С Грабена мы повернули на небольшую улочку Кольмаркт, которая вывела нас к Михайловским воротам, бывшим во времена империи парадным въездом в Хофбург.
Их роскошный зеленый купол, украшенный золотыми узорами и окруженный мраморными скульптурами, виден уже при выходе на Кольмаркт. По левую сторону от ворот стоит Михаэльскирхе - одна из трех приходских церквей Вены.
Хотя величием, подобно Собору Святого Стефана, она похвастаться не может, но красотой ему нисколько не уступает. Ее центральный вход венчает архангел со сверкающим мечом и щитом в руках, повергающий к своим стопам дьявола. По краям фронтона - еще два ангела. Кажется, что они прилетели поддержать борца с темными силами. Белоснежная башня устремлена в синее небо, и на самой вершине ее чистым светом сияет золотой крест. Говорят, что именно здесь впервые прозвучал "Реквием" Вольфганга Амадея Моцарта.
Сами Михайловские ворота сейчас на реставрации и все в лесах, за которыми, тем не менее, можно разглядеть четыре скульптуры, изображающие подвиги Геракла: победу над Немейским львом, битву с Лернейской гидрой, освобождение Прометея и спасение юной царевны от огромной рыбы, посланной Посейдоном. Выход из купольного зала украшен еще двумя скульптурными композициями, изображающими великого древнегреческого героя. "Геракл, побеждающий Антея" уже освободился от реставрационных лесов, и мне удалось его сфотографировать.
Купольный зал Михайловских ворот
По обеим сторонам Михайловских ворот расположены два как бы встроенных в угол стены фонтана. Один из них произвел на меня настолько сильное впечатление, что снился мне всю ночь. Он изображал малоизвестный миф о Посейдоне. Моряки перестали платить морскому богу дань, и он в наказание превратил их в чудовищных рыб. В композицию фонтана входят две такие фигуры. Тот, который уже превратился в рыбу, никаких особых ощущений не вызывает, но вот тот, чье превращение только началось, способен, как мне кажется, внушить ужас кому угодно. Представьте себе человека, у которого по всему телу растут плавники, а руки похожи на огромные перепончатые лапы, как у тритона! Но самое сильное впечатление производит его лицо. На первый взгляд оно кажется таким же, как у любого живого человека: уши, глаза, нос - все на месте. Но стоит присмотреться, и на нем постепенно начинают проступать черты жуткой рыбьей пасти. Мне даже послышалось на мгновение, как из груди жертвы божественного гнева вместо крика о помощи вырывается леденящий душу рев. Брр! Прямо мороз по коже. Впрочем, возможно, что создатель этого фонтана именно такого эффекта и добивался, ведь скульптурная композиция изображает божественную кару, а она, как известно, призвана внушать смертным страх.
Напротив Михайловских ворот ведутся археологические раскопки, так что фиакрам, въезжающим в Хофбург через Михаэльплатц, приходится совершать непростой маневр. Раскопки выглядят не впечатляюще. Позже прочитала, что город Вена начинался еще в античное время в качестве военного лагеря римлян под названием Вабон. Остатки этих укреплений и изучают археологи.
Вначале мы планировали пройти в Хофбург напрямик, через Михайловские ворота, но потом, внимательно изучив карту, приняли решение идти в обход, через Йозефплатц и дальше, мимо церкви святого Августина и музея под названием "Альбертина". Площадь Йозефплатц украшает памятник императору Иосифу II, покрытый благородной зеленью, за спиной которого находится парадный вход в Национальную Библиотеку. Неприметную на первый взгляд Августинеркирхе, спрятавшуюся за барочными фасадами окружающих домов, выдает высокий готический шпиль.
"Альбертина", расположившаяся почти рядом с Венской Государственной Оперой, тоже легко узнаваема благодаря возвышающейся над крыльцом конной статуе герцога Альберта, именем которого назван музей. От экскурсии в этот храм искусства, к сожалению, пришлось отказаться, поскольку мы были хоть и не сильно, но ограничены по времени: хотелось успеть посетить императорские апартаменты в Хофбурге, и, кроме того, вечером нас ждал концерт в легендарном Золотом зале.
