Аннотация: Мои критерии судейства для конкурса Про/За.
Для меня в рассказе примерно одинаково важны две составляющие:
1. Что заложено.
2. Как сделано.
Однако, несмотря на эту равнозначность, смысловая пустышка, выполненная идеально, получит у меня более высокую оценку, нежели гениальный сюжет, реализованный плохим языком с кучей грамматических, стилистических или логических ошибок.
Причины здесь две. Первая: я не всегда смогу пробиться через язык к содержимому. Вторая: плохо написанный рассказ редко на самом деле содержит в себе что-либо весомое; обычно это всего лишь признак неумения. Как бы ни пела душа, если не владеешь музыкальным инструментом - музыки не будет.
Оценка за миниатюры и зарисовки, при всех их достоинствах, будет мною снижаться, поскольку на конкурс ожидаются рассказы, а не что-то другое. Этот же подход буду применять в отношении рассказов с фантастическими и мистическими допущениями, если таковые вдруг просочатся через преноминацию. Узкожанровые рассказы (детектив, бей-беги-стреляй, юморески, пародии) также получат некоторое снижение оценки.
Полновесный, проработанный рассказ, конечно, предпочтительнее короткой истории, однако, если у меня будет ощущение, что все то же самое можно было бы без потерь выразить значительно короче, то оценка будет снижена. Воде лучше оставаться в океанах, не проливаясь на страницы.
Конкретное количество баллов определяю относительно других произведений оцениваемой группы. Таким образом, единица означает "худший рассказ группы", а десятка - "лучший рассказ группы" (если мерить по десятибальной шкале). Но эти оценки не отражают "места в литературе". Если даже все рассказы группы, по моему мнению, прекрасны и достойны почтения, я вынужден буду распределить их по шкале, выделив те, что кажутся мне посильнее, и опустив те, которые выглядят более слабыми. То же относится к случаю, когда все рассказы являются, на мой взгляд, плохими: кто-то обязательно получит 10 и 1.
Способ моего оценивания таков. Сначала знакомлюсь с рассказами, читая их бегло. Первый рассказ получает 100 условных очков, последующие - по впечатлению относительно первого.
При повторном прочтении уточняю количество очков и привожу их к той шкале, которая используется на конкурсе (например, десятибальной). Минимальное количество очков становится нижней границей шкалы, а максимальное - верхней. Пространство между ними разбиваю пропорционально и получаю диапазоны 1, 2 ... 9, 10. Рассказы получают оценку, соответствующую диапазону, в который они попали.