Аннотация: Это последняя экскурсия из числа четырёх, запланированных с др. Раффи Касимовым в рамках цикла "История Иерусалима". Она посвящена мертвецам, самым многочисленным из обитателей Иерусалима.
Выдающиеся мертвецыИерусалима
Это последняя экскурсия из числа четырёх,запланированных с др. Раффи Касимовым в рамках цикла "История Иерусалима". Она посвящена мертвецам, самым многочисленным из обитателей Иерусалима.
Долина Страшного Суда
Герман Мелвилл, в своём путешествии в Левант в 1857г, писал, находясь в Иерусалиме: " Город осажден армией мертвецов. Вокруг одни толькокладбища. Бродил среди захоронений до тех пор, пока не почувствовал, что так можно сойти с ума. Могильные камни выпирают наружу по всему склону холма, будто свершаетсяакт воскресения". Речь идёт о долине реки Кидрон (она же долина Иософата, долина Мёртвых или долина Страшного Суда) и о мертвецах, самых многочисленных из обитателей Иерусалима и тогда, и сейчас. И иудаизм, и христианство, и ислам сходятся в том, что именно здесь состоится Страшный Суд и воскресение мёртвых: "...и ангел показал мне на западе ...четыре прекрасных места...и глубокие и мрачные на вид долины. Эти прекрасные места предназначены для того, чтобы собрались на них души умерших.... пока не свершится над ними Великий Суд (Книга Эноха)".
В период Первого Храма представление о загробной жизни находилось на уровене "растительной жизни" души, то есть её существования, подобного растениям. Именно поэтому человека хоронили на каменном ложе в нише, а через год возвращались и убирали кости в общую нишу, где уже были кости всех ранее здесь похороненных (не нужно было "сохранять индивидуальность"), а на освободившемся месте хоронили следующего. (Исключением была встреча царя Саула с тенью Самуила: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?")
Позднее, в период Второго Храма, считалось, что душа ведёт "полноценную" жизнь, существуют Рай, Ад и воскресение мёртвых. В соответствии с этим изменился стиль захоронения: для костей каждого предназначался ассуарий (индивидуальный погребальный "ящичек, ячейка"), чтобы "не возникло путаницы" при воскресении. Сегодня археологи используют "эти типы захоронений" как инструмент временной идентификации.
В долине мёртвых выделяются несколько претенциозных захоронений, как если бы они предназначались для живых: "Не мертвым хвалить Господа и не нисходящим в страну молчания (Пс. 113, 25)". Среди них памятник-могила Авессалома (верхний снимок справа). который, говорят, был построен им еще при жизни. После неудачного восстания Авессалома против отца, царя Давида, и смерти, Авессалом был похоронен в пещере за памятником. По традиции, в памятник кидали камни в назидание непослушным детям. Именно здесь, ночью, бежал Давид из города, спасая свою жизнь. Однако эта могила относится к могилам типа Втрого Храма, да и эклектичная архитектура памятника (египетский лотос, римский карниз и греческие колонны) заставляют историков усомниться в том, что это могила Авессалома.
На следующих фото, как предполагается, могила дочери фараона (жены
Соломона) и фамильные пещеры семьи царского чиновника Бней Хазир (могилы типа времён Первого Храма). Предполагалось, что памятник в центре имеет отношение к захоронению пророка Захарии, однако историки и археологи выражают в этом сомнение.
Всегда существовало стремление быть похороненными в этой долине (чтобы быть ближе к месту Суда и быстрее воскреснуть), а в средние века даже работало благотворительное общество по захоронению в Кидроне.
Однако время не принимает претензии на особое место в истории и в суде, оставляя в памяти и на камнях лишь имена достойных этого мертвецов: "не стоит строить памятники праведникам, так как их слова и есть их памятник (Иерусалимский Талмуд.)". Но людям мало этого и они стремятся увековечить память о праведниках и в камне. Ниже о некоторых из них (и памятники найдут праведника по его смерти):
Сад Гроба Господня ("протестантская Голгофа")
Из-за несовпадений с описаниями, данными в Евангелиях, всегда высказывались сомнения в правильности идентификации местоположения католической Голгофы и гроба Господня (имеется в виду Храм Гроба Господня).
