Кулесский Роланд : другие произведения.

Путешествие к истокам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Речь идёт о путешествии к истокам христианства с Др. Раффи Касимовым, нашедшим отражение в следах проповедческой деятельности Иисуса в Галилее. Мессианская идея.


Путешествие к истокам

   Речь идёт о путешествии к истокам христианства с Др. Раффи Касимовым, нашедшим отражение в следах проповедческой деятельности Иисуса в Галилее. Мессианская идея.
  
   Два направления в христианстве после казни Иисуса.
  
   Отметим, что в своей проповедческой деятельности Иисус не подвергал сомнению основ веры и заповедей иудаизма, почему впоследствии Ветхий Завет и был включён в библию. "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить....ни одна черта не прейдёт из закона, ни одна йота не прейдёт из закона..." (Мф 5 17-18) и далее: "Итак всё, что они (фарисеи - РК) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают (Мф 23 3). То есть Иисус выступал, прежде всего, как борец с лицемерием "официальной церкви", а также как борец против формального исполнения заповедей и указаний пророков. При этом его ученики и последователи видели в нём Сына Человеческого (пророк Даниил называл Сыном Человеческим мессию).
   Отметим, что до 70г, пока Храм не был разрушен, молились в Храме, а синагоги были лишь местом изучения Торы, в них, в частности, учил и Иисус. Поэтому евангелия практически единственный источник, рассказывающий о синагогах этого периода.
  
   После казни Иисуса возникли разногласия среди его последователей (по вопросу отношения к язычникам) в связи с необходимостью распространения христианского учения.
  
   Одно направление, возглавляемое братом Иисуса, Иаковом, исходило из того, что мессианское предназначение Иисуса не оправдывает несоблюдение закона, то есть заповедей, идёт ли речь о язычниках или об иудеях. "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём" (Иак 2 10). Иначе говоря соблюдение заповедей выше доктрины мессианства.
  
   Другое направление, возглавляемое Павлом, фактически, полагало, что главное - вера в мессианское предназначение Иисуса. При этом строгое соблюдение закона, то есть заповедей, должно отойти на второй план. Оправдание верою-залог спасения: "Итак, оправдавшись верою мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, Которого верою мы получили доступ к той благодати, в которой стоим" (Рим 5 1); и далее: Превосходство веры над Законом. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал 3 24).
  
   Победило направление Павла и не случайно в библии приводится 14 посланий Павла и одно Иакова. От язычников требовали веры в единого бога, не есть крови и удавленного. В этом плане, бифштекс с кровью и скульптуры в церквях некоторые считают отходом от этих требований.
   Мы вернёмся к обсуждению мессинской доктрины в заключении к этой статье, сейчас же - в путешествие по маршруту, которым следовал Иисус после своего изгнания из Назарета. "....Истинно говорю вам, никакой пророк не принимается в своём отечестве....Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы... чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился" (Лк 4 24-30).
  
   Чудо превращения вина
  
   Чудо превращения воды в вино на свадьбе, куда был приглашён Иисус, произошло в деревне Кана, в Галилее (Кана Галилейская). "...и как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них...Были же тут шесть каменных водоносов....Иисус говорит им: наполните сосуды водой....теперь почерпните и несите распорядителю пира...распорядитель зовёт жениха, говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее. А ты хорошее вино сберёг доселе" (Ин 2 3-10).
  
   Wedding Church [R.Kulessky]
  
  
   На фотографии вверху - церковь, построенная в 19 веке на месте, купленном протестантами-францисканцами в 16 веке. К моменту покупки здесь были развалины, оставшиеся после персов и мусульман, однако предпологалось, что под ними древнее святое место. Раскопки выявили большое количество амфор для воды, что и позволило считать это место - местом совершения чуда, описанного в евангелии. Протестанты полагали, что, возможно, здесь была византийская церковь, этому посвящённая, однако ракопки не обнаружили апсид, крестов, надписей на греческом, - всего, что соответствует византийскому периоду. Вместе с тем, обнаружены надписи на иврите и арамейском. Возможно, францисканцы построили церковь на месте синагоги 4 века, которая и была связана с чудом превращения воды в вино. При этом, археологи предполагают, что синагога принадлежала иудо-христианам, то есть евреям, признававшим в Иисусе мессию.
   Церковь имеет две главы, олицетворяющие жениха и невесту, красивый алтарь украшен картиной свадьбы.
  
