Аннотация: Примечания к главе 1 (параграфы 7-12). С. 165-170.
Примечания к главе 1 (параграфы 7 - 12)
1. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: Ладомир, 1994. - С. 503.
2. См.: Ахутин А. В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. - М.: 1982. - С. 122.
3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - С. 503.
4. С. С. Аверинцев описывал смысловую структуру античного мира как круг, у которого нет центра. См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - С. 77.
5. См.: Там же. С. 64-76.
6. Там же. С. 15.
7. Аристотель. Соч. В 4 т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 67.
8. Там же. С. 69.
9. Там же.
10. Примечательно, что, благодаря Ж. Лакану, отождествившему бессознательное со структурой языка, современный психоанализ утвердился во мнении, что центр наслаждения у человека располагается не в физиологическом, а в символическом поле.
11. Платон. Соч. В 3 т. - М.: Мысль, 1968-1972. - Т. III (1). - С. 79.
12. Платон. Соч. В 3 т. - Т. II. - С. 28.
13. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М.: 1989. - С. 239.
14. Там же. С. 297.
15. См.: Новиков А. А. Рациональность в её истоках и утратах // Вопросы философии. - 1995. - No 5. - С. 51-57.
16. Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 188.
17. Платон. Соч. В 3 т. - Т. III (1). - С. 544.
18. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. - М.: Мысль, 2003. - С. 412-427.
19. Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 95-109.
20. Мамардашвили М. К. Введение в философию / М. Мамардашвили // Философские чтения. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - С. 15.
21. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - С. 505.
22. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - С. 295-297.
23. Там же. С. 295.
24. Ортега-и-Гассет Х. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории / Х. Ортега-и-Гассет // Что такое философия? - М.: Наука, 1991. - С. 327-328.
25. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: Фолио, 2000. - С. 129.
26. Там же. С. 132.
27. Там же. С. 134.
28. Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии. - 1993. - No 10. - С. 124.
29. Там же.
30. Там же. С. 125.
31. См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - С. 114-122; Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии. - 1993. - No 10. - С. 123.
32. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - С. 118.
33. Приведём различение, сформулированное С. С. Аверинцевым: "Ибо стоит представить себе, что всё обстоит наоборот: что человеку дано как дар и задано как задача конкретное обладание абсолютной ценностью, стоящей в самом центре ценностного круга; что обладание это можно навсегда обрести, но можно и безвозвратно утратить; что, следовательно, все поступки и все события в жизни человека и в истории человечества так или иначе соотносятся с перспективой абсолютного спасения или абсолютной гибели, приближая либо то, либо другое, и в этой перспективе получают смысл, неизмеримо перевешивающий весомость их пластического обличья, - коль скоро всё это представляется так, для этики и эстетики высокого жеста, отрешённого смеха и благородного презрения просто не останется места. Если только абсолютную ценность и впрямь возможно "стяжать", то не домогаться её со всей сосредоточенной алчностью скупца, не трястись над ней, не ползти к ней на коленях со страхом и надеждой, со слезами и трепетом, позабывая о достойной осанке, - уже не героическое величие духа, но скорее нечувствительность души, её "ожесточение"". Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - С. 78.
34. Верую, ибо абсурдно (лат.)
35. Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского / Аврелий Августин. - М.: АСТ, 2006. - С. 54.
36. Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. - М.: Республика, 1992. - С. 300.
37. Там же. С. 301.
38. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - С. 264.
39. Познай самого себя (лат.)
40. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. В 12 т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1991-1994. - Т. I - С. 24.
41. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 91.
42. Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Правда, 1982. - С. 519.
43. Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 44.
44. Боэций Датский. О высшем благе, или О жизни философа // Вопросы философии. - 1994. - No 5. - С. 125.
45. Цит. по: Зеньковский В. В. Основы христианской философии. - М.: Свято-Владимирское Братство, 1992. - С. 10.
46. Клодель П. Введение к поэме о Данте // Вопросы философии. - 1994. - No 7-8. - С. 95.
47. Там же. С. 93.
48. Там же. С. 94.
49. Там же. С. 90.
50. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. - М.: Мысль, 1998. - С. 711-712.
51. духом всеобщего (лат.)
52. Николай Кузанский. Об учёном незнании. Об уме // Антология мировой философии. Возрождение. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - С. 129.
53. Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах // Антология мировой философии. Возрождение. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - С. 701.
