Аннотация: Второе место в конкурсе "Эта странная война" в тяжелом весе (35-70К).
Мирные люди,
или
Путешествие Нины Васиной на нашем бронепоезде
Полковник Васин приехал на фронт
Со своей молодой женой.
Полковник Васин созвал свой полк
И сказал им: "Пойдем домой.
Мы ведем войну уже семьдесят лет,
Нас учили, что жизнь - это бой,
Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой".
Б. Гребенщиков. "Поезд в огне"
Вокзал
Пакет из штаба курьер привез глубокой ночью. Командир расписался в получении, дождался, пока огни курьерского мотоцикла исчезнут за домами, а звук растворится в ночи, и вскрыл пакет. Прочитав бумагу, он понял, что спать в эту ночь больше не придется, и похвалил себя (мысленно) за то, что, услышав снаружи треск мотора, поднялся тихо и не потревожил Нину.
Командир перекинул тумблер громкой связи, прикрутил регулятор звука почти до минимума, чтобы не нервировать личный состав сверх необходимого (подъем посреди ночи - и без того стресс, а теперь представьте, что на полную громкость!), и объявил тревогу. Потом снял трубку с аппарата и позвонил в кабину локомотива.
Через четверть часа бронепоезд малым ходом сошел с запасного пути и двинулся к перрону.
Среди публики, что оккупирует по ночам вокзалы, - челночных торговцев, мелких жуликов, бомжей, пассажиров местных поездов и прочего плацкартного люда - появление бронепоезда у платформы вызвало смятение мыслей и чувств. Кто-то что-то крикнул, двое или трое подхватили свои баулы и рванули вдоль путей в темноту. За ними устремились другие, теряя по дороге сумки, кошельки, надежды и иллюзии.
С шипением и скрипом тормозов бронепоезд остановился, дверью штабного вагона напротив столба. Висящий на столбе фонарь, отбрасывая резкие тени, освещал метров двадцать окружающего пространства, а за пределами этого круга действительность существовала в виде неясных теней и размытых силуэтов, почти сливающихся с черным фоном ночи.
Тяжелая бронированная дверь откатилась в сторону, и на платформу спрыгнул солдат. Он повел перед собой автоматом, и последние остатки вокзальной публики, те, кто никуда не побежал (ибо некуда спешить и нечего спасать), сгинули в темноте. Солдат заглянул еще под вагон, но, не дожидаясь, пока он закончит осмотр местности, на перрон уже спустился командир. Он посмотрел на часы, потом на столб: тот ли? Похоже, тот. Ветер трепал нижний край приклеенной к столбу предвыборной листовки, которая призывала выбрать действующего Гаранта Конституции (он же по совместительству Главнокомандующий) на очередной срок. Гарант смотрел с листка на избирателя, придерживая левой рукой поставленную торчком Конституцию. Под картинкой было написано крупными буквами: "Гарантирую!"
На Конституции в верхнем углу стояла свежая надпись "Секретно" - законодательная норма, вступающая в силу только при объявлении войны или чрезвычайного положения. Выборы прошли больше полугода назад, а мирное время всего четверть часа как кончилось, но кто-то уже успел привести предвыборную агитацию в соответствие.
***
- Здравствуйте, полковник! - раздалось за спиной настолько неожиданно, что командир вздрогнул, оборачиваясь. Солдат - тот вообще подскочил, рывком развернулся в ту сторону, откуда прозвучал голос, и крикнул:
- Стой, стрелять буду!
Прозвучало это, впрочем, не слишком убедительно.
- Обязательно будете, но позже, - подтвердил человек в черном кожаном плаще, с черным чемоданчиком типа "дипломат" в руке. Именно он сказал "здравствуйте, полковник" и вызвал нервную реакцию солдата. Подошел он на удивление незаметно. Они с командиром постоянно держали под наблюдением пространство вокруг себя, как того требует Боевой устав, и оба могли поклясться, что еще пару секунд назад здесь никого не было. Чтобы за это время приблизиться к ним из темноты, надо бежать - незаметно это не сделаешь.
Командиру в первый момент, когда он увидел человека в плаще, показалось, что тот - копия Главнокомандующего на листовке. Затем, присмотревшись получше, он удивился, как ему вообще пришла в голову подобная мысль. Узкое лицо, тонкие губы, бесцветные глаза - чуть похоже, но не более того. Только лоб с залысинами такой же, как на листовке, изготовленной, впрочем, явно с рисованного портрета, а не фотографии. А при виде ушей, огромных, как локаторы, полковнику вспомнился эпизод времен учебы в училище - одно из занятий по тактике. "Отражение инопланетного десанта " - так, помнится, называлась его тема.
- Здравствуйте, - ответил командир и замолчал, ожидая продолжения. Если это тот человек, который им нужен, он должен сказать условную фразу. Если нет - тогда надо как-то спровадить его, чтоб не мешал.
Человек в кожаном плаще тоже молчал. Потом, как будто спохватившись, произнес:
- Ах, да, конечно! Полковник, вам правда никто не пишет?
- Отчего же, пишут, - ответил полковник. - Вот, написали, что будут ждать на этом месте. Вы не меня ждете?
- Не вас, но нам, возможно, по пути.
Обмен кодовыми фразами закончился, и полковник спросил будничным тоном:
- Я хотел бы видеть документ, подтверждающий ваши полномочия.
