Кувшинникова Ольга Валерьевна : другие произведения.

Леонардо и Монна Лиза. Тайная любовь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Монне Лизе Джоконде, изображенной на знаменитой картине Леонардо да Винчи, ходят разные легенды, а между тем, о ней сохранилось много достоверных сведений. Она жила во Флоренции, была замужем за богатым торговцем шёлком; меньше известно о её отношениях с Леонардо, написавшим её портрет. В последние годы итальянским историкам удалось найти новые факты из жизни Леонардо да Винчи и Монны Лизы, которые и положены в основу данного очерка.

  Леонардо. Улыбка Монны Лизы
  
  Оглавление
  
  Объяснение
  Тернистый путь к славе
  "Чудесный сон, небесная мечта"
  Монна Лиза. Любовь
  Расставание
  Последние годы
  Судьба "Джоконды"
  
  
  
  Объяснение
  
  - Мессэр Леонардо, вы - или Бог или дьявол, - сказала она после того, как долго-долго рассматривала почти готовую картину. - Вы забираете души людей и наделяете ими свои живописные создания. Поэтому Лиза на вашей картине - живая, а что делать мне без души?
  - Мадонна! - воскликнул Леонардо с пылкостью юноши. - Ваша небесная душа отразилась в той Лизе, на полотне, лишь бледной тенью. Кто имел счастье знать вас, поймет это. А я - не Бог и не дьявол; я всего лишь несчастный живописец, который не может выразить то, что запечатлено в его сердце. Если бы я мог, о, если бы я мог кистями и краской показать любовь, всю силу своей любви к вам...
  - Прекратите, мессэр Леонардо, - прервала она его, покраснев и мельком взглянув на музыкантов, игравших здесь же, в студии, для создания соответствующего настроения. - Я просила вас не упоминать об этом. Я замужняя женщина.
  - Ах, да! Я и забыл о вашем муже. Благодарю, что вы напомнили мне о нем, мадонна, - Леонардо саркастически поклонился ей. - Ваш муж, трижды женатый и дважды вдовец, добрый флорентийский купец, не пренебрегающий ростовщичеством, - какая достойная партия для вас!
  - Он - мой супруг, и отец моих детей, - коротко ответила Монна Лиза. - Давайте прекратим этот разговор, мессэр Леонардо. Приступим к сеансу, я готова позировать.
  - Нет, сегодня сеанса не будет. У меня с утра болит рука, трудно держать кисть, - Леонардо дал знак музыкантам, они прекратили игру и удалились. - Я провожу вас, Мадонна?
  - Благодарю вас.
  В дверях он задержал ее, взяв под руку.
  - Оттого, что я стар? - шепнул он.
  - Нет, нет! - горячо возразила Лиза. - Разве вы старый, вы пылки и горячи, как юноша! Если бы я не была замужем ...
  - Дело только в этом? - Леонардо пристально посмотрел ей в глаза.
  - Да, клянусь вам!
  Он вздохнул и задумался.
  - Разве я не сказал, что у вас небесная душа? - произнес он через минуту, и взгляд его посветлел. - Воистину, вы - Мадонна! Любить вас - счастье, счастье само по себе, счастье независимо от безответности этой любви!
  - Безответности? - проговорила Лиза с непонятным выражением.
  Леонардо вздрогнул и быстро посмотрел на нее.
  - Мадонна! Лиза! - вскричал он и принялся покрывать ее руки горячими лобзаниями.
  Она безмолвно застыла перед ним, и крупные слезы катились по ее щекам...
  
