Аннотация: Монах Галус создает в скриптории монастыря описание животных и некоторых драгоценных камней, рассматривая - кроме прочих повадок и свойств - и с точки зрения душеполезности их существования. В написании книги выдержан стиль средневекового бестиария.
приобрести электронную версию книги можно на сайте ЛитРес.ру
лет минуло с тех пор, как Господь избрал меня, дал мне силы и разумение трудиться на этом поприще.
По распоряжению настоятеля нашего, хранимого Господом монастыря, аббата Валфрида, я, смиренный монах Галус, занял должность хранителя библиотеки, после преждевременной смерти брата Аймара. Осматривая хранилище библиотеки вместе с юным братом Пирлином, которого мне удалось выпросить себе в помощники у строгого настоятеля, очень скоро я пришел к выводу, что смерть брата Аймара была не столь уж и преждевременна. Прежний хранитель библиотеки, более внимания уделял пополнению коллекции пустых бутылей, в которой, впрочем, как и в хранении манускриптов, не было никакого порядка.
Кроме меня и юного Пирлина, помогал нам брат Вальдес - помощник почившего брата Аймара: он был уже далеко не молод, довольно тучен и не менее своего объема ленив. Подозреваю, что в одном только он мог быть проворен - в распечатывании и употреблении содержимого бутылей вместе с прежним хранителем. Потому как, казалось невозможным, чтобы один человек, даже и вовсе испорченный грехом пьянства, мог выпить такое чудовищное количество вина. Однако, в отличие от его собутыльника, смерть долго ещё не наведывалась к брату Вальдесу, вероятно Господь наш настолько много терпелив, что все это время ожидал от него раскаянья и оставление своего греха. Я не доверял брату Вальдесу никакой другой работы, кроме уборки в библиотеке и хранилище, и следил, чтобы он не отлынивал от своих обязанностей. Еще, я использовал его в качестве посыльного, пускай и не очень расторопного; он хорошо понимал, что к другой работе был совершенно не пригоден, и потому, с завидным смирением, выполнял, что ему велели, ведь это было намного проще иного монастырского труда, да еще и пагубное пристрастие его оставалось здесь, как бы, в тайне от остальной братии.
Первые несколько лет мы с братом Пирлином весьма потрудились, чтобы разобраться в рукотворном хаосе покойного брата Аймара, но, со временем и нашим вмешательством, беспорядок этот приобрел вид монастырской библиотеки, чему мы были весьма довольны.
В то время, пока мы трудились, восстанавливая утраченный порядок в библиотеке монастыря, скрипторий работал все так же: на моё освободившееся место, настоятель пригласил нового переписчика. А когда порядок в хранилище был окончательно восстановлен и, вместе с хаосом, библиотека избавилась от коллекции пустых бутылей, у меня появилось даже время для прежних занятий. Вот тогда мой верный помощник, брат Пирлин, высказал мысль, которая показалась мне весьма любопытной.
Он говорил о том, как много, за время нашей нелегкой работы, он видел рукописей и манускриптов о чудесных и даже волшебных животных, вряд ли когда- либо существовавших, но они, тем не менее, были описаны во всех подробностях. Однако, как же мало описано существ не измысленных, которые действительно обитают в природе, и как было бы хорошо, если наряду с книгами о сказочных, придуманных человеческим воображением, существах, появились бы описания и животных не вымышленных. Я долго обдумывал это, даже беседовал с настоятелем Валфредом. Аббат удивился желанию моему, но пришел к мысли, что описать творения Господни - дело достойное христианина, и дал согласие. И вот, заручившись поддержкой и помощью брата Пирлина, я начал описывать существа, которые живут рядом с нами и о которых слышали мы довольно многое.
К удивлению моему и брат Вальдес, уже состарившийся, однако, не переставший упорствовать в грехе своем, так же проявил изрядный интерес, едва узнал о том, что мы затеяли. Он утверждал, что кое-что знает о таких животных, которых мы отродясь не видывали; при этом он ужасно выкатывал глаза, и многозначительно поднимал палец кверху, сотрясая им, как при воскресной проповеди делал брат Бернгард. Я говорил, едва сдерживая улыбку, что у нас с братом Пирлином вполне достаточно сведений о различных существах, обитающих под твердью небес, но брат Вальдес отвечал на мои доводы: "это все сущая чепуха, но то, что я знаю, и готов поделиться - всего-то за бутылочку вина, - вы ни за что не отыщите ни в одном своем замшелом манускрипте". Признаться, именно это меня и беспокоило больше всего.
Да, брат Пирлин весьма помог мне, а вот брат Вальдес, кроме довольно невнятного описания нескольких загадочных животных, ничего толком не смог рассказать; к тому же, старый пьяница не дожил до завершения книги и отправился к Господу, чтобы вместо сбивчивых рассказов, дать правдивый отчет о своей грешной жизни.
Многие из братии отошли от нас за эти годы, аббат Валфред тоже не смог увидеть, как мы закончили книгу, которая поначалу его так удивила. Но теперь книга написана, а я состарился, и скоро уже брат Пирлин займет мое место по праву. После долгих споров с моим, когда-то юным, наставником, мне удалось убедить его оставить название книги таким же, каким когда-то, очень давно, он сам называл её:
КНИГА НЕ ИЗМЫСЛЕННЫХ СУЩЕСТВ
И НЕКОТОРЫХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ.
Аисты.
Аистам приписывают немало человеческих особенностей: они имеют пальцы, душу, понимают язык человека; аисты могут плакать и даже - молиться Богу. Каждая семейная пара аистов неразлучна, а в случае гибели одного из супругов, другой добровольно идет на смерть. Аист может покончить с собой также из ревности. В таком случае самку, заподозренную в супружеской измене, другие аисты судят публично и убивают.
Некоторые народы называют аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю. По народным представлениям, совершая перелет, аисты несут на себе ласточек.
Существует замечательное, но скорее сказочное, поверье о мифической земле аистов, куда они улетают на зиму. В таинственной земле этой, расположенной где-то на краю света, аисты, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом волшебном озере, вновь становятся птицами и возвращаются; потому, как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов.
Замечательно благочестие аистов: сколько времени взрослые выкармливают своих птенцов, столько и те, когда наступает время, кормят родителей в старости.
Причинить аисту вред считается святотатством. Убить аиста - тяжелый грех, и убитую птицу следует похоронить также как и человека: в гробу, на кладбище. Считается, что аисты могут отомстить своему обидчику, принося в клюве тлеющий уголёк или головешку на крышу его дома. Также аист может высечь искры и собственным клювом, а потом - раздуть огонь и наблюдать, как сгорает жилище врага, наслаждаясь местью.
Алерион.
Алерион - царь среди птиц. Это птица крупнее орла, перья крыл ее цвета ярко-алого, как пламя и острые, как бритвы. Обитает она в горах, где-то между реками Гидасп и Инд. Во всём мире существует только одна пара этих замечательных птиц. Каждые шесть (а по иным сведениям - десять) лет алерионы летят к морю, и там поднимаются так высоко к Солнцу, что оно раскаляет их докрасна; затем, с этой немыслимой высоты, обе царственные птицы ныряют в морскую пучину, вылетая оттуда как бы обновленными.
Когда возраст пребывания алерионов на земле достигает шестидесяти лет, самка откладывает два яйца (с мужской и женской особью), на которых обе птицы сидят ровно шестьдесят дней и ночей. Как только скорлупа яиц начинает трескаться, алерионы покидают гнездо, и в сопровождении преданных им птиц опять направляются к морю. Там они вновь взлетают к Солнцу, раскаляются докрасна и ныряют в пучину, но уже не появляются оттуда. Сопровождающие алерионов птицы, с грустью возвращаются в гнездо, и воспитывают птенцов их погибших правителей до того времени, пока те не научатся летать.
Алмаз.
Самый благородный из драгоценных камней. Он обозначает совершенство, чистоту и неприкосновенность. Согласно некоторым поверьям, от которых веет язычеством, алмаз сообщает невидимость, может отпугивать призраков и завоевывать благосклонность женщин.
