Кудряц Евгений Витальевич : другие произведения.

Интервью с Олегом Поповым: "Где цирк, там и моя родина!"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Его имя знакомо любому нашему читателю. Олег Попов - всемирно известный и прославленный мастер цирка - живая легенда клоунского цеха
  
  
  
   Персонал аугсбургской гостиницы Alepenhof, где остановился любимец публики, не мог скрыть волнения, ведь не каждый день в этом отеле можно увидеть VIP-персону мирового масштаба. По моей просьбе для интервью нам выделили отдельное просторное помещение, так как гостиничная суета очень отвлекала от разговора на вечную тему циркового искусства.
  

 []

   - Олег Константинович, вы когда-нибудь интересовались происхождением фамилии "Попов"? Нет ли в ней религиозного подтекста?
  
   - Конечно, в большой степени фамилия говорит сама за себя, и мне кажется, что мой прадедушка был попом, но этого я точно не знаю, потому что мы жили в те времена, когда страшно было спрашивать такие вещи.
  
   - Мне известно, что вы родились в небольшой деревне...
  
   - Да, я родился в подмосковной деревне Городово, а через месяц мой папа получил в Москве квартиру (он работал на Втором часовом заводе), и с тех пор я стал москвичом.
  
   - Расскажите немного о родителях.
  
   - Про отца я только что сказал, а моя мама работала ретушером диапозитивов. Вы, в силу возраста, не можете этого знать, но раньше, до появления цветных фотографий, в аптеках нужно было раскрашивать диапозитивы в разные цвета - красный, зеленый, синий и т. д.
  
  
  
  
   - Когда вы обнаружили в себе талант смешить людей? Возможно, он проявился еще в детские годы?
  
   - Вы знаете, у меня папа был человеком юмористического склада и неплохо рисовал, а когда мне было лет 8-9, на наших киноэкранах стали появляться картины с участием Чарли Чаплина, и если мне мама давала мелочь на мороженое, я бежал смотреть эти кинофильмы, так как он мне очень нравился.
  
   - Однако в детстве у вас не было ярко выраженных задатков клоуна?
  
   - Нет, но у каждого пацана в те времена (может быть, и сейчас) имелось какое-нибудь прозвище, а меня, например, дразнили просто "Жирный" (заразительно смеется), ведь я тогда был очень полным.
  
   - А каким образом вы попали в цирк?
  
   - Это произошло в 1944 году, еще во время войны. Мы остались без отца, поэтому нужно было обеспечивать семью. Я начал работать слесарем в газете "Правда", где ремонтировал плоскопечатные машины, а рядом находилась цирковая школа. Я же в свободное время занимался акробатикой в спортивном обществе "Крылья Советов", оно тоже располагалось недалеко от моего дома. Туда приходили студенты из циркового училища, я с ними познакомился, после чего меня стали приглашать туда на репетиции. Мне там очень понравилось, и я, не говоря никому ни слова, поступил в цирковое училище. Даже моя мама узнала об этом год спустя.
  
   - И почему вы скрывали этот факт?
  
   - Во-первых, я боялся, что она мне не позволит там учиться, а во-вторых, мама была твердо убеждена в том, что все артисты - пьяницы и развратники, поэтому не хотела, чтобы я этим занимался.
  
   - Каким образом ваша акробатика перешла в клоунаду?
  
   - В цирковом училище мы готовили номер, который был рассчитан на трех человек, но, к большому сожалению, произошел несчастный случай, в результате которого наш партнер разбился насмерть. Мы остались вдвоем, не зная, что делать, так как номер рассыпался. Тогда я начал репетировать эквилибр на свободной проволоке, и мне очень повезло, что со мной работал режиссер Сергей Дмитриевич Романов, который придал этому номеру юмористический уклон. Я стал выступать по циркам, а затем в 1951 году я был отмечен на Московском молодежном фестивале. В этой программе принимал участие знаменитый клоун Карандаш, и после окончания фестиваля он взял меня работать в труппу. Кроме моего сольного номера, я ассистировал Карандашу, участвуя в различных репризах, массовках, в общем, крутился-вертелся вокруг него, смотрел как Михаил Николаевич репетирует и работает. После гастролей он уехал на отдых, а мы отправились выступать дальше. Приехали в город Саратов, где выступал клоун Боровиков, но он к тому времени лежал в больнице со сломанным во время неудачного выступления ребром. А директор цирка знал, что я имею опыт работы в качестве коверного и выступал с самим Карандашом, поэтому он меня попросил подменить на неделю Боровикова, так как цирковую программу без клоуна представить очень сложно. Однако у меня не было никакого реквизита, не говоря уже о костюмах и гриме. На следующий день мы поехали в больницу к Боровикову, директор представил меня и сказал, что этот паренек сможет нас выручить и неделю отработать клоуном, но у него ничего нет. Тогда Боровиков вручил мне ключ от гардеробной и разрешил взять все, что мне необходимо для выступлений, и за это я ему всю жизнь благодарен. Вот и по сей день нахожусь на подмене (смеется).
  
