Курбатов Курбат Курбатович : другие произведения.

Culture - Multure

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


CULTURE - MULTURE

и... достойная жизнь...

- Алло! Это прачечная?

- Х**чечная! Это Министерство Культуры.

(анекдот из жизни)

  
   Культура...
   Для меня это слово всегда было загадочным. Оно применялось повсюду. В детстве часто приходилось слышать, что "надо вести себя культурно". Это означало - правильно, то есть употреблять всякие манеры в каждом соответствующем случае, например, не ковырять в носу или в ушах, или же не грызть ногти на людях. Зато в зубах ковырять разрешалось, но специальными зубочистками. Или же первым здороваться со старшим по возрасту, а руку протягивать только тогда, когда он тебе подаст свою.
   Потом, будучи уже вполне взрослым, путешествуя по глубинке, я часто слышал, что вот такой-то - человек "культурный". Это означало, что он когда-то получил высшее образование и таким образом заслужил чуть ли не пожизненное уважение со стороны окружающего людей.
   В результате ПЕРЕСТРОЙКИ немало выпускников философских факультетов потеряло свою работу. Марксистско-ленинская философия перестала быть идеологической базой нашего государства, и люди, чтобы оставаться при деле, изобрели науку "культурология", смесь этнологии, искусствоведения, филологии, социологии, философии и истории. Для любой молодой фундаментальной (то есть неприкладной) гуманитарной науки всегда имелась проблема во внятном определении, чем эта наука занимается и чем она отличается от соседних наук. В общем, изобретение культурологии не внесло ясности в вопрос, что же такое КУЛЬТУРА, но пообещало эту ясность прояснить в процессе...
   В школьные годы наиболее понятным из всех родственных слову КУЛЬТУРА была "физкультура". Оно означало всякие упражнения для тела, чтобы не болеть, быть сильным, ловким и бодрым. Впрочем, какое это отношение имело к КУЛЬТУРЕ вообще, я стал понимать лишь недавно, после того как залез в словари.
   После многократного прочтения статей про культуру в самых различных словарях приведу ту часть определений, которые будут иметь отношение к нашим разговорам, при этом не только с позиций "из космоса", "с птичьего полета", "над схваткой", но и с точки зрения вполне конкретного человека.
   КУЛЬТУРА - это:
   (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
   (БСЭ М., 1973, т.13)
  
   1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
   (Словарь русского языка в 4-х тт. АН СССР, М., 1982, т.2.)
  
   Антропологи используют это понятие в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. Это то, чему можно "научиться": язык, обычаи и весь комплекс условностей (conventions), которые позволяют отличать человеческое поведение от поведения других приматов. В этом контексте предполагается, что человеческое поведение имеет не генетическую или биологическую, а культурную обусловленность.
   (3) К. как противоположность структуры. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и К. Последняя обладает своего рода "цементирующим" воздействием, позволяющим сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что К. обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой).
   (Социологический словарь Н.Беркромби, С.Хилл, Б.Тернер, М., 2004.)
   К. - исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение и общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. К. хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.
   ...С точки зрения теории систем сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системой, ее саморегуляцию. Эти структуры представлены кодами, в соответствии с которыми воспроизводится организация системы как целого и особенности ее основных реакций на внешнюю среду. В биологических организмах эту роль выполняют генетические коды ДНК, РНК. В обществе, как целостном социальном организме, аналогом генетических кодов выступает культура. Подобно тому, как управляемый генетическим кодом обмен веществ воспроизводит клетки и органы сложных организмов, различные виды деятельности, поведения и общения людей, регулируемые кодами культуры, обеспечивают воспроизводство и развитие элементов, подсистем общества и их связей, характерных для каждого исторического вида социальной организации присущей ему (искусственно созданной предметной среды - "второй природы", социальных общностей и институтов, типов личностей, свойственных данному обществу и т.д.). Таким образом, наряду с биологическим генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система - социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив человеческого опыта. Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме...
   (Социологическая энциклопедия в 2-х тт. М., 2003)
   КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ:
   Вне духовной жизни и сознательной деятельности людей К. не существует, т.к. ничто не может быть включено в человеческую практику без осмысления, без помощи каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специальной подготовки восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы"...
   Благодаря Д.К. передаются знания, умения, навыки от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому так важна преемственность Д.К...
   (Социологическая энциклопедия в 2-х тт. М., 2003)
   Тема культуры интересна нам в контексте рассуждений о достойной жизни, об уровне жизни. Причем мы не говорим о различных направлениях культуры - это задачи конкретных специалистов. Нас интересует специфика культуры в привязке к человеку вообще. От приведенных определений она отличается той обобщенностью, которая характеризует то, что отличает человека от других видов органической и неорганической материи. Культура - это все то, что создано и может быть осознанно человечеством.
   Если обобщить приведенные определения культуры, то можно предложить следующее:
   Культура - это знания (информация), процесс (по разному реализуемые человеком и обществом способы получения, накопления, переработки, обмена и воспроизводства информации), результат (произведенные материальные и духовные ценности), необходимые для существования и развития человека и общества (определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, народностей и наций, государств и его частей, например, античная К., социалистическая К., К. майя, чукчей).
   Культура используется, прежде всего, как:
   - характеристика уровня развития человека и общества;
   - индивидуальный процесс осознания человеком окружающей действительности;
   - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.
  
