Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Артур Шопенгауэр о женщинах и его антропологический взгляд на женщин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Артур Шопенгауэр относится к немецкой классической философии. Еврейские корни Балтийца из Данцига. Шопенгауэровский взгляд на женщин. "Антропологический взгляд на женщин" - гендерные роли, как их видел мыслитель. Развернутая аннотация внутри статьи.

1. Введение


  
 []

  
   Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ, представитель эпохи классической философии. Шопенгауэр актуализировал взгляды древнегреческого философа VI-V века до н.э. Гераклита на жизнь, как пессимист, и на людей, как мизантроп. Шопенгауэр продолжил исследование Эфесца по антропологическому вопросу о значительной роли женщин для общества и их представления мира и жизни.
   Фундаментом кругозора Шопенгауэра выступали традиционные отношения к женщинам, свое мировоззрение приобрёл из изучения римской, греческой (ионийской) и иудейской культур. Делал упор, что патриархальное общество - здоровое общество, как человек старой иудейской закалки, и переосмыслил воззрения римлян, греков и евреев на женщин. Он считал, что жена должна находиться подле мужа своего, как потомок голландский евреев и исповедующих кальвинизм (по отцовской линии Флориса и по линии материнской линии Иоанны Трозинер) [1].
   Поэтому для него, как кальвиниста, женщины были беззащитны, слабы и непосредственны, как дети. Мыслитель из Данцига (современный Гданьск) опирался в своих суждениях на Священное Писание: "Добродетельная жена - венец для мужа своего, а позорная - как гниль в костях его" (Притч. 12. 4), "Жена добродетельная радует [веселит] своего мужа, и лета его исполнит миром" (Сир. 26. 2), "Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками" (Притч. 14. 1), "Блажен, кто живет с женою разумною" (Сир. 25. 11), "Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину] и получил благодать от Господа" (Притч. 18. 22).
   Шопенгауэр выступил против того, что жена вещь мужчины, как сказано в Писании: "Не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею" (1 Кор. 11. 9-10).
   Данцигский пессимист видел долг женщины в том, чтобы она была образованной, берегла семейный очаг и занималась воспитанием детей.
   К этим трём естественным гендерным проблемам (беззащитность, слабость и непосредственность), он считал, добавиться еще одна, искусственная проблема - скорая эмансипация женщин. Эмансипация, навеянная Великой Французской революции (1789), изменила женщин в худшую сторону. "Декларация прав женщины и гражданки" (1791) - труд Олимпии де Гуж (настоящее имя Мари Гуз (1748-1793)) - французской революционерки, которая разрушила до основания власть мужчины над женщиной. Олимпия де Гуж предложила взамен:
  
   1) духовный разврат, выход из кротости и благонравного поведения, предание женщин смерти (касается Статей 7, 9, 10, 11, 13, 15) и возбуждение стремления к промискуитету (Статья 11);
   2) самоутверждение и постепенное изменение гендерных ролей (Статья 17 и Постскриптум) [2].
  
   Видя изменяющуюся тенденцию ухудшения женских нравов, "Часовой дома" (этимология фамилии Schopenhauer с французского языка слово "chopen" - "часовня" заимствовано из латинского языка "cappellus", что означает: плащ, накидка) [3] пришел к выводу в своем труде "О ничтожестве и горестях жизни", что сегодня люди живут в "худшим из возможных миров" [4].

2. Хронология, происхождение термина "немецкая классическая философия" и историческая фактичность термина


  

2.1 Хронология термина


  
 []

  
   Термином немецкой классической философии определяют несколько ключевых фигур в европейской философии конца XVIII века и первой половины XIX века, аккумулирующих в себе основное содержание философского процесса этого исторического периода. Это Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг и Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Именно эти четыре фигуры образуют смысловое ядро того, что обычно называется немецкой классической философией. В представление о немецкой классической философии входит так же представление о прямой преемственности между четырьмя вышеназванными философами. Причем, почти ветхозаветной преемственности по принципу: Кант "родил" Фихте, Фихте - Шеллинга, Шеллинг - Гегеля. Таким образом, развитие этой философии рассматривается как некоторый телеологически организованный процесс. Гегелевская философия является его кульминацией и одновременно началом конца, как это описывал Ф. Энгельс. При этом предполагается, что есть некоторая общая проблема, разные фазы, этапы развития и решения которой представляют собой эти четыре мыслителя [5, S. 264-296].
   Дифференцируют (переодизируют) две хронологические концепции понимание немецкой классической философии. В "узком" смысле (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и "широком" смысле (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс).
   В узком смысле - с 1781 года (издание труда И. Канта "Критика чистого разума") по 14 ноября 1831 года (смерти Г.В.Ф. Гегеля).
   В широком смысле - с 1739 года (издание труда Д. Юма "Трактат о человеческой природе") по 14 марта 1883 года (смерть К. Маркса) [6, S. 34].
  