   - Как у вас появился образ "Солнечного клоуна"?
  
  
  
  
   - В 1958 году советский цирк впервые поехал на гастроли в Западную Европу. Это была большая поездка по трем странам: Бельгии, Франции и Великобритании. И мы убедились, что фраза: "В Москве погода ясная, а в Лондоне - туман", соответствует действительности, так как в Англии небо было мрачным. А в самой первой рецензии было написано, что в такую туманную погоду приехал клоун, который солнцем осветил арену, отчего всем стало теплей, с легкой руки того рецензента меня теперь всегда называют "Солнечным клоуном".
  
   - Как известно, клоун - это фигура, "цементирующая" все представление, он соединяет различные номера, поэтому должен уметь практически все: жонглировать, показывать акробатические трюки и т. д.
  
   - В этом смысле мне очень много дала наша школа, ведь там мы изучали гимнастику и акробатику, жонглирование, эквилибристику, а это все в недалеком будущем мне очень пригодилось, хотя тогда я даже не думал, что эти жанры мне нужны, и относился к ним халатно.
  
   - Кроме того, насколько я помню, клоун всегда общался со шпрехшталмейстером (инспектором манежа).
  
   - Да, это было обязательно, так как драматургия реприз, в основном, строилась на конфликтах клоуна и инспектора манежа, что выражалось в диалогах или пантомиме.
  
   - В дореволюционном российском цирке было две маски клоуна - Белый и Рыжий. Не надо обладать телепатическими способностями, чтобы понять, кто вы. Я даже сейчас не говорю о цвете волос...
  
   - Белый клоун - это такой "законник", который постоянно качает права, а Рыжий издевается над этим.
  
   - А насколько сольное выступление клоуна отличается от работы вдвоем или втроем?
  
   - Одному работать очень сложно, так как все внимание приковано только к тебе, а не к партнеру, поэтому постоянно надо чем-то удивлять публику.
  
   - Как вы относитесь к цирковым династиям?
  
  
  
  
   - Я к ним совсем не отношусь, так как не являюсь представителем одной из них, но должен сказать, что не всегда происходит продолжение династии. Например, у Чаплина было 13 детей, но никто из них не стал клоуном. Или возьмем моего внука. Я целый год его таскал за собой, он вместе со мной работал, но я видел, что его глаза не горели, поэтому он вернулся к той деятельности, которая ему нравится.
  
   - И в чем она заключается?
  
   - Сейчас мой внук является менеджером и продает машины в Москве.
  
   - Возвращаясь к вопросу о династиях. Есть же среди них и такие представители, как Запашные...
  
   - Конечно, можно еще назвать и дрессировщиков Филатовых, не говоря о династии Дуровых.
  
   - Одно время вы выступали с художником-моменталистом Алешичевым. Возможно, не все наши читатели знают, в чем специфика этого вида творчества, поэтому расскажите подробнее об этом.
  
   - Прежде всего, нужно иметь большое чувство юмора, чтобы сходу увидеть у человека не только хорошие, но и плохие качества, а потом все это изобразить в утрированном виде. Наш номер заключался в том, что я выбирал из публики наиболее колоритных зрителей, а Алешичев в считаные минуты рисовал шарж. Однажды, к примеру, я нашел в качестве "подопытного кролика" мужчину с огромной рыжей шевелюрой. Александр быстренько нарисовал его, но тот покачал головой, мол, не похоже, а потом совершенно неожиданно для всех сдернул с головы парик и оказался абсолютно лысым! Такого гомерического хохота я не слышал давно!
  
   - Кроме цирка вы в свое время участвовали в телепередачах, например, была такая детская воскресная программа "Будильник", которую я всегда с удовольствием смотрел и с нетерпением ждал.
  
  
  
  
   - Да, это была и моя любимая передача, а когда я работал в Московском цирке, то я жертвовал выходными днями и вел эту программу для детей каждую неделю.
  
   - Вы также снимались в кино...
  
