Кулесский Роланд : другие произведения.

Вслед Александру Македонскому по южной Турции

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интересно путешествовать с др. Р.Касимовым вслед победоносному походу войск Александра Македонского, стараясь увидеть следы греческой культуры там, где сегодня территория южной Турции Автор желает всем своим друзьям-читателям приятных летних отпусков перед тем, как самому отправиться на летние каникулы,ориентировочно, до сентября.


   Вслед Александру Македонскому по южной Турции
  
   О чём речь?
     
   В 334г. до н.э. Александр Македонский пересекает Дарданеллы, приходит в Трою, где приносит жертвы богам и героям Троянской Войны, и начинает свой победоносный поход на Восток. Первое сражение с персами и сразу - победа. Полководец персов кончает с собой, а армия Александра, одерживая многочисленные победы над войсками Дария III, завоёвывает последовательно древние Лидию, Карию, Ликию, Памфилию, находившихся под власью персов и сегодня расположенных на территории южной Турции.
  
   Именно по этому маршруту, через древние города Гераполис, Сардис (столица Лидии), Смирна (сегодняшний Измир), Эфес (столица Лидии в римский период), Милетус, Эуромус, Галикорнассос (современный Бодрум), Каунос, Телмессос, Ксантос (столица Ликии в дохристианский период), Мира (столица Ликии в христианский период), Олимрос, Термессос, Атталея (современная Анталия) проходит маршрут нашего путешествия в 1700км., разработанный др. Р.Касимовым, и совпадающий с картой движением греческого войска.
  
   С приходом Александра процесс эллинизации местных народов резко усиливается, но нужно отметить, что и под властью персов "диффузия" греческой культуры (греческий язык, греческий образ жизни) была заметной, что объясняется, с одной сороны, религиозной терпимостью персов, а с другой - привлекательностью греческой культуры. Так, к примеру, ликийцы, имеющие свой язык и письменность, добровольно отказываются от родного языка в пользу греческого. Примером религиозной терпимости персов является решение Кира восстановить Иерусалимский Храм. Интересно, что находящиеся под властью Селевкидов (после смерти Александра) Египет и Израиль, немедленно вернулись к своей культуре, как только освободились из-под власти греков.
  
   Знакомство с памятниками греческой культуры, как до, так и после похода Александра, являлось главной целью нашего путешествия в южную Турцию. Первое, что бросилось в глаза в ходе путешествия, - это необъяснимое предпочтения туристов/туристических компаний, посещающих, действительно, интересные древние города/древности, перед другими, не менее интересными местами, находяшимися вблизи, и почему-то игнорируемыми. Поэтому в данном очерке мы остановимся, главным образом, на этих, менее популярных, но не менее интересных древних памятниках и городах. В то же время, мы опускаем хорошо описанные и представленные в интернете античные и христианские памятники Анталии, Гераполиса (Памуккали), Измира, Сельчука, Бодрума и Сардиса.
  
   Город, не покорившийся Александру
  
   Речь идёт о Термессосе, уникальном городе на горе Солимос, на высоте более 1000 м над уровнем моря. В Термессосе жили "варвары Писидии", говорившие на солимском языке (писменности не осталось). Город существовал с 1-го в. до н. э. до 2-3-го в. н. э.
   Термессос - единственный город, который не был взят Александром Македонским: город стоит на большой высоте, две скалы образуют естественные ворота, позволяли удержать его малыми силами. Однако город был побежден впоследствии культурным проникновением, поскольк в какой-то момент его жители приняли греческую культуру. Город остался независимым и в римский период, добившись права чеканит свою монету без изображения римского императора, - вещь совершенно неслыханная.
  
   История пощадила этот город, находившийся вдали от дорог. Он был покинут в результате землетрясения и остался нераскопанным и нереставрированным до сегодняшнего дня, сохранившись в развалинах после этого землетрясения.
  
   Termessos-1 [R.Kulessky]
  
  
   Саркофаги гробниц, между которыми нужно пробираться.навалены друг на друга (снимок справа). Разрушен театр, самый высокогорный в мире (левый снимок).
   Внизу, до центрального прохода, театр имеет 16 рядов, вверху - 8, из них сохранилось 5 или 6. Это греческий театр, но с "римской" сценой. В Турции сохранилось 60 из примерно 200 театров.
   Гуляя по городу, проходишь мимо развалин гимнасии (спортивные залы, бани, общественные туалеты), бутелериона ( дом городского совета), храмов Артемиды и Зевса, акведука, других храмов. Камень местный, укладка без цемента и, если бы не землетрясение, строения стояли бы до сих пор.
   .
   Termessos-2 [R.Kulessky]
  
  
   После смерти Александра идет борьба за власть, генералы делят его наследство. В 319 г. до н. э. Алкетос - во главе города. Его соперник, Антигонес, осадил город, старейшины выдают Алкетоса и Антигонес убивает его. Узнав об этом, молодежь, выступающая за Алкетоса, пытаются сжечь город. В конце концов, достигается перемирее и Алкетоса с почестями хоронят в гробнице, отмеченной фреской героя на лошади (фото вверху справа)..
  
