Кулинкович Тамара Олеговна: другие произведения.

Феномены Садизма И Мазохизма: Историческая Эволю-Ция Представлений

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Феномены садизма и мазохизма были впервые описаны в психиатрии как сексуальные извращения в конце XIX века. Через 120 лет после возникновения терминов єсадизмЋ и ємазохизмЋ их употребление до сих пор зачастую носит негативный характер. При этом наблюдается неоправданное расширение облас-ти значения данных понятий, что проявляется в употреблении их в обыденной речи людей вне психиатрического контекста. В психологической, психиатриче-ской и сексологической практике садизм и мазохизм до сих пор нередко описы-ваются как виды нарушения сексуального влечения, или парафилии. В то же время, наблюдается изменение взглядов общества на данные феномены и широ-кое распространение их среди психически нормальных людей, что приводит к необходимости переоценки существующих научных представлений. Ввиду это-го, современными психиатрами активно обсуждается вопрос об исключении са-дизма и мазохизма из списка сексуальных девиаций. В статье рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах са-дизма и мазохизма, а также обсуждаются тенденции в изменении научной и об-щественной оценки данных практик.

  ФЕНОМЕНЫ САДИЗМА И МАЗОХИЗМА: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮ-ЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
   И.А. ФУРМАНОВ, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии БГУ,
   Т.О. КУЛИНКОВИЧ, ведущий методист Национальной библиотеки Беларуси
  // Психологический журнал, 2006. - Љ 4. - С. 22 - 28.
  
  Феномены садизма и мазохизма были впервые описаны в психиатрии как сексуальные извращения в конце XIX века. Через 120 лет после возникновения терминов "садизм" и "мазохизм" их употребление до сих пор зачастую носит негативный характер. При этом наблюдается неоправданное расширение облас-ти значения данных понятий, что проявляется в употреблении их в обыденной речи людей вне психиатрического контекста. В психологической, психиатриче-ской и сексологической практике садизм и мазохизм до сих пор нередко описы-ваются как виды нарушения сексуального влечения, или парафилии. В то же время, наблюдается изменение взглядов общества на данные феномены и широ-кое распространение их среди психически нормальных людей, что приводит к необходимости переоценки существующих научных представлений. Ввиду это-го, современными психиатрами активно обсуждается вопрос об исключении са-дизма и мазохизма из списка сексуальных девиаций. В статье рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах са-дизма и мазохизма, а также обсуждаются тенденции в изменении научной и об-щественной оценки данных практик.
  Ключевые слова: садизм, мазохизм, садомазохизм, психодиагностические руководства, критерии сексуальной нормы, парафилические тенденции, пара-филические элементы.
  
  Употребленные впервые в качестве психиатрических терминов, по-нятия садизм и мазохизм, наряду с использованием в клинической практи-ке, получили широкое распространение во многих сферах научного зна-ния. В свою очередь, параллельно с процессами расширения области при-менения данных понятий, происходит переоценка их значения и переос-мысление отношения к ним, как со стороны клиницистов, так и со стороны широкой общественности. Последнее замечание является наиболее акту-альным в свете разворачивающейся в психологическом и психиатрическом сообществах полемики об исключении диагноза "садомазохизм" из диаг-ностических руководств. Как в научном, так и в общественном сознании до сих пор существуют представления о садомазохизме как о психическом или, по крайней мере, нравственном недуге. В то же время, согласно мне-нию многих ученых, отношение к садомазохизму как к психическому или сексуальному расстройству устарело, и психологам пора признать взгляды общества на этот феномен, изменившиеся в сторону понимания и приня-тия. Таким образом, представляется интересным проследить эволюцию на-учных представлений о феноменах садизма и мазохизма от момента их первого употребления и до наших дней.
