Кулаковская Рэната Александровна : другие произведения.

Юбилейная выставка Брюллова 2000 г

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   В 1999 году отмечалась знаменательная дата - 200-летие со дня рождения гениального Пушкина. Событие это было столь значительным, что год был объявлен годом поэта во всем мире. И это обстоятельство заслонило от нас еще одно 200-летие со дня рождения. В том же 1799 году, только на шесть месяцев позже, 23 декабря, родился еще один великий художник - Карл Павлович Брюллов.
   3 марта 2000 года мне посчастливилось побывать на юбилейной выставке Брюллова в Русском музее Санкт-Петербурга. Это обстоятельство явилось толчком к написанию статьи, в которой я решила остановиться на трех моментах: на некоторых биографических данных, дружбе Пушкина и Брюллова и непосредственных впечатлениях о выставке.
   Карл Павлович родился в семье академика Павла Ивановича Брюллова, замечательного резчика по дереву, владевшего секретами золочения. В семье, где было 5 сыновей и 2 дочери, царила атмосфера искусства. Все сыновья - Федор, Александр, Карл, Иван (Павел умер десятилетним ребенком) - учились в Петербургской Академии художеств. В творческой биографии каждого семья играла очень большую роль. Карл вспоминал: Мы дома работали более, чем в Академии.
   До 5 лет мальчик был прикован болезнью к кровати, и первые рисунки были сделаны на грифельной доске, но уже в 10-летнем возрасте его определили в число казенных учеников Академии художеств. Обучение длилось 12 лет 1809-1821 годы. За время обучения он был удостоен всех академических наград - малых и больших серебряных и золотых медалей. В день окончания Академии в 1821 г. по свидетельству своего товарища А. Фомина вынес их из актового зала целыми пригоршнями (по тогдашним правилам, все награды вручались по окончании курса). В числе этих медалей были золотая медаль за картину Улисс, представший царевне Навзикае после претерпенного им кораблекрушения (место нахождения неизвестно), золотая медаль за картину Нарцисс (Гос. Русский музей) и первая золотая медаль за последнюю программную картину Явление божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов (Гос. Русский музей). В Академии Карл был общим кумиром и любимцем среди сверстников и воспитателей. Он любил театр, литературу, музыку, имел уже тогда независимый характер, был впечатлительным, обладал ораторским талантом.
   В период с 1821 по 1822 г. появились первые портреты, которые Брюллов будет писать в течение всей своей жизни, и благодаря этому мы можем видеть блестящую плеяду людей того времени.
   В 1822 г. Общество поощрения художников направляет его вместе с братом Александром в Италию, где он серьезно изучает живопись. По заданию Академии в течение 3-х лет он копирует Афинскую школу Рафаэля - эта копия считается высочайшим достижением его мастерства. Там он пишет свои первые жанровые картины Итальянское утро и Итальянский полдень, создает серию портретов.
   Но самым главным итогом его работы была картина Последний день Помпеи. Как всегда после возникновения замысла, у Брюллова следовал подготовительный период, изучалась история, литература, писались эскизы и этюды. Он длился 3 года (1827-1830). Затем 3 года писалась картина, полотно закончено в 1833 г. В Италии она была встречена восторженно. Уже в марте 1834 г. картина была на выставке в Лувре, и жюри выставки присудило автору первую золотую медаль. Из Парижа картина направилась в Петербург. Она была выставлена сначала в Эрмитаже, затем в Академии художеств и вызвала восхищение русской общественности. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Кольцов, Баратынский, Жуковский, Белинский, Герцен, Глинка высоко оценили произведение своего соотечественника. Гоголь писал: Картина Брюллова - одно из ярких явлений ХIХ века Все прежнее искусство бледнеет перед этим произведением,- восхищался Баратынский. Официальные же круги отнеслись к этому великому произведению прохладно, не могли простить автору непослушания - сюжет был свободно выбран самим художником и не соответствовал программе Академии. Брюллов даже не получил звания профессора, остался в чине титулярного советника, дали только орден Анны 3-ей степени. По этому поводу Нащокин в 1836 году писал Пушкину: ... Он чину мелкого, даже не коллежский асессор. Что он гений, нам это не почем.
   В 1834 году Брюллов участвовал в экспедиции графа Давыдова в Грецию и Малую Азию, а глубокой осенью 1835 года прибыл из Константинополя в Россию.
   Первой остановкой в России была Москва, где торжества в его честь следовали одно за другим. За Москвой последовал Петербург. В этот приезд в Россию он пишет много портретов, и всегда это были люди, ему интересные.