   - У меня не такой большой киноопыт, так как меня не отпускали на съемки, но я участвовал в создании советско-румынского фильма "Мама", где играл роль Медведя. Это тоже было очень интересно, хотя на съемочной площадке все обстоит по-другому.
  
   - Вы сможете припомнить какие-нибудь курьезные случаи, которые происходили в цирке?
  
   - Конечно, случалось разное, иногда я видел, что кто-то из зрителей пришел подшофе, его разморило, вот он и заснул, сидя на первом ряду. Тогда я мчался за кулисы, приносил громадную кипу газет, будил его и давал почитать, чтобы отвлечь ото сна.
  
   - Олег Константинович, как вы думаете, в чем магия цирка? Почему его любят все - дети, взрослые и даже те, кто боится себе в этом признаться?
  
   - Начнем с того, что цирк - это прежде всего дрессированные животные. Сейчас, к сожалению, "зеленые" (Greenpeace) активизировались и стали запрещать работать артистам с животными, мотивируя это жестоким обращением с "братьями нашими меньшими". А если вспомнить, то цирк начался с лошадей, поэтому во всем мире диаметр арены - 13 метров. Потом в цирке есть акробаты, фокусники, здесь представлены разные жанры, и публика восхищается способностями человеческого организма, замирая от восторга. Где же ещё можно подобное увидеть? Я не знаю! []
  
   - В чем была сила так называемого советского цирка?
  

  

  
  
   - Дело в том, что наша публика очень любит цирковое искусство. Но самое главное заключается в том, что у нас была школа, и мы занимались не самодеятельностью, а профессионально, причем это делали преподаватели, хорошо знающие специфику цирка изнутри, - бывшие циркачи, которые не прочитали об этом в книге, а сами через все прошли. И всем нашим учителям, которые нас воспитывали, громадный низкий поклон. Это не только педагоги, но и режиссеры, композиторы, и авторы.
  
   - Одно время были в моде тематические представления, объединенные общей целью.
  
   - Да, это называлось театрализованное цирковое представление, где красной лентой проходила основная мысль, хотя я считаю, что даже в маленькой репризе должна быть, может, и не глубокая, но мысль. В цирке не должно быть пустых вещей - просто дал пощечину, ха-ха, и вся реприза. Нет, надо, чтобы зрителям стало понятно, почему ты ударил.
  
   - Среди важных цирковых фигур вы называли профессию режиссера. Я знаю, что у вас было тесное сотрудничество с Марком Местечкиным.
  
   - Ну, как же! Марк Соломонович - это мой любимый режиссер, благодаря ему я часто выступал в Московском цирке. У нас с ним было много номеров, а также цирковое "двухсерийное" обозрение "Лечение смехом", так что я сохранил о нашей совместной работе самые приятные воспоминания.
  
   - Продолжаем тему "Советский цирк". В какой мере его коснулись вопросы идеологии?
  
   - Вы знаете, вся идеология ограничивалась парадами и эпилогами, вот там как раз и звучали какие-то патриотические призывы.
  
   - А как это проявлялось в клоунаде?
  
  
  
  
   - У меня был, например, такой номер. На манеж выносили большие весы. Затем выходил "агрессор" с атомной бомбой, клал ее на весы, а я появлялся с голубем, располагал его на другую чашу весов, и голубь перевешивал! Реакция публики была потрясающей, хотя ничего особенного мы не делали.
  
   - В каких отношениях вы были с Коммунистической партией?
  
   - Мне много раз предлагали вступить в ее ряды, но я отказывался, так как коммунисты загубили моего отца. Кроме того, мне кажется, что понятие "клоун-коммунист" само по себе смешно.
  
   - Расскажите о вашем участии в международных конкурсах.
  
   - В 1955 году был фестиваль в Варшаве, затем я выступал на всемирной выставке, но самый главный конкурс - это конечно же Монте-Карло, где я был удостоен звания "Золотой клоун", это произошло в 1984 году.
  
   - В 1991 году распался Советский Союз. Как вы восприняли данный факт?
  
   - К тому времени у меня возникла такая ситуация: я был на гастролях в Германии, и когда началась эта вся заваруха, нас бросил импресарио, не заплатив за два месяца, - взял и "сорвался", а мы остались без средств к существованию вместе с животными и реквизитом. За год до этого от рака умерла моя супруга, и в ФРГ я познакомился с девушкой Габи. Но очень быстро появился другой голландский импресарио, который согласился взять всю нашу программу, только он попросил месяц на подготовительный период. Я обрисовал Габи эту ситуацию: денег нет, работы - тоже пока не предвидится, куда ехать - не знаю. Что делать? А она отвечает: "Поехали ко мне". Мы взяли весь реквизит и уехали в деревню, где жила Габи. Месяц перекантовались, затем начались успешные гастроли, она несколько раз приезжала и уезжала, пока не осталась насовсем. И с тех пор я постоянно живу в Германии.
  