  Тернистый путь к славе
  
  Леонардо родился 15 апреля 1452 года в местечке Винчи близ Флоренции (отсюда его прозвище "да Винчи", что означает "родом из Винчи").
  Окрестности Винчи очень живописны: город расположен на горе Монте-Альбано и поднимается вверх, к таинственным скалам, где среди мшистых уступов прячутся многочисленные пещеры и текут холодные стремительные ручьи. На склоне горы, там, где позволяли условия, крестьяне распахивали небольшие поля и разбивали виноградники, которые обрабатывали мотыгами. Старые оливы, чьи кроны были сформированы в форме бокалов, чтобы лучше улавливать солнечный свет, стояли одиноко или рядами вдоль дорог. Повсюду можно было увидеть множество цветущих миндальных деревьев. Среди них темнели кипарисы, напоминавшие хвосты огромных лисиц. Воздух был так чист, что с горы Монте-Альбано можно было увидеть Средиземное море, которое находится в шестидесяти пяти километрах отсюда.
  ...Леонардо был незаконнорожденным сыном молодой крестьянки по имени Катерина. Его отец - Пьеро да Винчи, нотариус, землевладелец, из состоятельных горожан с титулом "сеньор". В момент рождения Леонардо его отцу было двадцать пять лет. Пьеро дожил до семидесяти пяти лет, имел четырех жен (трех похоронил) и двенадцать детей. Последний родился у него незадолго до смерти.
  В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Такие дети нередко появлялись у прислуги разных рангов, и к ним часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Известно, что папа Александр VI Борджиа качал на своих святейших коленях четырех собственных детей.
  Леонардо сразу же был признан своим отцом и даже крещен в его присутствии, а также в присутствии нескольких членов его семьи. Но в дом отца он был взят далеко не сразу. Вскоре после рождения он был отправлен вместе с Катериной в деревню Анхиано, расположенную недалеко от Винчи, и оставался там около четырех лет, в течение которых мессэр Пьеро успел жениться на шестнадцатилетней девушке, занимавшей на социальной лестнице более высокую ступень, чем мать Леонардо. Однако молодая жена Пьеро оказалась бесплодной, поэтому в четырехлетнем возрасте Леонардо был все-таки взят отцом в Винчи, где сразу оказался на попечении большой семьи: дедушки, бабушки, отца, дяди, приемной матери.
  Образование Леонардо не отличалось от обычного образования детей его круга: чтение, письмо, начала математики, латынь. Латынь никак ему не давалась, и он мучился с ней до конца дней: большинство книг тогда были написаны на латыни.
  Леонардо был левшой и поэтому для себя писал слева направо и зеркально, - так ему было удобнее. Необычным был и режим его отдыха: Леонардо спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, игнорируя ночь, как таковую.
  ***
  Уже в детстве он много рисовал, и об этом сохранился замечательный рассказ. Однажды к отцу Леонардо подошел крестьянин из его поместья и показал ему круглый щит, вырезанный из древесины фигового дерева. Он попросил мессэра Пьеро взять этот щит с собой во Флоренцию для того, чтобы какой-нибудь художник там его расписал. Мессэр Пьеро был обязан этому крестьянину: тот был замечательным птицеловом и рыболовом и поставлял дичь и рыбу семейству Пьеро.
  Мессэр Пьеро согласился. Но вместо того чтобы передать щит профессиональному художнику, он отдал его Леонардо, который по такому случаю "стал думать, что бы ему изобразить, и решил нарисовать голову Медузы, да так, чтобы напугать зрителей. В подвал он натаскал ящериц, пиявок, гусениц, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей и прочих подобных тварей и создал, глядя на них, изображение ужасного чудища, выползающего из глубины мрачной пещеры. Из разверстой пасти чудища струился яд, из глаз вырывался огонь, из ноздрей валил дым... Леонардо был так поглощен своей работой, что не замечал зловония, которое распространяли мертвые твари, принесенные им в жертву искусству".
  Случилось так, что мессэр Пьеро забыл о щите. Когда Леонардо, закончив работу, внезапно, безо всякого предупреждения показал щит отцу, тот так испугался, что начал пятиться. Леонардо остановил его и сказал: "Работа получилась такой, как я хотел. Теперь унеси ее. Она производит впечатление".
  Мессэр Пьеро подумал, что это просто чудо. Он горячо одобрил мысль сына. Но после этого он спокойно купил у старьевщика щит с нарисованным на нем пронзенным сердцем и отдал крестьянину, который был ему благодарен до конца своих дней. А работу Леонардо Пьеро тайно вывез во Флоренцию и продал купцам за сто дукатов. История умалчивает о том, что сделал мессэр Пьеро с вырученной сотней, но заставляет подозревать, что Леонардо получил за свою работу только отцовское одобрение.
  Очевидно, отец и сын не были близки, и много лет спустя, когда старик умер, Леонардо едва упомянул об этом в одной из своих записных книжек: "9 июля 1504 года, в среду, в семь часов, умер мессэр Пьеро да Винчи, нотариус, во дворце Подеста, мой отец, в семь часов. Ему было восемьдесят лет, и он оставил десятерых сыновей и двух дочерей".
  Бесстрастность этой заметки подчеркивается еще и тем, что Леонардо как будто в рассеянности дважды повторяет "в семь часов" и ошибается в возрасте отца на три года.
  ***
  Как бы то ни было, отец распознал талант своего сына и всячески поддерживал его. В пятнадцать лет Леонардо стал учеником в мастерской художника Андреа дель Верроккио - одного из самых знаменитых в Италии. Это было большой удачей и предопределило великую судьбу Леонардо да Винчи. Андреа был неплохим живописцем, прекрасным скульптором, ювелиром, бронзолитейщиком, создателем костюмов и флагов, устроителем празднеств.
  Обычно ученики поступали к мастеру в возрасте около четырнадцати лет, служили лет шесть, после чего им позволялось вступить в гильдию живописцев Святого Луки и обзавестись собственной мастерской. Отношения между Леонардо и Верроккио были сердечными: он жил в доме учителя и продолжал там жить, будучи принятым в гильдию Святого Луки в 1472 году.
  О том, каким был Леонардо в этот ранний период своей жизни, пишет его первый биограф Вазари: "Люди видели Божий дар в Леонардо да Винчи. Его красоту невозможно было преувеличить, каждое его движение было грациозно само по себе, а его способности были столь невероятны, что он мог с легкостью преодолевать любые трудности". Его сила была такова, добавляет Вазари, что "правой рукой он мог согнуть дверную колотушку или подкову, как будто они были из свинца".
  Что же касается темперамента, то биограф приписывает Леонардо "мужество и высоту духа поистине королевские". И хотя не известно ни одного его портрета в молодости, судя по описаниям, он был, как все тосканцы, высок, хорошо сложен, темноволос.
  Вазари замечает, что Леонардо "мог петь и божественно импровизировал" на лире - сочетание занятий музыкой и изобразительным искусством вообще было очень распространено в эпоху Возрождения.
  "Умение Леонардо вести беседу привлекало к нему все сердца, и хотя собственностью он не обладал никакой и работал немного, все же он держал слуг, а также лошадей, к которым всегда был неравнодушен. Воистину он любил всех животных... Часто, проходя мимо рынка, на котором продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская их всех из корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену". В письме одного его флорентийского знакомого высказано предположение, что именно эта любовь и привела Леонардо к вегетарианству.
  Чтобы закончить с описанием характера Леонардо да Винчи, данным Вазари, следует еще добавить, что Леонардо был весьма неравнодушен к красивой одежде, и был склонен ко всякого рода розыгрышам и затеям.
  Таким образом, перед нами предстает общительный молодой человек, певец, лютнист, искусный собеседник. Но образ, который Леонардо являл собой миру, был всего лишь приятной маской; в сердце своем он был более чем одиноким человеком. Жизнь Леонардо сложилась так, что очень долго не было в ней большой женской любви.
  ***
  В молодости Леонардо всецело посвятил себя искусству и наукам. Он был настолько увлечен ими, что ничем иным не интересовался, даже политикой, столь притягательной для мужчин. Мы точно знаем, что в политических делах Флоренции Леонардо участия не принимал и, возможно, не питал к ним никакого интереса.
  Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство Медичи и круг аристократов и интеллектуалов, группировавшихся вокруг их двора. Главным инструментом власти был банк Медичи, через который протекало все богатство города, основанное на производстве мануфактуры, торговле шелком и шерстью, ювелирном деле и изготовлении предметов роскоши.
  Медичи покровительствовали искусству, но к Леонардо это не относилось. Герцоги увлекались классической древностью. Они забавлялись тем, что вели себя как древние римляне, часто облачались в тоги и обращались друг к другу на изысканной латыни, которую Леонардо, не преуспевший в этом языке, считал немного смешной. Как бы то ни было, но правители Флоренции мало что сделали для него.
  Между 1476 и 1478 годами Леонардо открывает собственную мастерскую. Неизвестно, на какой улице она была и сколько времени просуществовала, но явно Леонардо не добился тогда ни славы, ни богатства.
  Тем не менее, он постоянно стремился к совершенствованию своего живописного таланта. Как свидетельствует Вазари, у Леонардо была привычка бродить по улицам в поисках необычных лиц. Он был "настолько счастлив, когда замечал какое-нибудь забавное лицо, все равно, бородатое или в ореоле волос, что начинал преследовать человека, столь привлекшего его внимание, и мог заниматься этим весь день, стараясь составить о нем ясное представление, а когда возвращался домой, то рисовал его голову так хорошо, как будто человек этот сидел перед ним".
  Леонардо хранил свои впечатления не только в памяти, он носил с собой книжечку для эскизов, которую советовал иметь при себе и другим художникам в своем большом "Трактате о живописи": "Ты сможешь частенько поразвлечь себя, когда выходишь отдохнуть и прогуляться на свежем воздухе, если будешь наблюдать и делать зарисовки людей, когда они разговаривают, или спорят друг с другом, или смеются, или бросаются друг на друга с кулаками... все это ты запечатлеешь быстрыми штрихами в маленьком карманном альбомчике, который всегда будешь носить с собой. И пусть в нем будет слегка подцвеченная бумага, чтобы ты не мог стереть нарисованного, а всякий раз должен был перевернуть страничку. Такие зарисовки нельзя ни в коем случае стирать, их надобно сохранять с крайним прилежанием, потому что существует столько форм и действий, что память неспособна их удержать. Поэтому тебе следует хранить эти наброски: они примеры для тебя и твои учителя".
  Этот отрывок может очень хорошо объяснить, почему сохранилось большое количество рисунков Леонардо: он очень редко их выбрасывал.
  Заказов у Леонардо было мало. За ним прочно укрепилась репутация мастера блестящего и многостороннего, но медлительного.
  В одном из своих дневников Леонардо да Винчи рассказывает притчу о человеке, которому сказали, что пора вставать, ибо уже солнце взошло, на что человек ответил: "Если бы мне надобно было совершить такой путь и сделать столько дел, сколько солнцу, я бы давно уже встал: но мне предстоит очень малый путь, и потому вставать мне не хочется".