Алмаз нельзя ничем разрезать, даже железом, однако его твердость бессильна перед кровью козла. Находят алмаз только ночью на Востоке. Именно из-за таких чудесных свойств, камень этот считается символом Спасителя Иисуса Христа, ибо Христос родился на Востоке ночью, и все силы мира напрасно пытались навредить ему. А Господь смягчился к нам, лишь благодаря пролитой крови Агнца Божия - Своего собственного Сына.
Св. Хильдегард Бингенская писала: "Дьявол настроен по отношению к этому камню враждебно, так как алмаз противостоит его силе; поэтому дьявол ненавидит его днем и ночью". Алмаз считают действенным средством против войн, распрей, яда, соблазнов фантазии, и злого духа.
Алмазу приписываются только положительные свойства; его всегда высоко ценили и в качестве сокровища, и как талисман.
Амфисбена.
Змея, имеющая головы с обеих сторон своего туловища. Благодаря такому устройству, она способна передвигаться в любом направлении, не разворачиваясь, и этим опаснее других ядовитых змей. Плиний объясняет: вторая голова у чудовища появилась от большого количества яда, который не может выйти из одной только пасти. Встречи с амфисбеной следует особенно избегать в полнолуние. Кто встречался с ней, лишь взглядом, в сей час - умирал на месте.
Согласно поверьям, амфисбена родилась от крови, падавшей из отрубленной головы Медузы Горгоны, когда Персей пролетал с нею над Ливийской пустыней.
Застать амфисбену врасплох невозможно: пока одна голова её спит, другая - бодрствует. Глаза твари сей светятся; она не боится ни жары, ни холода, и может жить в любом климате. Подтверждает это и Исидор Севильский. Лукан в "Фарсалии" рассказывает: страшные, с поднятыми вверх двумя головами амфисбены питались трупами солдат, когда армия Катона проходила через Ливийскую пустыню.
Учёный Аполлодор (II век до н. э.) считал, что кожа этой твари, обёрнутая вокруг посоха, защищает от ползающих гадов, а еще она - может излечить простуду. Плиний также писал о целебных свойствах амфисбены.
Для многих амфисбена служит воплощением зла, ибо, как и силы зла, существо это нападает со всех сторон, и нет от него спасения, если Господь попускает совершиться сему.
Немецкий философ и богослов Альберт Великий не верил в существование амфисбены.
Барсук.
Довольно грязное животное, обитающее в горных норах, которые сам и роет. Любит копаться в земле, обустраивая свое жилище.
Обычно, трудятся над устройством жилья несколько мужских особей, и пока один барсук - хозяин норы - копает, глотая землю, а двое других его приятелей держат зубами палку. Когда землекоп наполняется "доверху" проглоченным грунтом, он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения. В одном жилище барсук устраивает несколько помещений.
Залегая на зиму в нору, барсук отъедается весьма обильно. Это, а также приписываемая барсукам нелюбовь к свету и привычка жить обособленно, позволяет судить о них, как об алчных чревоугодниках и сущих пронырах. Впрочем, жир барсуков издавна применялся в качестве целебного и весьма полезного снадобья.
Бегемот.
В некоторых апокрифических текстах, Бегемот - чудовищный зверь, которого считают королем млекопитающих. Он настолько огромен, что "способен выпить целую реку и проглотить за один присест тысячу гор. По воле небес они с Левиафаном перед тем, как произвести потомство, должны сразиться насмерть, иначе им просто не хватит места на Земле. Поэтому Левиафан скрылся в пучинах морей, а Бегемот залег в спячку, и спит до сих пор: его тело превратилось в одну из горных цепей".
Еще в текстах этих говорится о том, "что Левиафан должен быть подругой Бегемота, и Бог разлучил их, оставив Бегемота на суше, а Левиафана отослав в морскую пучину, чтобы они вместе своим весом не повредили арки, на которых покоится земля".
В книге Ветхого Завета, Иов говорит: "Он [то есть Господь] распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем". Стало быть, нет никаких арок, о которых повествуют апокрифические предания, и, скорее всего, рассказ о женском начале Левиафана и мужеском - Бегемота всего лишь миф гностиков. Кроме этого, в книге Иова, сам Господь дает описание своего творения: "Вот бегемот, которого я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это - верх путей Божиих;... горы приносят ему пищу и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника в болотах; тенистые дерева покрывают его своей тенью; ивы при ручьях окружают его; вот он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его". Этот Бегемот не глотает гор, не выпивает рек, а питается травой и вполне спокойно помещается под тенистым деревом и даже тростником. Похоже, что этот Бегемот и не думает спариваться с Левиафаном, и, вообще, очень похож на зверя по имени Гиппопотам.
Бобер
Бобёр, которого называют еще и "кастором", очень похож на выдру, от которой он отличается плоским и гладким хвостом. Этим хвостом он может громко и звонко бить по воде, деревьям и даже земле, предупреждая других сородичей о надвигающейся опасности. Хватка челюстей у него - железная. Острыми зубами бобер способен перегрызать деревья, которые употребляет на постройку своих жилищ.
На людей бобры не нападают, но когда охотники настигают животное, и ему некуда деваться, бобер может броситься на преследователя и вцепиться в человека своими мощными челюстями; он разжимает их, только когда почувствует, что перекусил кость.
Особенно ценятся яички бобра, потому что из них приготовляют весьма полезные медицинские снадобья. Поэтому, когда бобер чувствует, что его вот-вот поймают, он откусывает себе яички и бросает их преследователям, а сам благополучно убегает. Само слово "кастрат" происходит от второго имени бобра - "кастор".
Если же преследуемое животное уже потеряло свои яички, то ему следует только показать охотникам свой пустой зад, и они от него тут же отстанут.
Боннакон или Зубр.
Боннакон или Зубр водится в Пеонии, в Мессапийских горах, и в Майдике . Он похож на быка, только гриву имеет до плеч, подобно лошади, однако, волос у него мягче. Окраска гривы - золотисто-желтая, и сама грива длинная и густая.
Голос у Боннакона такой же, как у быка; рога кривые, загнутые по направлению друг к другу, величиной в пол-локтя или немного больше, толщина такая, что в каждый рог может поместиться до половины хооса; сами по себе рога красивые и блестящие, только совершенно не пригодные для защиты. Верхних зубов Зубр не имеет; бедра его - волосаты, копыто - раздвоенное. Хвост имеет подобный бычьему. Вздымает он пыль и роет землю, точно как бык. Кожа против ударов крепкая. За ним и охотятся из-за плотной шкуры, также и из-за вкусного мяса. Когда добытчики ранят его, Зубр убегает, и останавливается, только, когда ослабеет.
Волосы этого зверя закрывают глаза, так что он больше смотрит вкось, чем вперед, поэтому охотники стараются приблизиться к нему именно спереди. Охотясь на Боннакона, крайне важно не подходить к нему сзади: защищаясь, он ударяет ногами, и выбрасывает из себя испражнения на четыре сажени; этим пользуется он легко и часто, и экскрементами своими сжигает все живое. Такое действие производит его кал, когда зверь взволнован и устрашен, в спокойном состоянии животного кал Боннакона совершенно не обжигает.
Когда наступает пора производить потомство, Зубры [они же и Боннаконы] собираются вместе и рожают в горах. Вокруг места, прежде чем приступить к родам, они испражняются, и делают из кала ограду, ибо зверь этот так устроен, что может выделять огромное его количество.
Василиск.
Помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Довольно часто упоминается в Священном Писании.
На вид это - змея, длиной в полфута. Голова василиска как бы перехвачена белой повязкой. Он несет с собой гибель не только человеку и другим животным, но и самой земле, которую чудовище это отравляет и сжигает повсюду, где обитает. Таким образом, василиск уничтожает траву, губит деревья, портит даже сам воздух, так что ни одна птица не может пролететь без вреда по воздуху, отравленному губительным дыханием. Когда василиск передвигается, половина его тела ползет по земле, а другая половина задрана вверх. Шипения василиска страшатся даже змеи, так что, заслышав его, они поспешно скрываются. Это чудовище способно убивать людей ещё и взглядом своим.
