвижения и саморазвития всего сущего посредством взаимодействия противоположностей, исторически восходящую к Аристотелю. Логическое уяснение, теоретическую разработку и практическое утверждение концепции самодвижения и саморазвития всего сущего Кузьмин рассматривает как безотлагательное "Дело сегодняшнего дня".

Кант говорил, что для философа нет ничего желаннее, чем найти единый принцип, на основе которого можно было бы понять и объяснить всё существующее и происходящее в мире. Концепция самодвижения и саморазвития всего сущего посредством взаимодействия противоположностей является искомым кантовским принципом науки, её генетическим и логическим кодом.

Концепция самодвижения и саморазвития всего сущего посредством взаимодействия противоположностей содержит в себе предмет - "сущее" и метод - диалектику, "взаимодействие противоположностей". "Само-движение" и "само-развитие" указывает на отсутствие каких-либо внешних и потусторонних, креационистских и демиургических, мифических и теологических сил происхождения и существования всего сущего.

Концепция самодвижения и саморазвития всего сущего посредством взаимодействия противоположностей абсолютно завершена, абсолютно самодостаточна и абсолютно закрыта на себя.

Она есть Конец концов и Начало начал, Альфа и Омега, Эон эонов, Святая святых и Наука наук. Наука о сущем - онтология - есть "Большая наука".

Науку о сущем* Аристотель называл "Первой философией". Сущее - онтология есть "Большая наука". С уяснения Сущего и его разработки следует начинать национальную и глобальную перестройку.

Кант считал онтологию завершением культуры человеческого разума.

Концепция самодвижения и саморазвития всего сущего - разгадка логической тайны человеческого мозга, разгадка лаборатории ленинской мысли. Онтология - основа как познания и понимания мира, так и основа творческой и созидательной деятельности человека. Онтология - конкретная, практическая наука. Сущее как наивысший род всего существующего вбирает в себя весь многообразный мир. Оно указывает на генетическое единство материального и идеального, естественного и общественного, объективного и субъективного, нерукотворного и рукотворного. Сущее делает бесконечное конечным и конечное бесконечным, вечное преходящим и преходящее вечным, относительное абсолютным и абсолютное относительным, необозримое обозримым и обозримое необозримым, многообразное единым и единое многообразным, общее отдельным и отдельное общим, абстрактное конкретным и конкретное абстрактным, неявное явным и явное неявным, интуитивное осознанным и осознанное интуитивным, далёкое близким и близкое далеким, историческое логическим и логическое историческим.

Сущее делает генетический код развития материи логическим кодом познания мира. Онтология - "Логическая философия" - не обязана перебирать несуразности современной буржуазной спекулятивной философии. Сущее должно лежать в основе системы образования.

Концепция самодвижения и саморазвития всего сущего исторически закрывает эвристически-эмпирический, стихийный этап развития науки и открывает её логически-последовательный, онтологический этап. Но сущее, вбирающее в себя весь мир, должно быть проявлено, раскрыто, развито, развёрнуто в систему логически непротиворечивых посылок - аксиом и постулатов, законов и принципов, доведённых до практически работающих гуманистических предписаний рационального воспроизводства человеческой жизни, до Системы "Человек и Мир". Без логического уяснения и последовательного раскрытия-развёртывания структуры Сущего оно теряет смысл, становится бессодержательным, пустым.

Аристотель не раскрыл, не развернул содержания Сущего. Он указал Начало, но не дал Метод. Категории Аристотеля не были диалектически систематизированы. Работу по логическому уяснению и диалектическому развёртыванию содержания сущего проделал Кузьмин. Он выявил как генетический ряд родов сущего и генетический ряд соответствующих ему наук, так и предикативную систему категорий как сущего, так и его низших родов.

Раскрытие содержания сущего требует своей методологии.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Методология - учение о методе - способах и приемах познания мира и практического овладения действительностью, о применении концептуальных посылок - аксиом и постулатов, законов и принципов к пониманию и овладению окружающим миром. Методология - система всеобщих онтологических положений, категорий и законов теоретического познания и практического созидания.

Методология сущего, как любой объект исследования, имеет свою диалектическую структуру:

0x01 graphic

"Методология" научного познания мира выявляется Е. С. Кузьминым как система логически непротиворечивых посылок, которые в свою очередь, говоря словами Канта, должны быть исследуемы как самостоятельные объекты познания.

Мир един, все из одного. Но единство мира может быть материальным и идеальным. Материалистический монизм исходит из того, что мир един в своей материальности - аксиома материалистического монизма, концептуально-методологическая основа материализма - науки о материи, движении и развитии её форм.

Все в мире противоречиво, двойственно в себе - аксиома диалектического противоречия - концептуально-методологическая основа диалектики, науки о строении, движении, развитии материи, познании мира и творчески-созидательной деятельности человека - основе рационального гуманизма.

Мир не только един в своей материальности, но и многообразен в своей объективности - постулат структурного детерминизм, концептуально-методологическая основа таксономии - науки о структурно-генетических уровнях материи, классификации областей реального мира и структурно-генетической последовательности наук.

Любое конкретное сущее конечно, ограничено в себе, определяется множеством противоречивых сторон и находится во множестве противоречивых отношений с окружающим миром - постулат предикативного детерминизма, концептуально-методологическая основа онтологии - науки о категориально-диалектическом определении сущего и его любого рода.

Аксиома материалистического монизма и аксиома диалектического противоречия совместно образуют аксиоматику научного понимания мира.

Постулат структурного детерминизма и постулат предикативного детерминизма совместно образуют систематику научного познания мира.

Аксиоматика и систематика совместно образуют методологию научного познания и понимания мира. Дальнейшее исследование методологии требует раскрытия содержания каждой аксиомы и каждого постулата.

АКСИОМАТИКА

Аксиома - априорное суждение рассудка, обобщающее опыт абстрактного мышления в данной области познания, точка отсчёта, исходная логическая посылка, лежащая в основе всех других положений данной теории.

Первое, что обнаруживает наш созерцающий взор в окружающем мире, - объективное многообразие всего сущего в мире: множественность форм материи и их многогранность.

Второе, что находит наш мыслящий разум в окружающем мире, - его материальное единство, превращаемость одних форм материи в другие.

С отражения объективного многообразия мира начинается наше чувственно-конкретное, эмпирическое познание действительности. С установления материального единства мира начинается мысленно-абстрактное, рациональное понимание действительности.

Рациональное, научно-теоретическое познание мира начинается с аксиоматики, установления концептуальных посылок - аксиом, постулатов, принципов, гипотез, законов, алгоритмов.

Первой рациональной посылкой, с которой начинается философия, является аксиома материалистического монизма, выдвинута Фалесом. На основе этой аксиомы формируется и развивается материализм - учение о материи.

Второй рациональной посылкой, с которой начинается философия, является аксиома диалектического противоречия, выдвинута Анаксимандром. На основе этой аксиомы формируется и развивается диалектика - учение о методе.

МАТЕРИАЛИЗМ

Аксиома материалистического монизма - все сущее в мире едино в своей материальности - априорная посылка рационального понимания действительности по принципу простоты.

