Кушталов Александр Иванович : другие произведения.

Страшная история

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Просто одна страшная история


   КУШТАЛОВ АЛЕКСАНДР, http://zhurnal.lib.ru/k//kushtalow_a/

   Страшная история

   1. Неожиданное начало

   Известный писатель детективных романов Эдуард Аржанников давно хотел проверить на практике парадоксальную мысль Альберта Эйнштейна о том, что Воображение сильнее Реальности. В данном случае ему хотелось доказать, что его воображение писателя детективных романов богаче случаев, предлагаемых действительностью, и расследование конкретного дела он может провести в своем воображении, практически не покидая писательское кресло. Помнится, Пуаро в повествованиях Агаты Кристи любил демонстрировать подобные способности своих "маленьких серых клеточек". В одном из таких экспериментов ставкой были его знаменитые холеные усы, которых он едва не лишился. Но для проверки этой мысли требовалась реальная история, в которой писатель принял бы участие с самого начала. И он терпеливо ожидал появления такой истории в его жизни. И вот, наконец, она случилась.
   Как-то знакомая его жены (я не хотел бы указывать здесь настоящих имен, и назову ее для определенности Мариной) обмолвилась о том, что в их конторе произошла с_т_р_а_ш_н_а_я история. Марина работала в местном отделении Пенсионного фонда. Услышав о "страшной" истории, Аржанников деликатно улыбнулся. Ну какая такая "страшная" история могла произойти в Пенсионном фонде? Для этого, действительно, нужно иметь очень богатое воображение! Но, тем не менее, он с энтузиазмом принялся реализовывать свою давнюю мысль. Для начала писатель попросил Марину остановиться со своим рассказом и постарался выдвинуть несколько собственных гипотез о том, что могло случиться.
   В самом деле, а что могло там случиться, если исходить только из того, что история произошла в помещении Пенсионного фонда? Брать по большому счету там нечего, но все-таки. Первое: поскольку помещение фонда расположено на первом этаже, то в него могли залезть с улицы, и забрать компьютеры и оргтехнику. Второе: кто-то проник в помещение с целью завладеть базами данных Пенсионного фонда. Хотя кому и зачем это могло бы понадобиться - не известно даже самому хозяину преисподней и его всесильным наместникам на Земле. Однако обе этих истории явно не тянут на оценку "страшная". Поэтому есть еще одна, более современная версия: разъяренный монетаризацией льгот пенсионер в припадке ненависти к министру социального обеспечения Зурабову и его сотрудникам совершил нечто ужасное, например, убил или нанес тяжелое увечье кому-то из служащих. Убийство или покушение на него совершено в состоянии аффекта подвернувшимся под руку тяжелым предметом - тростью, пустой бутылкой, тяжелой побрякушкой со стола.
   - Все это было совершенно не так, - отвечала Марина. Писатель при ее словах радостно оживился, предчувствуя интересную историю. - Я всего не знаю, и расскажу только то, что сама видела или слышала. Я узнала об этом в прошлый понедельник. Когда я пришла на работу, я сразу заметила что-то необычное. Потом поняла: на входе не было охранника, который обычно приветствует всех сотрудников. Как потом выяснилось, охранник отсутствовал по очень веской причине. Охранник, вернее охранница, потому что это была женщина, была найдена ранним утром повесившейся в одной из внутренних комнат помещения.
   Писатель с женой ахнули. Это было уже совсем не так забавно, как казалось вначале.
   - Первым заметил это сосед-автомобилист, который в 7 утра вышел во двор к своей машине, - рассказывала далее Марина. - Счищая ночной снег со своего автомобиля, он заметил в окне ф_и_г_у_р_у. Сначала ему показалось, что это кто-то стоит на подоконнике и протирает окно изнутри. Но потом он опомнился: в семь часов утра вряд ли кто-то будет это делать, и он подошел поближе, чтобы рассмотреть фигуру лучше. И здесь он увидел, что это повешенная женщина! Он бросился звонить в милицию. Прибывший наряд не смог сразу войти в помещение, так как оно было заперто изнутри на мощную стальную щеколду. Забраться через окно невозможно - на окнах, поскольку это первый этаж, стоят крепкие решетки. Пришлось вызывать команду МЧС и резать дверь электрическими ножницами. Вошедшие в помещение обнаружили охранницу повешенной в общей туалетной комнате. В помещении высокие потолки и соответственно высокие окна. Самоубийца откинула фрамугу окна, залезла на подоконник, и воспользовалась шнуром, открывающим фрамугу, как орудием самоубийства.
   - Было ли еще что-нибудь необычного? - все еще находясь в состоянии некоторой прострации от услышанного, спросил писатель.
   - Дверь одной из комнат была р_а_с_п_а_х_н_у_т_а н_а_с_т_е_ж_ь (Марина почему-то произнесла эти слова с нажимом, очевидно обстоятельства поразили ее воображение) в коридор и в этой комнате был обнаружен холодильник с открытой дверцей. На столе рядом с холодильником стояла бутылка водки, опустошенная н_а_п_о_л_о_в_и_н_у. Другого чего-то необычного замечено не было.
   - Откуда известно, сколько жидкости было в бутылке изначально?
   - Это утверждает хозяйка бутылки. По ее свидетельству с вечера пятницы бутылка стояла в холодильнике полная: сотрудница в понедельник собиралась прямо после работы пойти с мужем в гости к приятелям, и водку приготовила заранее, чтоб не суетиться. В субботу и воскресенье никто у нас не работает, поэтому в помещении никого, кроме охранников, в эти дни не было. Происшествие произошло в ночь с воскресенья на понедельник. На всякий случай с бутылки сняли отпечатки пальцев. О результатах сличения отпечатков нам пока ничего не известно. Но следствие по этому делу уже начато.
   - И нигде ничего не пропало?
   - Когда мы пришли с утра в понедельник, нас первым делом попросили это проверить. На первый взгляд, никаких пропаж пока не обнаружено. Компьютеры и оргтехника на месте, личные вещи также не тронуты.
   - Какие-нибудь версии уже обсуждались в коллективе?
   - Нет. Охранники не являются нашими сотрудниками, поэтому мы мало что о них знаем. Но вся эта история имеет странную подоплеку. Несколько лет назад в этом же помещении произошел абсолютно аналогичный случай. В те времена женщин в охране еще не было, но примерно при тех же обстоятельствах повесившимся был найден охранник. Он снял светильный плафон и повесился на брючном ремне, который он зацепил за крюк для крепления люстры. Тогда мы сразу сменили охранное агентство. Но новые охранники говорили, что призрак повешенного иногда являлся им во время ночных дежурств. Только мы несерьезно относились к подобным заявлениям, считая их досужими выдумками.
   - И в каком же виде, интересно, являлся им призрак?
   - Не издевайтесь! Конечно, не в облике бестелесного существа, свободно проходящего сквозь стены! Охранники говорили разное. Иногда они слышали протяжные стоны и другие посторонние звуки. Другой раз они рассказывали, что их пробирал внезапный озноб, когда они проходили рядом с тем местом, где когда-то висел покойник. А именно та охранница, с которой случилось несчастье, рассказывала, что она время от времени слышит далекий загробный голос, который называет ее по имени и зовет к себе. Согласитесь, что если человек дежурит ночью один, никого рядом нет, то это несколько жутковато.
   - Да уж..., - задумчиво сказал писатель, - надо бы с ними поговорить, с этими охранниками. Все это довольно необычно. Еще один вопрос: возможны между... жертвами... какие-то личные связи? Почему ей казалось, что он звал ее?
   - На поверхностный взгляд никаких личных связей не было. Родственниками они не были. Охранное агентство, как я уже сказала, теперь другое. А то, что они могли быть знакомы в принципе - это не исключено. Город у нас небольшой, тысяч девяносто, а мир, как известно, бывает очень тесен.
   - Что она собой представляла, эта женщина?
   - Примерно сорока лет, миловидная, общительная. Никогда не жаловалась по поводу своей личной жизни. Кажется, она разведена, у нее есть ребенок, сын, ему примерно пятнадцать лет, он иногда прибегал к ней днем во время ее дежурств. Но это довольно типичные житейские обстоятельства, таких как она
   - легион. У нас каждая вторая женщина мать одиночка. Подробнее о ней никто ничего не может сказать, потому что она у нас ко всему прочему и работает недавно - не более трех месяцев. Но все, кто сталкивался с ней по работе, характеризуют ее как аккуратного, исполнительного сотрудника.
   - Предсмертная записка?
   - Никакой записки погибшая не оставила.
   После данного разговора писатель договорился с Мариной, что она будет держать его в курсе происходящих по этому делу событий, и разговор переключился на темы, интересующие только женщин.