   С 1835 г, до второго отъезда за границу он создал 80 портретов. Нет в этой галерее только царственных особ. Официальные заказы оставляли художника равнодушным. В 1837 г. Николай I потребовал написать портрет своей семьи. Брюллов проявил равнодушие к портретируемым и пренебрежение к назначенным сеансам. Так же независимо он держался и при написании дочерей великого князя Михаила Павловича в 1845 г. Присутствие на сеансах самого императора еще более охлаждало живописца. Император сел на стул и делал свои замечания. Карл Павлович перестал писать и на вопрос императора: Почему?, ответил, что у него со страху рука дрожит, и писать не может. Умен был Карл Павлович и далеко не трус,- вспоминал художник Л.М. Жемчужников. Когда Николай I разрешил Брюллову писать с себя портрет в Царском Селе, и все было приготовлено, художник не приехал, сказав: Скучно, не поеду. Сегодня надобно ставить натуру ученикам. и ушел в классы. Такое могло случиться только в России и только с Брюлловым. В результате ни один из портретов не был написан, остались только этюды, а при дворе его имя больше не вспоминали.
   Брюллов в России задумал создать монументальное историческое полотно. Его очень привлекала эпоха Петра I, но эта тема не одобрялась официальным Петербургом, и художник начал работу над картиной Осада Пскова. Как всегда, начался подготовительный период, который длился 3 года, с 1836 по 1839, изучалась литература, была предпринята даже поездка в Псков. В 1839 г. начато написание картины, продолжавшееся около 4 лет, но окончена она не была, так как перестала удовлетворять автора композиционно. Он ее никому не показывал: Показывать неоконченную картину, это все равно, что ходить без обуви.
   В этот период своей жизни Брюллов проявил себя, как талантливый монументалист, принял участие в росписи нескольких храмов. Самой грандиозной была роспись Исаакиевского собора. На долю художника выпала роспись плафона площадью 800 кв. м. Подготовительная работа шла 5 лет, создавались эскизы, этюды, огромные картоны. Условия труда в соборе оказали пагубное влияние на здоровье художника. Он проводил за росписью на высоких лесах целые дни. Внизу шли шлифовальные работы по граниту и мрамору, самая тонкая пыль летела вверх, на картонах она лежала толщиной в палец. Все это вдыхалось, кроме того, действовали сырость и холод. Были написаны все основные фигуры, но из-за болезни работу закончить самому Карлу Павловичу не удалось. Ее на основе картонов и эскизов завершил П.В. Басин. Роспись плафона Исаакиевского собора и до настоящего времени остается лучшим произведением в монументально-декоративном искусстве.
   Здоровье не улучшалось и 27/IV 1849 г. Брюллов безнадежно больным уехал за границу. 23 /VI 1852 г. в местечке Марчиано, где он пользовался лечебными водами, внезапно наступила смерть. Похоронен Брюллов на кладбище в Монто-Тесточчо рядом с сыном Гете. Гроб на кладбище несли на руках художники. По поручению брата Александра памятник был изваян Щуруповым.
   Нельзя не отметить, что несмотря на то, что только в 1836 г. Брюллову было присвоено звание младшего профессора, а старшего только в 1846г., он все время работал в Академии, создал свою школу, его класс всегда был переполнен, а авторитет непререкаем.
   В биографии Брюллова была очень яркая страница - общение с А. С. Пушкиным. В самом начале пребывания Брюллова в Москве П.В. Нащокин писал А. С. Пушкину Твое творение он понимает. Очень желает с тобой познакомиться и просил меня к тебе рекомендательное письмо.
   Знакомство их состоялось в конце апреля, начале мая 1836 г. Пушкин тогда писал жене: Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на все.
   Разносторонне образованный Карл Павлович был интересным собеседником. Общение с Пушкиным оказало большое влияние на развитие творческих планов художника. Дружеские отношения великого поэта и великого художника прервала смерть.
   Обдумывая план исторической картины Брюллов вначале под влиянием статьи Н.В. Гоголя О движении народов в конце V века избрал сюжет Нашествие Гейзериха ни Рим. Выбор этой темы Пушкин встретил с искренним восхищением. К сожалению, этот замысел не был осуществлен. Известно, что они обсуждали как тему для картины, эпоху Петра I. Поэт говорил о многих событиях из жизни Петра, которые могли быть сюжетом для картины, Карл Павлович слушал с почтительным вниманием. Картина не была создана, в то время тема Петра I не одобрялась официальным Петербургом.
   В своем очередном письме к Наталье Николаевне поэт писал :У Брюллова видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтобы он увидя тебя, не захотел срисовать тебя.
   Брюллову же он писал: У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и просить снять с нее портрет. Но случилось так, что Пушкин умолял Брюллова: Отдай мне его (рисунок), голубчик мой! Ведь другого такого не нарисуешь для меня, отдай мне этот. На рисунке Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне был изображен толстый спящий на ковре и подушке посреди улицы полицмейстер, а сзади вытянулись в струнку тощие полицейские. Сошлись на том, что для Пушкина Брюллов сделает копию.
   Брюллов собирался сначала написать портрет поэта, а потом его жены, но не успел и до конца дней своих не мог себе простить нерасторопность.
   Как дань уважения к поэту в его мастерской всегда стоял маленький золоченый бюст Пушкина, который впоследствии перешел во владение потомков брата Александра.
