Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Немного слов о Мейясу-Малларме, Латуре, Делзене и Уильяме Джеймсе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассмотрение книги "Число и сирена. Чтение "Броска костей" Малларме", и статей "Дайте мне лабораторию, и я переверну мир" и "Реконструкция эмпиризма".

Число и сирена. Чтение "Броска костей" Малларме


  
   Квентина Мейясу (Quentin Meillassoux, родился в 1957 году) - французский мыслитель, кандидат философских наук, доцент (maître de conférences) Кафедры истории и философии Сорбонского университета. Квентин сын известного французского неомарксиста и экономического антрополога Клода Мейясу (Claude Meillassoux, 1925-2005).
  
   Книга Квентина Мейясу пропитана метафизико-каббалистическим духом.
   "<...> Броске костей" эндогенного кода - который возможно расшифровать исключительно посредством подсказок, разбросанных в данном произведении <...>" [2, C. 14].
   "Итак, обнаружение кода не даст нам ответа, который распутает все сложности поэмы, но поставит новый вопрос: почему понадобилось шифровать "Бросок костей", а точнее, почему его понадобилось шифровать таким образом? Код даст нам не заветный ключ к поэме, а скорее сведения об устройстве ее замка: не раскрытие ее подлинного смысла, а прояснение прежде не замеченной трудности" [2, C. 18].
   Мейясу утверждает, что новый пророк, в лице поэта Малларме, явился в этот мир. Стефан Малларме (Stéphane Mallarmé, 1842 - 1898) - французский поэт. Малларме символист и дегенерат по утверждению французского психолога Макса Нордау (1849-1923), который выразил это в собственном труде "Вырождение". Я соглашусь с мнением психолога: "Символисты представляют собою замечательный пример той склонности психопатов составлять кучки, о которой мы выше упомянули. В то же время они обладают всеми другими свойствами, характеризующими выродившихся и слабоумных субъектов: безграничным тщеславием и чрезмерно высоким мнением о себе, сильною восприимчивостью, неясностью и бессвязностью мысли, болтливостью (в психиатрии: логорея), полною неспособностью к серьезному, усидчивому труду" [1, C. 79].
   Автор разбирает фундаментальную истерическую поэму Малларме "Бросок костей". Мейясу озаглавил свой труд, как "Число и сирена", ибо, первое слово - "число", отмеряет мир в цифрах и в слове Бога, которое нужно изучать, как этому учили саддукеи (Малларме горячий поклонник этой еврейской секты), а не слово Адама, и, второе слово - "сирена", что Малларме пленил умы своих современников.
   "Цель этой книги состоит в выявлении процедуры шифрования, заложенной внутри "Броска костей" Малларме. Как только эта процедура будет расшифрована, она позволит точно определить "то единственное Число", которое загадочно упоминается в поэме. Мы, стало быть, утверждаем: а) поэма Малларме закодирована; б) дешифровка этого кода составляет условие правильного понимания "Броска костей", поскольку он проливает свет на один из существенных элементов поэмы, а именно на природу Числа" [3, C. 19].
   Наследие Малларме должно стать ближе к людям, но не раскрыться до конца. Потому что "раскрытие" это потеря "смысла" в трудах такого великого и известного поэта.
   "<...> Малларме рисковал тем, что его главный поэтический акт никогда не будет раскрыт <...>" [2, C. 92].
   Как важно философ вчитывается в алкогольный бред поэта. "Поэтизм" достиг своей высоты, до которого простому смертному, студенту, далеко.
