Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Семеро

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Повествование об древнеримских героях: Коклесе, Сцеволе, Кориолане, Цинциннате, Курции, Кунктаторе и Лукулле.


  

Мост Коклеса


  

1. Гораций Коклес


  
   Публий Гораций Коклес (середина VI - конец VI века до н.э.) - древнеримский герой. Прославился тем, что спас от полного истребление римское войско. Защищая в одиночестве мост через реку Тибр, он не позволил этрускам атаковать отступающие римские войска. Это была единственная переправа, ведущая к самому слабому месту в обороне Рима.
  

1.1 Этимология имени


  
   Публий Гораций Коклес - Publius Horatius Cocles.
   Публий -> "Publius" значит: "кроткий, тот, кто был служителем всем" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 1273).
   Гораций -> "Horatius" (этруское имя) значит: "танцор, славный танцор, изящный" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 754).
   Коклес -> "Cocles" значит: "одноглазый, плохое зрение" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 332).
  
   В переводе его имя звучит как "Изящный внешне, но одноглазый / плохо видящий".
  

1.2 Происхождение Публия Горация Коклеса


  
   Гораций Коклес происходил из знатного патрицианского рода Горациев. Род Горациев ввел свою родословную от третьего царя Рима Тулла Гостилия (VII век до н.э.). Царь Тулл Гостилий своими многочисленными завоевательными походами расширил границы Рима. Разрушил город побратим Рима Альбу- Лонгу. В свою очередь Тулл Гостилий ввел свою родословную от дикаря- северянина, простого воина Гостия Гостилия, служившего первому римскому царю Ромулу. Гостий погиб, защищая Палатинский холм от разъяренных сабинских мужей, у которых царь Ромул и его люди перед этим похитили женщин-сабинянок. Мужи явились вернуть своих жен, сестер и дочерей. Пока царь Ромул собирал силы в цитадели на Палатинском холме, римским войском командовал Гостий Гостилий. Вождем со стороны сабинян был Меттий Курций. Гостий бился подобно Гераклу! Он сражался в первых рядах, воодушевляя своим примером римское войско, уступавшее по численности сабинянскому воинству. В сражении Меттий убил Гостия. Это послужило царю Ромулу сигналом для начала контратаки с целью праведного отмщения за смерть Гостия. Вовремя введенный резерв решил исход битвы в пользу римлян. Ромул обратил в бегство сабинян и их вождя Меттия Курция. Римляне гнали сабинян вниз с холмов, как диких собак, до самого болота, где в будущем будет построен Римский Форум.
  
   Так же Публий Гораций Коклес был потомком одного из трех легендарных братьев близнецов Горациев. Двум родственным городам Риму и Альбе - Лонге угрожала опасность со стороны этрусков. Поодиночке Рим и Альбе - Лонга были слабы, только объединившись, они могли бы выстоять. Многолетняя война между двумя городами обескровила Рим и Альбе - Лонге. Суть противостояния сводилось к тому, что в Риме рождалось мало женщин, и, было много мужчин, в Альбе-Лонге было наоборот, больше женщин, чем мужчин. Римляне постоянно устраивали набеги на соседей с целью захватить необходимых им женщин. Перед опасностью в лице этрусков лидерами двух городов было принято решение вверить судьбу своих народов богам - пусть священный поединок между лучшими воинами городов все рассудит! Со стороны Рима в поединке участвовали трое братьев близнецов Горациев, со стороны Альбы-Лонги - трое братьев близнецов Куриациев. Те и другие приходились друг другу двоюродными братьями. Проигравшая сторона попадала в рабство к победителю.
   Войска городов разбили лагерь напротив друг друга и расположились на земле, чтобы лицезреть своими глазами священный поединок. Шестеро юношей, по три от каждого войска, вышли навстречу друг другу и по команде римских и сабинских вождей начали сражаться между собой. Изначально преимущество было на стороне Куриациев, сразу убивших двоих из троих братьев Горациев. Последний из Горациев был сильно ранен. Куриации ликовали, предвкушали скорую победу и ослабили свой натиск. Это их и сгубило. Последний Гораций стал убегать от них по всему полю. Куриации, будучи так же сильно ранеными, не успевали за ним все вместе и стали сражаться с ним один на один. Гораций убил всех троих Куриациев. Так Альба - Лонга стало рабом Рима.
  

2. Мост


  
   Через двести сорок четыре года от основания Рима римский народ жил под властью одного властителя. Последний монарх Луций Такрвиний Гордый своим недостойным поведением осрамил деяние всех своих выдающихся предшественников. Был полный декадизм римских ценностей. Эгоизм, блуд, разложение и расточительство царского двора Тарквиния достигли апогеи. Граждане Рима устали терпеть жестокого царя и в 509 году до нашей эры свергают монархию и изгоняют последнего царя Рима. 509 год до н.э. стал годом образования Римской Республики. Изгнанный царь Луций Такрвиний Гордый не мог просто так отказаться от власти. Он предпринимает безуспешные попытки подкупами, уговорами и угрозами вернуть себе трон. Луций, чья семья была этрусского происхождения, обращается за помощью к своему родственнику, царю города Клузий, Ларсу Порсене. Ларс Порсена соглашается помочь, рассчитывая в будущем манипулировать недалеким родственником.
  
   Разразившаяся гражданская война унесла многие жизни. На стороне законного царя Тарквиния оказались этруски - интервенты. Тарквиний, своим решением просить помощи у Порсены, настроил против себя всех римских граждан, даже своих сторонников, оставшихся в Сенате. Молодая Римская Республика была спасена только доблестью и великим мужеством Сцеволы. Чтобы он смог спасти в последующем Республику, нужно было время, чтобы Сцевола осознал свою предначертанность, земную миссию на Земле. И на историческую арену выступает фигура Коклеса.
  
   Римская и этрусская армии сошлись в рукопашной битве. И те, и другие сражались доблестно. Римляне превосходили своей дисциплиной, опытностью и выносливостью. Этруски - своей многочисленностью. В конце сражения этруски задавили римлян своими телами. Правый фланг римлян дрогнул и бросился бежать к спасительным городским стенам, увлекая за собой остальное римское войско. Началось тотальное бегство. Римские воины стали гибнуть в образовавшейся давке на переправе. Переправа была одна в виде узкого деревянного моста. Мост был назван в честь заложившего его четвертого царя Рима Анка Марция. Многие падали в реку и больше не выплывали. Этруски преследовали и уничтожали бежавших римлян. Но, среди римлян нашелся один, не убоявшийся этрусков - Коклес, преградивший дорогу наступающей этруcкой армии. Он стал сдерживать их волнообразные натиски. В дальнейшем к нему присоединились два ветерана из бежавшего правого фланга - Спурий Ларций и Тит Герминий, воспрянувшие духом при виде бесстрашия юного Коклеса. Устыдившись своего позорного бегства, они решили искупить свою трусость. Коклес, будучи офицером, приказал уничтожить переправу последним из отступающих римлян. Когда те благополучно добрались до противоположного берега, израненный Коклес в полном боевом облачении переплыл реку.
  
   Римляне чествовали Горация Коклеса как героя. Видя многочисленные раны Коклеса, и считая их смертельными, все граждане Рима пришли попрощаться с ним. Ему и его потомкам назначили в вечное пользование участок земли, освободили от податей на несколько поколении. Собрали деньги на похороны Горация Коклеса, но герой выжил. От полученных ран и увечий Коклес остался калекой на всю жизнь. После окончания войны Коклесу поставили бронзовый памятник на Форуме.
  
  

Правая рука, спасшая Рим


  

1. Предыстория


  
   В период с VIII по III века до н.э. римляне вели войны против этрусков. История ненависти объясняется в мифологическом эпосе двух народов -римского и этруского, и выдвигает, демонстрируя нам, две фигуры героев, которые послужили началом вражды. Это царь Эней и царь Турн. Со стороны римлян Эней. Со стороны этрусков царь рутулов (одно из этруских племен) Турн.
  
   Эней убьет Турна из-за Лавинии, дочери более могущественного местного царя Латина. Латин обещал выдать дочь замуж за Турна, но Лавиния не хотела этого брака, т.к. не любила Турна. Противилась всеми доступными ей силами, откладывала/переносила дату свадьбы, искала всевозможные поводы чтобы отказать Турну.
  
   Эней во главе немногочисленных троянцев, которые последовали за ним, высадился на земле царя Латина и попросил дозволения основать на его земле независимый город. Латин разрешил. Во время аудиенции присутствовала Лавиния. Мать Энея, богиня любви Афродита, желая добра своему сыну, влюбила Лавинию в Энея. Влюбленная Лавиния просит отца выдать ее замуж за Энея. Эней тоже полюбил Лавинию, т.к. она напомнила ему его единственную любовь - карфагенскую царицу Дидону. Дидона покончила жизнь самоубийством из-за Энея, сбросившись со скалы вниз. Эней, манипулируя пылкими чувствами, которые испытывала к нему Дидона, воспользовался гостеприимством карфагенской царицы для восполнения припасов и предоставления отдыха своим людям. Любовь была наслана на Дидону Афродитой по просьбе Энея. Однако, Эней так же влюбляется в Дидону, тем самым разрушая планы на жизнь Энея со стороны Олимпийских богов. Вестник богов Гермес передает Энею волю верховного бога Зевса - громовержца, требуя от него отказаться от любви и навсегда покинуть Дидону. Эней выполняет волю богов и отправляться в дальнейшее плавание. Дидона погибает.
   Но, вернемся к сути конфликта между Энеем и Турном. Царь Латин уговаривает своего соседа царя Турна примириться с решением его дочери Лавинии. Турн соглашается, вот только Гера, богиня очага и семьи, против. Гера отправляет богиню мщения Алекту, одну из трех Фурий, дабы она возбудила чувства мщения у Турна. Алекта успешно выполняет просьбы Геры. Турн выступает войной на Энея и Латина. Эней побеждает Турна и порабощает его народ. Сторону Энея и римлян приняли такие Олимпийские боги, как Зевс, Гестия, Гефест, Гермес, Арес, Артемида, Аид, Дионис и Афродита. На стороне Турна с этрусками выступали Гера, Посейдон и Аполлон. Гера желала истребить всех троянцев за то, что они стали свидетелями ее позора. Когда Гера, при поддержке Посейдона и Аполлона, подняла бунт против Зевса, тот приковал ее золотыми цепями к небесам над Троей. Зевс унизил Геру тем, что раздел свою жену до гола и простые смертные могли лицезреть сокровенное тело богине в небесах над городом. Зевс припадал урок Гере. Он так же повелел Посейдону и Аполлону построить стены для города Трои. Миф о том, как Зевс приковал Геру к небу, можно интерпретировать следующим образом: ахейцы, которые осаждали неприступную Трою десять лет, хотели объяснить последующим потомкам, почему они так долго топтались у ее стен. Все это время они не видели женщин и не имели с сними связей. Вождь ахейского объеденного войска Агамемном, среди прочих благ от взятия города, обещал своим воинам, что когда возьмем Трою, все женщины будут ваши. Ахейцы были дикарями. Женщины ахейцев даже не знали первичных санитарно-бытовых потребностей. Поэтому троянские женщины особо ценились среди ахейцев.
  
   Таким образом, мы видим, что начиная с гибели Турна, два божественных лагеря будут выступать один на стороне римлян, другой на стороне этрусков, что выльется в кровавую шести вековую ненависть двух народов.
  