   2. Первые соображения

   Итак, - размышлял, оставшись один, писатель, - что же мы имеем? Помещения расположены на первом этаже, поэтому окна забраны решетками. Следовательно, через окна никто ни зайти, ни выйти не мог. Наружная дверь закрыта изнутри на мощную щеколду. Похоже, это картина типичного самоубийства. Женщина воспользовалась оставленной в холодильнике водкой, выпила для храбрости половину бутылки - для женщины это очень много, забралась на подоконник, набросила себе на шею петлю из крепкого шнура, ведущего к фрамуге, и...
   Казалось бы, все ясно. Если бы не ряд вопросов.
   Первое. У нее несовершеннолетний сын. И вряд ли бы она так просто бросила его на произвол судьбы.
   Второе. Она не оставила объясняющей записки. Когда самоубийство делают от отчаяния, то записку, как правило, оставляют.
   Третье. Почему была распахнута дверь холодильника? Человек всегда инстинктивно пытается ее закрыть, если не думает в это время о чем-то совершенно другом.
   Словом, было такое впечатление, что либо самоубийство произошло в большой спешке, в результате временного умопомешательства, либо это убийство. Попробуем решать задачу методом от противного. Допустим, это было именно убийство. Рассмотрим это предположение подробнее. В этом предположении главное - это каким именно образом мог исчезнуть убийца? Через окна он, кажется, не мог уйти, хотя и этот вариант нельзя пока исключать, лично не убедившись в том, что все решетки на окнах стоят крепко и ни одна из них не бутафорная. А то, знаете ли, такое часто бывает в детективных романах и нашей российской действительности: строители сначала что-то переделывали, потом вставили решетку на скорую руку и исчезли. Решетка вроде бы как есть, но она не работает как защитное устройство.
   Итак, что нужно установить до выдвижения определенных версий:
   1) проверить решетки на окнах;
   2) нет ли в помещении еще одной выходной двери, которая "давно не используется и всегда закрыта"?
   3) первый этаж может иметь сообщение с подвалом. Это может наводить на некоторые размышления. Например, может существовать люк, который чем-то завален и его никто не замечает.
   4) Нет ли в помещениях этого самого фонда других "мертвых" дверей, обычно закрытых тяжелой портьерой, шкафом или старой картой СССР?
   Обо всем этом нужно расспросить Марину в следующий раз, когда она зайдет к нам. А до этого думать об этом деле бесполезно. И писатель, сделав в своем компьютере небольшой набросок об обстоятельствах данного происшествия, занялся своими другими делами.