  В оправдание Леонардо надо сказать, что он занимался, как уже нами упоминалось, не только искусством: массу времени посвящал он различным наукам и изобретательству. Всесторонность и одаренность Леонардо да Винчи в этих областях ныне широко известна, - многие открытия и изобретения Леонардо опередили его эпоху.
  Как писал Вазари, "дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро из Винчи, и он достиг бы великих итогов в науках и письменности, не будь он таким многосторонним и непостоянным".
  Во Флоренции Леонардо начал вести дневник, который посвятил своим наблюдениям, исследованиям, предсказаниям, но не себе самому. И тогда, и в дальнейшей жизни он вел свои дневники так, словно знал, что когда-нибудь они будут доступны слишком многим. Далеко не все дневники Леонардо дошли до наших дней. Утеряны или намеренно уничтожены они были, остается еще одной тайной, связанной с именем Леонардо да Винчи .
  ***
  В 1481 году папа Сикст IV пригласил лучших художников Флоренции для работы в Ватикане. В списке приглашенных Леонардо не было. Обиженный и униженный он отправился на следующий год в Милан искать покровительства у могущественного герцога Лодовико Сфорца.
  Желающих получить там работу было много, - ведь Милан славился как сказочно богатый город, - поэтому Леонардо пришлось приложить все усилия, чтобы устроиться на службу при дворе герцога. Тогда, как и сейчас, при устройстве на хорошую работу требовалось составить резюме с указанием своих профессиональных достоинств. Леонардо составил такой документ, в котором указал все, что могло заинтересовать герцога.
  Вот текст этого резюме: "Высокочтимый синьор, вдоволь насмотревшись на творения рук тех несносных выскочек, которые воображают себя подлинными мастерами и изобретателями орудий войны, и окончательно убедившись в том, что устройство и применение оных орудий ни в каком отношении не отличается от тех, которые повсеместно используются на полях сражений, я взял на себя смелость без малейшего ущерба для третьих лиц предложить Вашему Высочеству свои услуги с тем, чтобы ознакомить Вас с моими секретами; после чего я мог бы в любой удобный для Вас момент всецело предоставить себя самого в милостивое Ваше распоряжение и продемонстрировать Вам все те приспособления, какие я тут кратко перечисляю..." - и далее шел подробный перечень профессиональных талантов Леонардо.
  Резюме возымело свое действие - Леонардо был принят на работу. Его пребывание в Милане продлилось почти 20 лет. Там к нему пришло признание - пришло медленно и трудно.
  ***
  Герцогский двор Лодовико Сфорца считался самым блистательным в Италии. Сфорца тратил огромные суммы на покупку драгоценных камней, устройство пышных зрелищ, содержание целой армии слуг, конюхов, поваров.
  Здесь пел великолепный хор фламандских певцов, при дворе нашли пристанище многие музыканты из Германии. Сюда стекались маги и астрологи; собственный астролог Лодовико, Амброджо да Росате, был столь знаменит, что к нему за составлением гороскопа обращался даже папа Иннокентий VIII. (Заметим, что Леонардо презирал суеверия, однако питал некоторый интерес к астрологии: в его заметках встречаются упоминания о расходах "на предсказание будущего").
  Нравственная атмосфера двора охарактеризована придворным историком Корио. "Отцы продавали здесь своих дочерей, братья - сестер, мужья - жен", - пишет он.
  Лодовико Сфорца принимал к себе на службу множество разных художников, архитекторов, инженеров, но платил им очень мало. Таланты Леонардо герцог использовал, главным образом, для оформления дворцовых празднеств. Для того чтобы заработать хоть немного больше, Леонардо стал выступать при дворе как лютнист, певец, декламатор, рассказчик загадок собственного сочинения.
  Первое серьезное поручение, данное Сфорца Леонардо, касалось конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико. Именно об этой статуе упоминал Леонардо в своем резюме, предлагая соорудить ее в Милане.
  Поручение, данное Леонардо, считалось очень важным и ответственным. Однако современники, проявлявшие интерес к работе Леонардо, были уверены в том, что статуя никогда не будет отлита. Несколько лет спустя Микеланджело, ненавидевший Леонардо да Винчи , встретив его на улице Флоренции, не удержался и сказал: "Ты нарисовал лошадь, собирался отлить ее в бронзе, но не смог этого сделать и со стыдом оставил свою затею. Только подумать, что эти жирные миланские каплуны тебе поверили!".
  Но Микеланджело сказал о неспособности Леонардо выполнить заказ скорее от зависти, чем исходя из реальных обстоятельств. На самом деле, герцог Лодовико платил Леонардо за работу над конной статуей либо очень мало, либо вовсе не платил; сбережения Леонардо таяли, и он вынужден был взяться за выполнение других заказов.
  Одновременно Леонардо да Винчи продолжал засыпать Лодовико своими идеями. В 1484 - 1485 годах чума унесла около пятидесяти тысяч жизней миланцев. Леонардо считал, что причина тому - перенаселенность и страшная грязь: всюду кучи отбросов, солнечный свет едва проникает в узкие улочки.
  Художник предложил герцогу построить новый город, который будет состоять из десяти районов, по тридцать тысяч жителей в каждом. В каждом районе должна быть своя канализация. Улицы предполагалось делать широкими, ширина самых узких должна была равняться средней высоте лошади. (Несколько столетий спустя Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц.)
  Леонардо также предложил систему двухуровневых городских дорог: верхний уровень - для пешеходов, нижний - для движения экипажей. Лестницы, соединяющие оба уровня, предполагалось делать винтовыми, с площадками для отдыха.
  Однако Сфорца, взглянув на новаторские городские планы Леонардо, лишь пожал плечами...
  ***
  Первый заказ, который Леонардо да Винчи получил в Милане как художник, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - "Мадонна в гроте".
  Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры Леонардо расположил треугольником, на переднем плане, и отделил от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которая отныне становится характерной чертой живописи Леонардо да Винчи.
  В полутьме пещеры видны сталактиты, сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись - это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.
  "Мадонна в гроте" понравилась герцогу Лодовико, и по его заказу Леонардо написал картину "Дама с горностаем", которая являлась портретом фаворитки Лодовико Сфорца - Чечилии Галлерани. Контуры фигуры женщины со зверьком Леонардо изобразил изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Понятно, что и герцог, и его фаворитка остались очень довольны этим портретом.
  Наконец, в 1495 году, когда Леонардо исполнилось сорок три года, он принялся за работу, принесшую ему настоящую славу: в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создает роспись "Тайная вечеря".
  При помощи иллюзионистических средств Леонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сидят Христос и апостолы. Леонардо изобразил тот момент, когда Христос сказал: "Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня", как психологический взрыв. Христос - центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций.
  Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него.
  Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.
  ***
  "Тайная вечеря" принесла Леонардо славу, но не деньги. Для поддержания своей власти Лодовико затевал множество дорогих афер и не мог - или не хотел - больше платить своим художникам.
  Леонардо писал ему умоляющие письма; одно из них (разорванное по вертикали, причем вторая половина утрачена, так что располагаем мы лишь началом строк) раскрывает его бедственное положение: "Мой господин, зная, что ум Вашего сиятельства занят... напомнить Вашему сиятельству о моих печальных обстоятельствах, так что я бы сохранял молчание... моей жизни на службе у Вас я всегда готов был повиноваться... О коне я не скажу ничего, потому что знаю, что времена... к Вашему сиятельству, насколько мое жалованье уже два года отстает от... известные работы, с помощью которых я мог бы показать тем, кто должен прийти, что я был..."
  Лодовико имел возможность притвориться ничего не понимающим; он так и сделал...
  Вскоре Миланское (Ломбардское) герцогство ускользнуло из рук Сфорца в результате грубых политических просчетов Лодовико: он сумел настроить против себя папу и Флоренцию.
  Впавший в отчаяние Сфорца в 1494 году склонил французского короля Карла VIII, имевшего наследственные права на неаполитанский трон, пойти на Неаполь. Карл последовал его совету, однако когда он на пути в Неаполь проходил через Ломбардию, то заметил, насколько богат Милан, и неожиданно вспомнил, что и на него у Франции есть права. Однако для начала он захватил Неаполь и некоторое время удерживал его.
  Осознав свою ужасную ошибку и раскаявшись в том, что пригласил в Италию алчных французов, Сфорца присоединился к своим недавним противникам, и они вместе прогнали Карла обратно за Альпы. Однако ошибка оказалась роковой. В 1499 году преемник Карла Людовик XII напал на Милан и покончил с правлением Сфорца. Лодовико Сфорца был доставлен во Францию в качестве пленника; предание гласит, что последние дни своей жизни он потратил на то, чтобы вырезать на стене своей тюрьмы слова: "Infelix Sum" ("Я несчастный").
  ...Леонардо еще некоторое время оставался в Милане. Он сделал несколько бесстрастных записей по поводу обрушившегося на герцога бедствия, завершив их словами: "Герцог потерял свое положение, свои владения и свободу и ни одно из своих начинаний не увидел осуществленным". Затем Леонардо отправился во Флоренцию, по пути завернув в Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.
  Во Флоренции Николо Макиавелли, знаменитый писатель, философ и политический деятель, друг Леонардо, выхлопотал для него важный заказ для Зала Большого Совета: роспись "Битва при Ангиари". Однако Леонардо что-то намудрил с красками, и они блекли и таяли на стене.
  В результате, он забросил работу над "Битвой при Ангиари". Тогда Городской Совет потребовал либо довести работу до конца, либо вернуть деньги. Тут, как нельзя кстати, король Людовик XII Французский, восхищенный творениями Леонардо да Винчи, попросил отправить художника в Милан для выполнения некоторых работ. Городской Совет вынужден был отпустить Леонардо.
  В 1503 году Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Ему был пятьдесят один год, и его жизнь нельзя было назвать удачной. Одинокий человек, которого не понимали, которого ненавидели; человек, не имеющий жены и детей, не знающий тепла домашнего очага; человек, которого обошла стороной любовь, - он думал, что так и суждено ему доживать остаток дней.
  Но мог ли он предвидеть, что встретит в этом, 1503 году, свою Монну Лизу, свою Мадонну, образ которой навсегда останется в его сердце, а облик ее станет известен всему миру как идеал женской красоты!
  
