Кусопупенко Матвей Евсеевич : другие произведения.

"Баррикады в моей жизни" Алексей Цветков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если поверить Карлу, на баррикадах всякие отвлечённости вроде "классового сознания" или "интересов угнетённых", становятся активно действующей силой, крутящей уже не отдельными телами, но кое-чем большим. Я рассказал ему о своём вдохновении у экрана: - Это было как влюблённость. - Тебя просто зацепило, - улыбнулся бородатый городской партизан, - до тебя дотянулось и лизнуло щупальце нашего общего той ночью организма.

  Алексей Цветков, "Баррикады в моей жизни"; "Ультра.Культура", 2006.
  
  Книга Цветкова "Баррикады в моей жизни? своеобразная политическая биография. Первая половина книги про сами баррикады - из неё же можно получить ответ на вопрос, если кто-то вдруг не знает, кто такой Алексей Цветков, анархист, радикальный журналист и экстремист-писатель. Самые масштабные истории, конечно, о событиях 91 и 93 годов. Защита Белого дома, баррикады оптимистические, танки, панки, инициатическая дефлорация после первых в жизни баррикад; оборона Дома Советов, баррикады траурные, первый синтез левого и правого радикализма, Останкинская башня, расстрел защитников и инициатический же первый допрос в ФСБ.
  
  В "Баррикадах? предсказуемо много пафоса и столь же предсказуемо он не вызывает отторжения. Написанную в нетипичном для большей части цветковской прозы стиле читать эту часть можно, наверное, и тем, кто не любит его творчества в целом - из соображений ностальгических. Ещё её надо читать с целями, задуманными самим автором - чтобы почувствовать красоту баррикад, в любви к которым автор признается с первых же страниц книги, и прелесть бессмысленного в общем-то бунта за чужие идеалы, революции ради самой революции (а зачем её может быть надо делать ещё?), чтобы переставать быть "радикалом абстрактным? и "радикалом конкретным? - "Баррикады в моей жизни? одно из лучших художественных воплощений на бумаге энергии и эстетики левого радикализма, когда-либо выходивших на русском языке.
  
  Вторая половина - рассказы разной степени давности - своеобразная творческая ретроинспекция по соседству с ретроинспекцией биографической. Довольно скучных как по сравнению с первой частью книги, так и со своими более близкими соседями реалистических новелл, к счастью, только три из девяти. Остальное - пресловутый леворадикальный абсурд.
  
  Охотник Палыч выращивает в ухе пауков, а деревенский дурачок Яша плодит бесчисленных глиняных уродцев, замешанных на собственной крови ("Глинчики?). Сторож зоопарка раскрашивает фосфоресцирующей краской носорога, создавая недолговечное, но люминесцирующее произведение искусства ("Рогатый Свет?). Задержанный по подложному обвинению в каннибализме военный съедает из любопытства допрашивавшего его сержанта ("Почему бы и не??). Господин с тонкими усиками, ударенный по щеке девушкой, медленно, но верно превращается в усыхающий до размеров оплодотворённой яйцеклетки живой научный курьёз ("Пощёчины??). Лидер единственной в мире партии, не имеющей собственного мнения ни по одному вопросу, ходит по улицам в парандже и участвует в полу-религиозных сексуальных оргиях ("Паранджа?).
  
   Повествование постоянно скачет с одного на другое. Обрывающиеся сюжетные линии, ни к чему не относящиеся эпизоды и подробности, завораживающе красивые метафоры. Собственно, свойства прозы Цветкова давно и хорошо уже известны - если и не рациональным путём, то цепляет случайным эпизодом, попадающим на внутреннюю волну, заставляя прощаться с привычным пониманием реальности. "Время покажет, каким из цветковских фантомов сбудутся - похоже, что многие?, - пишет в этой связи вынесенный на обложку неизвестный рецензент из "ОМа?. Цветковским фантомам, как раз, нет нужды сбываться - очевидно, что его герои гораздо реальнее, чем все персонажи так называемой реалитической прозы. Ещё, может быть, его сюрреалистические новеллы вообще не нужно рассматривать как литературу - возможно, это просто запись сбивчивого и зачастую бессвязного голоса, который не принадлежит никому, но которому принадлежат все. Ещё, вероятно, Цветков - это одна из тех фамилий, которые оправдывают существование современной русскоязычной прозы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"