Из аксиомы материалистического монизма логически следуют:

  1. принцип вечного круговорота материи;

  2. принцип логического материализма;

  3. принцип исторического материализма.

I. Принцип вечного круговорота материи

Если мир един, то он и вечен. Но в вечном мире ничто не вечно, кроме вечно движущейся материи. Все сущее в мире возникает, существует и разрушается, но ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто - все переходит в другое, происходит вечный круговорот материи. В вечном круговороте материи мир замыкается в себе как единая система.

1. Диалектика простого и сложного

Согласно диалектике, сложное не может быть без простого. Противоположности не могут исключать друг друга. Материя не возникает и не уничтожается, не приобретает и не утрачивает своих свойств. Возникают и уничтожаются, приобретают и утрачивают свои свойства лишь сложные формы материи. Происходит вечное превращение материи из одних форм в другие, из простых в сложные и обратно - из сложных в простые.

2. Гипотезы круговорота материи

2.1 Континуальные гипотезы круговорота материи

Континуальные гипотезы круговорота исходят из признания субстанциальной сплошности - неделимости материи. К их числу относятся гипотезы "стихий", энергетическая, полевая и т.п. Согласно этим гипотезам, вещи возникают и разрушаются в результате сгущения-разряжения исходной материи: воды, воздуха, огня, энергии, поля, движения.

2.2 Квантуальные гипотезы круговорота материи

Квантуальные гипотезы круговорота основываются на признании субстанциальной дискретности, делимости материи. Субстратный диморфизм материи прослеживается во всех генеративных процессах окружающего мира: электроны и протоны, протоны и нейтроны, анионы и катионы, мужские и женские гаметы. Субстратный диморфизм материи является основным, исходным противоречием, лежащим в фундаменте материи.

3. Законы круговорота материи

3.1. Закон сохранения

Сохранение, как и все сущее в мире, имеет свою диалектику, оно может быть абсолютным и относительным.

а) абсолютное сохранение присуще простым-исходным, стабильным элементарным частицам, составляющим первичную компоненту мировой космической среды: тайцзы, апейрон, первоматерия.

б) относительное, релятивное сохранение присуще всем сложным формам материи, которые в процессе круговорота движутся и возникают, развиваются и разрушаются.

3.2 Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания отражает качественную взаимосвязь нового со старым, преемственность нового по отношению к старому. Отрицание отрицания есть сохранение. Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Отрицание отрицания является двояким - онтогенетическим и филогенетическим:

а) онтогенетический, внутривидовой круговорот материи может быть циклическим - агрегатный круговорот веществ: газ - жидкость - твердь - жидкость - газ в мире неорганическом и спиралевидным - гентильный круговорот материи путем последовательно-поступательной или регрессивной смены поколений живых существ в органическом мире;

б) филогенетический - родовой круговорот материи от простых форм к сложным и обратно - является консервативно-замкнутым циклом всеобщего круговорота материи.

3.3 Закон перехода количественных изменений

в качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные решает вопрос о механизме круговорота материи: все качественные превращения происходят путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или энергии. Переход количественных изменений в качественные также является двояким - генеративным и трансформационным:

  1. генеративный переход количественных изменений в качественные происходит путем ассоциации-диссоциации генеративных начал: электронов и протонов, протонов и нейтронов, анионов и катионов в мире неорганическом и путем слияния и воспроизводства мужских и женских гамет в мире органическом;

б) трансформационный переход количественных изменений в качественные происходит путем поглощения-излучения ионов и фотонов в мире неорганическом и путем ассимиляции-диссимиляции веществ и энергии в мире органическом.

3.4. Закон неравномерности движения и развития материи

Концептуальной основой закона неравномерности движения и развития материи является то, что всё в мире построено из одного, но построено по-разному, следовательно, по-разному движется и по-разному развивается. Различие в структурной организации форм материи лежит в основе закона неравномерности.

Из аксиомы материалистического монизма с необходимостью следуют принципы логического материализма.

II. Принцип логического материализма

Поскольку мир един в своей материальности, то и сознание - логическое мышление - не может быть не чем иным, как свойством материи: генетически материя первична - сознание вторично, производно от материи. Сознание материально лишь в источнике. В аксиоме материалистического монизма возникает проблема соотношения материи и сознания, чувства и разума: концептуального и методологического, онтологического и гносеологического, материализма и диалектики, "Человека и Мира", исторического и логического.

Целесообразность, которая поражает человека в природе, это и есть логика материи: гармония - пифагорейцев, дао - древнекитайских мудрецов, логос - Гераклита, нус - Анаксагора, идеи - Платона, перводвигатель - Аристотеля, бог - Филона Александрийского, интеллектикус инфинитус - Спинозы, абсолютный дух - Гегеля, душа - Фейербаха, идеальное - Маркса, мышление - Энгельса, сознание - Ленина. "От природы, - говорит Аристотель, - не свойственно смешиваться чему попало с чем попало". В современной науке целесообразность находит свое отражение и выражение в законе симметрии. Логика сознания, основанная на логике материи, есть логика творческого созидания. Логика сознания, противоречащая логике материи, есть логика порабощения и эксплуатации, есть логика варварского разрушения доступной природы и самого человека.

1. Мировоззренческие позиции в идеологии

Мировоззренческие позиции в идеологии определяются в зависимости от решения соотношения между материей и сознанием: материалистический монизм; идеалистический монизм; плюрализм; релятивизм; диалектический идеализм и диалектический материализм.

Материалистический монизм сводит сознание к материи: античные натурофилософы, английские и французские материалисты XVII-XVIII столетий и вульгарные материалисты XIX века.

Идеалистический монизм сводит материю к сознанию: теологи, солипсисты, берклианцы, махисты, эмпириокритики и т. п.

Плюрализм исходит из признания двух или нескольких материальных и идеальных субстанциально равнозначных и друг от друга независимых начал: "тай-цзы" и дао у Лао-цзы, огонь и логос у Гераклита, гомеомерии и нус у Анаксагора, современный позитивизм, отрицающий философию как науку о всеобщих онтологических и гносеологических началах.

Релятивизм исходит из отрицания каких-либо субстанциальных начал в строении материи, в научных теориях, моральных нормах: кратиловское учение о всеобщей и абсолютной текучести всех вещей, протогоровское "Человек есть мера всех вещей", скептицизм, агностицизм, эмпиризм, конвенциализм.

Диалектический идеализм исходит из признания субстанциальной первичности сознания и вторичности материи: диалектико-плюралистический идеализм Платона и диалектико-монистический идеализм Гегеля.

Диалектический материализм - исходит из признания субстанциальной первичности материи и вторичности сознания. Виднейшими представителями являются Аристотель, Маркс, Энгельс, Ленин. Из ничего сознание возникнуть не могло. Возникновение сознания запрограммировано в диалектической плюс-минус симметрии противоположностей. Каждому уровню организации материи отвечает своя форма избирательной и направленной ориентации. Способность материи к избирательности и направленной ориентации находит свое отражение и выражение в электронно-вычислительной технике.

