Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Основные положения из труда "Страх и влияние" американского философа Харольда Блума

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на труд современного американского философа. Его взгляд в отношении автора к авторитету и авторству. Чем является собственный страх и влияния, как автора, по Харольду Блуму. Рассматривается книга с использованием следующего источника: Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания: Пер. с англ. / Пер., сост., примеч., послесл. С. А. Никитина.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 352 с.

 []

  
  
   Харольд Блум (Harold Bloom, 11.07. 1930 - 14.10. 2019) - американский философ и литературный критик. Профессор Йельского университета. Является видной фигурой англоговорящего мира. Публиковаться начал с 29 лет в 1959 году. Был принят в Американскую философскую ассоциацию (American Philosophical Society) в 1995 году.
   Американский профессор являлся исследователем, считавшим, что прочтения любого текста возможно только через каббалу, гностицизм и герметизм (сюда он относил, как исторические, так и литературные наследия артефакты и любые иные вещественные доказательства).
   Блум в своих многочисленных трудах опирался на две традиции, с одной стороны, эстетизма (конец XIX века, главный слоган эпохи "искусство ради самого искусства") и, с другой стороны, романтизма (начало XVIII века, концепт данной эпохи является ярко выраженное обращение к эмоциональному, воображаемому, натуральному и общественному в человеческой природе. Мир воспринимаемым каждым как по своему, как множество своих миров).
   Харольд Блум родился в Нью-Йорке, в ортодоксальной иудейской семье выходцев из Белоруссии, проживавших в свое время недалеко от Бреста.
   Поступив в Йельский университет, Блум познакомился с Уильямом Куртцом Вимсаттом (William Kurtz Wimsatt, 17.11. 1907 - 17.12. 1975), оказавшим сильное влияние на Харольда Блума и поспособствовавшему личностному и карьерному росту Блума. Вимсатт увлекался творческим наследием Аристотеля, жившего на рубеже конца V - начала IV века до н.э. и Псевдо-Лонгина, римского грека, жившего в I веке н.э.
   В 1973 году, под влиянием своего научного руководителя Уильяма Вимсатта и за 2 года до его смерти, Харольд Блум пишет книгу "Страх и влияние: Теория поэтизма" ( The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry). Книга Блума "Страх и влияние" является освящением аристотелизма и прославлением своего учителя - Уильяма Вимсатта.
   Тема, подымаемая Харольдом Блумом, является продолжением англо-французско-германской темы XIX столетия. Фундаментальный вопрос, поставленный Блумом перед читателем, звучит следующим образом: "Где границы нашего собственного страха от чужого влияния как автора?".
   Харольд Блум рассматривает западноевропейскую традицию, начиная от Гомера и заканчивая "полной" Библией (с написанием Нового завета).
   Блум утверждал, что современный мир авторства, как мир предшествующих авторов, являлся всего-то переписыванием. Харольд Блум заметил, что все мы, люди, когда хотим выделится, выделяемся только тогда, когда становимся свободными, т.е. превращаясь в авторов. Каждый автор страдает комплексом Эдипа, как по Зигмунду Фрейду, желая как царь Фив, занять место отца (Лая), чтобы пользоваться всеми дарами мира (например, собственной матерью Иокастой). Но, по Блуму, узнавая, что не только мы пришли к таким мыслям и выводам, либо мысли были выражены по-другому, мы "выкалываем" себе глаза, уходя в Колонф, дабы умереть. Те же люди-авторы, самовлюбленные и честолюбивые, не слушающие знаки бытия (выявления синтетического, приходя к аналогичному взгляду) - такие живут в состоянии постоянных иллюзии.
   Чувство свободы это борьба за послабления и нужда закабаления себя в рамках, чтобы не выкалывать глаза, как Эдип. Чем меньше различий у автора, тем больше желания отстоять свои различия. Он ощущает нарциссизм, порождающий деспотизм, а, за ним, ненависть и превосходство над всеми другими авторами и авторитетами. Современная американско-европейская наука, утверждал Харольд Блум, пришла к литературно-психологической нищете. Спасение из этой нищеты - занятие поэтизмом. Поэты являются потенциальными спасителями и единственными мусагетами всякой истории. Такая трактовка парадоксально, что автор не автор, когда он автор, но именно это парадоксальность является диалектической сущностью природы автора, авторства и авторитета, являясь единственной возможной, по Блуму, и, абсолютно верным направлением в преодолении литературной нищеты американо-европейской культуры.
   В собственном произведении "Страх и влияние" Харольд Блум воспользовался методами Аристотеля, изложенными в трудах "Поэтика" и "Риторика":
  
