Аннотация: Из Франкфурта в Москву и назад. Тридцать восемь часов "туда". Считая все остановки. Не рекорд, конечно... Просто отметил для себя. Сорри, фотографий в этот раз нет.
Из Франкфурта в Москву. И назад.
Вообще-то, когда едешь уже сам не зная в который раз - рассказать нечего. Езда-то какая? Проскочил кусок до одного перекрёстка автобанов, потом до другого, потом до третьего, ещё последний отрезок до границы, с надоевшими ограничениями "120" и даже "100" - и здраствуй, Одер. Ну, сделал ещё пару остановок, конечно. Всё привычно, понятно и мелькает перед глазами, как кадры старого, много раз виденного фильма. И хотя от Франкфурта до польской границы около 600 км, впечатление - словно проехал несколько кварталов. Просто едешь от перекрёстка до перекрёстка, от поворота до поворота.
Водителям.
Тем, кто собирается в Германию на машине, советую посмотреть мои прежние записи о путешествиях. Жизнь меняется, да, но очень многое актуально и посейчас. Цены на топливо в Германии: солярка от 1,40, бензин от 1,5, газ (ЛПГ) - смотря где: средняя цена 0,77-0,8 евро за литр, на автобанах на пару-тройку центов дороже: ближе к Голландии дешевле, заправок уже много. Метан стоит 1,1 и больше за килограмм, сеть заправок до сих пор развита посредственно - перед поездкой лучше поискать их в нете заранее. Цены на бензин и солярку прыгают часто и заметно - плюс-минус десять-пятнадцать центов вполне возможны. Цены на газ очень стабильны.
Новости начались в Польше. Я по прошлым поездкам помнил, что нужно приготовить 44 злотых на оплату автобана - четыре раза по одиннадцать, и соответственно поменял деньги. Мой друг, который весной приезжал ко мне в гости, сказал то же самое. Но на первом же пункте сбора оплат с меня содрали 33! В ответ на моё недоумение сотрудница, улыбнувшись, выдала мне небольшой проспектик с схемой автобана до Варшавы и таблицей платежей.
В общем, до Варшавы я уже крепко задумался. Заплатить - на легковой машине! - пришлось ни много ни мало 72 злотых. Это примерно 17 евро или 720 рублей. Причём чем ближе подъезжаешь к Варшаве, тем дешевле автобан: первый от Германии участок, до Познани, стоит 33 злотых - за полторы сотни километров езды, потом два по 15 (первый - ОЧЕНЬ дорогой, поскольку самый короткий, всего километров 30-40), ещё один за 10 - перед Варшавой считают просто по одному злотому за 10 км, где сойдёшь- заплатишь за сколько проехал. Последние 100 км перед Варшавой пока бесплатные, но! Перед самой столицей Посполитой уже стоят готовые или почти готовые к употреблению шлагбаумы и будки для сбора денег. Пока транспорт объезжает их по ещё свободным двум крайним правым полосам... Так что аппетит у панов явно разгорелся и вряд ли успокоится. Что делать, если не хочется платить? Об этом чуть попозже, там, где опишу обратную дорогу.
Проше, пан, можно за евро?
За Варшавой, уже на выезде, надо было заправиться. Заехал на заправку. Деньги именно на поездку были с собой, но почти всё в евро. Злотые у меня скушала первая заправка после польско-немецкой границы и платный автобан, осталось мало, на заправку не хватило бы. А при въезде в Польшу я выскочил на автобан. И, зная о том, что там курс обмена невыгодный (очень большая маржа: топливо тоже дороже), я решил, что поменяю деньги в Варшаве, съеду с окружной в город: в Варшаве я должен был быть поздно вечером, пробок уже нет. Но я проскочил весь город по окружной и все менялки остались за спиной. В-общем, заехал на заправку, спросил продавца - можно заплатить евро? Можно, говорит, только курс невыгодный. Сколько? Показал на калькуляторе 3,6 (реальный курс 4,2). И сам подсказал - езжай дальше, через двенадцать километров большая заправка, там можно заплатить евро. Ок, дзенькуе за честность, пан. Покупать топливо почти по немецкой цене (по такому курсу) в мои планы не входило.
На следующей заправке (польский "Орлен" - я не доехал километра три до "Бритиш Петролеума") задал тот же вопрос - евро можно заплатить? Да, нет проблем. Ок, закачал полный бак газа... и вместо ожидаемых 38-39 евро мне показывают, опять на калькуляторе - 48. Гм... плюнул, заплатил с банковской карты. Тоже в мои планы не входило, но как-то не хочется позволять себя грабить.