  Понятия "садизм" и "мазохизм"
  Термины "садизм" и "мазохизм" впервые применил немецкий пси-хиатр Р. фон Крафт-Эббинг в 1886г. Они были образованы от имен писате-лей маркиза Д. А. Ф. де Сада и Л. фон Захера-Мазоха, подробно описав-ших феномены в своих произведениях. Согласно Р. Крафт-Эббингу: "Са-дизм есть ощущение полового удовольствия, доходящее до оргазма при виде и при испытывании наказаний и других жестокостей, совершаемых над человеком или даже над животным; садизмом называется также стремление причинять другим живым существам унижение, страдания, даже боли и раны с целью вызвать ощущение сексуального удовольствия" [1, с.93]. В свою очередь, мазохизм - это "направленность полового влече-ния на представления, имеющие своим содержанием подчинение лицу другого пола, и на то, чтобы испытать его насильственные действия по от-ношению к себе" [1, с.137].
  Согласно Р. Крафт-Эббингу, данные формы сексуального взаимодей-ствия являются сексуальными извращениями, так как "извращением - при существующей возможности естественного полового удовлетворения - не-обходимо считать всякое проявление полового инстинкта, не соответст-вующее целям природы, т.е. размножению" [2]. Тем не менее, принимая во внимание относительно широкую распространенность садизма и мазохиз-ма наряду с прочими аномалиями сексуального поведения, а также родст-венность садомазохистских проявлений некоторым чертам принятых от-ношений между полами, Р. Крафт-Эббинг допускал существование раз-личных форм садизма и мазохизма: "Как одно извращение, так и другое могут при благоприятных условиях существовать наравне с нормальной половой жизнью. Как одно, так и другое выражаются актами, носящими либо подготовительный, предшествующий совокуплению характер, либо заменяющий, заступающий место последнего" [1].
  В распространенном значении садизмом принято считать "ненор-мальную страсть к жестокостям, мучительству, наслаждение чужими стра-даниями" [3, с.572], а также "вид полового извращения, при котором для получения удовлетворения необходимо причинить физическую боль парт-неру" [4, с.1140]. Мазохизмом принято считать "получение морального удовлетворения от причинения себе нравственных страданий; самоистяза-ние", а также "вид полового извращения, при котором для получения удовлетворения необходимо ощущение боли" [4, с.513,]. В данных словар-ных определениях хорошо отражена тенденция к употреблению терминов "садизм" и "мазохизм" вне контекста сексуального взаимодействия людей, что значительно расширяет область употребления определяемых понятий.
  В психологии такое расширение понятиям садизма и мазохизма да-вал психоанализ. Например, З. Фрейд называл садизмом или "садизмом в собственном смысле слова" такую сексуальность, которая связана с наси-лием по отношению к другому человеку. Однако в более широком смысле он иногда называл садизмом насилие, не связанное с сексуальным удовле-творением (влечение к овладению, агрессивность, садомазохизм). Такое понимание термина широко распространилось в психоанализе, хотя З. Фрейд подчёркивал его нестрогость и возможную путаницу между садиз-мом и агрессивностью [5, с. 426]. Эта тенденция особенно проявляется в работах М. Кляйн и её последователей [6]. В этих работах садизм отожде-ствляется с агрессией и относится к ситуациям, в которых сексуальный элемент либо внешне отсутствует, либо, по меньшей мере, не осознаётся [7, с. 185].
  В отношении мазохизма З. Фрейд считал, что в боли есть некоторое удовольствие, а потому незначительная доля мазохизма присуща каждой психологической структуре. Кроме того, подчеркивалась свойственная женской природе пассивность и зависимость, выражающаяся в мазохист-ском поведении. Однако, за исключением случаев мазохистских первер-сий, либо поиск страдания, либо удовольствие, либо то и другое бессозна-тельны [7, с. 104]. Такой вид мазохизма З. Фрейд определял понятием "эрогенный". Оно обозначает сексуальную девиацию мазохистской на-правленности, основным условием которой является связь между сексу-альным удовлетворением и болью [7, с. 223]. Наряду с эрогенным мазо-хизмом З. Фрейд также выделял "женский" и "моральный" мазохизм [7, с. 104], не связанные напрямую с сексуальным компонентом.
   В продолжение точки зрения Р. фон Крафт-Эббинга и З. Фрейда, со-временная сексология рассматривает садистские и мазохистские черты, проявляющиеся до определенного предела, как элементы гиперролевого поведения. По мнению сексологов, в нормальном половом акте достаточно четко выступают определенные элементы садизма у мужчин и мазохизма у женщин, в связи с чем гиперролевое поведение обычно воспринимается как естественная мужественность или женственность и особого внимания сексопатологов не привлекает.