- Документ есть, но я не могу вам его предъявить. Он за подписью Главнокомандующего, а она секретная, как вы, очевидно, понимаете.
- Что за чушь?! - возмутился командир. - Я пятнадцать минут назад держал в руках приказ из штаба с его подписью!
- Так вы, наверное, тогда еще стояли на запасном пути? - спросил человек в плаще. Полковник кивнул. - Ну, вот видите? Это было в мирное время... Показать вам бумагу я теперь не имею права. Я же не знаю ваш уровень допуска.
- Я могу вам сказать.
- Не можете, - жестко возразил человек в плаще. - Не можете по той же причине. В военное время меры обеспечения секретности совершенно иные, чем в...
- Ну, хорошо, - перебил полковник, теряя терпение. - Проверить ваши полномочия я не могу, но не пускать же мне в поезд неизвестно кого!
- Можете и не пускать, - пожал плечами человек в плаще, - но вы готовы взять на себя всю полноту ответственности за возможные последствия?
Полковник секунду подумал, представил эти последствия и шагнул в сторону, пропуская человека в плаще в вагон.
***
- Какие будут дальнейшие указания? - спросил командир.
- Никаких, - ответил человек в плаще, точнее, уже без плаща, который он повесил во встроенный шкафчик. - Я не вмешиваюсь в оперативное управление. Командуйте, выполняйте задачу, поставленную вам в приказе.
- У меня предписание на случай объявления войны: сойти с запасного пути и выдвигаться на исходную позицию, - сказал полковник, - только позиция в нем не обозначена. И в приказе, полученном полчаса назад, тоже. Так куда мне выдвигаться?
- Вперед. Путь один, другого нет. Только перед тем, как двигаться вперед, подгоните поезд к четвертому пакгаузу.
- Зачем? - спросил полковник.
- Принять боеприпасы. Их подвезут туда.
- У меня боекомплект полный, - возразил полковник.
- Ничего, возьмем немного сверх полного комплекта. Десяток снарядов атомной артиллерии, по десять килотонн.
- Какой калибр? - спросил полковник. Спросил машинально, просто по профессиональной привычке, и, как оказалось, не зря.
- Восьмидюймовые, - ответил его собеседник.
- Но у меня нет восьмидюймовых орудий! Шесть дюймов максимум.
На лице человека без плаща отразилось смятение:
- Как же так? Ведь мне говорили...
Впрочем, он тут же нашел выход:
- Ничего, все равно возьмем.
- Но зачем?! - полковник ничего не понимал. - Зачем тащить с собой снаряды, если ими нельзя стрелять?!
- Смысл обладания ядерным оружием, - назидательно сказал человек без плаща, - состоит не в том, чтобы им воевать, а в том, чтобы оно было, и противник об этом знал. Вот пусть оно у вас и будет, а об утечке информации, чтоб знал противник, уже позаботились. Десять, наверное, брать не стоит, а двух достаточно. Или вы думаете иначе?
Полковник думал иначе, но не стал этого говорить, только спросил:
- А вы уверены, что противник испугается снарядов, которыми не из чего выстрелить? И, кстати, кто он, противник? Я до сих пор не знаю.
Человек без плаща ответил тоном окончательного решения:
- Я уже сказал: в оперативное управление я не вмешиваюсь. Но это - приказ. Ставьте поезд к пакгаузу.
Полковник скомандовал по телефону машинисту, затем обернулся и спросил:
- Как мне вас называть? Документ вы не показываете...
- Не имею права, - развел руками человек без плаща. - Зовите меня инспектором.
- Так это что, инспекция? - удивился полковник.
- Нет. Это не инспекция. Но я - Инспектор.
Слово "Инспектор" прозвучало так, как будто это не должность, а имя собственное.
- Кстати, полковник, - продолжал инспектор, - почему в вашем поезде не приведены в боевое положение зенитные пулеметы? Я, когда шел мимо, не увидел ни одного.
- Зенитных пулеметов у меня нет, - хмуро ответил полковник. - У меня скорострельные пушки. Если я подниму их в боевое положение, они будут задевать контактный провод. У них стволы чуть-чуть длиннее, чем у пулеметов. Как раз до провода.
Полковник очень не хотел выдвигаться без защиты от нападения с воздуха, но решения проблемы не знал.
- Да, это упущение, - сказал инспектор. - Впрочем, все поправимо.
***
В служебном помещении пакгауза, куда пришли полковник с инспектором (вдвоем, по настоянию последнего), горел яркий свет, на тумбочке закипал чайник, и водитель автопогрузчика болтал с кладовщицей и еще какой-то женщиной, сидевшей здесь непонятно зачем: то ли за компанию, то ли просто так. Увидев чайник, инспектор оживился и потребовал освободить помещение. Кладовщица с водителем пытались ему возражать, но он набросился на них с неожиданной яростью и чуть не тычками выгнал за дверь. Полковник помог инспектору - больше словами, чем действием. Когда водитель, последний из складских, перешагнул порог, инспектор внезапно обратился к полковнику:
- Вы тоже выйдите.
Тот пожал плечами и вышел.
