Курай Руфина : другие произведения.

Масленица: Челн на реке времени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Однажды в одном симпатичном журнале меня попросили описать, что есть такое Масленица. Я описала. Журнал, к сожалению, безвременно почил, масленицы не дождавшись. Но мы и без него не пропадем.

  
МАСЛЕНИЦА
  
  
ЧЕЛН НА РЕКЕ ВРЕМЕНИ
  
  Что такое Масленица? Говорят, это просто “отрыв” для русского человека. Катание с гор, карусели и блины, медведь с балалайкой... Грандиозное веселье, наполненное предощущением весны. Человек будто пытается запастись земной радостью и весельем перед Великим постом. “Не жизнь, а масленица” - эквивалент современного и прагматичного “чтоб я так жил”.
  
  В старину к этому празднику относились очень серьезно. И Петр I, наш главный западник Петр I, от масленицы не отказывался. Он сам в понедельник открывал гулянье, покачавшись на качелях в компании своих офицеров и при полном восторге окружающих.
  Масленица праздновалась с размахом. “Хоть что заложить, а масленицу проводить” - это бесшабашная поговорка наших легкомысленных предков. И так велик соблазн воскликнуть: “Вот она, русская душа - масленицей разливается, бесшабашной и беспечальной!”...
  Но...
  
  Мы, люди в большинстве своем почти не религиозные, привыкшие пользоваться светскими понятиями, а масленицу считать проводами зимы. (Все-таки “Праздник Русской зимы” - советскому уху как-то попривычнее.) Но даже и понимая, что масленица - это грандиозный христианский обряд, не слишком задумываемся над ее сутью. А ведь у нее свой, сложившийся в веках порядок, полный особого смысла. Понедельник - “встреча”, вторник - “заигрыши”, затем - “лакомка”. В четверг - кульминация праздника (“разгул”, “перелом”), после чего, как после катарсиса, наступает успокоение: “тещины вечерки” в пятницу, и в субботу - “золовкины блины”. А в воскресение всеобщее умиротворение выражается в том, что люди просят друг у друга прощения и прощают - да, ведь и вправду прощают (“прощеный день”).
  В эту неделю перед Великим постом словно проигрывается весь ход человеческой жизни от рождения до смерти: начинается встречей с этим миром, а заканчивается прощанием и прощением, отпущением грехов.
  Движение жизни каждый волен воспринимать по-своему. Например, сторонники эзотерического подхода к традициям христианства в наступлении зимы видят преобладание сил тьмы над солнечными силами и надвижение мировой ночи. Впрочем, эта идея древнее эзотерики: цикличность года, постоянно сменяющие друг друга этапы наступления хаоса и возрождения порядка отражены во всей мировой мифологии.
  Чередование жизни и смерти постоянно. Колесо жизни не имеет начала и конца, в каждом мгновении жизнь и смерть соединены друг с другом. А масленица как будто призвана обнажить это единство. И что есть зима? Сатанинская власть смерти или сон, похожий на смерть, когда жизненная энергия земли затаивается и в то же время “кристаллизуется”, готовясь к новому всплеску, к началу нового круга бесконечной спирали?
   Весна не подчиняется нормальному человеческому желанию все расставить по местам и обозначить границы. Где граница между жизнью и смертью? И есть ли она? Весна сметает оковы, неся жизнь и этим же разрушая всяческую стабильность.
  Всем известный обряд сжигания “масленицы” (или, может быть, самой зимы?) в прощенное воскресенье - отзвук языческого способа высвобождения души из телесных оков, когда душа вместе с дымом уносится в никуда, в вечность. И это же - своеобразное свержение надоевшей власти холода и льда. Еще ярче революционность масленицы демонстрирует игра в снежные городки. (Особенно популярна она была в Симбирской и Пензенской губерниях). Действо было вот каково. На реке, на льду, строился снежный городок с башнями и двумя воротами. Игравшие делились на две группы: наступающую и обороняющую. Обороняли городок метлами и помелами. Нападающие, въехав после ожесточенной борьбы в ворота, считались победителями. Они окунали в прорубь своего предводителя, после чего все игравшие вместе разрушали городок и с песнями и плясками возвращались домой.
  Расправившись с холодом и снегом, весна обещает нам новую жизнь. И мы каждый раз верим ей, завороженные слиянием сиюминутного и вечного, разрушительным преодолением смерти. А вернее - смертью смерти.
  
  Происхождение масленицы теряется во тьме языческого прошлого. Ее истоки - в чествовании языческого бога Волоса. Не известно, было ли знакомо ощущение слиянности столь различных сторон бытия нашим “диким” языческим предкам. Но они ощущали слиянность свою с природой. Наверняка, ощущали. И этим сильно отличались от нас.
  Не радость крылатой надвременности заставляет ликовать сердца, а предчувствие пробуждения. И не только окружающей природы: впереди великий пост и Светлое Христово Воскресение.
  Стремление к обновлению, к продолжению жизни нашло и вполне житейское выражение. Во время мясопуста (названия “масленица” и “сырная неделя” появились не раньше XVI века) всегда чествовали молодоженов, поженившихся во время “свадеб” (начиная с XV века, так назывались месяцы январь и февраль). А что же те, кто не успел вступить в брак? В Белоруссии и Малороссии, например, существовал обряд “наказания” для таких нерадивых. В прощеный день бабы привязывали к ногам девок и парней колодку (так называли полено или палку, завернутую в холст). Девушка тоже могла привязать парню колодку, от которой тому следовало откупиться. И подобный же обряд существовал у столь несхожих со славянами немцев и англичан.
  Русская масленица - связующая нить не только с историческим прошлым, но и с традициями других народов, в том числе неславянских. И дело не только в том, что она испытала влияние западноевропейского карнавала, такого же наследия язычества. Традиция поминать предков в древнем Риме, европейские незадавшиеся невесты с колодками, кулачные бои на масленицу у грузин... - все это свидетельства неразрывной связи праздника и вообще русской и славянской культуры с культурой мировой.
  Масленица, соединив в себе житейскую мудрость и ощущение космичности, как впрочем, и религия вообще, обеспечивает связующую вертикаль между обыденным, сиюминутным и вечным. А, собрав в себе влияние разных культур, она дает нам связь с другими народами, т.е. связь горизонтальную.
  Преодоление смерти вечностью - мы найдем его не только в масленице. Но масленица - на самом переломе в состоянии природы. Она погранична. Это челн на реке Времени. Человеку нужно лишь уметь им воспользоваться. Нужно лишь уловить носящийся в морозном воздухе вирус радости грядущих перемен и почувствовать, что жизнь, по сути, бесконечна. И тогда человек ярко представит себе все то, о чем всегда забывает. Вспомнит, что он гражданин Времени и самой Вселенной, что он часть Мира и часть великого Замысла, имя которому - Жизнь.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"