   3. Версия самоубийства: более подробно

   Марина нарисовалась в писательской квартире примерно через неделю, так что писатель уже начал понемногу забывать об этом происшествии. Но с ее появлением все снова всколыхнулось в его памяти, и он с большим вниманием выслушал происшедшие за эти дни события.
   В конторе Марины неторопливо велось следствие. Пожилой следователь Иван Петрович с забавной фамилией Беленький обстоятельно расспрашивал сотрудников о подробных деталях случившегося. Особенно досталось той женщине, которой принадлежала бутылка водки. У нее взяли отпечатки пальцев, и она по этому поводу сильно переживала, что становится одной из главных подозреваемых.
   - Кроме того, была еще урна, - рассказывала Марина. - Хоть это и не новое обстоятельство, но, я думаю, об этом стоит упомянуть для полноты информации, я прошлый раз просто забыла об этом сказать. В том самом туалете, где все произошло, нашли обгоревшую пластиковую урну, полную сгоревших бумаг. Урна и бумаги были обильно залиты водой. При расследовании выяснилось, что во время рабочего дня в пятницу никакого пожара не было. Мало того, вечером в пятницу уборщица убрала все помещение, включая урны. То есть урна горела в выходные. Охранники у нас дежурят сутки, на смену заступают в восемь утра. С пятницы до понедельника сменилось три охранника, именно трое охранников у нас по очереди и дежурят. Один охранник, Володя Маленький, дежурил в пятницу и в ночь с пятницы на субботу. Володя Большой дежурил в субботу и в ночь на воскресенье, а Тамара дежурила все воскресенье и ночь на понедельник. В восемь утра ее снова должен был сменить Володя Маленький. Так вот, и Володя Большой, и Володя Маленький утверждают, что никакого пожара в урне туалетной комнаты при них не было. Это они помнят твердо.
   Писатель заметно воодушевился.
   - То есть получается, что Тамара что-то жгла? А не удалось ли, случайно, установить, что это были за бумаги?
   - К сожалению, бумаги сгорели вместе с урной так, что от них мало что осталось. Единственное, что удалось определить, что часть этих бумаг составляла толстая тетрадь в клеточку в дерматиновой обложке. У нас таких давно уже нет, все давным-давно печатается лазерными принтерами на стандартной бумаге без всякой линовки. Поэтому можно сказать точно, что эта тетрадь была принесена кем-то из дома. И вообще, это была какая-то старая тетрадь, таких уже давно не выпускают. Это стало ясно по сохранившемуся клочку тетради, там уцелела часть ярлыка, где обычно печатают артикул и прочее. Удалось разобрать цену тетради - 46 коп. Следовательно, тетрадь старше 1991 года, с которого перестали ставить цены на предметах продажи. Еще удалось разобрать часть надписи на обложке тетради - "Гера..." и чуть ниже - "Бука..." То ли это Герасимова какая-то, то ли это древне-римская богиня Гера, жена Зевса, - но тогда при чем здесь "бука"? Загадочная история с этой тетрадью!
   - Ужасно люблю всякие загадочные истории! - радостно воскликнул писатель. - Гера, жена Зевса... Интересно... Кстати, забыл прошлый раз спросить у вас имя и фамилию жертвы. А ведь это чрезвычайно важно! Вы же знаете мой давний интерес к таким вещам. Я давно убежден, что имя и фамилия не только влияют, но и во многом определяют судьбу человека... Вот Александры, например, всегда несколько суетливы по жизни... А Герасимы, как известно, любят топить собачек, набросив им на шею петлю с булыжником... Шучу... То, что ее зовут Тамара, я уже узнал из сегодняшнего разговора...
   - Ну и шуточки у вас! - негодующе сказала Марина. - А фамилия... Вы знаете, так сразу и не скажу. Ну, вы меня понимаете... Если бы она была нашей сотрудницей, то я бы сразу вам сказала, а так... Нет, не знаю!
   - Что-нибудь еще? - спросил писатель.
   Марина на секунду задумалась.
   - Вы знаете, есть еще одна некая странность, которую мы пока не можем объяснить. Подруги погибшей утверждают, что она категорически никогда не пила водку. Праздник ли, дни рождения - она пила немного вина, но любимыми ее напитком были сладенькие, до 20 градусов, ликеры и наливки.
   - Ага! - воскликнул писатель. - Это очень интересно. Налицо факт, который пока не укладывается в стройную картину самоубийства. Прекрасно! Я обожаю подобные загадки, ибо только с их помощью можно подтолкнуть свою фантазию на нечто действительно неординарное.
   Здесь писатель понял, что тема исчерпывается, и заглянул в свой компьютер, который стоял рядом, быстро просмотрел свои записи и вспомнил те вопросы, которые он собирался задать Марине. Ну, вы их знаете, я не буду повторяться - о решетках на окнах и о "мертвых" дверях.
   Насчет решеток Марина сразу сказала, что она не знает, крепко ли они стоят (писатель задним числом уже и сам спохватился, что зря он задал ей этот вопрос - в самом деле, откуда она могла знать на него ответ? Разве что случайно). О существовании напольных люков для сообщения с подвалом ей также ничего не известно. А вот что касается дверей...
   - А вот что касается входных дверей, - сказала Марина, - то их у нас, действительно, две. Видите ли, наше здание имеет в сечении форму буквы "П". Раньше здесь было два разных офиса - Пенсионный фонд и Налоговая инспекция. Каждый из офисов имел свою входную дверь в ножке буквы "П". Но время шло, функции указанных заведений расширялись, и примерно год назад Налоговая инспекция отстроила себе новое шикарное здание в центре города - они же теперь богатые, черти! - а Пенсионный фонд заполнил образовавшийся вакуум. Ту дверь, которая была для входа в Налоговую, закрыли на ключ и с тех пор никто никогда ее не открывал.
   - Та-а-ак! - хищно протянул писатель как милиционер, прищучивший пешехода за переход в неположенном месте. - Наконец-то я услышал нечто для себя стоящее. "Никто никогда не открывал" - это, конечно, сказано с сильным преувеличением, потому что вы не можете знать этого наверняка. Если есть дверь с замком, значит, где-то должен быть и ключ от этого замка. У кого он может быть?
   - А здесь и нет никаких тайн. Все ключи от внешних дверей и внутренних помещений висят у нас рядом с охранником на специальном стендике с крючками под ключи. По-моему, так всегда делают в офисах с большим количеством помещений...
   - Та-а-ак! - еще раз протянул писатель, но на этот раз уже радостно, с большим внутренним удовлетворением от правильной работы своих мыслей. - Значит, этот ключ всегда мог стянуть тот, кому он был нужен. Ведь отвлечь охранника - дело простое.
   - Это было одно из первых действий следственной бригады, - попыталась разочаровать писателя Марина. - Они сразу проверили, на месте ли ключ от этой двери и заперта ли она. Ключ был на месте, дверь была заперта. Правда, не на щеколду, потому что щеколды на этой двери нет.
   - Да, конечно, дверь была заперта! - с удовлетворением иезуита, наслаждающегося видом варящегося в котле грешника, сладострастно сказал писатель. - Но если щеколды не было, то дверь можно было закрыть заранее изготовленным дубликатом и уйти! И мастерская по изготовлению ключей у вас, кстати, в пяти минутах ходьбы.
   - Это так же оказалось легко проверить, - заверила его Марина. - Сейчас на улице конец февраля, поэтому следователям легко было установить, что на крыльце второго подъезда за зиму намело сугроб снега, который выглядел нетронутым. По крайней мере, если бы дверь открывали, то выходящему пришлось бы сначала очистить полуметровый слой снега с крыльца, потому что входная дверь открывается наружу.
   - Жаль! - разочаровано крякнул писатель, - жаль! У меня в голове уже сложилась стройная гипотеза о возможном убийстве... Ну, что ж! Большое спасибо за очередные подробности по интересующему меня делу.
   После ухода Марины писатель занес ту краткую информацию, которую она сообщила, в компьютер, и призадумался. Что давали ему обретенные факты? Практически все его хитроумные предположения были разрушены. Вторая дверь есть, но она не могла быть использована, как лазейка для отхода убийцы. Люков в подвал с большой вероятностью нет. Насчет решеток надо проверить, но здесь также успех маловероятен. Возможному убийце, кажется, отрезаны все пути для отступления. Ну, что ж! Тогда рассмотрим подробнее версию самоубийства. Ему, писателю детективных романов Эдуарду Аржанникову, давно хотелось порассуждать на эту тему. До сих пор он избегал темы самоубийства в своих романах, потому что считал себя не готовым к ней. Ведь вопросы самоубийства очень сложны. Мотив, обстоятельства, способ... Все это, знаете ли, весьма и весьма не просто... Вот, например, интересно, почему именно этот вид самоубийства был выбран жертвой? Ведь повешение, прямо скажем, не самый эстетический способ самоубийства. Вывалившиеся из орбит глаза, высунувшийся наружу язык, синее от удушения лицо... Бр-р! Недаром именно этим способом заставили уйти из жизни Иуду.
   Другое дело пистолет. Секунда - и дело готово. И никаких предсмертных мучений! К тому же их в охране наверняка учили обращаться с оружием, хотя для охраны Пенсионного фонда оно и не нужно. К тому же у них, в охранной конторе, наверняка у кого-то есть оружие, потому что охраняют они не только Пенсионный фонд... Поэтому жертве было намного проще завладеть оружием, чем другому простому человеку. Но она не стала именно так уходить из жизни. Почему?
   Кроме того, существует и масса других способов добровольного завершения своей жизни, на любой вкус. Каждый видевший знаменитый фильм "День Сурка" должен помнить, какими разными способами пытался покончить с собой герой этого фильма. Красивое парение тела с большой высоты - например, с высокой церковной колокольни или с Эйфелевой башни; быстрая и решительная смерть под колесами тяжелого грузовика; удар тока большой силы в ванной, куда специально роняется тостер с открытой спиралью; тихое и безболезненное отравление большой дозой снотворного; классическое и эстетское вскрытие вен - белый кафель, алая кровь - очень красиво; покойное удушение себя бытовым газом на кухне на манер грузинского премьера... Э, - да мало ли! Но нет! Она почему-то выбрала именно повешение. Самый, кстати, распространенный вид самоубийства, но и один из самых отвратительных... Которого, мимоходом отмечу, именно по этой причине и не было в упомянутом выше фильме. Почему, тем не менее, в обыденной жизни чаще всего выбирают его? Этому есть три объяснения. Потому что он наиболее доступен, наиболее дешев и наиболее беспощаден. К петле не прибегают те, кто собирается поиграть в самоубийство, потому что она практически не оставляет шансов.
   Но вернемся, однако, к повешению, потому что в этом деле именно такой случай. Вообще говоря, при повешении смерть может наступить от трех разных причин. Первая из них - перелом шейного позвонка. Так происходит, если человек падает в петлю с достаточной высоты. Смерть практически мгновенная, и в этом ее плюс. В старину в Европе виселицы были специально для этой цели оборудованы проваливающимся люком. Или же палач сразу после повешения милосердно вскакивал жертве на плечи. Вторая причина - пережатая сонная артерия. Секунд через десять человек теряет сознание и вскоре гибнет от атрофии коры головного мозга. И, наконец, третья - если артерия не пережалась, то человек умирает от простого удушья. Мучения могут длиться до десяти минут, при этом человек находится в сознании. Особенно часто это происходит при небольшом весе человека. Последнее характерно для женщин, а первое характерно для людей, бросающихся с подоконника перед высоким окном. Надо подробнее расспросить Марину об этих обстоятельствах - как же оно произошло на самом деле? Был ли у жертвы сломан шейный позвонок? Или она мучилась "до десяти минут, находясь в полном сознании"?
   Теперь мотив... Для нормального живого человека решение о самоубийстве всегда очень сложный шаг. У нас инстинкт самосохранения очень силен, и обмануть его весьма непросто. Для этого нужно убедить себя в полной безысходности положения. В некоторых случаях это удается. Например, если человек болен тяжелой и неизлечимой болезнью, связанной с нетерпимыми страданиями. Могут покончить с собой высокопоставленные чиновники, запутавшиеся в многомиллионных кредитах. Простой люд чаще всего самостоятельно ставит последнюю точку из-за нищеты и беспросветности жизни без всякой надежды на ее улучшение. Вот, пожалуй, главный момент в рассуждениях: Надежда. Именно она является последним бастионом, предохраняющим нас от самоуничтожения. Если она покидает нас, эта простоволосая и ласковая женщина, которая умеет утешить всякого, к ней приходящего, - тогда нам больше нечего делать на этой грешной Земле.
   Но это все общие слова. Здесь же имеется вполне конкретный случай. Эта женщина не являлась прыщавым подростком, убивающим себя из-за неразделенной любви. Она не была и высокопоставленным чиновником, растратившим чужие миллиарды и не знающим, как их вернуть. Она была всего лишь одинокой женщиной, у которой остался несовершеннолетний сын.
   Поэтому перечень возможных мотивов здесь может быть значительно сужен:
   1) Неизлечимая и очень болезненно протекающая болезнь. Это возможно. Но зачем было именно вешаться? Почему не оставлена записка с разъяснениями?
   2) Рухнувшие надежды на сына.
   В день перед трагическим происшествием женщина крепко поссорилась со своим сыном, которого обвиняла в пьянстве и употреблении наркотиков. Соседи слышали крики ссоры, сын ей угрожал.
   3) Поздняя неудачная любовь.
   В ее-то возрасте? Впрочем, "любви все возрасты покорны". Согласно этой версии надо искать мужчину-красавца, который сначала восхитил и увлек ее, но потом предательски бросил, нагло насмехался, ну, и так далее... Словом, современного ловеласа.
   4) Ритуальное самоубийство?
   Темная, всевластная секта, одурманивание религией, приказ бога убить себя... Наверное, это самая слабая из этих версий.
   К тому же у нее может оказаться дурная наследственность: несколько ее родственников только и делали, что вешались в самых неподходящих местах. Вообще говоря, писатели любят это соображение. Во-первых, оно соответствует истине: это передается по наследству. Во-вторых, оно довольно убедительно объясняет мотив самоубийства. Агата Кристи неоднократно пользовалась этим доводом, когда нужно было объяснить самоубийство. В этом случае не надо долго объяснять, почему оно совершено - от тяжелой ли болезни, от неподъемных долгов или неразделенной любви. Главный детектив под занавес романа раскапывает где-то в пыльном архиве чудом сохранившийся фактик, что бабушка жертвы покончила с собой - и все ясно, далее проницательный читатель и сам понимает причину: неотвратимые гены.