В следующий раз заправился уже перед границей, в маленьком посёлке по названию Сциплишки. А может, это были Сувалки? Уже не помню. Заправка справа, прямо на дороге, с гуманными ценами на газ (я езжу на газе), на ней же - меняльная контора с гуманным курсом.
Водителям.
Имейте в виду, в Польше, чем ближе к границе, тем топливо дороже. На литовской границе газ стоил 2,45-2,52 (а возле немецкой - 2,9, практически как в Германии), а в ста-двухстах километрах от неё я встречал заправки с ценой 2,18-2,20. В Варшаве 2,3-2,4. Цена на бензин и солярку, в отличие от газа, меняется очень незначительно.
Проехал Польшу, проехал Литву... Кстати. В этот раз, поскольку конечная цель была не Рига, а Москва, я в Каунасе пошёл на Укмерге-Даугавпилс. Даа... Не готов, совсем не готов я был увидеть в Литве такие дороги. Словно предупреждение - незадолго от границы Литвы и Латвии, как только выехал за Зарасай, последний литовский городок перед их границей... такое впечатление, что эту дорогу не ремонтировали со времени обретения независимости, все двадцать лет. И так - до самого Даугавпилса. Хорошо, что это всего 30 км.
Сам Даугавпилс тоже оставил очень тяжёлое впечатление. Да, центральные улицы ремонтируют, и всерьёз. Но город - как после войны с бомбёжкой. И дальше, шоссе на Резекне-Лудзу и до границы с Россией - тоже. Немного получше между Даугавпилсом и Резекне, километров 30: через 20-30 от Даугавпилса и до последних 30 перед Резекне. А потом... увы.
Может, я просто капризный европейский паразит, привыкший пить кофе в машине из чашки, на ходу, и без риска облиться. Но 180 км по Латвии до российской границы для меня оказались первой пробой терпения. И не зря.
Граница.
Граница встречает памятниками громадью былых планов - где-то пять последних километров суть построенная и готовая широкая дорога, хорошо оборудованная, качественная, запланированная для очередей из грузовиков и так далее. Всё заброшено - Латвия показала себя совершенно не заинтересованной в грузопотоке через порты и на Европу, и он ушёл на другие пути. Осталась небольшая часть, ради которой ремонтировать дорогу в течении пятнадцати лет ни у одной из сторон не было ни денег, ни желания. Ужасное состояние трассы Москва-Рига - тому потверждение. Правда, на рубеже тысячелетий была отремонтирован кусок от Риги до Екабпилса, 140 км. Позже, года три-четыре назад, был начат ремонт отрезка от Екабпилса до Резекне - ещё около 100 км. Но сделан ли он, и как - не знаю. То, что видел от Резекне до границы - удручает.
В остальном - граница как граница. Без приключений я не обошёлся (судьба такой, если что) - таможню проходил очень долго. С чемоданом своих шмоток, двумя велосипедами и небольшим телевизором в салоне. Превышение разрешённых 35 килограмм. Смех смехом, но мне показали документ... по нему, если понимать буквально, я должен был записывать в таможенную декларацию ВСЁ, что ввожу, вплоть до каждой пары носков и зажигалки в кармане. С указанием отличитльных признаков, ВЕСА, марки, модели... в-общем, приключения начались у входной двери.
Но адекват восторжествовал, и через пару часов я таки въехал на территорию России.
Здраствуй, борщевик...
Наверное, все уже давно привыкли и никто даже не замечает. А мне - страшно. Страшно ехать по трассе, по сторонам которой безумно, буйно растёт и цветёт это паскудное, мерзкое, ядовитое растение. Сплошными полями, ростом в четыре метра. Расходится от дорог на поля, захватывает их, выжигая и удушая всё живое рядом с собой. Раскидывает торжествующе свои зонты, разбрасывая миллиарды и триллионы семян...
Страшно за землю, на которой мы живём и от которой, по определению, кормимся. Чем воздаст она нам через 20-30 лет? Отравленной, ядовитой почвой? Продуктами, которые нельзя есть? Бесполезными, ни к чему не пригодными полями? Кто не в курсе, почитайте, что оно такое, это растение.
Люди, люди... это наш дом или что?