   Чудо умножения хлебов
  
   Спускаемся с отметки +200м от Кфар Каны до -200м, мимо деревни Мигдаль, где Иисус изгнал 7 бесов из Марии из Мигдаля (Марии Магдалины) к деревне Табгха, стоящей на 7-и источниках (Мигдаль, кстати, был в своё время "столицей" Иосифа Флавия в его противостоянии легионам Веспассиана).
  
    []
  
  
   Из 7-и источников остался один (на фото справа), украшающий византийский атрий церкви 5 века. Церковь была восстановлена в 1982г на византийском фундаменте и с оригинальной мозаикой 5 века. Эта церковь стоит на месте, где Иисус совершил чудо умножения хлебов и рыб, когда ученики просят отпустить народ, слушавший проповедь Иисуса: "... место здесь пустынное, и время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: ...вы дадите им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. ....и взял пять хлебоа и две рыбы, воззрел на небо, благословил, и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных (Мф 14 15-20).
  
   Tabgha Church [R.Kulessky]
  
  
   Алтарь выполнен в виде стола, под которым камень, на котором Иисус раскладывал хлеба и рыб. Церковь построена как базилика и украшена мозаикой, свидетельствующей о египетском влиянии. Объяснить это влияние можно, разве что модой того времени.
  
   Синагога в Капернауме, где учил Иисус
  
   В 90-х годах 19 века католики-францисканцы покупают это место и при раскопках обнаруживают синагогу, полагая, что это именно та, где Иисус проповедывал согласно евангелию. Оказалось, что это синагога 4-6 веков, но стоит она на базальтовом основании (на фото слева оно чёрное), которое и есть фундамент той самой синагоги времён Второго Храма, в которой учил Иисус.
  
    []
  
  
   Эту синагогу построил римский военначальник в благодарность Иисусу, который вылечил его слугу: "Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает...И сказал Иисус сотнику: иди , и, как ты веровал, да будет так. И выздоровел слуга его" (Мф 8 5-13).
   Синагога, построенная из известняка, который приходилось привозить издалека (кругом базальт), очень красива. Вход, обращённый на юг, к Иерусалиму, - в форме базилики.
  
    []
  
  
   Сохранилось много деталей с резьбой по камню, как - меноры, ковчега завета, 5-и и 6-и конечных звёзд и др... на полу выгравлены таблицы для игр.
  
   Дом Петра в Капернауме
  
   В 50-60 метрах от синагоги идентифицирован дом, где жил Пётр с братом, женой и тёщей и где жил и Иисус в период своего пребывания в Капернауме. Здесь он вылечил тёщу Петра: "Придя в дом Петра, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке. И коснулся руки её, и горячка оставила её" (Мф. 8 14-15).
   В 4-5 веке вокруг дома строят 8-угольную византийскую церковь, которая хорошо просматривается в остатках стен. Сегодня над всем этим - современное модерное строение, внутри которого стекляный пол, через который можно видеть и дом Петра, и восьмиугольник фундамента византийской церкви вокруг дома.
  
    []
  
  
   Легко вообразить, как после проповедей-дискуссий в синагоге, Иисус с Петром и его братом уединялись в доме Петра, продолжая обсуждать новые доктрины иудо-христианства. Позднее, в византийский период, синагога наполнялась молящимися в субботу, а церковь иудо-христианами в воскресение.
  
   Коразим
  
   С отметки -200м поднимаемся вверх до +60м к Коразиму. Город впервые упоминается в евангелиях в таком контексте: "Тогда начал Он (Иисус - РК) укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин!...И ты, Копернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься... " (Мф 11 20-23). За что конкретно прокляты эти города, неизвестно, но парадоксальна судьба Коразима, который вопреки проклятию процветал и евреи там жили до 17 века, то есть дольше, чем в во всех остальных поселениях.
  
    []
  
  
   Типичный дом той эпохи разделён на две части стеной с окнами (на фото слева): в одной половине живут люди, в другой - скот. Хорошо видны остатки городской площади справа.
  
    []
  
  
   Однако наибольший интерес представляют остатки синагоги из базальта (фото вверху), основного строительного камня в этих местах. Сохранились оригинальные детали из камня с искуссной резьбой, как - колонны с ионической капителью, изображения Медузы Горгоны, декоративной раковины, кресла для почётного гостя и мн. др.
   Недалеко отсюда проходила массовая молитва во время посещения Израиля папой Иоанном Павлом II, там сейчас меморильный католический комплекс.
  