2. Сцевола


  

2.1 Изгнания царя из Рима


  
   В 509 году до н.э. последний, седьмой царь Рима Луций Тарквиний Гордый был обвинен гражданами Рима в тирании после скандального случая с сыном Луция Тарквиния Секстом Тарквиния, который изнасиловал знатную девушку Лукрецию. Лукреция была женой влиятельно человека, консула, из царской семьи Юниев Луция Юния Брута. Луций Брут приходился Луцию Тарквинию племянником (сыном сестры). Лукреция, после произошедшего над ней насилия, все рассказала мужу и на его глазах заколола себя мечом. Луций Брут вместе с ближайшем своим другом Публием Валерием Публиколой берут тело Лукреции и несут в здание Сената. Они убеждают уважаемых граждан Рима изгнать монархию, в лице Тарквиния, из города. Сенат утверждает ходатайство просителей, т.к. патриции всегда хотели себе больше власти. Так же, как и их предки, убившие в свое время первого царя Рима Энея с целью узурпации власти. Перед агрессивной толпой Тарквиний Гордый был вынужден бежать с тремя сыновьями из города и искать убежище в Этрурии. Виновник смуты Секст Тарквиний бежал в Габию (в 20 километрах к востоку от Рима), где понадеялся на защиту римского гарнизона. Однако, его поступок настроил против него много людей, и он вскоре был убит. Для удержания власти вместо царя римский народ решил избрать двух консулов. Спурий Лукреций Триципитин префект города ("чемпион"), председательствовал на выборах первых консулов и он приходился тестем Луцию Бруту. Так, на крови женщины и родственной неприязни, образовалось Римская Республика.
  

2.2 Помощь Порсены


  
   Ларс Порсена (иногда Порсенна; этруск. Pursenas, лат. Lars Porsenna) этрусский царь и полководец. Правитель города Клузий. По просьбы своего родственника Луция Тарквиния Гордого, Ларс Порсена вступил в войну с Римом после свержения монархии в 509 году до нашей эры. Тарквиний перед этим подкупами, уговорами и угрозами предпринял несколько попыток самостоятельно вернуть себе трон, но безуспешно.
   Порсена сумел успешно разбить все республиканские войска и подойти к стенам Рима.
  

2.3 Юноша


  
   Положение Рима было катастрофическим. Руководством Республике был разработан план по ликвидации вражеского вождя Порсены. Среди молодых граждан Рима была проведена жеребьевка (многие мужи пали на войне). Ночью в Сенате в медный котел были брошены дощечки с именами трехсот юношей, которые вызвались лично убить этруского вождя Порсену. Жребий пал на Гая Муция Корда, в будущем всем известного "Левши" (лат. Gaius Mucius Cordus (Scaevola)).
  

2.4 Этимология имени


  
   Gāvius->Gaius: "веселый, порадовал, обрадовал, удачливый". Mucius - "сопливый, раздражительный." (Gaffiot, Félix (1934) Dictionnaire Illustré Latin-Français, Hachette, p. 998). Cordus - "поздно рожденный, отклонение" (Gaffiot, Félix (1934) Dictionnaire Illustré Latin-Français, Hachette, p. 430).
  
   В переводе его имя будет звучать как "Веселый, но сопливый тормоз" или "Удачливый, но очень медленный", так же " Тот, кто родился поздно, много болеющий в детстве, но чертовский удачливый". Поэтому когда он сумел отвести беду от Рима, ему присвоили когномен (прозвище) "сцевола" - левша. Звучала это уже так: "Тот, удачливый человек с левой рукой" или "Веселый левша".
  

3. Лагерь Порсены


  
   Ночью Гай Корд перебирается через стену Рима и оказывается во вражеском стане. Находит палатку вождя. Пробирается внутрь и видит в палатке двоих людей. Один стоит возле стола и что-то пьет, при этом одет как пастух. Рядом с ним сидит богато одетый, с золотыми украшениями, человек. Муций не знал, как выглядит царь города Клузий. Гай Муций Корд убивает сидящего, но это оказывается царский писарь, грек по происхождению. Муция схватили. Этруски подвергают Муция Корда жестоким пыткам, выведывая у него осадное положение римлян. Корд заявляет, что его смерть ничего не изменит и не положит конец попыткам убить царь Порсену. Он один из трехсот избранных и он не боится умереть за свое отечество. Царь Порсена высмеивает всех римлян и указывает, что римляне пали так низко, что уже отправляют на войну сражаться детей. Муций требует, чтоб его развязали, и он продемонстрирует непоколебимое мужество своего народа. Этрускам становиться весело, чем этот мальчик может их удивить, и они развязывают Гай Муций Корда. Муций подходит к алтарю и протягивает правую руку над разведенным огнем. В молчании держит руку над огнем, пока она полностью не обуглилась. Это впечатлила царя Порсену и всех присутствующих. В знак своего уважения к поступку юноши Порсена отвел войска от Рима. Он заключает мир с Римом и изгоняет от себя Тарквиниев. Республика ликует! Рим был спасен.
  