   Что интересно:
   Хранителем культуры является общество. Культура характеризует общество. Человек как часть общества - ее носитель.
   Культура, переносимая надписями, рукописями, произведениями искусства, предметами, сооружениями и т.д., дает некоторые представления о тех знаниях, но не может быть полностью воспроизведена.
   Один человек для сохранения культуры значения не имеет, потому что культура может существовать лишь при постоянном общении людей. Сохранение культуры - это возможность общества.
   Чтобы приобщиться к культуре, стать ее носителем человек должен воспитываться обществом (в обществе). Если его будет воспитывать волчица, то, понятно, что он впитает навыки и инстинкты волчьей стаи. Культурой с человеческой точки зрения это вряд ли можно назвать.
   С другой стороны, развивается культура исключительно благодаря творческой инициативе индивидуума или его действиям в критических ситуациях.
   Общество отшлифовывает все нововведения и изобретения индивидуума и со временем превращает их в свою характерную черту.
   Развитие культуры - это непрерывный процесс. Прежде всего, - это инициатива личности в направлении исполнения своих желаний, ее деятельность и результаты. Но это также и реакция общества на происходящие изменения. Именно общества, которое нивелирует отклонения каждого из людей: что-то отмирает, а что-то закрепляется, повторяется, воспроизводится, а потом уже признается как характерная черта.
   Если кто-то перестает быть участником этого процесса, он постепенно деградирует. Когда нечего делать или делать ничего не хочется, когда скучно или страшно перед тем, что будет завтра, и т.д. - это и есть предвестники деградации.
   Таким образом, без общества нет ни человека, ни культуры.
   Особенность заключается в том, что человек культуре учится, общество ее имеет; человек культуру развивает, а общество ему в этом часто противостоит, однако - это противостояние, часто, и помогает. Но, в свою очередь, общество хранит то, что создано человеком.
  
   Нам важно понимание общих взаимных связей, а также выделение во всем этом специфики влияния культуры на уровень жизни человека и общества. Важно для осознания достойной жизни, а также способов ее изменения в лучшую сторону. А это вопрос индивидуальный: то, что русскому хорошо - немцу - смерть.
  
   Как влияет культура на уровень жизни?
   1. Культура влияет на формирование потребностей человека и общества: от удовлетворения первичных потребностей (еда, жилье, продолжение рода), до интеллектуальных (наука, технологии, управление) и духовных (философия, литература, живопись, музыка).
   Далее, еда, но какая, жилье, но какое, - зависит от уровня культуры человека.
   2. Культура влияет на формирование у человека критериев, которые способствуют положительному отношению к жизни и ее составляющим.
   Далее, переход в жизни от работы (должен делать, чтобы жить) к занятию (делаю то, что хочу, потому что не могу этого не делать). Уровень жизни - задача осознанно решенная.
   3. Через культурное развитие приходит осознание жизни, а также относительности кажущегося постоянства: и потребностей, и желаний, и критериев.
   Как мы видим, в отношении понятия "уровень жизни" понятие "культура" имеет определенную мотивацию, оправдывающую человеческую деятельность. Причем эта мотивация влияет как на снижение уровня жизни, так и на его повышение. Например, современная культура, адаптированная к рыночной экономике и ориентированная на потребителя, вовлекает человека в постоянную гонку за повышением той части уровня жизни, что касается ее материального обеспечения.
  
