из досье Теленедели: Николай Фоменко - лидер группы "Секрет", продюсер TV-6 (Москва), ведущий программы "Проще простого" (МТК). Возраст - 32 года, по знаку Зодиакка - Телец. Любимый алкогольный напиток - водка, любимое блюдо - спагетти, любимое издание - журнал "Империал", любимый цвет - чёрный, хобби - "Мереседес-бенц".
С Николаем Фоменко я встретился в его кабинете нa TV-6. Tелевизор работал на полную мощь, поэтому я попросил Николая приглушить звук, на что он мне сказал: "Нет, я сейчас сделаю ещё громче!", правда, при этом полностью отключая звук.
-- Николай, может, мы начнём с "Секрета"?
--
Давайте с него и начнём.
--
Как всё начиналось?
--
Ой, вы смеётесь, что-ли?
--
Ну, хотя бы в двух словах.
--
(Скороговоркой). В 83 году, двадцатого апреля (это считается днём рождения Секрета) в театральном институте четыре молодых человека решили организовать группу, и они её организовали. До конца 89 года они были вчетвером. С 90-года - втроём (Максим Леонидов уехал в Израиль.- Е.К.), и также продолжают называться Секрет. Записано пять альбомов, снято кучу фильмов, миллион телевизионных передач. Вот, собственно, и всё.
--
Теперь несколько слов о вашей телевизионной деятельности.
--
Существует два вида деятельности - продюсерская на TV-6 (Москва) и актёрская.
--
Кто такой продюсер на ТВ в вашем понимании?
--
Продюсер - это генератор идей, организатор стартового процесса создания телевизионной передачи. И дальше она начинает плыть по воле волн...
--
А продюсер продолжает что-то делать, или его дело - запустить, а дальше уже как пойдёт?
--
На самом деле, конечно, он должен следить за процессом, контролировать, просто не всегда это получается по времени.
--
Что вы делаете на ТВ как актёр?
--
Актёрская деятельность манит в силу образования, и я периодически осуществляю актёрские работы на телевидении. Раньше это были телевизионные программы "Крутятся диски" давным-давно в Ленинграде, Утренние почты. Мы сняли игровой фильм "Красные дьяволята-3", десятисерийную картину "Сухие и мокрые" (Пародия на мексикансие сериалы.- Е.К.). и ещё я веду программу "Проще простого" по московскому каналу.
--
Давайте немного о ней.
--
Это игра. Она построена по принципу крестиков-ноликов. В студии девять звёзд (популярные артисты театра, кино и эстрады), двое играющих и ведущий. Играющий выбирает себе звезду, я задаю вопрос и даю три варианта ответа. Звезда даёт свою версию, а играющий соглашается или нет. У нас куча призов: автомобили и так далее. Передача выходит каждый день.
--
Что, столько автомобилей есть?
--
Да!
--
Это новая программа?
--
Она около года стояла на Российском канале, и вёл её Игорь Bерник, потом четыре передачи провёл я, и меня сняли с эфира.
--
За что? Наверно, хулиганили?
--
Не знаю, за что, я не интересуюсь этим, я - артист. Затем её поставили в ежедневный эфир МТК, и сейчас рейтинг программы составляет 20%. Для шести вечера - это самый высокий рейтинг, тем более, что передача выходит всего второй месяц. Я не считаю её выдающимся фактом, но для меня это - разминка на уровне актёрской импровизации.
--
Я так понял, что вы из Ленинграда перебрались в Москву. Давно?
--
Восемь месяцев.
--
И уже здесь постоянно осели или нет?
--
В Ленинграде существует база, которая производит ряд наших программ (в том числе и "Доброе утро с Леонидом Лейкиным"). Я, конечно, туда езжу.
--
Ленинград с Москвой издавна два враждующих лагеря. В Москве своя школа, в Питере своя..
--
Это, наверно, присутствует. Хотя трудно в Москве найти москвичей. В основном это - люди приезжие, их здесь очень много из разных городов. И в этом смысле Москва - город выдающийся.
--
Но если взять питерское телевидение и сравнить его с московским, причём не сейчас, а лет пять-семь назад, по-моему, оно было более передовым.
--
Одно дело, делать прорывы на общесоциальном уровне раньше всех, а другое дело - качество. Главное было, дать горячий материал, который не делал никто - ни первый канал, ни третий. А Ленинград позволял себе такое. И поэтому самые первые музыкальные программы появились здесь.
--
Например, "Музыкальный ринг".
--
Если говорить о качестве этой програмы, то, на мой взгляд, это и сегодня и раньше - унизительно и позорно.
--
Но вы ведь сами участвовали в ней, насколько я помню.
--
Да, конечно. Дело не в том, мы ведь говорим о качестве телевидения.
