Кулесский Роланд : другие произведения.

Воланд и Сатана: размышления под впечатлением от фильма В.Бортко ”мастер и Маргарита”

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.32*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многим, смотревшим ”Мастера и Маргариту”, бросается в глаза несоответствие поведения Воланда с образом сатаны, который сформировался в головах людей, живших и воспитывавшихся в Советском Союзе в прошлом веке. Эта несоответствие определило проблематику данной статьи.


   Воланд и Сатана: размышления под впечатлением от фильма В.Бортко "Мастер и Маргарита"
  
   Введение в проблему
  
   Многим, смотревшим "Мастера и Маргариту", бросается в глаза несоответствие поведения Воланда с образом сатаны, который сформировался в головах людей (включая и автора статьи), живших и воспитывавшихся в Советском Союзе в прошлом веке Образ этот соответствует библейскому Новому Завету (далее - НЗ), то есть христианской традиции. Не случайно О.Басилашвили, прекрасный исполнитель роли Воланда, справедливо утверждает в своём интервью: "..какой же он, Воланд, сатана?! ".
   Но М.Булгаков не ошибался, создавая своего Воланда. Читая роман, начинает казаться, что Воланд скорее воплощает ветхозаветные представления о сатане, не получившие распространения в христанстве. За этим кроется нравственный посыл, обсуждаемый в данной статье.
  
   Сатана в христианской традиции
  
   В НЗ сатана (вельзевул, дьявол) - злой дух или глава злых духов, противостоящий богу, поскольку он враг Царствия Божия, искуситель, имеет власть над болезнями и смертью, властвует над бесноватыми. От него зло в мире земном, которое он активно стремится увеличить.
  
   Несколько цитат из НЗ:
  
   "...поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века" (Матфей, 13 38)
   "..Он (дьявол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё; ибо он лжец и отец лжи" (Иоанн, 8 44)
   "Сеятель слово сеет...но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана, и похищает слово, посеянное в сердцах их" (Марк, 4 15).
  
   Можно и дальше цитировать НЗ, но и из приведённого ясно, что образ Воланда у Булгакова не совпадает с евангельским образом сатаны.
  
   Заметим также, что Воланд, в отличии от новозаветого сатаны, не замешан и в истории с Иудой, хотя и присутствовал "за сценой", наблюдая происходящее в Ерушалайме. Но в НЗ именно сатана совратил Иуду: "Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати. И он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им" (Лука, 21 3-4).
   Заметим, что чаще всего в книгах НЗ сатана обвиняется в искушении и совращении "нестойких" в нравственном отношении людей.
  
   Сатана в иудаистской традиции
  
   Роль сатаны в иудаистской традиции можно видеть из книг Ветхого Завета (далее ВЗ). Как известно, библейский ВЗ включает переводы канонизированных священных книг ТаНаХа (аббревиатура).
  
   ТаНаХ включает 3 группы книг: А) собственно еврейская библия ('Тора' - 'Т', переводится как закон, то есть в иудаизме слово библия не используется); В)  Пророки ('ha'Навиим' - 'аНа'); С)   Писания/История ('Ктувим' - 'Х', здесь Х читается как К).  
  
В ВЗ крайне редко, всего трижды, прямо упоминается о сатане (в НЗ я насчитал около семидесяти прямых ссылок), при этом в ВЗ сатана не противостоит Богу, а как бы у него "на службе". Кроме того, "злой дух" в ВЗ не всегда ассоциируется с действиями сатаны, к примеру: "...от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа" (1 кн. Царств, 16 14)).
  
   Сатана выступает "прокурором в деле" Иова, выразив сомнение перед Б-ом в искренности следования Иова божественным заповедям: "...разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его...Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?... " (Иов, 1 6 11). И Б-г даёт сатане "указание" проверить, действительно ли это так. Как утверждают комментаторы, сатана оказался прав. При этом у сатаны "развязаны руки" в плане наказаний в земной жизни: "и сказал Господь сатане: вот всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей" (Иов, 1 12).
  
   Заметим, что Б-г даёт указание и Воланду (через Левия Матвея) позаботиться о Мастере и Маргарите. Воланд также "проверяет" нравственный уровень московской публики в сценах представления в "Варьете" и в других случаях. Он же судит и наказывает по результатам проверки, как если бы у него были на это полномочия.
  
   Интересно, что роль сатаны как прокурора от Б-га, находит себя и в обычае изгнания козла отпущения в канун судного дня.
  
   Согласно Ветхому завету (Ваикра 16 8) : "...возьмёт священник двух козлов и поставит их пред Господа...и положит на обоих козлов жребий: один для Господа, а жребий другой - к Азазэйлу... ".
  
   После жребия, одного козла приносят в жертву Богу, чтобы он простил грехи, другого (он несёт собственно грехи) сбрасывают со скалы (Раши: Азазэйл - высокий утёс с крутым обрывом - "страна необитаемая"). Как комментирует Хизкуни: "...жребий другой - к Азазэйлу, то есть к Самаэлюатану), и дают ему взятку, чтобы была принята их жертва". То есть сатана может помешать Богу принять благосклонно жертву Израиля и отсюда ему "взятка" в виде козла. Иначе говоря, Сатана и здесь на "службе" у Б-га, выполняя роль прокурора, который должен следить за выполнением нравственных заповедей и к мнению которого "присушивается" Бог.
  
   Рав Гирш: азазэйл (иврит ) можно толковать, как аз (козёл: иврит ) и азел (ушло: иврит ), то есть - козёл, изгнанный (в страну необитаемую). Считается, что азазэйл - символизирует чувственность, которой предаются из принципа и которой Бог не желает предоставлять никакого места в человеческом предназначении. Понятно, что Булгаков не случайно выбирает имя Азазэлло для одного из своих героев.
  
   Вместо заключения: "Бес попутал! "
  
   Читая роман, невозможно отделаться от впечатления, что речь идёт о "юридической системе неба", где верховный судья - Бог, а прокурор - ветхозаветный сатана, Воланд. Спрашивается, какой нравственный посыл за этим встаёт? Как вариант, рассмотрим следующий:
  
   Кому не известно оправдание - "Бес попутал!" - в поступках, от глупости до подлости, которое "по умолчанию" принимается как необходимое (хотя быть может и недостаточное) в христианской морали, где сатана "сбивает человека с пути истинного".
   Это оправдание в содеянном в значительной степени снимает ответственность с человека тем более тогда, когда новозаветный сатана побеждает повсеместно, как например, в СССР 30-х годов, и устоять нравственно вроде бы не было никакой возможности. Делай и поступай, полагаясь на указания сверху, чувствуй ответственность "винтика в коллективном механизме", за тебя думают и решают, твои грехи отпускают априори, иначе - твоё место, как минимум, в сумасшедшем доме. Нетрудно догадаться, кто этот новозаветный сатана.
  
   И М.Булгаков, обращаясь к ВЗ, утешает себя и читателя тем, что есть прокурор от Б-га, от глаз которого не укроется ничего из содеянного в земной жизни. Это важно, поскольку о загробной жизни мало кто думает и даже ВЗ о ней ничего не говорит.
  
   Иначе говоря, М.Булгаков призывает следовать ветхозаветным принципам, помня о своей полной личной ответственности за то, что делаешь и говоришь, и в конечном итоге тебе воздастся, если устоишь против искушений новозаветного сатаны.
   В этом смысле, в романе Булгакова ветхозаветный сатана, Воланд, противопоставлен новозаветному сатане, тирану, властвовавшему над одной шестой мира почти 40 лет.
  
Оценка: 7.32*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"