   Об этом подвиге рассказывает римский историк Тит Ливий в своей книге "История от основания города". Нижеследующая цитата будет приведена по:
  
   Том I. Изд-во "Наука" М., 1989. Перевод Н. А. Поздняковой. Комментарий Н. Е. Боданской. Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова. Для перевода использованы издания: Titi Livi ab urbe condita libri, rec. W. Weissenborn, Lipsiae, 1871-1878, I-II; Titi Livi ab urbe condita libri, editio akera, quam curavit M. Müller, Lipsiae, I-II, 1905-1906; Livy with an english translation by B.O. Foster. London, Cambridge Mass., 1920-1940; vol. I-IV. W. Weissenborn, Teubner, 1871. B. O. Foster, Loeb Classical Library, 1919 (ed. 1967).
   Книга 2 фрагмент 12: "Когда царь, горя гневом и страшась опасности, велел вокруг развести костры, суля ему пытку, если он не признается тут же, что скрывается за его темной угрозой, сказал ему Муций: "Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы!" - и неспешно положил правую руку в огонь, возожженный на жертвеннике. И он жег ее, будґто ничего не чувствуя, покуда Царь, пораженный этим чудом, не вскочил вдруг со своего места и не приказал оттащить юношу от алтаря. "Отойди, - сказал он, - ты безжалостнее к себе, чем ко мне! Я велел бы почтить такую доблесть, будь она во славу моей отчизны; ныне же по праву войны отпускаю тебя на волю целым и невредимым".".
  
  

Принцип Кориолана


  

1. Происхождение


  
   Гай (Гней) Марций Кориолан (Gaius vel Gnaeus Marcius Coriolanus) (конец VI - начало V век до н.э.) - выдающая личность древнего Рима, консул, военачальник. Патриций из рода Марциев. Прославился своими победами над племенем вольсков (volsci). В 493 году до н.э. Кориолан взял вольскую столицу Кориол (Corioli). За это получил когномен (прозвище) "Кориолан".
   Вольски (Volsci) - народ древней Италии. Хтоническое население. Входило в группу племен оскско - умбро -сабинскую (osco-umbre-sabins habitat tribal coetus). Вольски ближе были по культуре и языку к сабинянской группе. Поселения вольсков располагались юго-западней от древнего города Рима. Окончательное усмирение племени сабинян было достигнута Римом в III веке до н.э. Современный регион Лацио (Latium).
  

1.1 Этимология имени Гая (Гнея) и название города Кориол


  
   Gāvius->Gaius ("веселый, порадовал, обрадовал, удачливый") + Marcius -> Marcia (древнеримский бог войны "Марс").
  
   Тогда имя по - русский звучит: Весельчак / успешный из рода Марса.
  
   Латинизированная форма названия города передать можно так " CORI´OLI ". Состоящего из двух слов " caurus " + " olus ". " запад / построенный " + "садовая трава". Можно предположить название звучало бы следующим образом: "На западе огорожено нашей травой", "На западе наша территория до этой травы", "та окультуренная трава на западе наша территория".
  
   В переводе его имя звучит как "Удачливый из рода Марса покорителя западных земель" или "Удачливый из рода Марса из западных земель / прибывший из западных земель".
  

1.2 Биография


  
   О биографии Кориолана известно мало. Он упоминается у разных римских историков: Тита Ливия, Плутарха, Дионисия Галикарнасского, Валерия Максима, Секста Аврелия Виктора.
   Плутарх указывает в своем труде "История Рима", что род Марциев ведет свою родословную от четвертого царя Рима Анка Марция (Ancus Marcius). По происхождению Анк был этрусском. Это подтверждается более поздним анонимным трудом " De viris illustribus urbis Romae "("Иллюстрирование / список мужей города Рима"), который предположительно был написан в середине IV века. Это выдержка из всей истории Рима начиная с его основания и заканчиваясь событиями того времени.
  

Отрывок 51 из "Списка мужей города Рима":


  
   "...Ancus Marcius, Numae Pompilii ex filia nepos..."
   "...Анк Марции, приходился Нуму Помпилию внуком по его дочери...".
   Нум Помпилий - второй царь Рима. По происхождению - сабинянин.
  
  

В этой же книге отрывок 191 тезисно вся биография Кориолана:


  
   "... Gnaeus Marcius, captis Coriolis urbe Volscorum Coriolanus dictus, ob egregia militiae facinora a Postumio optionem munerum accipiens equum tantum et hospitem sumpsit, virtutis et pietatis exemplum. 2 Hic consul gravi annona advectum e Sicilia frumentum magno pretio populo dandum curavit, ut hac iniuria plebs agros, non seditiones coleret. 3 Ergo a tribuno plebis Decio die dicta ad Volscos concessit eosque duce Tito Tatio adversus Romanos concitavit et ad quartum ab urbe lapidem castra posuit. 4 Cumque nullis civium legationibus flecteretur, a Veturia matre et Volumnia uxore matronarum numero comitatis motus omisso bello ut proditor occisns. 5 Ibi templum Fortunae muliebri constitutum eat...."
  
  
   "... Гней Марции прозванный "Кориоланом" за взятия города Кориол. За военную победу, выдающие заслуги перед Отечеством и проявленную доблесть по предложению Постумия награжден лошадьми. Его консульство вызвало неудовольствие и издержки для плебса. Поставки из Сицилии зерна были нарушены и цены завышены. Поэтому глава плебейских трибунов Тит Татий заявляет, что вольски разбили свой лагерь в четырех километрах от Рима. В Ветурию отправляется мать Волумния. Она предотвращает войну. В честь этого открыли новый храм Фортуны..."
  
   Из этого отрывка мало дается ясности. Мы суммирует все упоминания названных выше пяти римских историков в структурированный рассказ.
  

2. Эго Кориолана


  
   Гней Кориолан - патриций, аристократ и воин. Кориолан считал важным и ценил только одно качество в людях " veritas " "веритас" (истина, доброта, честь, отвага, доблесть). Говорил, что этим качеством обладает только сословие патрициев. Аргументировал тем, что патриции в военных походах добывают себе честь, славу и трофеи. Плебс (plebs) - "низкое сословие" - оно постоянно требует увеличение своих привилегий, его запросы только растут. Девиз плебса - "хлеба и зрелищ" (бесплатно). Плебс никогда не приносит никакой пользы римскому обществу. Ждут как трутни когда римские воины вернуться с войны / сражения и забирают часть трофеев армии себе. За счёт чего живут. Кориолан называл плебс "людьми вульгарис" ("populus vulgaris") "мерзкими людишками", и, свое отношение к плебсу заявлял публично, не скрывая, как до взятие города Кориола, так и после.
  