   Амука: в поисках спутника жизни
   Амука - место, где находится могила одного из видных еврейских мудрецов, стоящего у истоков Талмуда, рабби Ионатана бен Узиэля; иногда её называют "Галилейской стеной плача", поскольку здесь оставляют записки неженатые/незамужние со своими просьбами о спутнике жизни, вне зависимости от религиозной принадлежности.
   Говорили, что, когда бен Узиэль вдохновлялся учением Торы, птицы, пролетавшие над ним, сгорали в пламени его воодушевления.
  
    []
  
  
   Р. Ионатан завещал похоронить его подальше от дорог, в труднодоступном месте, чтобы только тот, кто действительно стремится посетить его могилу, преодолел это препятствие. Однако некий миллионер из Штатов, которому посещение могилы очень помогло в жизни, дал деньги на строительство прекрасной дороги, которая ведёт прямо на могилу и больше никуда; дорога, долгая и красивая, идёт через хвойные леса.
  
   В долине у горы Мирон
   Это конечный пункт путешествия, в котором мы попадаем в долину ручья Парод. отсюда открывается живописный вид на Мирон, горный массив, второй по высоте в Израиле после Хермона.
  
   hain  [R.Kulessky]
  
  
   Здесь как оазис смотрится рожковое дерево, под которым свободно располагается довольно большая группа туристов. Это дерево ещё называют, "хлебом Святого Иоанна", стручками которого он питался, отшельничая в пустыне (т.н. акриды).
   В долине встречаются могилы праведников, голубые купола над которыми красиво вписываются в ландшафты долины, расцвеченные цветущими бугенвиллиями.
  
    []
  
  
   Две такие могилы на среднем снимке вверху. Около могил праведников "любят" располагаться деревья эля (теребихи), в ветвях которых запутались волосы Авессалома, что он был схвачен и убит.
   Одна из могил (на фото она слева) принадлежит раби Ишмаэлю, который сформулировал 13 принципов толкования Торы; любая молитва начинается с его правил. Он был соучеником знаменитого раби Акивы, в отличии от мистицизма которого отличался рационализмом.
   Другая могила принадлежит менее известному раввину, ученику Акивы, р. Нэхэмия. С его именем связывают историю драгоценных камней, посланных римскому императору и украденных в дороге. Вместо них воры подложили простые камни. Через Нэхэмию императору объяснили, что эти камни, брошенные во врагов, превратят их оружие в солому, что смягчило гнев императора и было, как говорят, с успехом использовано римлянами в войнах.
  
   Вместо заключения: стать Мессией самому себе
  
   Проблема мессианства, которая однозначно отражена в христианской доктрине (мессия - Иисус Христос), в иудаизме остаётся дискуссионной до сего дня. Не вдаваясь в детали, приведём лишь некоторые из существующих подходов, важных в нашем путешествии к истокам.
  
   Так раби Гилел считал, что мессия уже приходил и это был царь Хизкиягу, "очистивший" Храм, изгнавший завоевателей и объединивший народ. Большинство, однако, полагало, что мессия ещё должен прибыть на облаке (пророк Даниил) или на осле (пророк Захария), что он сидит у ворот Рима среди нищих и ждёт своего времени (пророк Илиягу).
   Большинство полагало, что приход мессии будет к лучшему, и раби Йосеф, к примеру, был готов удостоиться сидеть в тени навозной кучи осла мессии.
   Однако не все питали надежду на изменения к лучшему. Так раби Ула и раби Иоханан говорили, что пусть мессия придёт, поскольку это неизбежно, но "чтобы я его не видел"; имея в виду, что мессианские времена будут ужасными, и никому не будет хорошо, ни на земле, ни на небе.
   Существовало и мнение, что каждой эпохе - свой мессия и, более того: кто тебя учит, тот и есть для тебя мессия. Так считали ученики раввинов Шило, Яная, Хания, доказывая это анализом древних текстов, из которых следовало, что мессия должен носить имена их учителей.
   Однако многим наиболее близким станет высказывание рабби Нахмана, что "если мессия жив, то он-я!". Имеется в виду, что каждый из нас может стать мессией для себя, если сумеет мобилизовать в себе самое лучшее; если сможет нести ответственность за весь мир в той степени, в какой видит своё, пусть небольшое, на этот мир влияние; если сможет достичь максимума, используя то, что дано ему в его способностях.
   Итак, путешествие к истокам заканчивается на нас самих - стать мессией для самого себя!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"