   4. Рекогнесцировка на местности: версия убийства

   На следующий день Аржанников решил сходить к зданию Пенсионного фонда, благо это было не далеко, полчаса пешком. Как уже и говорилось, это было пятиэтажное здание времен постройки начала пятидесятых, облицованное плиткой из легкого желтоватого песчаника, имевшее форму буквы "П" в горизонтальном сечении. Писатель неторопливо обошел здание. На всех окнах первого этажа действительно были фигурные решетки. Но проверять их на крепость нужды не было - поскольку была зима, под стенами здания накопились сугробы, и писатель не увидел, чтобы возле какого-нибудь окна они были заметно порушены. Через окна никто в здание не лазил - это можно было сказать однозначно.
   Далее писатель зашел в оба подъезда, через которые жильцы этого дома ходят к себе на этажи выше первого. В обоих подъездах была глухая крепкая стена, отделявшая пространство подъезда от помещений Пенсионного фонда. Никаких замурованных дверей и прочих подозрительных замаскированных проемов там не было. Следовательно, и здесь невозможно было выйти.
   Второй служебный подъезд Пенсионного фонда, как Марина и рассказывала, был завален громадным сугробом снега, и выйти через него также не представлялось никакой возможности. Писателю оставалось только зайти внутрь помещения через открытый подъезд и посмотреть место происшествия. Что он и сделал.
   В помещении сразу за входной дверью слева оказался стол охранников, где вольготно расположился с газетой высокий плотный мужчина в фирменной одежде с этикетками "Security" на груди и на рукаве. "Почему же именно "Security?" - как всегда в таких случаях с раздражением подумал писатель.
   - "Почему мы, русские, так падки на иностранщину? Написали бы по-русски, "Охрана", неужели хуже?" Судя по бирке "Владимир Бессонов" на груди и по внушительным размерам объемного тела, это был Володя Большой. Интересная фамилия для охранника, который спит целую ночь, отметил про себя писатель. Охранник не обратил на вошедшего никакого внимания. Очевидно, он отвлекался от чтения только в связи с возникающими проблемами.
   Прямо по курсу была туалетная комната - очень уместно, снова отметил писатель, самое нужное помещение в здании. Налево, сообразно изгибу буквы "П", уходил коридор со служебными комнатами, в одной из которых сидела и Марина. Но Марина была писателю пока не нужна, и он сразу проследовал в туалет. Тот представлял собой обширное помещение, в котором прямо было высокое окно с фрамугой, судя по всему ТО САМОЕ, а направо и налево располагались глухие кабинки. Различия полов здесь достигали, по всей видимости, хорошей изоляцией кабинок друг от друга. Писатель рассмотрел само окно, фрамугу со шнуром, внимательно осмотрел стены, и заметил рядом с новой урной следы копоти во швах между кафельными плитками. Судя по всему, здесь действительно недавно что-то горело...
   После туалетной комнаты писатель зашел к Марине. Она сидела в небольшой уютной комнате на двоих. Второй сотрудницы, Наташи, где-то не было.
   - Она у "едевешек", - сообщила Марина и, увидев непонимающие глаза писателя, объяснила: - Это те наши сотрудники, которые занимаются законом о ЕДВ, единовременных денежных выплатах. Вы больше знаете его как закон о монетаризации льгот. С этими "едевешками" сейчас куча проблем: программы для них делались в ГУГУ наспех, все работает криво, а за этим стоят живые люди, которым то деньги за проезд не выплачивают, то в список льготников на лекарства не внесут... В общем, как все всегда у нас в России - дурдом.
   - Гугу - это что? - осторожно спросил писатель. - Это там где ни гугу?
   - Нравятся наши приколы? - рассмеялась Марина. - ГУГУ - это Главное Управление Государственных Учреждений, наша вышестоящая организация. Там сидит главный филин страны и говорит всем грозно: "гугу!". А "ни гугу" - это для остального народа, чтоб он сидел тихо, боялся филина и молчал. Вот так и живем, не скучаем. Главное относиться ко всему с юмором.
   - Кстати, о юморе, - оживился писатель, - я заметил у вас под потолком в коридорах короба вентиляции, сделанные из толстой листовой стали. Металла для них не пожалели! Наверное, их сняли со старого бронепоезда.
   - В этом здании за пятьдесят лет кто только не сидел! В шестидесятых годах часть этих помещений занимал деревообделочный цех, от которого нам "в наследство" и остались эти архаичные короба. Но нам проще было их оставить в покое, чем демонтировать.
   - Так..., - осторожно произнес писатель, уже ученый разными неожиданностями в этом забавном учреждении. - А что сейчас в этих комнатах, которые раньше занимал деревообделочный цех? Кто является наследниками доброго папы Карло?
   - Там раньше было одно помещение, - охотно начала объяснять Марина, - его потом разбили на три комнаты. - Но вас, наверное, интересует не это, - прозорливо добавила она, - а то, где и в каком виде начинаются воздуховоды?
   - Именно...
   - Могу вам рассказать и без экскурсии в эти помещения - как раз там сейчас сидят "едевешки", у них всегда полно народа. Это именно они наследники старого шарманщика, это именно их заставляют делать разные фокусы и петь веселые песни, чтобы бедные и несчастные пенсионеры на секунду забылись, и почувствовали себя богатыми Буратинами.
   Так вот: короб начинается в углу одной из комнат, и в принципе в него может залезть взрослый человек. Где этот короб заканчивается - я не знаю. Никогда этим не интересовалась...
   - Но вы понимаете, что это может означать? - с тихим шелестом произнес писатель.
   - Понимаю! - отвечала Марина. - Как же не понять! Я хорошо соображаю. По этому коробу мог выбраться убийца нашей охранницы.
   - Именно! - ликующе воскликнул писатель.
   - Я вижу, вас не покидает идея доказать, что убийца, все-таки, был?
   - Пока я не убежусь в обратном...
   - Ну что же, желаю вам удачи на этом пути!
   Писатель вышел из комнаты и по коридору проследил, что короб упирается во внешнюю стену здания. Это означало, что он выходил на углу здания, на высоте трех-четырех метров над уровнем земли. И если он не заварен наглухо...
   Больше в помещении делать ему было нечего. Выходя, он невинно поинтересовался у охранника, работает ли еще у них в охране Тамара. Охранник буквально подпрыгнул.
   - А зачем она вам? - спросил он с большим подозрением.
   - Да в общем-то незачем, - отвечал писатель, стараясь соблюсти беззаботный тон. - Две недели назад мы с ней разговорились о жизни. Милая, приятная девушка... Я просто спросил, без всякой задней мысли...
   - Она у нас больше не работает, - глухо отвечал охранник.
   - А что с ней? - участливо продолжал писатель. - Надеюсь, с ней все в порядке?
   - Да..., - заторможено отвечал охранник. - Конечно... С ней все в порядке...
   - Ну, извините, если я вас побеспокоил. Передавайте ей мои наилучшие пожелания.
   - Да... Передам... При случае...
   Выйдя из здания, писатель подошел к месту выхода воздушного короба, по которому когда-то летели опилки. Тщательный осмотр выходного люка показал, что крышка люка не была заварена. Тяжелая стальная крышка висела на верхней горизонтальной петле просто под тяжестью своего веса. Место у угла здания, куда выходил короб, было частью пешеходной дорожки, огибавшей дом, и поэтому оно было добротно вытоптано многочисленными пешеходами. А это означало, что возможный убийца мог выбраться из здания по стальному коробу и спрыгнуть здесь на землю, не оставив за собою никаких следов.
   Итак, ЭТО могло быть.
   А если это могло быть, то следует подумать о мотиве убийства и о том, КАК это могло быть. Один из центральных вопросов - нет ли следов борьбы на теле погибшей женщины? Если они есть - тогда это точно убийство. Если же их нет, тогда следует продумать ситуацию, каким образом убийце это удалось. Но этот вопрос придется оставить "на потом", неудобно еще раз беспокоить Марину именно сегодня. Что касается мотивов... В силу полной неизвестности их десятки. Но если приняться рассуждать об основных, то они следующие:
   1) Страх перед разоблачением.
   Она оказалась случайным свидетелем в каком-нибудь неприятном деле, и ее попросту убрали, чтоб она не проговорилась.
   2) Сын - квартира.
   Сынок подрастает. В квартире с мамой они одни. Он - единственный наследник. Кто его знает, какие мысли у него бродят в голове?
   3) Подруга - любовник.
   Женщина живет одна. Наверняка кто-то у нее есть. Инстинкты требуют своего, как ни крути. Вполне возможно, что этого кого-то она с кем-то не поделила.
   4) Для иных версий нужно обладать хоть какой-то минимальной информацией.