   Память о Герострате?
  
   Одним из семи чудес света считался Храм Артемиды в Эфесе. Он был разрушен Крезом и вновь отстроен, сохранив "статус" одного из чудес света. Затем Герострат сжигает этот храм.
   Через 20 лет Александр. Македонский хочет отстроить его заново, предлагая городу деньги на постройку, но получает вежливый отказ: "негоже богу строить храм другому богу". Тем не менее храм отстраивают заново.
   Далее Храм разрушают... христиане, после чего от него остаётся лишь одна колонна (см. фото).
  
   Artemida temple [R.Kulessky]
  
  
   Здесь же недалеко располагается византийская церковь 6в н.э., над могилой Св.Иоанна и церковь святой Марии 5-6 в.. По преданию, Иоанн и Мария после распятия Иисуса перебрались в эти места. В 431 году в церкви Св.Марии состоялся Эфеский собор, который отлучил Несторианцев от католичества.. Архиепископ Нестор учил о двух природах Христа, физической и духовной. Тело Христа относится к физической природе, а значит мать Христа - обычная женщина. Было решено, что у Иисуса всё божественное и нет деления на физическое и духовное.
  
   Эфес: музей под открытым небом
  
   Эфес существует с 9 в.до н. э. После смерти Александра образуется сильное Лидийское царство со столицей в Пергаме. В 133г до н.э. умирает очередной Лидийский царь, АталусIII, и по его завещаню, то есть мирно, Лидия переходит к Риму. Новой столицей становится Эфес. С этого времени он - один из крупнейших городов мира, так что в период расцвета население достигает 0.5 млн человек. Расцвет объясняется, в частности, самоуправлением городов, введённым Римом, в рамках которого богатые были обязаны вносить вклад в развитие города (строить храмы, бани, туалеты, театры...). В Эфесе проповедывал и апостол Павел.
   С воцарением христианства начинается упадок: отменяется самоуправление, а церковники, наиболее богатая часть общества, освобождаются от налогов. В средние века Эфес более напоминает деревню. В наше время туристический бум вернул Эфесу жизнь, это один из самых посещаемых объектов Турции.
  
   Прогулка по городу напоминает прогулку по музею, где экспонаты - под открытым небом. Однако наиболее ценные находки (скульптуры, детали украшений и т.п.) хранятся в музее Эфеса, который стоит посетить.
  
   Ephes-1 [R.Kulessky]
  
  
   Входим в город через ворота Геракла, справа открывается Одеон (крытый концертный зал и место собраний).Улицы уложены мраморными плитами (верхний снимок).
  
   Ephes-2 [R.Kulessky]
  
  
   Храм Веспасиана, который вначале назывался храмом Домицеана, его сына..
   В 129 г. н. э. в Эфесе побывал император Адриан - храм Адриана. Арка Траяна (фото выше). В Эфесе найдены в прекрасном состоянии две скульптуры Артемиды, одна из них на снимке вверху справа.
   Туалеты при борделях с фонтаном в центре.(фото внизу справа). Частные дома жителей Эфеса, примерно 1-7 в. н. э. (фото внизу слева).
  
   Ephes-3 [R.Kulessky]
  
  
   Главная аттракция Эфеса - библиотека Цельсиуса, один из щедевров античного барокко. Цельсиус - римский правитель Малой Азии, который во 2 в. н. э. решил увековечить память своего отца, построив библиотеку и похоронив его в ней. Фрагменты здания лежали на земле. Австрийские археологи в конце 70-х годов восстановили фасад из двух этажей. Был и 3-й, от которого ничего не осталось.
   Разумеется, в Эфесе есть и театр, 3 в. н. э. Театр был построен на берегу моря, однако к настоящему времени море отошло от города почти на 5км.
  
   Храм Афины в Приене
  
   Город Приена был разбит согласно правилам регулярной прямоугольной планировки, введенной архитектором Ипподамом из Милета (4 в. до н.э.), за что город называли. "Решетка". В городе можно видеть агору (рыночную площадь) - центр жизнедеятельности города, с трех сторон ее ограничивали колонные портики; театр (4 в. до н.э., реконструированный римлянами во 2 веке н.э). Из руин Приены следует также назвать булевтерий и пританей - места заседаний, соответственно, городского совета и должностных лиц города - пританов; сооружения датируются 2 веком до н.э.
  
