Кукушкина С.: другие произведения.

Одлян, или воздух свободы Леонида Габышева

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    психологическое видение


Шаповалова Юлия

Эссе

"Одлян, или воздух свободы"

  
   Повесть Леонида Габышева "Одлян, или воздух свободы", заставила меня погрузиться и почувствовать атмосферу параллельного нашему мира - мира по ту сторону решетки и колючей проволоки.
   Несмотря на то, что граница между этими мирами весьма ощутимая, каждый человек в нашей стране несёт в своём сознании часть тюремной культуры. И не случайно, места лишения свободы в народе называют "места не столь отдалённые". Эта фраза подчёркивает близость этого параллельного мира, невозможность отвернуться от него. Хотя бы потому, что, по статистике, каждый 5 взрослый мужчина в России сидел, а в годы репрессий, этот мир так близко подобрался к каждому жителю страны, что "помни о тюрьме", в России стало столь же актуально, как "помни о смерти".
   Отношение среди вольных к тем, кто был "там" весьма неоднозначное. Мне, видимо, оно передалось от бабушки, которая, видя человека с наколками, презрительно и опасливо, но больше всё-таки презрительно говорила: "уголовник!" Она относилась к этим людям, как к заразным больным.
   Действительно существует такое мнение, что "раз отсидевший" обязательно "туда" вернётся. Далеко не каждый обретает на зоне внутреннюю свободу, как это случилось с Колей-глазом. Большая часть теряет и ту, что была до этого. Лишаясь на долгое время больших пространств и непринуждённых человеческих отношений, личность человека будто деформируется под камеру, решетки, тюремную иерархию и беспрекословное подчинение приказу. И, выходя на волю, такой человек, будто выносит всё это вместе с собой и воспринимает окружающий мир только через решётку, а человеческие отношения только через дихотомию власть - подчинение. Криминальный менталитет - это то, чем боится заразиться добропорядочный, гражданин.
   Мне кажется, что главный герой повести приобрёл внутреннюю свободу не благодаря тюрьме. Судя по всему, он был человеком удивительной воли (=свободы) и достоинства с самого детства. За что и пострадал, лишившись глаза. Да и само воровство, было для него, по-моему, способом проявить себя, испытать. Только этот способ не одобряется обществом, традиционным обществом.
   После прочтения повести, у меня вообще сложилось впечатление, что заключённые - это просто особый род людей, которые не могут ужиться в традиционной культуре. Поэтому, получая свою отдельную територию - зону, эти люди начинают создавать особое государство со своей собственной культурой, которая им удобна, которая помогает поддерживать порядок, которая понятна и проста для них. Если кража в нашей культуре является грехом и преступлением, то на зоне - это не только норма, но и благо. Ложкаря Мамону, например, особенно ценили за то, что он мог стащить ложку у другого отряда и для своих припасти. То же касается и избиений - на это никто не жалуется, потому что воспринимают как должное. Здесь есть все необходимые элементы культуры: свой язык - феня, свои обряды, обычаи и традиции, ценности, нормы и правила, идеалогия и мифология. Так, "прописку" можно рассматривать, как обряд инициации, существующий во многих макро- и субкультурах. Именно поэтому Глаз так её и ценит и не соглашается с тем, чтобы отменить эту жестокую и издевательскую, на взгляд любого свободного человека, процедуру.
   Человек, преступивший закон, переступивший черту дозволенного, человеческого, попадает на другою сторону. А с той стороны - такие же, как он, преступники и большинство человеческих законов здесь уже не действуют. Здесь законы звериной стаи, жестокая борьба за вершину иерархии.
   С волками жить по-волчьи выть. Вроде бы так. В таком случае, мы получаем две крайности: Амёба и Котя. Котя "любил мучить пацанов". Просто так. Это позволяло ему чувствовать себя выше других и "быть вторым по авторитету в воровском углу". Не первым. Первым был Белый, который мог избить до полусмерти весь отряд. Амёба, бесконечно подчиняясь физической силе, опустился, потерял себя. И тот и другой имели положение животных в стае. У них даже клички говорящие. Но уважение и любовь получают не те, кто забрался наверх по разбитым головам, а тот, кто сумел сохранить человеческие качества. А что собственно отличает человека от животного? Время и вера. И то и другое позволяет широко смотреть на мир. В этом смысле один глаз главного героя очень символичен, потому что, на деле, все остальные люди рядом с ним оказываются духовно "одноглазыми".
   Время. "Господи, как мне жить? То ли начать мыть полы? Ведь и правда, сколько бы я ни сопротивлялся -- ну пусть я выдержу месяц,-- все равно через месяц буду мыть полы. Лучше сейчас начать. А может, все же держаться? Ведь Малик говорит, что мыть не надо". "Ладно,--решил Хитрый Глаз, засыпая,--если завтра с утра скажут мыть полы -- вымою. Ведь мыть их раз в восемь дней. Бог с ними".