2.2 Происхождение термина


  
   Термин немецкой классической философии впервые появился (затем введен в обиход) в названии одной из самых известных работ Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886 г.). Ф. Энгельс подчеркнул словом "классическая" в этом словосочетании во-первых, обозначить предшествующее, но уже ставшее определяющим интеллектуальное усилие "поколения отцов", и во-вторых, это метафорическое выражение позволило Энгельсу в рефлексивной (отраженной) форме, уже с высоты жизненного опыта, увековечить дань уважения перед высочайшими достижениями мысли, масштаб которых наиболее полно проясняется с течением времени [7, S. 204f].
  

2.3 Историческая фактичность термина


  
   Если же посмотреть на историческую фактичность, то довольно быстро обнаруживается, что на самом деле в реальности философского процесса все гораздо сложнее, чем на той картине, которая предполагается этим расхожим термином. Разумеется, весь интеллектуальный ландшафт первой половины XIX века так или иначе связан с критическим переосмыслением проблематики кантовской философии. Однако, это размежевание с Кантом отнюдь не ограничивается фихтевским, шеллинговским и гегелевским решениями некоторых общих ключевых вопросов. Реакциями на Канта точно так же является и проект энциклопедистики Новалиса (Фридриха фон Харденберга), и размышления о соотношении веры и знания в творчестве Фридриха Генриха Якоби и Йозефа Гёрреса, и поиски философской герменевтики Г.А.Ф. Астом и Ф. Шлейермахером. Поэтому, довольно быстро обнаруживается, что разделение на ключевые фигуры, которые аккумулируют в себе главное содержание философского учения - процесс мировозренческий. Предполагается совершенно определенный нормативный взгляд на философию, а именно убеждение, что главную ценность в философии представляют попытки создать всеобъемлющую, законченную, выстроенную по некоторым единым правилам философскую систему. Поэтому те философские проекты, которые или не претендуют на систематичность, или предлагают какие-то принципиально другие модели самого понимания того, что такое систематическая философия и в чем может заключаться ее систематичность, оказываются, благодаря применению этого термина, вытесненными на периферию.
   Историческое представление о прямой преемственности между "отцами-основателями" (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) тоже не выдерживает никакой критики. Если посмотреть на их биографии, на творческий путь, который они прошли, то довольно быстро увидим, что не выстраивается даже прямая хронологическая последовательность выхода в свет их сочинений. Так, если руководствоваться представлениями, которые зафиксированы в учебниках, то некоторые, например, гегелевские произведения никак не могли быть созданы раньше определенных шеллинговских или фихтевских сочинений, тогда как в реальной хронологии их последовательность оказывается не соответствующей этим ожиданиям.
   Поэтому, говоря о классической немецкой философии, мы должны отдавать себе отчет в том, что на самом деле это наименование по своему содержанию охватывает более широкий комплекс феноменов и более сложное устройство интеллектуального ландшафта, чем то, которое в нем предполагается. Этот устоявшийся образ, который строится на приоритете систематической философии, в выдвижении на первый план Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля и на модели квазиветхозаветной преемственности, был подвергнут довольно радикальной критике и потребовал серьезной ревизии в свете тех исторических и, прежде всего, архивных данных, которые стали достоянием исследователей этого вопроса (периодизации термина немецкая классическая философия) в период с 20-х годов XX века по сегодняшний день [8, pp. 17-56].
   Из всех вышеназванных "столпов" немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель) качественно доказать, верифицировать структурную философскую парадигму удалось, на мой взгляд, именно Гегелю.
   Куно Фишер (1824-1907) - немецкий историк философии и философ, признавал заслуги А. Шопенгаэура перед немецким идеализмом: "Я пишу историю самого младшего и последнего философа великой эпохи, которая началась непосредственно с Канта и основание, которой было заложено в 1781 году "Критикой чистого разума". Читатели, знакомые с моей "Историей Новой философии" и в особенности с моим изложением и критикой кантовского учения, уже имеют понятие о месте, занимаемом Шопенгауэром среди после-кантовских философов, и о задаче, которую он ставил для себя. Ему уже исполнилось тридцать лет, когда в конце 1818 года [Мир как воля и представление] вышло из-под печатного станка его главное произведение" [9, C.12].
  

3. Артур Шопенгауэр, биография и формирование взглядов

 []

  
Шопенгауэр в возрасте 27лет. Портрет 1815 г., работы Л. С. Руля [10].

  
   Чтобы понимать воззрения философа, нужно знать в какой семейной обстановке сформировался его характер. "He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" [11, C.7]. Какое предательство матери и сестры (Адель) послужило формированию взгляда Шопенгауэра на женщин? Разврат матери и общая трата денег. Пока сын учился, коммерческие дела вели женщины. Мать блудила, сестра, как поэтесса, выступала в литературных салонах, где растрачивала деньги.
  