   Priene [R.Kulessky]
  
  
   Наибольшее впечатление производит Храм Афины (фото вверху), хотя и сильно пострадавший от ливней и землетрясений, образец ионической архитектуры Малой Азии (4 в. до н.э.), перестроенный при А. Македонском. Ионические колонны (6 на 11) окружают храм. Вход в храм на востоке, а святая святых (статуя Афины, не сохранилась) располагалась на западе. Холм для храма был укреплён способом, который использовал Ирод для Иерусалимского Храма.
   Сохранились руины византийской церкви (правое фото).
  
   Храм Апполона в Дидиме
  
   Храм Апполона в Дидиме относили к одному из семи чудес света, наряду с Храмами Артемиды в Эфесе и Апполона в Дельфах.
   Считается, что на его строительство ушло 5 веков, а рухнул он в результате сильнейшего землетрясения. Но даже руины храма (11на 21 циклопических колонн, вдвое больше "стандарта") производят грандиозное впечатление, ведь колонны высотой почти 20 метров и диаметром 2.3м каждая. Большая часть этих колонн сегодня лежит в руинах, однако две из них до сих пор стоят в вертикальном положении (снимок внизу).
  
   Didim [R.Kulessky]
  
  
  
Археологические раскопки указывают на то, что самые ранние обнаруженные остатки храма относятся к 8 в. до н.э., а колоннада храма была воздвигнута на один век позднее.
   Храм считался пророческим наряду с греческим храмом в Дельфах. В храме существовало общество оракулов, предсказывающих будущее; в качестве оракулов выступали весталки. Получив вопрос, весталка три дня постилась, опустив ноги в священный источник и вдыхая его пары, после чего давала ответ, который формулировали жрецы, как правило, двусмысленно. В качестве одного из предсказаний, известен ответ оракула на вопро Креза, "стоит ли ему начинать войну против Кира?". Ответ гласил: "начав войну, ты разрушишь великую империю". Крез решил, что предсказание в его пользу, начал войну и проиграл, разрушив свою великую империю.
  
   Didim-2 [R.Kulessky]
  
  
   На фотографии, вверху слева, внутренний двор с бассейном для весталок и священным источником, а также Святая Святых, где стояла культовая статуя Апполона. Ожидавший ответа получал его наверху (задняя часть снимка), куда жрец поднимался по ступеням.
  
   Didim-3 [R.Kulessky]
  
   Повсюду можно увидеть фрагменты колонн, статуй, фризов..., в том числе знаменитую голову Медузы Горгоны, украшавшую портал разрушенного храма (верхний снимок), Перед храмом расположены несколько ступеней стадиона, датируемого 2в до н.э., где проходили спортивные игры в честь Аполлона.
   Храм не был разрушен христианами и сохранился в достаточно хорошем состоянии потому, что они устроили в нём церковь.
  
   Храм Зевса в Еуромосе
  
   Еуромос- город, расположенный на скале и до сих пор не раскопанный. Храм Зевса - у автомобильной дороги и "было бы грехом" его не посетить.
  
   Euromos [R.Kulessky]
  
  
   Храм имеет "стандартное" количество колонн (6 на11) и не был достроен. Видно, что часть колонн стоят в их законченном виде, а часть ещё "не нарезаны". Колонны эти никогда не падали, то есть стоят уже 2000 лет. На колоннах надписи, указывающие имена "дарителей" колонн (можно было подарить и половину колонны).
   Вопреки тому, что храм достраивался, жреческая служба в нём продолжалась, так что он имеет все необходимые для этого пространства и помещения, которые, хотя и в руинах, но чётко идентифицируются.
   В Турции имеется четыре хорошо сохранившихся храмов, два из которых мы посетили в этом путешествии: храм Апполона в Дидиме и храм Зевса в Еуромосе.
  
   Древние гробницы Ликии и Карии
  
   Гробницы древних Ликии и Карии относятся к 4-5 векам до н.э. (см. нижнее фото).
  