2.1 Изгнание


   Победа Рима над племенем вольсков подняла престиж римлян в регионе. Авторитет Рима среди других племен значительно укрепился. Захват столицы вольсков и ее последующее разграбление обогатило римлян. Кориолан купил себе консульство. Лоббировал его консульство в Римском сенате личный друг Публий Постумий Туберт (Publius Postumius Tubertus).
  
   Противником назначения консульство Кориолана выступил глава трибунов от плебеев Тит Татий (Tito Tatio) и вместе с ним весь римский плебс. Он обвинял Кориолана в утаивании добычи. Тит Татий утверждал, что Кориолан взял богатую добычу и должен больше поделится своими трофеями из Кориола. На что Кориолан заявил, что плебсу и так хватает на безбедную жизнь. "...вы плодитесь как черви...". Татий в своей обвинительной речи предупреждал, что в случаи утаивание возможно: "...нависнет смертельная угроза жизни твоей, Кориолан, так и над всей твоей семьи....". Кориолан уступил требованиям плебса и поделился трофеями. После чего был назначен консулом по обеспечению граждан Рима зерном с острова Сицилия. Кориолан нашел способ отыграться. Он завысил цены на зерно (и тем самым на хлеб), желая вернуть материальные средства, которых лишился по настоянию плебса. В своих действиях в вопросе завышение цены на зерно Кориолан опирался на своего лучшего друга, главу партии патрициев, Постумия. Кориолан потребовал от плебейский трибунов отказаться от привилегии неприкосновенности трибунов. В обмен пообещал продавать зерно дешевле. Тит Татий отказался лишаться привилегий и настаивал на удешевлении завышенной цены на хлеб. Кориолан отказал. Тогда Татий выступил в Сенате, где заявил, что если не будут предприняты решения по "...остро режущему вопросу римского народа...", то он и римский народ изгонит все роды патрициев как это было раньше с царями Рима. Патрицианские и плебейские роды пошли на сговор. Главы партии патрициев (Постумий) и плебеев (Татий) ищут в случившемся "козла отпущения". Было достигнута компромиссное решение устраивающие обе стороны. Лишить консульство Кориолана и изгнать навечно из города Рима. Постумий сразу после взятие Кориола рассчитал многоходовку. Он манипулировал вспыльчивым "солдафоном" Кориоланом, настраивал его и народ, через Татия. Постумий боялся, что Кориолан вернет в Рим царскую власть и захватит Рим на волне пика своей популярности. Кориолан был изгнан. После изгнания Кориолан прибыл в лагерь вольсков с намерением чужими руками отомстить за несправедливое к нему отношение. Он обратился с предложением помочь разрушить Рим вождю вольсков Аттию Туллию (Attio Tullio), с которым ранее неоднократно сражался. Туллий всегда проигрывал в битвах с Кориоланом. Воины - свои и враги - почитали Кориолана за героя и боготворили его. Кориолан просит назначить его командующим над войском вольсков. Туллий противится, но обдумав, что его авторитет выше кориоланского, собирает по это вопросу народное собрание, где хочет "потешиться" над своим врагом. Туллий всенародно заявляет: "...что я доверился чужеземцу, доверитесь вы?" Туллий выносит на всеобщие обсуждение один вопрос - предлагает избрать Кориолана военным вождем над народом вольсков. Вольски избирают Кориолана. Сильнейший удар по самолюбию Туллия.
  

2.2 Любит маму


  
   Кориолан ведет войско вольсков на Рим. Разбивает лагерь в четырех километрах от Рима, в городе - спутнике Ветурий. Римляне не готовы к войне. В городе отмечают праздник "Великие игры" (весенний праздник на котором происходили: атлетические состязания, гонки колесниц, кулачный и звериный бои и др.). С целью выиграть время и собрать войско, сенат отправляет к Кориолану в военный лагерь вольсков делегацию из членов его семьи: матери Ветурии, жены Волумнии (Вергилии), двух сыновей и представителя сената. Все пять членов делегации умоляют Кориолана одуматься и отступиться от своей мести. Увести войско от родного дома. Тот отказывался. Жена, сыновья, представитель от сената в какой-то момент даже встают перед ним на колени, но Кориолан упорствует. Тогда мать обещает проклясть сына навечно. Кориолан разрыдался и пал ниц перед своей семьей. Войско вольсков уходит от Рима. Был подписан мирный договор между народами (Кассиев договор в 493 году до н. э.) который утвердил господство римлян в Лации. Аттий Туллий, вождь вольсков, обвинил Марция Кориолана в сговоре, в обмане и злых намерениях. Кориолан был схвачен, насмерть забит камнями, а тело в завязанном мешке утопили в воде.
  
   Римляне, в честь бескровной победы, воздвигли памятник - храм богини удачи Фортуны.
  

3. Принцип Кориолана


  
   Вышеописанная история послужила поводом Плутарху высказаться о римлянах следующим образом: "...римляне - сентиментальные. Очень любят своих женщин особенно матерей...".
  
   В чем понятия "принципа Кориолана" ?
   Принцип Кориолана - действия загнанного человека, не заслуженно наказанной личности, которой манипулировали, затем сделали козлом отпущения и выбросили как отработанный материал те, кого он считал своими. Желающий отомстить всеми доступными средствами и методами. Пойдет на сговор с врагом против своего государство, рода и семьи, не взирая ни на какие принципы.
  