 []

  
   Капитал Данцигского видного купеческого рода Шопенгауэров сложился из упорного труда 7-ми поколений, начиная с XV века (Артур-Флорис-Андреас-Иоханн-Иоханн-Симон-Саломон-Эразмус). 8-му поколению, Артуру и Адели, чтобы разорить семью с 300 летним именем, понадобилось 10 лет (с момента смерти их отца Флориса в 1805 г.). Но стоит учесть, что их общему делу, разорению семьи, так же послужил кутеж и самого Артура, который привык с детства себе ни в чём не отказывать (например, посещение Италии, Венеции в 1814 г.). Поэтому, дабы стать финансово независим, Шопенгауэр начинает публиковаться и пользоваться протекции Гёте, ставшего "приемным отцом" для Артура (Иоганн Вольфганг Гёте - немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель). Иоганна, мать Артура, была любовницей Гёте, т.к. отец Артура, Флорис, не удовлетворял животных потребностей своей жены из-за своих умственных и физических отклонений.
   Философ, будучи некому не нужный, полагался исключительно на свои силы, перенес все свое либидо в науку и прожил свою жизнь в пессимизме к миру и к людям.
  
   "Предки Шопенгауэра были переселившимися в Данциг голландцами <...> Дед Шопенгауэра был помещиком в местечке Ора, близ Данцига. Из четырех его сыновей отец Шопенгауэра был самым младшим" [9, С.15].
   "Вследствие внезапной смерти отца в апреле 1805 г. положение семьи сразу изменилось. Несчастный человек [отец Артура Флорис], страдавший в последнее время расстройством умственных способностей, упал или бросился из амбара в канал и нашел скорую смерть. Жена с двумя несовершеннолетними детьми была не в состоянии продолжать дело мужа; она свернула торговлю и выбрала Веймар местом своего будущего пребывания. Артур же должен был остаться в Гамбурге, чтобы закончить свое образование" [9, С.21].
   "Его отец [Генрих Флорис Шопенгауэр] был довольно богатый данцигский купец. <...> После смерти отца, уступая горьким жалобам сына на непривлекательность коммерческой деятельности, мать [Иоганна] разрешила ему посвятить себя науке, и он ревностно принялся за изучение древних языков, переехав к матери в Веймар, куда она переселилась вскоре после смерти мужа. <...> Когда сын переселился в Веймар, между ним и матерью не произошло никакого сближения; напротив, их характеры были слишком различны. Сыну не нравилось легкомыслие и тщеславие, а также интимная близость матери с Фридрихом Герстенбергом, мать возмущала в сыне его заносчивость, дух противоречия, прямота, переходящей часто в грубость, и тяготилась она также вечно меланхолическим настроением сына. Взаимная холодность отношений впоследствии (в 1814 г.) привела к полному разрыву между сыном и матерью, и хотя последняя после того прожила еще 24 года, они никогда больше не виделись; в конце ее жизни, впрочем, между ней и Артуром возобновилась дружеская переписка. <...>" [12].
   "К этому добавились еще и материальные раздоры, которым принадлежала, пожалуй, главная роль в разрыве их отношений. Еще будучи в Гамбурге, сын давал советы жить экономнее, так как мать, несмотря на большие, лишения, испытанные ею, жила в Веймаре на широкую ногу, держала экипажи и семейную прислугу, делала из любви к обществу чрезмерные расходы. Сын боялся также, как бы расходование имущества не ускорилось из-за второго брака, так как богатая и любящая пожить на широкую ногу вдова, несмотря на чрезмерную полноту и некоторые недостатки в сложении, имела немало претендентов, среди которых был и младший брат госпожи Штейн. Правда, по этому поводу она сумела успокоить сына, чего нельзя сказать о той манере, с какой она расходовала деньги, заработанные отцом и оставленные в наследство всему семейству" [9, С.40].
  
  

4. Антропологический взгляд Шопенгауэра на женщинам

 []

  
[13]

   Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος - человек и λόγος - наука) - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах [14, S. 32-55].
   Выше я описал среду, в которой рос мыслитель, как формировались его взгляды, как выковывался его характер и отношения к вещам. Как можно охарактеризовать Шопенгауэра? Это человек с психическими травмами в детстве, неразрешенными семейными проблемами и никем нелюбимый. Внешне неприятный: низкого роста, узкоплеч, с непропорционально большой головой.
   Единственной любовью Артура в жизни была Каролина Медон (настоящее имя Каролина Вильгельмина Рихтер (1802-1888)) - немецкая оперная певица. Она стала встречаться с Шопенгауэром, когда он был уже известным, но для неё это было мимолётное увлечение. Каролине требовалось сделать собственное имя, а на волне популярности мыслителя, который уже был известным и критиковал философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля и И.Г. Фихте, пессимист Шопенгауэр был её "билетов" в свет. Артур Шопенгауэр рассчитывал на развитие дальнейших отношений, даже предлагал ей не работать, обязуюсь содержать единолично всю семью. Каролина отказалась. Он был ей неприятен и стар. Первый раз они познакомились в Италии 1823 году (ему 35, ей 21 год), а разрыв произошел в 1825 году [15, S. 391 и 16, S. 43ff].
  