Я уже был здорово уставши. Плюс на территорию России я въехал уже вечером, после восьми, и ехал всю ночь. Да, по нормальному - раз уж до Москвы всего 600 км - надо положить максимум восемь часов ходу. Но это - по нормальному. А оказалось, что в этом году Россия ремонтирует трассу М9. Сразу всю!!! В итоге только к трём утра я был в Зубцове, за которым началась нормальная дорога. До этого был какой-то кошмарный сон, который, казалось, никогда не кончится. Фуры шли по этой дороге тридцать-сорок километров в час, местами - двадцать, а что говорить про легковушки? Хотя - забегу вперёд - когда я ехал назад, оказалось, что ремонт остался на протяжении всего полсотни километров, если не считать тридцать сразу за МКАДом. Но там можно таки ехать, хотя бы шестьдесят-восемьдесят - ремонтируют по полосам и дорожное полотно не такое разбитое. То ли моя тогдашняя усталость виной, то ли ночь, то ли строители за неделю успели закрыть свежим асфальтом хороший кусок дороги - не знаю, но по пути в Москву мне показалось, что я проехал больше двухсот километров просто по танковому полигону: а назад было уже куда легче и лучше.
Москва встречает аж за две сотни километров - нормальным двухполосным автобаном от Волоколамска. Можно расслабиться, можно ехать.
На подъездах к Москве издалека, за десятки километров, видна уродливая, нацеленная в небо игла огромной пирамиды. Более чужеродное тело тяжело и вообразить. Новые времена, старые сказки - всегда, во все смутные времена плодились и будут плодиться, оживать старые мифы. Не буду здесь об этом, повторю только: люди сотворили очередное уродство на земле.
Великий змей по имени МКАД в шесть утра ещё не проснулся до конца, ещё шевелится не в полную силу. Но всё равно хорошо, что мне по нему недолго ехать - сразу почувствовал себя неуютно и дико: машины обгоняют справа, перестраиваются внезапно, как от судороги в мышцах рук, и гоняются что есть лошадиных сил за любой свободной дыркой в полосе рядом - если эта дырка хоть на пять метров впереди. Тяжело вам, москвичи, да. От самих себя.
В самой Москве тоже нужно привыкать к езде. По вроде бы городским улицам машины идут до сотни в час, а на перекрёстках... соскочить на правую полосу, выделёнку для общественного транспорта, и с неё на перекрёстке рвануть налево через ещё три полосы, да на красный сигнал светофора? Нет проблем. Картина впечатляет, да. Ещё: в заторах впечатление, что все едут, как китайские велосипедисты - понятия "полоса для движения" и "маркировка" существуют отдельно, водители - отдельно.
Подушки безопасности от дурных тараканов в голове не спасают, если что...
Нелиричное отступление.
По Москве мне ездить не пришлось. Большой город, он тем и хорош, что общественного транспорта хоть отбавляй. Отбавлять, кстати, как я понял из разговора с водителем маршрутки, как раз собираются - вроде бы хотят загнать маршрутчиков в такие условия, что впору смеяться-плакать, либо просто бросать работу. Хотя надо уже сейчас всем вместе готовить заявление в Конституционный суд России - если водила ничего не перепутал, власти собрались запретить эксплуатацию в качестве маршрутки в Москве единственного автомобиля РОССИЙСКОГО производства, многострадальной Газели. В угоду всем иномаркам. В итоге все фирмы-транспортники на маршрутах должны стать просто дойными коровами - для банков и продавцов автотехники. ИМПОРТНОЙ. Сравните сами - Газель стоит 800, Транзит 1400, а Спринтер - 1800 тысяч... ну и опять-таки - откаты, откаты, откаты... Грустно.
Вообще чем дальше, тем больше растёт впечатление, что Москва безобразно развращена деньгами, которые в ней крутятся. И не только Москва - коснусь снова автомобилей.
Ради интереса полазил по нескольким сайтам, где продают машины с пробегом. Сказать, что это для меня шок? Выругаться матом этажей в -цать? Потребовать пару атомных зарядов или наоборот - какое-нибудь особо точное точечное оружие в больших количествах, для устранения хотя бы самых явных идиотизмов? Не знаю, что тут нужно. Когда-то, помню, ещё Ельцин заявлял о том, что государство будет защищать российских автопроизводителей. Лет с тех пор прошло уже... Вроде можно подвести итоги, давайте попробуем?
Первое. Защита работает, да. В Россию теперь нельзя привезти старую иномарку, растаможить, и ездить. Таможенные пошлины зашкаливают самое больное воображение - я ради интереса нашёл в нете таможенный калькулятор, посчитал самый обычный, недорогой семейный автомобиль (я бы сказал, европейский, и не только европейский, "Москвич" - рабочая лошадка) Форд Мондео... м-да. Государство оскаливает зубы - что, хорошо жить начал, что ли? Иначе не скажешь. Но. Огромное количество машин - недорогих, подходящих по цене многим россиянам - вообще нельзя ввезти только потому, что у них выхлоп по норме Евро-3. И тем более Евро-2. Не получишь техпаспорт! При этом в автосалонах продаются машины российского производства, при взгляде на которые просто ну никак не верится, что они выполняют требования хотя бы Евро-2!