   Великие цивилизации губят себя сами. Римское общество после удачного решения проблемы с вольсками сделало нужные для укрепление общество выводы. Что какой бы не был человек, плох, жаден, амбициозен и самолюбив все равно, если он - наш, то необходимо поощрять, необходимо воздавать почести по совершенным поступкам. Если наш гражданин сделал ошибку, то его надо почетно отправить на достойный покой и заменить на другого. Если он планомерно вредит государству, осознанно работая на другие страны ему выносится единственный вердикт - смерть.
   Данные выводы помогли римскому обществу просуществовать организованным "военным лагерем" на протяжении больше трехсот веков до 148 года до н.э. когда окончательно было разбито Македонское царство (в Четвёртую Македонскую войну). Благодаря этой военной кампании Рим стал доминировать на Балканах и Восточном Средиземноморья. Это победа принесла не только хорошее, но и плохое. В Рим хлынула роскошь. Роскошь извратила "римский лагерь". Роскошь как термиты вгрызлись в римский дух и его дерево хранитель - дуб. Начался упадок римского общества. Римских ценностей и культуры.
  
  

Пахарь


  

1. Луций Квинкций Цинциннат


  
   Луций Квинкций Цинциннат (лат. Lucius Quinctius Cincinnatus; родился около 519 года до н. э. - умер после 439 года до н. э.) - древнеримский диктатор, выходец из патрицианского рода Квинкциев. Цинциннат это пример добродетели и скромности. Известен благодаря тому, что имел возможность править до конца своей жизни единолично, будучи диктатором и любимцем римского народа, но не воспользовался этим. Луций Квинкций Цинциннат добровольно отказался от власти, дабы честным крестьянским трудом кормить себя и свою семью.
  

1.1 Этимология имени


  
   Lucius - "рыба / щука" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 923).
   Quinctius - "пятый в семье / родился под номером пять" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 1301).
   Cincinnatus - "обладатель вьющихся волос", " обвивающийся вокруг чего-л. или цепляющийся за что-л.", "волнистый / кудрявый" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 306).
   В переводе его имя звучит как "Тот самый, который похож на рыбу, а именно на щуку. Пятый отпрыск. Кудрявый", "Тот, кто как щука. За все цепляется и в семье ребенок пятый".
  
  

1.2 Происхождение Луция Квинкция Цинцинната


   Луций Квинкций происходил из знатного патрицианского рода Квинкциев, выходцев из города Альба - Лонга. Семья вынужденно перебралась в Рим (середина VII века до н.э.) с понижением своих гражданских прав при правлении третьего римского царя Туллия Гостилия, разрушившего Альба - Лонгу. На протяжении двухсот лет семья Квинкциев верно служила царскому Риму и с неохотой поддержала смену политического устоя с монархии на республику.
  

2. Нашествие дикарей


  
   Основавшие Рим пришельцы-троянцы в очередной раз пытались выстоять против местных аборигенов (лат. Aborigines) эквов и вольсков, обитателей региона Лация, смешавшихся с другими пришельцами-троянцами. Аборигены послужили генетическим фундаментом для образование в последующем римского народа. Сабинянские племена (эквы и вольски) вторглись на территорию Римской республики, чтобы уничтожить ее навсегда.
  

3. Диктатор


  
   Во время нашествия сабинян, и, в последующих сражениях с ними, Луций Цинциннат находился на своем участке земли, возделывая и ухаживая за ним. По возрасту, он уже был негодный к несению военной службы. Римляне проигрывали сабинянскому войску. Погибло много римских знатных граждан. Когда самым старшим по знатности, достоинству и возрасту остался лишь один Цинциннат, к нему отправили делегацию от Сената с просьбой вмешаться и спасти Республику. Выделенная Луцию Цинциннату земля находилось за деревянным мостом, вновь отстроенным после вторжения царя Порсены правителя города Клузея. Раньше мост носил имя заложившего его четвертого царя Рима Анка Марция, теперь же, в память о спасении от Порсены, мост называли мостом Коклеса. Прибывшая делегация упросила Цинцинната взять власть в свои руки. Цинциннат заявлял, что не может покинуть свою землю, аргументируя тем, что некому землю вспахать, а после засеять - его дети были еще слишком малы. Сенаторы прибегли к последнему довод - предложили Цинциннату стать диктатором.
  
   Цинциннат, будучи диктатором, запретил любые празднества, частную торговлю и урезал бесплатный хлеб плебеям. Плебеи стали роптать и требовать вернуть им бесплатный хлеб, на что Цинциннат заявил: "...послужите Риму и будет у вас еда, или, умрите от голода..." Луций Цинциннат набрал из плебеев два легиона. Своим заместителем и командующим конницей он назначал Луция Тарквиция. Собравшись с силами Цинциннат победит и полностью разобьет сабинян в течение шести дней.
  

