В 2007 году исполнилось сто пять лет со дня рождения Михаила Алексеевича Ветухова, первого президента УВАН1 в США, бывшего харьковчанина. Он сумел реализовать себя на Западе как общественно-политический деятель, ученый, организатор научной жизни вокруг новой для того периода темы, связанной с открытием миру Украины как самостоятельной геополитической единицы.
Родился М.А. Ветухов в Харькове в 1902 году, там учился в гимназии, а в 1923 году закончил ХСХИ2. В 1926 году он стал доцентом, а в 1928 - становится профессором и заведующим кафедрой Полтавского Сельскохозяйственного института. Основные темы исследований - селекция животных, генетика в широкой ее трактовке. В 1934 году Михаилу Алексеевичу предложили должность профессора в Московском Зооветеринарном институте.
Перед началом Второй Мировой войны М.А. Ветухов возвратился в Харьков и стал преподавать в Харьковском государственном университете. Война изменила ход событий. Оказавшись под оккупацией немецкой армией, жизнь городов и деревень продолжалась. Но какой она была в этот период, нам знать не полагалось. По понятным причинам, свидетели делились пережитым неохотно, за сотрудничество с врагом без особого разбора отправляли в лагеря. Мифы о войне бесконечно тиражировались, скрывая правду от самых скрупулезных специалистов. Мало издано мемуаров, а научных исследований, посвященных повседневной жизни в оккупационных зонах, кажется, до сих пор нет. В этой связи, интересные сведения о истории Харькова, о семье ученого, почерпнуты нами из новой книги, вышедшей в 2004 году и посвященной юбилею М.А. Ветухова3.
Когда город был сдан немцам, Михаил Ветухов возглавил Харьковскую земельную управу, благодаря деятельности которой крестьяне самых отдаленных сел смогли сформировать органы местного самоуправления. Это, к слову сказать, тот шаг, который был не под силу земствам. На этом посту будущий президент УВАН делал все от него зависящее, чтобы население Харькова спасти от голода. В 1942 году он был избран ректором Харьковского университета и являлся, также, организатором научной жизни.
За "чрезмерные" старания для населения в 1943 году Ветухов был арестован Гестапо, но выжил. После освобождения города советскими войсками, перебрался во Львов и в течение года до 1944, вновь преподавал генетику на высших медицинских курсах. К тому времени окончательно сложилась его гражданская позиция. Он не видел будущего для продолжения своих экспериментаторских начинаний в генетике внутри СССР. Прежде всего, научный поиск подталкивал его к радикальному решению. Из Львова М.А. Ветухов переехал в Вену и еще год работал в Венском университете. Оказавшись в Европе, набирала силу и его политическая ориентация. Профессор вскоре входит в Представительство Украинского Центрального Комитета в Вене и прилагает немало усилий для консолидации научной эмиграции из Советского Союза. В 1945 году президент символического правительства УНР в эмиграции, Андрей Ливицкий назначил Ветухова министром внутренних дел.
После завершения войны М.А. Ветухов, как и многие его бывшие соотечественники, оказался в лагере для перемещенных лиц в Германии. Это еще одно "недоизученное" поле из относительно недавней истории. Что это были за лагеря? С каким устройством? В чем результаты и значения их организации? Каковы были масштабы репатриации, и что ее остановило? На все эти непраздные вопросы предстоит отвечать новым поколениям историков.
В лагерной жизни Ветухов продолжал занимать активную жизненную позицию, старался максимально помочь обездоленным и коллегам. В сформированном Центральном Представительстве Украинской Эмиграции он стал одним из руководителей и не раз выступал перед американским командованием против насильственной репатриации своих земляков.
В 1949 году М.А. Ветухов эмигрировал в США, сначала в Лос-Анжелес, а потом в Нью-Йорк. В 1950 году там уже состоялось учредительное собрание по образованию УВАН и он был избран ее президентом. До конца своих дней (умер в 1959 году) он был бессменным главой этой институции. Руководил ученым советом, издательской деятельностью, редактировал англоязычные "Анналы", которые оценены специалистами, независимо от политических воззрений. Михаил Алексеевич привлекал молодых ученых разных национальностей, заинтересовывал их украинской тематикой, активно сотрудничал со всеми славистическими подразделениями, был известен и признан на международном уровне своими трудами в области генетики.
Харьковским краеведам было бы интересно узнать подробнее о роде Ветуховых и о его ближайших родственниках. Очень пунктирно постараемся изложить доступные нам сведения, исходя из архивных источников и опубликованной биографии Михаила Алексеевича.
Любовь Дражевская4 пишет о том, что род Ветуховых пришел на Слобожанщину вместе со слободскими полками. Многие в роду, переходили в духовную сферу. Большинство представителей династии Ветуховых принадлежали к светским деятелям и находились на государственной службе. Фамилия изначально писалась как "Вiтух", а затем "Ветух" и только во времена царствования Павла I было добавлено окончание "ов". После революции в 1917 году, отец Михаила и он сам изменили фамилию на украинский лад, которая приобрела звучание "Ветухiв", но это не прижилось.
Имя свое будущий ученый получил от прадеда Михаила Степановича Ветухова (1799-1875). В молодые годы он служил в армии, "прошел" Туркестан и Персию и через министерство иностранных дел был оставлен там на дипломатической службе. Он знал множество языков, в том числе персидский, который решил его судьбу. В дали от родины, Михаил Степанович женился на красавице персиянке, в последствии принявшей православие. За заслуги перед империей, к титулу "почетного гражданина был добавлен дворянский, и вручены медали и другие награды.
Вернувшись из заграницы, М.С. Ветухов продолжал службу, а позднее принял сан священника и начал новую для себя карьеру на этом поприще. Путь духовника продолжил его сын, дед Михаила, Василий Ветухов. Он родился в 1840 году и был предпоследним ребенком у родителей. Василий рано осознал свое предназначение и был верен зову сердца в религиозном подвижничестве. Его женой стала девушка из дворянского рода, но семейное счастье не было долгим. Она совсем молодой умерла при третьих родах.
Василий Ветухов начинал проповедничество настоятелем церкви святого Пантелеймона на улице Клочковской в Харькове, а затем служил в храме святого Николая Чудотворца на Николаевской площади (площадь Свободы). Он был одним из известных священников в епархии и любим прихожанами, его привлекала общественная и благотворительная деятельность, которой он посвящал все свое свободное время. Так, на собственные средства он построил в городе школу для глухонемых, выпускал для них специальные пособия. Мы нашли подробное упоминание о том, как это было в Харькове у автора, изучающего историю глухих: "Священник Василий Ветухов настоятель церкви св. Пантелеймона в городе Харькове, в 1896 году по сердечному призыву учредил училище глухонемых. Мысль о создании училища глухонемых возникла у него в мае 1896 г., в заседании Совета Харьковского благотворительного общества, где обсуждался вопрос о дальнейшей судьбе глухонемого из дома подкидышей. На последующих заседаниях он предложил Совету учредить училище для глухонемых. Совет, обсудив его предложение, предложил ему принять на себя организацию этого дела. Вскоре возникла необходимость в отдельном помещении для училища. На средства благотворителей отец Василий в 1899 г. выстроил двухэтажное каменное здание. Таким образом, к августу 1900 г. здание было закончено и обставлено самым необходимым. Освящение училища состоялось 27 августа 1900 г. преосвященным Иннокентием, епископом Сумским в присутствии губернатора Г.А.Тобизена и других почетных гостей. По окончании молитвы и освящения дома Владыка произнес теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих. Затем преосвященный благословил учредителя училища Образом Спасителя. По окончании освящения Преосвященный выразил желание благословить трапезу учащихся и беседовать с ними. Сопутствуемый присутствовавшими на освящении Владыко вошел в столовую; в это время один из глухих прочел вслух предобеденную молитву. Глубоко потрясенный этим проявлением дара речи у глухого, Владыка просил ещё кого-нибудь из учащихся прочесть молитвы, какие знает, и со слезами на глазах слушал то одного, то другого из обучавшихся звуковым методом. Губернатор и другие гости предлагали детям вопросы и получали посильные ответы"5.
Кроме этого, отец Василий открыл интернаты, разного уровня школы, мастерские, классы со специальным оборудованием для больных этим недугом. Позднее, возле Чугуева, в селе Клугиневка Василий Ветухов приобрел земли на берегу Донца в живописном сосновом лесу и организовал там целую колонию глухонемых. В ней находилась церковь, школа, общежитие, рабочие помещения, гостиница для посетителей - членов семей.
Отец Василий имел дружеские контакты с многими влиятельными особами в Санкт-Петербурге, часто бывал там, был принят при дворе и располагал покровительством императрицы Марии Федоровны. Благоволение "сверху" он употреблял не на личные нужды, а старался сделать как можно больше полезных и необходимых дел. Его стараниями процветало Общество Грамотности, существенную помощь получали детские приюты, ночлежные дома, общеобразовательные школы. Отец Василий был желанным гостем и активным участником Дворянского Собрания, купеческих обществ, различных заседаний харьковской интеллигенции, редакций газет. Василий Степанович дружил с Дмитрием Багалеем, ректором университета, профессором И.В. Нетушилом. Таким образом, отец Василий Ветухов имел непосредственные личные контакты с представителями самых разных социальных слоев, он хорошо знал жизнь изнутри и имел возможность влиять на многие социальные процессы, как на региональном,
так и на всеимперском уровне.
Михаил Алексеевич старался объективно подойти к оценке своих родных .Об Василии Ветухове он писал: "Мiй дiд любив укра§нську мову, пiснi, багато читав, також i по укра§нському. Але вiн був творчий в iмперi§, легально. Погляди на його характер розходилися: однi вихваляли, iншi лаяли. Не погоджувалися - щедрий вiн чи скупий, альтру§ст чи его§ст. З людей, що оточували мене в дитинствi, дiд видається менi найбiльш колоритною постаттю. Був високий, повний, гарний собою, волосся майже не сиве, а у великiй бородi сивина. Зi мною дiд завжди приятелював. Багато розповiдав про подорожi, про святi мiсця. Сво§ми яскравими оповiданнями з Священо§ iсторi§ умiло поселив у менi вiру, прищепив основи християнства.. вiн часто возив мене до школи глухонiмих, пiзнiше до колонi§ бiля Чугуєва. Показував, як можна облегшити життя нещасних, знедолених. Я б сказав, що вiн нi з ким так не дружив, як зi мною.
Бiля дiдового дому була стоянка вiзникiв. Коли ми з ним кудись §хали, я вибирав вiзника залежно вiд морди коня, дуги, вигляду санок чи фаетону. Їздити i ходити з ним було цiкаво i можна було багато про що його розпитувати. Перша трамвайна лiнiя у Харковi була прокладена саме по Клочкiвськiй вулицi, де жив дiд. Всi вагоноводи дiда знали, i вiн любив §здити "по новизнi" трамваєм. Не визнавав зупинок, а казав зупинити трамвай де хотiв, всi його слухалися.... Школою глухонiмих i колонiєю дiд керував сам, був акуратний з грiшми. Господарство школи процвiтало i розвивалось. Дiд завжди мав великi плани дальшо§ працi. Вiйна 1914 року застала його дуже мiцним, хоч йому вже було 74 роки. Вiн багато працював для вiйськових шпиталiв, не тiльки як духовник, але й матерiально допомогав: збiрками, заснуванням стипендiй для учнiв- сирiт. Революцiю 1917 року о. Василь зустрiв неприязно, навiть вороже, вважав §§ катастрофою для добра i християнських iдей та чинiв. З самого початку вiн вважав, що всi партi§ проваляться i що опанують найкрайнiшi - бiльшовики. Укра§ну вiн радо бачив би самостiйною iз сво§м "царем". Мо§х щиростей до незалежно§ Укра§ни, не подiляв; казав що вона так само потрапить у лабети диявола, як i iншi частини Росiйсько§ iмперi§..
Восени 1917 року, коли дiд почув що до влади прийшли бiльшовики, з ним стався удар. Вiн був паралiзований, але мова зберiглась. Говорив про початок невиданих страждань народiв. 17 листопада 1917 року помер у сво§й хатi. Похорон був урочистий, архiєрейським чином, з багатьма священиками. Катафалк був розкiшний з трьома парами коней. Спереду йшов великий хор, а перед ним я, з iконою. На кожному кварталi процесiя спинялася, читали Євангелiю i спiвав хор. Йшли вiд Микола§вського собору до Пантелеймоновсько§ церкви, бiля яко§ дiд заповiв його поховати. Народу було дуже багато. Лив страшний дощ...З смертю дiда кiнчилась для мене, як мабудь для цiло§ iсторi§, епоха. Почалось зовсiм нове життя"5-а.
Эти свидетельства представляются нам важными и вскрывают многие детали не только в прилагаемых к портрету характеристик, но еще сообщают нам об истории города, говорят о духе времени о связи поколений, о том фоне сознания, подсознания, ментальности, которую увезли с собой наши соотечественники в заокеанские дали.
Приводим еще одно письмо Екатерины Антонович6 про отца Василия Ветухова.
"У Харковi у дев"яностих роках була школа глухонiмих, органiзована i ведена протоiєреєм Василем Ветуховим, дiдом М.О. Ветухова. Пiсля того як я закiнчила художню школу, отець Ветухiв запросив мене викладати в школi глухонiмих малювання, що я деякий час з приємнiстю робила. Цiкавило мене, що дiтей виучували говорити, хоч вони були глухi i нiмi. При чому вони говорили так, що §х можна було розумiти. Були спецiальнi вчителi i отець Ветухiв дуже дбав про цю школу. Учити дiтей малюванню було дуже цiкаво, бо дiти захоплювались i радо малювали. Добре пам, ятаю отця Ваиля, високого, трохи суворого. Багато вiн працi вклав, щоб з глухонiмих дiтей зробити корисних членiв суспiльства".