  "Чудесный сон, небесная мечта"
  
  Эпоха Возрождения (Ренессанса), достигшая своей вершины в тот самый период, когда жил Леонардо, внесла в европейскую культуру много нового, в том числе никогда не существовавшее ранее подлинное преклонение перед женщиной и перед женской красотой.
  Образ женщины в эпоху Возрождения в изображении художников и поэтов - образ юной прекрасной богини, спустившейся с небес на землю, ощущающей свою земную красоту, почувствовавшей себя земной, но не потерявшей и красоту небесную.
  Отсюда в искусстве Ренессанса возникает изображение Мадонны, - и если в образе античных богинь греков и римлян обаяние сочетается с томностью и мечтательностью, то в образе мадонны олицетворяется "весна", красота как источник жизни, нечто прекрасное на фоне изменяющегося мира.
  В эпоху Возрождения складывается и особое представление о женской внешности, о том, как должна выглядеть женщина: "Волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным.
  Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое.
  Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения.
  Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза.
  Самые красивые ноги - это длинные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не суковатой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми..."
  Большее внимание уделяется теперь и внутреннему миру женщины, причем, впервые в истории он не принижается по сравнению с мужским. Отношения между мужчиной и женщиной становятся одной из излюбленных тем культуры Возрождения; любовь воспевается в лучших литературных произведениях этой эпохи, изображается в живописи и в скульптуре.
  Примером отношения мужчины к женщине, ее преклонения перед ней, были творения великих поэтов Ренессанса - Данте Алигьери и Франческо Петрарки. Именно после этого к каждой женщине в Италии стали обращаться, добавляя к женскому имени возвышенное обращение Мадонна или сокращенно Монна.
  Стихи Данте и Петрарки надолго стали примером того, как мужчина должен относиться к своей возлюбленной, поэтому далее остановимся немного подробнее на творчестве этих поэтов.
  ***
  Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 году и всю жизнь оставался предан своему родному городу. Около 1283 года умер отец Данте, оставив сыну скромное, но очень уютное имение во Флоренции и загородный домик.
  Примерно в это же время к Данте пришла первая любовь, которая стала главной в его жизни. Любимая им девушка была его ровесницей, ей было восемнадцать лет, а звали ее - Беатриче Портинари. Любовь к ней Данте была так сильна, что Данте и Беатриче стали таким же символом этого великого чувства, как Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
  Беатриче прожила недолго: она умерла в двадцатипятилетнем возрасте. Смерть любимой потрясла Данте. На всю оставшуюся жизнь он сохранил воспоминания о Беатриче, и поскольку Данте был поэтом, то воспоминания эти стали основной темой его стихов, стихов потрясающих по глубине и силе, воспевающих земную любовь и обожествляющих любимую женщину.
  Данте посвятил Беатриче большой цикл сонетов, в которых показал историю своих отношений с любимой. Цикл начинается с описания первой встречи поэта с Беатриче, а было им в это время по девять лет. Уже при этой первой встрече душа мальчика "содрогнулась".
  Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча, которая произошла, когда Данте и Беатриче было по восемнадцать. На этот раз Беатриче приветливо поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым блаженством. Потрясенный Данте уединяется и видит сон: бог любви несет его возлюбленную на руках и дает ей отведать сердце поэта. Этот образ девушки, вкушающей сердце влюбленного в нее юноши, показался странным друзьям поэта, которые высмеяли Данте и объявили его больным.
  Нескромные, лукавые расспросы друзей побуждают Данте скрывать свою любовь к Беатриче и притворяться влюбленным в другую женщину, которую он называет "дамой-ширмой".
   Притворство поэта удается так хорошо, что Беатриче, убежденная в его неверности, перестает кланяться ему. Опечаленный поэт отправляется в уединение и проливает горькие слезы.
  Однажды, очутившись в большом женском обществе, он вынужден был объяснить дамам, почему он избегает общества любимой женщины. Поэт говорит им, что видит высшее блаженство "в тех словах, что славят мою госпожу". На эту тему он пишет знаменитый стих, начинающийся словами "О, мадонны, - вам, что смысл любви познали...".
  Беатриче примиряется с Данте, и он в восторге посвящает ей новые сонеты. Вот один из них:
  
  Так благородна, так она чиста,
  Когда при встрече дарит знак привета,
  Что взору не подняться для ответа
  И сковывает губы немота.
  
  Восторги возбуждая неспроста,
  Счастливой безмятежностью одета,
  Идет она - и кажется, что это
  Чудесный сон, небесная мечта.
  
  Увидишь - и, как будто через дверцу,
  Проходит сладость через очи к сердцу,
  Испытанными чувствами верша.
  