   Tombs [R.Kulessky]
  
  
   Населяющие эти царства народы, ликийцы и карианцы, полагали, что загробная жизнь - самое главное, а этот мир - ничто. Они сооружали.прекрасные гробницы, высекая их в скалах и верили, что души умерших переселяются из гробниц, превращаясь в крылатых существ. Именно поэтому они зачастую сооружали гробницы высоко на скалах. В скале камнетесы вырубали портики по типу древнегреческих, которые пышно украшались барельефами и резьбой. Однако большинство гробниц изготавливались из мягкого известняка и устанавливаось на скалах повыше.
   Ликийские гробницы (левый снимок) лучше всего осматривать в археологическом парке Миры (Ликия). Карианские гробницы хорошо видны на скалах Кауноса (Кария), когда сплавляешся по реке Дальян (правый снимок).
   Верования этих народов позволяли им "не дорожить земной жизнью". Известны, по крайней мере две трагедии, в которых мужчины Ксантоса (Ликия) убивали всех близких, детей жён, а затем себя, когда не могли противостоять осаде города, что характеризует этот народ как бескомпромиссный и воинственный.
  
   Ksantos [R.Kulessky]
  
  
   После похода Александра Македонского идёт быстрая эллинизация Малой Азии и культура Ликии исчезает. Сохранилась стелла (фото вверху справа), где на одной стороне текст на
   ликийском языке, а на другой - на греческом (текс повестует о деяниях некоего героя). Язык имел 29 букв при письме слева направо Эта стелла (4в до н.э.) находится на территории древнего Ксантоса. На фото в центре можно видеть его театр с очень высоким зрительным залом, то есть это один из немногих театров, где происходили бои гладиаторов между собой и с дикими зверями. В этот период Ксантос был столицей Ликии. .
  
   Здесь Беллерофонт победил Химеру
  
   Место это недалеко от древнего Олимпуса.
  
   Olimpus [R.Kulessky]
  
  
   Сюда герой греческой мифологии Беллерофонт на волшебном коне Пегасе прибывает сразиться с Химерой. По Гомеру, Химера - огнедышащее чудовище, "спереди выглядит, как лев, имеет тело козы и хвост змеи". Гесиод добавляет, что Химера извергает огонь, существо ужасное, огромное, быстроногое и сильное. К тому же у неё три три головы: одна львиная, другая козья, а третья - кровожадного дракона.
   Разумеется Беллерофонт побеждает и посрамлённая Химера прячется "у родственников" под землёй, давая о себе знать языками пламени.
   К этому плато, где под землёй месторождение природного газа, ведёт длинный, хотя и живописный, двухкилометровый подъём. Газ, вырываясь из-под земли, горит здесь уже много десятилетий. Пахнет серой, стимулируя у путешественников.игру воображения.
  
   Брошенная греческая деревня
  
   История деревни Кайя-Кёй относится к новейшим временам 20-х годов прошлого века. Однако она настолько необычна и поучительна, что невзможно не рассказать её, вопреки тому, что она не имеет никакого отношения к Александру Македонскому (благо, что деревня находилась на пути нашего следования)
   В первой мировой войне Греция воевала на стороне Антанты под обещание Англии восстановить "Великую Элладу". И планы эти были достаточно реальны, поскольку Турция была среди проигравших. Однако Греция захотела больше, чем ей предложили союзники по Севрскому договору, и она продолжила войну, разгромив турок и находясь уже в 100км от Анкары. К счастью для турок, у них вовремя появился достойный вождь, Аттатюрк, который сумел переломить ход войны, разгромил греков и, как результат, - Лозанский договор, по которому все острова Средиземного моря - Греции, а континент - Турции. Все Греки, жившие в Турции, должны были переселиться в Грецию, а турки из Греции в Турцию. И те, и другие переселялись в освободившиеся деревни и это был "мирный трансфер"(!).
  
   Kayakoy [R.Kulessky]
  
  
   Греки, жившие в деревне Кайя-Кёй, выкопали тела своих предков из могил, взяли с собою только черепа, чтобы похоронить на новом месте и поселились где-то, недалеко от Афин.
   Однако туркам из Греции это место чем-то не понравилось, и они поселились в другом месте. Деревня же с 1923 г. стоит пустая, в ней можно видеть только стены домов без крыш, дверей и окон. На фото вверху руины церкви 17в и вид на деревню снаружи церкви (слева) и из церкви (правый сримок).Теперь эти руины стали памятником удачной попытке мирного решения территориальных споров.
  
   Заключение
  
   Невообразимо много материальных и духовных богатств, вложенных в создание "чудес света", бездарно и бесславно растрачены или уничтожены варварами, как язычниками, так и христианами, и, кажется, что людей это так ничему и не научило.
   Хотелось бы всё же заключить изложенное оптимистическим примером вышеописанного "мирного трансфера", символизирующего возможность найти компромисс, даже в тяжелейших конфликтах.... компромисс, примеров которому не было с античных времён, оставивших нам лишь руины прекрасных памятников...
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"