  В случаях, когда садистские или мазохистские тенденции выходят за пределы нормального поведения, они считаются патологическим гиперма-скулинным или гиперфеминным поведением и определяются как рас-стройства [8, с. 417 - 418].
  Таким образом, определяющим фактором отнесения садистских либо мазохистских элементов поведения к психическим расстройствам является переход ими границы "нормального поведения". Известно, что граница "нормальности" в поведении, помыслах и побуждениях человека опреде-ляется при использовании большого количества инструментариев. В кли-ническом применении роль таких инструментариев выполняют диагности-ческие руководства.
  
  Садизм и мазохизм как личностные расстройства
  Высказанное в психоанализе мнение о необязательной взаимосвязи садистических проявлений с сексуальным компонентом находит отраже-ние в изучении феномена "садистического расстройства личности", кото-рое было включено впервые в диагностическое руководство DSM - III - R, однако не вошло в окончательный вариант DSM-IV. Диагноз "садистиче-ское расстройство личности" ставится в тех случаях, когда удовольствие, получаемое агрессором от садистических действий над жертвой, не обяза-тельно связано с сексуальным компонентом. Исследования садистического расстройства личности проводятся не только в судебно-психиатрической практике, но и при классификации и уточнении существующих типов на-рушений личности. В свою очередь, отдельные черты несексуального ма-зохизма, то есть, в широком смысле, получения несексуального удовлетво-рения от страданий, отражаются в DSM-III-R в таких диагнозах, как "са-домазохистская личность" и "личностные расстройства с самоповреждени-ем".
  Рассмотрение садизма и мазохизма в рамках некоторых форм нару-шений личности не является случайным. До недавнего времени парафилии считались лишь сопутствующими синдромами в составе психопатий и не-которых других психических расстройств. В отечественной сексологии существовали, например, такие объяснения природы парафилий: "Все формы сексуальных перверзий не являются болезнями в нозологическом смысле, а лишь синдромами, наблюдающимися при различных душевных заболеваниях" [9, с.80]. Высказывалось также мнение о принадлежности парафилий к разряду неврозов.
  В то же время, в начальных версиях американского диагностического руководства DSM садизм и мазохизм также не сразу стали рассматривать-ся как отдельные расстройства. Так, в DSM-I (1952) они, среди прочих от-клонений сексуального поведения, относились к разделу "социопатическое расстройство личности", в DSM-II (1968) - к разделу "расстройства лично-сти и некоторые другие непсихотические психические расстройства". В DSM-III (1980) впервые был введен термин "парафилии", и с тех пор, в по-следующих версиях DSM, расстройства сексуального поведения стали рас-сматриваться отдельно, в разделе "сексуальные расстройства".
  В современной отечественной психиатрии также можно встретить отношение к парафилиям как к сопутствующему психопатиям синдрому [10, с. 484]. Однако всё большее количество авторов обращает внимание на самостоятельность и независимость данных девиаций в ряду прочих пси-хических расстройств. В частности, Б.В. Шостакович, А.А. Ткаченко счи-тают, что "аномальное сексуальное поведение является самостоятельным видом патологии. Существование собственных закономерностей формиро-вания и развития - одна из отличительных особенностей перверсий" [11].
  Оценка садизма и мазохизма в диагностических руководствах
  Важным этапом в развитии научных взглядов на природу сексуаль-ного садизма и мазохизма стало упразднение в научной литературе и диаг-ностических руководствах таких терминов, как "извращение" и "болезнь" в отношении этих феноменов. Для обозначения необычных форм сексу-ального поведения стал использоваться термин "сексуальная девиация", употребленный впервые в работах психоаналитиков. Однако присущая термину негативная окраска и подчеркиваемая сексологами неопределен-ность [12] явились причиной дальнейших поисков подходящего определе-ния. Заменой стал термин "сексуальная вариация", обозначающий, соглас-но В.П. де Сильва, "сексуальные желания и действия, выходящие за рамки того, что принято считать нормальным" [13].
