Кузнецов Константин Николаевич : другие произведения.

Часть четвертая. Глава 49

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.10*13  Ваша оценка:

  Глава 49.
  
  
   - Радиограмма из Барселоны! Хорошие новости! Фердинанд отправляет флот в помощь Отранто! - порадовали меня утром в штабе.
   - Отлично! Есть шанс что успеют к приходу осман.
   - Но есть и плохая новость. Этот флот состоит из четырех кораблей. Две карраки и две каравеллы.
   - Эх! Умеешь ты обрадовать.
   - Но у них там еще приказ: собрать галеры на юге италийского полуострова.
   - Ну да - гнать галеры от Барселоны далеко. Но все равно мало будет.
   - Сколько там османских кораблей предполагается?
   - Более сотни.
   - По последнему докладу в бухте порядка пятидесяти пяти кораблей уже. Но войск уже более пятнадцати тысяч. По войскам уже похоже что скоро, но по кораблям - мало их еще.
   - Вот так, сами разгромили лучшую часть арагонского флота, и теперь жалуемся, что с османами воевать некому. Четыре корабля! На что Фердинанд рассчитывает!
   - Ну у осман там почти все транспорты, галер мало. Мавн совсем нет, фусты из галер только.
   - Этих "мало галер" хватит чтобы разгромить арагонскую эскадру. Еще и на транспортниках пушки есть. Не на всех, но часто, Метин говорил.
   - Новых транспортов много.
   - Да, интересно у осман флот развивается. После того, как мы их победили, они взялись за реформу флота. Большие мавны делать перестали, от галер в открытом море толку мало, дальность плохая. Скопировали они наши шхуны, сделали вариант немного больше. Османы любят все большое. Гоняли венецианцев они на этих шхунах.
   - Нам даже пришлось венецианцам втихаря помогать.
   - Но еще увеличить шхуну у них не получилось. Рейки тонкие, хоть и в два слоя. Прочности на длинном корпусе не хватает. А османам нужны большие грузовые парусники. Они в ту войну поняли, что плоты и галеры - в прошлом.
   - Но галеры у берегов и в бухтах нужны.
   - Да, нужны. Но для большой сухопутной армии султана нужны транспорты. Нефы не лучший вариант - тихоходные, да еще и трудоемкие в производстве оказались. У них борта из довольно толстой доски, корабль крупный. Обводы крутые, доску эту надо сильно гнуть - это требует много времени и большого мастерства. Но даже при этом большой длины корабля получить сложно - пошли в ширину, потеряли скорость. Нужен длинный корабль с бортом из толстой доски. И чтобы не гнуть эту доску, они придумали новую схему. Основная часть судна имеет почти прямой борт из толстой доски внахлест. Корма транцевая, а нос сделан по технологии наших шхун - два слоя реек. Трехмачтовая гафельная шхуна, по парусному вооружению. Но на такую длину я бы четыре мачты поставил, а то они низкие.
   - Переход между носовой частью и прямым бортом немного корявый.
   - Но обтекаемость неплохая. Явно быстрее нефа. Хотя транцевая корма немного скорости съедает. И делают они их быстро - доски и гвозди. На железных гвоздях и быстрее и проще, если железо есть. С бронзой у осман тяжело, как и с хорошими мастерами. В небольших количествах и бронза и мастера есть, но империи нужна массовость.
   Отдельная бригада нос из реек приделывает. Досок они много производят: на Балканах, почти в каждом устье реки, что в море впадает, стоит водяное колесо и пилорама. Опять у нас скопировали.
   - А гвозди они по-старому производят.
   - Да. Просто много кузнецов, не особо опытных, куют гвозди целыми днями. Много кузнецов - много гвоздей. Экстенсивный способ.
   - Много они этих парусников уже построили. В бухте Авлоны их больше половины. Еще и с пушками некоторые.
   - Пушка та мелкая, чуть ли не переносная. Корабль под пушки не предусмотрен. Больше для отпугивания эта пушка.
   - Вот арагонскому флоту с этими транспортниками воевать придется.
   - Там фусты опаснее. На некоторых стоит носовая пушка с длинным откатником из досок. Вот там калибр приличный. Стрелять может только вперед, но галеры вертлявые. Зато галер мало. Семьдесят километров по морю идти, надо много еды и воды для гребцов. Места для полезного груза почти не остается.
   - Может тогда больше кораблей заминируем? У нас там восемь фугасных мин для ныряльщиков, и пятнадцать мелких зажигательных для Метина. А кораблей с осадными орудиями только четыре. Уже загружены, стоят.
   - Надо еще отследить транспорты с большим грузом пороха, их тоже заминировать. А корабли с пушками заминировать и внутри, и снаружи.
  
   Поговорили про вражеские корабли с порохом, и вспомнил я про зажигательные снаряды, что просят у меня флотские. Да, для деревянного корабля один зажигательный снаряд иной раз страшнее нескольких фугасных.
   Зажигательные снаряды к пушкам мы пробовали делать давно, но результаты были слабые. Зажигательным веществом у нас была смесь фенола и селитры. Горит хорошо, но чтобы уверенно поджечь влажную палубу корабля нужна довольно большая порция смеси. Объем 65-мм снаряда небольшой, из смеси формовали шайбы на весь внутренний диаметр снаряда, всего шесть штук помещалось.
   Еще проблема нормально раскидать эти шашки по вражескому кораблю, с корпусом чугунной гранаты это не получалось, придумали использовать корпус шрапнельного снаряда. В шашках делали отверстия по центру, заполняли порохом "огнепроводной" фракции. Сверху, в носу снаряда, подсыпали мелкого пороха для затравки. В носовой части корпуса снаряда делали отверстия, закрытые лаком, для воспламенения пороха при выстреле.
   В момент выстрела порох внутри загорался и поджигал замедлитель вышибного заряда. За несколько секунд полета шашки уверенно поджигались, замедлитель делали "долгий", поэтом он срабатывал уже когда снаряд прилетал в корпус вражеского судна. Вышибной заряд выталкивал шашки вперед вместе с крышкой, и поджигал все вокруг.
   Но это в теории. В реальности, чаще всего, вперед вылетала горящая фенольная каша, образуя интенсивный, но небольшой костер. И если экипаж корабля не зевал, то мог успешно его потушить.
   Пробовали делать шрапнельный режим, чтобы вышибной заряд срабатывал над целью. Но фенол с селитрой слишком легкие, и у шашек баллистика полета далека от шрапнели. Это шрапнель летит, а шашки просто падали. В сумерках было красиво, но попасть этим даже по мишени размером со сло... с корабль - маловероятно.
   На этом мы тогда закончили эксперименты. Но прошедшие бои показали, что потребность в зажигательных снарядах сохранилась.
   Вариант в шрапнельном корпусе неплох, но подводят фенольные шашки. Что с ними не так? Они слишком непрочные, вышибной заряд и перегрузки при выстреле их часто разрушают. Температура горения невысока, и чтобы поджечь палубу, шашка должна быть довольно крупной, из-за этого их мало помещается в снаряд. И они слишком легкие для использования в шрапнельном режиме, слишком низкая плотность фенола.
   С этой проблемой в голове я ходил долго. Легкие слишком шашки, летят плохо. Пригрузить их можно только металлом, а он не горит. Как не горит? А термит! У меня даже где-то рецепты есть!
   Почитал. Везде нужен алюминий. Я давно изучил производство алюминия. Там не только много электричества нужно, но еще, например, плавиковая кислота для получения криолита. Если сильно напрячься, то можно получить небольшое количество алюминия. Но новых технологических высот я этим не достигну. Для проводов - медь лучше, да и гораздо дешевле в моей ситуации. Радиаторы и теплообменники - тоже. Самолетов я не делаю, легкие лодки прекрасно получаются из фанеры. Алюминий еще и варить сложно, аргоновая сварка - это не про нас. И тратить алюминий на боеприпас, да еще и не на самый эффективный, смысла мало.
   Есть еще экзотические рецепты с магнием или кальцием. Но по ним мало данных, алюминиевые термиты их вытеснили. Придется самому экспериментировать. Как-то не вдохновляет. Но даже для термитных зажигательных снарядов придется тратить селитру - на метательный заряд. А с селитрой происходит что-то непонятное, ее запасы катастрофически тают. Сколько мы тратим селитры на производство пороха и других взрывчатых веществ, не сходится с убытием селитры со склада. Сильно не сходится, хотя никто и не ворует, это точно.
   Как бы сделать зажигательный снаряд без пороха или селитры? Так, стоп. Если не снаряд ... Огнемет! Вот его можно сделать без пороха, для совсем ближнего боя подойдет. Против абордажных лодок совсем замечательно.
   Энергию для метания горючей смеси можно брать от сжатого воздуха. Компрессор приводить от паровой машины. Та-а-ак. А паровая машина приводится от пара высокого давления. Все проще. У нас на кораблях даже уже есть паропроводы для водяных эжекторов, чтобы воду из трюмов откачивать в случае аварийного затопления. Можно уже идти, объяснять мастерам задачу. Только пусть сначала просто водой "плюются".
  