Может умереть он только от укуса ласки, которая не боится василиска, и бесстрашно вступает с ним в бой, или петуха, потому как, по необъяснимой причине, василиск не переносит петушиного крика.
Весьма остроумный способ погубить василиска придумал Александр Великий: когда уже немало воинов его погибло от этого чудовища, тогда, отважный царь поднес к морде василиска зеркало, и тот издох от собственного взгляда. Так же, с помощью зеркал, извел василиска, неизвестно откуда появившегося в пересохшем городском колодце, и крайне досаждавшего жителям, некий пекарь из города Вена. Произошло упомянутое событие в 1212 году. Нам осталось неизвестно: знал ли смышленый пекарь историю с Александром или же сам додумался, как, без вреда для себя, извести эту тварь.
Алхимики утверждают, что с помощью василиска можно превращать медь в золото. Для этой цели необходимо только вывести василиска искусственно. Некий монах Теофил, так описывает процесс сей: "Следует построить подземную темницу, обложенную камнем и сверху, и снизу, и со всех сторон; с двумя малыми оконцами, чтобы свет сквозь них едва поникал. Пустить туда двух петухов двенадцати или пятнадцати лет и дать им еды обильной. Когда разжиреют, то от пыла, вызванного тучностью, спарятся и отложат яйца. Затем петухов следует убить и посадить жаб высиживать те яйца, кормить жаб следует хлебом. Когда подойдет срок, из яиц вылупятся петушки, во всем подобные цыплятам, рожденным от курицы, но через семь дней вырастут у них змеиные хвосты. Тогда детенышей следует без промедления сжечь и смешать их пепел с кровью рыжего человека и уксусом, и полученной смесью обработать медь".
Насколько преуспел монах в добыче чернокнижного золота - неизвестно, но, похоже, дьявольскими обрядами душе своей навредил он изрядно.
Верблюды.
Весьма много верблюдов в Аравии, также и бактрийцы разводят выносливых верблюдов. Все различие меж ними в том только, что у аравийских верблюдов два горба, а у бактрийских - один.
Верблюды никогда не сбивают ног, от того, что их раздвоенные пальцы снабжены мясистыми подушками. В этом есть и опасность, потому как ноги верблюдов лишены надежного упора о землю. У верблюдов два предназначения: одни из них более способны для переноски грузов, другие - к бегу. Но и те и другие не в силах поднять свыше установленного веса, или преодолеть более определенного расстояния.
Верблюды, отчего-то, ненавидят лошадей, а лошади боятся не только верблюжьего вида, но и запаха. Верблюды способны переносить жажду в течение четырех дней. Когда же представляется случай напиться, они пьют весьма много, что возмещает им уже перенесенную жажду, и позволяет запастись водой впрок. Верблюды любят мутную воду, так что, если вода недостаточно грязна, верблюды топчутся, пока она не замутится.
Стремление к продолжению рода овладевает верблюдами до такой степени, что в брачный сезон они впадают в бешенство. Верблюдица носит десять месяцев, рождает всегда только одного. Детеныша отделяют от верблюдов, когда ему исполнится год. Родит самка весной и молоко имеет, пока не зачнет во второй раз. Мясо и молоко, все очень приятно на вкус; молоко пьют, разбавляя двумя или тремя частями воды.
Живут верблюды долго, даже до ста лет, если только их не увезти в другую страну, где они умирают от перемены воздуха. Для войны используют самок верблюда, чем-то наподобие кастрации лишая их страсти к совокуплению, потому как, в таком состоянии, они становятся очень сильны.
Волки.
Во многих местах Священного Писания волк рассматривается, как символ дьявола, потому что, по природе своей он есть животное жестокое, злобное, хитроумное и изобретательное. Обладая всеми этими вредными качествами, волк днем скрывается, а ночью, подобно врагу человеческому, выслеживает свою добычу.
Глаза волка светят ночью как фонари и лишают человека чувств, а также способности говорить, и даже произносить молитву. Еще волк при встрече с человеком может прикидываться парализованным, а потом, внезапно, совершить нападение. Чтобы отпугнуть волка, нужно быстро снять с себя одежду, и бить камнем об камень.
У волка на хвосте имеется небольшой лоскут меха, используемый в приворотных зельях. Ежели волк боится быть пойманным, он этот мех отбрасывает, поскольку, взятый не с живого зверя, он утрачивает силу. Когда волки не могут найти себе пропитание, они едят землю.
Волчица носит и родит так же, как собака: по времени и по числу рожденных, и, как собака, родит слепых. Спариваются волки только в одно время года, и родят в начале лета. Относительно родов их говорят, что все волчицы родят в течение двенадцати дней года; вероятно, это выдумки, идущие от темных преданий. Также ничем не обосновано поверье о том, что волчица рожает только один раз в жизни.
Многие Святые Отцы, описывая жестокость и коварство хитрых и злых людей, брали пример с Христа, называя таковых "волками в овечьей шкуре".
Гадюка.
"Весьма ядовитая змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое - затыкает кончиком хвоста. В голове своей хранит драгоценный камень карбункул". Возможно, это описание сделал тот, кто видел, как на Востоке особые маги зачаровывают змей игрой на дудочке. Для гадюки музыкальные звуки невыносимы.
Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает в мучениях.
Во многих областях английской земли есть поверье, что кожа, сброшенная гадюкой, обладает свойством вытягивать шипы и колючки из тела человека. Там верят, что гадюка боится осинового дерева и удар осиновой палкой способен лишить ее жизни; если же палка будет из другого дерева, гадюка не умрет до захода солнца. Еще верят в то, что если тебя укусила гадюка, надо немедля убить ее и смазать рану ее жиром, тогда яд не сможет разойтись по телу. В других краях верят, что рану надо смазать не жиром, а кровью этого гада.
Не безызвестно народное поверье о том, как одна девица осенью упала в глубокую яму, в которой было множество гадюк, но они не тронули её, мало того - приносили скудную пищу. Девушка смогла выбраться, лишь, через несколько месяцев и, кроме всего прочего, поведала следующее: будто бы, сдружившись с нею, змеи открыли, что Господь запретил им доставлять вред человеку с праздника Воздвижения Креста Господня и до разгара весны. Эта история вся пропитана древними поверьями, и кажется совершенно невероятной.
Гиена.
Гиена по окраске похожа на волка, только более мохната, и имеет гриву по всему хребту. Задние ноги её короче передних, морда слегка приплюснута, уши круглые. Смеется гиена подобно человеку, и потому впечатление от смеха этого - весьма жуткое. Считается, зверь сей (и вполне заслуженно), дьявольским исчадьем.
Плиний считал: гиены способны менять свой пол раз в году. Также он [Плиний] рассказывает: что собака, если попадет в тень от гиены, не в силах лаять; что гиены питаются трупами, разрывая могилы; что гиен-самок поймать очень сложно, и что глаза у гиен бывают всевозможных оттенков, и те несчастные, на которых гиена пристально посмотрит три раза, не могут сдвинуться с места.
Неизвестно, солгал ли древний автор намеренно или же доверился непроверенным рассказам, но, то, что он говорил о половых органах этого животного, будто гиена имеет и мужской и женский - ложь. Мужской орган самца похож на волчий или собачий, а то, что кажется женским и находится под хвостом, по форме лишь повторяет женскую часть, но не имеет никакого прохода, а проход для выделений находится под ним. У самки гиены есть также подобие мнимой женской половой части, и находится, как у самца, под хвостом, но прохода никакого не имеет. После этого идет проход для выделения, а под ним настоящий женский орган. Имеет самка-гиена и матку, как все остальные животные женского пола. Отчего именно так устроены гиены, пока остается неизвестным.
Самку-гиену поймать удается редко: один охотник рассказывал, что на двенадцать гиен ловится одна самка. Еще он утверждал, что в глазу самки спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Впрочем, это утверждение оставим на его совести.
Гиппопотам.
Зверь гиппопотам известен тем, что большую часть времени дня проводит в реке или озере. Выходит по ночам или вечером, чтобы есть траву. Известен гиппопотам своим яростным и раздражительным нравом. У него огромное тело и маленькая голова; ржет он по-лошадиному, задирая морду вверх; бегает очень быстро, несмотря на тучное тело; копыта его раздвоены; зубы торчат из пасти, как у кабана. Гиппопотамы так тучны, что потеют кровью и поэтому им проще большую часть времени находиться в воде.