  В диагностическом руководстве МКБ-10 заменой слова "болезнь" стало "расстройство", а в DSM-IV - "парафилия". Все эти изменения были приняты с целью избежать определения сексуальных девиаций как психи-атрических или сексологических расстройств, при этом подчеркивалось существование "клинически распознаваемого набора симптомов или пове-денческих признаков, которые в большинстве случаев связаны с дистрес-сом или нарушением функций и всегда проявляются на индивидуальном уровне и часто - на групповом или социальном (но не только на послед-них)" [14].
  На сегодняшний день, несмотря на встречающиеся до сих пор в на-учной и учебной литературе случаи употребления терминов "перверсия" и "извращение" в отношении нетрадиционных форм сексуального поведе-ния, термин "парафилия", дословно обозначающий "подобие любви", счи-тается наиболее точным и нейтральным. Он употребляется для обозначе-ния повторяющихся, интенсивных, сексуально окрашенных фантазий, сек-суальных побуждений или действий, обычно включающих 1) неживые объекты, 2) страдания или унижения субъекта или его партнера или 3) де-тей или несогласных на такие действия партнеров; возникающих на про-тяжении, по меньшей мере, 6 месяцев [14].
  Одной из попыток проведения разграничения между различными формами выраженности сексуальных девиаций стало введение в DSM-III-R критериев тяжести для парафилий. Так, выделялась легкая степень, при которой личность испытывает выраженный дистресс от периодических па-рафильных побуждений, однако никогда не реализует их; средняя - лич-ность изредка реализует парафильные побуждения; тяжелая - личность реализует парафильные побуждения с периодическим постоянством [2].
  В версии DSM-IV не выделяется степень тяжести парафилий, но предлагаются два основных критерия диагностики для различных видов парафилий (садомазохизма, педофилии, эксгибиционизма и др.).
  Первым критерием является существование на протяжении не менее 6 месяцев периодически повторяющихся, интенсивных, сексуально возбу-ждающих фантазий, сексуальных побуждений или поведения.
  Согласно второму критерию, для определения парафилий фантазии, сексуальные побуждения или поведение должны вызывать клинически значимый дистресс либо нарушение в социальной, профессиональной или других важных областях функционирования." [2].
  В последующей редакции диагностического руководства, DSM - IV - TR, при формулировке определения диагноза "садизм" учитывались слу-чаи садистических проявлений по взаимному согласию партнеров. Поэто-му окончательная версия определения предлагает считать садистом чело-века, который действует в соответствии с садистическими побуждениями по отношению к несогласному на такие действия лицу, либо данные побу-ждения, сексуальные фантазии или действия вызывают у личности значи-мый дистресс или сложности в межличностном общении.
  В принятой международной классификации болезней МКБ-10 [1] выделяются сходные диагностические критерии:
  ▫ индивидууму свойственны периодически возникающие интен-сивные сексуальные влечения и фантазии, включающие необычные пред-меты или поступки (критерий G1);
  ▫ индивидуум или поступает в соответствии с этими влечениями, или испытывает значительный дистресс из-за них (критерий G2).
  При этом, обязательным условием диагностики парафилий является проявление описанных в критериях G1 и G2 симптомов на протяжении не менее 6 месяцев.
  Таким образом, наиболее существенным признаком для диагностики парафилий является существование выраженного дистресса для индивида, подверженного периодически возникающим интенсивным сексуальным влечениям и фантазиям, включающим необычные предметы или поступки. В то же время, если в DSM-IV подчеркивается необходимость наличия ди-стресса или нарушений функционирования в одной из важных для инди-вида областей жизнедеятельности, то в МКБ-10 для диагностики парафи-лии достаточно одного из альтернативных вариантов - действия в соответ-ствии с побуждениями, или, в случае бездействия, наличия значимого ди-стресса.
  Как следует из приведенных критериев, в диагностические рамки па-рафилий руководства МКБ-10 попадает значительно большее количество случаев, чем при использовании критериев DSM-IV. Ими являются инди-виды, не испытывающие дистресс от своих необычных сексуальных побу-ждений, но действующие в соответствии с ними. В то же время, согласно критериям DSM-IV и МКБ-10, парафилиями не считаются "мысленные" или "символические" формы садизма и мазохизма, не вызывающие у ин-дивида значительного дистресса и не находящие отражения в поведении.