   Мы же перешли с передатчиков Поулсена на ламповые. Это громадный шаг вперед - мы смогли достигнуть частоты в двадцать мегагерц, на которой возможна сверхдальняя связь, пусть и нестабильная. Передатчик стало возможно питать от батарей, у нас появились носимые радиостанции.
   Но появилась и крупная проблема - у наших ламп очень низкий ресурс, буквально - единицы часов. И сейчас возникла ситуация, в которой вся наша мощность по производству радиоламп уходит на поддержание работоспособности немногочисленного парка радиостанций. Еще в канарскую операцию интенсивно рации использовали, на некоторых кораблях уже запасных ламп не осталось. Производим радиолампы примерно с той же скоростью, что они у нас выходят из строя.
   На производстве ЭВП у нас два мастера, подсобный рабочий и два паренька-теоретика, которые пытаются понять эти электродинамические процессы, ведут учет конструктива и характеристик ламп. Один мастер собирает электроды в арматуру, другой занимается стеклом - выдувка, откачка, запайка. Добавил по два ученика каждому мастеру, вскоре должна вырасти скорость производства ламп. Вот только просто увеличить производство - плохой вариант, потому как на каждую лампу расходуется несколько сантиметров вольфрамовой нити, которую я привез из своей реальности. В катушке этого диаметра было двести метров, но что-то остаток нити уменьшается с катастрофической скоростью.
   Немного вольфрама у меня есть, получили из оловянного шлака. Но нить я даже еще не пробовал получать, несколько рецептов у меня есть, но там сложно. И надо экспериментировать, но этого количества вольфрама не хватит даже на эксперименты.
   И купить еще такого олова с примесями вольфрама не получилось. В районе того марокканского рудника была какая-то война, и добыча олова совсем прекратилась. Похоже, придется туда посылать экспедицию.
   Но вольфрам не решает проблему малого ресурса ламп. Электроды мы делаем из железа, из всех доступных нам металлов оно подошло лучше других. Катод делаем из вольфрама. Но вольфрам имеет очень большую работу выхода электронов, то есть для электронной эмиссии его надо очень сильно нагревать. А тепловой коэффициент расширения железного электрода большой, хоть мы и используем для колб натрий-кальциевое стекло, разница между ТКР железа и стекла довольно существенна. И само стекло не самое подходящее, все из-за того же высокого ТКР. Все это вместе приводит к циклическим тепловым деформациям колб в районе цоколя. Эти деформации в абсолютных величинах небольшие, но для хрупкого стекла этого хватает - накапливаются микротрещины, нарушается герметичность. Порой колба лампы просто лопается при очередном включении.
   Во-первых, надо снижать температуру накала - надо уменьшить работу выхода материала катода. Мы пробовали покрывать катод оксидом кальция, но получалось нестабильно. Видимо, покрытие имело плохое сцепление с вольфрамовой нитью. Опыт моей реальности показал, что лучшим покрытием катода является барий. Его тут не знают, но у меня на карте есть месторождение. На Кавказе, на реке Белая, выше Майкопа. Вот бы послать туда экспедицию. Но как найти место? Там сейчас глухомань - покрытые лесом горы. Скорее всего еще нет даже Майкопа, не говоря уже о поселке на месте рудника. Надо думать.
   И надо переходить на боросиликатное стекло для колб. Оно имеет намного более низкий коэффициент ТР и поэтому более жаростойкое. Нужен бор. Тут ситуация другая - бура известна давно, как флюс для цветной металлургии, хотя распространена мало. Где-то в центре османской Анатолии есть крупное месторождение борной руды, и ее уже должны добывать. Экспедицию туда не отправишь. Османские купцы знают про буру - называют "бурак". Мы пытались у них купить, но два раза получали обычную соду, египетскую, скорее всего. Удалось купить совсем немного у османского ювелира - всего несколько десятков грамм. Не стали тратить на производство стекла - будем учить приказчиков отличать буру от других веществ.
   Но если перейдем на боросиликатное стекло, то разница в ТКР стекла и железного электрода станет еще больше. Скорее всего колба расколется от первого же нагрева. Нужен ковар - сплав железа, никеля и кобальта, с ТКР близким к боросиликатному стеклу.
   Немного кобальта у нас есть, получается при выделении серебра из свинцовой руды, но никеля нет совсем. Но на моей секретной геологической карте я кое-что нашел. В Греции, около Ларимны, есть небольшое железо-никелевое месторождение. И, как я понял, османы там сейчас уже добывают железную руду. Про никель тут еще не знают. Еще что хорошо - рудник близко к берегу моря, удобно. Просто пошлю приказчика купить немного железной руды, в ней должен быть никель. И никаких экспедиций.
  
  
   Эту Ларимну еле нашли, и это у нас была карта, сам Командор нарисовал. Эта часть побережья Греции вся изрезана заливами и полуостровами, и где нужный залив становится проливом - долго понять не могли. Наняли грека-рыбака, в качестве лоцмана, и он уже показал нам дорогу. Узкий пролив, с поворотом, и вот мы в нужной бухте. На парусах сюда не зайти, сложно очень, все на веслах. Но у нас машина, для парохода несложно так маневрировать, если знать куда.
   У причала две фелюки грузятся. По дороге к причалу пылят телеги. С горы к морю едут груженые, наверх едут пустые. Удобно они тут устроились. Рудник совсем недалеко от моря, сходили посмотрели. Греки копают руду, греки возят, греки грузят. Одного османа только встретили - присматривает.
   Командор сказал купить руды немного, на пробу, вдруг не подойдёт. Выбрали получше, и недорого оказалось. Можно и больше брать. Но мы же бесплатно на Тамани берем. Ну как бесплатно - люди там работают, живут, оплату получают. Но вряд ли эта руда дешевле нашей выйдет.
  
  
  