Рассказывают, что, сидя в арабской кафейне, английский генерал Гордон, любитель-библеист, неожиданно увидел в черепообразной горе Голгофу , что на фото слева:
Это было в 1882г. Генерал погибает на войне, а его друзья, основав "Общество друзей Гордона", покупают это место, производят раскопки и разбивают на этом месте, действительно, прекрасный "Сад Гроба Господня".
Сам Гордон представляет Иерусалим как лежащий скелет, где череп, естественно, - Голгофа, рёбра - улицы, задница - на храмовой горе (где приносились жертвы, которые Б-г не принял), и ноги - в Силоэмском бассейне, куда ведёт акведук Хизкиягу.
Гордон и его друзья "идентифицировали" гроб Господень в захоронении, многие детали которого феноменально соответствовали Евангелиям, в
частности, было даже окошко, через которое ученики обнаружили, что тело Иисуса исчезло.
Но во времена Гордона археологи ещё не умели оценивать специфику захороненияй и не обратили внимания на то, что в обнаруженной могиле отсутствует ассуарий. Это означает, что эта могила относится к периоду Первого Храма и, таким образом, не может быть гробом Господним.
Вместе с тем, это не мешает считать это место Голгофой, и протестанты чтят эту могилу как гроб Господень.
Церковь Святого Стефана (BasilicaSantiStephani)
Святой Стефан чтим в христианстве как первый великомученик. Он был побит камнями по решению Синедрина, так как, проповедуя в Иерусалиме, провозглашал Иисуса сыном Б-га: "В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: "Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян. 7, 56). В исполнении приговора Синедрина, кстати, принимал участие Шауль, будущий апостол Павел.
Имя Святого Стефана особо значимо в 5-м веке, когда становится актуальным повышение "статуса святости" Иерусалима. Именно мощи Святого Стефана, "очень кстати" найденные незадолго до Холкидонского собора позволили присвоить Ювиналу, епископу Иерусалима, патриарший сан, а Иерусалиму - патриарший статус. Дальнейшая судьба имени Святого Стефана связана с императрицей Евдокией.
Евдокия, супруга императора Феодосия II. была дочерью афинского философа Леонтия. Отличалась образованностью и красотой, известна и как талантливая поэтесса. В результате недоразумения, была заподозрена в любовной связи с другом детства императора и попала в опалу: с 442 года и до самой смерти жила в Иерусалиме на положении частного лица. Живя в Иерусалиме, она отстроила городские стены, разрешила евреям посещать Иерусалим и построила базилику Святого Стефана для его мощей, в которые, как говорит легенда, в неком смысле "влюбилась". Интересно, что она была за монофизитство и похоронена в этой же базилике.
Церковь была приобретена в 19-м веке Доминиканским орденом после обнаружения прекрасно сохранившейся мозаики полов (на фото слева). К 1900г церковь была обновлена и перестроена. Внутри её "мавританский стиль", зародившийся, таким образом, здесь, в 5-м веке, сочетается с каменным оригинальным бочкообразным потолком 19-го века (вместо исходного деревянного). При церкви действует археологическая школа.
Могила Шимона Праведного (Шимон АЦадик)
Шимон АЦадик занимал должность первосвященника во Втором Храме. Известен рассказ о его встрече с Александром Македонским в 333г до н.э.
Талмуд рассказывает, что, отправляясь в поход, Александр потребовал от евреев выставить армию ему в подмогу, но они проигнорировали это требование. Возвращаясь, он завернул к Иерусалиму, чтобы наказать евреев. Когда же он со своей свитой приближался к Храмовой горе, то из Храма в полном облачении вышел первосвященник Шимон. При его приближении придворные , якобы, говорили Александру: "Покажи свою твердую руку". Но когда Шимон подошел, Александр простерся перед ним ниц, объяснив позже, что, отправляясь в бой, видел перед собой лик этого человека и всегда побеждал.
