Кулик Вадим Викторович : другие произведения.

Бисерный храм. Скит Анастасии Узорешительницы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

Бисерный храм [кулик в.в.]
  
  
  * можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы
  
  
  Сегодня мы приглашаем вас посетить совершенно уникальный скит Анастасии Узорешительницы, который находится в Бахчисарайском районе Крыма в балке скальной гряды Фыцки, западнее Качи - Кальона. Относится скит к Свято - Успенскому мужскому монастырю, а уникален он тем, что это единственный в мире Бисерный храм. Аналогов ему просто нет.
  
  Прежде всего скажем, что все панно, которые вы сможете увидеть в этом месте, как снаружи зданий, в виде оформления стен, карнизов и прочих элементов, а также когда мы зайдём в храм, всё выполнено с использованием самого разного бисера. Для таких работ нужно быть не просто художником, а ещё и мастером мозаичного искусства. А это очень древнее и довольно сложное монументальное искусство, которому почти 2500 лет. Уже во времена ранней античности - это примерно VIII - IV век до н. э. делали мозаику и использовали для этого разноцветные гладкие камни небольших размеров. Настоящий расцвет мозаичного искусства наступил чуть позже в Римской империи и Византии. Там использовали уже смальту самых разных видов. Смальта - это цветное непрозрачное стекло.
  
  Кстати, само производство стекла очень древнее. Искусственное стекло существовало, судя по археологическим находкам, уже в третьем тысячелетии до н. э. и было произведено где - то в районе Сирии, Ирака, или в Древнем Египте. В те далёкие времена технология его изготовления очень строго охранялась и была тайной. Однако, как говорится, всё тайное - дальше сами знаете.
  
  Так вот, согласно "Естественной истории", составленной в самом начале нашей эры древнеримским писателем - эрудитом Плинием Старшим, открытию этой тайны помог случай. Вот что он пишет: "На берег был выброшен корабль, который вёз соду из Египта в Финикию. Когда купцы занялись приготовлением пищи, то не нашли поблизости никаких камней для того, чтобы сложить очаг. Поэтому, чтобы сложить печь, они принесли куски спрессовавшейся соды с корабля. Песок на берегу смешался при высокой температуре с содой и полупрозрачными потоками новой жидкости стал вытекать из печи застывая снаружи. Таково происхождение стекла".
  
  В Риме бурное развитие производства стекла началось примерно в I веке до н. э. Мозаичное искусство именно тогда стало совершенно потрясающим. Разные кусочки разнородного стекла мастера крепили под точно выверенными углами. Отражая таким образом свет, они словно светились изнутри. В те далекие времена, когда не было хорошего искусственного освещения, такие особенности были сродни чуду. Далее мозаичное искусство претерпевало всевозможные изменения, но всегда оставалось довольно сложным и кропотливым занятием.
  
  Всё это мы вам рассказали потому, что бисер - это ни что иное, как изделие из стекла. Он был бы он обычным, хорошо, пусть не совсем обычным, маленьким, красивым объектом для украшений, если бы не искусство мозаики. Монахи из Свято - Успенского монастыря смогли чудесным образом соединить их вместе и создать неповторимый Бисерный храм, в который сейчас мы с вами войдём. Храм, как вы можете убедиться, находится в горе, в одной из её пещер. Высокая влажность в ней послужила причиной выбора использования панно из бисера, бусин и мелких камней. Штукатурка и обычные росписи просто не держались на стенах и потолке. Далее сложилась основная концепция оформления и, как видите, получилось необычно и красиво. Некоторые элементы, как предположим, многочисленные лампады, свисающие с потолка, были переняты с Афонских монастырей, но в общем облик Бисерного храма уникальный и не нарушает каноны православной веры.
  
  Настало время рассказать, а кто же такая была Анастасия Узорешительница. Святая Великомученица родилась в Риме, в семье сенатора, в III веке н. э. Отец был язычником, а вот мать тайной христианкой. Как вы, вероятно, знаете, знаменитым Миланским эдиктом право легального существования в Римской империи христианство получило лишь в 313 году. В 325 состоялся Первый Никейский собор. До этого христиане считались вне законна и на них осуществлялись гонения. Именно мать и поручила воспитание маленькой Анастасии известному своей учёностью учителю Хрисогону. Он был также тайным христианином и научил свою воспитанницу Священному Писанию.
  