  
   Привезли руду - тяжелая, темная, разные оттенки коричневого. Да в ней железа больше, чем в нашей руде! Никель в этой руде находится в окисленном виде и его надо восстановить коксом. При этом восстановится и железо, все это сплавится, получим ферроникель. Потом надо будет выделить чистый никель, но это потом.
   Процесс сильно похож на доменный, но домна далеко, в Шахтинске. Да и этой руды слишком мало чтобы загрузить домну, даже такую небольшую как наша. Попробуем в вагранке, на складе задел стального проката хороший, можно отвлечь вагранку. Да и все равно в ней скоро футеровку нижней части менять, быстро выгорает.
   Руду просеяли через решета, крупные куски раскололи. Совсем мелочь использовать нельзя, воздух проходить не будет. Загрузили вагранку коксом, разожгли. Пошли калоши с рудой и коксом, извести добавили, чтобы снизить температуру плавления. Перерасход кокса большой, но никель - не железо, стоит того. Теперь надо угадать с режимом - сначала подача воздуха должна быть небольшой, чтобы в зоне горения образовывался угарный газ, который и является главным восстановителем металлов в этом процессе. В зоне восстановления температура должна быть порядка тысячи градусов, чтобы шла реакция.
   Потом дутьё прибавили, сейчас никель и железо восстановились до металлического состояния и должны плавится и стекать в нижнюю часть вагранки.
   - Ну что, пора?
   - Давай, бей шлаковую летку.
   Летку пробили, в стенке засветилось окошко.
   - Что-то нету ничего.
   - Эта летка высоко слишком, бей чугунную.
   Пробили нижнюю летку, но вместо привычного чугунного ручья из летки поползла густая светящаяся масса. Поползла и встала, темнея и остывая на глазах.
   - Все! Приплыли!
   - Вот и козел!
   - Ну не совсем козел, это же не домна. Разбирается тут все. Заодно и облицовку сменим.
   - Но хорошего мало.
   - Факт!
   Да, чуда не произошло. Вагранка - это не домна. Теперь ждать пока остынет. Остывать будет долго - внутри несколько тонн непонятной массы. Начали осторожно воду лить - повалил пар. Изучили то что вытекло из летки, оказалось что это шлак, силикатно-глинозёмистый, тугоплавкий. Мало извести положили! А где же железо, хотя бы?
   Наконец разобрали нижнюю часть вагранки. В середине шлаковой массы обнаружили лепешку. Лепешка вроде как чугунная, но не совсем, смесь со шлаком. Это же крица! Если ее долго ковать и отжигать, то получим железо. Кричное, некачественное. Получается, что вагранка сработала как домница, недодомна.
   Металла много - взвесили, выходит что, с учетом потерь, в руде порядка сорока процентов железа. Неплохая руда, жаль, что на османской земле и приходится ее покупать.
   Железо видно, а где никель? По идее это и есть ферроникель. Но сколько его там? Да и есть ли никель, в принципе? Попробуем извлечь электролизом.
   - Командор, а катод какой ставить? В справочнике написано что никелевый или из неж... нерж... ржавеющей стали.
   - Да, это сплав железа и хрома, часто с никелем, Антип. Хрома у нас нет. Нержавейки без хрома я что-то не помню. Хотя если замешать процентов восемнадцать никеля - не должно ржаветь. Тогда уж проще сплошной никель.
   - Значит, чтобы получить никель - надо иметь никелевый электрод? Замкнутый круг, значит?
   - Ну да. Опять.
   - И что делать будем?
   - Так, стоп. У нас же есть немного нержавейки! Вон то мое ведро, помнишь? Оно же еще долго дистиллятором работало.
   - Большое слишком. Да и жалко - очень нужное для химии.
   - Тогда кружку! Пошли, у меня лежит, я ею давно не пользуюсь.
   Я уже давно перешел на нашу керамическую посуду, приятнее чем нержавейка. Керамика у нас уже очень приличная, особенно когда нашли каолин. Тонкая, прочная, звенит - почти фарфор. Глазируем стеклянным порошком. Пробуем цветную роспись, тоже стеклянным порошком, уже цветным. Получение цветного стекла мы уже давно отработали, когда стразы делали.
   - Вот, смотри. Немного помята, но пойдет, дно почти ровное. Сплав железо-хром-никель. Надо осаждать слой никеля и отдирать. Если получим достаточно прочную фольгу - сделаем ее основой сплошного катода. Эти катоды уже будем переплавлять.
   Но даже с таким катодом из будущего не все просто оказалось. В аноде очень много железа и надо не допустить его к катоду. Основной способ тут - окисление железа в электролите воздухом. Это мы используем не в первый раз, у нас даже есть ручной воздушный насос для этого. Крутишь ручку, и из стеклянной трубки с мелкими отверстиями идут пузырьки.
   Но этого недостаточно, даже окисленное железо будет загрязнять катод. Катод хотели отделить войлочной мембраной, шерсть довольно кислотостойкая. Но электролит агрессивный, поэтому применили керамику. "Горшок в горшке" - старая схема, наружный горшок глазированный, внутренний из пористой керамики.
   В катодную область понемногу подаем раствор серной кислоты, так чтобы уровень электролита у катода был выше чем у анода - создается противоток. Ионы никеля проходят сквозь диафрагму, а оксид железа должен уходить в дренаж. Грязный электролит надо отстаивать и фильтровать и возвращать в катодное пространство. Еще правильную плотность тока надо поддерживать. Мы не первый раз используем такую технологию. Чтобы разделить металлы в гальванике, и не на такие ухищрения пойдешь.
   Но что обидно - если захочешь получить на катоде слой железа, это тоже не просто, мы пытались. Получается или налет ржавчины или очень рыхлый тонкий слой. Стали отрабатывать всякие рецепты. Во-первых электролит нужен сульфатно-хлоридный, во-вторых - его надо стабилизировать гидразином или аскорбиновой кислотой. Помню - в этот момент Антип встрепенулся:
   - А что, этот витамин можно синтезировать?
   - Забудь. Это сложно. У нас в очереди десятки более важных веществ, которые нужно синтезировать. А аскорбинка есть в овощах и фруктах, надо просто не забывать их есть.
   И электролит можно стабилизировать другой органикой, у нас стало получаться с гидролизированным крахмалом. Но только когда применили асимметричный ток - поверхность на катоде стала похоже на настоящее железо.
   Сегодня же у нас задача железо не допустить к катоду, а никель осадить там. И вот она - первая пленка никеля! Отодрали от внешней стороны кружки тонкие лепестки.
   - Блестит как!
   - Крепче станиоли будет.
   - Да, никелем можно сталь покрыть - и будет блестящее покрытие, прочнее чем цинковое или медное.
   - Как серебро блестеть будет?
   - Даже лучше. Серебро оно белесое, а никель как ртуть, как зеркало.
   - Что-то выход никеля низкий. Смотри сколько анода ушло, а на катоде несколько грамм. Куда девается?
   - В электролите часть. Но, в основном, тут - в шламе железном, в виде каких-то соединений, гидроксида, скорее всего.
   - Извлекать надо. Еще железо кислоту съело.
   - Как это?
   - Смотри, Командор - в шламе много сульфата трёхвалентного железа, а у электролита плотность упала. Серную кислоту подливать надо.
   - Так это что, у нас серная кислота - вот так в шлам уходит? И много?
   - Бывает что много.
   - А получаем ее как?
   - Как обычно - из серы и селитры, в свинцовом реакторе.
   - А я думаю - куда селитра девается! Мы же столько пороха и тротила не производим, сколько селитры тратим!
   - Ну да. Вот эта вся гальваника: производство серебра, электродной меди и всякого другого, много серной кислоты съедает. Хлоридный электролит далеко не везде можно использовать. Ну ты же сам знаешь: электролиз - вещь тонкая. И в других производствах много где используем.
   - Уфф! - не то вздохнул, не то простонал я.
   - Что?
   - Антип. Мы не можем тратить столько селитры. Без серебра мы выживем, без пороха - нет.
   - А без меди? Оно же для электричества.
   - Уфф.
   - Так что делать?
   - Давай так. Это заканчивай - нужно точно подсчитать содержание никеля. Остальную крицу не трогай. По своим производствам проведи ревизию... проверку. Где сколько тратиться селитры. Это, в основном, через серную и азотную кислоты происходит. Для азотной так два раза селитра тратится.
   - Проверку... - без энтузиазма сказал Антип.
   - Я тебе писаря дам. Он все запишет, все посчитает. Ты только говори где - сколько. Потом приходи - будем думать где можно меньше этих кислот тратить. И надо пытаться получить серную другим способом, без селитры.
  
  
  
   Основные способы производства серной кислоты я изучил давно: нитрозно-башенный, катализаторный и камерный - тот что мы сейчас используем. Катализаторов три варианта - оксид железа, оксид ванадия и платина. Платина в Америке, будет недоступна еще пару десятков лет. Ванадий. Посмотрел на карте месторождений - ближайшее в северной Европе. И еще не открытое, естественно. И как искать? Не, нереально пока.
   Железный катализатор - сколько угодно. Но чтобы он заработал нужна температура порядка 650С. И из чего делать реактор? Свинец расплавится давно. Ну да, написано же - "в настоящее время техпроцесс не используется".
   Нитрозно-башенный. Помню как переписывал описание процесса из смартфона, срисовывал схемы, конструкцию. Что-то сомневаюсь что сможем быстро наладить. И даже не быстро тоже. Как-то грустно получается с кислотой.
   Тут Антип зашел.
   - Закончил пробу - посчитал содержание никеля. От четырех до шести процентов где-то. С учетом потерь.
   - Это по железу?
   - Да, содержание в этой крице.
   - Если в руде содержание железа около сорока процентов, то никеля тогда - около двух. Мало что-то. Ты точно считал?
   - Точно. Больше шести никак не может быть.
   - Странно. Должно быть больше.
   - Ну ничего. Ты же сам говорил, что нам бы никеля хоть полкило, для радиоламп много не надо. В крице больше сотни килограмм - это пять килограммов никеля выходит. Хватит же?
   - Да, а представляешь сколько надо серной кислоты потратить на извлечения этого никеля? Десятки литров! Никель золотым выходит. А сколько можно было вместо этого сделать пороха? На тысячи патронов бы хватило. Если не десятки тысяч.
   - Да уж...
   - Я тут другие способы получения серной изучал - показал я на бумаги - да ты сам все помнишь. Не потянем мы. Придется сбор селитры увеличивать. Вон, в Мавролако большие ямы заложили - уже созрела, поди.
   - И что, этих ката... катализа... торов не найти?
   - Платины и ванадия нет, а на железном не сможем. Да, мы же про железо и никель. Ну-ка, где тот приказчик?
   Я выглянул в соседнюю комнату, сказал вестовому позвать приказчика.
   Приказчик пришел быстро, запыхавшийся и взволнованный.
   - Сядь, успокойся. Все хорошо, руда хорошая.
   Приказчик вздохнул с облегчением, и посветлел лицом.
   - Расскажи мне про тот рудник в Ларимне. Как там? Опиши, ты же там был.
   - Ну это не такой прям рудник. Там почти как у нас на Тамани, только гора. Гору сбоку обрубают. Там земля сверху - ее в одну сторону оттаскивают. Хорошую руду грузят сразу. Плохую - в другую сторону.
   - А как различают?
   - Так видно! Хорошая - она темная, в ней железа много. А светлая - она, это... - бедная! Во! Бедная на железо. Полосами руда идет. Там полоса темная, а там - светлая.
   - И что, бедная руда дешевле?
   - Наверно, сильно дешевле. При нас ее никто и не купил. Я так сразу собирался брать самую лучшую, и за дешевую не спрашивал. Я же правильно сделал?
   - Правильно. Баллы получишь, сколько положено. Вот только сначала езжай опять в Ларимну, и привези нам теперь бедной руда. Столько же. Или даже вдвое - она дешёвая должна быть.
   - Прям сейчас?
   - Ну бежать не надо. Когда там пароход готов будет, так и езжайте.
   - Понял. Я пошел.
  