  В сексологии для обозначения таких вариантов отклонения сексуаль-ных предпочтений приняты термины "парафилические тенденции" - то есть, деформирующие либидо установки, проявляющиеся в мечтах и фан-тазиях, но по тем или иным причинам не реализуемые, а также "парафили-ческие элементы" - то есть, легкие девиации полового влечения, свойст-венные нормальной сексуальности, играющие роль дополнительных, вто-ростепенных аксессуаров и не являющиеся патологией [8].
  В свою очередь, M. Hirschfeld [15] выделяет 1) "малый садизм", при-сущий нормальной сексуальной жизни, в который входят: ментальный са-дизм (проявляющийся в воображении), визуальный садизм (проявляющий-ся в пассивном наблюдении) и символический садизм (проявляющийся в психологическом подавлении и унижении других); и 2) "генуинный са-дизм", проявляющийся в непосредственном причинении боли другому че-ловеку с целью получения удовольствия или удовлетворения.
  Как можно заметить из описанных выше градаций форм отклоняю-щегося сексуального поведения, некоторые парафилические тенденции и элементы свойственны и нормальной человеческой сексуальности, что подтверждается не только высказываниями многих исследователей садо-мазохизма, начиная от Р. Фон Крафт-Эббинга и З. Фрейда, но и исследова-ниями предпочтений в сексуальном поведении и фантазиях обычных лю-дей.
  Распространенность садомазохистских действий в сексуальном поведении людей
  Введение в классификации отклонений сексуального поведения та-ких категорий, как "парафилические тенденции" и "парафилические эле-менты", а также выделение "мысленных" и "символических" форм садизма и мазохизма явилось результатом попыток разграничения патологических форм сексуального поведения и его незначительных отклонений в рамках нормальной сексуальности. Такие нововведения, несомненно, размыли существовавшую ранее четкую границу между полюсами нормы и патоло-гии, однако, и им еще не под силу дифференцировать тончайшие колеба-ния в области сексуального поведения человека.
  Такая дифференцировка и оценка девиаций полового поведения ос-ложняется тем, что в последние десятилетия, по прошествии так называе-мой "сексуальной революции", к исследователям садомазохизма поступает все больше информации о его широкой распространенности среди обыч-ных, в остальном психически нормальных людей.
  По различным данным, распространенность садомазохизма в запад-ном обществе оценивается в промежутке от 2% до 25% [16], причем, эти случаи представляют, в основном, люди, ни разу не попадавшие на прием к психиатру или сексологу по вопросам "необычного" сексуального пове-дения [17]. Так, согласно С.С. Янус и др., 14% мужчин и 11% женщин имеют опыт сексуальных отношений, так или иначе связанных с садомазо-хистскими практиками [18]. В исследовании, проведенном Л. Эллиот и С. Брантли в среде учащихся американских колледжей, 25-30% респондентов практиковали во время сексуального общения элементы садомазохизма [19].
  О широкой распространенности парафильных тенденций в сексуаль-ном поведении студентов колледжей сообщают также Р.А. Ив и Д.Г. Ренс-лоу, подчеркивая положительную связь между высоким социоэкономиче-ским статусом респондентов и интенсивностью применения ими нетради-ционных сексуальных практик [20].
  Распространенность элементов садомазохизма в сексуальной жизни обычных людей подчеркивается также в исследованиях сексуальных фан-тазий мужчин и женщин. Нередко садомазохистские фантазии выделяются в таких исследованиях в отдельную группу, представленную фантазиями об обмене властью, доминировании/подчинении, причинении/принятии боли и т.д. Важно отметить, что в большинстве исследований садомазохи-стская группа фантазий называется в числе основных мотивов сексуальных фантазий мужчин и женщин. Так, например, Г.Д. Вилсон выделяет четыре типа сексуальных фантазий, где, помимо "исследовательских" (групповой секс, промискуитет, гомосексуальность), "интимных" (поцелуи, оральный секс, любовь в общественных местах) и "безличных" (подсматривание за другими, фетишизм, использование в качестве сексуальной стимуляции посторонних объектов) назывались "садомазохистские" фантазии, вклю-чавшие в себя порку, шлепки, принуждение и т.д. [21]. В свою очередь, К. Крепо и М. Кутюр называют в качестве трех ведущих тем мужских сексу-альных фантазий демонстрацию сексуальной силы, агрессивность и мазо-хистские фантазии [22].