Окно служебного помещения выходило внутрь пакгауза, и через него было видно все, что происходит внутри. Из "дипломата", принесенного с собой, инспектор достал телефонную трубку старинного вида - черную, с медными ободками, коричневой деревянной вставкой посередине и загнутой кверху воронкой у микрофона. Из стиля "ретро" несколько выбивалась белая пластмассовая коробочка, прикрученная к дереву изолентой. От коробки тянулся шнур с обычной штепсельной вилкой на конце.
Инспектор выдернул из розетки вилку чайника и включил вместо него свой аппарат. Тотчас на коробке загорелась красным светом неоновая лампочка. Инспектор поднес трубку к уху и начал говорить - в окно было видно, как шевелятся его губы, но, конечно, ни слова не слышно.
Он разговаривал недолго - наверное, минуту с небольшим, - затем выдернул из розетки шнур и снова включил чайник. Трубку убрал в "дипломат", открыл дверь и сказал:
- Можете заходить. Полковник, распорядитесь погрузкой. Снаряды сейчас будут, я только что говорил с Главнокомандующим.
Инспектор вышел, и кладовщица спросила полковника:
- Он у вас клоуном работает или из психушки сбежал?
- Вы не знаете современных технологий связи, - возразил полковник. - А передача сигналов через осветительную сеть - это даже не вчерашний день. Водители троллейбусов, кстати, переговариваются по троллейбусным же проводам.
Снаряды оказались упакованы поодиночке - каждый в опломбированном деревянном ящике с многочисленными наклейками и двумя бирками. Одна болталась на проволоке - мятая, алюминиевая, с семизначным номером (причем первые цифры - далеко не нули!), надписью "10 кт" и какими-то датами. Другая (из оцинкованной стали, судя по цвету) была аккуратно прикручена шурупами прямо к доске, и на ней виднелись иероглифы.
- Это что? - поинтересовался полковник у инспектора, который пришел лично присмотреть за погрузкой.
- Сделано в Китае, - ответил тот.
- Вы хотите сказать, что снаряды китайского производства?! - спросил полковник едва ли не с ужасом.
- Почему бы и нет? - пожал плечами инспектор. - Хотя, на мой взгляд, это скорее относится к таре.
Услышав о таре, полковник успокоился. Китайская тара - это нормально. Это в порядке вещей.
***
Снаряды уложили в боевом отделении второй батареи так, чтобы по возможности не спотыкаться о них, но в бронепоезде лишнего места не бывает, и ящики все равно мешали. После этого поезд снова вышел на основной путь и остановился перед выходным светофором. Стояли долго, полковник, не выдержав, позвонил в кабину локомотива, и машинист сказал, что горит красный. А затем они с инспектором услышали странные звуки над головой - как будто кто-то шагал по крыше, да еще и при этом катил что-то тяжелое, деревянное.
Инспектору, впрочем, звуки странными не показались: он знал их происхождение.
- Сейчас снимут провод, и поедем, - сказал он полковнику.
Тот, кто шагал, и то, что катилось, перемещались вдоль крыши вагона. Потом вдруг послышался короткий крик и глухой удар, который донесся уже не сверху, а сбоку.
Полковник повернул рукоятку, и снаружи приподнялась тяжелая стальная крышка, прикрывающая смотровую щель. Полковник выглянул наружу через триплекс, инспектор последовал его примеру, открыв соседнюю щель.
Какой-то человек лежал между путями на спине, раскинув в стороны руки и ноги, еще двое склонились над ним. Потом осторожно подъехал микроавтобус "Скорой помощи". Спереди примерно на две трети длины он был перекрашен в камуфляжные цвета, свежая краска влажно блестела. Задняя часть оставалась белой.
Из машины выскочил врач с чемоданчиком, нагнулся над лежащим, потом присел, раскрывая чемоданчик.
- Вот безалаберный народ! - сказал инспектор с осуждением. - Совершенно не думают о технике безопасности, считают, небось, что война все спишет!
Полковник не ответил, он наблюдал за манипуляциями шофера "Скорой помощи". Тот тоже вышел из машины, открыл заднюю дверь и нагнулся, чтобы достать оттуда что-то - полковник думал, что носилки, но в руках у водителя оказались ведерко и кисть, которой он принялся дорисовывать камуфляж.
В это время паровоз дал гудок, и поезд двинулся вперед, набирая скорость.
Прощание славянки
Черный силуэт светофора на фоне чуть менее черного леса машинист заметил, когда передняя платформа уже с ним поравнялась, если не проехала еще дальше. Луна, хотя и почти полная, уже зашла, к тому же небо ближе к рассвету плотно затянули тучи.
Светофор не горел, что ждало за ним поезд - неизвестно. Машинист рванул рукоятку тормоза - завизжали тормозные колодки, под колеса посыпался песок. Лязгнули сцепки, в патронных коробках пулеметов зазвенели ленты, и старшина второй батареи Полещук не удержался на ногах и ударился коленом об угол ящика с атомным снарядом. Китайцы пустили на ящики хорошую сибирскую древесину, поэтому было больно.
Полковник, который собирался прилечь хотя бы ненадолго, едва не упал на спящую на нижней полке Нину, но в последний момент ухватился за край верхней полки. На ходу застегивая пуговицы кителя, только что перед этим расстегнутые, он выскочил из купе - разбираться.
Паровоз самым малым ходом приближался к светофору, и машинист уже видел что-то квадратное, висящее на столбе. Вблизи, в свете маленького фонарика, оно оказалось листом фанеры с нарисованным на нем зеленым кружком. Ниже для тех, кто не поймет рисунка, было подписано: "Зеленый".