   Антип сидит, немного недопонимает:
   - Хочешь попробовать руду с меньшим содержанием железа?
   - Да. В руде железа будет меньше, а в крице процентное содержание никеля должно быть выше. И для извлечения никеля потратим меньше серной кислоты. Но это если в бедной руде будет то же содержание никеля.
   - Ну это посмотрим. А хорошо бы.
   Тут дверь распахнулась и на пороге появился Аким.
   - Там османы! Уплывают! Уходят!
   Я вскочил и вслед за Акимом выбежал из кабинета в центральное помещение штаба.
   - Вот радиограмма от Метина. Османы начали погрузку войск на корабли, загруженные транспорты отходят от причалов. Началось? Начинаем минировать?
   - Да, радируй срочно. По основному плану.
   Радист убежал в свою комнату.
   - Как же так? Ты же говорил, что османам нужно будет сотня кораблей для перевозки всех войск.
   - Вот же. Да я сам ... удивлен. А сколько там сейчас?
   - На днях было пятьдесят шесть, за последние два дня пришло то ли десять, то ли двенадцать. Там то уходят, то приходят. И около двух тысяч войск пришло. И много обоза. Но мы особо не волновались, ведь кораблей еще мало.
   - Даже семидесяти кораблей нет, это с галерами и старыми нефами. Новых транспортов едва полсотни. И как они поместятся?
   - А ведь поместятся! Это в нефы помещалось две сотни, от силы двести пятьдесят если недалеко. В новый транспорт - триста запросто. Если ужаться - то триста сорок - триста пятьдесят. Как раз в пятьдесят кораблей поместится все семнадцать тысяч войска. С учетом нефов - еще и немного конницы, припасы и пушки.
   - Фу! Чуть не прозевали. Лишь бы теперь наши успели заминировать. Хорошо - они на месте и в постоянной готовности.
   - Должны успеть. Там немного. Вот только день сейчас - ныряльщиков видно будет. А до ночи нужные корабли уйти могут.
   - Ну наши там придумали. И Метин от меня новые тексты получил.
   Вот так, знание "прошлого будущего" чуть не подвело меня. В той реальности османы использовали в этой операции более мелкие транспортные корабли - венецианские нефы и свои аналоги. Сейчас же они подчерпнули знаний из моего "прогрессорства" и массово построили более крупные и технологичные транспортники. Сам же недавно своим про это рассказывал. А догадаться как это повлияет на ситуацию - ума не хватило. Теперь остаётся ждать, что наши ныряльщики с Метином все правильно отработают.
  
  
   Сегодня в бухте Авлоны стало необычайно оживленно. Некоторые корабли стали переходить с одной стоянки на другую, к берегу из лагеря двинулись подразделения войск. Метин побежал на берег - узнать что происходит и вскоре вернулся.
   - Ночью прискакал гонец от визиря. Всем грузиться и выходить в море. Идти на италийский полуостров. Началось.
   - Радиограмму в штаб. Готовимся к операции. Все цели видим?
   - Смотри! Тот корабль, с большими пушками, они один якорь подняли. А вон портовая галера, к ним идет. Выводить из бухты будет.
   - Точно. Они же давно загружены. И к выходу из бухты близко. Их сейчас выведут, чтобы не мешали. Упустим.
   - Все на весла! Мы ближе галеры. Главное - чтобы Метина на борт пустили. А он это ... как его ...
   - Заговорю капитана. Да пустит на борт. Я ему давно и перец и шафран обещаю.
   Леуко только на вид - небольшое судно. Но когда гребешь веслами - кажется тяжелой как мавна. Метин стоит на носу, машет и зовет капитана. Мы подошли ближе и начали табанить. Тут над фальшбортом показался капитан транспорта, увидев Метина - обрадовался. Только кранцы ткнулись в чужой борт - Метин перескочил на османскую палубу с торбой через плечо.
   - Вот, как и обещал - огненный перец и шафран, и совсем недорого.
   - О! Ты успел! А я думал что так и уеду без приправ. Ты спас меня от пресной еды.
   - Я же привозил имбирь в прошлый раз.
   - Ну-у - имбирь. Слабоват он. Некоторые блюда без огненного перца есть невозможно.
   - Вот и хорошо. А слышали такую историю - приезжает купец домой, а его жена ...
  
   Над османским кораблем раздался гогот матросов.
   - Вроде у Метина получается - все на него смотрят.
   - Еще бы. Когда Командор новые смешные истории прислал - я хохотал так, думал что султана разбужу. Но ты все равно под парусиной лезь, вдруг кто глянет сюда.
   На фальшборте разложили запасной парус, так чтобы он скрывал штормтрап до самой воды. Один матрос делает вид что чинит парус. Мину просто спустили за борт на веревке - издалека на деревянное ведро похоже. Ныряльщик прополз под парусом и спустился по штормтрапу под воду. Аккуратно, чтобы не залить дыхательную трубку и не продувать ее с шумом потом.
   - Эх, все одно заметно, что кто-то под парусом. Надо бы распорки какие поставить.
   - Ну это вблизи заметно. А так да. Да и что парус до воды свисает - тоже подозрительно.
   - Командор там придумал, но надо сильно леуку переделывать. Колодец врезать надо, говорит.
   - Колодец на корабле? Ишь ты!
   - Так, смотри - он за мину взялся! Конец трави помалу, чтоб не видно было отход от борта.
   Ныряльщик уже закрутил один специальный шуруп в борт. Потянул за собой мину, но конец отцеплять не стал - вдруг уронит. И чтобы не было видно, как линь за ним движется от борта, надо стравливать.
   Повесил мину на шуруп и закрутил еще два - все, мина закреплена. Конец отцепил и его утянули. Ныряльщик вытащил взрыватель-замедлитель из подсумка, и, направив в сторону от мины, выдернул чеку. Ничего не взорвалось, и он засунул взрыватель в гнездо мины. Все.
   Ныряльщик выполз из-под паруса на палубу и показал большой палец. Матрос-сигнальщик надел шапку. Метин увидел это и завершил свое представление. Спрыгнул на свою палубу и корабли стали расходиться.
   - Ну что у вас? Все успели?
   - Ну да, а ты как?
   - Так и не нашел где у них порох, может его тут совсем нет. Не будешь же бочонки открывать. Деревянную зажигательную закинул им в рундук с запасными парусами.
   - Ну хоть что-то.
   - А как так? Все же на тебя смотрели?
   - На этот случай у нас с Командором припасена история во-о-он про тех чаек - и Метин показал рукой в даль. Все непроизвольно туда посмотрели, а когда обернулись к Метину, тот уже стоял в другом месте и чистил ногти острием ножа.
   - Ну ты ... этот. Ловкач!
   - Даже устал немного - притворно вздохнул Метин - шутом работать непросто.
   - А я совсем не устал - сказал ныряльщик - так, поплавал немного.
   - Нам еще сегодня три с пушками минировать, и пороховые, если успеем.
   - Те три с пушками вон там стоят, и заставлены другими кораблями в два ряда. До завтра точно не выйдут. Так что мы их ночью спокойно сделаем.
   - Тогда я на пороховые пойду. Вот этот открыто стоит, может до ночи уйти.
   Метин и сапер, изображавший его слугу, сошли на берег.
   - А нам надо двигать к тем кораблям - сказал командир ныряльщиков капитану.
   - Там к ним вплотную и не встать.
   - Если ночью работать, то вплотную и не надо - доплывем. Но надо заранее выбрать хорошую позицию и осмотреться пока светло.
  
   Вернулись Метин с сапером.
   - Ну как?
   - Все получилось. И в пороховые и в те пушечные транспорты положили зажигалки. Уже язык не шевелится эти истории рассказывать. Но хоть серебра заработал - Метин потряс торбой и там зазвенел благородный металл.
   - Так мы еще и в прибытке? - все засмеялись.
   - Но еще вон тот корабль только вчера порохом закончил грузиться. Очень много на нем бочек. Его обязательно топить надо. Я две зажигалки там подложил, но вдруг не сработают.
   - Как это - не сработают? - слегка обиделся сапер.
   - Ну вдруг в этот момент дождь сильный будет, и пожара должного не случится. Давайте туда еще большую мину прикрутим. У нас же есть запас?
   - Есть. Сделаем. Но сначала пушечные.
   - Ладно.
   - Теперь отдыхаем. Ночи ждем.
  
   В штабе с напряжением ждали новостей. И вот уже к концу ночи пришла радиограмма. "Заминированы все четыре транспорта с осадными пушками и три с большим грузом пороха"
   Ну все, осталось ждать результата. В Отранто наши агенты готовятся покинуть город. Но наблюдать за городом надо - нашли подходящее место. В нескольких километрах к северо-западу есть небольшая возвышенность. И эту возвышенность отделяет от берега моря мелкое, но длинное озеро. Даже если османы высадятся в этом месте побережья, то будет время уйти дальше от берега.
   После ночных волнений проснулся поздно. Прихожу в штаб - а там уже Антип сидит, меня ждет.
   - Привет, Антип! Что-то случилось?
   - Здрав будь. Проверяем производство с писарем. По учету кислот.
   - Получается?
   - На моих химических - все понятно.
   - А что, есть еще не твои?
   - Есть. Бумажники вот. Они там пульпу варят. Процесс у них называется сульфитный, и для него они берут серу и натриевую щелочь.
   - Все правильно, серу сжигают, диоксид серы образует в воде раствор сернистой кислоты. Серную кислоту не расходуют.
   - Вот. А недавно еще одна установка небольшая заработала. Они еще у меня колбу кварцевого стекла брали для реактора. Пульпу для сильной бумаги варят.
   - Для крафт-бумаги? Да, прочная такая бумага, но темная, желто-коричневая. Для книг не годится, для упаковки только. Немного производим.
   - Вот. Но для этого они ни серы, ни кислоты не берут. А процесс называется сульфатный.
   - Ну да ... Та-а-ак! И как это?
   - Там ученик мой втихаря ... химичил. По твоему совету он гипс нагревом разлагал. Но там опять получается диоксид серы и сульфиты соответственно.
   - Но я, так понимаю, там что-то получилось?
   - Ну добавить кокс в гипс - легко догадаться, потребная температура снизилась. И он стал дальше экспериментировать. Вместо чистого гипса он взял глиногипс. А глина - это смесь оксидов алюминия и железа.
   - Катализатор!
   - А температура в реакторе под тысячу. И вскоре у него бумага стала получаться как надо.
   - Так что, у нас в бумажном цехе есть производство серной кислоты?
   - Не понятно. Вроде признаки серной кислоты в растворе есть, но точно сказать не могу. Но даже если есть, то очень мало.
   - Мало? Как же тогда бумага получается? Хотя там еще многое от соотношения кислот и щелочей зависит. Алхимия еще одна. Значит, возможно что процесс получения серной там идет.
   - И вот как его маш... таб... Ну расширить, чтобы - не знаю. Там рабочий целый день с этой кварцевой колбой возиться - загружает, греет, остужает, чистит. А выходу - несколько десятков грамм серной кислоты. Это если она там вообще есть.
   - Понятно. Процесс неудобный. Реактор нужен и термостойкий и кислотостойкий. А если процесс механизировать, то еще и прочный, керамика вряд ли выдержит. Нет у нас таких материалов. Разве что платина.
   - Опять ты про свою сказочную платину.
   - Да, вот для таких процессов она бы хороша была, но ее нет. Не, тот техпроцесс нерациональный. Серную им надо от тебя выдавать немного. А диоксид серы лучше обычным сжиганием серы получать. Серу мы сейчас покупаем сколько надо, с самого вулкана нам возят. Хотя гипс много дешевле. Литейщикам из Каррары возят. Там мрамор рубят, а гипса там горы лежат - никому не нужно. Но гипс как источник серы использовать - одна морока.
   - Да, морока. Вот бы серную электролизом получать, как соляную кислоту.
   - Тебе бы все - электролизом. Хотя там даже было бы проще, хлор улетучиваться не будет. Где взять сульфат натрия? В Сиваше должен быть, но его никто не отделяет, надо самим добычей и разделением заниматься. И так просто как с хлоридами калия и магния не получится.
   - А из сульфата кальция?
   - А его где взять? А-а-а, это же гипс!
   - Так я же и про то ...
   - Слушай! А ведь может получится! Хотя гипс в воде плохо растворяется, но можно что-то добавить. Щелочное.
   - Я пойду, попробую! А писарь пусть сам дальше проверяет, ладно?
   - Ладно! Иди, иди.
   Ну хоть какая-то перспектива с серной появилась, будем считать это хорошей новостью. А к вечеру еще пришло сообщение от Метина, что все османские корабли покинули бухту, и ни один раньше времени не взорвался. Тоже очень хорошо - а то мы переживали. Теперь надо чтобы эти замедлители в минах сработали до высадки осман в Отранто. Из плохих новостей - арагонская эскадра точно не успевает к приходу осман к Отранто, на несколько дней опаздывает, как минимум. Хотя толку там от нее ... Сторожевик "Орф" сопровождает османскую эскадру параллельным курсом на пределе видимости. Высадку осман будем наблюдать и с моря, и с суши. Теперь ждать высадки осман, арагонцы помешать этому не смогут.
   Ну как ждать, у меня как всегда куча дел. Тут пришел рейсовый "Гермес" с баржей. Пока "Кронос" идет с Канар, вместо него "Гермес" челночит. Иностранных купцов высадил на острове Кроликов, и зашел в бухту разгружаться. Но среди купцов кто-то знатный из орды, ко мне на прием просится. Знатный купец? Странно, надо посмотреть.
   На острове Кроликов кроме гостиницы и нескольких домиков еще построили павильон, зал для приемов официальных делегаций. Вот там я и принимаю всяких гостей.
   Разобрались. Это нойон ордынский со слугой, слуга считается купцом. Самому нойону торговать вроде как неприлично, он слугой прикрывается. Но явно по торговым делам.
   Нойон - это у них что-то между боярином и князем. Почти князь - крупная фигура. Интересно.
   Ритуальные приветствия и подношение даров. Какое-то серебряное украшение, ничего примечательного. Нойон проговорил титулование на русском и перешел на латынь.
   - Нойон Мерген, что вас привело ко мне?
   - Этот купец занимается закупками провизии для Великого Ахмата - хана улуса ДжучИ. Я же ... присматриваю за ним.
   Вот как они. Получается, что присматривать за купцом - не зазорно. Купец на коленях и головы не поднимает. Сурово у них.
   - Вы, наверное, хорошо разбираетесь в еде, нойон?
   - О, да!
   - Но, мне кажется, что самое частое блюдо на столе хана - баранина, как и сотни лет назад.
   - Это так, но есть тонкости. Бывает хорошее мясо барана, бывает плохое.
   - Какая-то особая порода?
   - Нет, породы всего две. Курдючная и ... постная, сказали бы московиты. Сало от курдючной идет на жарку. Как известно хлеб мы не печем, а жарим в котле на курдючном сале. Хотя печеный хлеб на ханский стол тоже подают. Но мясо курдючных овец не такое вкусное, оно для простолюдинов.
   - Для хана берут "постных" овец? - да, "постная баранина" звучит дико - подумалось мне.
   - Там тоже непросто. Надо чтобы овца кормилась правильно.
   - На сочных лугах?
   - Наоборот.
   - !?
   - Овец надо пасти в сухой и жаркой местности. Не должно быть сочной травы и обильного водопоя. Иначе в мясе будет невкусный жир. Особенно это заметно когда мясо варят. От правильного мяса - аромат ни с чем не сравнить. А плохой баран - будто мыло варят.
   - А я думал: почему у татар из Крымского юрта бараны вкусные, а у черкесов с Кубани - нет. Вот оно в чем дело.
   - Только татары знают этот секрет барана. Ну и мы.
   - Вы?
   - Дед моего деда из того же улуса что и Великий Тэмуджин. Мы монголы. Покорили множество народов, и они служат нам в нашем войске, уже не различая себя от других таких же. Их всех вместе называют татарами. Но мы - первородные монголы коренного улуса - сохранились. Хотя нас едва ли двадцатая часть от Улуса Джучи. У нас даже языки с татарами разные, хотя и общих слов много.
   - Так ты чингизид? Потомок Чингиз-хана?
   - Не - не - не! - испугался Мерген - если бы я ... то меня бы тут не было. Мы из одного улуса. Дальние родственники, но крови Тэмуджина во мне нет.
   Испугался. Хотя ... монархи везде не любят конкурентов на трон. Вон, османские султаны столько своих родных братьев извели. Ладно, уйдем со скользкой темы.
   - Так как вы баранов выращиваете? Сарай же на берегу Волги стоит?
   - Баранов пасем за рекой, южнее. Там на сотню лиг сухая степь. Пресных рек там нет, только озера и они немного соленые. Самые вкусные бараны из этой степи.
   - Вы, наверное, строго контролируете где пастухи пасут стадо?
   - Зачем! Это легко проверить. Когда режут барана, из грудины вырезают кусок мяса вместе со шкурой, и на огне обжигают. И сразу можно на вкус правильного барана определить. Но мы еще кусок кидаем в котел с кипятком, чтобы без ошибки. Тогда даже по запаху можно понять.
   - Да, интересно про баранину, не знал. А ко мне вы за огненным перцем, наверное?
   - Огненный перец мы покупаем в Мавролако. Еще по дороге, на Родосе купил, немного дешевле. Перец теперь не такой дорогой стал. Его не только хану на стол подают, но и все нойоны едят, и просто богатые татары. С огненным перцем можно больше баранины за один раз съесть.
   - Да, на Родосе у нас главная торговля в этом море. На Лампедузе торговли нет.
   - Это всем известно, уважаемый Дож. Еще в Мавролако мы картошку покупаем. Вареная картошка хану не очень понравилась. Но потом его повар придумал жарить в курдючном жиру, как мы жарим свой хлеб - борцоги. Вкусно получается, хрустит. Хану очень понравилось.
   Надо же, они картошку-фри сами изобрели! Вот это да! Правда, на курдючном сале... Но должно быть вкусно, надо самим попробовать.
   - Хану понравилось, и теперь это блюдо ему часто подают. И картошка не очень дорогая, а котел с жиром есть в каждой юрте. В Сарае уже многие такую картошку хотя бы раз попробовали. Наши купцы стали покупать картошку в Мавролако во множестве, и она там подорожала вдвое. Но на Родосе она тоже не дешевле оказалась.
   Я хотел предложить татарам покупать картошку у Воронежа. Но не стал распространяться о таком "богатстве" города. Вдруг пойдут на захват за "вкусной картошкой"
   - Ну да, тут картошки меньше выращивают, в районе Мавролако - больше. Ждите следующего урожая теперь.
   - Ну для хана у нас запас картошки есть. Да, в Мавролако наших купцов теперь много. Удобно пользоваться пароходом, который идет в Воронеж. На изгибе Дона, где он ближе всего к Волге подходит, у нас поселок вырос. Мы там большой причал построили, и теперь капитаны там соглашаются останавливаться. Вот только они это место называют "остановка Калач" Почему "Калач"? Мы калачи там не печем, только борцоги жарим.
   - Это я сказал так называть. Ну там ... Так надо. Вот вы - зачем город Тулой назвали? На Тайдулу не сильно похоже.
   - Э-э, надо говорить: ТууллА. Заяц это по-нашему.
   - Ну тогда понятно, зайцы там есть.
   - Вот. Перец мы покупаем, картошку покупаем. Пробовали муку из больших зерен - "кукуруза". Пшеница лучше. И "солнечное масло" пробовали. Оливковое масло лучше.
   - Да, не спорю - не буду говорить им, что оливу в Мавролакском крае не вырастишь, а подсолнечник - сколько угодно.
   - Но говорят, что у Великого Дожа есть еще плоды, которые он никому не продает. Золотое яблоко.
   И посмотрел на меня с надеждой, но слегка испуганно.
   Вот, уже и легенды про меня сочиняют - какое-то золотое яблоко. И Ахмат повелся - послал своего нукера-нойона. "Исхитрись-ка мне добыть то, чего не может быть". Даже жалко стало этого Мергена. А что это он с латыни на франкский перешел? Помм-де-оро. А-а-а! Так это же помидор! А я уже насочинял!
   - Ну помидоры мы выращиваем. Но ими сложно торговать, они быстро портятся. Поэтому мы выращиваем их мало - только для себя.
   Нойон сник. Интересно, какое у него задание? Без золотых яблок не возвращайся? Но с Ордой сейчас лучше поддерживать положительные отношения, Мавролако и Тана уязвимы. Да и за подношение положено отдариваться. Там только серебра на гривну тянет.
   - Но из помидоров мы делаем один продукт, которого нет ни у кого.
   Мерген воспрял надеждой. Я подозвал вестового.
   - Принеси из погреба две банки кетчупа, запечатанные. Один простой и один острый.
   Вестовой убежал. С нойоном на важные темы сейчас не поговорить, волнуется. Обсудили погоду и путь на остров. Мергену очень понравилось путешествовать на пароходе. Хотя он ехал на барже, на сами пароходы чужих стараются не пускать, он изучил корабль, насколько это было возможно. И теперь восхищался нашими "железными великанами". Я даже почувствовал у него пренебрежение к отсталости своего улуса. Ну да, что может сделать многочисленная конница морским кораблям? И, похоже, у нас появляется очередной агент влияния.
   Принесли кетчуп. Банки стеклянные, крышки тоже. Прокладки резиновые, пружинный зажим. Хайтек, по местным меркам. Еще и красиво - красная масса под блестящим стеклом. Банки у нас ручного производства, все немного разные. Эти чуть больше литра где-то.
   - Вот. Из помидоров мы делаем такой sauce, раз уж вы знаете язык франков. Вот этот с огненным перцем, а этот - без. Мы мясо едим с таким соусом. Хотя ... Ваш повар, когда картошку в жиру жарит, он как ее режет?
   - Ну вот так и вот так.
   Вроде как четвертинки получается.
   - Пусть нарежет картошку такими палочками. Ну как палец. Как пожарит, берёшь такую палочку и макаешь в этот соус, который без перца, и ешь. Очень интересный вкус. А тот, с перцем, для мяса.
   Мерген стоял немного ошарашенный - такого он не ожидал. Разглядывал стеклянные банки как произведения искусства. Не удивлюсь, если они украсят пустыми банками интерьер тронного ... шатра, или что у них там.
   - Открывать надо так, вот этот клин сюда сдвинуть и пружина убирается. Потом крышку аккуратно подцепить, она может немного приклеиться. Но сейчас не открывайте, начнет портиться. Пока закрыта - может храниться долго, но после открытия - недели две. У вас погреб-ледник есть?
   - Есть.
   - Вот там и храните. Открыли, чистой ложкой в чашку отложили, и закрыли. Так дольше простоит. Но если появиться плесень - надо будет выкинуть. Чтобы хана не отравить.
   От этих слов нойон вздрогнул, но быстро успокоился. Наверняка у них там специальные люди пробуют пищу до хана, во избежании. А в кетчупе столько кислоты и соли, что мало какая бактерия это выдержит. Но вот грибки на поверхности - могут.
   - Да, это стекло, может разбиться, упакуйте хорошо. Ага, в шкуры замотайте.
   Довольный нойон, рассыпаясь в благодарностях, пятясь покинул помещение. Ну вот, надеюсь, что вероятность нападения на наши черноморские города немного снизиться. За две банки кетчупа. И еще в плюсе серебряное украшение, за которое можно купить несколько простых коней. А то кетчуп прям жалко отдавать было. Урожай помидоров был неплохой, но съели в виде салатов, потому как банок мало, и кетчупа закрыли мало.
  