   "Содержание "Броска костей" - это описание некоего предполагаемого кораблекрушения. Судно невидимо - предполагается, что оно уже поглощено бушующими водами; на месте его исчезновения, кажется, видна его тень (Страница III). На поверхности остался только некий Капитан, о котором ничего не известно. Единственное, и парадоксальное, действие Героя сводится к колебанию: бросать или нет кости, зажатые у него в кулаке; сжатый кулак - это знак вызова морю, которое через мгновение поглотит Героя (Страницы IV и V). Следующие Страницы содержат описание событий, следующих за исчезновением Капитана, от которого на поверхности воды остались только головной убор ("шляпа") и "хохолок",- их несет к краю угрожающего водоворота. Затем из этого водоворота на мгновение возникает сирена, одним ударом своего хвоста уничтожающая камень, о который, видимо, и разбилось судно Капитана (страницы VI-IX). Остается неизвестным, были ли брошены кости, однако Поэма завершается - после того как хохолок оказывается в свою очередь поглощен морем - гипотетическим появлением (это подчеркивается выражением "МОЖЕТ БЫТЬ") созвездия или похожего на Большую Медведицу, или именно его (возможны оба прочтения). Это созвездие как будто приводится в движение небесным Броском, заменяющим бросок Капитана,- который завершается "коронацией"13: звезды уподобляются точкам на Кости ночного неба (Страницы X и XI)" [2, C. 24-25].
   Смысл этого убого стиха, что жизнь вечный выбор между злом. Человек страдает от этих выборов. Пока страдает, он впустую прожигает жизнь.
   Мейясу доказывает, что эта жизнь является "темной" стороной, а "светлой" стороной жизни есть недостижимые высоты (спекулятивный реализм). Нарко-алкогольные эйфории - путь к открытию смысла истинного бытия.
   Поэт общается с философом, и, вот уже, философ слышит голос поэта: "Совершив акт - "Бросок костей" - Малларме допустил, что умрет во плоти, не узнав, будет ли его произведение когда-нибудь расшифровано, но он также допустил возможность своей духовной смерти, поместив в свою Поэму закодированную Констелляцию, которая, если текст не расшифруют, навечно похоронит красоту его жеста и которая в случае недоброжелательной или поверхностной расшифровки могла навсегда дискредитировать его "духовное тело" - Малларме будущих поколений, каким он остался бы в нашей памяти"" [2, C. 93].
   Автор "Число и сирена" громогласно заявляет, что дело мессианство живо. Истинные пророки человечество рождаются в родном французском отечестве. Скорей всего, Мейясу, забыл высказывание Платона о поэтах.
   "А люди-поэты страшно спутывают и неразумно смешивают все это, так что непременно должны вызвать смех людей, по выражению Орфея, получивших в удел "возраст услад"; эти-то ведь видят, что все здесь спутано" [3, C. 120].
   Мейясу превозносит Маллерме. Он сотворил кумира. А цель поэта - деньги.
   "Как поэты любят свои творения, а отцы - своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам - не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства" [4, C. 82].
   Философ жалок, что отвергает установленную истину дегенератсво Малларме.
   Автор доказывал, что Малларме имеет право, чтобы его помнили, ибо нет такой личности, которая не имела бы на это право.
   "Малларме дал нам понять, что современность действительно произвела пророка, но скрытого; мессию, но гипотетического; Христа, но созвездного. Он сконструировал невероятный магический кристалл некомпетентности, несущий в своем сердце, видимом насквозь, жест сирены, невозможный и живой, его породивший и всегда порождающий" [4, C. 155-156].
  
  

Литература


  
  
   1. Нордау, Макс. Вырождение / Пер. с нем. и предисл. Р. И. Сементковского; Современные французы / Пер. с нем. А. В. Перелыгиной / Послесл. В. М. Толмачева.- М.: Республика, 1995.- 400 с.
   2. Малларме, Стефан "Чтение "Броска костей"" Малларме / пер. с фр. С. Лосевой и К. Саркисова. - М.: Носорог, 2018. - 224 с.
   3. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 830 с.
   4. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 654 с.
  
  
  
***

  
  

Дайте мне лабораторию, и я переверну мир


  
  
 []

  
  
   "Дайте мне лабораторию, и я переверну мир" - статья Бруно Латура (родился в 1947 году) - французский социолог и антрополог, кандидат социологических наук, профессор Кафедры истории и науки в Гарвардском университете.
   Название статья Бруно Латура это отсылка к популярному архимедомскому высказыванию: "δῶς μοι πᾶ στῶ καὶ τὰν γᾶν κινάσω" [1] (дайте мне точку опоры, и я переверну землю [2]). Социолог часто использует данную цитату в своих работах [3].
   Латур рассматривает деятельность выдающегося химика и биолога Луи Пастера (1822-1895). Его борьбу против сибирской язвы и куриной холеры.
   Латура, как социолога, в деятельности Пастера, более интересует, как Пастер сумел добиться успеха в выделение финансирования из госбюджета Франции на собственные исследования. Латур заявляет, что успех Пастера в его "лабораторности". Ученый сумел обобщить статистические данные сибирской язвы, предоставив результаты в виде научной базы правительству Франции. Также Пастер удачно научно обоснованно выступал против своих полевых коллег (например, Роберта Коха, годы жизни 1843-1910. Немецкий врач, микробиолог и гигиенист). Как древнегреческий математик и физик Архимед [6] приносил победы и прославлял город-государство Сиракузы (против Римской и Карфагенской республике), так Пастер своими открытиями и исследованиями, сумел на научном поприще прославить Францию (против Прусского и Английского королевств).
   "Приобретаемая в лаборатории сила не является таинственной. Несколько человек могут стать сильнее, чем эпидемия, если изменят масштаб двух действующих агентов (т. е. если сделают микроба большим, а эпизоотию маленькой), а все остальные смогут следить за происходящим через предлагаемые приемы записи, делающие каждый производимый шаг понятным и удобочитаемым. Изменение масштаба приводит к росту числа доступных записей. Получение данных об эпидемии сибирской язвы в масштабе всей Франции было медленным, кропотливым и неопределенным процессом. Но всего лишь через год Пастер мог увеличивать количество вспышек сибирской язвы. Не удивительно, что он стал сильнее, чем ветеринары. На любые данные статистики ветеринаров он мог привести в десять раз больше своих данных. До появления Пастера их утверждения мог- ли быть опровергнуты любым количеством таких же правдоподобных, но, тем не менее, противоположных утверждений. Но когда Пастер выносит из лаборатории свои цифры и данные, кто способен серьезно ему возразить? Пастер приобрел такую силу, модифицировав масштаб. Таким образом, в вопросах о сибирской язве у него есть два источника силы: эпизоотия и микробы" [4, C.24-25].
   "Это так же легко и основательно, как и утверждение Архимеда о сдвигании земли и превращения самого слабого в самого сильного. Это в действительности просто, ибо весь механизм заключается в осуществлении простых шагов. Люди с восхищением говорят: "Накопленное знание!", но такое накопление становится возможным только вследствие изменения масштаба, позволяющего в свою очередь увеличить количество проб и ошибок. <....> Каждая ошибка, безотносительно к характеру поля или темы исследования, в свою очередь фиксируется, сохраняется и вновь предстает в удобочитаемой форме. Если достаточно большое количество экспериментов фиксируется, и становится возможным сделать обобщение всех записей, то это обобщение будет все более точным, если оно будет параллельно уменьшать возможность выдвижения со стороны конкурентов контраргументов, таких же достоверных, как и ваши. И этого достаточно. Если вы суммируете ряд ошибок" [4, C.25].