   А единственный портрет Натальи Николаевны, который видел Пушкин, была акварель, написанная братом Карла Павловича, Александром.
   Глубоко скорбя о смерти поэта Брюллов постоянно возвращался к его творчеству. Художник Мокрицкий вспоминал, что творения поэта Брюллов любил, помногу раз читал, перечитывал, восхищался каждой строкой. С 1837 по 1847 г. он упорно работал над картиной Бахчисарайский фонтан, задуманной как художественный памятник в честь погибшего поэта. На картине стоит дата - 1849 г., когда картина была отослана великой княгине Марии Николаевне, купившей ее.
   В наследии Брюллова числится композиция, иллюстрирующая роман Пушкина Арап Петра Великого. К сожалению, эта иллюстрация утеряна.
   В 1842 г. шла первая постановка оперы Глинки Руслан и Людмила. Костюмы к этому спектаклю были созданы по указанию Карла Павловича. Декорации выполнил А.И. Реллер, однако вдохновителем художественного оформления оперы был также Брюллов.
   И, наконец, впечатления от выставки. Только перечень работ Брюллова занимает 173 страницы. Обычно в Русском музее творчеству Брюллова отведен 1 зал, в котором центральное место занимает картина Последний день Помпеи. На юбилейной выставке представлены картины из разных собраний и из запасников музея. Выставка занимает много залов, к ней издан роскошный каталог.
   Устроителям удалось раскрыть все грани таланта художника, как в плане технических возможностей, так и тематического разнообразия. Я останавлюсь только на редко выставлявшихся произведениях, которые увидела в первый раз.
   Во-первых, это Осада Пскова, полотно по размерам больше Последнего дня Помпеи, 482 на 675 и 456,5 на 651 см соответственно. Картина только единожды выставлялась на выставке исторической живописи в 1939 г. и вот сейчас. Она была задумана с целью показать массовое патриотическое движение русских людей. В бою наряду с воеводами и ратниками участвуют старцы, юноши, женщины, духовенство. Размеры картины оказались тесными для задуманной композиции, не осталось места для поверженного врага: центральное место занял монах в черной рясе на лошади, впереди и сзади духовенство с хоругвями. Вместо сражающихся воинов и других слоев населения города получился крестный ход. Картина стала причиной творческих мук художника и не была окончена. Но пройти мимо нее не удается, в ней столько творческих удач, что невольно смотришь долго, видишь темпераментную кисть великого мастера, и забываешь о том, что она не завершена.
   Второе потрясение испытываешь, когда стоишь у маленькой части росписи плафона Исаакиевского собора. Площадь 800 кв. м в самом соборе не ощущаешь, а здесь небольшой фрагмент по площади больше самых больших картин мастера. Смотришь и понимаешь, какой титанический труд был проделан, чтобы достигнуть совершенства.
   Из хорошо представленных картин на библейскую тему долго не могла отойти от двух: Голова Христа в терновом венце и Распятие. В первой картине небольших размеров чудодейственно удалось соединить гамму чувств Cпасителя: это мука, мольба, обращенная к отцу, смирение и необходимость страдать для спасения нас, грешных.
   Второе полотно столь впечатляет, видимо, потому, что художник увидел эту картину в жизни. По рассказам натурщика, для написания этой картины он был привязан к кресту. Вдруг Брюллов ушел и не возвратился. Натурщик, чувствуя изнеможение, начал звать его, кричать, наконец, от боли и усталости потерял сознание и повис на кресте. Через некоторое время явился Брюллов и с жаром начал писать и, только закончив, приказал снять свою жертву.
   И, наконец, это серия автопортретов от времени обучения в Академии, до последнего, сделанного в момент болезни. Вместе с этими автопортретами психологически проходишь весь жизненный путь замечательного мастера. Уходишь с выставки с чувством гордости за Россию, подарившей миру великого художника.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   О причинах преждевременно смерти Брюллова существует две версии
      -- Роспись Исаакиевского собора привела к воспалению легких и затем туберкулезу, от чего он умер.
      -- Роспись собора привела к развитию ревматизма с осложнениями на сердце. А внезапная смерть была обусловлена аневризмой.
   В Академии Брюллов помогал в работах своим товарищам и педагог часто мог видеть в работах своих учеников руку Карла. Карл делал это не бескорыстно, за работу брал сладкими пирожками, которые очень любил.
   Личная жизнь Брюллова действительно протекала бурно. По всей жизни неизменно прошла уважающая, любящая и не раз спасавшая его графиня Самойлова. Сюжет Последнего дня Помпеи возник, когда они увезла его в Неаполь после того, как его любовница утопилась в Тибре.
   Существуют две версии его развода с женой:
      -- Изменила жена, продолжала связь с родственником, которая возникла до замужества.
      -- Суровое обращение с женой, ревность, заточение . она ушла сама.
   Были и другие увлечения.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"