 []

   Это был серьезный удар для мыслителя. Liebe macht blind - любовь сделала его слепым.
   Шопенгауэр - жертва женского произвола. Преданный три раза, он желает разработать свое требование к женщинам, их обязанностям и долгу. За помощью он обратился к Гераклиту, который утверждал следующее о женщинах, обманывающих мужчин:
  
   "Смеяться ли мне при виде мужчин, занимающихся всем этим и заботящихся об одежде, бороде, прическе, или при виде женщины, ядом умерщвляющей своего ребенка, или подростков, чью разбазарили вотчину, или горожанина, чью умыкнули супругу, или девственницы, обесчещенной на ночной попойке, или гетеры, еще не ставшей женщиной, но уже познавшей все страдания женщины, или мальчика, ставшего из бесстыдства единственным любовником всего города, или порчи оливок на мази, едоков, давящихся финиками на пирах, истребления пищи и расстройства желудков, - или черни, обсуждающей на подмостках крупные вопросы правосудия? Но может ли последняя добродетель, учрежденная пороком, смягчить мне тягость зрелища?
   <...> Тогда зачем желать конец войн? Неужели только чтобы прекратить мою печаль? Как бы не так! Многие ваши сородичи разве не были <истреблены>, а <земля ваша> - лишена растительности, а город разграблен, а старость поругана, а женщины изнасилованы, а дети вырваны из объятий, а брачные (?) комнаты разрушены, а девицы принуждены к наложничеству, а подростки превращены в женщин? А свободные, которых заковали в кандалы, а разваленные храмы богов, а разобранные капища героев, а победные гимны во славу нечестивых деяний, a благодарственные молебны богам за содеянные преступления?
   <...> Вот из-за чего я лишился смеха. Или смеяться мне над поэтами? Но я их ненавижу, всех гомеров, гесиодов и архилохов. Гомер молит богиню спеть ему про гнев Ахилла, как будто богам интересно петь о страстях человеков! Ему не стыдно было через девственницу добиваться любовницы. Моя мудрость устыдилась бы, она лучше Гомера. Женолюбом он был и другим героям приписывал, пользуясь красотами своих поэм, тo, что испытывал сам, принижая их этим. Он убил Аянта из-за женщины, он убил Агамемнона из-за той жe Кассандры, в своем доме, женихов в Итаке из-за Пенелопы, молодых людей в Трое из-за Елены! Все время оскорбляет он Элладу из-за женщин, а им восхищаются за то, что он так плохо поступает. "Илиада" и "Одиссея", великие творения, - истории двух женщин, из которых одну похитили, а другая мечтала о том же. Та, кого похитили, как будто искала героя (?). Другая, если бы не хотела, обещала ли бы себя в жены в течении всех этих десяти лет? Кто не хочет чего-то, быстро перестает. Отсрочка (?) - признак (?) желания. (17) Одиссей воевал десять лет в Илионе. Почти столько же лет в "Одиссее", он ухаживает за женщинами, у Калипсо проводит семь лет, а у Кирки год. Затем, пресытившись, он возжелал Пенелопу. Арета была разумнее, ибо он и у нее остался бы. Я не нахожу, чтоб мудрый Одиссей был занят чем-то кроме еды и ухаживания за женщинами. В течение всех своих блужданий он не действует, а испытывает то, что заслужил своими дурными поступками. Или, скорее, - гомерова душа, ибо она, как и шарлатан Одиссей, как и Агамемнон, <"царь пожиратель народов", и Елена, "жадная до мужчин", <суть одно и то же>" [17, С. 81-83].
  
   Что есть "женщина" по Шопенгауэру? Какой её антропологический вид? Идеал женщины мыслителя? Он выразил это в своем труде: "О женщинах" (это фрагмент из его сборника "Parerga und Paralipomena" (Дополнение и приложение)):
  
   "Уже самый вид женской фигуры показывает, что она не предназначена для слишком большого труда ни духовного, ни телесного. Она отбывает обязанность жизни не действительным, а страдательным образом: муками родов, заботами о детях, подчинённостью мужу, для которого она должна быть терпеливой и ободряющей подругою. Она не создана для высших страданий, радостей и могущественного проявления сил; жизнь её должна протекать спокойнее, незначительнее и мягче, чем жизнь мужчины, не делаясь в сущности от этого счастливее или несчастнее" [18].
  
   А её характер?
  