   Латур заявляет, что современным государствам требуется выделять средства институтам и лабораториям. Латур не упоминает, но среди строк, обращаясь к правительствам мира, доказывает полезность институтов и лаборатории законом Паретто 80/20 (Вильфредо Парето, годы жизни 1848-1923. Итальянский инженер, экономист и социолог). Закон Паретто гласит, что "20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий - лишь 20 % результата".
   "Первые социологи делали те же ошибки, что и эпистемологи. Они искали нечто особое везде, кроме самого очевидного места - окружающих факторов (the settings). Даже сами ученые лучше многих аналитиков знают, в чем заключается их особенность. Пастер, к примеру, будучи лучшим социологом и эпистемологом, чем многие специалисты, написал трактат по социологии науки, в котором просто указал на лабораторию, как причину появления у ученых власти над обществом (Pasteur, 1871)" [4, C.21].
   "О политике говорят, что он алчный, интересуется только самим собой, недальновидный, неоднозначный, всегда готовый на компромисс и неустойчивый. Об ученом говорят, что он бескорыстный, дальновидный, честный или, по крайней мере, скрупулезный, говорящий открыто и определенно и стремящийся к достоверности. Все эти различия являются искусственными следствиями одной простой вещи, материальной вещи. Дело в том, что у политика нет лаборатории, а у ученого есть. Поэтому политик работает на полном масштабе, всегда находится в центре внимания и вынужден постоянно делать выбор. Все, что с ним происходит (безотносительно к тому, добивается ли он успеха или нет), происходит "снаружи". Ученый работает на моделируемых масштабах, умножая число ошибок внутри своей лаборатории, не будучи доступным для всеобщего обозрения" [4, C.26].
   "Сила в знаниях, а знания характеризует и продуцирует человеческую эпоху, что являлось для неё острым и важным, когда эпоха ответила, столкнувшись с вызовами эпохи" - таким тезисом можно пояснить главную мысли статьи Латура.
   Текст Латура это воззвания к научности и возрождению наукоучению, которая способствует спасению и приумножению человеческой породы.
   "Сила лаборатории" - термин Пастера, который критикует Латур. Силы лаборатории нет, есть стремление заработать. Пастер нуждался в деньгах. Когда сибирская язва стала локально распространяться во Франции, Пастер, чтобы получить субсидии и гранты, ездил в зоны очагов на территории Франции "помогая" фермерам и их "заразной скотине". Услуги Пастера были дорогие. Пастер предлагал прививать скотину собственным изобретением - вакциной от сибирской язвы, но цена отталкивал фермеров, что в регионах, где буйствовал эпидемия, что в спокойных районах. Тогда Пастер, через своих собственных агентов, начал заражать скотину и в других регионах, и его вакцина приобрела бешеный спрос. Латур делает акцент на том, что как голодный ученый опасный, так и тучный ученый неповоротливый. Первый пойдёт на любое преступление, что бы обеспечить себя. Второй ленив и вреден, он только потребляет без производства новых идей. Зарубить научную братию означает остаться без науки и скатиться в варварство. Латур предлагает меру, чтобы голодные и ленивые работали: открыть побольше институтов и лаборатории, а гранты выделять по результату. Дать минимум, чтобы не бунтовали.
   "Этот ответ обнаружится, если мы сопоставим все три тезиса моего аргумента: ликвидацию границы между внутренним и внешним; изменение соотношения в масштабе и уровнях; и, наконец, процесс записи. Эти три темы указывают на одну и ту же проблему: то, каким образом несколько человек обретают силу и отправляются в одни места для того, чтобы модифицировать другие места и образ жизни множества людей" [4, C.23].
  