  Что касается гендерного распределения содержания сексуальных фантазий, то ряд исследований доказывают, что садомазохистские темы присутствуют как в фантазиях мужчин, так и в фантазиях женщин. При этом Е.С. Персон с соавторами отмечают, что, вместе с тем, как большин-ство сексуальных фантазий мужчин и женщин не соответствовали бытую-щим в обществе стереотипам об агрессивно-садистской сексуальности мужчин и подчиненно-мазохистской сексуальности женщин, тем не менее, мужчины фантазировали более интенсивно и проявляли в своих фантазиях больший интерес к смене партнеров и действиям в рамках доминирования и садизма [23].
  Исследователями подчеркивается, в общем, меньшая интенсивность и вариативность сексуальных фантазий у женщин по сравнению с мужчи-нами [21; 23]. В то же время, как показали данные Д.С. Страссберг и Л.К. Локер, интенсивность сексуальных фантазий у женщин, а также преобла-дание в них тем сексуального насилия связаны с более богатым сексуаль-ным опытом испытуемых, меньшим чувством вины по отношению к сво-ему сексуальному поведению, что, по мнению исследователей, указывает на более открытое, свободное и раскрепощенное отношение к собственной сексуальности [24].
  Садизм и мазохизм: половые извращения или своеобразие сексу-альных предпочтений?
  Как показал обзор эволюции психиатрических и сексологических взглядов на феномены садизма и мазохизма, начатое в психоанализе раз-деление форм садизма и мазохизма на "эрогенные" ("сексуальные") и "мо-ральные" нашло свое отражение в психиатрии. Это привело к отделению в диагностических руководствах сексуального садизма и мазохизма от их несексуальных проявлений, попадающих в разряд личностных рас-стройств. Проведенное в психологии разделение, найдя свое подкрепление в психиатрии, отразилось в широком распространении употребления поня-тий для описания различных жизненных ситуаций вне психоаналитическо-го контекста при сохранении самих терминов неизмененными.
  Единственным, что на данный момент отличает употребление поня-тия "эрогенный" садизм или мазохизм от понятия "моральный", является добавление определения "сексуальный", которое зачастую опускается, как в научной, так и в обыденной терминологии. Следствием такого унифици-рованного применения терминов является возникающее в последние деся-тилетия смещение понятий и, как следствие, серьезные противоречия меж-ду "защитниками" и "противниками" распространения садизма и мазохиз-ма в обществе. В то время как первые под садизмом подразумевают сексу-альные игры между любящими партнерами, вторые употребляют термин садизм в отношении преступников, совершающих преступления на сексу-альной почве. Более того, нередко встречаются случаи, когда авторами, без должных научных оснований, "легкие" формы садомазохизма рассматри-ваются как начальные стадии садизма, приводящего к человекоубийству, что выливается в "крестовые походы" против любых проявлений нетради-ционных форм сексуальных отношений.
  Учитывая относительно высокую степень распространенности садо-мазохизма, а также редкость случаев, при которых соблюдаются диагно-стические критерии, принятые для парафилий, в Американской психиат-рической ассоциации в последнее время ведутся горячие споры об исклю-чении диагнозов садизм и мазохизм из диагностического руководства DSM. По мнению некоторых ученых, отнесение садомазохизма к разряду психических расстройств является таким же пережитком прошлого, как стигматизация гомосексуалистов или запрет мастурбации [25; 26].
  Можно отметить, что при аргументации в пользу исключения диаг-нозов садизм и мазохизм из диагностических руководств, речь идет о тех случаях, когда они проявляются при взаимном согласии партнеров и не приводят к опасности для жизни или причинению серьезного вреда здоро-вью одного из них. Вместе с тем, авторами совершенно не учитываются случаи, когда садизм, то есть, сексуальное удовольствие от причинения другому страданий или боли, приводит к совершению сексуальных пре-ступлений, в том числе, убийств на сексуальной почве. Таким образом, на-блюдается ситуация, прямо противоположная описанной нами ранее - са-дизм и мазохизм, в различных формах проявления, предлагается вообще не считать психическими отклонениями.