--
А что сейчас происходит на ленинградском телевидении?
--
Питерское телевидение на сегодняшний момент не производит, по-моему, программ, которые могли бы быть конкурентноспособными.
--
Что, нет ни одной программы?
--
Вы посмотрите вон туда, поверните голову (я поварачиваюсь к бесшумноработающему телевизору, который как раз настроен на питерский канал и вижу чьё-то голое колено, которое абсолютно не движется). Вот есть картинка. А для чего создано телевидение? Чтоб что-то происходило. Акт искусства в этом, а не в том, что сидит говорящая голова и что-то произносит. И кроме всего, она ещё и плохо освещена. Техника старая, и куда деваются деньги, который вкладываются в ленинградское телевидение, непонятно. Его уровень сегодня самодеятельный, потому что удивлять сейчас в области политики нечем. Удивлять можно только качеством продукции на уровне искусства. Мне безумно обидно, что Санкт-Петербург таков, но с этим нужно считаться.
--
Как дела обстоят в Москве? Я понимаю, что здесь богатый телерынок - пять каналов (без Питера) и есть что выбрать.
--
Ещё существует кабельное телевидение, спутниковое. У людей появилась возможность сравнивать.
--
Меня больше интересует то, что делаете вы (ТВ-6) и ваши конкуренты.
--
Самыми интересными являются независимые каналы - наш 6 и НТВ. Это два, на наш взгляд, основных конкурента. Конечно, по российскому каналу выходят иногда интересные программы, как и по Останкино, но в последннее время это происходит всё реже и реже. Об этом свидетельствуют рейтинги, которые к нам приходят. И не потому, что там нет техники или желания. Телевидение - это бизнес. И пока они делят свои краюшки хлеба наверху - время уходит, а с ним и рейтинг, и вернуть его практически невозможно.
--
Мне кажется, что у ТВ-6 и НТВ разные направления деятельности м сравнивать их довольно сложно. На НТВ, нарпимер, больше информационных программ.
--
Но подход такой же как и у нас - делать ТВ. Они создают политические программы, мы политикой не занимаемся
--
А в чём вас можно сравнить?
--
Там делают развлекательную программу Лучшие из лучших. Я думаю, что в марте мы ответим на это большаим смешным шоу в лице меня.
--
Вы поддерживаете с ними контакты?
--
Вообще-то у нас своя свдьба, а у них - своя, поскольку они наши конкуренты. Мы, конечно, не кусаемся и не выжигаем друг другу глаза калёным железом. Но тем не менее следим за ними, как и они за нами, хотя и делаем вид, что это не так.
--
Вот мы всё о о работе, а о личном...
--
Да ради Бога!
--
Машина, квартира...
--
(Перебивая). Машина есть, квартиры нет.
--
Это проблема в Москве?
--
Не знаю, я об этом как-то не думал. Просто столько работы, что сейчас не до того.
--
Николай, чем вы занимаетесь в свободное время?
--
Я люблю лежать в ванне. Но, к сожалению, у меня нет свободного времени. Сегодня у меня, например, в двеннадцать ночи концерт, значит, он закончится в полтретьего, а в десять надо быть здесь (на TВ-6).
--
Есть какой-то распорядок дня?
--
Нет, только мне завтра до двух часов надо успеть встретиться с пятью людьми и решить очень важные ворпосы, а с двух мне нужно уехать в Останкино и решить там совершенно другие проблемы, потом сыграть вечером концерт и ещё один ночью.
--
И так почти каждый день?
--
Не почти, а каждый день! А можно вам задать один вопрос?
--
Пожалуйста.
--
Кто лучше, Кучма или Кравчук?
---*
Беседу вёл
Евгений Кудряц
Кто читает Теленеделю - тот сам такой!!!
С нечеловеческой любовью!
Н. Фоменко
* - я ответил: "Хрен редьки не слаще!!!", но по цензурным соображениям эта фраза была из интервью удалена.
Необходимое послесловие
Прочитанное вами интервью я взял у Николая Фоменко в конце 1994 года. С тех пор произошло много изменений, как в жизни Николая, так и в России. В 1996 году из Израиля вернулся Максим Леонидов. Где Секрет - большой секрет. Николай Фоменко перешёл на НТВ и успел там поработать ведущим программы Империя страсти. А в свете последних событий каналы ТВ-6 и НТВ так перемешались, что даже трудно понять, чем они теперь отличаются.
Может быть у кого-нибудь этот разговор семилетней давности вызовет ностальгическую улыбку. Я специально ничего в нём не поменял, сохраняя орфографию и пунктуацию харьковской газеты Теленедели, где в марте 1995 года и было опубликовано это интервью.
Е. К.