Кудряц Евгений Витальевич: другие произведения.

Виктор Топаллер: "у Бывших Членов Кпсс Пейсы Отрастали Прямо В Самолете!"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


   Виктор ТОПАЛЛЕР: "У БЫВШИХ ЧЛЕНОВ КПСС ПЕЙСЫ ОТРАСТАЛИ ПРЯМО В САМОЛЕТЕ!" []
   Телезрителям канала "RTVI" не нужно представлять этого популярного журналиста и ведущего. Тем, кто не может смотреть данный канал, можно лишь посочувствовать. Сегодня Виктор Топаллер отвечает на вопросы нашего корреспондента Евгения Кудряца.
   - Дорогой Виктор, готовясь к нашему интервью, в Интернете я обнаружил любопытную информацию, связанную с вашим рождением: "Виктор Александрович Топаллер родился в 1958 году в Москве в простой украинской семье питерских рабочих. Отец его Олекса Аполлонович и мать Глафира Степановна долго не могли понять, откуда у них взялся еврейский ребенок...". Хотелось бы, чтобы вы прокомментировали эти шуточные строки.
   - Ну, тут особенно комментировать нечего. Как-то давно ко мне обратился Владимир Туровский, который создал сайт "Цветы эмиграции", с просьбой разрешить опубликовать мою шуточную, стебную биографию. Я согласился. Любопытно, что до сих пор находятся люди, которые на полном серьезе интересуются: а не правда ли все это?
   - Вы по образованию - режиссер, окончили ГИТИС. Почему вы не выбрали более популярную актерскую профессию?
   - А я и выбрал. Поступил в Щукинское училище на актерский. Кстати, на одном курсе со мной учились такие известные сегодня актеры, как Андрей Смоляков и Сергей Маковецкий. После первого курса я решил, что режиссура меня интересует больше, и перешел в ГИТИС на второй курс, уже режиссерский. Закончил институт в 1981 году, между прочим, с красным дипломом. Хвастаюсь, поскольку горжусь тем, что мой диплом подписан великим Леонидом Осиповичем Утесовым. Он был у нас Председателем государственной экзаменационной комиссии. А курс вел народный артист Иоаким Георгиевич Шароев. После окончания ГИТИСа (сегодня его переименовали в РАТИ - Российская Академия Театрального Искусства) он предлагал мне остаться в аспирантуре, но я отказался, поскольку хотел заниматься режиссурой и стремился к самостоятельности. Много лет с Валерой Левушкиным я работал с ансамблем "Бим-Бом". Когда мы начинали, они были еще студентами МАИ... Параллельно с этим работал в Москонцерте, Росконцерте, ставил спектакли, проводил фестивали, ставил эстрадные шоу-программы, драматические и музыкальные спектакли в Москве, в Питере, Риге, на Дальнем Востоке. Объездил весь СССР. Последней моей работой в Союзе был спектакль "Птичий рынок". Пьесу мы написали с Анатолием Трушкиным, а главную роль играла Лия Ахеджакова.
   - В 1990 году на изломе Советского Союза вы эмигрировали в Израиль. Чем был вызван ваш отъезд? Что послужило толчком для принятия этого непростого решения?
   - Тут было несколько причин. Во-первых, мне стало скучно. Я понял, что ничего принципиально нового в своей жизни уже не сотворю. Еще спектакль. Еще шоу... А так хотелось рвануть, заложить новый вираж! Мне в то время было всего 32 года. Я подумал: или сейчас уеду, или не решусь никогда! Во-вторых, при всей моей огромной любви к русской культуре, литературе, театру, при всей моей дикой любви к Москве я всеми фибрами души ненавидел Советский Союз. Мне даже постоянно снились сны, будто я уехал...