   "Женщины уже потому склонны (приспособлены) к пестованию и воспитанию нашего первого детства, что они сами ребячливы, вздорны и близоруки, одним словом, всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек. Стоит только взглянуть на девушку, как она по целым дням лепечёт, поет и пляшет с ребенком, и представить себе, что на её месте при всем добром желании мог бы сделать мужчина?" [там же].
  
   Женская красота - скороспелый продукт, который быстро портиться:
  
   "При создании девушек природа била на то, что в драматургическом смысле называется трескучим эффектом. Она с избытком снабдила их на несколько лет красотою, привлекательностью и пышностью на счёт всей остальной их жизни именно затем, чтобы они в течение этих годов могли в такой мере овладевать воображением мужчины, чтобы он, увлекшись, честно принял на себя, в той или другой форме, заботу об их дальнейшей жизни, к каковому шагу побудить его простое здравое размышление не представляет достаточно надёжных гарантий. Поэтому природа снабдила женщину, равно как и всякое другое существо её пола, оружием и орудиями, которые ей необходимы для обеспечения её существования, и на то время, когда они ей необходимы, причём она поступила со своею обычной бережливостью. Как самка муравья после оплодотворения лишается ненужных более (а по отношению к уходу за яичками даже небезопасных) крыльев, так и женщина после двух-трёх родов в большинстве случаев теряет свою красоту, вероятно, по той же самой причине" [там же].
  
   И от этого какая женская проблема?
  
   "Вследствие этого молодые девушки считают в душе свои домашние или ремесленные занятия делом побочным и даже простою забавою: единственным серьёзным призванием считают они любовь, победы и всё, что находится в связи с этим, как-то: туалет, танцы и т. п." [там же].
  
   Женщинам нельзя доверять финансы, деньги. Деньги и женщины не совместимы:
  
 []

  
   "<...> всё отсутствующее [у них, т.е. они капризные, а слово "каприз" означает желание, они подтверждены желанием и их не контролируют], прошедшее, действует на женщин гораздо слабее, чем на нас [мужчин], отчего и проистекает чаще встречаемая в них и подчас доходящая до безумия наклонность к расточительности (мотовству). Женщины убеждены в душе своей, что назначение мужчин - зарабатывать деньги, а их - тратить, если возможно - ещё при жизни мужа или же, по крайней мере, после его смерти. Их укрепляет в этом убеждении уже то обстоятельство, что муж предоставляет приобретённое в их распоряжение для хозяйства" [там же].
  
   Но не значит, что они глупы. Наоборот женщины умнее мужчин:
  
  
 []

   "Отнюдь не следует пренебрегать обычаем древних германцев - в затруднительных обстоятельствах призывать на совещание также и женщин, ибо способ воспринятия ими вещей совершенно отличен от нашего, особенно тем, что он имеет свойство подмечать кратчайший путь к цели и вообще всё близлежащее, что мы, смотря вдаль, большею частью упускаем из виду именно потому, что оно лежит у нас под носом и к чему нас нужно возвратить для усвоения ближайшего и простого взгляда. Поэтому самому женщины решительно трезвее нас, видя в вещах только то, что в них действительно заключается, тогда как мы, если взволнованы наши страсти, легко преувеличиваем существующее и прибавляем воображаемое" [там же].
  
   Главная проблема женщин - их природа. Против природы, исторического материализма, глупо выступать. Женщины на протяжении тысячелетий патриархальной традиции были зависимы от мужчин. А сегодня им дают "свободу" и требуют проявить свою "волю". Это одно и тоже, что дикому народу дать свободу, народу который не прошел свой филогенетический этап от первобытной культуры до современной (т.е. на примере общественно-экономической формации: первобытно-общинной -> рабовладельческой-> феодальной -> капиталистической). Сказать рабу: "Ты свободен и волен идти куда хочешь", выведя его в чистое поле, в чём мать родила. Слова Шопенгауэра:
  
   "Из того же источника проистекает и то, что женщины более мужчин оказывают к несчастным сострадания, а потому и более человеколюбия и участия; зато уступают им в деле правосудия, справедливости и добросовестности. Вследствие их слабого разума всё настоящее, видимое, непосредственно реальное имеет над ними такую власть, против которой редко что могут сделать отвлеченные идеи, постоянные правила, твёрдо принятые решения, вообще - соображение с прошлым и будущим, с отсутствующим и отдаленным. Поэтому в них есть первое и главное условие добродетели, но недостаёт второстепенного условия, зачастую необходимого её орудия. В этом отношении их можно приравнять к организму, в котором хотя и есть печень, но не имеется желчного пузыря. Сообразно с этим коренным недостатком женского характера является н е с п р а в е д л и в о с т ь. Она проистекает ближайшим образом от указанного выше недостатка в разумности и сообразительности, но к тому же поддерживается ещё тем обстоятельством, что они как слабейшие существа одарены от природы не силою, а хитростью: отсюда их инстинктивное лукавство и непреодолимая наклонность ко лжи. Ибо природа, снабдив льва когтями и зубами, слона - бивнями, вепря - клыками, быка - рогами, каракатицу (сепию) - мутящим воду веществом, одарила женщину для самозащиты и обороны искусством притворства и всю свою мощь, выразившуюся в мужчине в телесной силе и разуме, передала женщине в форме этого дара. Поэтому притворство в ней есть врожденное качество и свойственно почти в той же мере как умной, так и глупой женщине" [там же].
  
