*Этот текст с фотографиями можно увидеть на моём канале Дзен, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы.
Начнём это повествование строками из "Определение и послание Святейшего синода о графе Льве Толстом" от 20-22 февраля 1901 года. Там значатся такие слова: "Граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние... В своих сочинениях и письмах... он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; опровергает личного Живого Бога, во святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа... не признаёт загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию... Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею".
Такая формулировка даёт нам понять, что граф Л. Н. Толстой не был, как утверждают многие, предан анафеме. Становится очевидным, что церковь лишь констатировала свершившийся факт и давала ему возможность вернуться в её лоно.
Напомним, преданным анафеме крайне редко удавалось заслужить её снятие. В истории известны считанные случаи.
Теперь попробуем немного разобраться, что послужило причиной для такого крайнего недовольства церкви. Начнём с самого начала - с рождения великого русского писателя.
Лев Николаевич родился в 28 августа (по юлианскому календарю) 1828 года в Тульской губернии, в наследственном имении матери Ясной Поляне. На следующий день после рождения он был крещён в церкви Николая Чудотворца в соседнем селе Кочаки. Мать умерла, когда ему было два с небольшим года, отец, в 1837 году. Воспитанием детей, их было четверо, стала заниматься дальняя родственница Т. А. Ергольская и тётка по отцу графиня А.И. Остен-Сакен. Она же была назначена опекуншей детей. Жили они в Ясной Поляне. Так продолжалось до 1840 года. Именно тогда умерла графиня. Новым опекуном стала сестра отца П.И. Юшкова и дети переселились в Казань.
Пересказываем биографию Л.Н. Толстого мы очень кратко, не углубляясь в детали, которые известны многим.
Тётушка наложила большой отпечаток на жизнь Льва Николаевича. Начнём с того, что дом Юшковых в Казани считался одним из самых "особенных". В нём высоко ценили внешний блеск и любили веселье. Затем была учёба в Императорском Казанском университете, знакомство с работами Монтескьё, Жан-Жака Руссо. Трактат последнего "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" значительно повлияла на формирование взглядов молодого Толстого и его дальнейшую жизнь. Такое стечение обстоятельств, вероятно, даст некоторые ответы тем, кто недоумевает, почему, откуда, у Льва Николаевича взялись мысли, за которые его впоследствии осудил синод. Ведь его мать - Мария Николаевна была глубоко верующим человеком. Младшая сестра Мария стала монахиней Шамординской обители. Да и сам Толстой, при всем своём "неверии" не менее пяти раз посещал Оптину пустынь.
Как уже говорили, мы не ставим перед собой цель провести глубокий анализ весьма значимого события в жизни великого писателя, тем более, дать ему какую-либо оценку, но приведем некоторые его личные слова, опубликованные им, как ответ на постановление Синода:
"Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нём... Верю в то, что истинное благо человека - в исполнении воли Бога, воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как сказано в Евангелии, что в этом весь закон и пророки. Верю, в то, что смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении в себе любви, что это увеличение любви ведёт отдельного человека в жизни этой ко всему большому и большему благу, даёт после смерти тем большее благо, чем больше будет в человеке любви, и вместе с тем и более всего другого содействует установлению в мире Царства Божия, то есть такого строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие будут заменены свободным согласием, правдой и братской любовью людей между собою. Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва, - не молитва общественная в храмах, прямо запрещённая Христом (Мф.VI, 5-13), а молитва, образец которой дан нам Христом, - уединённая, состоящая в восстановлении и укреплении в своём сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога".