Аннотация: Рецензия: Марк Миллер, Дж. Дж. Джонс, Пал Маунтс "Особо опасен"
Лига несправедливости
МАРК МИЛЛЕР, ДЖ. ДЖ. ДЖОНС, ПОЛ МАУНТС Особо опасен. Комиксы.
М.: АСТ; Астрель, 2008. 192 с.
Многие американские блокбастеры основаны на комиксах (отдельные личности называет их графическими романами, но автору рецензии сдается, что не всякий комикс стоит называть графическим романом). И если бы российские издатели были бы порасторопней и публиковали эти самые комиксы оперативненько к датам премьер, мы бы оказались засыпанными ими по самые уши. Возможно, в связи с этим комиксы у нас в стране даже вышли бы из маргинального сектора и стали бы вполне себе мейнстримом. Этого не происходит по разным причинам: и по причине некоторой узколобости издателей, и в связи с вполне понятным опасением неокупаемости. Тем не менее, из всякого правила есть свои исключения. В 2008 году к премьере фильма "Особо опасен" был выпущен одноименный комикс. То, что он имеет незначительное отношение к истории про тайное общество ткачей, никого не смутило. И в общем-то это понятно: импортный фильм "великого" (простите, но в данном случае это прилагательное можно написать только в кавычках) отечественного режиссера Тимура Бекмамбетова должен был привлечь повышенное внимание каждого российского зрителя. Вообще, каждый российский зритель по мысли маркетологов был просто обязан сходить на сеанс "Особо опасного". А еще лучше - два или три раза. Это было бы по-настоящему патриотично. А следовательно, каждый российский зритель так же должен был посетить и книжный магазин, чтобы унести комикс-первоисточник под мышкой и с гордостью поместить его на свою книжную полку. Но так не вышло. Противоестественная эйфория в связи с "Дозорами" давно уже развеялась, на "Особо опасного" наша публика уже не повелась. В итоге рецензент купил творение Марка Миллера сотоварищи в разделе уцененных книг всего за пять рублей.
В аннотации читаем: "В этом буклете представлены первые страницы графического романа "Wanted"...". Возможно, это действительно начало большой истории. А возможно, наврали. Рыться в Интернете и проверять эту информацию как-то не очень хочется. Но шесть опубликованных глав представляют собой вполне законченное повествование. Есть еще и допматериалы: досье на героев, рабочие эскизы и прочее. В итоге мы имеем хорошо изданный комикс, который не требует продолжения.
Из предисловия и послесловия Марка Миллера легко понять, как он пришел к задумке "Особо опасного". У мистера Миллера есть старший брат, от которого он в детстве часто получал на орехи. Однажды маленький Марк задал ему примерно такой вопрос: почему, если есть Супермен и прочие человеки-пауки, в мире продолжаются войны, случаются катастрофы, а преступность как бесчинствовала, так и продолжает бесчинствовать? Старший брат выдал издевательский ответ, что, мол, все супергерои были уничтожены во время войны с суперзлодеями. Но пусть братик не переживает, когда ему стукнет семнадцать, к нему перейдет суперменская сила. Братик задумался. Крепко задумался. И запомнил слова брата. Миллер вырос и, пережив пубертатный период, где-то в районе семнадцатилетия вдруг осознал, что супергерои больше его не привлекают, гораздо интересней было бы стать суперзлодеем. Ведь это же ужасно глупо - использовать свои уникальные способности для борьбы со злом, когда можно им стать. Вот вам и готовый сюжет: некий офисный работник - рохля, зануда, ипохондрик и неудачник - вдруг узнает, что его отец является членом тайного общества суперзлодеев, папаня, правда, безвременно откинулся, вот герою и предстоит занять его место, суперсила прилагается.
"Особо опасен" - это игра на грани фола. Все герои, как на подбор, мерзавцы и извращенцы. Например, папаша главного героя любит иногда поразвлечься с геями, чтобы, таким образом, сделать острей свою тягу к женскому полу. Они много сквернословят. Убивают невинных людей, просто потому, что могут. Вон, главный герой изничтожает целый полицейский участок, по причине скуки и сложности с самоидентификацией. Имена и суперспособности у персонажей соответствующие. Говнорожий: привет "Догма"! состоит из фекальных масс, может сделать свое тело жидким, как понос, а может и затвердить, словно запор, ему под силу полностью поглотить противника, утопить, скажем так, в дерьме. Джонни Двачлена: а у этого специфическое раздвоение личности, все решения за него принимает его детородный орган, он еще и разговаривает. И имя им легион. Авторы с легкостью их придумывают, дурная фантазия прекрасно работает. А потом с такой же легкостью убивают. Кровь, кишки, взрывы, летящие пули, ноги и руки в разные стороны - почти на каждой странице. Шестая глава заканчивается феерично, а именно - авторы преспокойно опускают собственных читателей, сообщая, что они ничтожества и задроты.
Вот только некая грань так ни разу и не будет пересечена. Чтобы не происходило на страницах "Особо опасного", оно остается в определенных рамках. Иногда так хочется, чтобы авторы все же шагнули чуть дальше, рискнули, довели свой прием до предела. Но нет. "Синдикат голых задниц" - первая организация суперзлодеев - пуритански изображен исключительно со спины. А ведь стоило хотя бы раз нарисовать их причиндалы, просто, чтобы показать, что можно и так. Комиксу явно не хватает чуточку порнографии, все постельные сцены выполнены чрезвычайно целомудренно. Особых зверств мы так же не увидим, про них мы, скорее, только прочитаем. Даже графика вполне консервативна, вполне себе традиционный супергеройский комикс. Это как с фильмами Тарантино. Вроде бы жестоко, вроде бы нагло и цинично, но все равно мейнстрим, семейное кино.
"Особо опасен" может показаться прорывом только его целевой аудитории. Он явно рассчитан на тот самый офисный планктон, который в нем и высмеивается. Это история как раз для тех людей, которые сами хотели бы, не ударив палец о палец, в качестве чудесного подарка свыше, стать непобедимыми, несокрушимыми, независимыми хозяевами жизни. Таких людей кругом хватает, иначе не расцвела бы у нас буйным цветом вся эта попаданческая фантастика.
Тем не менее, стоит отметить, что "Особо опасен" - любопытный образчик современных комиксов. Некоторые визуальные образы действительно хороши. Сюжет в меру прост, но все-таки не настолько примитивен, как может показаться из краткого пересказа. К тому же в комиксе есть весьма двусмысленная мораль, которую, если зацикливаться на мате и кровяке, легко можно пропустить.
Имеется противостояние двух злодейских группировок. Одни просто хотят уничтожить весь мир. Вторые желают находиться в тени, ведь, будучи неизвестными, гораздо проще манипулировать людьми, держать все под контролем и грести деньги лопатой. Сложно сделать по-настоящему захватывающий конфликт, убрав из повествования положительных персонажей. Так что вместо безусловного добра авторы создают условное добро, сторону, за которую читатель все-таки будет болеть. Легко догадаться, что этой стороной оказываются те, кто не хочет засветиться, желает остаться за кулисами, одним словом жидомассоны какие-то. Не волнуйтесь, они победят, конечно. И продолжат проворачивать свои тайные делишки. Что ж, вероятно, если из двух зол выбирать меньшую... Правда, это не отменяет того, что это какая-то рабская установка.
Наверное, авторы это не всерьез, это же постмодернистская игра, шутка, над которой можно посмеяться с друзьями. Вот только от этого общая картинка не перестает выглядеть более чем симптоматично. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.