   А что влияет на уровень культуры человека и общества?
   Прежде всего - семья. Начинается культурное развитие в семье уже в процессе беременности и впитывается вместе с семейными традициями. (Хотя и семья - это частный продукт общества.) Причем естественным для ребенка становится не то, что говорят ему родители, а то, как родители и близкие родственника решают текущие проблемы. Например, сложно бывает ребенку понять, что курить вредно, когда мать говорит об этом, "глубоко затягиваясь сигаретным дымом...". (Стремясь в своих детях реализовать то, что сами не смогли сделать, у родителей происходит противоречие слов и дел. В результате дети не становятся лучше, а, чаще всего, накапливают проблемы родителей).
   Далее на ребенка начинает влиять общество - во дворе, детском саду, школе, средних и высших учебных заведениях, на отдыхе, в поездках и так далее. Но все это происходит подсознательно и дети, воспринимая от семьи и общества принятые в них критерии и требования, постепенно и становятся достойными членами и семьи, и общества.
   В определенной степени на уровень культуры личности накладывает отпечаток ее менталитет, как способ мировосприятия, образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих человеку как члену общественной группы, проживающей в определенных природно-климатических условиях, стране, городской или сельской местности.
   И только саморазвитие привносит элементы новизны в портрет создаваемой личности: будет она идти за кем-то или же наоборот, сама поведет, будет искать новые знания или будет делиться ими, будет винтиком придуманного кем-то процесса или сама придумает новый процесс и т.д. Только от человека зависит, сможет ли он получить чуть больше, чем ему дают, стать развитее, чем от него требуется. От этого зависит и его дальнейшая жизнь. Инициатива, настойчивость, терпение, - и цели будут достигнуты, правда, если цели сформулированы, а то иначе жизнь превращается в гонку за чужими целями.
  