Отцом Михаила был сын Василия Степановича, Алексей Васильевич Ветухов, 1867 года рождения. Он закончил в Харькове с золотой медалью гимназию, потом историко-филологический факультет университета. Сразу после полученного образования стал преподавать в гимназиях и в коммерческих училищах, одновременно занимаясь научной работой под руководством профессора А. Потебни, которого он боготворил.
Мамой была Мария Михайловна Колосовская (1872-1949). Сведений о ней очень мало, можно только остановится на небольшой характеристике, оставленной сыном. Он вспоминает о том, что мама была очень доброй и любимой, обожала детей, была "барыней", не в чем не нуждалась, имела прислугу и не сильно разбиралась в науках. Однако "дом" процветал (четыре дома в Харькове и имение под Чугуевом) "Ми жили в особняку з добрим садом у гарному районi на Лермонтовськiй вулицi".
В письме, к уже упомянутой, Любови Дражевской, 10 февраля 1950 года из Лос-Анжелеса, Михаил Ветухов пишет:" Це сьогоднi якраз рiк з дня смертi мами. У нас саме мама в родинi дала два цiкавi елементи, якi є в комплексi наших генотипових особливостей: то укра§нство i жвавiсть, яку вона зберiгла майже до останнього часу. Ще в 1946 року , коли я був в Парижi, вона зберiгалася, а було §й вже тодi 74 роки. Тут немає постiйно§ церкви, i не знаю, чи вдасться вiдслужити панахиду сьогоднi...
Рiзнi спогади йдуть, однi зовсiм систематичнi вiд 1907 року, коли ми пере§хали на Лермонтовську вулицю, де батько купив дiм. Дiм стояв серед чистого поля, запах якого, думаю, може бути тiльки на Укра§нi. Але цiкавi спогади , що в"яжуться у мене з мамою, вiдривчастi, належать до часу перед 1907 роком, тобто до перiоду, коли ми жили на Мордвиновському провулковi, де я народився. Там я пригадую маму молодою, веселою. Вона тодi добре спiвала, здебiльшого укра§нськi пiснi. Ну, але то все минуле i навiть тепер уже давно минуле, як брати життя iндивiдуума. Як доживемо до старостi й збережемося духовно, можна багато з рiзних епох позгадувати з цього першого пiвсторiччя! А що нового в сучасностi, пишiть.
Ваш М.В."7
Мы позволили себе к кратним биографическим данным добавить цитаты из писем, хотя они очень субъективный источник. Пред нами промелькнуло несколько поколений людей на фоне родного городского пейзажа. Они принадлежат различным историческим периодам. На примере одной семьи (микроистория) их можно попытаться связать и представить как звенья единого социокультурного явления. Вчитываясь в письма, важен и анализ уровня сознания их авторов. При таком подходе, мы можем предполагать, моделировать почему конкретный деятель действовал так или иначе, погружаться во внутренний мир человека, а это всегда захватывающе, это влияет на нас самих без назидания и поучительства, минуя моральне оценки и идеологические клише.
1 УВАН - Украинская (Вольная) Свободная Академия Наук
2 ХСХИ - Харьковский Сельскохозяйственный Институт
3 Михайло Вєтухiв перший президент УВАН у США, Мiсiонер, - Нью-Йорк - Ки§в - Львiв, - 376с.
4 Любовь Дражевская,- бывшая харьковчанка, многолетний пресс-сескретарь УВАН, журналист, редактор "Анналов". Значительная часть ее собственного архива передана для хранения в Колумбийский университет. Умерла в 2006 году. См. Name of Collection: L.A. Drazhevs"ka. Papers. Архив Восточно-Европейской истории при Колумбийском университете (Бахметьевский).
5 Балашов Д.Е. По материалам Третьего Московского симпозиума по истории глухих. М., Загрей, - 2001. Интернет -публиукация.
5-а Указанная монография, - С.10
6 Екатерина Антонович, в девичестве Серебрякова. Родилась в Харькове в 1887 году. Училась в Харькове, Киеве и Петербурге. Жена Дмитрия Антоновича историка и искусствоведа, общественный деятель в эмиграции. См.:National Archives of Canada. Папери Антонович (1887-1975). Реєстрацiйний номер MG 31 H50. Архiвнi матерiали з iсторi§ Укра§ни в Канадi: попереднiй анотований перелiк./ Уклав Богдан Кравченко. - Ки§в; Едмонт, 1990.- 38с.