54. Это происходит не без влияния работы Р. Луллия "О квадратуре и треугольности круга". См.: Мелих Ю. Б. Значение понятия "стяженное" Н. Кузанского и его интерпретация в учении Л. П. Карсавина // Историко-философский ежегодник. 2000. - М.: Наука, 2002. - С. 265-266.
55. Бруно Дж. Диалоги. - М., 1949. - С. 242.
56. Лютер М. Избранные произведения 1520-1526. - Харьков: 1984. - С. 68.
57. Николай Кузанский. Об учёном незнании. Об уме. - С. 126.
58. Там же. С. 120.
59. Фичино М. Письмо Марсилио Фичино Джованни Ручелаи. В чём состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности // Антология мировой философии. Возрождение. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - С. 244-245.
60. Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах... - С. 696.
61. Там же.
62. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. - С. 63.
63. Леонардо да Винчи. Книга о живописи // Антология мировой философии. Возрождение. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - С. 309.
64. Фичино М. Письмо Марсилио Фичино Джованни Ручелаи... - С. 254.
65. Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах... - С. 697.
66. Там же. С. 603.
67. Стивенсон Р. Л. Собр. соч. В 5 т. - М.: Правда, 1981. - Т. 1. - С. 57, 67.
68. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. - С. 63.
69. Бруно Дж. Диалоги. - С. 307-308.
70. Там же. С. 311-312.
71. По выражению Бовилла - amplissima domus.
72. Цит. по: Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - С. 169.
73. Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах... - С. 695.
74. Там же.
75. Там же. С. 696.
76. Бубер М. Два образа веры. - С. 173-174.
77. Галилей. Избранные труды. В 2 т. - М.: 1964. - Т. 1. - С. 201.
78. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 70-71.
79. Ахутин А. В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. - С. 126.
80. Николай Кузанский. Об учёном незнании. Об уме... - С. 113.
81. Там же. С. 112.
82. Там же. С. 113.
83. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1977-1978. - Т. I. - С. 210.
84. Там же. С. 200.
85. Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 223.
86. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - No 1. - С. 6.
87. Ахутин А. В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. - С. 5.
88. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1977-1978. - Т. II. - С. 28-29.
89. Там же. С. 12.
90. Там же. С. 13.
91. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 70.
92. Слово о науке. Кн. 2. - М.: Знание, 1981. - С. 49.
93. Сахаров А. Д. Нобелевская лекция "Мир, прогресс и права человека" // Октябрь. - 1990. - No 1. - С. 15.
94. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 116.
95. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 509.
96. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. - С. 619.
97. Выготский Л. С. Психология искусства. - Минск: Современное Слово, 1998. - С. 472.
98. Гоббс Т. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1989-1991. - Т. II. - С. 16.
99. Там же.
100. Там же. С. 29.
101. Гоббс Т. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 97.
102. Гоббс Т. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 11.
103. Там же. С. 79.
104. Ньютон И. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. - М.-Л.: 1927. - С. 314.
105. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Собр. трудов академика А. Н. Крылова. - М.-Л.: 1936. - Т. VII. - С. 662.
106. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, 1993. - Т. 1. - С. 499.
107. Локк Дж. Соч. В 3 т. - М.: Мысль, 1985-1988. - Т. I. - С. 91.
108. Там же. С. 155.
109. Там же. С. 167.
110. Гассенди П. Соч. В 2 т. - М.: 1966. - Т. I. - С. 195.
111. Гассенди П. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 476.
112. Гольбах П. О природе // Антология мировой философии. В 4 т. - М.: 1970. - Т. 2. - С. 666.
113. Там же. С. 666-667.
114. Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. - М.: 1908. - С. 11.
115. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 22.
116. Декарт Р. Соч. В 2 т. - М.: 1989. - Т. 1. - С. 81.
117. Там же. С. 316-317.
118. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. - С. 441.
119. Выготский Л. С. Психология искусства. - С. 372-373.
120. Примером духовного пробуждения служит пушкинский "Пророк", с обращённым к нему воззванием: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли..."
121. Хайдеггер М. Бытие и Время. - Харьков: Фолио, 2003. - С. 64.
122. Декарт Р. Избранные произведения. - С. 483-484.
123. Декарт Р. Соч. В 2 т. - Т. 1. - С. 316.
124. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления / М. Мамардашвили // Философские чтения. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - С. 581.
125. Декарт Р. Избранные произведения. - С. 168.
126. Декарт Р. Соч. В 2 т. - Т. 1. - С. 314.