Немного найдется врагов, которые посмеют напасть на гиппопотама: со львами он расправляется, швыряя их в воду и топя на глубине, а крокодилов - перекусывает пополам.
Случается, что гиппопотама от переедания раздувает. Тогда он топчется по острой траве осоке, чтобы стеблями изранить ноги и, с выходом крови, уменьшить тяжесть в брюхе. Раны гиппопотам залепляет грязью, пока они не затянутся и не превратятся в шрамы. Впрочем, его толстую кожу пробить довольно трудно.
У гиппопотама жутко зловонное дыхание, по которому этого зверя можно учуять издалека.
Гуси.
Гусь чаще всего предстаёт в образе болтливого, по-матерински заботливого, и глуповатого существа.
В языческих мифах гусь, как и лебедь, выполняет роль перевозчика душ умерших в подземное царство. Теперь же народные предания часто изображают гусей, как ездовых животных ведьм и колдуний. Однако, это скорее выдумки и басни, и никакого зла человеку животное это причинить не может, иначе вряд ли стали бы держать люди гусей рядом с собою.
Хорошо известно, что гуси способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Как это им удается - не известно. Все знают о том, как гуси спасли Рим: при осаде города галлами под предводительством Бреннуса, именно гуси оповестили своим гоготаньем защитников Рима о нападении врагов с тыла. С того самого времени "капитолийские гуси" служат символом бдительности, а также - неожиданного вклада в важное дело от тех, от кого наименее ожидали геройства.
Гусь является основным блюдом на Рождество, и на день Св. Мартина Турского, который согласно легенде, умер, объевшись на дружеском ужине гусиной печенкой.
Дельфины.
В дельфинах, обитающих в глубинах морей, многое достойно удивления. Они быстрее всех, обитающих в морях, так что, не имея возможности, из-за большой скорости остановиться мгновенно, выскакивают из воды и бывает, что перелетают через паруса кораблей.
Дельфины живородящи, как и многие наземные животные, поэтому, имея лишь образ рыбы, они таковыми не являются. Срок для вынашивания детенышей обычно составляет у дельфинов десять месяцев. Потомство свое самки вскармливают сосцами; малышей они защищают совместно, потому, как живут стадами. Сколько живут дельфины, доподлинно неизвестно; из-за этого ходит много историй и сказок об их долголетии, и, причем, весьма сомнительных.
Куда бы ни отправлялось дельфинье стадо, самец с самкой и потомством, всегда плывут вместе. Некоторые выдумщики утверждают, что пасть у дельфинов не там, где у остальных животных, а почти на брюхе. Это совершенная неправда, о чем может подтвердить любой моряк, который наблюдал этих удивительных животных. В отличие от остальных водных тварей, у дельфинов язык подвижен, и они могут издавать всевозможные звуки, как в воде, так и высовывая голову свою из моря. Звуки эти чрезвычайно похожи на человеческий голос. Многие моряки говорят о милосердии дельфинов: они спешат на помощь тонущим людям, и оказывают помощь своим больным или умирающим сородичам, пока те не попросят оставить их, для того, чтобы умереть.
Спинные плавники у дельфинов снабжены шипами, и, когда дельфин в гневе, они топорщатся. Когда же дельфин в умиротворенном состоянии, шипы скрываются в углублениях. Кое-кто утверждает, что этими шипами дельфины могут распарывать своих врагов, проплывая под ними на большой скорости. Еще говорят, что в воде дельфины дышать не могут, а вдыхают они необходимый для жизни воздух только на поверхности. Имеется у дельфинов и некоторое условное слово, услышав которое, они покорно следуют за тем, кто его произнес; так что еще их называют "симонами" - в память апостола Петра, услышавшего глаголы Божественного Слова, и немедля последовавшего за Христом. Дельфин, изображенный вместе с якорем или лодкой, символизирует душу христианина или Церковь, которую Христос ведет к спасению.
Дельфины лучше слышат человеческий голос, когда дует северный ветер, и, напротив, когда дует южный, их слух ухудшается. Дельфины наслаждаются звуками музыки, особенно любят флейту; целыми стадами они собираются в то место, где играет оркестр. Все это говорит об утонченном их уме.
Дикая свинья или Вепрь.
Дикие свиньи спариваются в начале зимы, а родят весной, удалившись для этого в места трудно проходимые, чаще всего крутые, обрывистые и тенистые. Самец пребывает со свиньями обыкновенно дней тридцать. Продолжительность беременности и количество рожденных поросят у диких свиней те же, что у домашних свиней. Да и звуки они издают такие же, как и домашние свиньи, только самка хрюкает чаще, самец - реже.
Самцы, не способные производить потомство, становятся больше и свирепее, как и описано было Гомером: "Вепря подвигла на них свирепого. Был он несходен с тварью, вкушающей хлеб, но подобен вершине лесистой". Происходит это, вследствие того, что на молодых самцов нападает болезнь: чесотка на яичках, и тогда они яростно трутся о деревья, не умея совладать с собою, пока не раздавливают себе яички вовсе. С ужасом останавливаются они, да только бывает уже слишком поздно.
Домашние свиньи, равно как и дикие, в Священном Писании описаны как животные нечистые, подверженные порокам чревоугодия и ненасытного блуда.
Единорог.
Юлий Цезарь еще описывал однорогое животное, которое обитало в Герцинианском лесу в Германии: "Этот бык похож очертаниями на оленя, из середины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Из его вершины распространяются ветви, подобно раскрытой руке".
Единорог не раз упоминается в Ветхом Завете. Сам Господь говорит об изделии своем, что он силен и дик, и неподвластен человеку: "Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою?" (Книга Иова, 39:9). Некоторые богословы склоняются к мнению, что в Писании под сильным зверем рээмом (единорогом), следует понимать ассирийского горного быка (риму), символизирующего силу и непокорность, что очень хорошо видно и по приведённому тексту.
В языческой мифологии единорог не упоминается. Для эллинов зверь этот был реальным животным, жившим в Индии. За 400 лет до Рождества Христова, Ктесий описывал, обитающего в индийских землях быстроногого дикого осла с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами и острым рогом на лбу. У основания рог был белым, в середине черным, а на конце красным. Плиний, в "Естественной истории" записал, что "туловище индийского единорога похоже на лошадиное, голова оленья, а ноги - как у слона. Ржет он басом, посреди лба торчит черный рог, и поймать этого зверя живьем решительно невозможно".
Некоторые авторы, соблазнившись редким и неисследованным животным, стали кощунственно приписывать единорогу человеческие чувства, такие как чувственность, и даже похоть. Кое-кто из них утверждает, что этого быстрого и неуловимого зверя можно поймать только одним способом: единорог совершенно теряет волю и остается недвижим, при виде прекрасной женской груди. Если же грудь была не так прекрасна, то охотники за редким зверем останутся ни с чем. Впрочем, тут же авторы эти, оставляют для себя еще одну лазейку: они утверждают, что обнаженной грудью можно оставить без движения только южного единорога.
Ехидна.
Подобно аспиду и василиску, ехидна не раз упоминается в Священном Писании. Эти три дьявольские исчадия, существуют для того только, чтобы, как можно больше, вредить человеку, и являют собой образ злых сил, существующих для погибели рода человеческого, ибо ничего доброго нет в этих тварях, ни в потомстве их.
Самец ехидны имеет лицо мужчины, а самка лицо женщины; хвост же имеют крокодила. Прохода нет в чреве самки, а беременеет она, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Самка ее откусывает и проглатывает: голова самца и служит для нее семенем. Созрев, оба порождения этой твари, которыми бывают всегда детеныши мужского и женского пола, прогрызают чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее.
В Священном Писании, Иоанн, предтеча Господа, хорошо сравнил с порождениями ехидны фарисеев. Ибо, как чада ехидны убивают отца и мать свою, так и те убивали мысленных отцов своих, пророков и апостолов, и даже Господа нашего Иисуса Христа.