Конструктивно концептуальные позиции в идеологии, отвечающие противоречию материя - сознание, могут быть логически суммированы в следующем виде:

материя

сознание

+

материалистический

монизм

-

-

идеалистический

монизм

+

-

релятивизм

-

+

плюрализм

+

II

диалектический

идеализм

I

I

диалектический

материализм

II

2. Методологические позиции в идеологии

Методологические позиции в идеологии определяются в зависимости от решения вопроса о соотношении чувства и разума в процессе познания мира: сенсуализм, рационализм, скептицизм, синкретизм, догматизм, сциентизм.

Сенсуализм исходит из признания чувств единственным источником познания мира. "Кому что как кажется, так оно и есть" - говорит сенсуалист Протагор. Логически чувства - исходный пункт познания. Это находит свое отражение в принципе наблюдаемости. Одностороннее преувеличение наблюдаемости ведет к альтернативному противопоставлению чувственно-конкретного знания - рационально-абстрактному мышлению.

Рационализм исходит из признания разума единственным источником познания действительности. Логически разум наряду с чувством - непременная предпосылка познания. Как методологическая позиция рационализм находит своё выражение в принципе простоты Оккама. Односторонне понятый рационализм, как и односторонне толкуемый сенсуализм, гонит философскую мысль в тупик скептицизма.

Скептицизм - негативная методологическая позиция "ни-ни", в основе которой лежит неверие ни в человека, ни в разум, ни в гармонию мира, недоверие к любым взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и наличии какого бы то ни было критерия её оценки: чувства - обманывают, разум - заблуждается. Исторически разновидностями скептицизма являются софистика и агностицизм.

Синкретизм - дуальная методологическая позиция "и-и" - исходит из признания равнозначности чувств и разума в процессе познания. Историческими формами синкретизма являются гностицизм и эклектизм.

Догматизм - диальная методологическая позиция, основанная на приоритете разума над чувствами, на гипертрофированном противопоставлении дедуктивного рационально-абстрактного мышления индуктивному чувственно-конкретному опыту.

Сциентизм - диальная методологическая позиция, которая исходит из концептуального признания первичности чувств и вторичности разума в процессе познания и их взаимной зависимости - принцип научности. Сциентизм отвечает как принципу наблюдательности, так и принципу простоты, является методологической основой последовательно научного познания мира.

Конструктивно методологические позиции в идеологии, отвечающие противоречию чувства-разум, могут быть логически суммированы в следующем виде:

чувства

разум

+

сенсуализм

-

-

рационализм

+

-

скептицизм

-

+

синкретизм

+

II

догматизм

I

I

сциентизм

II

Материя и сознание, чувства и разум, мировоззрение и методология диалектически взаимосвязаны между собой.

Из аксиомы материалистического монизма логически следует принцип исторического материализма.

III. Принцип исторического материализма

Принцип исторического материализма - такое же следствие из аксиомы материалистического монизма, как и принцип вечного круговорота материи и принцип логического материализма.

Поскольку мир един в своей материальности, то и общественная жизнь людей не может быть не чем иным, как одной из форм движения материи. Но форма эта особая, со своими закономерностями бытия и развития, где идеальное, порожденное материальным, снова материализуется в процессе созидательной, производительной деятельности людей. Отсюда все проблемы отношений человека к действительности.

Принцип исторического материализма - основной закон бытия и развития общества.

Методологически принцип исторического материализма лежит в основе структурного анализа и конструктивного моделирования отношений человека к действительности. Согласно материалистическому пониманию истории, основу бытия и развития общества составляет производство и воспроизводство человеческой жизни, которое, как и всё сущее в мире, имеет свою диалектику, является двойственным - филогенетическим и онтогенетическим.

Филогенетически человек представляет собой высшую ступень развития органических форм материи - живых существ на Земле. Филогенетическое формирование человека - исходный пункт человеческой истории. Её последним актом может оказаться экономическое и экологическое самоистребление человека. В этом случае филогенетическое возрождение человека не может быть осуществлено никакими силами и средствами. Этим определяются смысл и значение современной эпохи в истории человечества.

Онтогенетическое воспроизводство человеческой жизни представляет собой сложную систему отношений человека к действительности.

Система онтогенетического воспроизводства человеческой жизни включает в себя ряд сфер: хомологическую и демиургическую, материальную и интеллектуальную (духовную), эстетическую и этическую, гентильную и экологическую, психологическую и социальную, экзистенциальную и экономическую, интеллектуальную и политическую, культурную и цивилизационную. В каждой из этих сфер человек выступает в своей определенной ипостаси: человек и творец, житель и сожитель, родитель и обитатель, обыватель и личность, потребитель и производитель, мыслитель и деятель, труженик и гражданин. Ипостасионная структура может быть смоделирована в следующем виде:

творец

труженик

гражданин

потребитель

производитель

мыслитель

деятель

родитель

обитатель

обыватель

личность

житель

сожитель

человек

Человек - это прежде всего разумное существо, высшая ступень развития всего сущего на Земле. В отличие от животных, человек не только приспосабливается к окружающей среде, присваивает её естественные материальные блага в натуральном виде, но и перерабатывает, преобразует, культивирует их, в том числе культивирует и себя, естественную среду обитания преобразует в искусственную - создает-творит ноосферу, сферу разумной деятельности человека. Созидательная деятельность человека должна осуществляться по законам красоты и благородства. На этой основе формируются и развиваются эстетические отношения человека к действительности и этические отношения между людьми. Возникают и развиваются эстетика - наука о прекрасном и этика - наука о нравственном.

Воспроизводство человеческой жизни также имеет свою диалектику, осуществляется двояким путем - путем материального и интеллектуального воспроизводства.

Материальное воспроизводство человеческой жизни

Материальное воспроизводство человеческой жизни составляет материальный базис - основу общественных отношений между людьми. На этой основе складываются и развиваются гентильные отношения между людьми и экзистенциальные отношения к средствам существования, экологические отношения к окружающей среде и экономические отношения к средствам труда и производства, эргономическое воспроизводство посредством труда.

Гентильное воспроизводство человеческой жизни

Гентильное воспроизводство человеческой жизни посредством рождения - потомственное продолжение человеческого рода - первое и неприменное условие общественного бытия и развития, стержневая линия человеческой истории. Для жизни человек должен быть, прежде всего, рожден. Рождение человека - первый акт в его отношении к действительности. Человек выступает в ипостаси родитель. Половой диморфизм женщины и мужчины - основа гентильного воспроизводства человеческой жизни. На этой основе складываются и развиваются брачные и семейные отношения между супругами, формируется и развивается евгеника - наука о соразмерном количественном и качественном воспроизводстве человеческой жизни по средствам рождения, по законам здоровья и красоты.

Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

Согласно своей природе, человек, чтобы жить, должен с момента рождения по день кончины повседневно потреблять, воспроизводить свое существование: дышать, пить, есть, одеваться, иметь жилище и другие материальные блага. Человек выступает в ипостаси потребитель. На этой основе должна формироваться диететика - наука о соразмерном и рациональном естественно-историческом потреблении материальных благ - средств существования.