  

Литература


  
  
   1.URL:https://glosbe.com/el/en/%CE%94%CF%89%CF%82%20%CE%BC%CE%BF%CE%B9%20%CF%80%E1%BE%B6%20%CF%83%CF%84%E1%BF%B6%20%CE%BA%CE%B1%E1%BD%B6%20%CF%84%E1%BD%B0%CE%BD%20%CE%B3%E1%BE%B6%CE%BD%20%CE%BA%CE%B9%CE%BD%CE%AC%CF%83%CF%89.
   2. Диодор Сицилийский, "Историческая библиотека", XXVI, 18. URL: http://simposium.ru/ru/node/9472.
   3. Например, ещё в "Matters of Fact, Matters of Concern". 2004. С. 246. "<...> Archimedes spoke for a whole tradition when he exclaimed: "Give me one fixed point and I will move the Earth <...>"".
   4. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / пер. с англ. П. Куслий // Логос. 2002. ? 5-6 (35). С. 211-242.
  
   ***
  
  

Реконструкция эмпиризма


  
  
 []

  
  
   "Реконструкция эмпиризма" [1] - статья Финнура Ульфа Делзена [2,3] (Finnur Ulf Dellsén) - исландский, английский и американский кандидат философских наук, доцент Кафедры истории и философии Рейкьявикского университета.
   Мейясу и Латур это деятели континентальной философии (представители спекулятивного реализма). Делзен занимается исследованием аналитической философии (логическим позитивизмом).
   Доказательство (действительное), с одной стороны, формально и содержательно с определенной необходимостью обращения к сущности. С другой стороны, доказательство отбрасывает возможные не выявленные сущности.
   Актуальность исследования "Реконструкция эмпиризма" формируется спецификой современных философских процессов культурной глобализации и теми философско-методологическими следствиями, которые последовательно следуют из этих процессов. Речь о подлинности и фактичности источников в мировом информационном пространстве. Для философии рубежа ХХ-ХХI столетия характерно изучение не столько абстрактных познавательных схем и структур (метафизики), сколько конкретного эмпирического субъекта-интерпретатора, философа-исследователя (последователи неклассической философии).
   Степень теоретической разработанности проблемы нулевая. Статья не переведена не на один из языков, которые повседневно используются на Украине. Но общая идея Финнура Ульф Делзена в исследовании наследия современного голландского философа Баса ван Фразена (Bas van Fraassen, 1941. Голландско-американский мыслитель, кандидат философских наук, профессор Кафедры философии Принстонского университета.) и его апофатического метода существования мира. Фразен занимался данной проблематикой, как и его учитель Адольф Грюнбаум (Adolf Grünbaum, 1923-2018. Немецкий ученый, кандидат философских наук, профессор Кафедры философии Питтсбургского университета.). Грюнбаум развил мысль своего учителя Карла Поппера (Karl Raimund Popper, 1902-1994. Немецкий мыслитель, кандидат философских наук, профессор Лондонской школы экономики и политических наук) о принципе фальсифицируемости (позднее назван научным апофатическим методом действительности).
   Поппер утверждал, что закон достаточного основания, требуя от любого рассуждения доказательной силы, предостерегает нас от поспешных выводов, голословных утверждений, дешевых сенсаций, мистификаций, слухов, сплетен и небылиц. Запрещая принимать что-либо только на веру, этот закон выступает надежной преградой для любого интеллектуального мошенничества.
   Лженаукой, как правило, называют дисциплины и практики, которые (открыто или не очень) имитируют научно-исследовательскую деятельность, не отвечая при этом требованиям научного метода (специализированная эмпирическая и теоретическая деятельность, направленная на получение истинного знания о мире). Общепринятая научная теория, как правило, имеет высокую объяснительную и предсказательную силу, то есть буквально периодически делает неслыханные универсальные и окончательные "аксиомы". Научная теория логически стройна и соблюдает принцип фальсифицируемости. Принцип фальсифицируемости противоположен принципу верифицируемости: при верификации гипотезы исследователь ищет подтверждающие её примеры, при фальсификации - примеры, опровергающие её. Благодаря этому принципу фальсифицируемости всегда подтверждается или опровергается критическим анализом любая выдвинутая гипотеза, делая принцип [фальсифицируемости] вечным подвижным и вечным изменчивым поиском истинности в науке. Этот принцип отказывается от любой догматической закостенелости и не изменчивости парадигм в науке. Принцип верифицируемости осуществляет поиск фактов, преимущественно (или даже исключительно), через поиск фактов, их подтверждающих. Принцип верифицируемости - подтверждение эксперимента внутри самого поля исследование эксперимента. Принцип верифицируемости - схоластический клерикализм. Принцип верифицируемости - змея, поедающая свой хвост (Уроборос).
   Всякое доказанное положение непременно истинно.
   Объектом исследования (статьи "Реконструкция эмпиризма") является историко-философское наследие Карла Поппера, через призму Баса ван Фразена и его обобщений, как "внука поперовского учения". Манифестирование Фразенской теоретической и методологической концепции. Фразенский взгляд на противоречие между реализмом и антиреализмом.
   Предметом исследования является реалистическо-монистическая позиция (реализма) Делзена против диалектической позиции (реализма и антиреализма) Фразена, о существовании себя (я) и сущего (мира).
   Делзен приходит к мнению, что разница между научной и лженаучной гипотезой заключается не в том, что они доказывают, а в том, как доказывают.
   Методологической основой статьи послужили методы: логический, историко-философский и метод системного анализа.
   Практическое значение исследования состоит:
  
   - в последовательном решении, путем научного метода философского исследования, восполнения теоретической базы и устранения пробелов в современной философии, в том числе, философии Делзена-Фразена;
  
   - интересная концепция реализма против антиреализма, для последующей апробации в материалистических полемитических спорах;
  
   - дифференциация спекулятивного реализма от действительного реализма, с последующим использованием теоретического знания о современной философии для студентов и их последующей научно-исследовательской деятельности.
  
  
   Исландский народ не многочисленный, около 380 тысяч человек. На острове Исландии одно высшее учебное заведение Исландский университет (Háskóli Íslands), который основан в 1911 году.
   Университет спонсируют в своих интересах США, Британия и ФРГ. Они "выкачивают" местные "мозги". В Университет ведётся образование на исландском и английском языках (факультативом можно выбрать немецкий язык) [4].
   Делзен - ярый скандинавский националист, который требует в своих высказываниях у европейских правительств отказаться от эллинистического понимания происхождения Европы и принять её сканданическую (северную, вирическую) [5] версию происхождения.
  
   Вирическая =викингизм, викинская. "Викинг" - это "человек вождя" либо "человек с Вики": III viking m1 (norrønt víkingr; sjå viksk; truleg 'mann frå Vika'). Вик (норв. Viken - "бухта, залив") - историческая область Норвегии в окрестностях Осло-фьорда в юго-восточной части Норвегии. Самый "жесткий викинг", "опытный человек с земли Вика" это "hardhaus" хардхаус.
  