Ёж.
Во всеоружии, но миролюбиво выглядящий зверек. Привлекает к себе внимание необычной внешностью. Может предсказывать изменение ветра. Мясо ежа считают целебным при выпадении волос. Сообразительность ежа, проявляется в накоплении запасов, и прославлена ещё Плинием Старшим: "...накатавшись на упавших яблоках, ежи, таким образом, закрепляют их на спине и, держа еще одно яблоко во рту, переносят в дупла деревьев..."
На ежей охотятся ради их шкурки с колючками, ведь она используется для выделки одежды. Ежи весьма неповоротливы в беге, но прыгучи и увертливы. Если еж чувствует, что не может скрыться от охотника, он обрызгивает себя собственной мочой, которая губительна для иголок. Поэтому следует ловить их, пока шкурка и иглы не испорчены. Из этого также можно сделать вывод, что ежи очень сообразительны. Если еж успел свернуться в клубок, нужно полить на него горячей водой, и он распрямится. Затем - подвесить зверька за одну из задних лап, и морить голодом. Иного способа умертвить его, не повредив шкурку, не существует.
Некоторые натурфилософы упоминают о вражде между ежами и змеями.
"Физиолог" обличает ежа, как злодея, творящего зло: он ворует виноградные гроздья, как дьявол крадет души людей. Однако, Василий Великий учит: "Человече, подражай ежу! Даже, если он - животное нечистое, но, как заботливое и чадолюбивое - образец. И ты не пропусти гроздей винограда истинного - слов Господа нашего Иисуса Христа, - и донеси их заботливо до чад своих, дабы они, воспитанные в духе здравом и добром, превозносили бы Отца нашего небесного".
Некоторые одобряли сообразительность ежей, при опасности заворачивающихся в клубок. Иные приписывали им гнев и ярость, - ведь, при драке еж угрожающе наставляет иглы на противника.
По народному поверью, ежи высасывают молоко у коров, если оставить их на ночь на пастбище. Вот это, кажется, совершенно невозможным, разве только ежи не используют для этого лестницы, или ещё какие приспособления, потому как добраться им до вымени нелегко.
Жемчуг.
Жемчуг, одна из самых великих драгоценностей, которую многие отцы и учители Церкви использовали в качестве символа спасения. Так, например, евангелист Матфей писал: "Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее". А потом и еще: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими...".
Даже древние язычники, описывая жемчужины, признавали их как символ чистоты и тайного знания, сокрытого от праздного ума, который сокрыт под толщею воды в особых камнях, называемых устрицами. И откроется это знание лишь тому, кто сможет, преодолев все препятствия и трудности пути, найти этот камень, и, проникнув внутрь его, извлечь драгоценность. Старинная легенда рассказывает: царица Клеопатра, желая поразить римского полководца Марка Антония, растворила в красном вине бесценную жемчужину, и выпила его в честь гостя.
Один из ранних Физиологов, так описывает происхождение жемчужины: "Есть моллюск в море, который зовется пурпурный моллюск. Он поднимается со дна морского, подобно тому, как пришел к нам Христос из неведомого, и открывает рот и пьет небесную росу и лучи солнца, луны и звезд, и таким образом создается жемчужина из высших источников света. Две створки раковины моллюска сопоставимы с Ветхим и Новым заветом, сама жемчужина - с нашим Спасителем Иисусом Христом".
Преподобный Иоанн Дамаскин немного иначе понимал происхождение жемчужины: "Ночами моллюски приближаются к берегу и находятся с открытым ртом, чтобы в него входило что-либо съедобное. Когда разражается гроза, что бывает там довольно часто, сила молнии проникает в нутро моллюска, который пугается и захлопывает створки, и удерживает молнию в себе. Захлопнутая крепкими створками, молния вращается вокруг глазных яблок моллюска и вращением этим делает глаза испуганного моллюска жемчужными. Затем, моллюск погибает, но жемчужины светятся в Чермном море.
Так и Божественная молния с неба вошла в совершенно невинный моллюск - Божью родительницу Марию, и из нее произошла самая драгоценная жемчужина, как написано: Она родила Жемчужину, Христа, из божественной молнии". Быть может, процесс, описанный Иоанном, кажется несколько сверхъестественным и чудесным, но вывод, который делает преподобный, вполне обоснованный и истинный. Ведь и в Откровении сказано, что ворота небесного Иерусалима состоят из единой жемчужины, и тут же вспоминает всякий верный слова Христовы: "Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь, и вошедший Мною не постыдится, но обрящет жизнь вечную".
Журавли.
Журавли воюют с пигмеями, их врагами являются также и орлы. Обыкновенно, чтобы не производить лишнего шума, и не дать себя обнаружить, журавли держат во рту камешек. Именно таким способом они спаслись от орлов у горы Тавр.
Хорошо известно, что перед зимой журавли в большом количестве направляются в северные области. Летят они, подобно военному отряду, под руководством вожака. Чтобы ветер не мешал полету, журавли глотают песок, еще - поднимают в лапах своих, в качестве груза камни, набирая необходимый вес. После этого они устремляются ввысь. Впереди стаи летит самый надежный журавль, который криком подгоняет остальных. Когда он охрипнет, его сменяет следующий. Если журавлям предстоит перелететь через Понт, они безошибочно отыскивают самое узкое место: участок между Таврикой и Пафлагонией. Чувствуя, что половина пути позади, журавли выпускают из лап камешки. Об этом хорошо знают моряки, которые попадают под такой каменный дождь. Однако песок журавли изрыгают из себя только при благополучном прибытии на место.
Журавли сообща помогают своим уставшим спутникам; если кто-то из них не может больше лететь, все собираются вокруг и поддерживают его в воздухе, пока тот не отдохнет и не наберется сил. Заботятся они друг о друге также на земле: каждую ночь журавли собираются вокруг своего вожака. Каждый десятый из них не спит, всеми силами отгоняя от себя сон. Журавль-страж стоит на одной ноге, подняв другую. В поднятой лапе он держит камень и если журавль уснет, камень упадет на лапу, на которой он стоит и разбудит его. О надвигающейся опасности журавли извещают остальных криком.
Возраст журавля можно определить по цвету: в старости они чернеют.
Заяц.
Очень быстрое животное, которое более приспособлено для бегства, чем для битвы. Для обеспечения безопасности природа снабдила зайца бдительностью, осторожностью, острым слухом, а самое главное - быстротой ног. Кое-кто утверждает, что заяц может менять свой пол, а зимой, будто бы, зайцы едят снег и от этого становятся белыми, только это, скорее всего, не соответствует действительности.
Зайцы совокупляются, сближаясь сзади. Спариваются во всякое время, но родят не сразу, а пропускают сколько следует дней. Молоко самка имеет до рождения потомства; родив, начинает спариваться, и зачинает еще во время кормления. Родятся зайчата слепыми, как большинство животных с расщепленными пальцами.
Потому как у зайца передние лапы короче задних, быстрее всего бежит он в гору; вот тогда и может оторваться от своих преследователей. Недаром один из учителей Церкви говорил: "Ищи и ты, человече, скал, когда, преследует тебя злой демон. И если видит он, что человек с горы бежит, неся мирское и суетное в сердце своем, преследует его ревностно с помощью соблазнов. Однако, видя, что человек бежит волею Божьей, и скалу истины Господа нашего Иисуса Христа ищет, и к вершинам добродетели взбирается, то обращается бес по слову Давида: да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие зло".
Считают зайца ещё и символом распутства, похоти и трусости. Впрочем, во времена императора Валентина римляне изображали зайца на своих знаменах, из чего можно заключить, что в те времена заяц был вполне почетной эмблемой даже для римских солдат.
Изумруд.
Камень, которому приписывают способность рассеивать злые чары, а также предсказывать будущее. Изумруд - один из любимых камней ораторов, потому как улучшает память и способствует развитию речи. С камнем этим связано огромное количество легенд, пожалуй, больше, чем с любым другим камнем. Один из широко распространенных мифов об изумруде гласит, что он может разломиться, почувствовав неверность в браке. По рассказу Альберта Великого, изумруд в перстне Венгерского короля Бэлы раскололся на три части, когда король обнял свою жену.