Экологическое воспроизводство человеческой жизни

Непременным звеном в системе материального воспроизводства человеческой жизни является экологическая среда - зона обитания - источник средств существования и средств производства, предмет забот и обустройства, где человек выступает в ипостаси обитатель. Экологическое воспроизводство человеческой жизни превращается в отдельное, относительно самостоятельное звено в единой системе материального воспроизводства жизни. Возникает и развивается экология - наука о рациональном использовании невозобновляемых источников средств производства и культивировании возобновляемых средств существования.

Экономическое воспроизводство человеческой жизни

Экономическое воспроизводство человеческой жизни посредством производства материальных благ является первым актом человеческой истории. Для того чтобы жить, потреблять и рожать, люди должны иметь средства существования, которые надо производить - добывать и обрабатывать, творить и созидать.

В процессе производства средств к жизни люди, в отличие от животных, не только присваивают, но и перерабатывают, творчески преобразуют и культивируют то, что дано им природой. Человек выступает в ипостаси производитель, возникает и развивается экономика - наука о преобразовании благ, данных природой, в блага для людей.

Эргономическое воспроизводство человеческой жизни

Эргономическое воспроизводство посредством труда - всеобщее, вечное, естественное условие человеческой жизни. Труд - завершающее звено в системе материального воспроизводства. Человек выступает в ипостаси труженик. Формируется и развивается эргономика - наука об организации труда во всех сферах жизнедеятельности.

Люди живут и воспроизводят свою жизнь совместно, целенаправленно и в какой-то мере согласованно. На этой основе формируются и развиваются духовные отношения человека к действительности - интеллектуальное воспроизводство человеческой жизни.

Интеллектуальное воспроизводство

человеческой жизни

На основе совместной жизни формируются и развиваются нравственные и психологические, социальные, идеологические и политические отношения между людьми.

Нравственные отношения между людьми

В процессе сожития и совместного воспроизводства жизни люди вступают в определенные нравственные отношения, вырабатываются определенные моральные нормы этих отношений, отвечающие взаимным интересам людей. В процессе сожития человек выступает в ипостаси сожитель. Возникает и развивается этика - наука о морали и нравственных отношениях между людьми.

Психологические отношения между людьми

Люди живут и воспроизводят свою жизнь совместно, но они различаются между собой по своим душевным свойствам - нраву, характеру. У них по-разному организована нервная система, различен психический склад. Одни - сангвиники и флегматики, другие - холерики и меланхолики. Они по-разному воспринимают действительность, по-разному к ней относятся. Каждый человек индивидуален - выступает в ипостаси обыватель. Возникает необходимость нравственно культивировать не только окружающий мир, природу, но и природу самого человека, дабы он был способен к сожитию с другими людьми и совместному с ними воспроизводству своей жизни. Возникает и формируется психология - наука о душевных свойствах человека.

Социальные отношения между людьми

Необходимость совместного воспроизводства человеческой жизни влечет за собой необходимость той или иной организации общественной жизни людей. Человек, осознающий необходимость сочетания личных и общественных интересов, выступает в ипостаси личность. На этой основе формируется и развивается социология - наука о сожитии и совместном воспроизводстве человеческой жизни по законам разума.

Идеологические отношения между людьми

Для того чтобы воспроизвести и воспитать человека по законам здоровья и красоты, построить общество по законам человечности и справедливости, необходима отвечающая этой задаче идеология - система идей, базирующаяся на единой логической философии, адекватной логике вещей. Теория выхода из тупика глобального воспроизводства человеческой жизни сначала должна быть построена в голове человека. Человек выступает в ипостаси мыслитель. Производство идей - процесс специфический. Это означает, что логическая философия, как и любая другая теория, не может быть построена по логике наивного реализма каждым человеком - своя и для себя. Не создаются теории и скопом, путем голосования. Теории вырабатываются одиночками, имеющими к тому призвание. Таковы исторические факты, и не считаться с ними нельзя.

Политические отношения между людьми

Осуществление идейно-политического замысла не происходит само собой. Оно требует активной, направленной политической деятельности. Теория может осуществляться в каждом народе лишь тогда, когда в ней есть потребность. Человек выступает в ипостаси деятель. На этой основе формируется и развивается своя наука - политология.

Человек - творец истории

Человек в ипостаси творец - связующее звено в единой системе ноологического воспроизводства человеческой жизни. В нем объединяются и преломляются, фокусируются и должны синхронизироваться все звенья этого воспроизводства: хомологическое и демиургическое, материальное и ителлектуальное, гентильное и экзистенциальное, экологическое и экономическое, как и все отношения между людьми: нравственные и гражданские, психологические и идеологические, социальные и политические. Каждое из этих звеньев имеет относительную самостоятельность и находится в неразрывной связи со всеми остальными. Главным звеном в этой цепи в любой данный момент является наиболее слабое звено. Сегодня им являются идеологические, мировоззренческие отношения.

Воспроизводство человеческой жизни двойственно, оно является натуральным и социальным. Структурно-логически эта двойственность может быть представлена в следующих схемах:

Натуральное воспроизводство человеческой жизни

ТВОРЕЦ

Труженик

Гражданин

ПОТРЕБИТЕЛЬ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

МЫСЛИТЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬ

Доход

Едок

Изделие

Хозяин

Ученик

Учитель

Исполни-тель

Руководи-тель

ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВО

МЫШЛЕНИЕ

ДЕЯНИЕ

ВОСПИТАНИЕ

РЕМЕСЛО

ИСТОРИЯ

РЫНОК

Воспи-танник

Воспи-татель

Сырье

Работник

Наслед-ник

Преем-ник

Прода-вец

Покупа-тель

ПОТОМОК

ДОБРО

ПОБОРНИК

ТОВАР

ДИТЯ

БЛАГО

СЛОВО

ДЕЛО

Мать

Отец

Богатство

Добыча

Вы

Мы

Польза

Выгода

СЕМЬЯ

ПОМЫСЕЛ

ЯЗЫК

ГОСУДАРСТВО

БРАК

ОБИТАНИЕ

ОБЩЕНИЕ

ОБЩЕСТВО

Жена

Муж

Среда

Добыт-чик

Ты

Я

Народ

Вождь

РОДИТЕЛЬ

ОБИТАТЕЛЬ

ОБЫВАТЕЛЬ

ЛИЧНОСТЬ

Житель

Сожитель

ЧЕЛОВЕК

Социальное воспроизводство человеческой жизни

ТВОРЕЦ

Труженик

Гражданин

ПОТРЕБИТЕЛЬ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

МЫСЛИТЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬ

Доход

Едок

Изделие

Хозяин

Ученик

Учитель

Исполнитель

Руководи-тель

ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВО

МЫШЛЕНИЕ

ДЕЯНИЕ

+ Аскетизм -

- Гедонизм +

- Квиентизм -

+ Диетизм +

II Гигиена I

I Санитария II

+Производительность-

- Собственность +

- Анархизм -

+ Дисциплина +

II организация I

I Планирование II

+ Автодидакт -

- Дидактизм +

- Пассивизм -

+ Активизм +

II Догматизм I

I Сциентизм II

+ Инициативизм -

- Императивизм +

- Антогонизм -

+ Лидеризм +

II Авторитаризм I

I Автономизм II

I Нравственность II

II Культура I

+ Право +

- Иждивение -

- Обучение +

+ Питание -

I Рационализация II

II Механизация I

+ Трудолюбие +

- Тунеядство -

- Квалификация +

+ Технология -

I Перспектива II

II Ретроспектива I

+ Оптимизм +

- Пессимизм -

- Традиция +

+ Тенденция -

I Конвенция II

II Монополия I

+ Гармонизм +

- Хаотизм -

- Профитизм +

+ Автаркизм -

ВОСПИТАНИЕ

РЕМЕСЛО

ИСТОРИЯ

РЫНОК

Воспитан-ник

Воспита-тель

Сырье

Работник

Наследник

Преемник

Продавец

Покупа-тель

ПОТОМОК

ДОБРО

ПОБОРНИК

ТОВАР

ДИТЯ

БЛАГО

СЛОВО

ДЕЛО

Мать

Отец

Богатство

Добыча

Вы

Мы

Польза

Выгода

СЕМЬЯ

ПРОМЫСЕЛ

ЯЗЫК

ГОСУДАРСТВО

+ Матриархат -

- Патриархат +

- Геноцитизм -

+ Геноцитивизм +

II Полигенизм I

I Моногенизм II

+ Присвоение -

- Накопление +

- Хищничество -

+ Возделывание +

II Регламентация I

I Регуляция II

+ Гуманизм -

- Патриотизм +

- Расизм -

+ Утопизм +

II Национализм I

I Интернационализм II

+ Социализм -

- Капитализм +

- Милитаризм -

+ Пацифизм +

II Империализм I

I Коммунизм II

I Экзогамия II

II Эндогамия I

+ Моногамия +

- Полигамия -

- Полигиния +

+ Полиандрия -

I Кооперация II

II Специализация I

+ Интенсивизм +

- Экстенсивизм -

- Демодетерминизм +

+ Геодетерминизм -

I Эгалитаризм II

II Эготизм I

+ Коллективизм +

- Индивидуализм -

- Эгоизм +

+ Альтруизм -

I Ноократия II

II Аристократия I

+ Технократия +

- Бюрократия -

- Автократия +

+ Демократия -

БРАК

ОБИТАНИЕ

ОБЩЕНИЕ

ОБЩЕСТВО

Жена

Муж

Среда

Добытчик

Ты

Я

Народ

Вождь

РОДИТЕЛЬ

ОБИТАТЕЛЬ

ОБЫВАТЕЛЬ

ЛИЧНОСТЬ

Житель

Сожитель

ЧЕЛОВЕК

Принцип круговорота материи, логического и исторического материализма со всеми вытекающими из них следствиями составляют целостную систему посылок, основанную на аксиоме материалистического монизма. Эта система является необходимой, но недостаточной предпосылкой последовательного научного познания сущего. Монистический материализм не дает исчерпывающего решения вопроса о строении материи и не решает вопроса об источнике движения и развития ее форм. Эту проблему решает диалектика.

ДИАЛЕКТИКА

Аксиома диалектического противоречия - все в мире противоречиво, двойственно в себе. Противоречива и материя - едина и диморфна - принцип структурного диморфизма материи. Имплицитно обе эти посылки содержатся в законе единства и борьбы противоположностей - основном законе диалектики.

Диалектика - наука о взаимосвязи и взаимодействии противоположностей в противоречии.

Существуют:

  • диалектика тождества и различия;

  • диалектика соединения и разъединения;

  • принцип единства и многообразия;

  • принцип отдельного и общего;

  • диалектика конкретного и абстрактного;

  • закон двойного раздвоения Кузьмина;

  • объективная и субъективная логики диалектического противоречия;

  • тройственный закон Прокла;

  • триада Фихте;

  • закон двойственного деления Платона.

Противоположности - стороны в противоречии, единство, взаимосвязь и взаимодействие (борьба) между которыми составляют суть самодвижения и саморазвития всего сущего в мире - в природе, мышлении и практике. Противоположностями являются взаимодействующие предметы, их генеративные начала, составные части и определяющие их стороны. В любом противоречии - две противоположности, отсюда и термин "диалектика".

Противоположности в противоречии являются двоякими: диальными - плюс-минус противоположностями и дуальными - плюс-плюс, минус-минус.

Диалектика взаимодействия противоположностей в противоречии также является диадичной - диалектикой самодвижения, притяжения-отталкивания, по формуле Тезис - Антитезис, и триадичной - диалектикой возникновения, развития и разрушения по формуле:

0x01 graphic

Диалектика процессов познания и созидания протекает по формуле:

0x01 graphic

Категории Анализ и Синтез отражают гносеологический и телеологический, циклический и спиралевидный круговороты мысли от сложных форм к простым и обратно, к тождественным и нетождественным формам.

Противоречие - фундаментальная посылка диалектики - диалектическая симметрия противоположностей и форма отношений между ними. Противоречия являются всеобщим способом бытия и развития всего сущего, всех реальностей.

1. Объективная логика диалектического противоречия

Противоречия внешние и внутренние

Внешними являются противоречия между взаимодействующими предметами: свободные электроны и протоны в мировом космическом пространстве, анионы и катионы в химическом растворе, мужские и женские гаметы, особи различного пола в биологических популяциях, субъект и объект в познании, работник и предмет труда на производстве. Ничему не дано возникнуть самопроизвольно, автогенетически. Всё возникает из взаимодействия внешних противоположностей или создается другим.

Внутренними являются противоречия между составными частями предметов и их противостоящими сторонами. Внутренние противоречия имеют решающее значение в развитии всего сущего, всех сложных форм материи. Любое сущее сохраняет себя во взаимодействии с окружающей средой лишь постольку, поскольку устойчивы связи между его составными частями и определяющими его сторонами. Ничто не возникает само собой, а существовать должно своими силами. Все, говорит Лукреций Кар, создает природа, но о своих творениях не заботится, за ошибки не отвечает и ошибок не прощает.

Противоречия обратимые и необратимые

Обратимыми являются противоречия между составными частями предметов, в результате ассоциации-диссоциации которых внешние противоположности могут превращаться во внутренние и обратно. На этом основан генеративно-циклический и трансформационно-циклический круговорот материи.

Необратимыми являются противоречия между сторонами предметов и составными частями в органических формах материи. На этой основе происходит генеративно-поступательный круговорот материи посредством размножения, последовательной смены поколений живых существ, и трансформационно-поступательный круговорот материи путем обмена веществ между живыми существами и окружающей средой - последовательная смена возрастных состояний: молодость - зрелость - старость.

Обратимые и необратимые противоречия характеризуют отличие процессов круговорота материи в мире неорганическом и органическом.

Противоречия синхронные и асинхронные

Синхронными являются противоречия между равновесными, друг от друга неотделимыми противоположностями, изменяющимися одновременно и одинаково, - полюса магнита.