Оказавшись в Бурггартене, небольшом, но очень красивом замковом саду, разбитом во времена императора Франца I на месте крепостного бастиона, мы не удержались от соблазна посетить разместившийся в оранжерее Дом бабочек. В просторном павильоне создан островок настоящего тропического леса со всеми обитающими в нем растениями, так что бабочки, живущие здесь, чувствуют себя как дома в буквальном смысле этого слова. У входа, в большом стеклянном ящике, на специально вставленных туда веточках и травинках висят куколки всех форм и размеров: от маленьких, привычных нашему глазу до огромных, величиной, по крайней мере, с детский кулак. Из таких появляются на свет крупные тропические бабочки типа парусников. Одна из них устроилась прямо рядом с куколками. Она сидела абсолютно неподвижно и была такой огромной и яркой, что мы поначалу приняли ее за некое украшение, и только увидев аналогичные экземпляры на растениях внутри оранжереи, в том числе и со сложенными крыльями, поняли, что это настоящие живые бабочки. Видимо, они ведут ночной образ жизни, поэтому посетители видят их в неподвижном состоянии. Мини-вольер для куколок оборудован специальной дверцей, через которую взрослые насекомые вылетают в оранжерею. Однако, несмотря на созданные для них удобства, далеко не все бабочки для прохождения неподвижной стадии метаморфоза пользуются вольером. Некоторые предпочитают окукливаться, скажем так, по месту жительства. Несколько куколок, например, обнаружились в дупле тропического дерева, прямо над лестницей для подъема на верхний ярус. На маленьких, укрытых тенью листвы столиках для бабочек устроены своеобразные обеденные столы с фруктами, в основном яблоками, апельсинами и бананами. Порой бабочки слетаются к ним большими компаниями.
Кстати, обитателей необычного музея разрешено фотографировать, однако дело это довольно трудное, ибо тропические бабочки так же пугливы, как и европейские, и улетают при малейшем шорохе.
Из Дома бабочек мы отправились в сад, немного подышать свежим воздухом перед посещением императорских апартаментов. От дворцового комплекса Хофбурга туда ведет широкая лестница с мраморными перилами, украшенная веселыми амурчиками.
Сад весь в цвету и уже обрел летнюю зелень. По дорожкам снуют вездесущие черные дрозды. Их звонкие заливистые песни сопровождали нас повсюду. Перед роскошным белоснежным памятником Моцарту разбита очень символичная клумба в виде скрипичного ключа.
Чуть поодаль разместился единственный в Вене памятник императору Францу-Иосифу.
Слегка склонив голову, император оглядывает сад со своего невысокого постамента. В глубине сада, в тени раскидистых деревьев, стоит еще один император - Франц-Стефан.
Супруг Марии-Терезии изображен в традиционной манере, восседающим на коне. В находящемся тут же фонтане "Самсон и лев", чем-то похожем на тот, что украшает Петергоф, плавают утки. Здесь их подкармливают горожане, которые приходят в сад отдохнуть или поиграть с детьми.
Единственное завершенное крыло Нового Хофбурга похоже на роскошный дворец с золотыми орлами и австрийским флагом на крыше. Перед парадным входом возвышается конная статуя принца Евгения Савойского.
А на противоположной стороне Хельденплатц или площади Героев, в окружении шикарных зеленых газонов и цветущих кустов, гарцует на гордом скакуне эрцгерцог Карл. Два царственных всадника как будто скачут навстречу друг другу. По первоначальному замыслу создателя Нового Хофбурга площадь Героев должен был окружать целый дворцовый комплекс - два крыла, соединенные Тронным залом. Но к тому времени, когда строительство завершенного крыла закончилось, великая Империя пала, и от дальнейшего претворения проекта в жизнь пришлось отказаться. Так и остался бронзовый эрцгерцог Карл без надежного тыла. Зато ему дана другая привилегия - возможность каждую весну пребывать в окружении прекрасных цветов, которые радуют глаз.
Через великолепную трехстворчатую арку так называемого крыла Леопольда можно попасть в большой внутренний двор Хофбурга или Ин-де-Бург. К слову сказать, именно там находится вход в императорские апартаменты. Есть еще двор поменьше, называемый Швейцарским. В него из Ин-де-Бурга ведут роскошные ворота с тем же названием. Около ворот, на высоких, похожих на колонны, постаментах, сидят не совсем обычные каменные львы. Скульптор то ли умышленно, то ли случайно сделал им человеческие лица вместо звериных пастей. Я про себя их так и прозвала - "львы с человеческим лицом". А в центре Ин-де-Бурга, у крыла Императорской Канцелярии, стоит памятник императору Францу I, работы миланского скульптора Помпео Маркези.