   А я на заводе уже. С "Гермесом" прибыло большое пополнение рабочих из Воронежа, давно ждем. Шестнадцать только кузнецов и молотобойцев, еще два хороших столяра, ну и немного всяких гончаров и других мастеров. Теперь всех надо распределить правильно. Молотобойцы пойдут в помощники сварщиков, там и сила нужна - прокат таскать, и в железе хоть немного понимать надо. С кузнецами сложнее, столько в кузне нам не нужно, но нужны рабочие наших производств. И по опыту, средневековые кузнецы лучше других это осваивают. Готовых токарей и сварщиков тут не водится.
   Пусть походят по заводу, осмотрятся. Может сами поймут - кто к чему расположен. Вон, самого опытного пожилого кузнеца, который мечи и сабли ковал, определили к инструментальщикам. Сабли нам не нужны, а для изготовления металлорежущего инструмента понимание углов заточки и режимов термообработки - важно.
   И тут еще сюрприз - сразу восемь помощников сварщиков заявили, что хотят сдать экзамен на сварщика первого разряда. Это, конечно, хорошо. Но как их обеспечить работой? Даже на громадной плавбазе нет такого фронта работ для сварщиков. Не то чтобы сварочных генераторов мало, на верфи каждый сварщик - как маленький бригадир. Группа его помощников подносит и держит металлоконструкции во время работы, сам сварщик тяжести не носит. От этого руки начинают дрожать, качество шва ухудшается. Так что сварщик - это еще и некоторый социальный статус, даже вне разрядов. И каждому сварщику-корабелу нужна "группа поддержки".
   Ну вот из новеньких можно набрать парней покрепче, разбавить бригады. Будем работать в полные две смены. В три - нельзя. Ночью вспышки сварки сильно мешают. У нас в масках обычные темные стекла, не "хамелеоны". И в темноте сварщик чаще "засвечивает" глаза за те доли секунды, пока лицо маской закрывает. Качество сварки ухудшается, и у окружающих рабочих тоже глаза болеть начинают. Мы уже давно отказались от ночных сварочных работ.
   Конечно, пусть сдают на сварщиков, найдем чем занять. Много - не мало. Вон, уже начинают раскладывать прокат для нового мореходного балкера. Да и на новые корабли нужны будут штатные кузнецы-сварщики в команды.
  