  

Литература


  
  
   1. URL: https://www.academia.edu/29535877/Reconstructed_Empiricism.
   2. URL: https://english.hi.is/staff/fud.
   3. URL:https://philpeople.org/profiles/finnur-dellsen, http://whenexpertsdisagree.ucd.ie/speaker/dr-finnur-delen/ и https://sites.google.com/view/dellsen/home?authuser=0.
   4. URL: https://philosopherscocoon.typepad.com/blog/2020/01/philosophy-in-iceland.html.
   5.URL:https://ordbok.uib.no/perl/ordbok.cgi?OPP=viking+&ant_bokmaal=5&ant_nynorsk=5&nynorsk=+&ordbok=nynorsk.
  

****


  

Дополнение к "Реконструкции эмпиризма"


  
   Концепция реконструкции эмпиризма берёт своё начало с публикации в 1909 году 'Разностороннего мира' (Плюралистической вселенной) Ульяма Джеймса (1). Книга включает в себя собрание лекций, которые Джеймс прочитал в Оксфорде, Манчестерском колледже для Гиббертовских лекций (2).
   Автор становится на позицию радикального реконструирующего эмпиризма. Он заявлял, что все начала мира вещей берутся из единства и борьбы противоположностей (вслед за Парменидом) (3).
   Главная идея 'Разностороннего мира', традиционный теизм, порождает абсолютный политеизм, чтобы достичь абсолютного идеализма. Абсолют не является христианским богом, Абсолют он един и в любой религии. Абсолютный объективный идеализм делит Бога в теистических верованиях и ставит вне эмоциональной человеческой составляющей, его страстей и аффектов.
   Вслед за Штраусом (4) и Фейербахом (5), Джеймс утверждал, что человек создает себе богов по своему образу мысли.
   Реконструкции эмпиризма - переосмысление Джеймсом локковского (6) и ридовского (7) пониманий того, как человеческое мышление через чувственность постигает окружающую действительность.
   Радикальный эмпиризм - доктрина непрерывности опыта, которая пользуется преимуществом немедленного и, следовательно, разумного опыта преемственности. Данный подход раскрывает интимную взаимосвязь между его главными концепциями, а именно чистый опыт, радикальный эмпиризм, прагматизм, гуманизм и плюрализм. Они являются способами демонстрации взаимного отношения как сугубо эмпирических, так и чисто идеалистических условий, составляющих сферу возможного опыта, в котором мыслитель работает при снижении ценности абстрактных знаний, не подтвержденных теоритическим либо практическим опытом. Знания = полезность и валидность = прагматизм (по Джеймсу).
   Согласно философскому восприятию Джеймсом идеи Дарвина (8), теория естественного отбора выступает фактическим инструментом адаптации к реальности. В этом смысле Джеймсу нравится опыт Пирса (9), который подчеркивает идею о том, что знания имеют экзистенциальное измерение и нужно жить, чтобы исследовать.
   Джеймс предлагает 'философию опыта' (реконструкцию эмпиризма), которая соединяется с гуманизмом в его попытке примирить наши интеллектуальные способности с нашими разумными (сознательными) стремлениями и игнорировать любую догматическую, 'неоспоримую' или абсолютную форму знаний. Такая философия должна быть адаптирована к реальности, настолько интегрирована и быть множественной, насколько это возможно. Важно не лишать реальность ее качественных характеристик (описательный опыт субъектом объекта не является его конечным объективным описанием).
   В этом стремлении, очевидно, что теория Джеймса резко контрастирует с любым абсолютным, естественным и социальным бесплотным использованием интеллекта (спекуляции), потому что порожденные иллюзии является всего-то плодом воображения либо моделированием определенных ситуаций субъекта или субъектов. Англо-американский прагматизм строг к научности и вещественности, к пользе дескриптивного метода.
   Джеймс вступил на поле брани против представителей англо-американского идеализма. Идеализм противоречит здравому смыслу.
   Классический эмпиризм, если грубо сказать, описал и забыл. Каждый желающий имеет право манифестировать о своих результатах. Их обобщают и их пускают в дело.
   Реконструкция эмпиризма, либо радикальный эмпиризм, Джеймса, это описательный опыт, пусть и многогранный и многоступенчатый, но всего-то чей-то опыт. Требуется не забывать выводить новые суждения на старые вещи, выдвигать новые гипотезы на базе своей научно-технической эпохе. Например, зачатие в классическом эмпиризме это два начало, которые сошлись и породили одно из своих начал. Зачатие в радикальном эмпиризме это утверждение, что началам нет необходимости сходиться, чтобы иметь потомство (лабораторным путём, экстракорпоральным оплодотворением).
   Видный марксист Бернштейн (10) стоял на позиции деймосковской реконструкции эмпиризма в сфере политэкономики. Требуется 'огуманизировать' классовую борьбу Маркса. Сгладить углы революции.
   Поппер, как Бернштейн, высоко ценил английский прагматизм и вклад в него Джеймса. Грюнбаум, вслед за Поппером, продолжал исследование радикального эмпиризма. За Грюнбаумом последовал Фразен, который стал 'левым' реконструктором эмпиризма. Делзен призывает Фразена не уходить от учение Джеймса. Возникает закономерный вопрос: 'кто прав Делзен либо Фразен?'. Джеймс призывал развиваться, но любое учение это - конечно. Следовательно, правила учения отбросить нельзя. Но Фразен не отбросил, а подменил понятие, введя дуализм в реконструкцию эмпиризма, а 'правый' Делзен требует возвращения к 'классической' реконструкции эмпиризма, т.е. получается, он занимается догматизмом и сотворением кумира из Джеймса. Здесь позиция, как в диалоге Платона 'Парменид', что нет не 'левых' и не 'правых', а есть разные описательные точки зрения реконструктивного эмпиризма.
  