4. Ночной штурм


  
   Сабинянское войско разбило свой лагерь в полдне пути от Рима. Луцием Цинциннатом был разработан гениальный, граничащий с наглостью план. Тарквиций ночью атакует лагерь эквов и ставит заградительные отряды на дороге между лагерями эквов и вольсков, чтобы последние, услышав звуки ночного боя, не смогли вовремя прислать подкрепления эквам. Римляне, под руководством главнокомандующего Цинцинната, построили широкий частокол вокруг лагерей эквов и вольсков. В первую же ночь римляне уничтожили все припасы врага путем поджога. Далее практиковали нападение на врага только по ночам, чтобы, в конечном счете, вынудить сабинян сдаться. По сигналу Тарквиций днем отводил войска за стены, а ночью нападал на голодных варваров, лишившихся всех припасов. Тарквиций оставил некоторое количество воинов в резерве и наказал им через определенное время радостно кричать, что из Рима прибыла подмога, с целью ввести эквов в растерянность во время штурма. Когда римляне на вторую ночь начали штурм эквов, вольски попробовали помочь эквам, но не пробились через римский заградительный отряд. Спустя некоторое время, этой же ночью, римский резерв радуется, якобы прибывшему подкреплению из Рима, что заставляет теперь уже эквов бежать в лагерь вольсков для спасения. Римские заградительные отряды пропускают эквов в лагерь вольсков. Тарквиций, увлеченный погонею, чуть не сгубил вверенную ему армию, но перед рассветом Цинциннат успевает построить вокруг двух вражеских лагерей деревянные укрепления и трубит общий отход. Тарквиций отступает и сабиняне, осознав открывшуюся им утром картину, что они окружены, запросили мира у Рима. Цинциннат щадит сабинян и требует от их лидера Гракха Клелия разоружиться и уйти голыми из лагеря, что сабиняне и выполняют. При уходе сабинян римляне производят сакральное действие - сооружают из трех больших копий арку и заставляют противника пройти под нею, дав понять, что они теперь дичь Рима, и, что их жизнь им не принадлежит. Теперь они просто обычная скотина. Рим спасен! Цинциннат возвращается домой, чтобы продолжить возделывать свою землю. В это время плебейских лидер по имени Марк Вольсций потребовал отдать значительную часть добытых в войне трофеев плебеям и прилюдно заявил, что Цинциннат утаил большую часть добычи для себя. Квинт Фабий начальник гарнизона Рима пытается уговорить Вольсция умерить свой пыл, говоря ему, что: "...мы все живы благодаря военному гению Луция Квинкция. Его победе благоволил сам Марс, а ты, Марк, из-за взятой добычи пытаешься внести смуту между всеми гражданами Рима; пытаясь ввергнуть нас в гражданскую войну своими гнусными обвинительными словами. Заявляя, что Цинциннат утаил большую часть добычи для себя, ты врешь! Он честный и трудолюбивый гражданин. Он - спасение Рима!". Благодаря любви к Цинциннату, большинство римлян опровергают клевету Вольсция на Луция Цинцинната.
  
   Цинцинната уговаривают остаться править, но он отказывается. Луций Цинциннат произносит следующие слова на уговоры остаться пожизненным диктатором: "Сегодня я вам любим, но что будет завтра? Политика - бесчестное занятие". Цинциннат завещает римлянам следовать ценностям Республики, быть верным своей чести и уважать свободу друг друга. Вместе с шестью днями войны с сабинянами общее количество дней первой диктатуры Цинцинната составило всего четырнадцать дней!
  

5. Второе диктаторство


  
   Через некоторое время лидер плебеев Марк Вольсций подымает вопрос о провозглашении царем Рима всадника Спурия Мелия, богатого римского хлеботорговца. Спекулируя ценами на хлеб, Мелий пытался купить любовь плебеев, дабы они выбрали его новым царем Рима. Сенат вновь назначает диктатором имеющего авторитет Цинцинната с целью решить этот вопрос. Цинциннат подавляет восстания плебеев. По инициативе младшего брата Цинцинната, главы Сената Тита Квинкция Капитолина Барбата, лидера плебеев Вольсция изгоняют из Рима, а зачинщика мятежа всадника Спурия Мелия казнят. Цинциннат с особой жестокостью расправился с плебеями, отомстив им за смерть своего сына Каизо (Чаэзо) (Caeso Quinctius L. f. L. n. Cincinnatus). Суть конфликта в следующем: после победы над сабинянами и возвращению Цинцинната к мирному труду у него подрос старший сын Каизо. Благодаря своему дяди Титу Квинкцию Капитолине Барбату он [Каизо] становиться молодым сенатором. В Риме возникла новая внутриполитическая борьба между двумя социальными классами- патрициями (аристократами) и плебеями (простолюдинами). Эта эпоха будет носить имя "Борьба порядков" (с 500 - 289 год до н.э.) (Conflict of the Orders). Аристократы будут стараться удержать свои привилегии, а простолюдины ослабить удавку, наброшенную им на шеи аристократами. В этот кризисный момент Барбат, рассчитывая на известность Каизо, сына Спасителя Рима, уговаривает Каизо стать политиком. Барбат переманивает Каизо на свою политическую сторону с целью удержать плебеев в узде. Каизо везде, в Сенате и на Форуме, выступает с обличительной речью против плебеев и утверждает, что плебеи не могут жить без правления аристократов. Он [Каизо] в своих публичных выступлениях, как в свое время и римский полководец Кориолан, прямо и откровенно грубо высказывается о плебеях. За что и был убит. После подавления плебейского бунта, Цинцинната спросили, почему он сына отпустил в политику, поучая других от нее воздерживаться? "Горе мне старому! Я больше заботился о римской земле, чем о своей семье".
  
  

Отвага Курция


  

1. Миф


  
   Марк Курций (лат. Marcus Curtius) (начало IV - середина IV век до н.э.) - древнеримский мифический герой. Юноша, который принес себя в жертву по требованию бога подземного царства мёртвых Гадеса (Аида). Воин. Патриций из рода Курциев.
  
   После землетрясения, в центре древнего городе Рима, на Форуме образовался глубокий провал без дна. Жители города пытались засыпать яму, но у них ничего не получалось. Римляне приносили всевозможные жертвоприношения из продуктов питания, одежды и различных животных. После многочисленных неудачных попыток засыпать яму, римляне обратились, по мифу, к безымянному авгуру (авгур - жрец). Авгур передал волю богов: "...римляне, вам стоит пожертвовать то, что вы считайте для себя самым дорогим и ценным, дабы спасти свое отечество...". Римляне недоумевали - что имел в виду вестник богов? Все граждане вопрошали друг друга: "что из этого предсказания нам следует сделать, чтобы умилостивить Плутона?". В толпе, среди жителей города, находился юноша по имени Марк Курций, молодой воин. Переход из категории мальчиков в категорию юношей в древнеримском обществе происходил в 12 лет, в период полового созревания, но служить отечеству мужчины могли только с 17 лет. Юношей человек считался до 20 лет. Тогда вероятно предположить, что по событиям, описанным в мифе, Курцию было от 17 до 20 лет.
  
