Аннотация: "Свет живых", конечно же, поэтический сборник, но, всё же, это и не совсем так. В ритм, рифмы, размеры текстов сборника заключены смыслы, содержащиеся в "Гимнах " Симеона Нового Богослова. Данный сборник скорее размышления над текстами древнего автора...
приобрести электронную версию книги можно на сайте ЛитРес.ру
Свет живых.
Размышления над 'Гимнами' Симеона Нового Богослова.
I
Сон и таинственный Огонь.
Жемчужину хотел найти,
А в доме - тьма; я стал скрести
Кресалом о кремень, но как
Я ни старался - в доме мрак,
И пустота: не видно в ней
Нигде Жемчужины моей.
И я уснул - что делать мне?! -
И видел, в этом странном сне,
Огонь, парящий в высоте;
В неизреченной красоте
Он чудно надо мной пылал,
И вниз с небес сойти желал.
Там - три светильника, и к ним
Огонь с небес спускался вниз;
Но, первый - пуст, второй - залит
Был маслом так, что не горит,
А к третьему подлезла мышь,
Все масло вылизала и
Подгрызла высохший фитиль.
Огонь никак не мог сойти
Зажечь сосуда эти три,
И в высоте своей парил...
Проснулся я - темно кругом,
И рой теней наполнил дом;
Я вверх взглянул, а надо мной
Во тьме пылал из сна Огонь,
Как бы искал: куда сойти,
Чтоб дом мой мрачный осветить.
От мрака и теней устав,
На ощупь я готовить стал
Светильник мой, пустой давно,
Чтобы его зажег Огонь,
И ярко осветил моё
Измученное тьмой жильё.
II
Дерево, Цветок и Плод.
Я семя злое из земли исторг
И Корень странный внес,
И долго-долго поливал потом
Его ручьями слез.
И, со смиреньем, удобрял росток,
И снова поливал;
Пока, однажды, деревцом простой
Мой саженец не стал.
И, наконец, прекрасней всех стократ,
На дереве возник
Цветок, но только увлечет он взгляд -
Исчезнет в тот же миг;
А стоит слезы мне пролить - опять
Цветок цвести начнет:
Взгляд увлекать, и ярче расцветать,
И превращаться в плод.
И над землей - о, чудо! - плод висит,
И изливает свет...
Но, где же дерево? Что стало с ним?
Его здесь больше нет!
III
Тьма, Огонь и радость.
'...очисти, Господи, меня!'
Из рва глубокого, где мрак
Везде, и грязь, и Света Дня
Не видно - болен, нищ и наг
Вопил я так, что и охрип,
И сил лишился, и стонал
Во мраке; точно червь внутри
Чудовищного рва без дна.
И Ты меня услышал! - Как?-
И Ты явился предо мной,
Рассеивая Светом мрак,
И выжигая смрад земной.
От страха я вжимался в грязь,
На светлый Твой и грозный Лик -
Ко мне сошедший вниз - боясь
Поднять свой взгляд, хотя б на миг.
Но Ты - в лукавого меня -
Вошел, и я сиял с Тобой
Свеченьем чудного Огня,
И перестал быть тьмы рабом.
В одежд Твоих преславный Свет
Оделся я и позабыл
Весь ужас тьмы, и горечь бед,
И то, кем я недавно был.
И девять теней, подняв крик,
Бежали в логово, где зверь
Зубами скрежетал, и рык
Напрасный испускал теперь.
И с тела спали ржа и гной,
И я Твоим Огнем сиял!
Но как? Но почему со мной
Ты это сделал? Я не знал...
IV
Разговор с душою.
О, неразумная душа моя!
Ты, раздуваясь, точно ткань от ветра,
Желаешь славы, почестей, богатства -
Всего, что в мире этом манит блеском,
Но исчезает, как мираж пустыни,
Едва подступит только время смерти.
В могиле нет ни золота, ни славы -
Одни лишь кости старые, сухие,
А там, где плоти немощной нет места,
В цене, душа, сокровища иные,
И главное из них - Христос-Создатель,
Небесная Жемчужина, которой
Ни драгоценней, ни прекрасней нету.
И Он с тобой, душа моя, играет:
Покажется на краткое мгновенье,
Все озарив вокруг нетленным Светом,
И исчезает, но желает, чтобы
За Ним одним отныне устремилась,
А на земные, тленные богатства
Ты не смотрела с завистью, как прежде.
(Как мы на пищу грубую не смотрим,
Вкусив куда изысканного блюда.)
За Ним спеши, Его преследуй, только
Его лишь одного ищи повсюду;
Не ослабей и вспять не обратись.
Не говори: 'Зачем Он скрылся снова?'
И 'нет, Он для меня неуловим!..'
Не обленись, не прекращай трудиться,
Ищи, душа, ищи Владыку Мира!
И не давай себе ни послабленья,
Ни отдыха в погоне, ни покоя;
По сторонам, на мнимые красоты,
Смотри не озирайся, но - преследуй
Того, Кто для тебя Один лишь может
Дать истинную Славу и Богатство.