127. Декарт Р. Избранные произведения. - С. 98.
128. Декарт Р. Соч. В 2 т. - Т. 1. - С. 84.
129. Там же.
130. Декарт Р. Избранные произведения. - С. 99.
131. Там же. С. 197.
132. Декарт Р. Соч. В 2 т. - Т. 1. - С. 197.
133. Декарт Р. Избранные произведения. - С. 428.
134. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 147.
135. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. - С. 525.
136. Слово о науке. Кн. 2. - С. 25.
137. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. - М.: 1957. - Т. 1. - С. 522.
138. Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 236.
139. Цит. по: Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. - С. 637-638.
140. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. - Т. 1. - С. 579.
141. Там же. С. 377.
142. Там же. С. 404.
143. Там же. С. 387.
144. Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - Т. II. - С. 19.
145. Декарт Р. Избранные произведения. - С. 363.
146. Об этой форме порабощения младших студентов старшими в XVII в. см.: Герье В. И. Лейбниц и его век. - СПб.: Наука, 2008. - С. 30-33.
147. Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах... - С. 690.
148. Лейбниц Г. Соч. В 4 т. - М.: Мысль, 1982-1984. - Т. I. - С. 424.
149. Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 242.
150. Лейбниц Г. Соч. В 4 т. - Т. I. - С. 295.
151. Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 299.
152. Лейбниц Г. Соч. В 4 т. - Т. I. - С. 398.
153. Там же. С. 426.
154. Там же. С. 420.
155. Там же. С. 134.
156. Там же. С. 427.
157. Там же. С. 295.
158. Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - С. 264.
159. См.: Ягодинский И. И. Философия Лейбница. Процесс образования системы. - СПб.: Наука, 2007. - С. 103.
160. Лейбниц Г. Соч. В 4 т. - Т. II. - С. 463.
161. Майоров Г. Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. - М.: 1973. - С. 159.
162. Лейбниц Г. Соч. В 4 т. - Т. I. - С. 428.
163. В эссе "Три картины о вине", комментируя "Вакханалию" Пуссена и дух того времени, Х. Ортега-и-Гассет писал: "Оптимистические ожидания Возрождения не сбылись. Жизнь тягостна и чужда поэзии, она всё более сжимается в пространстве. Народы Европы впадают то в мистицизм, то в рационализм. Что это за жизнь?! Она сведена к минимуму, ибо крайне ограничено действие; и все же, чем сильнее подавляет своей суровостью наше сегодняшнее существование, тем чаще память обращается к жизненному блеску в этом сейчас уже смутно нами представляемом прошлом". Цит. по: Ортега-и-Гассет Х. Три картины о вине / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С. 90-91.
164. Установка новой эпохи прекрасно выражена Б. Паскалем: "Человек только тростник, слабейшее творение природы; но это мыслящий тростник. Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали".
165. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. - М.: Российская полит. энциклопедия, 2004. - С. 158.
166. Юм Д. Соч. В 2 т. - М.: Мысль, 1966. - Т. I. - С. 89, 90.
167. Локк Дж. Соч. В 3 т. - М.: Мысль, 1985-1988. - Т. II. - С. 3.
168. Цит. по: Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - М.: Миф, 1993. - Т. 2. - С. 126.
169. Там же. С. 165.
170. Быть - это быть воспринимаемым (лат.)
171. Беркли Д. Соч. - М.: Мысль, 1978. - С. 186.
172. Там же. С. 188.
173. Юм Д. Соч. В 2 т. - Т. I. - С. 805.
174. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - М.: ИПЛ, 1989. - С. 59.
175. В. И. Ленин пишет: "Тела, говорят нам, суть комплексы ощущений... Но мозг есть тело. Значит, мозг есть тоже не более как комплекс ощущений. Выходит, что при помощи комплекса ощущений я (а я тоже не что иное, как комплекс ощущений) ощущаю комплексы ощущений". Там же. С. 51.
176. "Непосредственно дано нам только одно чувственное восприятие или только одна мысль, - именно та, которую мы мыслим в данный момент. Значит, если быть последовательным, то надо отрицать не только существование других людей кроме моего собственного Я, но и существование всех представлений в прошлом" Там же. С. 105.
177. Там же. С. 332-334.
178. Там же. С. 281.
179. Пуанкаре А. Наука и гипотеза / А. Пуанкаре // О науке. - М.: Наука, 1990. - С. 191-192.
180. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - С. 301.