Асинхронными являются противоречия между неравновесными, относительно самостоятельными противоположностями, изменяющимися неравномерно.

Противоречия антагонистические и неантагонистические

Антагонистическими являются противоречия между взаимоисключающими противоположностями: организм и паразит, жертва и хищник, труженик и тунеядец, эксплуатируемый и эксплуататор, угнетенный и угнетатель и т. д. Особенности этих противоречий состоят в том, что решаются они путем победы одной стороны противоречия над другой.

Неантагонистическими являются противоречия между взаимодополняющими противоположностями. Особенность неантагонистических противоречий состоит в том, что они решаются путем синхронизации - гармонического сочетания противоположностей.

Противоречия основные и неосновные

Основным является противоречие, определяющее природу данного предмета. Оно возникает вместе с этим предметом, действует на всем протяжении его существования и определяет характер всех других неосновных противоречий, присущих данному предмету. Так, основным противоречием материи является полярный диморфизм ее начал - фундаментальных частиц. Асинхронность противоречия между фундаментальными началами материи проявляется в многообразии ее форм.

Противоречия главные и неглавные

Главным является противоречие, решающее в данный момент. Умение определить и выделить главное противоречие из множества неглавных противоречий на каждый данный момент является непременным условием успеха в повседневной практической деятельности в любой области.

Как сказано выше, главным противоречием глобального воспроизводства человеческой жизни на данный момент является противоречие между онтологией и теологией.

  1. Субъективная логика диалектического противоречия

Субъективно противоположности в диалектическом противоречии могут соотноситься по-разному: альтернативно - по принципу "или-или", негативно - по принципу "ни-ни", позитивно - по принципу "и-и", субъективно-диалектически - по принципу "субъект - объект" и объективно-диалектически - по принципу "объект - субъект".

Альтернативная логика "или-или"

Альтернативной логикой "или-или" - "да-нет" - "нет-да" - является так называемая формальная логика. Она широко используется в повседневной жизненной практике. На ее основе строится современная вычислительная техника. Однако альтернативная логика является односторонней, т.к. не всегда дает исчерпывающее решение противоречия.

Негативная логика "ни-ни"

Негативная логика "ни-ни" - логика алогизма, обструкционизма, обскурантизма, волокиты, бюрократизма и пр. Логика по принципу "ни да - ни нет", "кто во что горазд", "я так считаю" не признает и не допускает наличия каких-либо логических посылок, не признает и не замечает реальности тех или иных жизненных противоречий и необходимости их решения. На эту логику опираются идеологический скептицизм и агностицизм, социальный антагонизм и нигилизм, политический пессимизм и авантюризм, экзистенциальное иждивенчество и квиетизм, гентильный гетеризм и геноцитизм, экономический паразитизм и тунеядство.

Позитивная логика "и-и"

Позитивная логика "и-и" - логика беспартийности, абстрактной равнозначности противоположностей в противоречии: материи и сознания, объекта и субъекта и т. п. Дуалистическое решение основного вопроса философии - допущение равнозначности материи и сознания - ведет к совместимости науки и религии. Допущение равнозначности объекта и субъекта ведет к гносеологическому аполитизму в науке. Взятая односторонне, позитивно-дуалистическая логика не исчерпывает всей структуры отношений между противоположностями в диалектическом противоречии.

Субъетивно-диалектическая логика интересов

Субъетивно-диалектическая логика интересов строится на основе приоритета неосновной стороны противоречия над основной: сознания над материей, субъекта над объектом, личных интересов над общественными, логики идей над логикой вещей.

Объективно-диалектическая логика вещей

Объективно-диалектическая логика вещей строится на основе приоритета основной стороны противоречия над неосновной: материи над сознанием, объекта над субъектом, общественных интересов над личными, логики вещей над логикой идей. На этой основе формируются и развиваются стихийно-реалистическое мышление трудящихся и единственно последовательно научная объективно-диалектическая логика вещей.

3. Диалектика конкретного и абстрактного

Диалектика конкретного и абстрактного - основное гносеологическое противоречие. Любой объект мы всегда рассматриваем двояким образом, в двух диалектически противоположных аспектах: конкретном и абстрактном.

В первом случае объект рассматривается как "это", в его предметной непосредственности, каким он дается в нашем чувственном восприятии.

Во втором случае объект рассматривается как "такой же", как некоторое отдельное абстрактное одно, тождественное другому объекту данного рода или данной общности.

Диалектическая противоположность между конкретной и абстрактной определенностями отражает противоречивую природу объекта: его неповторимость в себе как данного нечто, с одной стороны, и его тождественность с другими объектами того же рода или той же общности, с другой стороны. Основной стороной в этом противоречии является конкретная определенность объекта. Если объект не есть нечто конкретное, чувственно-воспринимаемое, то не может быть и речи о его тождестве с другими объектами, ни о какой его абстрактной определенности. Следовательно, диалектическое определение объекта следует начинать с анализа его конкретной определенности.

4. Принцип единства и многообразия

Любой объект в его конкретном аспекте есть нечто единое в себе и многообразное для другого. Следовательно, с точки зрения диалектики, любой конкретный объект должен рассматриваться как в "себе", так и "для другого", в его самости и в его другости - единстве и многообразии. Категория "единство и многообразие" отражает имманентную противоречивость объекта. Объект "в себе" - тезис, объект "для другого" - антитезис, их единство - СИНТЕЗИС. Эта зависимость может быть смоделирована в следующем виде:

Объект

Единство

Многообразие

Данная формула представляет собой логическую фигуру принципа единства и многообразия и номологизирует его как тройственный закон познания.

5. Принцип отдельного и общего

Любой объект в его абстрактном аспекте есть нечто отдельное - одно, тождественное другому, и нечто общее - совокупное с другим: дерево и лес, человек и общество и т. п. Общее существует в отдельном, через отдельное.

Отдельное - обезличенное абстрактное одно, тождественное другому. В отдельном снимаются все индивидуальные особенности одного объекта перед другими объектами данного рода или общности. На этом основывается исходная математическая абстракция, единица, начало счёта.

Общее - совокупность объектов данного рода по сосуществованию, множество, взятое в единстве. Общее как таковое имеет свои особенности бытия и развития, не свойственные отдельным объектам, составляющим данную общность. Законы бытия и развития вечного и бесконечного мира - совокупной общности всего сущего - отличны от законов бытия и развития конечного и преходящего отдельного сущего. Законы бытия и развития общества отличны от законов бытия и развития отдельного человека. Хотя одно без другого не существует.

Категория "отдельное и общее" выражает диалектическую симметрию между "объектом в тождестве с другим" - тезис - и "объектом в совокупности с другим" - антитезис - и их единство - СИНТЕЗИС! Эта зависимость может быть смоделирована в следующем виде:

Объект

Отдельное

Общее

Данная формула представляет собой логическую фигуру принципа отдельного и общего и номологизирует его как тройственный закон познания.