 []

  
   В этих заявлениях мы видим ответы Шопенгауэра для Олимпии де Гуж и её "Декларации прав женщины и гражданки".
   Как продолжается человеческий род? По мужской глупости, по женской хитрости:
  
   "К заботам о распространении человеческого рода, чтобы он не вырождался, призваны природою молодые, здоровые и красивые мужчины. В этом заключается твёрдая воля природы, выражением которой служат страсти женщины. Этот закон по силе и древности предшествует всякому другому. Поэтому горе тому, кто свои права и интересы располагает таким образом, что они становятся на пути этого закона: они будут по первому значительному поводу - что бы он ни говорил и ни делал - безжалостно растоптаны. Ибо тайная, невысказываемая, даже несознаваемая, но врожденная мораль женщин гласит: "Мы вправе обманывать тех, которые, бережливо заботясь о нас как об индивидууме, полагают, что они через это получают право на вид (species). Свойства, а следовательно и благо вида, посредством ближайшего, исходящего от нас поколения, отдано в наши руки и вверено нашему попечению, и мы добросовестно позаботимся об этом благе". [Отсылка к поведению своей матери и своей сестры]. <...> Так как женщины существуют единственно только для распространения человеческого рода и этим исчерпывается их назначение, то они постоянно и живут более в роде, чем в индивидуумах, и дела рода принимают серьёзнее к сердцу, чем индивидуальные. Это придает всему их существу и поступкам известное легкомыслие и вообще в корне отличное от мужчины направление, которое и обусловливает столь частый и почти нормальный разлад в браках" [там же].
  
   Мужчины терпеливей относятся друг к другу, от чего и возникают братства, а женщины, как правило, ненавидят друг друга:
  
  
 []

  
   "Между мужчинами существует от природы простое равнодушие; между женщинами уже природная враждебность. Это, должно быть, происходит оттого, что odium figulinum (гильдейская, ремесленная ненависть, ненависть партий), ограничивающаяся между мужчинами всякий раз известными партиями, у женщин распространяется на весь их пол, так как все они имеют только одно ремесло. Уже при встрече на улицах они смотрят друг на друга, как гвельфы и гибеллины. При первом знакомстве две женщины также, видимо, относятся друг к другу с большею принужденностью и скрытностью, чем двое мужчин при таком же случае. Поэтому взаимные комплименты между двумя женщинами выходят гораздо смешнее, чем между мужчинами. Далее, в то время как мужчина, говоря даже с человеком, далеко ниже его стоящим, относится к нему всё же с известною сдержанностью и гуманностью,- невыносимо видеть, как гордо и презрительно ломается, знатная женщина в разговоре с нижепоставленной женщиной (не находящеюся у неё в услужении). Это, должно быть, происходит оттого, что различие рангов у женщин зависит гораздо более от случая, чем у нас, и может значительно скорее перемениться и исчезнуть, ибо тогда как у нас принимаются при этом в рассмотрение тысячи вещей, у них всё зависит от того, какому мужчине они понравились. Кроме того, здесь влияет также и то, что они вследствие своего одностороннего призвания стоят гораздо ближе друг к другу, чем мужчины, почему и стараются выдвинуть различие сословий" [там же].
  
   Мужчины любят женщин глазами и от этого их беда:
  
   "Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении. С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом" [там же].
  
   "Долой женскую эмансипацию" - лозунг настоящего еврея:
  
   "Женщина Запада, именно "дама", находится в фальшивом положении, ибо женщине, правильно называвшейся у древних sexus sequior, отнюдь не пристало быть предметом почитания и обожания, держать выше голову, чем мужчина, и иметь одинаковые с ним права. Мы видим достаточно последствий этого fausse position*. Поэтому было бы весьма желательно, чтобы и в Европе было опять отведено этому ? 2 человеческого рода его естественное место и был положен предел дамскому бесчинству, над которым не только смеется вся Азия, но посмеялись бы и Рим, и Греция. Последствия этой меры в общественном, гражданском и политическом отношениях были бы неисчислимы. Европейская дама есть существо, которое не должно собственно существовать; должны быть хозяйки дома и девушки, надеющиеся сделаться таковыми, а потому и воспитывающиеся не для высокомерия, а для домовитости. По той именно причине, что в Европе есть дамы, женщины низшего сословия, т.е. большинство женского пола, гораздо несчастливее, чем на Востоке" [там же].
  