"Светомаскировщики, мать их так!" - подумал машинист. Потом подумал еще и выключил фонарик.
Позвонил командир, машинист доложил обстановку. Бронепоезд медленно вползал на какую-то станцию. Стрелочные фонари тоже не горели, и вообще ни одного огня не горело, и машинист послал помощника на переднюю платформу - на всякий случай; мало ли что там нарисовано на фанере, висящей на выходном светофоре. С автоматом, фонариком и радиостанцией помощник залег на платформе за бруствером, выложенным из мешков с песком.
На фанерке, что висела на выходном светофоре, было написано "Красный".
Бронепоезд остановился, и тут же на командном пункте появился инспектор, которого разбудило внезапное торможение. Узнав причину задержки, он возмутился и потребовал одновременно двигаться вперед, не обращая внимания на светофоры, и разобраться со станционным начальством.
- Колея одна, а мы не в машине, в случае чего на обочину не свернем, - сказал на это полковник, и они пошли искать начальство.
Дежурного начальника станции они обнаружили в небольшом домике из белого кирпича (потому и увидели его в темноте довольно быстро), разгороженном на четыре неравные части: почти половину занимал зал ожидания, а кроме того, имелись буфет, касса и кабинет начальника. Коридор не в счет, а удобства располагались на улице.
Начальник, сухонький, но вполне бодрый дед (и это несмотря на предрассветное, самое сонное время), силами ожидающих поезда пассажиров оборудовал светомаскировку зала. Они еще не закончили, поэтому света в зале жгли минимум - единственную тусклую настольную лампу в одном из углов.
Дед отдал распоряжения и повел гостей к себе в кабинет. Инспектор первым делом спросил его:
- У вас военный комендант назначен?
- Никак нет! - ответил начальник.
- В таком случае властью, предоставленной мне Главнокомандующим, назначаю вас военным комендантом станции... как называется станция?
- Громада, - ответил дед.
- ...Военным комендантом станции Громада в звании... э-э... вы в каком звании вышли в запас?
Увы, это было так давно, что дед уже не мог вспомнить.
- Ладно, сойдет и так, - решил инспектор. - А теперь, комендант, объясните нам, почему на выходном светофоре горит красный.
- Как это горит?! - всполошился вновь назначенный комендант. - Я же им сказал: всё выключить!
Дед вознамерился бежать, выяснять, почему не выключили, или, может, снова включили, но полковник уточнил:
- Ничего там не горит. На фанере написано.
- Ф-фу! - комендант отер пот со лба. - Я уж думал... Так это... нельзя дальше ехать. Партизаны путь взорвали.
- Что за чушь?! - возмутился инспектор. - Какие партизаны? Мы на своей территории, правда, полковник?
Полковник кивнул. Комендант же махнул рукой и сказал осуждающе:
- Так ведь народец-то здешний какой! Хлебом не корми, дай взорвать что-нибудь, или под откос пустить! Как услыхали про войну, так сразу косяком и в лес. Люди видели, сказывают, взрывчатки у них цельная машина с собой!
- Тем более, нужно двигаться вперед, - заявил инспектор, правда, не очень решительно; и вообще, по наблюдениям полковника, он сейчас стал ростом на пару сантиметров ниже обычного. - Ремонтную бригаду выслали?
- Ремонтной бригады тут нет. В Великом бригада, через перегон, - ответил комендант.
- Ну, вы им хотя бы позвонили? - допытывался инспектор.
- Никак нет!
- Почему?! - брови инспектора полезли вверх.
- В целях звукомаскировки.
- Какой еще звукомаскировки?! - инспектор ничего не понимал.
- Ну, я думаю, если светомаскировка, то и звукомаскировка должна быть, - пояснил комендант.
- А вот это правильно, - инспектор сразу успокоился. - Что-что, а бдительность у вас на высоте...
Тут его взгляд упал на стоящий на тумбочке чайник и рядом с ним розетку в стене. Инспектор попросил полковника и коменданта на минуту выйти, а сам открыл "дипломат", который постоянно носил с собой. Выходя из кабинета, полковник на миг оглянулся через плечо - инспектор втыкал в розетку вилку от своего аппарата.
Через пару минут полковнику и коменданту было позволено вернуться в кабинет. Инспектор сказал слегка торжественным тоном:
- Ремонтная бригада выехала из Великого. Когда отремонтируют путь, прибудут сюда. Мы же, чтобы не терять время...
- Партизаны могут напасть на ремонтников? - вполголоса спросил полковник у коменданта.
- Да нет, ну что вы! - комендант замахал руками. - Они, вообще-то, ребята не злые. Своих не трогают, только рельсы взрывают.
- ...Не терять время, проведем здесь митинг перед отправкой бронепоезда на фронт, - продолжал инспектор. - Есть у вас место, чтобы построить личный состав?
- У пакгауза, - ответил комендант. - Там...
- Очень хорошо, - перебил инспектор. - Обеспечьте трибуну, соответствующий моменту лозунг и духовой оркестр. Даю вам полчаса.