  И дух любви - иль это только мнится? -
  Из уст ее томительно струится
  И говорит душе: "Вздохни, душа".
   (Перевод Е. Солонович)
  
  В своих стихах Данте рассказывает об облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу добродетели, а любовь, которую Беатриче вызывает в людях, сама оказывается путем к добродетели.
  ...Рассказ о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о вызванном ею горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет и его возлюбленная. Он видит женщин с распущенными волосами, которые говорят ему о смерти Беатриче. Тускнеет солнце, дрожит земля, птицы стремглав падают на землю. Поэту представляется, что он видит Беатриче, покрытую белым саваном.
  Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается. Вдруг вбегает один из его друзей, восклицающий: "Что ты делаешь? Ты не знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так прекрасна!"
  После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи, написанные после ее кончины, дышат исключительной глубиной и искренностью чувства:
  
  Унынье слез, неистовство смятенья
  Так неотступно следуют за мной, -
  Что каждый взор судьбу мою жалеет.
  
  Какой мне стала жизнь с того мгновенья,
  Как отошла мадонна в мир иной, -
  Людской язык поведать не сумеет.
  
  После нескольких лет тоски поэт встречает какую-то "сострадательную даму", жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние; он решается отныне всецело отдаться воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое ученье. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине.
  Так, окончание сонетов Данте содержит намек на его великую "Божественную комедию", которая представляется ему начинанием, предпринятым для прославления Беатриче.
  "Божественная комедия" начинается с того, что автор, потрясенный смертью Беатриче, пытается излить горе в стихах, чтобы хотя бы в них спасти и сохранить чистый образ любимой. Но неожиданно понимает, что это она, блаженная и невинная, неподвластна смерти и может спасти его самого от гибели. И Беатриче с помощью древнеримского поэта Вергилия проводит Данте, а вместе с ним и читателей, через все ужасы ада. Ее любовь, даже и посмертная, позволяет поэту выжить.
  ***
  Франческо Петрарка родился в Ареццо в 1304 году, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. В начале 1312 года вся семья переехала в Авиньон (Франция).
  В 1327 году, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и с первого взгляда полюбил девушку по имени Лаура. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.
  Она была замужем, и они никогда не были вместе, но свою любовь к ней он пронес через всю жизнь. Сонеты и письма поэта к ней - вершина лирики Петрарки и всей итальянской поэзии. В его любви никогда не было ничего постыдного, ничего непристойного, кроме разве что ее чрезмерности:
  
  Свет вечной жизни - лицезренье Бога,
  Не пожелаешь никаких прикрас,
  Так счастлив я, Мадонна, видя вас,
  Притом, что жизнь - лишь краткая дорога.
  
  Как никогда прекрасны вы, коль строго,
  Коль беспристрастно судит этот глаз.
  Как сладок моего блаженства час,
  В сравненьи с коим и мечта убога.
  
  Он пролетит - и это не беда.
  Чего желать? Кого-то кормят звуки,
  Кого - растений сладкий аромат,
  
  Кого живит огонь, кого - вода,
  А мне от них ни радости, ни муки,
  Мне образ ваш дороже всех услад.
  (Перевод С. Ошерова)
  
  Но Лаура осталась неприступной и твердой, как алмаз, и ничто, даже гимны в ее честь, им сочиненные, не поколебали ее женской чести. Единственными событиями всей истории этой любви были несколько мимолетных встреч и столь же мимолетных взглядов. Когда поэт однажды поднял перчатку, которую Лаура уронила, это было уже ошеломляющим событием.
  Так Франческо познал, что любовь есть лютейшая из страстей и что всех несчастней тот, которого не любят.
  Впрочем, есть версия о том, что Лаура - это плод воображения Петрарки. Чтобы убедиться в обратном, достаточно заглянуть в пергаментный кодекс Вергилия, неизменный спутник странствий Петрарки. Много лет служит он ему чем-то вроде записной книжки. На полях заметки о прочитанных книгах, кое-какие даты, наблюдения и размышления. Но главное - на обороте первой страницы: это запись, что тогда-то и там-то он, Петрарка, впервые встретил мадонну Лауру де Нов, славную своими добродетелями и воспетую им в стихах:
  
  Средь тысяч женщин лишь одна была,
  Мне сердце поразившая незримо.
  Лишь с обликом благого серафима
  Она сравниться красотой могла.
  Ее влекли небесные дела,
  Вся суета земли скользила мимо.
  Огнем и хладом тягостно палима,
  Моя душа простерла к ней крыла.
  
  ...Девяносто сонетов Петрака написал после смерти Лауры. Возвращаясь в воспоминаниях к своей возлюбленной, поэт искал ее на небесах, надеялся получить от нее поддержку на пути к спасению. Она являлась ему во сне, во время работы, когда он сидел, склонившись над книгами, и вдруг чувствовал прикосновение ее холодных ладоней. Только после смерти Лаура призналась ему в своей любви.
  ***
  Произведения Данте, равно как и сонеты Петрарки, дали Возрождению, как мы уже сказали, высокий пример того, как мужчина должен относиться к любимой женщине, к своей Мадонне. Но кроме возвышенных образцов нужны были и более приземленные нормы любовных отношений. Тут вперед выступил Джованни Боккаччо с его "Декамероном".
  Скажем немного и об этом "законодателе любовной моды" эпохи Возрождения.
  Джованни Боккаччо, незаконный сын флорентийского купца, родился в Париже в 1313 году, где его отец работал на флорентийский банкирский дом Барди. Мать Джованни - Жанна - была француженкой.
  В 1316 году отец Джованни вернулся во Флоренцию, а позже он получил назначение в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. Именно здесь, в Неаполе, 30 марта 1336 года, в маленькой церкви Сан Лоренцо, Джованни Боккаччо встретил женщину, Марию д"Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо, ей были посвящены его сонеты:
  
  На лодке госпожа моя каталась,
  И не было вокруг быстрей челна,
  И пела песню новую она,
  Как только песня прежняя кончалась.
  
  И лодка то у берега качалась,
  То с берега была едва видна,
  И среди стольких жен в тот день одна
  Рожденною на небесах казалась.
  
  Я видел - словно к чуду наших дней,
  Исполненные чувством восхищенья,
  Тянулись люди к ней со всех сторон.
  
  И пробуждалися в душе моей
  Все чувства, и не знало насыщенья
  Блаженство петь о том, как я влюблен.
  (Перевод Е. Солонович)
  
  Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, вскоре Мария стала любовницей Джованни. Однако она недолго хранила ему верность.
  Уязвленный изменой Боккаччо горько сетовал на непостоянство своей возлюбленной, но вскоре утешился. По воле обстоятельств он переезжал из одного города в другой (по большей части живя во Флоренции), и его ждали новые любовные приключения, в которые он пускался на протяжении последующих десяти лет. Но ни одна из его многочисленных связей не переросла в большое чувство. Единственной отрадой для Боккаччо стала нежная любовь к его незаконной дочери Виоланте.
  Но любовные несчастья как будто преследовали Боккаччо. Вначале умерла Виоланта, смерть которой он оплакал в стихах, а потом его ждало жестокое разочарование в любви к некоей вдове. Она была значительно моложе Боккаччо (тому было уже за сорок) и отнеслась к его ухаживаниям с презрением. В конце концов, она выставила Боккаччо на публичное посмешище. В ответ он написал небольшую книгу "Ворон" - настоящий шедевр женоненавистничества.
  Но, конечно, самым значительным произведением Джованни Боккаччо стал его роман в новеллах "Декамерон". Примечательны события, послужившие толчком к созданию "Декамерона". В 1348 году в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию.
  Чума затронула нравы людей. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие - их было большинство - сделали жизненным принципом "carpe diem" - "лови мгновенье". К ним относился и Боккаччо.
  Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями Боккаччо был готов теперь приступить к их обработке и свел все новеллы в единое, цельное произведение.
  Название сборника в переводе с греческого означает "Десятидневник". Книга содержит сто новелл, рассказанных в течение десяти дней компанией из семи молодых женщин и трех юношей, укрывшихся от флорентийской чумы на загородной вилле.
  Новеллы складываются в пеструю, разнообразную картину жизни эпохи, в забавных и дерзких, драматических, а чаще - комических сюжетных историях возникает целая галерея характеров и типов. Боккаччо смеется над предрассудками, над глупыми и жадными, трусливыми и надменными персонажами своих новелл, прославляя ум, энергию, находчивость, остроумие и любовь к земной жизни.
  Немало места уделяется в "Декамероне" любовным похождениям, причем, описаны они достаточно откровенно, с явной эротической окраской. Одним из любимых комических персонажей является обманутый муж-рогоносец. У Боккаччо он не вызывает никакого сочувствия - и это не случайно. В ту пору браки совершались по расчету, нередко молодых красивых девушек выдавали замуж за безобразных и больных, но богатых стариков. Боккаччо считал подобные брачные союзы надругательством над женским естеством и утверждал право женщины, вышедший замуж не по любви, на любовь вне брака.
  В новеллах Боккаччо любовь насмехается над расчетом, поэтому мужья-рогоносцы и выглядят в них смешными и отталкивающими, а неверные жены со своими любовниками показаны симпатичными и привлекательными. Заметим, что это своеобразное воспевание неверности не распространяется у Боккаччо на любовь незамужних женщин и неженатых мужчин, или на те редкие случаи, когда брак был заключен по взаимному любовному чувству. Здесь, напротив, неверность является оскорблением любви.
  В целом, правила любовных отношений, остроумно, весело и озорно провозглашенные Джованни Боккаччо в "Декамероне", стали неформальным кодексом поведения в обыденной жизни людей эпохи Возрождения.
  ***
  Итак, Леонардо да Винчи, хорошо знакомый с творениями Данте, Петрарки и Боккаччо, воспринял, безусловно, и те принципы, которые исповедовали эти великие поэты и писатели.
  Любимая женщина должна была стать для него образцом "небесной красоты", его Мадонной. Любовь к ней была высшим божественным чувством, и с этой точки зрения не могла являться незаконной и недозволенной.
  
