Сапфира Алла : другие произведения.

Смоленск за четыре дня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   8-11 июля 2011
   Смоленск начался для нас с памятника Пушкину в небольшом сквере. Совершенно нетривиальный памятник: задумчивое лицо, вьются не то кудри, не то волны морские, скромный постамент, рядом небольшой фонтан, а в нем - золотые рыбки, большие, рыжие, желтые и несколько простых карасей. "Приплыла к нему рыбка, спросила...". Плавают медленно, еле плавниками шевелят, но упитанные, толстенькие, интересно, кто их тут кормит.
  
   []
  
   Немного пройти вперед - и обнаруживается краснокирпичная крепостная стена, с зубцами, похожими на кремлевские. И действительно, эта крепость, одна из крупнейших в тогдашней Европе, с длиной стен около 6,5 км построена по проекту знаменитого зодчего Федора Коня. Заложили ее в 1596 году при царе Федоре Иоанновиче, в присутствии боярина Бориса Годунова. Всего за шесть лет крепость была полностью выстроена и готова к обороне. С той поры пережила она немало осад, сражений и разрушений.
  
   []
  Башня Донец и Вечный Огонь
  
   []
  Авраамиева и Заалтарная башни
  
  
   []
  
   []
  Копытенская башня сверху и снизу
  
   Уже со второй половины 1608 года польский король Сигизмунд III со своими сторонниками начал усиленно готовить поход на Московское государство с целью посадить на московский престол своего сына, королевича Владислава. Смоленский воевода Михаил Борисович Шеин имел под началом немногим более 5 тыс. человек. Осада началась в 1609 году, после неудачного штурма крепости поляками, и длилась около 20 месяцев. Смоленск держался даже тогда, когда поляки вошли в Москву. К лету 1611 года в крепости оставалось лишь около 200 человек, способных держать оружие. Нашелся и предатель, который убежав из города, указал королевским войскам непрочное место на восточном участке стены и рассказал о бедственном положении гарнизона. 3 июня поляки сделали приступ, и Смоленск был взят.
  
   []
  Громовая башня
  
   О судьбе воеводы рассказывают неоднозначно. В Громовой башне, где сейчас музей "Смоленск-щит России" и где показана история крепости, можно увидеть информацию, что Шеин укрылся в подвале Успенского собора и взорвал себя вместе с приближенными. В других источниках говорится, что он сдался в плен, когда поляки захватили его семью, и был отправлен в Литву, где пробыл 9 лет. Остававшиеся в живых смоляне укрылись в Успенском соборе вместе с семьями и всем имуществом и взорвали себя. Так закончилась 20-месячная оборона Смоленска. Есть еще версия, что Шеин был казнен после плена "за измену". Смоленская крепость досталась полякам и была ими старательно укреплена и отремонтирована. В 1633-1634 годах русские пробовали отбить город, но потерпели неудачу, и только в 1654 году, при царе Алексее Михайловиче, крепость после нескольких штурмов была сдана русскому войску.
   При Петре I крепость утратила военное значение, но из-за своего географического расположения Смоленск остался щитом России, и кровопролитнейшие сражения в войну 1812 года и в Великую Отечественную войну развернулись именно здесь. Постепенно крепость ветшала, подверглась разрушениям во время этих двух войн, да и в мирное время стену разбирали, делали в ней новые ворота и провалы для удобства сообщения в городе.
   Теперь это признанный памятник истории и архитектуры. Стены сохранились лишь фрагментами. В свете предстоящего юбилея города ведется реставрация башен. Громовая, Донец, Моховая,Никольская, Зимбулка, Долгочевская, Воронина, Авраамиевская, Орел (Городецкая), Позднякова, Веселуха, Красная (Костыревская), Волкова (Стрелка), Водяная, Копытенская, Бублейка...У каждой свое лицо, свое название, свои загадки.
   Состояние стены и башен разное. Вот парадная часть стены, с двумя музеями. Один - в Громовой башне, здесь посетители могут узнать об истории крепости. По крутым ступеням поднимаемся на первый этаж, где представлены материалы по строительству этого далеко не первого оборонительного сооружения здесь: планы, макет крепости, инструменты, сами кирпичи (довольно необычные, более длинные и широкие, чем мы привыкли видеть на современных стройках). Затем на второй, где выставлено новенькое реконструированное оружие всех войн, ведшихся за крепость, и, наконец, на третий, где под круглой, крытой дранкой, крышей расположился порядочных размеров зал. Здесь тренируются участники клуба исторической реконструкции. Другой музей тоже в стене, это музей Великой Отечественной войны.
   Напротив крепостной стены - знаменитейший памятник в честь битвы 1812 года: на скалу с орлиным гнездом пытается влезть воин в античных доспехах. Памятник отлично отреставрирован.
  