***
В полчаса комендант не уложился, на подготовку ушел почти час, и инспектор не преминул бы ему попенять, если бы к назначенному времени не отвлекся на другие дела. Сначала он долго препирался с полковником, требуя, чтобы тот вывел на митинг весь личный состав. Полковник настаивал, что надо хотя бы минимум людей оставить для несения боевого дежурства. Особенно сейчас, в условиях войны. Неизвестно, сумел бы он настоять на своем, но тут со стороны Великого подошел ремонтный поезд, и инспектор переключился на него.
Ремонтники сообщили, что путь не взорван, только на протяжении трехсот метров с одной стороны аккуратно скручены все гайки, да пара рельсов унесена. Вроде бы недалеко их унесли, что-то длинное блестело в кустах на краю леса, но ремонтники не рискнули туда лезть - прикрутили рельсы из запаса, что взяли с собой.
Трибуну сколотили на скорую руку, она производила впечатление хлипкости и крайней ненадежности, и двое станционных служащих поздоровее подпирали ее с боков, чтобы и в самом деле не упала. Народа, впрочем, на нее влезло немного: командир бронепоезда с заместителем, инспектор и комендант станции.
Самое невероятное - был оркестр! Он стоял около трибуны и ждал команды. Полковник никак не предполагал, что комендант сумеет найти музыкантов, но, как оказалось, дольше всего возились с трибуной.
Ветер трепал натянутое меж двух жердей полотнище с написанным на скорую руку "Миру - мир! Война войне!" Бойцы стояли строем, лицом к трибуне, за которой был виден бронепоезд с поднятыми к небу скорострельными пушками, и инспектор обращался к строю:
- Товарищи офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты! Так должен был я обратиться к вам, следуя букве устава, но я скажу проще: товарищи однополчане!
Он сделал паузу, чтобы оценить реакцию слушателей. Слушатели молчали, и он продолжил:
- В народе говорят: хочешь мира - готовься к войне. Мы - мирные люди! Вряд ли найдется другой народ, желающий мира в такой степени. Мы готовились. Этот бронепоезд, на котором вы отправляетесь в бой, - тоже свидетельство нашего миролюбия. И я не открою Америки, если скажу, что кое-кому решительно не нравится наша миролюбивая политика! Извините за невольный каламбур.
Инспектор снова сделал небольшую паузу - передохнуть - и с новыми силами продолжил:
- Вам, наверное, приходилось слышать, что война - это продолжение политики другими средствами. Но если наша политика - это политика мира, можем ли мы воспользоваться этими средствами? Можем, говорю я вам! Более того, имея дело с противником, который мира не хочет и, как следствие, к войне не готовится, мы просто обязаны действовать этими средствами! И если для того, чтобы принести нашему миролюбивому народу желанный мир, потребуется война, то пусть нас не остановит наше миролюбие!
Инспектор набрал в грудь воздуха и закончил свое выступление:
- Так вперед зову я вас, в бой за торжество мира над войной!!!
И, обернувшись к коменданту, негромко сказал:
- Давайте марш.
Комендант перегнулся через перила трибуны.
- Вася, давай! - крикнул он пареньку лет пятнадцати, тот взмахнул руками, и оркестр грянул "Прощание славянки".
Оркестр состоял из пяти человек: трубы, тромбона, геликона и барабана. Пятым был дирижер Вася, который, собственно, не дирижировал, а просто махал руками, задавая темп. В трубы дули здоровенные мужики с рожами, красными то ли от натуги, то ли по жизни, а барабанщиком был такой же, как начальник станции, пенсионер, едва видимый из-за барабана. Он бухал в туго натянутую кожу колотушкой и одновременно лупил медной тарелкой по другой такой же тарелке, прикрученной к барабану проволокой с обратной стороны.
При первых звуках марша откуда-то из-за пакгауза, к которому больше подходило слово "лабаз", донесся вой, нарастающий с каждой нотой. Казалось, воют бабы, по старинному обычаю; но никаких баб не могло быть в радиусе полукилометра от станции - так распорядился инспектор.
Он считал этот обычай чрезвычайно вредным. Именно из-за него, полагал он, всякая война поначалу складывается для нас неудачно, и лишь потом наступает перелом.
Армия, провожаемая бабьим воем, не может победить. Победу принесут не эти женатые мужики - этих противник выбьет подчистую, - а восемнадцатилетние мальчишки, которые придут им на смену. Девчонки, провожающие их - у кого есть девчонки, - не воют в голос, а молча кусают губы, стараясь не разреветься вслух.
Конечно, и из этих не все дойдут до Победы - меньшинство. Что поделаешь, война!
Чтобы не подрывать воинский дух солдат, обеих женщин из штата служащих станции - буфетчицу и посудомойку - отправили домой, закрыв буфет. (А кассирши не было, касса по ночам не работает.) Те, конечно, смылись с радостью, не дожидаясь смены. Пассажирок из зала ожидания тоже разогнали по домам, сказав, что поездов в ближайшее время все равно не будет. Разошлись, но не с радостью, а с ворчанием...
- Что это?! - спросил инспектор коменданта, услышав вой.
- Собачки, - ответил комендант. - Питомник тут у нас. От железной дороги. Служебный. Для охраны, то, сё... Как эту играем, они завсегда так, а с чего - пес их знает!
- С-суки! - раздраженно бросил инспектор.
- Кобели тоже имеются, - машинально уточнил комендант. Инспектор так глянул на него, что комендант подумал: лучше бы это были бабы, случайно пропущенные при зачистке станции!
