Курай Руфина: другие произведения.

Масленица: Челн на реке времени

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Однажды в одном симпатичном журнале меня попросили описать, что есть такое Масленица. Я описала. Журнал, к сожалению, безвременно почил, масленицы не дождавшись. Но мы и без него не пропадем.

  
МАСЛЕНИЦА
  
  
ЧЕЛН НА РЕКЕ ВРЕМЕНИ
  
  Что такое Масленица? Говорят, это просто “отрыв” для русского человека. Катание с гор, карусели и блины, медведь с балалайкой… Грандиозное веселье, наполненное предощущением весны. Человек будто пытается запастись земной радостью и весельем перед Великим постом. “Не жизнь, а масленица” - эквивалент современного и прагматичного “чтоб я так жил”.
  
  В старину к этому празднику относились очень серьезно. И Петр I, наш главный западник Петр I, от масленицы не отказывался. Он сам в понедельник открывал гулянье, покачавшись на качелях в компании своих офицеров и при полном восторге окружающих.
  Масленица праздновалась с размахом. “Хоть что заложить, а масленицу проводить” - это бесшабашная поговорка наших легкомысленных предков. И так велик соблазн воскликнуть: “Вот она, русская душа – масленицей разливается, бесшабашной и беспечальной!”...
  Но…
  
  Мы, люди в большинстве своем почти не религиозные, привыкшие пользоваться светскими понятиями, а масленицу считать проводами зимы. (Все-таки “Праздник Русской зимы” - советскому уху как-то попривычнее.) Но даже и понимая, что масленица - это грандиозный христианский обряд, не слишком задумываемся над ее сутью. А ведь у нее свой, сложившийся в веках порядок, полный особого смысла. Понедельник – “встреча”, вторник – “заигрыши”, затем – “лакомка”. В четверг – кульминация праздника (“разгул”, “перелом”), после чего, как после катарсиса, наступает успокоение: “тещины вечерки” в пятницу, и в субботу - “золовкины блины”. А в воскресение всеобщее умиротворение выражается в том, что люди просят друг у друга прощения и прощают - да, ведь и вправду прощают (“прощеный день”).
  В эту неделю перед Великим постом словно проигрывается весь ход человеческой жизни от рождения до смерти: начинается встречей с этим миром, а заканчивается прощанием и прощением, отпущением грехов.
  Движение жизни каждый волен воспринимать по-своему. Например, сторонники эзотерического подхода к традициям христианства в наступлении зимы видят преобладание сил тьмы над солнечными силами и надвижение мировой ночи. Впрочем, эта идея древнее эзотерики: цикличность года, постоянно сменяющие друг друга этапы наступления хаоса и возрождения порядка отражены во всей мировой мифологии.
  Чередование жизни и смерти постоянно. Колесо жизни не имеет начала и конца, в каждом мгновении жизнь и смерть соединены друг с другом. А масленица как будто призвана обнажить это единство. И что есть зима? Сатанинская власть смерти или сон, похожий на смерть, когда жизненная энергия земли затаивается и в то же время “кристаллизуется”, готовясь к новому всплеску, к началу нового круга бесконечной спирали?
   Весна не подчиняется нормальному человеческому желанию все расставить по местам и обозначить границы. Где граница между жизнью и смертью? И есть ли она? Весна сметает оковы, неся жизнь и этим же разрушая всяческую стабильность.
  Всем известный обряд сжигания “масленицы” (или, может быть, самой зимы?) в прощенное воскресенье – отзвук языческого способа высвобождения души из телесных оков, когда душа вместе с дымом уносится в никуда, в вечность. И это же - своеобразное свержение надоевшей власти холода и льда. Еще ярче революционность масленицы демонстрирует игра в снежные городки. (Особенно популярна она была в Симбирской и Пензенской губерниях). Действо было вот каково. На реке, на льду, строился снежный городок с башнями и двумя воротами. Игравшие делились на две группы: наступающую и обороняющую. Обороняли городок метлами и помелами. Нападающие, въехав после ожесточенной борьбы в ворота, считались победителями. Они окунали в прорубь своего предводителя, после чего все игравшие вместе разрушали городок и с песнями и плясками возвращались домой.
  Расправившись с холодом и снегом, весна обещает нам новую жизнь. И мы каждый раз верим ей, завороженные слиянием сиюминутного и вечного, разрушительным преодолением смерти. А вернее - смертью смерти.
  
  Происхождение масленицы теряется во тьме языческого прошлого. Ее истоки – в чествовании языческого бога Волоса. Не известно, было ли знакомо ощущение слиянности столь различных сторон бытия нашим “диким” языческим предкам. Но они ощущали слиянность свою с природой. Наверняка, ощущали. И этим сильно отличались от нас.
  Не радость крылатой надвременности заставляет ликовать сердца, а предчувствие пробуждения. И не только окружающей природы: впереди великий пост и Светлое Христово Воскресение.
  Стремление к обновлению, к продолжению жизни нашло и вполне житейское выражение. Во время мясопуста (названия “масленица” и “сырная неделя” появились не раньше XVI века) всегда чествовали молодоженов, поженившихся во время “свадеб” (начиная с XV века, так назывались месяцы январь и февраль). А что же те, кто не успел вступить в брак? В Белоруссии и Малороссии, например, существовал обряд “наказания” для таких нерадивых. В прощеный день бабы привязывали к ногам девок и парней колодку (так называли полено или палку, завернутую в холст). Девушка тоже могла привязать парню колодку, от которой тому следовало откупиться. И подобный же обряд существовал у столь несхожих со славянами немцев и англичан.
  Русская масленица – связующая нить не только с историческим прошлым, но и с традициями других народов, в том числе неславянских. И дело не только в том, что она испытала влияние западноевропейского карнавала, такого же наследия язычества. Традиция поминать предков в древнем Риме, европейские незадавшиеся невесты с колодками, кулачные бои на масленицу у грузин... – все это свидетельства неразрывной связи праздника и вообще русской и славянской культуры с культурой мировой.
  Масленица, соединив в себе житейскую мудрость и ощущение космичности, как впрочем, и религия вообще, обеспечивает связующую вертикаль между обыденным, сиюминутным и вечным. А, собрав в себе влияние разных культур, она дает нам связь с другими народами, т.е. связь горизонтальную.
  Преодоление смерти вечностью - мы найдем его не только в масленице. Но масленица – на самом переломе в состоянии природы. Она погранична. Это челн на реке Времени. Человеку нужно лишь уметь им воспользоваться. Нужно лишь уловить носящийся в морозном воздухе вирус радости грядущих перемен и почувствовать, что жизнь, по сути, бесконечна. И тогда человек ярко представит себе все то, о чем всегда забывает. Вспомнит, что он гражданин Времени и самой Вселенной, что он часть Мира и часть великого Замысла, имя которому – Жизнь.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"