- Присутствовал ли здесь "пятый пункт"?
- Если вас интересует, сыграл ли в принятии решения важную роль антисемитизм, то могу сказать - нет. Меня, правда, на третьем курсе чуть не вышибли из института. Пришла разнарядка - принять одного еврея-студента в партию. И Шароев, не спрашивая меня, написал мне рекомендацию. А вторую рекомендацию дал декан. Я был отличник, как им казалось, хороший мальчик, они и решили - вот тот самый еврей, который будет членом КПСС. Я предпринял титанические усилия, прикинулся дебилом в райкоме и добился своего: меня "забодали" старые большевики.. Разразился дикий скандал. Меня могли запросто вышибить из института, поскольку такие вещи не прощали. Но Шароев, к счастью, меня отстоял... Мне не "перекрывали кислород". Я ездил, ставил спектакли, никому не мешал... Не рвался ни на какие посты, не стремился стать главным режиссером какого-нибудь театра. Не могу сказать, что в профессиональной деятельности подвергался гонениям...
- А по идеологическим мотивам?
- У нас очень часто придуриваются, изображая из себя мучеников. Не успеет человек уехать на Запад, как сразу заявляет, что его преследовали, КГБ его облучал специальными лучами, и вообще он - узник Сиона. Потом, правда, выясняется, что борцы за свободу, в основном, - бывшие работники горкомов КПСС и ВЛКСМ. И вообще у бывших членов КПСС пейсы начинали отрастать прямо в самолете, летящем в Израиль. В Советском Союзе они орали: "Осторожно - сионизм!", а, ступив на землю израильскую, сразу становились "ультрапатриотами", обвиняющими других в "недостаточном еврействе". Я улетал из Москвы в 1990 году и был уверен, что перестроечная эйфория кончится разочарованием. К тому же моему сыну было семь лет, и, как говорил один мой приятель, я уезжаю, чтобы через 15 лет сын не ломал голову, решая проблему отъезда. Мы жили в Москве недалеко от Белого дома, рядом с гостиницей "Украина", и когда в 1991 году случился путч, мама носила защитникам Белого дома кофе и бутерброды. После путча мама сказала мне по телефону: "Сынок, мы победили! Теперь не стыдно быть москвичом. Мы - люди! Это счастье!". И хотя я тогда уже жил в Израиле, тоже был счастлив, узнав о победе над путчистами. И в какой-то момент мне показалось, что теперь-то Россия может и станет нормальной, цивилизованной страной. Увы... Я считаю, что в России все стало еще более мерзким, чем до перестройки. Вся эта обкомовская-горкомовская сволочь просто перекрасилась. Помните? "Грязь есть грязь, в какой ты цвет ее не крась...". Раньше они сидели на спецпайках и спецдачах. Теперь сидят на ворованных нефти и газе. Раньше они развешивали портреты партийных вождей. Теперь валом валят в церкви и там бьют поклоны. Как была эта номенклатура, так она и осталась. Только еще более обнаглевшая и зажравшаяся. Я счастлив, что уехал из России, и никогда об этом не жалел!
   - В Израиле вы стали "голосом" русскоговорящей общины. Работая ведущим журналистом известных русскоязычных газет, вы вели две чрезвычайно популярные еженедельные телепрограммы на Национальном телевидении Израиля. В программе "Ракурс" в прайм-тайм обсуждались злободневные политические вопросы, а динамичное ток-шоу "Визави с Виктором Топаллером" представляло телезрителям "звезд": политиков и художников, актеров и писателей, музыкантов и поэтов... И вдруг в 2000 году вы снова эмигрируете, но на этот раз уже в США. Я так понимаю, что Страна Обетованная вас серьезно разочаровала?
 []