  Далее, после смерти матери, она стала посещать темницы, в которых содержались страждущие за веру во Христа. Она кормила, лечила и часто выкупала их. Всё это происходило во времена правления императора Диоклетиана, а он был весьма нетерпим к христианам, и когда узнал, что учёный Хрисогон тоже принял запрещенную веру, сам допросил его, после чего велел отрубить ему голову. Анастасия, едва узнала об этом, отправилась в странствия. К тому времени она овладела врачебным искусством и повсюду ревностно служила узникам, всячески помогала страдальцам. Именно за это и стяжала себе имя Узорешительницы.
  
  Диоклетиан, тем временем продолжал свирепствовать и однажды узнал о делах Анастасии. Началось её преследование. Несколько раз она была схвачена, но с Божьей помощью ей удавалось избежать смерти. Однако 25 декабря 304 года, по старому стилю, её всё-таки поймали и чудовищным образом предали смерти.
  
  Далее, буквально через 20 с небольшим лет, едва христианство стало государственной религией Римской империи, на месте захоронения Святой Анастасии в городе Сириум построили первую часовню, а затем и церковь в честь Святой Анастасии Узрешительницы. Сейчас этот город называется Сремска -Митровица и находится в Сербии.
  
  Теперь немного об истории скита. Исторически, совсем рядом, находился источник Святой Анастасии. Потом, на месте остатков средневековой церкви селения Качи - Кальон, в котором жили христиане, по некоторым исследованиям уже c VIII - IX веков, была построена Анастасиевская церковь. О ней упоминается во многих источниках XIX века. Далее, в 1887 году появилась запись епископа Гермогена. Она гласит, что: "Храм во имя великомученицы Анастасии каменный, с деревянным куполом, довольно поместительный и светлый..., в 1851 году приписан к Бахчисарайскому скиту... Тут же братские келии и фруктовый сад... монашествующие и послушники занимаются хозяйством и садоводством".
  
  Собственно, так всё и продолжалось до 20 июня 1932 года. Именно тогда специальным протоколом было решено: "Монастырское подворье и церковь ликвидировать ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору No2 совхоза "Коминтерн" под культурные нужды".
  
  Таким образом, подворье было ликвидировано. Далее здание церкви, как и кельи, взорвали, разобрали, в общем, действовали точно по протоколу.
  
  Возрождение скита началось относительно недавно. В 2005 году, по благословению настоятеля Бахчисарайского Свято - Успенского мужского монастыря, начались работы чуть западне исторического места. Уже спустя три месяца там появились первые насельники, то есть послушники, или монахи, живущие в этом монастыре. Тогда же, в одной из пещер бывшей каменоломни, было решено создать храм во имя Святой Анастасии Узорешительницы. Тот самый Бисерный храм, в котором мы только что побывали.
  
  Мы решили подняться на смотровую площадку. Нужно сказать, что в 2018 году на территории скита случился пожар. Сам храм не пострадал, а вот хозяйственные постройки и кельи почти все выгорели. Сейчас о пожаре уже ничего не напоминает, по крайней мере тем, кто сюда попал впервые.
  
  Как видите, строительство новых помещений, обустройство территории, продолжается и ведётся довольно быстрыми темпами. Конечно, здесь даже в не сезон много туристов, и количество желающих приехать сюда, вне сомнений, будет только расти. Стоит ли этому удивляться? Естественно, нет!
  
  В заключении нашей прогулки хочется сказать ещё несколько слов о бисере. Прежде всего о том, что эти декоративные стеклянные бусины бывают 20 видов. Это "стеклярус", в виде трубочек из цветного стекла, разных размеров; "парчовый", из прозрачного стекла; "обливной" - слабо прозрачный бисер; "металлический" - на самом деле, он стеклянный, но с покрытием под металл; "тёртый" - полупрозрачный бисер с тусклой шершавой поверхностью и многие другие, с самыми разнообразными свойствами. Как видите, это даёт широкие возможности для создания мозаичных панно, и их очень мастерски делают монахи скита. На этом сегодня наша прогулка завершается. До следующих встреч!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"