Согласно старому преданию, змея не может глядеть на изумруд, не теряя при этом своего зрения. Арабский продавец драгоценных камней, Ахмед Тейфаши писал следующее: "прочитав в книгах о свойствах изумруда, я провел эксперимент и пришел к выводу, что утверждения эти точны. Так случилось, что у меня был прекрасный изумруд, и с его помощью я решил проделать эксперимент над глазами гадюки. Я приобрёл у заклинателя змей гадюку, и поместил в сосуд. После чего взял деревянную палку, закрепил на её конце кусочек ваксы и вставил в нее мой изумруд. Затем я поднес изумруд к глазам гадюки. Тварь эта была крепкая и сильная, но вскоре я услышал легкий шорох и увидел глаза змеи, помутневшие и навыкате. Я ожидал, что она выпрыгнет из сосуда, но гадюка двигалась нервно, не зная, в какую сторону повернуться; от ее живости не осталось и следа, а беспокойные движения вскоре прекратились".
Использование изумруда для лечения глаз упоминалось Теофрастом в трактате о драгоценных камнях. А некий Руэ утверждает, что растертый порошок изумруда, весом в 80 ячменных зерен может спасти умирающего от отравления ядом. Арабы высоко ценили изумруд за это свойство, и Абеназир утверждает, что однажды отравившись, он держал один изумруд во рту, а другой прикладывал к желудку, благодаря чему и был исцелен.
Пселий уверяет, что припарка, приготовленная с помощью изумруда, облегчала страдания прокаженных. Он же добавляет, что, если камень растереть, и в воде растворить, это поможет остановить кровотечение. Плиний провозглашал изумруд - радующим глаз, который не утомляет зрение. Убеждение, что чистый зеленый оттенок изумруда улучшает зрение, некогда было таким сильным, что многие ювелиры держали эти камни на рабочем столе, время от времени поглядывая на них, чтобы снять напряжение глаз, возникающее в результате кропотливого труда. Очевидно, корни этого убеждения лежат в знаменитом изумрудном стекле императора Нерона, чрез которое он наблюдал и гладиаторские бои, и, впоследствии, пожар Рима. Весьма много историков и писателей рассказывали об этом отшлифованном изумруде, удивляясь его размерам и красоте. Нерон же не расставался с ним, потому что был подслеповатым.
Бенвенуто Челлини признавал только четыре драгоценных камня. Он даже уподобил их четырем стихиям древних, где алмаз олицетворял воду, рубин - огонь, сапфир - небо, а изумруд - землю, покрытую зеленью.
Ихневмоны.
Животное это, как ни покажется странным, является лютым врагом крокодила, потому как залезает глупому крокодилу в нутро, когда тот распахивает пасть, чтобы маленькая птичка строфил очистила его зубы от гниющих остатков пищи. Затем зверек пробирается по глотке и разрывает чудовищу сердце, а после - прогрызает зубами себе выход из трупа убитого им крокодила.
Однако, у жителей Нильской долины нет ни малейшего следа уважения к этому животному, напротив, они относятся почти с неприязнью к "врагу крокодила". Потому, вероятно, что куриные яйца или выводок цыплят для ихневмона более по вкусу, чем сердце крокодила. И куда более охотно забирается зверек в курятники и в голубятни, чем в крокодилье нутро.
Ихневмон обитает по берегам, заросшим густым тростником. Здесь прокладывает он между стеблями тростника узкие, тщательно вычищенные ходы и роет глубокие, но не особенно пространные норы, в которых самка рождает от двух до четырех детенышей, и долго кормит их молоком. Ихневмон своим телосложением походит куницу, воняет, как хорек, так же, как и тот: хитер, блудлив и кровожаден. Самец достигает четырех футов длины и весит от двенадцати до пятнадцати фунтов. Ноги его коротки, так, что тело и хвост, покрытые шерстью, как бы волочатся по земле.
Охотятся на них не из-за шкурок или мяса, а для того, чтобы извести пронырливых убийц домашней птицы. Ихневмоны питаются тем же, что и кошки, и живут около шести лет.
Казарка.
Казарка по своему образу жизни сходна с гусями, только имеют размер тела меньше домашнего гуся, да и не издаёт гусиного гоготания. Отличается еще от гусей казарка короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. Голос у казарок более отрывистый, и, бывает, что походит на собачий лай.
Некоторые древние авторы утверждали, что казарок плодят особые деревья, растущие рядом с водой. Когда птица достигает уже достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если птице посчастливилось упасть в воду, казарка выныривает, и уплывает в целости, а если ветви растут над землей - разбивается насмерть. Впрочем, удивительных деревьев сих пока что не довелось решительно никому повстречать, кроме, разумеется, немногих авторов, которые, весьма приблизительно, описали эти дерева. Да только авторы те, к величайшему сожалению, давно уже покинули наш мир.
Каладриус.
Птица, по форме своей напоминающая ворона, только крупнее его и имеет белую окраску. Шея птицы вытянутая, как у лебедя. Глаза светлые и блестящие.
Каладриус обладает неким весьма удивительным даром: он может точно предсказать, умрет больной или выздоровеет. Каладриус прилетает к постели, садится в ногах больного, и, если болезнь человека смертельна, через некоторое время птица отворачивается от страждущего, как бы скорбя. Если же каладриус взора не отводит, значит, больной будет жить! Птица имеет особый орган, в который, посредством зрения, впитывает болезнь, а, затем, уносит болезнь в небеса так высоко, куда не может залететь ни одна другая земная птица, и там извергает болезнь эту вон. Сам каладриус настолько чист, что даже помет его исцеляет слепоту. Не строит гнезд и не обитает среди других птиц
Некоторые правители держали каладриуса при своих дворах, если чудесная птица эта, за время болезни привязывалась к заболевшему, и выражала желание остаться. Однако, как только хозяин совершал дурной поступок, птица немедля улетала, и возвращалась потом только для того, чтобы возвестить своему прежнему другу о скорой смерти. Впрочем, каладриус прилетал не только к правителям, но и к другим людям, совершавшим в своей жизни либо очень добрые, либо невероятно дурные поступки, напоминая им о Суде Божием.
Каладриус олицетворяет собою Христа, который, явившись во плоти, был один без греха. И Христос, также, отворачивается от нераскаянных, когда тем не видать уже жизни вечной; но те, к кому Он поворачивает лик Свой, обретают спасение.
Катоблепас
По- гречески "катоблепас" означает "смотрящий вниз". Зверь этот представляет подобие быка; он весьма медлительный и средних размеров, голова его так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. Имеет длинную гриву, которая закрывает красные, налитые кровью глаза. Если бы не эти два факта, то катоблепас, стал бы одним из самых опасных созданий на земле, так как его взгляд мгновенно убивает человека. Еще и дыхание его крайне зловонно и очень опасно, потому как ядовитые травы служат ему пищей.
Плиний-старший называл местом обитания этого существа окрестности на западе Эфиопии, откуда берёт своё начало река Нил. "Там живет дикий зверь, называемый катоблепас; небольшого размера, неуклюжий и медлительный в своих движениях, только голова у него так велика, что он с трудом ее носит и всегда ходит, опустив ее к земле, а когда бы он так не делал, то изничтожил бы весь род человеческий, ибо всякий, кто глянет к нему в глаза, тотчас погибает".
Один автор описывает случай, когда одурманенный ядовитым кормом, катоблепас сожрал часть своих передних ног, впрочем, это скорее намек на крайнюю медлительность и нерасторопный ум этого зверя. Есть также и рисунки катоблепаса, и на некоторых изображен он с небольшими перепончатыми крыльями. Только, опираясь на все описания животного, которые достаточно схожи друг с другом, его возможность летать или хоть на немного оторваться от земли, вне всякого сомнения - обыкновенная выдумка.
Конь.
Священное животное с незапамятных времен. Легенды о конях присутствуют у множества древних народов. На них передвигались по земле, по небу или из одной стихии мира в другую всевозможные божества, герои и легендарные личности.