А оркестр играл, и даже не слишком вразнобой и не сильно фальшивя. Когда-то у марша были слова, причем не один вариант, и их пели под эту музыку. А потом один поэт с неправильными взглядами, к тому же сомнительной национальности, написал свой вариант текста. Собственно, ничего не было предосудительного в этом тексте, кроме личности автора, но с той поры - как отрезало. И словами "Прощания славянки" стали слова команды.
Забрав у инспектора мегафон, полковник набрал в грудь воздуха и крикнул, стараясь перекричать собачий вой (а это было не просто):
- Полковник, это надо прекратить, - сказал инспектор. - Немедленно, слышите?!
Полковник оглянулся в поисках вестового, но на трибуне вместо него уже стоял сержант из разведвзвода. Полковник негромко отдал команду, сержант спрыгнул с трибуны и, на бегу стаскивая с плеча автомат, устремился к лабазу. Когда передние шеренги бойцов подходили к бронепоезду (идти-то всего ничего), за лабазом раздались первые выстрелы, и сразу же за ними - лай и скулеж.
- По местам! - скомандовал в мегафон полковник. Одиночные выстрелы сменились короткими очередями, собаки уже не выли, а визгливо лаяли. Лающих оставалось все меньше, и гудок паровоза заглушил последнюю очередь. Паровоз дернул, лязгнули сцепки, и старшина Полещук снова ударился о китайский ящик, хуже всего - тем же местом.
Сержант подбежал к поезду и вскочил на подножку уже на ходу.
Станция Воля
Нине снилось Черное море.
Прошлым летом они отдыхали в поселке около Новороссийска. Военных в нем было много, причем не только отдыхающих. Здесь строилась новая база для Черноморского флота (Севастополь так или иначе достанется НАТО, все идет к тому), и большинство составляли военные строители.
Почти каждый вечер на площадке перед поселковым Домом культуры, которую местные называли кто плацем, кто майданом, играл духовой оркестр. (На задах в это время ребята из стройбата дрались с какими-то местными черными. Точнее, не местными, просто давно здесь осевшими: ингушскими беженцами, или крымскими татарами, не доехавшими до Крыма, или турками-месхетинцами, которых вообще нигде не считали за местных и отовсюду гнали. Отсюда тоже гнали, но не очень активно.) Оркестр играл в основном вальсы; и еще какие-то мелодии, которые Нина считала фокстротами, но на самом деле могло оказаться что угодно; и "Yesterday", случалось, играл, и тромбонист, который вел сольную партию, даже внешне чем-то походил на Леннона.
Во сне они гуляли возле Дома культуры, когда оркестр заиграл "Прощание славянки". Тромбонист, похожий на Леннона, в это время отложил тромбон, вытащил откуда-то волынку и заиграл на ней что-то тягучее, похожее на зимний собачий вой. А потом люди на майдане начали кричать, где-то за домами зазвучали выстрелы, загудел паровоз, и Нина проснулась.
Поезд дернулся и поехал вперед, а затем в купе вошел Андрей.
- Что это было? - спросила она.
- Проснулась? Митинг был.
- А стрельба?
- Тебе приснилось, наверное.
Рассказывать ей о собаках он не хотел.
- А что за митинг? - снова спросила Нина.
Он помолчал, потом нехотя сказал:
- Война.
- С кем?!
- С теми, кому не нравится наша мирная внешняя политика.
- Издеваешься? - обиженно спросила Нина.
- Нет, - ответил он. - Что сам знаю, то и тебе сказал. Кто б еще меня просветил?
Она больше не задавала вопросов. Полковник открыл один из шкафчиков и достал оттуда кофемолку.
- Извини, в постель не предлагаю, - сказал он наполовину шутя, наполовину всерьез. - У нас гость.
Он не хотел выставлять на стол растворимый кофе: страна-изготовитель вполне могла оказаться из лагеря противника. А на зернах клейм нет, и всегда можно сделать вид, что кофе произведен в Латинской Америке врагами наших врагов.
***
Те из офицеров, кто был не слишком занят и мог себе позволить не перекусывать на ходу, а составить компанию командиру, пришли в салон штабного вагона. Полковник, представив им инспектора, теперь поочередно представлял их ему:
- Капитан Хасанов, командир первой батареи. Капитан Звягин, командир второй батареи. Старший лейтенант Мороз, военврач. Лейтенант Мережко, командир разведвзвода. Нина, моя жена, - и, после небольшой паузы, - здесь заведует библиотекой.
Нина, увидев инспектора, долго и внимательно на него смотрела, пытаясь вспомнить, где она его видела раньше. Она заметила и то, как он вздрогнул, когда полковник представлял ему военврача Мороза. Другие не обратили на это внимания.
Когда полковник представил Нину, инспектор оживился, как будто хотел произнести тост "за присутствующих здесь дам". Впрочем, сейчас же выяснилось, что причина его оживления иная.
- А почему вас не было на митинге? - обратился он к ней. - Боевое дежурство в библиотеке, да? - и он саркастически посмотрел на полковника.
Нина смутилась, она не знала, что сказать. Причина "я спала, меня никто не разбудил" казалась ей совершенно несерьезной. Муж пришел на выручку:
- Потому что библиотекарь не является военнослужащим. Эта штатная единица относится к вольнонаемному гражданскому персоналу.
