Аннотация: Примечания к введению (параграфы 1-6). С.
1. Мамардашвили М. К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть / М. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 81.
2. Стругаций А., Стругацкий Б. Улитка на склоне // Повести. - М.: Текст, ЭКСМО, 1996. - С. 154-155.
3. Шеллинг Ф. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1987-1989. - Т. II. - С. 494.
4. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001. - С. 380.
5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет // Что такое философия? - М.: Наука, 1991. - С. 169.
6. Деррида Ж. Из круга вон выходящее (exorbitant). Проблема метода // Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Деррида. - М.: Владос, 2001. - С. 471.
7. Рикёр П. Существование и герменевтика // Феномен человека. Антология. - М.: 1993. - С. 309.
8. Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет / П. Рикёр // Герменевтика. Этика. Политика. - М.: Kami, 1995. - С. 84.
9. См., например: Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. - М., 1985; Знаков В. В. Понимание в познании и общении. - М.: Институт психологии РАН, 1994; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2004. - С. 149-390; Г.П.Щедровицкий. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005; Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования. - Под ред. Е. И. Яцута. - М.: Изд-во "Смысл", 2006.
10. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. // Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2004. - С. 151.
11. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. - М.: 1982. - Т. 1. - С. 115.
12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. - С. 160.
13. Там же. С. 151.
14. См.: там же. С. 254.
15. Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук / П. Рикёр // Герменевтика. Этика. Политика. - М.: Kami, 1995. - С. 10.
16. Там же. С. 10.
17. Там же. С. 18.
18. Там же. С. 3.
19. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. - С. 158.
20. Хайдеггер М. Бытие и Время. - Харьков: Фолио, 2003. - С. 174-175.
21. Мамардашвили М. К. Идея преемственности и философская традиция / М. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 95.
22. Патнэм Х. Разум, истина и история. - М.: Праксис, 2002. - С. 34-35.
23. Там же. С. 33.
24. Там же. С. 36.
25. Там же. С. 35-36.
26. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. - Л.: Наука, 1976. - Т. 14. - С. 419-420.
27. Патнэм Х. Разум, истина и история. - С. 35.
28. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем. В. В. Бибихина // Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 39.
29. См.: Горан В. П. Теоретические и методологические проблемы истории западной философии: монография. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. - С. 36-46.
30. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. - С. 159.
31. См.: Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб.: Симпозиум, 2004. - С. 112.
32. Там же. С. 118.
33. Там же. С. 122.
34. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. 1994. No. 3-4. - С. 113.
35. Там же.
36. Рикёр П. Существование и герменевтика // Феномен человека. Антология. - М.: 1993. - С. 309.
37. Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук. - С. 8.
38. Там же. С. 9.
39. Цит. по: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - С. 60.
40. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - С. 632-633.
41. Мамардашвили М. К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. - С. 81-82.
42. Патнэм Х. Разум, истина и история. - С. 51.
43. См.: Соловьёв О. Б. Неопределённость: интенциональные и аспектуальные горизонты понимания // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия "Психология". - 2008. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 63-67.
44. Вригт Г. Х. Логико-философские исследования. - М.: Прогресс, 1986. - C. 45.
45. Патнэм Х. Разум, истина и история. - С. 44.
46. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - С. 318.
47. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Канон-пресс-Ц, 2001. - С. 33.
48. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. - С. 335.
49. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - С. 149.
50. Патнэм Х. Разум, истина и история. - С. 62.
51. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований... - С. 150.
52. Апель К.-О. Проблема феноменологической очевидности в свете трансцендентальной семиотики // Хрестоматия по истории философии от Шопенгаэура до Деррида. - М.: Владос, 2001. - С. 460-461.
53. Там же.
54. Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет / П. Рикёр // Герменевтика. Этика. Политика. - М.: Kami, 1995. - С. 83.
55. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. - 1994. - No. 3-4. - С. 112.
56. Щедровицкий Г. П. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - С. 492.
57. Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет. - С. 74.
58. Там же. С. 75.
59. См.: Вригт Г. Х. Логико-философские исследования. - С. 67.
60. Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет. - С. 87.
61. Бергсон А. Творческая эволюция. - С. 77.
62. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. - М.: Наука, 1980. - С. 204.
63. Там же. С. 204-205.
64. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. - С. 387.
65. Там же. С. 387-388.
66. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. - С. 205.
67. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 90.
68. См.: Ricoer P. Temps et r;cit. Tome III: Le temps racont;. - Paris: Le Seuil, 1985.
69. Щедровицкий Г. П. Рефлексия. - С. 492.
70. Патнэм Х. Разум, истина и история. - С. 30.
71. Гумилёв Н. С. Читатель / Н. С. Гумилёв // Письма о русской поэзии. - М.: Современник, 1990. - С. 62-63.
72. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - С. 297-298.
73. Бергсон А. Творческая эволюция. - С. 35.
74. Дильтей В. Сон. Воображение поэта. Элементы поэтики. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии // Вопросы философии. - 1995. - No 5. - С. 122.
75. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - С. 150.
76. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: 1992.
77. Хайдеггер М. Бытие и Время. - Харьков: Фолио, 2003. - С. 28.
78. Бергсон А. Творческая эволюция. - С. 42.
79. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 16.
80. Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии. - 1993. - No 10. - С. 127.
81. Борхес Х. Л. Аватары черепахи / Х. Л. Борхес // Письмена Бога. - М.: Республика, 1992. - С. 33.
82. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 21-22.
83. Это осознание носит характер двойной историзации П. Бурдьё: опасность релятивизации гуманитарного исследования может быть ограничена или вовсе даже устранена, если мы подвергнем историзации не только познаваемый объект, но и познающего субъекта, объективируя свою собственную позицию в социокультурном пространстве, отличном от пространства, где помещается исследуемый объект.
84. Эмерсон Р. У. Представители человечества // "Сделать прекрасным наш день..." - М.: Прогресс, 1990. - С. 342.
85. Гадамер Г.-Г. О круге понимания / Г.-Г. Гадамер //Актуальность прекрасного. - С. 73.
86. Мамардашвили М. К. Если осмелиться быть / М. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 189.
87. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам о себе. - Челябинск: Урал Ltd, 1998. - С. 66.
88. Гадамер Г.-Г. О круге понимания. - С. 79.
89. См., в частности: Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. - М.: 1976. - С. 371-397; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004; Аверинцев С. С. Образ античности. - СПб.: Азбука-классика, 2004.
90. Ахутин А. В. София и чёрт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии. - 1990. - No 1. - С. 55.
91. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. - М.: Правда, 1989. - С. 287.
92. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 87.
93. Он пишет: "Один пример из новейшей философии покажет, как закреплённые традицией понятия внедряются в жизнь языка и оказываются способны к новой понятийной службе. Понятие "субстанция", кажется, целиком и полностью приписано к схоластическому аристотелизму и оттуда получает определённость. Так, мы употребляем это слово всё в том же аристотелевском смысле, когда говорим, скажем, о химических субстанциях, чьи свойства или реакции подвергаются исследованиям. Здесь субстанция есть то пред-лежащее, которое мы берёмся исследовать. Но мало того. Мы употребляем это слово ещё и в другом смысле с подчёркнутой ценностной окраской и производим от него ценностные предикаты "лишённый субстанции" и "субстанциальный"; скажем, находя, что в каком-либо проекте "нет субстанции", мы имеем в виду, что в нём слишком много туманного неопределённого парения. Когда мы говорим о человеке, что "в нём есть субстанция", то это значит, что у него есть за душой что-то помимо всего, чем он нам предстаёт в своей функции. Здесь можно, пожалуй, говорить о переходе понятия субстанции из схоластического аристотелизма в совершенно новое измерение. В этой новой области применения термина старые (для современной науки уже совершенно непригодные) понятийные моменты субстанции и функции пребывающей сущности и её меняющихся определений обретают новую жизнь и становятся почти незаменимыми словами, а значит, снова живут. Историко-понятийная рефлексия выявляет в истории слова "субстанция" в негативном аспекте - начатый галилеевской механикой отказ от познания субстанций, в позитивном - гегелевское продуктивное преобразование понятия субстанции, заложенное в его учении об объективном духе". Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. - С. 39-40.
94. Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике // Аналитическая философия: становление и развитие. - М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. - С. 344.
95. Куайн У. Вещи и их место в теориях // Там же. - С. 340.
96. О социокультурной природе феномена естественного объекта см.: Соловьёв О.Б. Феномен естественного объекта и неклассическая рациональность // Эпистемология и философия науки. - М.: ИФ РАН, 2009. - Т. XXI. - No 3. - С. 108-121.
97. Щедровицкий Г. П., Якобсон С. Г. Заметки к определению понятий "мышление" и "понимание" / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - С. 484.
98. См.: Соловьёв О. Б. Социокультурные начала понимания // Научный журнал "Вестник НГУЭУ". - 2009. - No 1. - С. 158-163.
99. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам о себе. - С. 67.
100. Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет. - С. 76.
101. Щедровицкий Г. П., Якобсон С. Г. Заметки к определению понятий "мышление" и "понимание". - С. 483.
102. Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук. - С. 17.
103. См.: Соловьёв О.Б. Феномен естественного объекта и неклассическая рациональность.
104. См., напр.: Патнэм Х. Философия сознания. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - С. 164-235.
105. Сёрл Дж. Открывая сознание заново. - М.: Идея-Пресс, 2002. - С. 66.
106. Там же.
107. См.: Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет. - С. 59-91.
108. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам о себе. - С. 62.
109. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - С. 85.
110. Там же. С. 86.
111. Там же. С. 99.
112. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - С. 16.
113. Там же. С. 17-18.
114. Там же. С. 18.
115. Гадамер Г.-Г. О круге понимания. - С. 73.
116. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - С. 215.
117. См.: Патнэм Х. Разум, истина и история. - С. 63-69.
118. Хайдеггер М. Бытие и Время. - С. 39.
119. Ахутин А. В. София и чёрт... - С. 55.
120. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. - С. 39.
121. Ахутин А. В. София и чёрт... - С. 55.
122. Мамардашвили М. К. Вена на заре ХХ века / М. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 400.
123. См.: Соловьёв О. Б. Понимание и мышление: Монография. - Новосибирск: НГУЭУ, 2007.
124. См.: Фуко М. Забота об истине / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.: Касталь, 1996. - С. 312.