Скандинавское божество Один, скакал на сером восьминогом скакуне Слейпнире, который символизировал ветер, дующий с восьми основных сторон, и мог скакать по суше и по воде. Будда покинул свой дом на белом коне, а пророк Магомед, по его уверению, с помощью крылатого коня, был вознесен до седьмого неба. Запряженные в колесницы белые кони, служили древним богам Ассирии, Греции и Рима. Известны колесницы Мардука, Гелиоса, Посейдона, впрочем, и другие божества древних пользовались такими колесницами.
Удивительно, но, среди множества животных, которым приписывали божественные свойства древние египтяне, нет коня.
Согласно древней легенде, чтобы стать персидским царем, Дарий отдал своему конюшему тайный приказ: подвести к своему жеребцу кобылу. Потому как царем, из нескольких достойных, должен был стать тот, у кого конь заржет первым. Однако, именно из-за такого легкомысленного условия, история эта не выглядит правдоподобно.
Участие коня или лошади, были весьма распространены во всевозможных языческих ритуалах, обрядах и жертвоприношениях, против чего всегда выступала Святая Церковь. Убийство коня, чтобы он продолжал служить своему господину в царстве Мертвых, было присуще народам Азии, но обычай этот существовал и у древних римлян и греков: кони Ахиллеса, принесенные в жертву у погребального костра Патрокла. На древнем Родосе, его жители, в качестве ежегодной жертвы солнцу, торжественно топили в море колесницу, запряженную четверкой коней. В Ирландии до XII в. хранился один из ритуалов культа Богини-Кобылы под именем Три Эпоны, в котором местный король подвергался символическому возрождению от белой кобылы. Он имитировал жеребца, подползая обнаженным и на четвереньках к кобыле, которую затем резали, разделывали на куски и варили в котле. Король залезал в котел, в котором ел мясо, а затем становился на жертвенный камень и получал прямой белый жезл, который поворачивал по три раза налево и направо, в честь тройственной Богини. Конский череп использовали в своих обрядах всевозможные маги, ведьмы и колдуны. В Дании, на Празднике лошади, запрещённом Церковью, жрец опрыскивал лошадиной кровью восток и запад в обряде воскрешения лошади, как Духа года Солнца. Обряды древних германцев сопровождались употреблением жертвенного лошадиного мяса, однако, после принятия христианства, традиции эти затухали, как и языческие жертвенники.
В древнем христианстве конь выступает символом смелости, благородства, щедрости, а также победы мучеников над грешным миром. Высеченные в древнеримских подземельях изображения коней, символизируют быстротечность жизни, они нередко служат свидетельством отречения от языческой религии. В более поздние века, конь становится символом чувственной любви, высокомерия, сладострастия и неудержимой похоти. Это основано на одном месте Книге пророка Иеремии, где о прелюбодеях говорится, что "это - откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого". В пророчествах Захарии конь выступает атрибутом ангела: "Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади его кони рыжие, пегие и белые". И, конечно, самое известное в Святом Писании, упоминание коней употребляется в Откровение Иоанна Богослова: конь белый, конь рыжий, конь вороной и конь бледный. Четыре коня, несущих грозных всадников Апокалипсиса - это эпидемия, война, голод и смерть.
Крыса.
Когда ассирийский царь Синахериб, захотел захватить Иерусалим, город спасли крысы. Они перегрызли упряжь конницы, ремни щитов и кожаные ножны завоевателей. Быть может, именно это обстоятельство дало евреям повод относиться к крысам несколько иначе, чем к ним относятся многие другие народы. Согласно Талмуду, крыса - единственное не кошерное животное, которое может пить воду, не оскверняя её, потому что она не роняет слюны. В еврейской мифологии существует совершенно невероятный случай, когда крыса была свидетелем при бракосочетании. Крысам разрешалось есть упавшие колосья и всё, что выросло без участия человека. Нельзя было убивать крысу вне пределов поселений - там, где она не может нанести вред, а еще крысы считались очень чистоплотными созданиями. Что для нас весьма удивительно, и довольно странно.
Каббалисты считают крысу воплощением справедливости. Есть притча о том, как крыса съела расписки злого и несправедливого ростовщика. Некоторые авторы рассказывают, как крысы приносили деньги бедным и целебные травы больным, словом, вопреки всякому здравому смыслу, считались добродетельными животными. Скорее всего, истории эти были народными выдумками, однако, немало умов простых и неискушенных доверяло им вполне.
В некоторых апокрифах, гностики упоминают, что во время Потопа дьявол превратился в крысу и, обманом проникнув на борт ковчега, попытался прогрызть в днище дыру. Только пара кошек спасла все живое на земле. Эта история кажется очень странной, как, впрочем, многие рассказы гностиков, ибо значение и сила Господа, который возжелал дать шанс человеку все начать с чистого листа, удаляются в нем даже не на второй план.
Стоит еще добавить, что у многих других народов крысу изображают, как нечистое, похотливое и крайне мерзкое животное.
Крокодил.
Это чудовище крайне опасно в реке и на суше. Языка у него нет, пасть открывает он, поднимая верхнюю челюсть. Многие сходятся в том, что от хватки его челюстей невозможно избавиться, поскольку верхние и нижние зубы этого чудища кривы и заходят друг за друга. Помимо ужасных зубов, крокодил имеет еще и огромные когти.
Крокодилы достигают в длину 20 локтей. Они кладут яйца, похожие на гусиные, и никогда не откладывают их там, где яйцам может угрожать поднятие реки, в которой обитает чудовище. В воде крокодилы видят не очень хорошо, а на суше - прекрасно. Зимой они ничего не едят, каким-то образом обходясь без пищи несколько месяцев, начиная с зимнего солнцестояния.
Всю ночь крокодил проводит в воде, а днем греется на суше. Шкура его весьма прочна: стрела или копье отскакивает от его спины. Друзей у крокодила нет, только небольшая птичка в поисках остатков пищи очищает крокодилью пасть, чем доставляет крокодилу удовольствие. Врагов же у него, на удивление, не мало. Во-первых, это ихневмон - ловкий и пронырливый зверек, который, в то время, когда упомянутая птичка чистит чудищу пасть, проникает внутрь крокодила, выгрызает ему сердце, и выходит наружу через прогрызенное брюхо. Еще в Ниле обитает вид дельфинов, у которых твердый гребень на спине. Эти дельфины выманивают лежащих на суше крокодилов в реку, а затем ловко под них подныривают и убивают, вспарывая их, ничем не защищенное брюхо. Еще, есть люди небольшого роста, живущие на нильском острове; они до того отважны, что выходят крокодилам навстречу. Ведь эти чудовища преследуют только тех, кто страшится и убегает от них, а тех, кто им сопротивляется, боятся. Люди эти крокодилов ловят и заставляют служить себе. Крокодилы в страхе забывают о своей свирепости, и покорно возят своих хозяев на спине. Учуяв запах, идущий от этого острова и его обитателей, крокодилы бегут прочь.
Хотя некоторые наделяют крокодилов мудростью, осторожностью и даже возможностью предвидения, многие сходятся в том, что чудовища эти скорее подвержены злу, и скорее выступают символами чревоугодия и коварства, о чем недвусмысленно говорит Священное Писание. Вот что пишет об этой твари Унтеркирхер:"Крокодил является подобием лицемера, скупца и сладострастника. Переполненые ядом гордости, запачканые заразой сладострастия, охваченые болезненной скупостью, они, все-таки, исполняя законы, величественными и безупречными шествуют перед людьми. Как крокодил ночью живет в воде, так эти люди в скрытности проводят свою распутную жизнь... С помощью верхней части своего рта держат они перед глазами других примеры и спасительные учения святых отцов, в то же время нижняя часть рта остается неподвижной, потому что они сами никоим образом не выполняют того, о чем они говорят. Как из экскрементов крокодила делается мазь, так грешники находятся в милости у этого мира, которая, как мазь, покрывает их дурные поступки под видом героических дел. Только, когда строгий Судья в своем гневе обрушится на совершенные прегрешения, тогда исчезнет весь глянец фальшивой мази".