- Тогда почему вы не остались дома, а следуете с бронепоездом на театр военных действий? - снова спросил Нину инспектор.
- Мой дом здесь, - спокойно ответила она. - У нас нет другого дома.
Инспектор вопросительно посмотрел на полковника. Тот пояснил:
- Мы пытались реализовать полагающийся мне жилищный сертификат - вы знаете, получается ерунда. В столичных или областных городах это несерьезная сумма, а в городах поменьше нового жилья практически не строится. А вторичный рынок любит живые деньги.
- И что, не было никаких вариантов? - спросил инспектор.
- Почему же, были, - сказал полковник. - Был, например, один вариант в вагончике.
- В каком вагончике? - тупо спросил инспектор.
- Деревянном, - ответила Нина. - На рельсах. Мы решили, что лучше здесь.
- Почему?
- Бронепоезд новый, звукоизоляция хорошая, она же и тепло держит, - сказал полковник. - И отопление включаю я сам, а не комендант, который мне не подчиняется.
- Но ведь пребывание в прифронтовой полосе может быть опасным! - сказал инспектор.
- Зенитной артиллерией тоже я распоряжаюсь, не только отоплением, - напомнил полковник. Инспектор, с минуту помолчав, решил перевести разговор на менее скользкую тему.
- Полковник, скажите, как вам удалось пробить для вашего поезда единицу библиотекаря?
- Никак, - ответил полковник. - Когда я принимал поезд, она уже была в штате.
- Библиотека - это хорошо, - продолжал инспектор. - Это, можно сказать, дополнительный резерв. У вас ведь паровоз?
Нина положила ложечку на блюдце и спросила ледяным тоном:
- Что вы имеете в виду?
Стало очень тихо. Инспектор глянул на Нину, укололся о ее взгляд и уткнулся в свою чашку. Минуту, или три, или десять продолжалось молчание, потом она снова спросила тем же тоном:
- Так это была шутка?
- Да, конечно, - промямлил инспектор, не поднимая глаз.
***
Полковник работал с картой. Инспектор молча сидел в углу, и его молчание нервировало полковника. "Шел бы ты к себе, что ли!" - думал он, но инспектор продолжал сидеть.
Наконец он встал, но не направился в отведенное ему купе, а принялся ходить взад-вперед, еще больше раздражая полковника. Тот, чтобы хоть как-то отвлечься, задал вопрос:
- Инспектор, вы не знаете, когда мне наконец укажут позицию, которую я должен занять? За то время, пока мы едем, можно уже войну выиграть, и проиграть тоже, а в эфире - тишина. Только коммерческие радиостанции, но они-то, наверное, и после конца света еще будут передавать, пока оплаченное рекламное время не кончится.
Инспектор пожал плечами:
- Это естественно. Режим секретности, радиомолчание. Ваш радист, надеюсь, тоже в эфир не выходит, только слушает? (Полковник кивнул.) Кстати, отдайте мне карту.
- Это еще почему?
- Потому что она секретная. Вашего уровня допуска я не знаю и не могу допустить, чтобы с секретной картой работал неизвестно кто. Тем более на моих глазах.
Инспектор потянулся рукой к листу, но полковник быстро отдернул его, сложил и сказал:
- Слушайте, я вашего уровня допуска тоже не знаю и не могу доверить секретную карту неизвестно кому! И скажите спасибо, что я вас вообще сюда пустил, в поезд!
- Спасибо, - сказал инспектор, - но карту отдайте.
- Не отдам, - сказал полковник. Он убрал карту к остальным листам в сейф, аккуратно его запер и решил для себя, что за ключом надо тщательно следить.
***
Нина стояла у окна и смотрела на места, мимо которых шел бронепоезд, выдвигаясь к исходной позиции.
Она давно привыкла к тому, что окном служила смотровая щель с толстым пуленепробиваемым стеклом, и для того, чтобы посмотреть в окошко, надо повернуть ручку и открыть снаружи бронированную крышку. И к тому, что стекло нельзя опустить, тоже привыкла.
Поезд проходил мимо какого-то поселка или городка, и почему-то между ним и железной дорогой, почти у самой насыпи, шли два ряда столбов с натянутой на них колючей проволокой. А потом она увидела людей.
Люди стояли к ней боком, а лицом к трибуне, которую она тоже увидела, только не сразу. Люди изображали собой некоторое подобие строя, но было видно, что это толпа, несмотря на одинаковую одежду цвета хаки. Люди не были военными. Военными были другие, в камуфляже, с автоматами, цепочкой окружавшие тех, что в хаки. И те, что стояли на трибуне, тоже явно были военные, хотя и не в камуфляже и без оружия.
А потом ей показалось, что сквозь бронированную стенку доносятся ритмичные удары. Нина увидела репродуктор на столбе - скорее всего, звук шел из него. Неудобно изогнувшись, она прижала ухо к стенке, но так и не расслышала чего-либо, кроме этих ударов, только в бок ей уперлось что-то твердое. Она посмотрела - это оказалась металлическая рукоятка для открывания бойницы, через которую можно просунуть наружу автоматный ствол.
Нина повернула рукоятку, бойница открылась, и из нее донеслись металлические звуки.
- ...Под ночью слепою немало пришлось нам пройти! - орал репродуктор. - Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит...
