Волхов делит Новгород на две части: Софийскую и Торговую. Прямо напротив Кремля, на берегу реки раскинулась торговая площадь, ограниченная изящной белоснежной галереей. Под ее арками в старину располагались торговые ряды и проходили грандиозные ярмарки.
Аркада Гостиного Двора
Воротная башня Гостиного Двора (вид со смотровой площадки музея)
На территории Ярославова Дворища много церквей, они как будто столпились тут. Отчего? В эпоху расцвета Новгородской республики, члены каждого купеческого объединения (например, торговцы мехами, кожами, тканями, железом) поселялись на отдельной улице. Улицы радиусами шли от Дворища, где располагался княжий двор. И каждая улица желала иметь свой храм, чтобы не только Богу послужить, но и показать свою силу и могущество. А еще при храмах в те времена собиралась община, решались важнейшие вопросы жизни, и отряжали людей на Вече, которые должны были там "кричать" за всех. Новгород в те времена был деревянный, даже боярские усадьбы, не то что купеческие дома. Каменные сооружения строить было дорого, так что из камня возводились только церкви, на строительство которых жертвовали и князья, и купцы, и простой люд. Кто сколько мог. И храм каменный хранил в своих подвалах и боковых пристройках все купеческое достояние: здесь устраивали склады, которые сохранялись, даже если улица сгорала, хранили образцовые меры, весы, возле храмов же устраивали проверки товарам, и упаковку с печатью оптовых партий. И горе тому купцу, который посмел бы, к примеру, плохо выделанные шкурки к хорошим подмешать. За такое конфисковался весь товар, а купца изгоняли из города, без права когда-либо в нем торговать. Получалось так, что за качество товара, шедшего в другие города и страны, отвечала вся купеческая община. Храмы старались ставить в начале улицы, к княжьему дворцу поближе, к главной площади, да и к пристани. Оттого-то они и теснятся здесь бок о бок.
Никольский Собор (вид со смотровой площадки музея)
Церковь Святого Георгия на Торгу
Церковь Святого Иоанна на Опоках
На Торговой стороне сегодня можно побывать в настоящем "театре времени". Многие храмы являются музеями, и в них можно видеть, как развивалось храмовое строительство и живопись.
Церковь Параскевы-Пятницы 1207 г. красного камня, внутри никакие работы по реставрации убранства после Великой Отечественной войны не проводились, сделано только все возможное, чтобы храм законсервировать. В результате в этом храме можно увидеть всю структуру древней постройки: как сделаны колонны, каким образом накладывалась штукатурка, как устроены хоры. Настоящая школа древней архитектуры.
Церковь Параскевы-Пятницы 1207 года и церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Федора Стратилата на Ручью находится вне Ярославова Дворища, в городских кварталах. Это следующее действие "театра времени". 1360 год. Этот храм уже отштукатурен и побелен. Внутри сохранились фрагменты фресок XIV века. Они неяркие, рыжевато-охристых тонов. Трудно сказать, какими они были века тому назад. Но рисунок совершенно своеобразен: художники не стремились (или еще не умели) придавать фигурам святых объем, в изображениях много условностей. Но какова выразительность лиц! Особенно впечатляет сцена с тремястами мучениками. Каждое лицо - своя история, свой характер.
Церковь Федора Стратилата на Ручью
При этой церкви имелась школа дьячков, в которой подростки обучались чтению, письму и церковному пению. Во время долгих служб они теснились на лестнице, ведущей на хоры, дабы не мешать прихожанам. Здесь молодые люди по-своему развлекались: одни выцарапывали на стене буквицы сложной формы с завитушками, будто тренируясь в письме, а другие тем же стилусом делали надписи по типу: "Что вижу". Надписи эти сохранились, но туристов по лестнице на хоры не пускают, там пока еще ненадежно, да и темно.
Но фото этих древних граффити можно увидеть в витринах, ведь эта церковь тоже музей. Чего только не писали школяры: "Попы, не ходите пьяно", "Пойду бобром возле реки". Вострые были глаза у будущих дьячков.
Еще один уникальный храм Новгорода - храм Спаса на Ильине улице с сохранившимися фресками Феофана Грека. Но он, к сожалению оказался закрыт для посещения.
Церковь Спаса-Преображения на Ильине улице
А вот и следующее действие театра времени: Знаменский собор. Здесь прежде находился монастырь, от него осталась стена с воротами и кое-какие постройки. А сам храм - музей.
Знаменский Собор
Стена и ворота Знаменского монастыря
Здесь мы уже попадаем в XVII век. Собор был освящен в 1688 году, не раз горел, подвергся страшным разрушениям в годы Великой Отечественной войны, но усилиями реставраторов возвращен к прежней красоте. В XVII веке русская церковная живопись достигла расцвета, яркие красочные фрески можно увидеть уже на стенах и потолке входной лестницы. Тут и архангелы в полном вооружении, и сцены из Евангелия и Деяний Апостолов. Определенная условность изображений придает особую торжественность. Самое сильное впечатление производит фреска "Страшный суд", с огромнейшим змеем, на котором начертаны названия грехов. Причудливые и страшные изображения чем-то напоминают картины Босха. Кажется, что в этом жутковатом стиле отражены все страсти и бедствия тех времен. Библейские истории на стенах храма можно рассматривать бесконечно, в них множество и символических деталей, в том числе и быта XVII века.
Возвращаясь на берег Волхова, видим Ганзейский фонтан, а чуть дальше, почти у самого берега - Ганзейский памятник в виде двух кораблей со сплетенными деревьями вместо мачт. Эти современные сооружения неплохо вписывается в исторический пейзаж.