   "1. Клинамен (поэтическое перечитывание).
   2. Тессера (дополнение и антитезис).
   3. Кеносис (шаг к разрыву с предшественником).
   4. Ааймонизация (движение к персонализированному Контр-Возвышенному).
   5. Аскесис (действие самоочищения),
   6. Апофрадес (возвращение мертвых) (С. 18-19) ".
  
   На протяжении всего блумовского труда я отметил и выделил следующие авторские"связки":
  
   - Бог-Сатана;
   - Иисус-Лукреций;
   - Эмпедокл-Орфей.
  
   Составляющие каждого из нас, когда мы становимся авторами:
  
   1. Стадия Бог является "добром".
   2. Стадия Сатана его антиподом, "злом".
   3. Стадия Иисус воскрешение своей мысли, "отделения", или "выделение", её из социального поля.
   4. Стадия Лукреций материально обосновываем свои изложения и доказывания.
   5. Стадия Эмпедокл, когда "уступаем", осознаем личностное непонимание ситуации как автора.
   6. Стадия Орфея "ослепление" мы не видим "нового", но и не видим "старого", пребывая везде, ждём конца, собственного забвения.
  
   Основные положения теории "страха и влияния" Харольда Блума:
   1. Изобретение себя это избирательное возвращение (идеологическим либо этическим модусам).
   2. Человек осужден изобретать себя каждый раз как человек - путём авторства, свободы.
   3. Автор это возможность создавать проект. Авторство это миксация разных постулатов.
   4. Язык инструмент. Язык символика опосредственного представления между действительным (физическим) и творческим (техне). Язык рождается как сущность слово. Слово - знак, если не знаем данный знак, то непостижим, потому что непонятен. Через конвенцию (увязывания последовательности действия) осознаём сущность слова. Знак это производство. Главные функции языка быть оружием, быть формой, формой выражения. Требуется использовать язык, как при смешении красок в написании любой картины мира.
   5. Музыка и живопись являются самодостаточными знаками. Язык прилагается к достаточному. Свет и звук - произвольные, а письмо- конкретное. Любая литература преследует собственную определенную цель.
   6. Мы выбираем "актуальную" тему (остро волнующую нас либо кого-то), желая подвергнуть критической форме суждения, чтобы изменить. Писатель "снабжает" своего читателя способами наблюдать и овладевать действительно общественным либо действительно природным.
   7. Все истории и все общества возможно воспринять как единичный текст, а, когда мы, как авторы "подключаемся" из единичного как единичное, то это контекст становится единичным ко множественному.
   8. Любые тексты, литературные либо природные, являются посредником к субъекту (например, собственному Я), только тогда, когда проходим стадию субъект как посредник текста.
   9. Нынешняя американско-европейская философия стремиться быть с чем-то, поэтому "подшивается" (например, к математике, к социологии, к политологии и т.д.). После этого, такая философия, "переподшивается" уже к литературе.
   10. Каждое послание (эпистема) является сходством и представлением, а язык определяет эпистему эпохи.
  
   Культура служит:
  
   1. Прагматическим целям.
   2. Избыточным целям.
   3. Чистым целям.
   4. Идеальным целям.
   5. Регулятивным целям.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"