   Цель жизни женщины и разная любовь родителей:
  
   "Первоначальная материнская любовь, как у животных, так и у человека, есть чисто инстинктивная и прекращается поэтому одновременно с физической беспомощностью детей. С этого момента на её место должна заступить любовь, основанная на привычке и разуме, чего зачастую и не случается, особенно если мать не любила отца. Любовь отца к детям совершенно другого рода и гораздо прочнее: она основывается на признании в них своего собственного внутреннего Я, следовательно, метафизического происхождения" [там же].
  
   Выступление против Великой французской революции и защита природной позиции женщины:
  
   "Аристотель в своей "Политике", ч. II, 9, объясняет, какие невыгоды проистекли для Спарты из того обстоятельства, что там было отведено женщинам слишком много прав (так как они пользовались в Спарте наследством, приданым и большею вольностью) и как это много способствовало к упадку Спарты. Не следует ли и во Франции возложить вину за постепенное падение и порчу двора и правительства на постоянно возраставшее, со времен Людовика XIII, влияние женщин, что повело к первой революции, последствием которой были все последующие перевороты? Во всяком случае ложное положение женского пола, выразившееся самым ярким симптомом в нашей даме, есть органический порок общественного состояния, который, исходя из его сердца, должен распространять своё невыгодное влияние на все части.
   Что женщина по своей натуре обречена на повиновение, видно уже из того обстоятельства, что всякая из них, попав в несвойственное ей, противоестественное положение полнейшей независимости, тотчас же примыкает к какому-нибудь мужчине, которому она и предоставляет руководить и господствовать над собою, потому что ей нужен господин. Если она молода - им будет любовник, стара - духовник" [там же].
  

5. В заключении


  
   Подведя итог, нужно сказать, что Артур Шопенгауэр внёс огромный вклад в классическую немецкую философию (немецкий идеализм), в первую очередь благодаря своему центральному произведению "Мир как воля и представление", в котором он развил человеческую волю к жизни. Эта воля всегда движет человека в жизни. Но человек, рожденный в этом мире уже страдает, ибо изначально по природе подвержен к саморазрушению и, поэтому, жизнь надо прожить в спокойствии с самим собой. Спокойствие человека определяется, базируется на его поступках и решениях. Тогда своим спокойствием надо изменять мир, ибо человек - зеркало мира. Несправедливость, обман, ложь, лишения и войны между людьми нужно прекратить - все они возбудители человеческого духа (воли):
  
   "<...> что в мире как представлении перед волей раскрылось ее зеркало, в котором она узнает самое себя с возрастающей степенью ясности и полноты, и высшей точкой этой полноты является человек; но свое полное выражение сущность его получает лишь в связном ряде его поступков, а сознательную связь их делает возможной разум, позволяющий человеку, всегда in abstracto, обозревать целое.
   Воля сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, - такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни. Но благодаря привходящему, развернутому для служения воле миру представления, она получает познание своего желания и того, что составляет предмет последнего: оказывается, он есть не что иное, как этот мир, жизнь, именно такая, какова она есть. Мы назвали поэтому мир явлений зеркалом воли, ее объективностью, и так как то, чего хочет воля, всегда есть жизнь (потому что именно в ее образе является для представления это желание), то все равно, сказать ли просто "воля" или "воля к жизни": последнее - только плеоназм.
   Так как воля - это вещь в себе, внутреннее содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление - только зеркало воли, то мир так же неразлучно должен сопровождать волю, как тень - свое тело; и если есть воля, то будет и жизнь, мир. Таким образом, за волей к жизни обеспечена жизнь, и пока мы проникнуты волей к жизни, нам нечего бояться за свое существование - даже при виде смерти. Конечно, на наших глазах индивид возникает и уничтожается, но индивид - это только явление, он существует только для познания, подвластного закону основания, этому principle individuationis); с точки зрения такого познания, индивид, разумеется, получает свою жизнь как подарок, приходит из ничего, в смерти своей несет утрату этого подарка и возвращается в ничто. <...> Рождение и смерть относятся к проявлению воли, т. е. к жизни, а последней свойственно выражать себя в индивидах, которые возникают и уничтожаются, - мимолетные, выступающие в форме времени явления того, что само в себе не знает времени, но должно все-таки принимать его форму, чтобы объективировать свою действительную сущность. Рождение и смерть одинаково относятся к жизни и уравновешивают друг друга в качестве взаимных условий или - если кому-нибудь нравится такое сравнение - в качестве полюсов целостного явления жизни" [19].
  
  
Жил на свете одинокий совёнок,
нелюбимый и брошенный.
семья "чудная избушка":
мать - индюшка,
отец - "психушка",
и сестра - "шлюшка".

  
  
Однажды папа птицей воспарил,
жизнь свою он сократил,
с амбара - скок,
об землю - чмок.