   []
   Рядом - бюсты генералов Барклая де Толли, Багратиона, Раевского, Дохтурова и Неверовского, а напротив - Кутузова.
   Занятно, что возле стены - аллея серебристых тополей, посаженная в честь юбилея комсомола (о чем сообщает памятный камень), причем в 2008 году.
   Две Отечественные войны прошли по Смоленску, и каждая принесла огромные жертвы и разрушения. Возле стены - памятник Егорову, тому самому, который вместе с Кантарией водрузил знамя Победы над рейхстагом, он похоронен здесь в 1975 году, поскольку был жителем города.
  
   []
  Могила знаменосца победы Егорова
   Рядом с памятником - могилы командиров, погибших в боях под Смоленском. Именно здесь, на крутом берегу Днепра гитлеровцам было оказано первое серьезное сопротивление в 1941 году. Тяжелые бои шли и за освобождение города. Во время оккупации погибло много людей. Возле еще одного фрагмента стены, стоящего отдельно, там, где одиноко возвышается Моховая башня, находится небольшой сквер, "Парк Пионеров", названный так еще с советских времен. Здесь установлен потрясающий по эмоциональному воздействию небольшой памятник, "Опаленный цветок". Бронзовый большой шар на стилизованном стебле издали похож на головку одуванчика. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он состоит из детских тел, изможденных, в неестественных позах. Мертвые маленькие узники нацизма.
  
   []
  "Опаленный цветок"
  
   Вообще-то приходится сознавать, что весь город в буквальном смысле стоит на костях. Сколько же за более чем тысячу лет здесь прокатилось войн. А ведь город был здесь еще и до упоминания в летописях. Есть такие места на Земле, где люди живут тысячелетиями, возрождая поселения после любых бедствий. И Смоленск - из числа таких мест.
   Фрагменты крепостной стены разбросаны по всему городу. Есть кусочек и возле Днепра. Днепр здесь совсем не большой, но берега крутые и поросли ивняком и другими деревьями. Два моста соединяют две части города. Нет ни набережной, ни мест для купания, но рыбу ловят, и с берега, и с резиновых лодок.
  
   []
  
   К куску стены, что поближе к Днепру, приделан мрачный кирпичный дом, в нем обнаружился маленький музей водки. Несмотря на маленькую площадь в нем очень информативно представлена вся история водки, от древности, когда крепкие напитки получали из браги вымораживанием или нагреванием в сосуде, прикрытом чистой овчиной (а потом эту овчину выжимали). При таких способах крепких напитков много не произведешь, оттого и пьянство было умеренным. Показаны различные меры, бутылки, перегонные аппараты, на стенах можно увидеть копии различных указов и законов, касающихся производства и потребления спиртного в России, вплоть до указа Сталина о фронтовых ста граммах. Есть материалы по винокуренной промышленности Смоленской губернии.
   Еще один фрагмент крепостной стены, самый длинный, довольно далеко от центра города. Вокруг - гаражи, частные домовладения, какие-то склады или просто овраги и зеленые склоны. Удивительно выглядит место, где с подножия стены открывается вид на зеленые валы, глубокий овраг внизу с деревьями и противоположный зеленый склон. Кажется, что попал в прошлое, тишина, только кузнечики стрекочут.
  
   []
  Башня Орел и крепостной вал
   Реставрация стен идет и здесь, но не хватает некоторых деталей - наверное, стоило бы сделать заграждения входов в башни, какие-то решетки. А то из-за удаленности, здесь собираются хулиганы и выпивохи, оставляют в башнях мусор и битые бутылки. Еще хуже выглядит кусок стены в городском парке, так называемом саду Лопатина (был такой губернатор в девятнадцатом веке, он организовал устройство этого сада для отдыха горожан). Внешне все красиво, красный кирпич, реставрация проведена, но наверху... На лестницах вниз бутылки, окурки, стекло, мусор, а в самом конце стены, на которую можно подняться - открытый обрыв вниз, ничем не огражденный, метров пять, не меньше, высота.
   Вообще, Смоленск - город своеобразного рельефа. Смотришь, например, из окна гостиницы - кажется, вот он, большой супермаркет, сейчас спустишься, и можно дойти за пять минут. Выходишь, и приходится спуститься с горки, потом снова подняться, в общем полчаса, не меньше, идти. Есть множество совершенно особых мест, причем недалеко от центра, где расположен исключительно частный сектор, да еще и на высоченных склонах оврагов. И как там люди живут, зимой особенно? Если даже летом тропинки вьются по крутому склону в лопухах и других растениях выше роста человеческого. Такое место есть и невдалеке от главного, Успенского собора. Улицы Красный ручей и Зеленый ручей. Здесь пройти не знающим людям непросто, можно заблудиться. А когда пройдешь - на высоченном холме обнаруживается красивейший отреставрированный храм за высоким забором, это храм Георгия Победоносца.
  
