Развод партии и народа похоронил социализм. Сочетание личного и общественного интереса, их соотношение в человеческих институтах не сложилось. Личный интерес - движущая сила, но он способен подмять под себя всё, всякое шевеление и тогда всякий прогресс остановится. Современный капитализм решает проблему разрушительного индивидуализма антимонопольным законодательством и постоянной сменой элит. Социализм, будучи, априори, более общественным по настрою, по своей изначальной конструкции, проиграл именно в механизме создания конкуренции в политике, в экономике, в науке и в других областях деятельности людей.
Если отвлечься от методов построения социализма в России, который ничем не лучше и не хуже, построения капитализма в Англии, во Франции или США (казни, террор, гражданская война, постоянная стрельба по президентам), социализм проиграл в смене элит. Конкуренции не было, и развитие практически остановилось. При этом социализм не генерировал имущественные и прочие социальные различия, оттого умирал медленно, без видимых эксцессов. Теперь, когда произошел возврат назад к состоянию до 1917 года, все, что нас останавливает от падения в дикость третьего мира - обычаи той страны, из которой мы ушли, ибо институций развитых стран Европы мы не еще построили. Для поддержания городского хозяйства, индустрии, электросетей и электроэнергетики необходим определенный навык совместной жизни, образование, наука. Их можно поддерживать только в более-менее развитом обществе. Приходится делать это самим или начинать выписывать специалистов из-за границы.
Получается своеобразное сочетание дикости и просвещения, патернализма и вседозволенности, имущественного расслоения и социальных гарантий. Мы живем на обломках. Самопоедание российской социал-демократической партии (большевиков) в отсталой стране в конечном итоге привело вымиранию советской цивилизации, к разложению не по форме, а по содержанию. Россия, как всегда, поэкспериментировала на себе глобальную проблему тупика индивидуализма, и в этот самый тупик, в конечном счете, въехала в полной мере. Попытавшись в 1917 году решить проблему кардинально, сразу и навсегда, не паллиативными методами, большевики не смогли найти замену индивидуализму и эгоизму как "вечному двигателю" эволюционного процесса. Это проблема не только большевиков, это - всеобщая проблема. Это - дикость цивилизации, младенчество, примитивизм плоти, детский эгоизм и детское недомыслие сути жизни.