  
  
Вдова не долга горевала.
Чрез месяц после похорон учредила марафон:
балы и ужины давала,
да стихи сочиняла,
продолжая утешаться в объятьях Поэта [речь о немецком поэте романтизма Иоганне Вольфганге фон Гёте.].

  
  
Сестра - брюзга все совёнка била да изводила
,
к себе под юбку лазить посылала и там чесать да лизать заставляла,
ублажать при этом себя запрещала.

  
  
Добрый Поэт к маме придет, не забудет и о ребенке,
свой уд достанет и к "наукам" приобщает совёнка.

  
  
Совёнок вырос и окреп,
внешне фригиден, внутри свиреп,
днём мил человек,
ночью страшный ацтек.

  
  
Пессимизм наш атеизм,
выступает, что человек не богочеловек,
что он грязен, дерзок,
сибарит, фланер и циник.

  
  
 []

  Атма 27 лет прожил вместе с Шопенгауэром (с 1809 по 1836 годы).С санскрита "Атма" означает: "Собственное я".

  https://nationalpurebreddogday.com/what-poodle-owner-said-just-remember-once-youre-over-the-hill-you-begin-to-pick-up-speed/

  Портрет Эрика Драсса (Eric Drass).

  
  
Только Атма Медведю верный друг,
белый, четырехпалый,
но пуделем уродился вдруг,
это столько философу доставляло меланхолий.

  
  
Жил, сочинял, любил,
искал её, "ту самую" - не находил,
аборты производил,
десяток отпрысков стравил,
и бобылём ненужным в безвестности почил.

  
  
  
Ругающийся Гераклит это наш Шопенгауэр пессимист.
Смеющийся Демокрит это наш Лейбниц оптимист.
"В каком из миров мы существуем?" все четверо вопрошали,
и сами же отвечали,
первые "в наихудшем",
вторые "в наилучшем".

  
  
 []
 []
 []
 []

  https://graves.mf.uni-lj.si/graves/956/arthur-schopenhauer

  

6. Список литературы


  
   1. URL:https://www.geni.com/people/ErasmusSchuppenhauer/6000000030938997959 и https://www.geni.com/people/Anna-Trosiener/6000000030941461360 (дата обращения: 04.09. 2020).
   2. URL:http://ravnopravka.ru/2011/03/%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5-%D0%B3%D1%83%D0%B6-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD/ (дата обращения: 04.09.2020).
   3. URL: https://www.etymonline.com/word/chapeau (дата обращения: 04.09.2020).
   4. URL:http://www.lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/s_zhizn.txt (дата обращения: 04.09.2020).
   5. Vgl. Maciej Potepa, in: Hans Jörg Sandkühler (Hrsg.): Handbuch Deutscher Idealismus.
   6. Vgl. P. L. Oesterreich: Fichtes philosophische Religion in der Anweisung zum seligen Leben. In: A. Franz/W. G. Jacobs (Hrsg.): Religion und Gott im Denken der Neuzeit, Paderborn/ München/Wien 2000; W. Janke: Vom Bilde des Absoluten. Grundzüge der Phänomenologie Fichtes, Berlin/New York. 1993.
   7. Übersicht angelehnt an Will Dudley: Understanding German Idealism, Acumen Publishing 2007.
   8. Dieter Henrich: Between Kant and Hegel: Lectures on German Idealism, Harvard University Press 2009.
   9. Фишер К. История новой философии. Артур Шопенгауэр. - СПб.: Лань, 1999. - 608 с.
  10.URL:https://de.wikipedia.org/wiki/Ludwig_Sigismund_Ruhl#/media/Datei:Arthur_Schopenhauer_Portrait_by_Ludwig_Sigismund_Ruhl_1815.jpeg (дата обращения: 04.09.2020).
   11. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t13.pdf (дата обращения: 04.09.2020).
   12. URL: https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1686882.htm (дата обращения: 04.09.2020).
   13. URL:https://de.wikipedia.org/wiki/Arthur_Schopenhauer#/media/Datei:Schopenhauer.jpg.
   14. Axel W. Bauer: Bemerkungen zur Verwendung des Terminus "Anthropologie" in der Medizin der Neuzeit (16.-19. Jahrhundert). In: Eduard Seidler (Hrsg.): Medizinische Anthropologie. 1984.
   15. Antonius Lux (Hrsg.): Große Frauen der Weltgeschichte. Tausend Biographien in Wort und Bild. Sebastian Lux Verlag, München 1963.
   16. Gruber, Robert: Schopenhauers Geliebte in Berlin, Wien, 1934, Briefe und Urkunden.
   17. Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в рус. пер.: крат. изд. /подгот. С.Н. Муравьев. М.: ООО "Ад Маргинем Пресс", 2012. - 416 с.
   18. URL:http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/filosofy/shopeng/shopengauer04.htm (дата обращения: 04.09.2020).
   19. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000366/st011.shtml (дата обращения: 04.09.2020).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"