   - Дело не в разочаровании. Я очень люблю Израиль и считаю его своей страной. Просто очень захотелось попробовать еще раз рискнуть и прожить еще одну жизнь. Заложить еще один вираж. Я часто говорю, что эмигрант я как минимум четырежды. Вот смотрите "послужной список":
- 1990 - Москва - Израиль
- 1990 - 1993 - Израиль
- 1993 - 1995 - Бельгия
- 1995 - 2000 - Израиль
- 2000 - Израиль - США
Что может быть интереснее, чем успеть пожить в разных странах? Именно пожить, а не приехать на неделю туристом. Жена уже похоже махнула на меня рукой и смирилась с тем, что мы мотаемся по всему миру, разбрасывая по дороге мебель и вещи... Мне очень понравилось, что когда мы покупали здесь какую-то электрическую дребедень, она задумчиво спросила: "А в Австралии такое же напряжение?.."
   - В Америке вы становитесь сотрудником международного канала "RTVI" и ведущим нескольких телепрограмм, о которых мне бы хотелось поговорить более подробно. Начнем с передачи "В Нью-Йорке с Виктором Топаллером". Мне удалось посмотреть несколько выпусков этой программы, но почему-то каждый раз вашими гостями оказывались хорошо знакомые вам люди, с которыми вы были на "дружеской ноге". Такой подход является осознанным, или среди гостей может оказаться незнакомый доселе вам герой?
   - Ну, это вам так повезло или не повезло. Я действительно знаком со многими людьми по "прошлой жизни", но очень часто у меня бывают в гостях люди, с которыми я раньше не встречался. Гости приходят разные. Есть среди них такие, с которыми я знаком много лет, и у меня с ними давние дружеские отношения. Например, Владимир Винокур, Ефим Шифрин, или Геннадий Хазанов... Такие встречи имеют, конечно же, особый характер. Но есть гости, по отношению к которым я, скажем так, не испытываю положительных эмоций. Например, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев, Владимир Жириновский или Станислав Говорухин. Но у меня есть один серьезный принцип: как бы ты не относился к человеку, он - твой гость, и будь любезен вести себя как гостеприимный хозяин. Ты можешь задавать ему болезненные, тяжелые вопросы, можешь прижимать к стене, но, избави Бог, хамить или обижать его. Иначе ты перестанешь уважать самого себя. К сожалению, в последнее время дешевый эпатаж, оскорбительная манера, жлобство стали нормой в эфире. Многие пытаются прикрыть собственную бездарность и профнепригодность "отвязанностью". Лично у меня это вызывает омерзение...
- Чем же вам не угодил главред "МК"?
- У меня когда-то не сложились отношения с Павлом Гусевым. Мы выпускали в Израиле очень популярную газету "Русский израильтянин". Когда "Московский комсомолец" приобрел половину акций этой газеты и стал ее совладельцем, я не принял новые "установки" Гусева и уволился. Через несколько лет я стал работать на русском телевидении в Нью-Йорке, и Павел Гусев оказался моим гостем в студии. Он даже не верил, что я соглашусь с ним беседовать, и пришел на программу очень настороженным, был напряжен. Передача получилась очень жесткой, но Гусев ушел довольным. Ему не нахамили, его не обидели, он - сильный человек и получил удовольствие от схватки. Мое плохое отношение к нему не изменилось, он не стал после передачи моим приятелем. Но человек пришел ко мне в гости. Нравится он мне или не нравится - факт моей биографии. Зрителю все равно заметно, кого я люблю, а кто для меня чужой... Этот человек - мой гость и раз он пришел ко мне, то я обязан относиться к нему с уважением.
- Какие критерии отбора ваших интервьюеров?
- Главный и единственный критерий отбора - Личность, интересная аудитории. А вообще, то, чем я занимаюсь, я никогда не называю "интервью". Ненавижу это слово. У меня это - своего рода словесный пинг-понг. Я сразу предупреждаю гостя, еще до беседы, что не буду задавать дурацких вопросов типа: "Будьте добры, расскажите о своих творческих планах...", на которые следуют не менее дурацкие ответы: "Видите ли, Виктор, я сейчас замыслил широкое полотно..." и т.п. У нас идет живая, свободная беседа. В этой работе сошлись три моих "ипостаси": актерство, режиссура, журналистика. И все три играют важную роль. Без них передача выглядела бы иначе. Как актер, я стараюсь чутко воспринимать партнера. Как режиссер, должен четко чувствовать темпоритм беседы, вести ее в точном направлении, не допускать "провисов" и пустот. Одной из книг, по которой я учился, была "Режиссура как практическая психология" Ершова. Наверное, это тоже важно, поскольку помогает верно и достаточно быстро определять болевые точки собеседника, его зоны удовольствия, зоны раздражения.
   - Несколько лет на канале "RTVI" просуществовало острое политическое ток-шоу "Перекресток". Вы приглашали в студию людей с диаметрально противоположными политическими взглядами, которые должны были "перетянуть" телезрителей на свою сторону. Однако вы как ведущий нередко поддерживали одного из гостей, а не являлись сторонним наблюдателем. Почему вы не сохраняли нейтралитет? В связи с чем эта программа была закрыта?
   - Я по своей природе не "модератор", тупо предоставляющий по очереди слово гостям, а ведущий и журналист со своей точкой зрения, которую никогда не скрывал. Не считал нужным это делать и в "Перекрестке", тем более, что в передаче всегда доставалось "всем сестрам по серьгам": и тем, с кем не согласен, и тем, чья позиция была мне близка. Программа ушла из эфира по далеким от творчества причинам - у нее был очень высокий рейтинг.
   - С недавних пор вы ведете новую передачу "Американский ликбез". Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
   - А зачем рассказывать? Смотрите! Мы решили устроить натуральный ликбез. Американская история, политика, искусство, литература, архитектура, иммиграция, театр, живопись, кинематограф, религия... Постыдно мало знаем о стране, в которой живем.
   - Кроме телевидения, вы еще работаете на радио "Давидзон", где ведете три программы: "Топ-парад", "Рикошет" и "Полный шалом". Если не ошибаюсь, под названием "Полный Шалом" вышла и ваша книга... При таком напряженном графике есть ли у вас свободное время, если да, то как вы его проводите?
   - Добавьте еще спектакль, который я недавно поставил в еврейском театре "Хаверим"... Я совсем не умею отдыхать. Не получается, даже когда появляется такая возможность. И не потому, что я эдакий одержимый "трудоголик", который ничего не видит кроме работы, вовсе нет! Просто так и не научился отдыхать, что глупо и вредно одновременно. А на загруженность я не жалуюсь, хотя обычно к ночи уже мало чего соображаю. Я вообще очень не люблю эти разговоры: "Ах, я так устаю! Ах, я с ног падаю!" Кто заставляет? Работай поменьше, получай поменьше, меняй профессию, в конце концов, чего плакаться-то?! Вот у Иващенко и Васильева была такая строчка в песне: "Лучше быть нужным, чем свободным". Абсолютно согласен!
   - Так есть ли у вас свободное время?
   - Свободное время? Обожаю смотреть хоккей и футбол, люблю азартные игры, казино, карты, хороший коньяк, табак, быструю езду, общество красивых женщин. Я много чего люблю... кроме здорового образа жизни. Утром уезжаю, вечером приезжаю. Ужасно хочется спать завалиться, но тут жена строго спрашивает: "А уроки ты сделал?". Это значит, что надо идти к компьютеру и готовиться к завтрашней программе, к записи, писать сценарий "Ликбеза", статью для газеты или отвечать на ваши вопросы.
   "Партнер"
   N 1, 2009 год
  

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Субботина "Чужая игра для Сиротки"(Любовное фэнтези) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) О.Северная, "Ворожея королевского отбора"(Любовное фэнтези) О.Мансурова "Идеальный проводник"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"