Его внушительный постамент украшают четыре аллегорические статуи: Мир, Сила, Вера и Справедливость.
И вот мы в Императорских покоях. Первый этаж занимает знаменитая Серебряная кладовая. Здесь собрана уникальная коллекция посуды и столовых приборов из серебра, фарфора и стекла. За прозрачными дверями высоких стеллажей разместились украшенные императорским гербом кастрюли всех размеров, блестящие сковороды, противни и даже формы для изготовления всевозможных пирогов и тортов. Под толстым стеклом витрин, на белоснежных салфетках, покоятся изящные ножи, ложки и вилки. Кстати в серебряной кладовой можно увидеть, как полагалось складывать салфетки к императорскому столу. В каждое из двух углублений, образованных свернутыми краями салфеток, вкладывалась небольшая булочка. Сворачивание салфеток - это настоящее искусство, причем далеко не такое простое, как кажется на первый взгляд. Должно быть, при императорском дворе это делали специально обученные слуги.
Но главным украшением серебряной кладовой, на мой взгляд, являются роскошные пладеменажи. ПЛАДЕМЕНАЖ - это центральное украшение парадного стола. Оно может быть либо в виде блюда на подносе со свечами, либо в виде ряда подносов, на ножках, украшенных подсвечниками с хрустальным убором. В более позднее время пладеменаж уступил место центрального украшения парадного стола конструкции ДЕ СЮ ДЕ ТАБЛЬ (которую иногда также именовали ПЛАМЕНАДЖ). Чаще всего она представляла собой большое блюдо для фруктов, в центральную часть которого была вмонтирована ваза для цветов. Вся конструкция декорировалась литой золоченой бронзой или художественным серебром. Благодаря прозрачным стенам небольших залов, в которых они помещались, пладеменажами можно было любоваться со всех сторон. Великолепные сочетания блюд для фруктов, ваз и подсвечников дополняли скульптурные композиции в древнегреческом и древнеримском стиле. В находившихся рядом витринах были представлены прекрасные императорские сервизы, в том числе и подаренные другими царствующими особами и семьями. На блюдцах и чашках красовались всевозможные цветы, причудливые вензеля, изображения времен года, знаков зодиака, разных зверей и птиц.
В отдельном зале разместилась большая коллекция умывальных приборов. Даже в те далекие времена, когда ванных комнат еще не было, императоры Австрии содержали себя в чистоте. Принадлежавшие им тазы и кувшины для умывания - настоящие произведения искусства.
Покинув Серебряную кладовую, мы переместились на второй этаж, в апартаменты императора Франца-Иосифа. Здесь можно увидеть интерьер особого зала для аудиенций, где император принимал посетителей, его рабочий кабинет и аскетичную спальню. Рядом с апартаментами императора находятся комнаты его супруги, Елизаветы Баварской, более известной как Сисси. Елизавета, внимательно следившая за своей внешностью и фигурой, сидела на всевозможных диетах, а по утрам по несколько часов занималась физическими упражнениями. Ее туалетная комната со спортивными снарядами пользуется наибольшим вниманием у туристов, и мы не стали исключением.
В императорском дворце Хофбурга есть целый музей, посвященный жизни и смерти императрицы Елизаветы. Здесь представлена коллекция ее платьев и личных вещей, в том числе полностью воспроизведенное свадебное платье и легендарные украшения в виде звезд, кстати "засветившиеся" во многих фильмах, так или иначе связанных с загадочной императрицей, сборники романтических стихов, которые она писала, ее многочисленные портреты. Мне более всего запомнился воссозданный железнодорожный вагон, в котором Елизавета путешествовала по Европе. Благодаря мелькающему в символическом "окне" видеоряду, у входящего посетителя создается впечатление, что он находится в настоящем вагоне и путешествует вместе с императрицей.
Выйдя из Хофбурга через Михайловские ворота, мы устроились на одной из уютных лавочек, расположенных вдоль крыльев, чтобы немного отдохнуть. Я устала не слишком сильно, и поэтому с удовольствием фотографировала фиакры, периодически въезжающие и выезжающие из ворот.
Дневная жара потихоньку спадала, а от работающих фонтанов веяло прохладой. Кстати, символизируют они владычество Австрийской Империи на море (левый) и на суше (правый). Впрочем, не исключено, что в основу изображенных сюжетов действительно положены малоизвестные древнегреческие или древнеримские мифы.