   5. Дорога на Старицу

   Почему с нами происходит то, что происходит? Потому что к этому нас приводит цепь происшествий и обстоятельств, случившихся с нами в нашем прошлом, убедительно ответит нам сияющий своим просвещенным обликом натуралист и естествоиспытатель. А цепь этих происшествий и обстоятельств формируется под воздействием ума и характера человека. Но странно, что ум и характер также формируется под действием обстоятельств. Тогда, может быть, родительские гены играют в судьбах решающую роль? Что важнее для формирования человеческой судьбы - гены родителей, как ее начальная точка и дальнейшее корректирующее правило, или его величество Случай, уводящий эту линию в самые неожиданные отвороты и переулки?
   Нет никакого Случая, скажет нам твердолобый фаталист. Все заранее предопределено. И мы двигаемся по своей судьбе, как поезд по рельсам. Но не хочется думать так, что это предначертано нам кем-то с самого начала. Хочется думать, что наша судьба похожа скорее не на железную дорогу, а на автомобильное шоссе со многими точками разветвлений и перекрестками, где нам приходится делать свой выбор. Другое дело, что чем дальше мы катимся по этой дороге, тем все более она становится детерминированной. Потому что, поехав по Волоколамскому шоссе в сторону Ржева и свернув там на Старицу, не надо удивляться, что мы окажемся именно в Старице, а не в Нижнем Новгороде. Теоретически мы можем оказаться в Нижнем Новгороде, если вовремя поймем, что именно туда нам нужно ехать, и при этом у нас на руках будет карта маршрута. Но очень мало людей понимает это.
   Поэтому вопрос так и остается висеть - гены, случай или фатальная предопределенность? Это один из тех вопросов, над которыми безуспешно бьется человечество, и на которое оно никогда не найдет ответа. В лучшем случае мы сможем сказать, что человек оказался в Старицах потому, что он во Ржеве свернул на шоссе, ведущее в Старицу. Но почему он сделал это, сказать уже почти невозможно. Или возможно? Детерминисты говорят, что иначе и быть не могло.
   И вот мы стоим на шоссе, ведущим на Старицу, и видим печальный итог. Разбитая машина валяется в кювете, а ее водитель мертв. И мы хотим понять - что именно привело к этому страшному итогу - небрежность ли водителя, обыкновенная неисправность автомобиля или сложная дорожная ситуация, внезапно возникшая на дороге?
   Точно также писатель стоял у разбитой судьбы несчастной Тамары и пытался понять: что именно привело к этому страшному итогу? Взять вот хотя бы аналогичный случай с Сергеем Есениным, который ехал по совсем другой дороге, но приехал в ту же точку, рядом с деревенькой со славным названием Упокой. Кстати, о Есенине! Вспомнив случай с Есениным, писатель подумал, что у него есть книга с описанием его смерти. И он решил в нее заглянуть. Уместны ли здесь будут какие-то параллели? Скорее всего, нет. Но, возможно, чтение источников на эту тему наведет его на какие-то мысли?
   Чтение материалов о гибели Есенина мало что дало писателю. Вот разве что возник вопрос о технике повешения. В самом деле: вряд ли из шнура для открывания фрамуги можно соорудить полноценную скользящую петлю. Скорее всего, как и в деле Есенина, была сделана незатягивающаяся петля или петля с одним захлестом, когда конец веревки просто держат в руке. Люди так иногда делают, - когда как бы играют в самоубийство. По их идее они могут, повисев немного, выбраться из петли или отпустить конец и высвободиться. Это глубокое заблуждение. Человек в петле сразу же парализуется и не может управлять конечностями. Летальный исход для таких хитрецов обеспечен. Что же следует из сказанного? Только то, что это мог быть несчастный случай, если охранница вдруг вздумала "поиграть" в самоубийство.
   Раздумывая над этими вопросами, писатель почувствовал неодолимую тягу посетить места, "куда пешком ходят и короли". А я напомню внимательному читателю, что акустика этих скромных помещений часто устроена весьма странным образом. Последнее заключается в том, что в этих небольших замкнутых помещениях иногда очень хорошо слышно то, о чем кричат соседи этажом выше или ниже. И слышно порою весьма отчетливо. Очевидно, этому способствуют вентиляционные ходы. Так было и на этот раз. Едва войдя в помещение, и не успев даже расположиться там, как следует, с достоинством гордой горной птицы, писатель услышал, как сосед сверху что-то кричал своей жене. Большинство слов слышались неразборчиво и сливались в общий шум, из которой четко прорывалось только ее имя: Тамара!... Тамарка!... Возможно, этому способствовало особое сочетание гласных и согласных в этом слове.
   И здесь писателя осенило! Он понял, какой именно призрак мог звать к себе несчастную охранницу Тамару. Ведь там он тоже звал ее только тогда, когда она находилась рядом с местом прошлого происшествия, то есть в туалетной комнате! Почему это слышала только она? Потому что человек так устроен, что на собственное имя он реагирует более чувствительно, чем на все остальное.
   Однако, какие в жизни иногда бывают совпадения! Итак, кажется с мистикой все, слава богу, объяснилось. Очень не хотелось, знаете ли, иметь дело с иррациональными явлениями, потусторонними силами и другим, зазеркальным миром, со своими законами существования материи. И по большому счету осталось всего два вопроса, которые сложно было объяснить Воображением, и ответы на которые хотелось бы получить из Реальности:
   1. Открытый холодильник и водка. Но если она никогда не пила водку, то КТО же тогда ее выпил?
   И почему брошен открытым холодильник? Если это было самоубийство, то почему нужно было так спешить, торопиться перед Вечностью?
   2. Урна со сгоревшими бумагами. Кто такая "Гера..." и "Бука..."? Или кто такие?
   С первого взгляда кажется, что на вопрос N1 есть очевидный ответ: водку мог выпить предыдущий охранник, мужчина. Мужчины более небрежны в быту, поэтому холодильник мог остаться не закрытым. Однако, не все так просто - осталась открытой и дверь в эту комнату, а это охранница Тамара с очевидностью заметила бы. Она обязательно зашла бы в комнату и закрыла бы холодильник, увидев его распахнутым. Ведь там все портится!
   Впрочем здесь все не так уж и сложно, как только что показалось. Если Это было убийством, то вопрос, кто выпил водку, отпадает. Если Это было самоубийством, то наличие открытого холодильника и выпитой водки также можно объяснить. Да, раньше водку она никогда не пила! Но в состоянии стресса перед бездонной пропастью небытия кто из нас не наделал бы глупостей? Личность убийцы легко устанавливается по наличию отпечатков пальцев жертвы на стакане. Если это было самоубийство, то они там должны быть. Потому что было бы странно, если самоубийца выпила стакан водки, не обратила внимания на раскрытый холодильник, но аккуратно стерла отпечатки своих пальцев. Если же отпечатков пальцев жертвы на стакане нет, то тогда можно сказать одно из двух - либо это убийство, либо этот стакан и водка не имеют никакого отношения к этому печальному происшествию.
   Теперь осталось разобраться с урной. Здесь возможны следующие варианты развития событий...
   Думая все то, что я, автор, только что описал выше, писатель перемещался по своей спальне, которая была ему одновременно и рабочим кабинетом... На прикроватной тумбочке жены он увидел ее ежедневник и машинально взял его руки... Оттуда выпал листок из настольного календаря... Писатель так же механически взял его и прочел: "Не забыть сказать Марине: нужно упомянуть ему об урне с бумагами..."
   Писатель задумчиво остановился... А при чем здесь его жена, которая пишет себе записку о том, чтоб не забыть сказать Марине то, что она видела в своем помещении Пенсионного фонда?... И здесь его пронзила внезапная мысль: а не подстроила ли ему его насмешливая женушка всю эту историю? Не придумала ли она ее от начала до конца, желая позабавляться с его "расследованием"? Он ведь как-то говорил ей, что хочет порассуждать в своем очередном романе о самоубийствах, что это очень интересная для него тема... Что он хочет понять, что заставляет людей так страшно заканчивать свою жизнь... Она в ответ мило улыбнулась ему и ответила загадочно, что весьма возможно, ему скоро представится такой случай...
   Первым его желанием было схватить трубку мобильного телефона, связаться со своей женой и выговорить ей... и сказать ей... Но он остановил себя. По опыту своей жизни он хорошо знал, что сказанное сгоряча чаще всего не является взвешенным, и поэтому вредно для дальнейших взаимных отношений... Нужно взять небольшую паузу и подумать.
   Он нервно прошелся из кабинета на кухню, вернулся обратно и снова пошел на кухню.
   И вот какие мысли приходят в голову при неспешном обдумывании этой ситуации. Его жена могла это все придумать. О самоубийстве в форме повешения он знает только со слов Марины, которую его жена могла подговорить. На прямой вопрос "Где Тамара?" охранник Володя Большой дал уклончивый ответ. Он сказал только, что ее нет. Он ничего не сказал о самоубийстве и повешении. Поэтому это может быть выдумкой. Но что хотела этим достичь его жена? Ведь он сам говорил ей о том, что он хочет поговорить на эту тему. Вот она и предоставила ему такую возможность. Что ж! Звонить ей и ругаться по этому поводу действительно не стоит. Надо принять ее игру, и постараться выйти из этой ситуации красиво. С другой стороны - прочтем-ка мы еще раз ее записку. "Не забыть сказать Марине: нужно упомянуть ему об урне с бумагами...". Это можно понять и так, что Марина уже рассказывала ей о самоубийстве, но, рассказывая об этом ему, она забыла упомянуть об урне. И его жена, вспомнив об этом, написала себе записку... Многие вещи случаются из-за того, что мы друг друга не понимаем. Поэтому нужно вести себя так, что это реальное дело, но здесь возможен и розыгрыш, только виду об этом подавать нельзя. Нужно как можно быстрее вывести голубушек на чистую воду.