Некоторые утверждают, что крокодил может поглотить человека целиком, совершенно как ад, а после, лежать, закатив от удовольствия глаза, и проливать по жертве своей лицемерные слёзы.
Ласточки.
Часто ласточки селятся в крышах человеческих жилищ; из-за потребности ласточек быть рядом с людьми, птиц этих довольно часто отождествляют с кроткими душами, готовыми к покаянию. Каждый год ласточки прилетают из странствий (кое-кто утверждает, что путешествуют они вместе с журавлями и дружба их так сильна, что журавли, во время долгого полета, везут на себе утомившихся ласточек), и мастерят глиняные жилища под крышами домов. Когда потомство ласточек, вылупившись и окрепнув, вылетает из гнезд, это имеет значение символа новой жизни и воскрешения из мертвых. Ласточка, вьющая гнездо под карнизом дома, часто присутствует в сценах Благовещения и Рождества Христова, как символ Воплощения и Воскресения Христа.
Убить ласточку или же её птенца, считается весьма недоброй приметой: такому человеку не видать счастья и даже дом, в котором произошло убийство, скорее всего, опустеет. Ласточки обладают еще каким-то удивительным предчувствием, о чем можно судить по тому, что они никогда не приближаются к грозящим падением скалам и избегают крыш, которые вот-вот обрушатся. Известно, что на ласточек редко нападают хищные птицы и, будучи священными, они никогда не становятся их добычей. Кормятся ласточки не на земле, а ловят и глотают корм в воздухе.
У многих народов существуют поверья, что ласточки умудрены книжными знаниями и даже, будто бы, знают латынь. По другим поверьям, ласточки прячутся в реки и озера, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят там, под водой. Весной же из воды вылетают только молодые ласточки, а у старых птиц - опадают перья и они превращаются в лягушек. Впрочем, доверять таким историям, как и большинству простонародных суеверий, основанных на древних языческих верованиях, конечно не следует.
Ласка.
Хищник, который живет в полях и в лесах, в гористых и низменных местностях, не избегая населенных мест. Ласка очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает и плавает, отличается большой смелостью и кровожадностью, и является опасным врагом для всех мелких животных.
Плутарх утверждает, что ласка зачинает через ухо, а рождает через рот, чем напоминает рождение слова. Элиан же, в своем труде "О природе животных" пишет, что ласка рождает через ухо. Физиолог так же говорит о ласке, что "она имеет такое свойство: ртом принимает от самца и, зачав, рождает ушами. Но плохо, что рождают из слуха".
Английский автор Андхельм в своей книге под названием "Загадки" использовал сюжет из Физиолога - историю о ласке: "Семя самца принимает ртом, забеременеет и рождает через уши. Если так, то худо она рождает. И теперь есть, которые слышат ушами слово жизни в церкви, едят небесный хлеб и пьют духовное питье, а когда выходят вон, они извергают то слово из ушей, как сказал Давид: уподобляются "змее и ехидне, которая затыкает свои уши и не слышит голоса искусного заклинателя".
Впрочем, Аристотель очень обстоятельно возражал тем, кто считал, что ласка, как и некоторые иные существа, зачинает и рождает таким невиданным образом: "...находятся люди, утверждающие, что вороны и ибис спариваются ртами, и что из четвероногих - ласка зачинает через рот. Это говорят и Анаксагор, и некоторые другие натурфилософы: высказывания очень наивные и необдуманные. Насчет птиц они сделали ошибочное заключение из того факта, что спаривание воронов наблюдается редко, а общение друг с другом клювами - часто: его проделывает вся воронья порода, что можно наблюдать на прирученных галках. То же самое делают и голуби, но, так как их можно видеть спаривающимися, эта сказка их не коснулась. Что касается вороньего рода, то он не склонен к любовным делам и малоплодовит; однако, и у них наблюдали спаривание. А то, что натурфилософы не сообразили, каким же образом семя достигнет матки, проходя через желудок, который все переваривает как пищу, - это, по меньшей мере, странно. Матки имеют и эти птицы, и яйца у них видны под диафрагмой. Так же и ласка, подобно прочим четвероногим, имеет матку. Каким же путем придет из нее зародыш в рот? Представление это создалось благодаря тому, что ласка родит совсем мало, как прочие многопалые, а ртом пользуется для переноса детенышей". Согласен с Аристотелем и Исидор Севильский, утверждающий, что "неверно полагают, когда говорят, что ласка зачинает ртом и ухом рождает детенышей".
Ласка - издревле заклятый враг василиска (олицетворения самого зла) и означает победу Христа над Сатаной. Еще ласка ест руту, когда сражается со змеей, ибо змея боится этого растения; детенышей своих ласка лечит рутой, потому как разбирается в целебных свойствах всяких растений.
Лев.
Многие древние авторы упоминают о том, что львы, как настоящие владыки, спят, не смыкая глаз. Демокрит утверждает: лев и рождается с открытыми глазами, потому как он "снабжен пылкостью и с самого момента рождения стремится сделать что-либо благородное". Утверждение Демокрита воспроизводит и Плутарх: "Лев единственный из всех криво когтистых зверей, производит на свет детенышей зрячими, спит он ничтожное время, и во время сна глаза его поблескивают". Сведения об этих необычных свойствах льва вошли и в восточные сочинения, посвященные чудесам мира. Некий Хамдани так пишет о природе этого царственного животного: "Ночью, чтобы дичь не убежала, он закрывает свои глаза, потому что они горят как пылающий огонь. Кость его спины и шеи - одно целое; и если две кости льва ударить друг о друга, то от этого появится огонь. Когда лев спит, он открывает глаза; когда просыпается, сразу же их закрывает". Некоторые объясняют это таким образом: "так как лев имеет много теплоты, он боится огня: поэтому глаза у него не сомкнуты ни во время сна, ни даже, при рождении". Более правдоподобно выглядят наблюдения, отмечающие тот факт, что у льва большие глаза и маленькие веки, а ресницы либо вообще отсутствуют, либо едва заметные. Это, вероятно, и образовало представление о том, что лев спит с открытыми глазами и еще двигает хвостом; вот окружающие и думают, что спит он некрепко и всегда находится настороже.
Физиолог так рассказывает об удивительных обстоятельствах рождения львят: "Когда львица производит на свет детеныша, она рождает его мертвым и сидит напротив [детеныша] три дня напролет, и смотрит на него, пока на третий день не приходит отец, и не пробуждает его, вдувая в ноздри дыхание жизни. Но, если она [львица] отведет взгляд, детеныш не будет оживлен". Конечно же, это более притча, чем действительность.
Львица не имеет гривы, ее имеет только самец. Из всех зубов лев меняет только четыре, так называемые собачьи зубы: два сверху, два снизу; меняет их в возрасте шести месяцев. Львы спариваются и родят не во всякое время, но каждый год. Рождают весной обыкновенно двух, бывает и шестерых, но иногда и одного. Рассказ о том, что львица, при родах, выбрасывает матку, сущий вздор. Немало еще вздора и сказок придумали люди о жизни львов: будто бы едят львы в один день, а пьют в другой; следы заметают своим же хвостом; заболев, пожирает лев в качестве лекарства обезьяну и тогда излечивается; совокупляются львы, как и люди - лицом к лицу. Самое же невероятное, это то, что лев боится белого петуха. То, что царь всех зверей вдруг испугается какую-то птицу, пускай и белого цвета, не кажется достоверным.
В христианстве лев является символом царственности, силы и благородства. Он - символ евангелиста Марка, ибо именно Св. Марк наиболее подробно говорит о Воскресении Христовом и особенно подчеркивает царственность Христа. Св. Иеронима также тесно связывают со львом. Святой удалил из лапы льва занозу, которая досаждала животному и причиняла ему боль, после чего этот лев стал Св. Иерониму преданным другом. Появляется лев и в житиях Св. Марии Египетской, Св. Евфимии, Св. Онуфрия и Св. Павла Отшельника. В Священном Писании ещё и диавол сравнивается со "львом рыкающим, ищущим кого бы поглотить". Эту двойственность следует понимать таким образом: всё из плоти созданное, не может быть ни совершенно хорошим, ни абсолютно дурным.