   []
   Он, кажется, принадлежит семинарии и открывается только, когда идет служба. И правильно. Место - безлюдное, дикое почти. А еще на таких улочках Смоленска можно пройти по настоящей мостовой из булыжников, как в позапрошлом веке.
  
   []
  Булыжная мостовая, не раскопки, а работает на многих улочках до сих пор
  
   В доме с красивой керамической вывеской "Русская старина" 1905 г, построенном для коллекций знаменитой княгини Тенишевой, находится музей льна. Тоже небольшой, но очень толково составлена его экспозиция, где можно познакомиться со всем процессом выращивания и переработки льна с древнейших времен. Здесь же различные народные костюмы, и парадные, и свадебные, и повседневные, а на стенах - старые фотографии, конца 19 века, на них можно увидеть крестьянок Смоленской губернии в традиционных одеждах. Рядом с музеем - памятник скульптору Микешину.
   Не менее замечателен музей Коненкова. На двух этажах небольшого особняка в светлых удобных залах выставлены его удивительные скульптуры: пан с дудой и нимфа из огромных корней, автопортрет - тоже почти весь из цельного корня, деревянный Ленин, но не парадно-торжественный, каким его изображают бесчисленные памятники, а страстно призывающий: рот распахнут, руки зовут. А вот Маяковский - тоже из дерева, огромный, в два человеческих роста, с ехидной такой ухмылочкой. Словом, такой, каким он представляется по воспоминаниям современников, бывавших на его поэтических выступлениях в больших залах.
   Смоленский край богат знаменитыми людьми. Тут и великий композитор Глинка, и авиаконструктор Лавочкин, и скульптор Коненков, и поэты Твардовский и Исаковский. Кстати, у крепостной стены есть памятник Твардовскому, где поэт разговаривает со своим героем Василием Теркиным где-то на фронте, во время затишья.
  
   []
  
   Лопатинский сад, где стоит памятник работы Микешина, посвященный защитникам Смоленска в 1812 году (сейчас он на реставрации и сквозь леса и сетку не особенно его разглядишь), а также памятник генералу Скалону и одному из полков, участвовавших в боях во времена наполеоновского нашествия, выглядит неухоженным. Грязновато, тут и там какие-то непонятные заборы.
  
   []  []
  Скульптуры в Лопатинском саду
   Куда более красивый вид имеет другой парк, где стоит знаменитый памятник Глинке с оградой в виде музыкальных линеек с нотами.
  
   []
   А еще там есть забавный огромный бронзовый олень 1910 года, а рядом - крошечные львы, по виду похожие на сердитых пекинесов.
  
   []  []
   Здесь же разместилось уютное кафе "Русский двор", с гипсовыми расписными коровами во дворе и веселым русским китчем внутри. Это кафе самообслуживания, не слишком дорогое с очень вкусной едой.
  
   []
  
   А еще есть симпатичный бульвар, очень длинный и зеленый. Тут можно увидеть памятник поэту Исаковскому, такой спокойный и по-домашнему уютный.
  
   []
   А дальше - настоящая выставка современной скульптуры. Тут и традиционная мать с младенцем, и задумчивый ангел, и святой старец, на широких плечах которого с удовольствием сидят галки, и загадочный "Кот смоленской". Нам так и не удалось узнать у знакомых смолян, что это за зверь и какая с ним связана легенда.
  
   []  []
  
   []
  
   18 мая в здании Алексеевского реального училища, полностью отреставрированного, новенького, с иголочки (даже красивейшая чугунная лестница и люстра приведены в полный порядок) открылась Смоленская картинная галерея.
  
   []
   Галерея трехэтажная и просто потрясающая. Полотна великолепно отреставрированы в мастерской Грабаря, видимо, федеральные власти подкинули денег в связи с предстоящим юбилеем города. В музее создано прекрасное освещение и расположение картин. Здесь можно увидеть совершенно необычные вещи, например, в прекрасной сохранности картину Куинджи, где изображена лунная ночь и Исаакиевский собор. Глядя на эту картину, понимаешь, за что ценили художника современники - за необычайное умение сделать живым и движущимся и лунный свет, и дорожку на воде и огонь. Большинство его картин потемнели, и этого волшебства уже не ощутить. Две не совсем привычные картины Айвазовского: закат на берегу, где море спокойное и не занимает главного места, да еще и зимний пейзаж с инеем, морозом, крестьянами и лошадьми.
   А дальше - потрясающая коллекция западноевропейской живописи, 15-17 веков. В основном это картины неизвестных художников, но какие интереснейшие полотна! Какие краски (спасибо мастерской Грабаря)! Удивительны и необычны сюжеты. Вот, например, Мадонна-девочка, юное романтичное создание. Еще две мадонны с младенцем: одна сама еще совсем ребенок, другая - постарше. Но обе с такой нежностью смотрят на дитя. И сложная в психологическом плане композиция, где изображено принесение младенца Христа в храм. Священник разглядывает ребенка с неподдельным интересом, дева Мария выглядит так, будто предвидит грядущие страдания сына, а Иосиф, стоящий поодаль, весь погружен в противоречивые мыслях, он знает, что ребенок не его, и не очень верит в его божественность, и сомневается, и чувствуется глубокая печаль.
   В Смоленске множество храмов. Возле вокзала - кирпичный однокупольный собор Петра и Павла 12 века. Снаружи он кажется довольно большим, а когда заходишь внутрь, то видишь маленькое помещение и понимаешь, что у него очень толстые стены, но не для обороны, много ли людей могло укрыться в таком тесном пространстве, а чтоб стоял.
  