   6. Момент истины

   План вывода "голубушек" на чистую воду был таков: он звонит Марине и спрашивает ее, не вспомнила ли она фамилию жертвы, и не выяснилось ли там насчет отпечатков пальцев на стакане. Если Марина с женой водит его за нос, то она постарается подольше тянуть время. Она наверняка скажет, что фамилию не помнит, а об отпечатках ей также пока ничего не известно.
   Тогда он скажет, что беседовал с охранником Володей Бессоновым и спрашивал его, что случилось с Тамарой и почему ее давно не видно. И охранник ответил ему, что Тамара уволилась, и больше здесь не работает. Может ли охранник не знать о смерти своей коллеги?
   Она, конечно, скажет ему, что охранник просто не захотел говорить постороннему человеку о печальной участи Тамары. И это будет довольно резонно.
   Тогда он расскажет ей, что он нашел выпавший из ежедневника жены листок настольного календаря, и приведет запись с листа, но несколько подправленную: "Не забыть сказать Марине: уже пора упомянуть ему об урне с бумагами...". Он спросит - не могла бы она каким-то образом прокомментировать ему эту запись?
   Ну, после этого они должны сесть в лужу.
   Придумав столь очаровательный план своих действий, писатель приступил к его исполнению. Но, к его полнейшему изумлению, Марина сообщила ему, что она вспомнила фамилию несчастной - ее звали Тамара Букашкина. Вернее, она так и не вспомнила ее, а подошла к месту вахты и прочла ее фамилию в вахтенном журнале. На второй вопрос, об отпечатках, Марина отвечала, что и это ей стало известно: отпечатки на стакане принадлежат Тамаре, и других отпечатков пальцев там не нашли. Еще Марина сообщила, что следствие близится к концу, и на следующий день им обещали огласить его результаты.
   Писатель, с одной стороны, был обескуражен, а, с другой, воспрял духом и поспешил к своему компьютеру, где у него стояла база данных о жителях города. Эту базу притащил откуда-то его сын, увлекающийся компьютерами. И по этой базе он довольно быстро нашел, что девичья фамилия Тамары Букашкиной была Гераськина, что она 1965 года рождения, уроженка этого города, вышла замуж в 1990, сын Денис 1991, развелась в 2001, все время работала в охране, сначала в заводской, а с 1997 года - в частном охранном предприятии "Коршун", адрес проживания и телефон. Вот вам и ответ на вопрос о том, что такое "Гера..." и "Бука..."!
   Писатель задумался.
   Тамара Букашкина! Не могла ли эта не сильно высокородная фамилия подтолкнуть ее к роковому шагу? Ведь что такое фамилия? Это слово, которым нас называют несколько раз в день. Это важное слово. И хорошо, если оно нейтральное, как, скажем, Сидоров или Шнайдер. Такие фамилии не вызывают посторонних эмоций. А Букашкина вызывает, потому что это смысловая фамилия. Так сразу и представляется нечто неопределенное, безымянное, маленькое, которое даже не живет полноценной жизнью, а тихо существует, забившись в складки травяного растения, которое мы видим только при сильном увеличении в мелкоскоп. Но, с другой стороны, не такова ли жизнь любого обыкновенного человека? Как себя ни назови, хоть Орловым, хоть Гольдбергом, от этого ни выше, ни богаче не станешь! И получается, что ни в какую Старицу мы совсем не едем, а просто сидим всю жизнь под пыльным листом лопуха на обочине и грустно смотрим на окружающее - на то, как проносятся по шоссе куда-то в манящую даль быстрые и шумные автомобили, как рассекают со свистом воздух стремительные и хищные стрекозы, как гудят трудолюбивые шмели, как восходит и заходит каждый день солнце... Конечно, не у всех такое ощущение от жизни, но у очень, очень многих простых людей.
   Писатель сел к столу и начал прикидывать возможные разумные объяснения всех тех фактов, которые ему были известны на данный момент. Он долго что-то черкал и снова писал, пока в какой-то момент ему не показалось, что теперь вся картина происшедшего ему ясна. Тогда он снова позвонил Марине и пригласил ее в гости с предложением выслушать его теорию. Марина обещала зайти на следующий день после работы.
   Итак, на следующий день писатель дождался Марину, позвал свою жену, и изложил им свою теорию происшедшего.
   Началось все, бесспорно, с тетради. Это была девичья тетрадь Тамары. На это указывает и оставшаяся на обложке часть ее девичьей фамилии, и сама тетрадь в клеточку, ныне большой архаизм. О чем там могло быть написано? Что она там читала? Сказать трудно. Я думаю, сказал писатель, там были светлые и чистые мечты о большом прекрасном мире, в который она пришла. Там были переписанные округлым девичьим почерком стихи Есенина и Блока, там были застенчивые мысли о мальчишках-одноклассниках, там было еще много такого, подобного. Почему она взяла читать эту тетрадь? На это уже, наверное, никто не ответит. Мы сами иногда не можем объяснить свои простые поступки. Очевидно, у нее было соответствующее настроение, под руку подвернулась эта тетрадь. Или встретилась старая подруга, все вдруг вспомнилось, и она захотела перечитать свои заветные мысли. Именно здесь проявил себя его величество Случай.
   Потом что-то здорово расстроило ее. Скорее всего ничего конкретного, просто общее несоответствие мира, описанного в тетрадке, и мира реального, который окружает нас.
   Ей стало горько. Она вспомнила о холодильнике и полезла туда, в надежде найти там легкого вина. Но вина не было, там была только водка. И она выпила немного водки. Ей стало немного веселее и еще более горько. Она была безутешно расстроена своей судьбой. Возможно, кстати, именно это подвело ее: на впервые пьющих водка оказывает неожиданное действие.
   Затем она выбросила свою тетрадь в урну, постояла в туалетной комнате, где она курила (ведь она курила? - утвердительно спросил писатель Марину, та слегка кивнула) и задумчиво смотрела в окно на зимнюю луну. Потом бросила окурок в урну и снова пошла к холодильнику, чтобы еще выпить водки.