Защита работает? Ещё как. Ещё как!!! Фактически российский авторынок для иностранных подержанных машин просто закрыт. В том числе и для таких, аналогов которым в России нет до сих пор, попросту не производятся! Что мы имеем через столько лет?
Второе. Имеем праздник на празднике. Прошло сообщение, что прекращено производство ВАЗ-2107. Перекреститься впору - слава Тебе, Господи! И полсотни лет не прошло! Проскочило заявление кого-то из руководства ВАЗа, что осенью завод ликвидирует очереди покупателей на новинку "Ларгус" (старинку, если быть честным - "осетринка-то" второй свежести). Да неужели смогут? И вдохновляюще мусолятся сообщения о перспективных моделях - то того же ВАЗа, то е-мобиля, то УАЗа.
Кстати, когда-то давно Каданников говорил, что на ВАЗе невозможно делать большую машину, не позволяет устройство главного конвейера. Либо Ларгус - вовсе не большая машина, либо "приспичит, так сделаешь", либо лёд таки стронулся.
Третье. Хочется плакать. Если я здесь, в Германии, отложу три тысячи евро с целью купить на них поезженную, но ещё приличную, живую машину, то смогу выбирать из огромного количества. Больших и маленьких, мощных и так себе. На любой вкус.
Имея три тысячи евро в России, можно купить только порядком подолбанные "Жигули" третьей-четвёртой, а то и пятой "свежести". И никаких хотя бы "Приор".
Разница - чудовищна.
Почему заводы, которых вот так защитили, прикрыли, которым обеспечили сбыт продукции - не работают? Почему за столько лет так и не наполнен рынок?
Потому, что им не надо. И потому, что есть банки.
Мне очень хочется позвонить Президенту и спросить - ладно Вы сами, Вам, наверное, ничего не надо: но из Ваших помощников кто-нибудь элементарными азами экономики владеет? Ну хотя бы самое главное - увеличение цены товара уменьшает спрос и наоборот?
Я зашёл в Сбербанк. Обычное московское отделение. И пока ждали мы своей очереди, заинтересовался рекламными проспектами. Ипотека, потребление... автокредит. Ага, посмотрим...
Шок.
Только в России, господа. Только в России, я в этом уверен, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ банк может открыто и беззастенчиво душить свои, местные предприятия. Только в России люди, которые принимают такие решения, считаются полезными членами общества, хотя их надо считать просто членами и переселять в другое общество - немногочисленное и замкнутое, как в большинстве колоний для преступников. Экономических в том числе. Почему?
Спрос рождает предложение. Цена регулирует количество. Понижение цены на один процент вызывает увеличение спроса примерно на три и наоборот. Вроде бы азбучные истины. На буклете Сбербанка большие буквы сообщают о специальном предложении для тех, кто хочет купить машину марки ВАЗ. Кредит обойдётся всего на три процента дороже, чем для большинства иномарок. То бишь без спецпредложения - ещё дороже.
Три добавочных процента для своих. Вроде бы немного, да? А получается 16 и больше годовых. Всё очень точно рассчитано, хотите верьте, хотите - нет. МЫ все посчитаны и разлинованы... Кто дружит с калькулятором, посчитайте выплаты за новую "Приору" и за иномарку, пусть на сотню-другую тысяч дороже. Добавьте только к счёту остальные факторы, не забудьте.
Только в России наглые, безпредельные ростовщики называют себя банкирами.
При этом скажу совершенно честно: я обнюхал новую "Калину" и она мне почти понравилась. Проехаться времени не было, это надо ж записываться, и, наверное, ждать. Я не мог. А так - понравилась. Для меня "быстрых" дефектов - три (машина была хэтчбеком, в универсале один из них обязательно отпадёт): на сиденьях нет пластмассовых кожухов внизу, смотрится странно. Как трамвай. Словно забыли поставить при сборке. Нет регулировки поясничной подпорки даже на сиденье водителя, хотя у дилера стояла, наверное, самая дорогая модель - и автомат, и климат и всё остальное. И если сидеть сзади, то голова при малейшем движении назад или влево сразу упирается в стойку кузова, так что взрослому и достаточно высокому человеку сзади ехать далеко будет неудобно. Но не в универсале.
Пока что можно сказать - машина удалась. Надо бы ещё прокатиться при случае.
Но почему-то кажется, что много их не будет всё равно. В угоду иномаркам. Банки тоже не спят, а считают...