Аннотация: Уставшим от быта педагогом посвящается. 10 советов в третьей части.
Часть I. Речь педагога
Труд, познание и общение это педагогика. Это "ключи" взаимодействие между людьми. Труд это культура и метод. Познание -это инструменты, когда и где. Общение - "заимствование" элементов от личности к личности. Путём общение соединяются разрозненное единичное в множественно целого. Познание знает когда соединить, чем и где. Труд равен терпению. Терпение это работа, как работа флориста. Педагог это флорист. Любая "непогода" (политическая, экономическая, культурная и религиозная) педагогу не помеха.
Педагог работает ради себя, ибо забота о себе - ценное свойства человека. Человек рождается, чтобы умереть. Умерев, чтобы родится. Когда человек умрет, куда его душа устремится? Вариаций бесчисленное множество, но многие конфессии утверждают, что дух человека вернется. Куда вернется? Когда вернется? Во что вернется? Ответа однозначного нет. Есть сущее неизменное - это душа. Есть изменяемые существования - это разные вещества и материи. Тогда человек, педагог, работает во имя себя. Достигнув "предела" своей жизни, осознав, что надо "вести детей" ("παιδαγωγός" этимология слова "педагогика"), дабы спасти себя. Люди это вечные дети. Детей надо вести. Педагог это вождь. Личность. Хранитель. Отмеченный своим волевым духом. Тяжелая ноша для одного. Ответственная. Скучная. Утомительная. Обучить себя, чтобы обучать других. Но слушают ли они тебя? Видят ли старания твои? Внемлили в суть вечного и неизменного? Твои воззвания к ним, примерно следующие: "Мои ученики, вы должны учиться и обучаться. Не ради меня, а ради себя. Я, как и вы, песчинка времени. Провидение мною правит, как и вами. Я раскрылся, как бутон цветка, вы пока нет. Я принес пользу обществу, вы пока нет. Я отдал долг трудом, вы пока не начали. Я вижу закат, а перед вами восход. Мой век недолог и ваш тоже. Время наш палач. Оно смоет о нас с вами память водой. Оно занесет её песками. Оно развеет её по ветру. Оно сожжет её в огне". Тогда кто-то тебя из публики спросит: "Зачем учиться? Чему-то обучаться? Желать? Хотеть? Стремиться? Перспектива одна - забвение" - на это отвечай так: "Такой прекрасной жизнью живете раз". Кто-то из учеников тебе скажет: "Живу я раз, то какая разница, что обо мне скажут после?". Отвечай смело: "Ваши знания будут с вами всегда. Никто, нигде и никогда не сможет их у вас забрать. Высшие удовольствие: уметь и знать. Наивысшие радость других наставлять. Наставлять - надо самому знать. Вы любите быть сытыми? Чистыми? Обутыми? Одетыми? Любимыми? Желанными? Все это вам даст учение". Возможно найдется, кто скажет, возражая из твоих подопечных: "Я видел умных, они стоят у дверей богатых". Ученики, думая, что сумели загнать в угол своего учителя ликуют, но учитель не меняя спокойного голоса и умиротворенного лица, чтобы не будоражить молодую кровь, и голосом, не громким, но и не тихим, скажет, чтобы не утомлять и не пугать, дабы пестунство его пошло им на пользу: "Богатые дети, не желающие просвещаться, заблудились. Они живут как рабы. Жить ради денег - быть у них в рабстве. Работать ради свей свободы - это благо. Запомните. Деньги не мое отражение. Я отражение денег. Деньги служат мне, а не я им. Разум денег подчинен мне, а не я ему. Они любят тишину, покой и себе подобных. Прирастают друг к другу, как наросты. Деньги - болезнь человека. Деньги тяготят истинного мудреца. Деньги надо заработать, вдумчиво сохранить и от других уберечь. Счастье денег не в их наличии, а в их количестве - говорят люди, так желающий есть, как не евшие давно. Но много им есть нельзя, иначе смерть, от слабого долгим голодом желудка. Счастье тратить деньги умеренно, вдумчиво и безопасно для своей жизни. Богатые дети, как пироманы, ими сорят и затем "жгут". Деньги, деньги и еще раз деньги. Зачем? Зачем они им? Таких детей быстрей забудут, да они и не внесли существенного в человечество. Мотыльки - однодневки, чтобы жить один день. Ярко, красочно, и, как они думают, вольно. Они служат деньгам. Они их повелители. Они же их и палачи. Умный человек уже богат, тем, что знает себя. Он познал себя и других. И, кстати, кто назовет мне, например, миллионеров древнего Египта? Древней Шумерии? Древней Греции? Древнего Рима?". "Красс! Марк Лициний Красс!". "Почему его помнят? За деньги? За завоевание? Это причины, но не главное, что его сделало великим. Его помнят за то, что был он платоником и хотел улучшить жизнь другим людям. Да, он не забывал о себе, но искал пути выхода и другим". "Александр Македонский!". "Он был перипатетиком. Строил гомилию. Равное общество. Просвещал народы. Обучался сам и обучал других. Знал для своего времени много". "Патриархи! Авраам! Иосиф! Моисей!". "Они были не просто вождями, но и учителями своего народа. Авраам научил иудеев заниматься скотоводством. Иосиф письму и чтению. Моисей тактике и стратегий. Все, все. Важное. Обращаю ваша внимание, что педагог - это своего рода святой человек. Педагог тратит свою жизнь, свое время на других. Мудрый человек, просвещенный человек и бесстрастный человек. Истинный стоик. Готовый переносить любые лишения во имя других. Стать великим, прославится, на время, ибо нету ничего вечного, это один из методов достижения стать педагогом".