И если не отступишь, не преткнешься,
И вспять не повернешь - обратно к тленью -
Тебя не бросит Он, не позабудет,
И, освящая святостью Своею,
Войдет, как в добрый храм в тебя и станет,
Тебя прославив, обитать с тобою.
V
Господь испытывает меня.
он говорит, он шепчет мне: Бог твой
забыл тебя, оставил, предал
мне в руки, и твои все беды -
от этого; и, вот теперь, ты - мой!
где твой Заступник? ты теперь один,
и стал ленив к духовной брани!
ты уповаешь, что от дани
удастся, может, как-нибудь уйти?
не увернешься! я таких как ты -
и лучших даже - уловил немало
мужей и жен, а сколько пало
в соблазн и грех монахов и святых!..
Но, знаю, Боже, знаю: ты со мной!
Ты - рядом! На меня взираешь,
И светлым Пламенем сияешь,
Господь мой Святый и Владыка мой.
В Сиянии Своем меня омой,
Очисти, выжги грех и скверну;
Дух укрепи, чтоб был я верным
Тебе, Христос, Тебе, Создатель мой.
Мой Бог и Друг, узреть Тебя мне дай,
Чтоб посрамился дух лукавый,
И удалился прочь, без славы,
А я - Тобой оправдан был тогда.
Я вижу, вижу этот яркий Свет,
И трепещу, и я ликую!
А на него - в ответ - я дую,
И исчезает тотчас он во Тьме.
VI
Наставление тем, кто решил уйти от мира.
Началом положив Христа, от мира удались,
А к тем, кто прежде близок был, теперь уж не стремись.
Прочь волю отсеки свою, и понеси свой крест,
И худшим почитай себя, чем все другие есть!
Живи как странник, нищим будь, безмолвие храни,
Теперь слезами омывай свои пустые дни,
Что раньше щедро расточал, и помни, что умрешь;
Смирись со смертью, и тогда - Свет Жизни обретешь.
VII
Благодарственная молитва.
О, освяти меня, Господь,
Своим нетварным светом,
И разумение мне дай
Творить Твои заветы.
От мира отделив меня,
И от всего, что было
Прелестно для моей души,
И сладостно, и мило:
Отца, и братьев, и друзей,
Земли родной и дома -
Вел страшною Своей рукой
Туда, где незнакомо
Все для земных. Как вел Своих
Из ада преисподней -
Египта сумрачной земли...
Язык мой недостойный!
Словами так бедны уста,
Чтобы хвалу обильно
Тебе творить за чудеса,
Которые так сильно
Ты даришь тем, кто за Тобой
Спешит от мира скрыться,
И только тленным телом их
Мир может поживиться.
И тел не удержать ему!
Своё лишь злое бремя
Мир увлечет в огонь, когда
Ему наступит время.
VIII
Куда мне идти?
Каким путем пойти теперь?
И на стезю какую
Ступить? В каком чертоге дверь
Открыть? Как можно всуе
Быть в мире и вне мира стать;
Быть веществом и тленом,
Но и незримо осязать
Нетленного? Из плена
Какие выведут врата,
И лестницы какие?
Где та гора, пещера та,
И берега морские -
Где зреть Тебя? Куда идти -
Вверх или вниз - чтоб мог я,
К Тому, Кто держит все, найти
Укрытую дорогу?
Как, смерти отданный, коснусь
Я Жизни Безначальной?
Ведь сено подходить к огню
Не станет и случайно!
Каким же мне пойти путем?..
IX
Монах-отшельник.
Я знаний многих не искал,
не грыз наук гранит;
чужим теперь для мира стал -
ушел в пустынный скит,
где непрестанно говорю
лишь с Господом одним;
молитву простую творю,
сияю вместе с Ним.
Сокровище найдя, я стал
и нищего бедней...
Кто мне преизобильно даст,
что средь ночей и дней
я зрю? Как удержу Его,
Внемирного, в себе?
Я жажду от обилья вод
и радуюсь судьбе:
уйти от мира злых тенет,
быть странником, и как
вернется свет обратно в Свет,
тьма - обратится в Мрак.
X
Плач-молитва Симеона.
Ты в милосердии велик,
мы - во грехах погрязли.
Ты неприступный свет для нас,
ведь мы во тьме увязли,
И там барахтаемся, как
в одеждах не по росту,
И прежде смерти - мертвецы
направившие поступь
Во преисподнейшее дно
бесчувственного ада.
Как будто больше ничего
другого нам не надо,
Чем мудрость мира обрести,
и славу, и богатство,
Не ведая больным умом,
что в этом святотатство.
А мы в них сами облеклись,
и тешим самомненье,
Как неразумные щенки,
играющие с тенью.
Но позабыли, что Господь
изрек для всех когда-то:
'Унизься и последним стань,
и будь лишь Мной богатым!
Всё - пыль, и только Аз есть свет
светящий миру, ибо
Я был, и буду, и хочу,
чтоб каждый Меня видел'.