Последние километры польского шоссе перед границей с Германией пустынны. Только низкорослый, довольно чахлый сосновый (в основном) лес по сторонам, с редкими вкраплениями кустарников и деревьев других пород. Видимо, это наследие прошлого - здесь была приграничная зона, ничего не строили. За четыре-пять километров до самой границы начинается пологий спуск. Спустившись вниз, подъезжаем к нескольким зданиям, в которых раньше размещались пограничные службы. Сейчас они стоят почти пустые, внутриевропейская граница как таковая упразднена. Остались несколько фирм - конторы обмена денег да страховщики. Миновав бывший погранпункт, всего через 50-70 метров оказываемся на мосту через Одер - старому, для едущих на легковой машине не очень удобному, потому что реку внизу видно плохо. Одер в этом месте выглядит небольшой речкой, особенно летом, когда вода спадает: но характер реки выдают следы размывов от весенних разливов. Последние почти 600 метров моста - и мы на немецкой земле. Точнее, на асфальте, на автобане А12.
Водителям.
Не помню почему-то, как сейчас, но когда-то раньше на мосту стоял знак ограничения скорости - 30. Правда, так никто не едет, а многие водители, утомлённые медленной ездой по польским дорогам, дают газу ещё на мосту и слетают с него на ходу хорошо за сто - сам видел, и не раз. Можно, конечно. Но - опять-таки, не стоит забывать, что у немцев радары настоящие, а не имитаторы. :) Плюс они редко, но всё же пользуются мобильными системами - стоит себе совсем не полицейский бус, машина (или даже мотоцикл!) где-нибудь на стоянке, и фиксирует втихаря проезжающих на радар, совмещённый с видеокамерой. Так что, если вам охота прокатиться с ветерком, потерпите ещё немного - после берлинской развязки исчезают ограничения скорости и можно ехать. А так на бане А12, сколько я помню, в основном стоят знаки ограничения 120. Ещё 20 можно добавить при желании. Но лучше идти с потоком, потому что этот автобан имеет только две полосы в каждую сторону, и тут всё равно особо не разгонишься, разве что вы едете в такое время, что транспорта почти нет.
Обязательно! Не забудьте, что в Германии при выезде на круговое движение дорогу уступает тот, кто выезжает на круг, а не тот, кто по нему едет!
И ещё: обгон справа на автобанах запрещён раз и навсегда! Только слева! И ехать справа быстрее, чем едут слева - тоже!
Пассажирам.
Через примерно 80 километров начинается берлинское кольцо - автобан А10, и поскольку сейчас мы едем в сам Берлин, то доезжаем до развилки с дорогой А115 и сворачиваем на неё - она приведёт нас почти туда, куда нужно - в центральную часть Города. Съехав с автобана по указателю "Центр", мы попадём на длинную и прямую улицу, которую каждые два километра пересекают "кольца" перекрёстков. На самом деле это не одна улица, а несколько, и последняя из частей между "кругами" - улица 17 Июня. Она упирается в арку Бранденбургских ворот со всемирно известной квадрильей коней. Перед аркой мы свернём направо и сразу - налево, на Унтен ден Линден, потом, через километра полтора, ещё один поворот налево, и мы на месте. Остров Музейный, когда-то - Шпрееинзель. Люстгартен.
Своё нынешнее имя Музейный остров получил именно из-за музеев - их на нём сейчас несколько. Старый (anno 1830), Новый, Старая Национальная Галерея, Музей Боде, Пергамский. Нацисты, будучи у власти, хотели построить ещё как минимум четыре, но этим планам помешала война. Во время войны всё это было, конечно, разрушено - примерно на 70-80 процентов, и работы по восстановлению идут до сих пор. В частности, не восстановлен (но это в планах) старый кайзерский дворец, который, видимо, будет называться Дворцом Республики.
Люстгартен. Этакое интересное, многообещающее название - "люст" по немецки чаще всего используется в смысле "желание", "охота". Лебенслюст - желание жить, люстих - весёлый, радостный. Интересно - просто ради справки кликнул перевести в гугль-переводчике, первый (!) вариант перевода - похоть. Гм... видимо, у гугль-переводчика какие-то проблемы в личной жизни, либо особенное отношение к языку.
По музеям - скажу честно - мне не довелось походить. Хотя подозреваю, что более чем стоит. Моей целью в этот раз был сам Люстгартен. Но он разочаровал... может, он может создать люст у одичавшего в бетонных мешках и стенах жителя большого города. Не знаю. Дело в том, что от гартена - Garten, нем.: сад - сейчас очень мало чего осталось. Когда-то это место было вообще огородом при дворце. Потом, в 17-м веке, тогдашняя герцогиня Луиза построила здесь благоустроенный парк. Позже это площадка служила и плацем для маршировок армии, снова стала парком в начале 18 века, служила местом демонстраций, при нацистах была снова вымощена камнем, а сейчас это - всего лишь большой газон с парой фонтанов, геометрически правильно рассечённый дорожками. Даже цветов здесь нет. Немного радует глаз небольшая аллея деревьев, правильными рядами посаженных вдоль реки. Но музеи стоят, и в них сходить при случае стоит. Наверное, как и зайти в Берлинский Домский Собор, который находится здесь же. Интересно, что собор поразительно выбивается из общего ряда немецких готических сооружений - быть может, потому что построен довольно поздно, на рубеже 18 и 19 веков. И Собор - красив, особенно спереди, со стороны главного входа (тоже как-то выбивается из привычного, потому что главный вход - на широкой сторое здания). Одной стеной он стоит в реке.