   Через некоторое время она заметила дым из туалетной комнаты - это от ее окурка горела тетрадь вместе с урной. Она бросилась туда, начала заливать урну водой. Вот она погасила ее, но везде было полно дыма, нужно было открыть окно. Она попробовала открыть фрамугу, но там что-то заело с защелкой. Ей пришлось вскарабкаться на подоконник. Она справилась с фрамугой, и когда ее защелка открылась, фрамуга вдруг откинулась вниз, Тамара, которая держалась за шнур фрамуги, от неожиданности потеряла равновесие и начала падать. Падая, она запуталась в шнуре, и он захлестнул ее шею. После этого она упала с подоконника, и петля шнура сломала ей шейные позвонки. Это была мгновенная смерть. Но это не было самоубийством. Это был несчастный случай. Только этим можно объяснить тот факт, что Тамара, обычно аккуратная и исполнительная женщина, не закрыла холодильник. Она в этот момент в очередной раз достала водку, и здесь внезапно увидела клубы дыма из туалетной комнаты. Ситуация застала ее врасплох. Только эта версия изложения фактов объясняет все наличествующие факты без единого противоречия. В криминалистике подобные несчастные случаи называют самоубийством третьей степени.
   - Интересно! - сказала Марина. - Сегодня следователь объявил нам результаты следствия. И как вы думаете, что он сказал?
   Писатель с женой замерли в заинтересованном ожидании.
   - Они не все рассказывали нам. Реальность оказалась значительно страшнее любых предположений. В субботу вечером бросился с крыши девятиэтажного дома ее единственный сын-подросток, Денис. За ним никогда не было достаточного присмотра. Он начал злоупотреблять наркотиками. Потом совсем запутался. Он оставил короткую записку - "Я ухожу. Жизнь плохая". Тамара занесла разбитое тело в дом и пошла на работу. Судя по всему, она взяла с собой свою тетрадь, которую затем сожгла. Дальнейшее, я думаю, объяснять не надо.
   Одна из ее бывших подруг вспомнила, что некоторое время назад Тамара странно говорила о жизни. Она говорила о том, что жизнь - это лишь короткое сновидение. Что 70 лет пролетает так же, как и 40, и 40 пролетают точно так же, как 20. И если это кошмарное сновидение, то так хочется прервать его и проснуться в другой, веселой и счастливой жизни. Но тогда подруга не придала этому никакого значения. Так часто говорят в кино.
   Писатель задумчиво откинулся на спинку дивана.
   - Следовательно, эксперимент можно считать провалившимся...
   - Это ты о том, что Воображение сильнее Реальности? - спросила жена.
   - Да. Но вы знаете, - вдруг спохватился писатель, - я ведь вас чуть в преступники не записал!
   - Как! - хором возмутились женщины. - Что это значит?
   - Из твоего ежедневника, - обратился писатель к жене, - выпал вырванный из настольного календаря листок, и там было написано... Сейчас... - писатель достал листок из своего бумажника и зачитал: "Не забыть сказать Марине: нужно упомянуть ему об урне с бумагами..." Что бы это значило?
   - Ах, этот листок! - рассмеялась жена писателя. - Во время своего рассказа Марина не рассказала тебе об этом. А мне до этого она рассказывала более подробно. И я подумала, что это для тебя может оказаться важным...
   - Да, это так, - грустно улыбаясь, сказал писатель. - Но, прочитав содержимое, я его не так понял. Я подумал, что вы плетете козни. Что вы придумали происшествие с самоубийством, которого никогда не было, и решили понаблюдать со стороны над моими расследованиями. В самом деле, подумайте сами, что мне следовало думать об этом? О повесившейся женщине я знал только со слов Марины. На мой вопрос о том, где Тамара, охранник Володя Большой дал мне уклончивый ответ, что ее нет. И так во всем. Я нигде не мог найти материальных подтверждений рассказанного случая. И вот только фамилия Тамары дала мне какую-то уверенность в том, что такая женщина по крайней мере существовала...
   - А вы уверенны, что и фамилию мы вам не подобрали как следует? - лукаво спросила Марина. - Да, мы указали вам реального человека. Но произошло ли с ним то, о чем я рассказала?
   Писатель схватился за сердце: - Неужели...
   - К сожалению, все это было, - уже печально, без тени лукавства и насмешки, сказала Марина. - Это я вас просто хотела немного поддеть.
   - Ох! Вы меня не на шутку перепугали. С другой стороны, это было бы намного лучше того, что случилось в реальности.
   - Так как же ваш эксперимент с тем, что "Воображение сильнее Реальности"? Вы проиграли?
   Аржанников на секунду задумался, но, судя по всему, ответ у него был уже давно готов, и просто настало время его озвучить.
   - На самом деле это было неизбежно. Об этом очень точно сказал еще Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь". Все эти красивые фразы, я имею в виду изречение Эйнштейна, обычно были сказаны по конкретному поводу, и нельзя обобщать их слишком широко. Но я не считаю себя проигравшим только потому, что я не угадал Реальность. Не это было моей целью. Воображение богаче и сильнее Реальности, но Реальность всегда страшнее. Так оно и должно было быть. Потому что в Воображении неизбежно присутствует субъективная оценка действительности, мы творим Воображение в соответствии с тем, что нам ХОЧЕТСЯ увидеть. Мне в душе хотелось, чтобы этот случай не был так ужасен, и мое воображение искало варианты, которые хотя бы немного смягчили Реальность.
   Я вот недавно задумался над известным изречением "Сон разума порождает чудовищ". Мы все привыкли, что это очень верно сказано. Но так ли это есть? Разве это сон разума порождает чудовищ? Глупый человек скорее сморозит нелепицу, попадет в дурацкие обстоятельства, но именно чудовищ рождает не сон разума, а его чрезмерная активность. Одного примера с изобретением ядерной бомбы достаточно, чтобы утверждать это. Разум не может порождать чудовищ, потому что он - инструмент, примерно такой же, как логарифмическая линейка, только немного посложнее. Ну вот скажите - может ли циркуль порождать чудовищ? Смешно. Инструментам неведомы категории добра и зла. Молотком можно убить, но это не значит, что он сделал это сам, что он хотел это сделать.
   Чудовищ порождает черствость душ. Почему периодически происходит так, что души большинства людей черствеют, это уже другой вопрос. Люди за несколько тысячелетий так и не смогли на него толком ответить. Хотя я, как мне кажется, знаю на него ответ...
   - Остапа, как всегда, понесло! - ехидно заметила жена писателя. - Наш инженер человеческих душ оседлал любимого конька и собирается лихо нестись по пампасам и рубить головы неверным...
   Аржанников хотел было что-то резко возразить, потом посмотрел на значительно переглянувшихся между собой женщин, и обреченно махнул рукой.
   - Да ну вас! Вас двое, все равно вы меня затюкаете!

   16.03.2005 г.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"