  Монна Лиза. Любовь
  
  Лиза Джоконда была флорентийской аристократкой, ее девичья фамилия - Герардини.
  Она родилась в 1479 году. К моменту встречи с Леонардо ей было двадцать четыре года, и она уже восемь лет была замужем за торговцем шелком Франческо ди Барталамео дель Джокондо. Семья Джокондо и Леонардо да Винчи были соседями: жили в домах, расположенных на одной улице Гибеллина напротив друг друга.
  Когда Леонардо вернулся во Флоренцию, Франческо дель Джокондо заказал ему портрет своей жены. Это говорит о размерах доходов Франческо: лишь очень богатые люди могли оплатить такую работу, и лишь у очень богатых людей на стенах комнат висели портреты хозяев дома и их родных, - особенно принадлежащие кисти знаменитого художника.
  Нам почти ничего неизвестно о Франческо дель Джокондо как о человеке. Кто-то из современников сказал о нем, что он был высоким, худым и с бородавкой на левой щеке, - вот, пожалуй, и все. Но, судя по тому, что он был торговцем шелком и зажиточным горожанином, можно предположить, что Франческо был уже далеко не молод , ведь торговля шелком являлась весьма прибыльным делом, заниматься которым мог только солидный зрелый человек. Другие просто не допускались в корпорацию шелкоторговли, и уж точно не могли занять в ней такое положение, которое позволяло зарабатывать большие деньги.
  Мы ничего не знаем и про обстоятельства женитьбы Франческо дель Джокондо на шестнадцатилетней Лизе Герардини, но точно знаем, что он уже дважды был женат до этого, и два раза овдовел. Мы можем предположить, что на Лизе он женился по обычаям своего времени, то есть главное, что определило этот брак, - хорошее приданное невесты и хорошие доходы жениха.
  Вазари упоминает о том, что у Лизы было роскошное имение во Флоренции, но не уточняет, было ли это имение собственностью семьи Герардини или приобретено на деньги Франческо дель Джокондо. Возможно, что аристократическая семья Герардини была не столь богата, как разбогатевший на торговле шелком купец Джокондо, и тогда выходит, что он женился на Лизе не из-за приданного, а из-за желания породниться со знатной фамилией. Впрочем, такое предположение маловероятно, потому что расчетливый торговец шелком вряд ли упустил бы возможность увеличить свое состояние за счет женитьбы. Для Франческо приданное его невесты значило, конечно, больше, чем ее громкое имя.
  Как бы то ни было, Франческо женился на Лизе за пять лет до первого возвращения Леонардо да Винчи из Милана в 1500-м году, и у нее уже было двое детей, когда в 1503-м году Леонардо начал писать ее портрет.
  Для Леонардо этот заказ был не столь важен: Людовик XII, для которого да Винчи работал в свой второй приезд в Милан, хорошо заплатил художнику, и особой нужды в деньгах тот не испытывал. Забросив на время живопись, Леонардо с головой ушел в занятия наукой, в частности, его очень сильно интересовала тогда анатомия а также, как всегда, математика; само собой, не оставлял он и изобретательство. Поэтому, когда Франческо дель Джокондо попросил его написать портрет Лизы, Леонардо вначале не соглашался, а лишь затем с неохотой дал себя уговорить.
  ***
  Видел ли Леонардо Лизу раньше? Вряд ли. Он уехал из Флоренции к герцогу Сфорца в 1482 году, когда Лизе было только три года, а когда вернулся, она была уже замужем. Общение же замужних женщин с посторонними мужчинами не приветствовалось: жены проводили время со своей семьей или с подругами, которые тоже были замужем. Из-за этого, кстати, встречи замужней женщины с ее возлюбленным - часто повторяющийся сюжет в "Декамероне" - были связаны с невероятными трудностями и различными приключениями, о которых комически рассказывал Джованни Боккаччо. Однако в случае с Леонардо и Лизой, ее муж сам позволил своей жене проводить время с мужчиной, почти в точности повторяя одну из новелл Боккаччо.
  Леонардо не сразу оценил красоту, ум и дивный характер Монны Лизы, лишь постепенно увидел он в ней свою Мадонну. Как пишет Д. Мережковский: "Монна Лиза не была одной из тех женщин, которых в те времена называли "учеными героинями". Никогда не выказывала она своих книжных сведений. Только случайно он [Леонардо] узнал, что она читает по-латыни и по-гречески. Она держала себя и говорила так просто, что многие считали ее неумною. На самом деле, казалось ему, у нее было то, что глубже ума, - вещая мудрость. У нее были слова, которые вдруг делали ее родной ему, близкою, ближе всех, кого он знал, единственною, вечною подругою и сестрою".
  Когда же пришла к нему любовь и как возникла она? Конечно же, во время сеансов рисования, - когда Монна Лиза позировала ему, а Леонардо, отображая ее на холсте, все больше и больше различал ее небесные черты, ее чудесную душу, и, наконец, понял, что перед ним его Мадонна, которую невозможно было не полюбить.
  И чем больше Леонардо любил ее, с тем большей страстью писал ее портрет, и, казалось, что он действительно забирает душу своей любимой, как скажет ему позже Монна Лиза, - и оживляет ту Джоконду, что была на полотне.
  Поэтому и стала рожденная любовью живописная "Джоконда" подлинным чудом, одним из величайших творений человеческого гения.
  Вот что говорит о "Джоконде" Вазари: "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Монны Лизы, жены его.
  Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нем воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те же красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства.
  Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью.
  Нос со своим прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
  Рот слегка приоткрытый, с краями, соединенными полостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
  В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
  И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что подвергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
  Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как Монна Лиза была очень красива, то во время написания портрета он приглашал людей, которые играли на музе или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшее меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.
  У Леонардо же в этот портрете улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо сама жизнь не могла быть иной".
  Ломаццо, писатель 16-го века, говорит о Джоконде, что в этом портрете Леонардо да Винчи превзошел природу: портрет Джоконды "служит доказательством превосходства человеческого искусства над творчеством природы".
  "Доколе сохранятся какие-нибудь следы этой удивительной и ужасной красоты, все, кто ищет разгадки душевных тайн в чертах человеческого лица, будут подходить и спрашивать у нее нового слова", - пишет французский критик Клеман и восклицает далее: "Влюбленные, поэты, мечтатели, идите умирать к ногам Джоконды, - ваше отчаяние, самая смерть ваша не изгладит с этого насмешливого рта чарующей улыбки, беспощадной улыбки, которая обещает блаженство и которая никогда не даст счастья!"
  ***
  Улыбка Джоконды вот уже пятьсот лет продолжает вызывать восхищение и удивление. А между тем, тайна улыбки Монны Лизы может быть разгадана очень просто, если предположить, что это улыбка любящей женщины. Один из исследователей пишет, что "улыбка Монны Лизы относилась, быть может, к ее мужу - из насмешки, быть может, к Леонардо да Винчи - из благосклонности".
  Другой исследователь (А. Л. Волынский) восторгается судьбою, которая позволила Леонардо да Винчи, перед наступлением темных дней его жизни, "освежить свою душу в кротком свете этой улыбки". Франческо Джокондо мог утешиться, в случае надобности, воспоминаниями о двух первых женах, а Монна Лиза "бесспорно, принадлежала тому, кто так ждал и предчувствовал ее красоту".
  Леонардо же любил в Джоконде "бесконечность природы, не познающей самой себя". Он "медленно изучал ее в ее красоте, наслаждался ее душой и телом и предоставил нам разбираться в тайне, которая его вдохновляла".
  Джоконда, по словам того же исследователя, поддавалась очарованию его гения, которому она не была чужда. Их любовь не была радостным безумием жизненной весны: она отличалась утонченностями, сладостями и ученым очарованием того произведения, которое из нее родилось...
  Наконец, есть два свидетельства, оставленные самим Леонардо и также подтверждающие, что он и Монна Лиза познали не только платоническую, но и плотскую любовь. Клеман рассказывает о результатах реставрации одной картины Леонардо да Винчи, принадлежащей французскому королю Луи Филиппу. На кедровой доске под грубой мазней оказалось изображение полулежащей женщины, почти раздетой и, очевидно, списанной с натуры.
  "Это Джоконда, - пишет Клеман, - это ее черты, это ее улыбка на губах и в глазах, те же удивительные руки".
  Другая картина, предположительно принадлежащая кисти Леонардо, хранится в петербургском Эрмитаже. На ней изображена нагая женщина, с перекинутой через правую руку серой драпировкой. Женщина сидит, повернувшись боком, на совершенно таком же кресле, как и подлинная Джоконда. Почти так же положены руки, тот же каменный парапет террасы, почти тот же гористый пейзаж с озером в отдалении.
  ***
  Итак, во время сеансов между Леонардо и Лизой возникло взаимное любовное влечение, произошло решительное объяснение, и они стали близки друг другу. Их любовь "отличалась утонченностями, сладостями", но не была "радостным безумием жизненной весны". И Леонардо, и Лиза понимали, что любовь эта - последняя в жизни каждого из них. Мы можем представить себе, с каким волнением собиралась Лиза к Леонардо, каким праздником для нее было каждое посещение его мастерской.
  Догадывался ли о чем-нибудь ее муж? Конечно, нет. О Леонардо ходила слава, как о человеке не от мира сего, чудаковатом ученом, не интересующемся женщинами. К тому же, как всякий самодовольный богач, Франческо был совершенно уверен, что жена не может ему изменить, ему - преуспевающему торговцу шелком и уважаемому гражданину Флоренции.
  О таких самодовольных мужьях, слепых в своем надменном величии, иронически писал А. С. Пушкин:
  
  ...Рогоносец величавый,
  Всегда довольный сам собой,
  Своим обедом и женой.
  
  И уж точно не знал Франческо дель Джокондо, что кроме того портрета его жены, который висел в мастерской Леонардо да Винчи и был открыт для всеобщего обозрения, Леонардо написал еще два, где Лиза была изображена обнаженной, такой, какой художник видел ее в минуты их тайной близости.
  ...Два года продолжались сеансы, а Леонардо все никак не мог закончить портрет Монны Лизы. Деньги у Леонардо были на исходе; правда, художника вновь звал к себе в Милан Людовик XII, обещая ему выгодные заказы, в то же время друг Леонардо - Макиавелли - приглашал его принять участие в войне с Пизой в качестве инженера, за хорошую плату.
  Но как мог Леонардо уехать от Монны Лизы? Сама мысль о разлуке была невыносима для них обоих...
  И все же им пришлось расстаться. Вмешался случай: Франческо дель Джокондо должен был отбыть на несколько месяцев по делам в Калабрию и жену он решил взять с собой. Никакие ее отговорки он не хотел и слышать: раз он так решил, то так оно и будет!
  
  Расставание
  
  Он стоял перед ней на коленях, обняв Лизу за талию и спрятав лицо в складках ее платья. Она гладила его по голове и говорила ему ласковые слова, - такие, какие говорят обычно маленьким детям.
  - Я не хочу, чтобы ты уезжала, - Леонардо поднял голову, и она увидела его влажные глаза.
  - Мой бедный, мой любимый, мой хороший, но ты же знаешь, что я не могу остаться.
  - Уедем вместе.
  - А мои дети, что станется с ними? Франческо сделает все, чтобы опозорить меня, никогда не отдаст мне детей и не позволит мне видеться с ними. Как они будут жить без матери?
  - А как я буду жить без тебя?
  - Мы еще встретимся. Пройдет несколько месяцев, и мы встретимся. Ты пока начнешь новые картины, займешься наукой. Помнишь, ты рассказывал мне, что хочешь сделать большого воздушного змея, на котором сможет летать человек?..
  - Несколько месяцев в разлуке, когда я не могу прожить без тебя и дня!
  - А я? Как мне пережить разлуку с тобой? Но что же делать, видно так угодно Богу. Ты - сильный мужчина, самый сильный из всех, ты сможешь дождаться нашей новой встречи.
  - Для мужчины в моих летах месяц равен году. Посмотри, у меня уже седина в волосах.
  - Где? - она поцеловала его волосы. - Это седина мудрости, а не старости. Душой ты молод, и останешься молодым.
  - Но твой портрет, я так и не закончил его, - с отчаянием произнес Леонардо в призрачной надежде на этот последний довод.
  - Ты еще закончишь его, когда мы продолжим наши сеансы. А теперь встань и обними меня, - крепко, как обнимал раньше.
  Он повиновался. Лиза вдруг побледнела и пошатнулась.
  - Что с тобой? - встревожился Леонардо.
  - Нет, нет, ничего. Закружилась голова... Я пойду. Не провожай меня, я боюсь расплакаться, прощаясь с тобой, у дверей моего дома, у всех на виду. До свиданья, мой Леонардо.
  - Лиза! Моя Монна Лиза!
  - Прощай.
  Она вышла из мастерской и вновь ощутила приступ дурноты. Прислонившись к стене дома, Лиза жадно глотала воздух и радовалась, что в переулке никого не было.
  Сомнений не оставалось, она носила ребенка. О, если бы Леонардо знал, чей это ребенок!..
  