Конец строчки заглушил гудок паровоза, как будто бронепоезд давал знать людям: вот он я, уже не на запасном, а на основном пути.
Гудок оказал на толпу цвета хаки совершенно неожиданное действие. Люди повернули головы к железной дороге, а потом вдруг разом бросились на цепочку автоматчиков и на тех, которые на трибуне. Автоматчики вскинули оружие, и даже как будто прозвучали первые очереди, но волна цвета хаки захлестнула их. Взлетела над толпой и упала обратно солдатская каска, потом взметнулся прикладом вверх автомат и тоже обрушился вниз, наверное, на чью-нибудь голову. Автомат был старый - проверенное десятилетиями изделие Калашникова, приклад которого по убойной силе мало уступает пуле.
Мелькнуло станционное здание, встроенное в проволочное ограждение так, что, войдя со стороны путей, на другую сторону выходишь уже в зону. Мелькнула табличка с названием станции - Воля. А потом столбы с проволокой повернули перпендикулярно пути и потянулись вдаль, к горизонту.
Пулеметчик из последнего вагона дал длинную очередь над толпой - на прощание, и на всякий случай тоже. Трассирующая очередь поверх голов хорошо укрепляет если не боевой дух, то хотя бы дисциплину.
Диплодоки
"Рзд. Диплодоки" - было написано на табличке, висевшей на стене бревенчатого домика. Прочитав надпись, полковник негромко усмехнулся: шутники, все-таки, эти путейские инженеры, которые придумывают станциям названия! Ерофей Павлович в Сибири, или Африканда на Кольском полуострове, по соседству со станцией Полярные Зори... А здесь вот - разъезд Диплодоки.
- Однако не вижу я пока ни одного диплодока, - сказал лейтенант Мережко, разглядывая станцию через триплекс. - Попрятались, носа не кажут.
- Вот пусть твои ребята их и разыщут, - сказал полковник. Отчаявшись дождаться указаний от командования, он принял решение с ближайшей станции выслать разведку. Обстановка была совершенно неясная. Указаний от командования не поступало, в эфире пусто, только коммерческие радиостанции гнали обычную пургу. Ночью в свете полной луны наблюдатель из зенитного взвода заметил самолеты, которые немного в стороне прошли параллельным с бронепоездом курсом - то ли наши направлялись бомбить противника, то ли противник только что отбомбился по нашим.
На прямо заданный вопрос: что сказал ему Главнокомандующий при очередном сеансе связи - инспектор ответил:
- Это секретная информация, полковник. Все, что нужно, вам сообщат в положенное время, а пока продолжайте выполнять ранее поставленную вам задачу.
Полковнику порой казалось: сам факт того, что страна ведет какие-то военные действия, тоже глубоко засекречен.
Через вентиляцию в вагон проникал запах дыма: то ли на разъезде недавно что-то горело, то ли кто-то топил баню. Бронепоезд остановился. Полковник потянулся к сейфу - достать карту, - но тут на КП явился инспектор. Открывать сейф при нем полковник не стал.
Инспектор пришел со своим "дипломатом": он явно собирался в очередной раз связаться с Главнокомандующим. Отпустить его одного полковник не решался, а послать с ним Мережко - выходило не по чину.
- Ставь задачу своим ребятам, и пойдешь с нами, - сказал полковник лейтенанту.
В станционном домике не было ни души. Кабинет начальника станции оказался заперт, что инспектора явно обескуражило. Мережко вознамерился взломать хлипкий замок штык-ножом автомата, но тут инспектор увидел в углу комнатушки, служившей подобием зала ожидания, титан с водой и рядом, на стене, розетку. Он устремился туда, на ходу открывая "дипломат", и замок остался цел.
Полковник в это время заинтересовался узкой лестницей, ведущей на чердак или в мансарду. Вдвоем с лейтенантом они поднялись наверх и наткнулись на дверь с табличкой "Радиоузел". Полковник толкнул дверь - она оказалась не заперта.
Внутри все выглядело так, как будто здесь только что был кто-то: окно открыто, сигнальные лампочки на аппаратуре горят, только все регуляторы громкости скручены на минимум. "Тоже, что ли, звукомаскировка?" - подумал полковник и на пробу повернул одну из ручек вправо.
- ...Несчастный случай! - бодро сообщил контрольный динамик, а затем из него понеслась разухабистая мелодия, никак не соотносящаяся с представлением о несчастном случае. После подобного вступления, подумал полковник, в самый раз будет какая-нибудь частушка на грани приличий. Он повернул еще один регулятор, и первые слова песни раздались одновременно из контрольного динамика и из большого репродуктора за окном:
- Вчера была среда, сегодня понедельник! А я опять стою без дела и без денег! Но на челе...
Услышать продолжение им с лейтенантом не дал инспектор. На слове "денег" он с криком ворвался в радиоузел и принялся щелкать тумблерами, крутить ручки, потом что-то сломал, и на середине строчки песня оборвалась.
- Что вы делаете?! - закричал он на полковника. - Вы же едва не выдали противнику план совершенно секретной операции, которую я только что обсуждал с Главнокомандующим!
- Какой операции? - оторопело спросил полковник.
- Операция "Полет пингвина". Сокращение продолжительности недели до трех дней: понедельник, вторник, среда.