  Возможно, для прояснения данных противоречий и в целях избежа-ния крайностей при определении диагнозов садизма и мазохизма, следует руководствоваться разработанными и принятыми в клинических кругах критериями сексуальной нормы. Так, для признания нормальными парт-нерских сексуальных отношений, по мнению Гамбургского сексологиче-ского института, необходимо соблюдение следующих критериев: 1) разли-чие полов; 2) зрелость партнеров; 3) взаимное согласие; 4) стремление к достижению обоюдного согласия; 5) отсутствие ущерба здоровью; 6) от-сутствие ущерба другим людям [27, с.172]. В связи с этим было даже вве-дено понятие об индивидуальной норме, согласно которому нормальными должны считаться такие виды сексуального поведения, которые 1) по не-преднамеренным причинам не исключают и не ограничивают возможность осуществления генитально-генитальных сношений, которые могли бы привести к оплодотворению; 2) не характеризуются стойкой тенденцией к избеганию половых сношений [27, с. 177].
  Несомненно, патологические формы проявления садомазохизма, вле-кущие за собой причинение серьезного вреда здоровью или опасность для жизни самого индивида или его окружающих, согласно этим критериям, не могут считаться нормой сексуальных отношений. Сам факт введения более столетия назад в научный язык таких категорий, как садизм и мазохизм, уже явился значительным шагом на пути изучения данных феноменов и возможной дифференцировки их от прочих форм проявления агрессии. Если из диагностических руководств, среди прочих, будут исключены и такие формы проявления садистского и мазохистского влечения, это может серьезно затормозить как процесс научного изучения данных расстройств, так и внедрение мер по их профилактике и лечению.
  В то же время, в научной литературе все чаще появляются сообще-ния о набирающих в обществе силу тенденциях поиска новых практик и способов сексуального взаимодействия между партнерами, в числе кото-рых называются садомазохистские отношения по взаимному согласию. В случаях, когда сексуальное общение психически здоровых людей содер-жит в себе элементы садомазохизма, признание таких отношений откло-няющимися от нормы может, напротив, привести к усложнению налажи-вания близкого интимного общения между партнерами и, как следствие, привести к расстройству таких отношений. Так, еще К. Имелинский отме-чал: "Окончательная оценка садомазохистских наклонностей в плане соз-дания межличностных связей в настоящее время достаточно затрудни-тельна. Многое свидетельствует о том, что в случае благоприятного парт-нерского подбора садомазохизм может иметь больше положительных черт, чем отрицательных для развития партнерской пары и для формирования глубоких межличностных связей, несмотря на то, что эта связь носит дру-гой характер, чем определенная в рамках нашей культуры как человече-ская любовь (любовь к ближнему, братская любовь)" [27, с. 310-311].
  Определяемые общественным мнением и нередко формулируемые под его воздействием, психодиагностические руководства, в свою оче-редь, оказывают влияние на общественные взгляды в отношении многих психических феноменов. Таким образом, от того, как в психодиагностиче-ских руководствах будут определяться феномены садизма и мазохизма, будет зависеть отношение к ним как со стороны клиницистов, так и со сто-роны общества. Неудивительно, что вынесение окончательного психиат-рического вердикта в отношении всего богатства форм проявления садома-зохизма в человеческой природе вызывает так много дискуссий в научных кругах. В данных условиях наиболее желательной со стороны исследова-телей и терапевтов является позиция индивидуализированного и диффе-ренцированного подхода к случаям проявлений садомазохизма.
  
  ЛИТЕРАТУРА
  1. Крафт-Эббинг Р. Половая психопатия, с обращением особого внима-ния на извращения полового чувства. - М. : Республика, 1996. - 591с.
  2. Аномальное сексуальное поведение / Под ред. А.А.Ткаченко. - М.: 1997.- 650с.