Часть II. Педагог - "герой"
Где радость? Где воля? Где безделье? Когда наступит час для этого разврата? Пожить, как животное или, как неживая материя, деревом? "Я центр вселенной. Все крутится вокруг меня. Кто-то и сделает за меня эту "грязную" педагогическую работу. Жизнь коротка, а идиотизм вечен" - так думает обычно простой человек. Что такое "идиот"? "Слабоумный"? "Глупый"? "Вырожденец"? Идиот этот тот, кто не занимается общественным трудом, во благо общества - так считали древние греки и затем римляне. Тогда "идиотизм вечен" - означает людей трутней. Тунеядцев и бездельников. Живут, как прилипалы, за счёт других. Такие люди, как звери, хотят малого и живут инстинктами. Педагог - не идиот. Педагог - герой. Ибо, кто есть "герой"? С древнегреческого ἥρως (гэрос) - "доблестный муж" или "предводитель". Гэрос достоин всеобщего уважения и почитания. Педагог не "отец" либо "мать", ибо, кто в природе может заменить порожденному биологических порождающих? Метафорический, а что значит "метафорический"? "Мεταφορά" - "к тому относят". Герой это персона. Герой - богоподобное существо, ибо он только сам познал знания и взамен делится ими. К нему нельзя "относить", ему можно уподобляться. Теоретический. "Теория" (θεωρία) - "текущая к Богу". Теория являет себе практику, а практика (πράξις) порождает - теорию. Праксис - "до-совместного". В любом человеке заложено, кем-то иным, до самого появления человека, быть с другими вместе и их наставлять. Каждый человек это скрытый герой. А каждый герой это скрытый бог. Педагог, если деяния героя будут достойны, то он войдет в истории людей и станет богом.
Часть III. Максимы для педагога
1. Люди познают чаще взором, поэтому будь чистым и опрятным, спокойным и уравновешенным.
2. Речь - это инструмент взаимодействия. Каждый человек - тайна, покуда не заговорит. Заговорив, будь внимателен к своему собеседнику, собеседникам. Учтив и вежлив, честен и мил.
3. Тело это отражение тебя. В твоих движеньях должны быть гармония и грация.
4. Педагог это картина. Картина на которую смотрят. Люди должны не только смотреть, но и желать воплощать свои "картины".
5. Педагог это скала. Терпение - наиважнейшее из качеств педагога. Повторяй, повторяй, столь, сколь просят тебя.
6. Язык твой лаконичен, доходчив и прост. Логические речи манят людей к тебе.
7. Мысли просты и открыты. Твои мысли, как книга, все больше и больше людей хотят их "прочитать". Такую книгу хотят "проглотить". Ты вызываешь синдром библиофагии.
8. Ты зеркало зеркал. На тебя смотрят. Тебя слушают. Тебя нюхают. Тебя взвешивают. Будь всегда самим собой, но помни, что всегда нужно выслушать тех, кто указывает на твои недостатки. Доводы их правдивые? Изменись.
9. В трудные минуты сдержан. В утомительные минуты усидчив. В скучные минуты внимателен.
10 Ты всего-то человек и рядом с тобой тоже люди. Помни и прощай им.