6. Закон двойного раздвоения Кузьмина

Характерной особенностью рассмотренных выше принципов: единства и многообразия, отдельного и общего - является то, что они отражают и выражают объективно и субъективно обусловленную двойственность рассмотрения любого объекта. Мы не можем рассматривать объект только в конкретном или только в абстрактном аспекте. Абстрактное не существует без конкретного, конкретное неизменно ведет к абстрактному.

Двойственность подхода к рассмотрению объектов является закономерностью, имманентно присущей диалектическому раздвоению-слиянию - анализу-синтезу противоположностей, определяющих объект в его многогранности, иначе определение превратится в замкнутый круг.

Закон двойного раздвоения отражает поступательность предикативного определения объектов, содержит в себе диалектико-логический код развертывания всей совокупности моментов действительности.

Конструктивно закон двойного раздвоения моделируется в следующем виде:

Отдельное

Общее

Объект

Единство

Многообразие

Закон двойного раздвоения Кузьмина представляет собой алгоритм диалектико-логического движения определений, эвристическую основу категориально-диалектического моделирования - построения систем категорий, адекватно отображающих объекты познания. Закон двойного раздвоения - гносеологическая формула, эвристический алгоритм аксиомы диалектического противоречия - закона единства и борьбы противоположностей.

СИСТЕМАТИКА

Система - целое, составленное из частей, - закономерный порядок множества элементов, связанных между собой. Мир не только един в своей материальности, но и многообразен в своей объективности. Многообразие всего сущего в мире диалектически двойственно. Двойственность обусловлена, с одной стороны, структурной множественностью вещей - форм материи, а с другой - предикативной многогранностью каждого отдельного сущего - тех же самых вещей, форм материи.

Множественность форм материи обусловливается различием их строения - постулат структурного детерминизма. На основе этого постулата строится и развивается таксономия - наука о структурно-генетической дифференциации - дивергенции и конвергенции форм материи и их естественной классификации.

Многогранность форм материи характеризуется наличием множества сторон, которыми определяется и описывается любое данное конкретное сущее, и множеством отношений, в которых оно проявляет себя во взаимодействии с окружающим миром вещей, - постулат предикативного детерминизма. На основе этого постулата формируется и развивается онтология - наука об определениях сущего - всех реальностей: материальных и идеальных, объективных и субъективных, естественных и искусственных.

Таксономия

Постулат структурного детерминизма

Исторически логика восхождения от единичного к особенному и всеобщему - от индивида к виду и роду - была первой формой абстрактного осмысления многообразной действительности. Она восходит к древним звездочётам, давшим классификацию видимых звезд по светимости, к Аристотелю и Теофрасту.

Дальнейшее развитие таксономическая классификация получает в философии ботаники Линнея, философии зоологии Ламарка, классификации горных пород Лайеля, эволюционной теории происхождения видов Дарвина.

Все объекты в окружающем мире представляют собой различные формы единой материи. Наше познание начинается с живого созерцания единичных объектов - конкретных индивидов, затем возвышается к их абстрактному обобщению - у единичных объектов мы находим видовые особенности и родовую всеобщность.

Принцип единичности

Каждый конкретный объект - Солнце, Земля, Жучка, Иван и т. д. - индивидуален, неповторим в другом. Категория "индивид" отражает в нашем сознании крайнюю степень различия между объектами. Особь - конечное в пространстве и преходящее во времени единичное нечто, через совокупность которых в каждый данный момент существует материя. Ничто не вечно в вечном мире, все конкретное преходяще. Объективно существующие морфологические различия объектов, обусловленные их строением, позволяют нам отличать их друг от друга.

Принцип особенности

Особи одного и того же вида представляют собой одно и то же звено в развитии материи. Категория "вид" отражает первую ступень генетического сходства объектов - онтогенетическое родство особей между собой. Индивидуальные и аналогичные признаки и свойства каждой особи данного вида неотделимы друг от друга и не сводимы друг к другу. Этим обусловливается совместность морфологического различия и генетического сходства особей одного и того же вида, определяется их внутривидовая взаимозаменяемость, обеспечивающая существование и развитие вида. На этой основе происходит внутривидовой круговорот материи. Номологически эта взаимосвязь отражается естественнонаучным законом сохранения и превращения материи и энергии и философским законом отрицания отрицания.

Принцип всеобщности

Все виды объектов представляют собой различные звенья в одной цепи развития материи, они родственны между собой. Категория "род" отражает вторую ступень генетического сходства объектов - филогенетическое родство видов между собой.

Филогенетическая дивергенция видов происходит в результате неравномерности количественных и качественных изменений в процессе онтогенетического развития видов и смены их поколений. Номологически этот процесс отражается в законе неравномерности движения материи и развития ее форм и законе перехода количественных изменений в качественные.

На основе таксономии, в соответствии с диалектикой отдельного и общего, Кузьмин выстраивает генетическую структуру сущего и генетическую классификацию наук, которые схематически могут быть представлены в следующем виде:

А. Генетическая структура сущего

Монадологический ряд

Ценологический ряд

Звезда

Вселенная

Минерал

Литосфера

Естество

Существо

Биосфера

Природа

Растение

Флора

Животное

Фауна

Человек

Народ

Сущее

(ontos, ens)

Понятие

Мышление

Мир

Благо

Потребление

Творение

Продукт

Производство

Ноосфера

Добро

Сожитие

Личность

Общество

Б. Генетическая классификация наук

Монадологические науки

Ценологические науки

Астрономия

Космология

Минералогия

Литология

Естество-

знание

Биология

Биоценология

Натур-

фило-

софия

Ботаника

Фитоценология

Зоология

Зооценология

Онто-

логия

Антропология

Этнография

Логика

Гносео-

логия

Фило-

софия

Диететика

Экология

Эстетика

Технология

Экономика

Ноология

Этика

Юриспруденция

Хомология

Социология

ОНТОЛОГИЯ

Постулат предикативного детерминизма

Любое отдельное сущее конечно, ограничено в себе, определяется множеством сторон и находится во множестве противоречивых отношений с другими. Каждая грань сущего отражается в нашем сознании своим особым определением - категорией. Каждая категория, как и грань сущего, имеет свою специфику и находится в закономерной координационно-субординационной взаимосвязи с другими категориями, как и отражаемые ими грани объектов данного рода.

Принцип специфики

Каждая категория отражает одну, и только одну грань сущего: форму, содержание, качество, количество, меру, сущность, явление, причину, следствие и т. п. Категории, как и грани объектов, не сводятся одна к другой и не подменяют друг друга, а взаимно дополняют. Каждая категория, как и грань объекта, является неделимой онтологической единицей. Это означает, что не может быть полкатегории или какой-то иной её части. В этом - принципиальное отличие онтологической единицы от единицы математической.

Принцип координации

Каждая грань объекта имеет одну, и только одну полярно соотносительную сторону: верх и низ, перед и зад, правую и левую стороны; диаметрально противоположные точки у шара; берега у реки, полюса у Земли и т.д. Соответственно, и каждая категория имеет одну, и только одну соотносительную противоположность. Эта закономерность находит свое отражение в парности - диалектической симметрии категорий: форма и содержание, качество и количество, сущность и явление, причина и следствие и т.п.