  3. Словарь иностранных слов / Под ред. Ф. И. Петрова.- М.: Советская энциклопедия, 1964. - 784с.
  4. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: "Норинт", 2000. - 1536 с.
  5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высш. шк., 1996. - 505с.
  6. Психоанализ в развитии: сб. переводов / сост. А. П. Поршенко, И. Ю. Романов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 213с.
  7. Психоаналитические термины и понятия. Словарь / Под ред. Барнес-са Э. Мура и Бернарда Д. Файна / Перев. с англ. А.М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М.: "Класс", 2000. - 637с.
  8. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. - М.: Ме-дицина, 1990. - 576с.
  9. Посвянский П.Б. Введение в современное учение о сексуальных пер-верзиях // Проблемы современной сексологии: сб. тр. - М., 1972. - 508 с.
  10. Кирпиченко А.А., Кирпичеко Ан.А. Психиатрия: учеб. - Мн.: Выш. шк., 2001. - 606с.
  11. Петина Т.В. Судебно-психиатрическое значение парафилий // Рус-ский медицинский сервер [Электронный ресурс]. - 2003. - Режим доступа: http://www.rusmedserv.com/psychsex/parafil.shtml. - Дата доступа: 11.04.2003.
  12. Володин В.С. Основы медицинской сексологии (курс лекций): учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 240с.
  13. De Silva W.P. Sexual variations // BMJ. - 1999. - Vol. 318. - P. 654-656.
  14. Mak K.Y. The interesting phenomenon of sexual deviations and perversions // The Hong Kong Practitioner. - 2003. - Vol. 25. - P. 491-502.
  15. Hirschfeld M. Sexual anomalies and Perversions. Physical development and treatment: a textbook for students, psychologists, criminologists. - London, 2001. - 562 p.
  16. Breslow N., Evans L., Langley J. On the prevalence and roles of females in the sadomasochistic subculture: Report of an empirical study / N. Breslow, // Archives of Sexual Behavior. - 1985. - Vol.14, Љ 4. - P. 303-317.
  17. Goleman D. New view of fantasy: Much is found perverse // New York Times. - 1991. - May, 7. - P. 48.
  18. Janus S.S., Janus C.L. The Janus report on sexual behavior. - New York: John Wiley. - 1993. - 243 p.
  19. Elliott L., Brantley C. Sex on campus. - New York: Random House. - 1997. - 220 p.
  20. Eve R.A., Renslow D.G. An Exploratory Analysis of Private Sexual Behaviors among College Students: Some Implications for a Theory of Class Differences in Sexual Behavior // Social Behavior and Personality. - 1980. - Vol. 8, Љ 1.- P. 97-105.
  21. Wilson G.D., Lang R.J. Sex differences in sexual fantasy patterns / G.D. Wilson // Personality and Individual Differences. - 1981. - Vol. 2, Љ 4. - P. 343-346.
  22. Crepault C., Couture M. Men's Erotic Fantasies // Archives of Sexual Behavior. - 1980. - Vol. 9, Љ 6. - P. 565-581.
  23. Person E.S. Gender differences in sexual behaviors and fantasies in a college population / E.S. Person (et al.) // Journal of Sex and Marital Therapy. - 1989. - Vol. 15, Љ 3. - P. 187-198.
  24. Strassberg D.S., Locker L.K. Force in Women's Sexual Fantasies // Archives of Sexual Behavior. - 1998. - Vol. 27, Љ 4.- P. 403-414.
  25. Moser C., Kleinplatz P. J. DSM-IV-TR and the Paraphilias: An Argument for Removal // American Psychiatric Association annual conference. - San Francisco, California, 2003 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.narth.com/docs/symposium.html. - Date of access: 25. 05. 2003.
  26. Suppe F. Classifying Sexual Disorders: The Diagnostic and Statistical Manual of the American Psychiatrical Association // Journal of Homo-sexuality. - 1984. - Vol. 9, Љ 4. - P. 9-28.
  27. Имелинский К. Сексология и сексопатология. - М.: Медицина, 1986. - 424 с.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) А.Шихорин "Ваш новый класс — Владыка демонов"(ЛитРПГ) Л.Малюдка "Монк"(Уся (Wuxia)) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"