   - Вы уже находитесь в ФРГ уже более 10 лет, какой у вас за это время здесь сложился круг общения?
  
  
  
  
   - В том месте, где я живу (небольшая деревня недалеко от Нюрнберга) у меня есть друзья среди немцев из Казахстана. Конечно, в коллективе, где я работаю; общаюсь я также и с местными немцами. Круг общения у меня не такой уж и большой, так как для этого нужен постоянный контакт, а когда я нахожусь постоянно в разъездах, то мы не видимся годами, отчего дружба затухает. Мы - кочевники и люди неуловимые, нас ловят, но безуспешно.
  
   - А ближайшие родственники?
  
   - У меня здесь живут дочь Ольга и внучка Вера. Первая работает, а вторая еще учится, но мы периодически общаемся, как лично, так и по телефону.
  
   - В чем секрет вашего творческого долголетия?
  
   - Во-первых, спасибо дедушке и бабушке за здоровье, которое тоже передается по наследству. А во-вторых, как мне кажется, это - любовь к цирку, поэтому, когда меня спрашивают: "Где ваша родина?", я всегда отвечаю: "Где цирк, там и моя родина!"
  
   - Как вы думаете, почему в Германии почти нет стационарных цирков, а используется система шапито, когда артисты приезжают всего на несколько недель?
  
  
  
  
   - Я думаю, причина заключается в экономической нецелесообразности, ведь стационарный цирк должен приносить доход круглый год, для чего нужно отапливать помещение, оплачивать электричество, что требуют немалых финансовых средств. А система шапито более мобильна, ведь при хороших сборах можно немного и задержаться. В шапито зимой не холодно, поэтому зрители при любой погоде идут в цирк, им нужно за это вешать медаль (смеется).
  
   - Олег Константинович, теперь - несколько слов о цирковой программе, которую увидят зрители.
  
   - Я не хочу заниматься саморекламой, но могу сказать, что подобралась очень хорошая программа, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Жанры представлены разные и интересные: это жонглеры, наездники, фокусники, акробаты, дрессировщики, эквилибристы и т. д.
  
   - А как в программу Российского государственного цирка попали китайские артисты?
  
   - Это была инициатива нашей дирекции, которая формирует программу. Я к этому не имею ни малейшего отношения, я - простой участник представления. (Здесь Олег Константинович явно скромничает, так как в программе он заявлен в качестве специально приглашенного гостя.)
  
   - Возможно, дирекция вспомнила некогда популярную песню, что "русский с китайцем - братья навек?"
  
   - Дело в том, что наша программа называется "... and friends" ("... и друзья"), так что никакого противоречия я здесь не вижу.
  
   - Артисты, как известно, люди - суеверные. Вы также относитесь к этому числу?
  
   - Если дорогу перебежит черная кошка, то нужно три раза плюнуть через левое плечо, потом нельзя садиться спиной к манежу или есть семечки - сборов не будет. Есть еще и другие суеверия и приметы, но это все - шутки, хотя в каждой шутке имеется доля правды (смеется).
  
   - Вам удается следить за цирковой жизнью России и стран СНГ?
  
   - Мне кажется, что все хорошие и находчивые артисты разбежались и теперь находятся за рубежом.
  
   - Почему в последнее время среди российских коверных давно нет громких имен? По-моему, после Юрия Куклачева еще не появилось ни одного известного клоуна. [Евгений Кудряц]
  
  
  
  
   - Для того чтобы клоуна узнали, нужна реклама, прежде всего - телевизионная, потому что без этого очень трудно стать популярным, но молодые ребята-клоуны есть, в том числе и в нашей программе, они, кстати, из Украины.
  
   - В чем заключается отличие между "нашим" и немецким цирком?
  
   - Наша школа очень отличается от западной, в частности, от немецкой. Я уже говорил о ее специфике, поэтому не хотел бы повторяться.
  
   - Этот год для вас является юбилейным...
  
   - Да, мне исполнится летом 15 лет! (на полном серьезе).
  
   - И что бы вы пожелали себе в этот год?
  
   - У меня только одно пожелание - здоровье. А остальное, как говорил в свое время Марк Соломонович Местечкин, купим в ларьке!

Это интервью было напечатано в газете "РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"