   []
  Церковь Петра и Павла
  
   Большинство храмов отреставрировано. Говорят, что когда Смоленск освободили от немецкой оккупации, в нем не было ни одного целого здания, только храмы вздымались божьим чудом целыми над развалинами.
  
   []
  Благовещенская церковь
  
   []
  Храмовый комплекс церкви Николая Чудотворца в Заднепровье
  
  
   Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске, на Холме (Соборной горе)был заложен в 1101 году повелением великого князя Владимира Мономаха. В 1611 году храм был разрушен взрывом - защитники города, укрывшиеся в нем и не желавшие сдаваться полякам, взорвали запасы пороха. После освобождения Смоленска в 1677 году на Соборном Холме вновь начали возводить собор. Руководил строительством зодчий Алексей Корольков, но строителей постигла неудача, одна из возведенных стен обрушилась, видимо из-за недостатков в расчетах или качества материала. Завершать строительство пришлось архитектору А. И. Шеделю в 1732 - 1740 годах. Полностью же собор в память о героической обороне Смоленска в 1609 - 1611 годах достроили в 1772 году. Собор чудом уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана. В 1941 году, когда фашисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий. Цвета морской волны с белым, собор виден из многих точек города и кажется невесомым, как будто нарисованным. А с самой Соборной горы открывается широкая панорама на Заднепровье, на другие храмы и улицы.
  
   []
   []  []  []
  
  
   А еще из Смоленска можно минут за сорок на маршрутке доехать до Талашкино, бывшего имения графини Тенишевой, друга многих художников и мецената. Она, одна из немногих женщин конца девятнадцатого века, защитила диссертацию на тему "Эмали и инкрустации", которая была издана отдельной книгой. Собирала и популяризировала русское народное искусство. От Талашкино легко можно дойти пешком до Флёново, где работает музей-заповедник. Открыт для посетителей знаменитый Теремок, построенный по проектам известных художников, где была и есть большая экспозиция и народного искусства, и произведений художников-друзей Тенишевой в народном стиле.
  
   []  []
  
   []  []
   Тут можно видеть знаменитые расписные балалайки, в том числе и с рисунками Врубеля.
  
   []
  
   Рядом с Теремком расположилось отреставрированное здание сельскохозяйственной школы, которую устроила княгиня для крестьянских детей, и где готовили грамотных специалистов, в том числе для работы управляющими имений или сельскими старостами. Успешно окончившие школу ученики освобождались от воинской повинности. В школу принимали и девочек, а сироты или совсем бедные получали одежду, питание и жили при школе в специальном общежитии. Школьники не только учились, трудились на полях и скотных дворах, но и осваивали игру на музыкальных инструментах (оркестр многократно давал концерты в Смоленске), играли в самодеятельном театре. Класс конца 19-го века удивительно похож по обстановке на классы 50-60-х годов 20-го века: те же парты, счеты, чернильницы, чучела животных для уроков естествознания, географические карты. А на зеленой лужайке - памятник княгине Тенишевой, без всякого постамента, кажется, что она идет по делам, которых у нее было немало.
  
   []
   Храм Святого Духа мы посмотрели только снаружи, он активно реставрируется. При въезде в музей-заповедник посажены красивые аллеи из серебристых тополей и старых толстых лип. Должно быть, они помнят княгиню Тенишеву и художников, приезжавших к ней в гости.
  
   []
  
   По обочинам дороги, ведущей во Фленово, растет огромный борщевик. К одному из них, как пьяница к плечу своего трезвого товарища, привалился дорожный знак. При виде этой картины почему-то становится одновременно и смешно и грустно.
  
   []
  
   Город готовится к юбилею, активно реставрируется, причем силами жителей города,в нем можно найти много поучительного и интересного для любителей отечественной истории и искусства.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"