   "Орф" докладывает о продвижении осман несколько раз в день. Сторожевик идет параллельно эскадре с северной стороны. Ветер из попутного восточного стал северо-восточным и усилился. Но гафельные паруса османских парусников уверенно справляются с таким галсом, хотя возможностей для манёвра у них немного. Еще с "Орфа" доложили, что слышали звук сильного взрыва, так что одна мина точно сработала.
   И вот уже виден берег. Мы еще спорили - османы будут высаживаться севернее и южнее Отранто. Но эскадра, вслед за флагманом - трехмачтовой шхуной, направилась прямо в бухту. Османы не в первый раз используют такую тактику. Артиллерия в эту эпоху не может быстро и интенсивно противостоять флоту, а высаживаться на необорудованный берег - очень долго и сложно. Еще и сильный ветер сокращал время на принятие решений.
   Причалов в порту Отранто мало, но это не смутило османского санджакбея. Корабли стали причаливать в несколько ярусов, прижимаясь бортами используя кранцы из овечьих шкур. И толпы осман тут же повалили на берег, пробегая с палубы на палубу.
   Пушки с городских стен начали стрелять, но османский десант их словно не замечал, да и результатов попаданий заметно не было. Хотя флот ответил несколькими выстрелами из мелких пушек и одна фуста выстрелила из крупного носового орудия. Но больше для устрашения.
   На берег сошли уже сотни осман, в бухту зашло уже более десятка кораблей - эскадра растянулась, а сильный ветер не дал время сгруппироваться. Две галеры крутились посреди бухты, с них подавали сигналы входящим кораблям - куда им швартоваться. У причалов росло нагромождение судов.
   Вдруг раздался сильный взрыв. Посреди причаливших кораблей вспухло черно-красное, которое быстро стало растущим белым облаком. Сразу стало тихо, только было слышно плеск волн и как на землю падают обломки досок и куски окровавленной плоти.
   Защитники города радостно завопили, а один пушкарь закричал: " Это я, это я так попал!". Жители города завопили еще громче.
   Ветер унес основную часть дыма и стало видно, что один корабль уже утонул, а несколько соседних начали гореть и крениться.
   В это время несколько парусников приближалось к бухте. Капитаны кораблей увидели происходящее и задумались. Надо было срочно принимать решение, варианта только два: идти прямо в бухту, где происходит что-то непонятное, или увалиться по ветру. Один парусник резко сменил галс и пошел на юг, за ним второй, третий. Те корабли что были дальше просто последовали за ними.
   Османские войска на берегу были в смятении. Только что они уверенно высаживались на берег, зная, что их тысячи и тысячи за спиной. И тут какие-то новые опасные пушки разнесли полдюжины кораблей и повредили остальные. Совсем не задело только две галеры и один парусник, который не успел пристать. Некоторые корабли у причала почти не пострадали, но на их палубах никто не стоял, а лежало на палубах много. Хотя нет - то там то здесь стали подниматься, пошатываясь, люди. Стали слышны крики раненых и обожженных.
   Эскадра уходила южнее. В километрах шести от города корабли заходили за мыс, становились на якорь, начинали неспешную высадку.
   В Отранто люди не успевали осознать происходящее. Еще час назад все томились в ожидании неизвестного. Потом ужас от громады османских кораблей на горизонте и от их наглой высадки прямо в бухте. Затем взрыв от удачного выстрела - маленькая победа. Но корабли все идут и идут - их еще много десятков. Хорошо, что идут на юг от города, а высадившиеся османы - под северной стеной.
   Но командир войска, присланного неаполитанским королем, не растерялся.
   - Это отличный момент для вылазки! Осман там и тысячи не наберется, они в смятении, без строя. Срочно вылазку, пока они не опомнились!
   Городские ворота распахнулись, и королевские войска смелым потоком ринулись на осман. Еще и защитники города за ними, вооруженные чем попало. Среди османского войска оказалось всего два сотника, и только они как-то еще сумели организовать оборону, остальные османы дрались хаотично, а то и просто падали на землю ниц. Два очага сопротивления не продержались и четверти часа, неаполитанцы полон не брали - осажденному городу лишние рты ни к чему.
   Но вереница османских кораблей в море не располагала к долгому пребыванию вне города. Быстро похватав трофеи, забрав своих раненых и убитых, неаполитанцы вернулись под защиту стен. В трофеях было много оружия - пик, сабель, луков. Но еще были припасы, только что сгруженные с кораблей. И даже одна совсем небольшая пушка и несколько бочонков пороха. Такую удачную вылазку можно даже отпраздновать.
  
   Османские корабли заходили за мыс - тут ветер ослабевал и можно было спокойно бросить якорь у берега. Берег годился для высадки - довольно каменистый. Не порт с причалами, но и не илистое болото на десятки шагов. Алай-бей сошел на берег одним из первых, и начал командовать сначала своей тысячей, а потом и другими османскими воинами. Пока нет других алай-беев, и не видно санджакбея. Даже если санджакбей появится - то увидит какой умелый командир алай-бей: как он организовал высадку и начал устраивать лагерь для всего войска. Да и санджакбей - командует всем флотом империи, но тут войну надо будет вести на суше: так что как не ему - лучшему алай-бею тут командовать.
   Сходу атаковать Отранто не получилось, да и алай-бей был против такого плана. Осаду надо готовить обстоятельно. Вот соберем войска, выгрузим осадные орудия - тогда и будем атаковать город. Наши орудия легко пробьют бреши в этой городской стене - залатанной, будто штаны бедняка.
  
   Доклады в штаб поступают и от агента на суше и с "Орфа". Османы попытались высадиться прямо в порту, как в Каффе, в моей реальности. Но очень вовремя сработала одна из наших мин - блиц-криг сорвался. Еще и удачная вылазка неаполитанцев. Османы ушли обустраивать лагерь и готовить осаду.
  
