О некоторых хорошо забытых старых вещах не лишне напоминать.
Для иных судей и силовиков пенсия значит гораздо более чем ставшее столь популярным последнее время слово "родина" и то, что, так или иначе, подразумевается в связи с его употреблением. Во всяком случае, так было во времена Третьего Рейха, о чём имеются достоверные свидетельства.
- Вам приходилось приносить клятву преданности государству в 1934 году? - вопрошают судью, "выпавшего" из правоохранительной системы в 1935-м. Вопрос задаёт молодой адвокат бывшего министра юстиции Эрнста Яннинга на судебном процессе над гитлеровскими правоохранителями в 1948-м.
- Да, все должны были её принести, - отвечает свидетель.
- Нас не интересуют "все", - резко настаивает адвокат. Ему приходится защищать ещё двух нацистских судей и прокурора, а по учебникам Эрнста Яннинга он вообще учился праву, и ему приходится быть резким. - Нас интересуете лично вы. Пожалуйста, зачитайте текст клятвы, - он был напечатан в "Юридической газете Рейха" в марте 1933 года.
Помощник адвоката зачитывает: "Клянусь, что буду повиноваться Адольфу Гитлеру, вождю Рейха и немецкого народа; что буду предан ему, что буду блюсти законы и добросовестно выполнять свои обязанности, и да поможет мне Бог!"
- Все должны были принести эту клятву, - слабо пытается возразить свидетель обвинения: уж он-то точно не подсуден. - Это считалось обязательным.
- Да, но вы такой проницательный человек, доктор Вик. Вы ведь знали, что грядёт. Вы знали, что национал-социализм ведёт Германию к краху. "Это было понятно всем, у кого были глаза и уши," - так вы сказали. Неужели вы не догадались, что могло произойти, если бы вы и другие такие же государственные мужи отказались бы принести эту клятву? Если бы это случилось, Гитлер никогда, ни при каких обстоятельствах не пришёл бы к абсолютной власти. Так почему же вы не отказались? Объясните нам! Это как-то связано с вашей пенсией? Неужели она значила для вас больше, чем родина?
Адвокат рьян и горяч.
Понятно, что народам нужен хлеб, нужны зрелища, что всем хочется спортивного или какого другого праздника, будь то Олимпиада 1936 года в Берлине или 2014-го в Сочи, или FIFA 2018-го в России.
Отменяет ли это ответственность глав государств и их администраций за плачевно известный исторический итог всех этих рукопожатий и заигрываний? Отменяет ли это коллективную ответственность народа?
- Эрнст Яннинг сказал: "Нельзя было даже представить себе то, чего мы достигли!" Так чего же мы достигли, ваша честь? И что же другие страны? Весь мир? Неужели они не догадывались о намерениях Третьего Рейха? Неужели они не слышали речей Гитлера, которые передавались по всему миру? Неужели они не понимали, о чем идёт речь в его книге "Майн Кампф", которая издавалась повсюду? Что же теперь, призвать к ответственности Советский Союз, подписавший в 1939 году пакт о ненападении, который позволил Гитлеру развязать войну? Будем считать, что во всём виноваты русские? А как же Ватикан, издавший в 1933 году конкордат, который дал Гитлеру огромный престиж? Будем считать, что во всём виноват Ватикан? Или, может быть, призвать к ответственности Уинстона Черчилля, который писал в открытом письме в лондонскую "Таймс" в 1938 году - в 1938 году, ваша честь: "Если Англию постигнет национальная катастрофа, я молю Бога, чтобы он послал нам человека, могущего сравниться силой ума и воли с Адольфом Гитлером". Будем считать, что во всём виноват Уинстон Черчилль? И где же признание вины тех американских промышленников, которые помогли Гитлеру перевооружить страну и изрядно на этом разбогатели? Будем считать, что во всём виноваты американские промышленники? Нет, ваша честь. Нет! Германия виновата, но она отнюдь не одинока в своей вине. Весь мир повинен в явлении Гитлера в не меньшей степени, чем Германия. Чрезвычайно просто списать вину во всём на кого-то одного. Чрезвычайно просто рассуждать об "основном изъяне" немецкого характера, благодаря которому Гитлер пришёл к власти, и в то же самое время игнорировать те "изъяны", из-за которых русские подписали с ним пакт, Уинстон Черчилль им восхищался, а американские промышленники на нём разбогатели! Эрнст Яннинг признал себя виновным. Если это так, то вина Эрнста Яннинга - это всеобщая вина! Не более того, но и не менее. ("Нюрнбергский процесс". США. 1961)
Американский судья Хейвуд рассудил, однако, иначе - все четверо были приговорены к пожизненному заключению.
А что потом, полвека спустя?
Потом, похоже, история решила напомнить, чья же это вина - всех и каждого или поимённых персон.