   Наиболее важно для нас то, что культура сохраняет человеческое сообщество (если непонятно сравнение с ДНК, то с цементом выглядит более наглядно), в этом проявляется ее нужность людям. С другой стороны, свято место пусто не бывает: одну культуру можно заменить другой, используя это как тонкий политический маневр. Или же выбрать по вкусу ту, которая больше нравится: предпочтение обычно отдается загадочному востоку - Китаю, Японии, Тибету, Индии, или же красивой экзотике человека в естественном состоянии - индейцам, ростоманам. А что происходит, если в здании меняют цемент? - Правильно, оно рушится. В результате такого символического обрушения происходит деградирование общественной жизни.
   Деградация неизбежна в двух случаях: политического и экономического завоевания одной культуры другой (например, древних греков римлянами). Или же (в результате либерального просвещения) имитации чужеродных явлений (это уже - на уровне локальных прослоек, хотя, впрочем, в кои-то веки это привело к Октябрьскому перевороту). В то же время, процесс деградация может быть явлением временным и послужить мощным толчком к бурному развитию.
   Чтобы не ходить далеко, вспомним северных аборигенов нашей страны - хантов, ненцев, эвенков, чукчей... "Мы их научим пользоваться унитазом!" - еще недавно говорили покорители Севера, но из "наученных" совсем немногие производят впечатление счастливых людей, довольных жизнью и на своем месте. Просто у каждой культуры свои потребности, поэтому и ценности тоже не одинаковые, а поменять систему ценностей можно только сознательным усилием. У человека же кроме сознания в его психической жизни существует масса прочих вещей, неподвластных контролю. Вот и происходит нестыковка, которая портит человеку его существование, потому что выбранная им жизнь для него чужеродна, и он усиленно занимается ее имитацией в надежде, что когда-нибудь эта имитация превратится в реальную жизнь.
   Если ты русский и уехал за счастливой жизнью в Америку, то ради своего же успеха ты должен забыть о своем происхождении, стать 100-процентным американцем, хотя вряд ли такой выбор даст тебе чувство полноценности. Возможно, лучше быть китайцем или армянином, они переселяются вместе со своим обществом, жизнеспособным в любом чужеродном окружении, так что подобные проблемы их беспокоят гораздо меньше. Впрочем, если говорить о чужеродности насаждаемой у нас культуры, то не надо куда-то ехать. Можно просто включить телевизор. Для телевизора есть простой критерий: чужеродные вещи воспринимаются как лишние, необязательные. Если же они твоему сознанию органически присущи, то ты просто не сможешь их выделить (их выделение будет для тебя бессмысленно).
   У современного отечественного телевидения не так давно отчетливо сформировалась на большинстве каналов новая черта: оно тебя развлекает, выглядит, правда, это несколько навязчиво. В этом качестве ты становишься User`ом (потребителем), а это значит, что время, потраченное за ящиком, не добавляет осмысленности в твоей жизни. Если в современной насаждаемой у нас культуре цивилизованного общества ("западной", "демократической") выделить отдельно культуру развлечений, то несложно будет увидеть, как бурно развивается в технологическом и смысловом отношении "демократическая" культура и вместе с ней столь же бурно культура развлечений. Вывод оказывается неутешительным: данная культура, развиваясь и все больше воздействуя на окружающую среду, не становится более осмысленной: и даже в таких областях как политика, управление стали доминировать "чисто игровые ситуации", которые, как правило, не только не касаются отдаленного будущего, но и предпочитают не знать о нем вовсе.
   И все же общение с другими культурами лучше изоляции, потому что это естественный процесс современного мирового развития - как общение двух разных людей на улице. Проблема лишь в том, чтобы в этом общении не терять собственного достоинства, которое выражает систему ценностей того общества, в котором оно было воспитано. Но такое общение возможно лишь тогда, когда оно осуществляется без навязчивости и задних мыслей. Именно такое общение способно развивать и обогащать культуру, делая это также снаружи, а не только изнутри. В России 18-19 столетия наука и искусство имели многочисленные западные корни, которые создали плодородный слой почвы для развития отечественных талантов и гениев. Для этого России надо было осознавать свою экономическую мощь и достоинства территориально просторной империи. То есть когда заимствование происходит при потере достоинства, оно служит разрушению культуры, а когда достоинство сохранено, то сохранена и система ценностей, при которой понятие "достойная жизнь" имеет реальные основания не только для человека, но и для общества в целом.
   И все-таки... Можем ли мы - русские, нерусские, советские, юные - жить достойной жизнью в России и сегодня, если их легковые машины лучше наших, не говоря об одежде и обуви, жилье и услугах, или для этого нужно уехать туда? Возможно, нужно начать с понимания и осознания, а что такое вообще достойная жизнь и с чем ее едят? Как можно думать о себе и о других одной конструктивной мыслью?
   Ведь понятие есть, и на вопрос о том, знает ли он, что такое достойная жизнь, любой ответит согласием... Но на следующий вопрос, а что означает это понятие, в чем его смысл - повиснет глубокая пауза...
   Приходите к нам на сайт www.dost-jizn.ru
   Наш сайт посвящен достойной жизни! В нашем обществе, где существует масса нерешенных социальных и экономических проблем, а также масса рецептов их разрешения (не только в корне различных, но и нередко противоречащих друг другу), понятие "достойная жизнь" окажется в основании любой идеи социального и экономического блага, которую стоит рассматривать. Это понятие может оказаться стать основным критерием для человека и населения в оценке положительных моментов сегодняшней жизни. Об этом наш разговор...

Курбат Курбатыч

  
   Глубинка - это не там где чуть глубже, чем везде, а там, где ограниченная транспортная сеть, и соответственно, приезжий и проезжий народ - большая редкость.
  
   Жизнедеятельность человека - это его деятельность:
   - по формулированию потребностей и производству благ (физических, духовных, социальных и материальных), создавая уровень обеспеченности потребностей;
   - по обеспечению доступа к их потреблению, в том числе, повышая собственный уровень культуры и зарабатывая достаточное количество средств, чтобы удовлетворить желаемый уровень потребления.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   7
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"