  
   Картофеля мы выращиваем очень много и в разных местах. Но и про пшеницу я не забываю. Я же из своего мира привез зерна немного, какой-то очень урожайный сорт. И каждый сезон пытался умножить количество семян. При этом старался сильно не утратить качеств сорта - зерна веяли и просеивали, на семена оставляли 60 - 70 процентов самого крупного зерна, мелочь убирали на еду. Крупность зерна поддерживаем, за кущением следим - в среднем четыре-пять стебля на корень, хотя и три и два часто бывает. Наполнение колоса тоже наблюдаем, но как вести отбор - пока не придумал.
   Минеральных удобрений тут нет, но местами много навоза. Но в навозе связанного азота не так много, несмотря на запах. И биодоступность этих соединений азота далека от идеала. Калия и фосфора также мало - менее процента, но они неплохо усваиваются растениями. С навозом проблемы - его довольно трудно доставлять в поле, и свежим навозом удобрять нежелательно - он должен отлежаться - год или два, и азота в нем станет еще меньше.
   Еще есть зола с калием, но для промышленных масштабов надо заниматься подсечно-огневым земледелием - это не про приморские земли.
   Первые годы делянки под пшеницу были небольшие, это был почти огород, и методы соответствующие. Один раз на таком огороде получили урожай Сам 70 - повезло с правильным навозом, ну и уход был интенсивный. Ухаживали за каждым колоском, поливали из лейки.
   Но все еще продолжаем закупать пшеницу, чаще у черкесов, но даже у мамлюков в Египте покупали. Надо наращивать пашню.
   В окрестностях Мавролако много полей, но черкесы там пашут давно и земля истощена, урожайность у нас там небольшая. Пробовали сеять пшеницу на субтропическом побережье Кавказа, но частые дожди мешают собрать хороший урожай, хотя картошка там растет отлично. А потом еще и османы пришли.
   На Родосе, на нашей территории, плодородной земли немного, да и местность неровная - с плугом там сложно будет, только огороды мотыжить. На Тенерифе можно организовать поле в десятки гектар, но для этого надо будет вырубить лес, выкорчевать пни. Не стоит оно того.
   Можно распахать целину севернее Мавролако, тяжело - но стальными плугами справимся. Еще надо чтобы грузить на корабли было близко, но вблизи моря земля часто натрием загрязнена.
   Но недавно в тех краях прошел с войском Муртаза - сын ордынского хана Ахмата. За этим последовало много событий, и одно из них - ногаи ушли на север Крыма.
   Ногаи ушли, и черкесов-земледельцев тоже меньше стало - война. Не спешат они эти земли занимать - своей хватает. Хотя все это - земли черкесского князя. Решил я что это хороший момент для расширения пашни.
   Нашли мои люди хороший участок, сам-то я на Лампедузе, дистанционно участвую. На берегу Кубани, между Копой и берегом Азовского моря. Давно там были черкесские пашни, о чем говорят редкие цепочки камней, разложенные по межам, то что соха в земле находила. Потом черкесов вытеснили ногаи, поля стали пастбищами, обильно удобряясь овечьим и конским навозом. Сейчас ногаи ушли, и черкесский князь рад любым деньгам за эту землю. Да нам и немного надо.
   Несколько полей, разделенные мелкими оврагами и неудобьями. Более тысячи гектар - мы столько сразу и не осилим. Начнем от реки - скот ходит на водопой, и навоза в землю тут попадает больше. Не целина - залежные земли, что важно. Но начали пахать - будто целина. Хорошо что плуги стальные и у волов тяговое усилие хорошее, вот только медленные они. Но то что это когда-то была пашня - чувствуется. Камней нет, поверхность почти ровная. Но зато много костей среднего размера. И похоже, что не только овечьи. Дерн толстый, и плуг образует большие комья земли, даже борона со стальными зубьями не особо помогла.
   Долго со вспашкой провозились - земля, вспаханная вначале уже зазеленела травой. На сев яровых точно не успевали, но озимые - даже лучше. И осенью пришлось перепахивать опять, но тут уже легче - трехкорпусным плугом прошлись поперек прошлой борозды. Комья до конца не измельчились, но боронование уже помогает заметно. Всего вспахали около шестисот гектаров - потому что "моей" пшеницы на посев у меня было девятьсот центнеров, из расчета сто пятьдесят килограммов на гектар. Поля около Мавролако оставили под парами, там совсем урожайность упала.
   Еще семенное зерно мы стали протравливать от всяких заболеваний, в первую очередь от спорыньи и головни. Хотя спорынья чаще бывает на ржи и в более холодном и сыром климате. Признаков заражения спорыньей я пока не встречал, но тщательно осматриваю пробы зерна с каждого урожая. Спорынья содержит токсичный алкалоид, вызывающий тяжелые патологии у человека.
   Головня - тоже грибок. Но на человека воздействует мало, при обмолоте отделяется хорошо. Но вот урожайность пшеницы от головни страдает сильно. Это мы заметили - первый же эксперимент по протравке семян показал рост урожайности.
   Протравливаем мы раствором формалина. Вполне эффективное средство, в двадцать первом веке все еще используются. Да у нас и других вариантов нет. Используем полусухой метод протравки. Небольшой бурт зерна поливаем из лейки с мелким отверстиями полупроцентным раствором формалина, немного перемешивая лопатами. Накрываем парусиной и даем полежать четыре-пять часов. Затем открываем и мешаем лопатами интенсивнее, чтобы ушли пары формалина. Желательно чтобы погода была ветреной и рабочие стояли с наветренной стороны. Хотя они носят влажные повязки, но формалин довольно вредная штука.
   Недостаток этого метода в том что зерно намокает и может начать прорастать. Поэтому эту процедуру надо проводить за два-три дня до сева, не более. И мы выдерживаем бурт как минимум сутки после обработки, чтобы сеятели не потравились.
   Сеялку я так и не сделал, сеяли руками, у меня опытных сеятелей много. Но зерна не хватило! Пришлось еще местной пшеницей сеять, срочно привезли сто пятьдесят центнеров. Получилось что сеяли нормой около ста семидесяти пяти килограммов на гектар - так рука у сеятелей берет. Ну ничего, может и урожайность соответственно поднимется.
   Успели посеять вовремя - в зиму ростки правильно пошли, и снегом их хорошо укрыло. Агроном даже на Лампедузу приехал - отчитался, все подробно рассказал. Я даже представил себе: весной это будут зеленые поля, а летом - золотые. Неужели я когда-нибудь перестану тратить серебро на покупку хлеба! Хотя рожь еще все равно придётся покупать, не могут мои, рязанские да московские, без ржаного хлеба. Хоть кусочек, хоть раз в день - но надо. Но зато пшеницы у нас будет - бескрайние поля! Пшеница созреет, комбайны ... Какие комбайны?! И тут до меня дошло - а как это все мы убирать будем? Косами косить еще мало кто у меня умеет, серпами косить - уйма народа понадобится. Так что только конными косилками, а их мало. А сколько надо?
   Созревшую пшеницу надо убрать в течении двенадцати дней, потом она начнет осыпаться. Но это если комбайном. У нас же обмолот раздельный, можно начать косить немного раньше и просушить колосья в валках или в стогах, и уже потом обмолачивать. Но сильно затягивать нельзя, вдруг дождь. Значит еще надо построить кроме причала еще большой навес для молотилки и тока. Запишем. В навесе самое ценное - кровля из гофрированного железа, после уборки придется забирать. Но у нас технология отработана: железо крепим саморезами через кожаные прокладки. Новых отверстий в листе не делаем, обрешетку кладем так, чтобы попадать в старые отверстия.
   Значит если начинать косить немного раньше, у нас будет дней пятнадцать, с запасом на случай дождя. При работе одной косилкой за десять-двенадцать часов можно скосить более двух гектар. Получается тридцать гектар на одну косилку, если есть пятнадцать дней. На всю пашню - двадцать косилок. У нас и десятка нет, но сделаем сколько надо, время есть. Нормально, а то я испугался.
   Готовились тщательно, время было. Сделали косилки, построили огромный навес, построили причал на реке. Сделали еще несколько "железных" телег - стальные сварные колеса, бронзовые втулки, стальная рама. Раму наращивают во все стороны жердями - снопов навалить можно уйму. Надежные телеги, любой перегруз выдержат, лишь бы лошади вывезли. Но там дороги ровные, должны тянуть.
   С лошадьми тоже непросто было. Татарские и черкесские лошади мелковаты, в наши телеги их парами запрягаем. С косилками у нас по-разному. Мелкие татарские лошади в одиночку нашу косилку плохо тянут, тяжеловат ход. Есть возницы у которых пара лошадей тянет косилку как надо - ровно и на нужном отступе. Но это только эти лошади и у этих возниц. Есть три крупных лошади, у осман брали, они тоже со своими хозяевами ровно идут и сил у них хватает в одиночку тянуть косилку. Но остальные лошади так ровно ходить не могут, их надо под уздцы вести, а это плюс один человек на косилку, да еще скорость ниже.
   Еще людей пришлось учить. У нас там большая сельхозбригада, передвигается на барже от одного поля к другому. На этой же барже и живут - довольно удобный плавучий дом это сейчас. Самая большая нагрузка у них - при уборке картофеля, потому как столько много зерновых мы еще не сажали. Для двадцати косилок надо как минимум сорок операторов, чтобы они могли меняться. Лучше шестьдесят. Потому что тот кто едет на самой косилке, он отнюдь не отдыхает, как может показаться. Вроде сидит на сиденье и рычаг немного двигает, но устает тоже немало. Так что надо чтобы в "тройке" они менялись все по кругу.
   Но кроме них еще нужны возчики и подсобники-грузчики, так что пришлось еще греков нанимать. Ну и про самое главное забыл сказать - молотилку усовершенствовали. Приделали "ветер" - вентилятор, чтобы лучше отделять мякину и сор. И пришлось почти всю молотилку переделывать, зато теперь у нее жуткая производительность. Только крестьяне ругаются что солома после нее "неправильная", короткая. Это они еще не видели как комбайн солому в труху крошит.
  
  
   Османы осадили Отранто, перекрыв все дороги. Но на всем италийском полуострове не найдется такого войска, которое бы решилось подойти близко к такой громадной армии осман. Вот только корабли с осадными орудиями так и не пристали к берегу ни через три дня, ни через десять. Да и пороха прибыло очень мало. На фустах было несколько крупных пушек, но они не смогли нанести существенного урона стенам города. Так же не появился санджакбей, скорее всего погиб в бухте вместе со своим кораблем.
   Но штурмовать город надо, Великий визирь спросит. Сделали лестницы и большие щиты из досок. Фусты с пушками зашли в бухту и стали обстреливать ворота. А с севера и юга к городу двинулись азапы с лестницами и щитам. Сипахи скакали на расстоянии полета стрелы, обстреливая стены города.
   Но защитники успели завалить ворота изнутри, а к обороне стен подготовились заранее. Тем более - удобных мест для штурма было немного. Битва была тяжелая и кровавая. Но в какой-то момент османы дрогнули и отступили.
   Осада затягивалась, а припасов было не так много - рассчитывали на быстрое взятие города. Отправили в Авлону несколько кораблей, отвезти донесение визирю и пополнить припасы. Но корабли все еще не вернулись, хотя уже должны были.
  
Оценка: 8.10*13  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"