Пары категорий известны в философии давно. Но рассматриваются они обычно в отрыве не только друг от друга, но и от подлежащего, носителя определений. Пары определений, взятые в отрыве от определяемого, в значительной мере утрачивают свое гносеологическое значение, становятся беспредметными, оторванными друг от друга, превращаются в кучу разрозненных звеньев несозданной системы категорий, призванной моделировать объект в его многогранности. Не выражают они и диалектического движения категорий в процессе познания. Диалектическое противопоставление категорий Платон рассматривал как одну из взаимосвязей противоположностей в противоречии.

Противоположности в противоречии могут не только соотноситься координационно, но и соподчиняться субординационно.

Принцип субординации

Каждая соотносительная пара граней сущего соподчиняется между собой через третью сторону. Так, верх и низ любого объекта соподчиняются между собой через его перед и зад, правую и левую стороны; диаметрально противоположные точки шара - через его диаметр, дуги и поверхность; берега реки - через ее русло и водную поверхность и т. д. Соответственно, и пары категорий должны соподчиняться в новой, третьей категории: форма и содержание в предмете, качество и количество в мере, причина и следствие в явлении и т. п. Слияние противоположностей воедино, как и их взаимодействие, являются непременным моментом диалектического движения в природе, мышлении, практике. Без слияния противоположностей в нечто третье невозможна поступательность в развитии материи и познание ее форм. Если есть слияние противоположностей воедино, то с необходимостью должно быть и раздвоение единого на противоположности. Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть диалектики, закон познания и закон объективного мира. Диалектический анализ путем раздвоения единого на противоположности, как и диалектический синтез путем слияния противоположностей воедино, являются непременным моментом познания. "Всё, - говорит Гераклит, - есть переход в другое, из раздвоения в единство и из единства в раздвоение".

Тройственный закон Прокла

Любое противоречие представляет собой некоторую структуру из трех элементов: две противоположности (тезис и антитезис) и единое (синтезис).

"Единое, - говорит Гераклит, - есть то, что состоит из двух противоположностей". Платон считает такую структуру единораздельной и полагает, что при умении мыслить диалектически - получать предмет в его единораздельном виде - знание становится максимально истинным, это придает познанию структурный характер. Прокл понимал структурную зависимость между сторонами в противоречии как всеобщий мировой закон развития и называл его тройственным диалектическим законом. Согласно эпохе и своему миропониманию, Прокл трактовал этот закон в мистическом духе и возводил его в ранг божественной мудрости. Фихте придавал тройственному закону структурную форму логической триады: тезис - антитезис - синтезис. Кант считал, что тройственное соотношение понятий коренится в природе человеческого разума. Гегель утверждал, что процесс диалектического движения мысли заключается в последовательном восхождении от тезиса через антитезис к синтезису.

Конструктивно тройственный закон моделируется в виде эвристической триады:

Тезис

0x08 graphic

0x08 graphic

СИНТЕЗИС

Антитезис

Эта триада представляет собой логическую фигуру, которая отражает координационно-субординационную взаимосвязь между противоположностями в противоречии. На основе триады строится любое логическое умозаключение и математическое уравнение.

Дальнейшая разработка диалектики связана, прежде всего, с исследованием эвристического значения тройственного закона как логического алгоритма.

Любой объект раздваивается двояко: ретроспективно и перспективно, циклически и спиралевидно. При циклическом слиянии-раздвоении противоположностей продукты ретроспективного и перспективного деления тождественны, при спиралевидном - нетождественны. Двойственное деление Платон рассматривал как одну из закономерностей диалектического движения понятий: дихотомия, противопоставление, двойственное деление.

Закон двойственного деления Платона

Диалектическое раздвоение двойственно. Это положение моделируется в следующем виде:

Тезис

0x08 graphic

0x08 graphic

Тезис?

0x08 graphic

СИНТЕЗИС

0x08 graphic

Антитезис

Антитезис?

Закон двойственного деления, как и закон двойного раздвоения, - логический алгоритм закона единства и борьбы противоположностей. Он равным образом отражает и выражает все аспекты диалектического движения противоположностей: их борьбу и слияние, обратимость и необратимость, их соединение и разъединение, равномерность и неравномерность их количественных и качественных изменений в процессе смены старого новым, их координацию и субординацию между собой.

В законе двойственного деления логически замыкаются в единую формулу все посылки диалектико-материалистического монизма: материальное единство и объективное многообразие всего сущего в мире, сохранение и круговорот материи, субстанциальный диморфизм материи и структурный детерминизм ее сложных форм, изменчивость и неравномерность их развития, их преемственность и возвратность между собой, единство и взаимодействие противоположностей, которое также является диалектически двойственным: генетическим - отвечающим закону двойственного деления и предикативным - отвечающим закону двойного раздвоения.

Концепция самодвижения всего сущего исторически завершает логическое формирование последовательно научной концептуально-методологической позиции воззрений на мир. Из нее следуют все другие посылки и установки, необходимые и достаточные для понимания, познания и создания Системы "Человек и Мир", в противоположность Системе "Человек и Бог" для построения категориально-диалектической модели этой системы. Концепция самодвижения всего сущего и есть тот единственный принцип, всеобщее основание науки, на основе которого, как мечтал Кант, можно объяснить все существующее и происходящее в мире и создать теоретическую основу для стабильного глобального воспроизводства человеческой жизни.

Закон двойного раздвоения - основа

категориально-диалектического моделирования

Методологической основой Системы "Человек и Мир" Кузьмин берет закон двойного раздвоения - модель концепции самодвижения и саморазвития всего сущего - эвристический алгоритм, в соответствии с которым Кузьмин, во-первых, раскрывает генетическую структуру сущего и выстраивает соответствующий ей генетический ряд наук. Во-вторых, в соответствии с законом двойного раздвоения он строит систему онтологических категорий, органически соединяет разрозненные категории Аристотеля и Гегеля с логическим подлежащим - Сущим. Этим самым закладывается основа для онтологической системной алгоритмизации любого рода объектов. На основе системы онтологических категорий, в отработанном виде, Кузьмин создает систему физических категорий. Системы других категорий (логических, телеологических, астральных, минералогических, биологических, хомологических, экономических, экологических, этических, эстетических и т. д.) носят предварительный, постановочный характер.

Система онтологических категорий становится алгоритмом построения любых систем категорий в рамках Системы "Человек и Мир". Эта работа требует кооперации ученых многих отраслей знаний и не под силу одному человеку. Ниже приводятся система онтологических категорий - логическое раскрытие содержания Сущего - и система физических категорий.

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ


СУЩЕЕ

ЕДИНИЧНОЕ

МИР

Особенное

Всеобщее

Связь

Действие

ПРЕДМЕТ

ВЕЩЬ

Форма

Содержание

Мера

Отношение

Целое

Часть

Строение

Состав

Качество

Количество

Признак

Свойство

Бытие

Развитие

Сущность

Явление

Начало

Начала

Сохранение

Изменение

Положение

Обстановка

Причина

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"