Из наиболее известных высказываний Шимона известно следущее: "На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении, и на добрых делах". Обсуждая это утверждение, обычно полагают устойчивость человеческого сообщества, которое подразумевает правду, суд и мир. Что обозначает служение? Основной и прямой смысл -служба в Храме. Но вполне подойдет и расширительный смысл, когда подразумевается служба в обычном смысле.
Монастырь Святого Ануфрия
Святой Ануфрий занимает особое место в истории Иерусалима как яркая фигура в "отшельническом движении".
Отшельнтчество - важнейшая этап в религиозном просветительстве. Первоначально оно возникает из стремления лучше понять идеологию христианства, в истоках которой Иисус, Иоанн Краститель и Илья-Пророк "отшельничали" в Иудейской пустыне: "в те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской... сам же имел одежду изверблюжьего волоса ... и пнщей его были окриды и дикий мёд". Отшельники селятся в пещерах и местах захоронений, в частности, вблизи Иерусалима и друг друга, проповедуя гостям и не пренебрегая платой деньгами и хлебом. Часть из них, это - гностики, занятые изучением тайн божественного мироздания, апокрифическое "Евангелие от Иуды" - их произведение. Очень скоро Иудейская пустыня "заселена" и возникает дефицит пещер, как и борьба за лучшую пещеру. Отшельники объединяются в лавры, устанавливая дни совместных молитв, бесед и трапез и, в конце концов, объединяются для совместной жизни в монастырях, ставших новой формой организации религиозного просветительства. Паломников не смущало соседство с могилами и могилы стали служить живым.
Согласно легенде, Ануфрий, родившийся в Персии, с рождения был предназначен для служения Б-гу. Он 60 лет провёл отшельником в пустыне в "подвигах и трудах и ...Господь утешил его: около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды и преподобный не терпел голода и жажды", одеждой ему была лишь борода и листья деревьев. Согласно легендам, он три года прожил в Иерусалиме
на том месте, где сейчас монастырь его имени. Монастыри сыграли важную роль в распространении более высокой, христианской, морали среди язычников и в сохранении статуса святости Иерусалима. Подобные Ануфрию были пионерами просветительского служения. С его смертью "пещера обвалилась, пальма засохла, а источник иссяк".
Гробница Святой Пелагеи
Женского отшельничества практически не было в силу его небезопасности. Именно поэтому, вероятно, одним из немногих исключений была Святая Пелагея, жившая в пещере на Масличной горе как монах, переодетая в мужскую
одежду. История её примечательна ещё и потому, что она стала святой и для мусульман, и для евреев, но под другими именами: грешница, искупившая свои грехи в лоне веры.
В христианской традиции она - танцовщица или актриса из Антиохии, прозванная Маргарет из-за её прекрасных жемчужин. Она много грешила, ведя , богемную свободную жизнь, как это было принято в её среде. Привлекла внимание епископа Нонна и, побывав на его проповеди, раскаялась и решила креститься. Оставила своё имущество епископу, чтобы он отдал его бедным и отправилась в Иерусалим, переодетая в мужское платье. Жила отшельницей под мужским именем Пелагий, проведя остаток жизни в аскезе и покаянии. Была известна как "безбородый монах", с которым можно было беседовать, передавая еду через окно. Её пол оставался нераскрытым до её смерти, когда люди вошли в пещеру, чтобы её похоронить.
Гробница Пелагеи располагается почти вплотную к стенам пещеры. Согласно традиции, обогнуть гробницу, протиснувшись между нею и стенами, сможет лишь безгрешная, что многие с успехом проделывают.
Заключение
Мало что изменяется в подсознании людей при всех достижениях науки и успехах атеизма, так что по мере приближения конца подавляющему большинству начинает казаться, что за чертой жизни что-то есть или должно быть. И Иерусалим, в течении 3000 лет являющийся памятником людских надежд на воскресение, служит свидетельством тому, что в этой надежде тоже что-то есть: "Ждали и мертвецы, "самые многочисленные из обитателей святого города" Протягивали кости рук за обещаной милостыней кожи и плоти. Поворачивали пустые глазницы к концу времён, к тому вымышленному горизонту, где земля встречаетсмя с вечностью" (Меир Шалев).