   Для воспитанников колонии огромное значение играет срок. Срок определяет, как себя вести. Воры не захотели поднимать "анархию" только потому, что многим из них оставалось не долго сидеть. Срок отбирает и даёт надежду. Ведь чем больше срок, тем больше вероятность того, что ты сможешь подняться по тюремной иерархии, и уж тогда тебя никто не тронет. "Всё пройдёт, пойдёт и это" - одна из мудрых мыслей, которая помогла Коле выжить в Одляне.
   Долго мне не продержаться, - соображал Хитрый Глаз.-- Вот взять, к примеру, коммунистов. Их немцы избивали сильнее. Но они на допросах держались и тайн не выдавали, хотя знали, что из лап гестапо им живыми не вырваться. Но ради чего сопротивляюсь я? Ради того, чтобы получше жить. Но через два с половиной года меня отпустят. А если я буду сопротивляться, и меня каждый день будут дуплить, дотяну ли я до освобождения? Хорошо, дотяну, но калекой. Уж лучше заправлять, когда скажут, кровати и остаться здоровым.
   Но в зоне мне жить больше двух лет -- и кем же я за это время стану? Амебой? Нет, я не хочу быть Амебой".
   Коля не забывал о прошлом и будущем, не замыкался на текущем моменте. Это придавало его поведению гибкость. Вопрос о "коммунистах", это вопрос о тех ценностях, которые действуют по ту сторону решётки. То, чему учат в школе не работает на зоне. Время диктует свои законы.
   Вера. У Глаза была Вера. Под этим словом я подразумеваю одновременно и девочку Веру и Веру в Бога. Они в данном контексте очень близки.
   Влюбленность главного героя поддерживала его в трудные минуты. "Такое состояние у него стало появляться все чаще и чаще, особенно после избиений. Он начинал думать о Вере, и появлялся ее образ, но вскоре расплывался, и на ее место всплывали отец или мать, но и они пропадали, и появлялись другие близкие лица. Потом появлялся кто-нибудь незнакомый, и Глаз часто моргал, стараясь прогнать его из воображения".
   Близкие, любимые люди, которые представлялись ему - это части нормальной жизни, память о добрых человеческих отношениях. Действительно, такие воспоминания дают сил.
   Кроме того, первая любовь к Вере, когда девочка, которую любишь, представляется почти ангелом, к которой и прикоснуться-то страшно, потому что "она такая хорошая девочка, а я вор" противопоставляется животному отношению к женщинам на зоне. Вера была для главного героя олицетворением того мира, куда надо обязательно вернуться. Не случайно Глаз заметил, что когда думает о Вере ни одного слова "на фене" в голову не приходит.
   Вера в Бога органично вплетена в личность главного героя. Это характерно для многих русских и связывает их друг с другом, где бы они ни находились. Не надо ходить в церковь и соблюдать посты, чтобы так искренне верить, похоже, это в крови. Вера дарит общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание. Видимо, поэтому Глаз не бил Амёбу, не пытался убить вора, не хотел кончать жизнь самоубийством.
   Вера в Бога не даёт человеку опуститься. Ведь, Бог над всеми, и, если ты разговариваешь, вот так легко и просто, с самым главным, ты не можешь быть ниже всех. Это подтвердилось в жизни Глаза не раз.
   О чём мечтал Коля, больше чем о свободе? На мой взгляд, о целостности, хотя эти понятия близки и взаимозависимы. Для меня стоит не решенный вопрос, почему Глаз не ненавидел своих обидчиков, изначально, а только хотел побыть один.
   "Роги, бугры, воры, как вы надоели Хитрому Глазу! Ему не хочется на вас смотреть". "Ему хотелось одного -- одиночества. Провалиться бы под землю и побыть одному. Но земля не разверзнется и не поглотит его. Куда деться? Где побыть одному? Сил сопротивляться у Глаза не оставалось".
   Что такое это желание побыть одному? Это желание, чтобы тобой никто не помыкал, никто не командовал, чтобы ты сам решал, что когда и как нужно делать. Желание чувствовать себя самим собой и обладать волей (=свободой). Ведь вражда, ненависть не дарит свободы, вражда - это зависимость. А Глазу нужна была воля. Это состояние может возникнуть только у человека, который этой волей обладал.
   Как я уже говорила, Коля, видимо, был свободен изначально, и то, что он смог выжить на зоне доказывает это. Зона ничего не формирует. Зона проверяет на прочность стержень твоей личности. А самое прочное - это самое гибкое, изменчивое, т.е. свободное.
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Пек "Долина смертных теней"(Постапокалипсис) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) С.Косак "Мой друг, который знает, что умрет"(Антиутопия) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Робский "Блогер неудачник: Адаптация "(Боевое фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"