Честно сказать, почему-то при взгляде на немецкие статуи коней (и с конями) мне почти всегда вспоминается один из сказов Бажова. Мне часто кажется, что немецкие кони - дрессированные, как цирковые собачки...
Если вы захотите потратить день-другой на музеи, то тратьте смело. Эти экспозиции собирались, начиная с примерно 1830 года, и там обязательно найдётся, что посмотреть.
Сам Берлин мне не очень нравится, во всяком случае, центр. Есть красивые здания, есть отдельные интересные уголки. Но... это монстр. Железобетонный, грохочущий, бесстыдно выставляющий напоказ все свои язвы, внутренности и артерии. Но это, конечно, только моё мнение.
А из него мы поедем дальше... следующая остановка - город Steinau an der Strasse, Hessen (Штайнау ан дер штрассе или просто Штайнау). Город сказок, родина братьев Гримм.
Водителям.
Да, на немецких автобанах (так считается) нет ограничений скорости. Ерунда. Ограничения есть, просто не везде. В Бундестаге периодически муссируют вопрос - не ввести ли общее ограничение 130-150, но пока без успехов. Когда я впервые был в Германии, году в 1992-м, кажется (на автобусе, с турпоездкой), на автобане какое-то время не мог сообразить, в чём дело. Ну вроде такие же знаки, как у нас? Потом дошло - ограничение скорости 130 на территории бывшего Союза как-то не встречается, уже не знаю, почему. :) Здесь это - не редкость. 130, 120, даже 100. Но стоят эти ограничения, как правило, там, где они действительно нужны. А из-за особенностей системы немецких штрафов все едут, как правило, на километров 10-15 быстрее (если "попадёшь" под радар, то ещё не страшно - только денежный штраф, и за городом - сравнительно небольшой. Пока, по крайней мере). А кто знает, что на участке нет радара, может и просто не обратить внимания. Но! Любые возможные последствия - под личную ответственность водителя. В первую очередь - финансовую.
От Берлина в Штайнау можно попасть двумя путями - по банам 9-4-7-66 или по 2-7-66. И там и там расстояние примерно одинаковое, но первый вариант немного короче, километров на 40, кажется. Хотя второй - интереснее и красивее, потому что седьмой бан идёт по холмистой и гораздо более зелёной местности ("девятка" сначала идёт по скучноватым еловым лесам, а потом - по почти степи). Не забывайте, если вы вышли на трёхполосный автобан, то в левый ряд лучше становиться только для обгона. И перед этим, и при этом нужно очень внимательно поглядывать (и не один раз!) в зеркало заднего вида. Почему? Правый ряд - для грузовиков и тех, кто совсем не спешит. Средний - для тех, кто идёт 120-150. А левый для обгонов и для тех, кто идёт без ограничений. Если вы разогнались аж до 180 (или даже 200) и забылись в левом ряду, то через минуту может оказаться, что сзади кто-то уже тормозит с трёхэтажным "донерветтером"* со скорости в 250. Из-за вас. А это - некрасиво и нехорошо. Тем более нехорошо, если вы вываливаетесь в левый ряд всего в ста метрах перед другой машиной, не оценив возможную разницу скоростей. Например, из 150-180 ваших и 200-250 его (её)...
Но если можете идти так, чтобы никому не мешать - наслаждайтесь. Какой же русский не любит быстрой езды, правильно? :)
Иногда - особенно там, где покрытие не асфальт, а бетонка - можно под знаком ограничения скорости 80-100-120 увидеть табличку "Bei Nässe" (на мокрой дороге). Очень не рекомендую носиться очертя голову по мокрому автобану, какие бы "дождевые" покрышки у вас ни были. Очень. 120-130 более чем достаточно - законы физики никто не отменял и не отменит до самого конца. А мокрая бетонка может оказаться словно покрытой льдом.
И не забывайте про зависимость расхода топлива от скорости. :)
Сказки о том, что нельзя проехать свой съезд с атобана (когда-то давно слышал, дескать, поедешь вперёд невесть куда, пока найдёшь место для разворота) - именно сказки. Лично я не помню, чтобы до следующего съезда нужно было ехать больше 15-20 километров. Так что не бойтесь и не нервничайте, если вдруг проскочили свой.
Бородатый анекдот, ещё советских времён: вернулся мужик из поездки в Германию, ему все - ну как? Точно автобаны, что ли? Он: да, точно. Только очень много городов с одним и тем же названием. - Каким? - Аусфарт!**
При выезде НА автобан нужно успеть две вещи: набрать на полосе разгона минимум 85-90 километров в час (лучше на третьей передаче) и при этом высмотреть "дырку" (если есть поток транспорта: если его нет, то и думать не о чем), в которую вы вклинитесь. Не забудьте, бан не любит ошибок! Если, не дай Бог, случилась поломка в пути и вам пришлось остановиться на бане - это можно в таком случае - то ЛУЧШЕ, гораздо ЛУЧШЕ не сидеть в ней, а выйти всем из машины с ПРАВОЙ стороны и уйти (перелезть) через ограждение прочь с дороги. Или хотя бы встать сзади своей машины у отбойника. Не смешно, бывают случаи, когда на аварийно стоящую на обочине машину случайно налетают сзади грузовики. Или цепляют сбоку. Особенно при большом движении. На ходу "90", как правило.
Пассажирам.
Итак, из Берлина мы едем в Märchenstadt Steinau an der Strasse, Hessen - город сказок Штайнау ан дер Штрассе, земля Хессен. На родину братьев Гримм. Примерно 520 км пути, так что запасайтесь терпением. :) Продолжение следует...