***


  
   1. 'A pluralistic universe', Уильям Джеймс (William James, 11.01.1842-26.08.1910) - американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.
  
   2. Hibbert Lectures - это не обязательный курс (дисциплина) по теологическим вопросам, который, начиная с 1847 года, преподают в Манчестерском колледже. Основатель курса - английский теолог Роберт Гибберт (Robert Hibbert, 25.11.1769-23.09.1849), ученик филолога Гильберта Уэйкфилда, специализирующегося по классическим языкам. Гибберт известный борец против триединобожия (антитринитарист либо антитринитаризм - общее название течений в христианстве, основанных на вере в Единого Бога и отвергающих концепцию 'триединства Бога'). Другими словами, сторонники антитринитаризма не принимают тринитарный догмат о трёх 'неслиянных и равноправных' личностях Бога - Отце, Сыне и Святом Духе. Неоариане. Нам нужен свой Тертуллиан, но Джеймс продолжает позицию Гибберта. Гибберт = Арий.
  
   3. '<...> единое само по себе, независимо от каких бы то ни было определений, за исключением одного - неделимости, отсюда выводится, что единое не есть целое, ибо целое состоит из частей, что оно бесконечно, бесформенно, не занимает определенного места, не находится ни в движении и ни в покое и т. д. Итак, единому не принадлежат никакие определения; про него нельзя сказать даже, что оно существует и познаваемо. Чистое бытие есть нечто равное небытию. Здесь мы имеем начало Гегелевской Логики. Все эти отрицания вложены в уста Парменида, хотя они и несогласны с элеатским учением'. C.7. https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/Academia/004-01.pdf.
  
   4. 'Жизнь Иисуса Христа' 1837 года.
  
   5. 'Сущность христианства' 1841 года.
   6. Джон Локк (John Locke, 29.08. 1632 - 28.10.1704) - английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.
  
   7. Томас Рид (Thomas Reid, 26.04. 1710 - 07.10. 1796) - шотландский философ, современник и критик Дэвида Юма, основатель Шотландской школы здравого смысла, сыграл существенную роль в Шотландском просвещении.
  
   8. Чарлз Роберт Дарвин (Charles Robert Darwin, 12.02. 1809 - 19.04.1882) - английский натуралист.
  
   9. Чарльз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 10.09. 1839 - 19.04. 1914) - американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики. Ввёл в философию термин 'фанерон' ('идея'), понимаемый в локковском смысле, а не в платоновском. Пирс не ставит фанерон в зависимость от каких-либо реалий, то есть фанерон - это идея, которую мы рассматриваем только в рамках сознания и вне зависимости от того, как она связана с материальным миро. Это просто явление сознания. Пирс предложил концепции тихизма, синехизма, прагматицизма. В логику - абдукцию, стрелку Пирса, в картографию - проекцию Пирса.
  
   10. Эдуард Бернштейн (Eduard Bernstein, 06.01. 1850 - 18.02.1932) - немецкий публицист и политический деятель, социал-демократ, идеолог ревизии марксизма (бернштейнианства), теоретик реформизма.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"