  Последние годы
  
  "Джоконду" Леонардо так и не закончил. Франческо дель Джокондо возмущался, но не очень: в конце концов, ему не пришлось выложить за этот портрет кругленькую сумму.
  Монна Лиза никогда больше не позировала Леонардо: жизнь разлучила их, и хотя ему довелось потом приезжать во Флоренцию, они не встречались. Почему - мы не знаем. Возможно, Франческо по прошествии времени что-то заподозрил и запретил жене видеться с Леонардо; возможно, Франческо даже приставил к Лизе соглядатаев - мы можем только догадываться об этом.
  То, что связь между Леонардо да Винчи и Монной Лизой прервалась столь внезапно, вызвало позже множество предположений. Одного из них придерживался Д. Мережковский, который в своем романе "Воскресшие боги Леонардо да Винчи" написал, что Монна Лиза умерла почти сразу после того, как рассталась с Леонардо. Однако исторические факты не подтверждают подобное предположение. Леонардо и Лиза еще долго жили после того, как расстались.
  Леонардо, оставив Флоренцию, переезжал из города в город, а с ним ездила и его "Джоконда", - он всюду возил эту картину с собой.
  Вначале он шесть лет жил в Милане под покровительством Людовика. Там Леонардо с какой-то неистовостью брался за самые различные виды деятельности: вел инженерные разработки, занимался наукой, написал второй вариант "Мадонны в скалах", сделал сотни рисунков и набросков. Создается ощущение, что в такой напряженной нечеловеческой работе он искал забвения от разлуки с любимой Монной Лизой.
  В 1513 году Людовика вытеснили из Милана, и Леонардо отправился в Рим, к святейшему папе. Там искусством правили Микеланджело и Рафаэль. Если последний боготворил Леонардо и стремился подражать ему в своих работах, то Микеланджело, как мы уже упоминали, ненавидел Леонардо да Винчи и в Риме старался не допускать его к богатым заказам.
  Леонардо жил там на скромное жалование. Тем не менее, он за три с небольшим года написал в Риме картину "Святой Иоанн Креститель", а также свой единственный автопортрет и серию рисунков "Потоп".
  В 1517 году молодой преемник Людовика XII - Франциск I - пригласил Леонардо во Францию к своему двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. В Амбуазе Леонардо уже не занимался ни искусством, ни науками - его силы иссякли, и основным делом Леонардо была почетная должность придворного мудреца и советника. "Джоконду" Леонардо привез с собой, он не расставался с ней, как мы уже сказали, все свои последние годы жизни.
  Умер Леонардо да Винчи там же, в Амбуазе, 2 мая 1519 года, и похоронен в этом французском замке.
  Картины Леонардо к этому времени были рассеяны по частным собраниям, а записки пролежали в различных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько веков.
  
  Судьба "Джоконды"
  
  Удивительна была судьба его главной картины - "Джоконды". О ней рассказывает журналист Г. Козлов: "Первым местом, где не одни художники увидели "Джоконду", была баня в Фонтенбло, баня короля, а королем был не только великий политик, но и великий коллекционер Франциск I. На исходе жизни Леонардо получил приют у французского монарха, который подарил художнику дом близ своего замка в Амбуазе. Здесь гениальный флорентиец и умер. По легенде, перед смертью он передал "Джоконду" Франциску.
  Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. В такой компании и оказалась "Монна Лиза".
  В истории с баней Франциска рано проявилась невероятная удачливость "Монны Лизы". Удивительным образом она всегда оказывалась в нужном месте и в нужное время, словно сами небеса определяли путь ее славы.
  Два века "Монна Лиза" "путешествовала" по королевским дворцам: после Фонтенбло - Лувр, Версаль, потом Тюильри. Картина сильно потемнела, при неудачных реставрациях исчезли брови Джоконды и две колонны на лоджии за ее спиной. Если бы можно было описать все "тайны французского двора", которые видели глаза "Моны Лизы", то книги Александра Дюма показались бы скучными учебниками по истории.
  Кстати, был момент, когда "Джоконду" едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать "Джоконду" англичанам. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности "Монны Лизы".
  Но в 18-м веке единственный раз удача изменила "Джоконде". Она до такой степени не вписалась в моду на идеальных красавиц классицизма и фривольных пастушек рококо, что короли-коллекционеры к ней охладели. Ее перевели в покои министров. Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. "Джоконда" впала в полное забвение. Когда впервые 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в 1750 году в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было.
  Все изменила Великая Французская революция. Вместе с другими картинами из королевской коллекции "Джоконду" конфисковали для первого в мире публичного музея в Лувре. И здесь выяснилось, что не в пример королям-коллекционерам художники никогда не разочаровывались в шедевре Леонардо. Член комиссии Конвента, бывший королевский любимец, мастер фривольных сцен Фрагонар сумел по достоинству оценить "Монну Лизу": он распорядился включить ее в состав самых ценных картин музея.
  В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. Спальня Наполеона оказалась для "Джоконды" таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Правда, не как художника, а как гения-универсала - себе под стать. К тому же он доверял профессионалам. Раз Фрагонар сказал, что "Джоконда" - великое произведение, значит, так оно и есть. Три года "Монна Лиза" оберегала сон великого корсиканца. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
  Таким образом, "Джоконда" "потратила" триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в кругах художников и коллекционеров".
  ***
  А Лиза Джоконда, Монна Лиза Леонардо, до конца своих дней жила во Флоренции.
  Вырастив детей, Лиза Джоконда ушла в монастырь Святой Урсулы. Здесь Лизу часто навещала младшая дочь - Мариетта. На руках дочери Лиза и умерла 15 июля 1542 года.
  Перед смертью она успела прошептать что-то Мариетте. Монашки, окружавшие их, смогли расслышать только последние слова: "Молись за своего отца... Леонардо". Видимо, умирающая уже не понимала, что говорит, и поэтому назвала отца Мариетты не Франческо, а Леонардо, - решили монашки.
  Они погребли ту, которая в миру звалась Лизой Джокондой, на кладбище своего монастыря. Сохранилась запись, что в ее похоронах принимал участие весь церковный приход.
  После смерти матери Мариетта, которой было тридцать семь лет от роду, приняла постриг и стала монахиней Людовикой. О дате ее смерти известий не сохранилось.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"