   Вернувшись с Форума к себе домой Курции вооружился и оседлал своего боевого коня по кличке Астрид (Astride - Звезда). Затем возвратился на Форум и громогласно заявил присутствующим:
  
   "... пока вы спорите, как азиатские торговцы на рынке, лакус (яма) расширяется. Вы нерешительны и подобны женщинам, или продажным молодым мальчикам. Вы вопрошаете друг друга, что нам делать, не предпринимая по спасению нашего отечества никаких мер, а время уходит. Вы слабы и безвольны как рабы. Что делать? Бороться. Сила наша в нашей вере и она в нашем мужестве. Любовь к отечеству должна пробуждать отвагу в ваших восковых сердцах. Запомните мои слова - отвага, смелость и мужество никогда не должны покинуть наш народ!" Сказав это, Курций прыгнул в яму вместе с конем. Тотчас яма затянулось. Не осталось даже разлома. В честь поступка храброго Курция римляне назвали это место "Lacus Curtius" ("Озеро/яма Курция"). Современное место расположение Regio VIII Forum Romanum ("Региональный римский форум номер 8").
  
   Мораль мифа заключается в том, что римский народ обязан опираться на свое мужество; оружие, удерживаемое в руках и направленное в любую сторону, даже Царство мертвых (если потребуется) и любовь к отечеству. Кличка коня Звезда - яркий показатель того, к чему должен следовать римский народ. Всегда римский народ должен быть на коне, с оружием в руках, с мужеством в своих сердцах и любовью к своему дому.
  

1.1 Этимология имени


  
   Имя "Marcus" имеет несколько смыслов. Первое значение от слова "Марс" - древнеримский бог войны и слова (имя бога) переводиться как "война, битва и конфликт".
   Второе значение слова "Marcus" пришло от прото - италийского языка от слова "Mavors" ("Маворс"). Что могло значить как "воинственный, безумный, красивый/хороший/отличный повар" (источник Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 956). Феликс Гаффот (Félix Gaffiot) - французский филолог XIX века. Указывает, что "Хороший повар" - могло иметь значение, считает он, которое тянется с первобытных культур. Где победители поедали побежденных, чтобы почтить их память и тем самым, кто хорошо готовил (воевал) получал такое прозвище. Римляне давали когнонимы (прозвище) только за выдающие заслуги или, есть человек обладал исключительным талантом, при этом достигнув совершенства в любом искусстве или ремесле.
  
   Родовое имя, возможно, происходит от латинского слова "curtus" - "укороченный, срезанный, низкий, маленький, сломанный".
  
   В переводе его имя звучит как "Отважный Малый" или "Самый лучший и смелый повар".
  
  

2. Патрицианский род Курциев


  
   Курции (лат. Curtii) - один из древнейших патрицианских римских родов. Первые упоминания о представителях рода относятся к эпохе возникновения Рима. Наряду с указанием на патрицианский характер данного рода (консульство в 445 г до н. э. Гая Курция Филона) есть факты, что представитель рода Курциев занимал должность народного трибуна, предназначенную только для плебейских родов.
  
   По преданию, первый представитель рода Меттий Курций был одним из вождей сабинян, выступивших в поход против римлян, после похищения римлянами сабинянских девушек. Во время битвы около Палатина конь Курция понес и вместе с седоком провалился в болото, из которого выбрался с большим трудом. После примирения с римлянами Меттий Курций переселился в Рим, дав начало роду Курциев.
  

3. Исторические источники


  
   О нем упоминают три римских историка и один греческий историк в своих произведениях:
  
   Тит Ливий - "История Рима от основания" (libro septimo Ab Urbe condita cap. 6.).
  
   Валерий Максим - " Достопамятные деяния и изречения" (libro quinto Factorum dictorumque memorabilium, 6,2.).
  
   Марк Теренций Варрон - "Латинский язык" (libro quinto de Lingua Latina 148).
  
   Дионисий Галикарнасский - " Римские древности" (libro quarto decimo Antiquitatum Romanarum frg. XI.).
  
  
   Исходить будем из произведения Варрона, который, по моему мнению, лучше всего описывает возникновение этого исторического мифа. Ссылка на его произведение, изданное канадским университетом Виктории (Капилано): "On the Latin language" by Varro, Marcus Terentius; Kent, Roland G. (Roland Grubb), 1877-1952, Publication date 1938, Pratt - University of Toronto. pp: 139-141. Приведем три варроновсих легенды. Фрагменты под номерами 148-150:
  
   Первая легенда.
  
   На Форуме есть место под названием "Лакус Курций" ("Бассейн Курция"); история того место начинается с IV до н.э. и получила имя Курция. У названия того места есть три версии происхождение. Произошло землетрясение, и, римляне обратились к гаруспику (оракулу) за ответом. Тот ответил, что бог Смерти гневается, что все его забыли, и требует отправить к нему вниз самого отважного гражданина для услужения. Некий Курций, храбрый человек, оделся в военное облачение, сел на своего коня. Повернул в сторону Храма Согласия и после нырнул в земную щель. Тут же твердь затянулась, поглотив его тело. В честь этого римляне возвели (поставили) мемориал (памятник).
  
   Вторая легенда.
  
   Была война между римлянами и сабинянами. Римскими вождями были Ромул и Татий, а вождем сабинянским - Меттий Курций. Римляне, под руководством Ромула, смогли победить сабинян в битве на возвышенности и обратили их в бегство; низвергли вниз болотистого место, где сейчас стоит Форум; еще до того как там появилась канализация на Капитолийском холме. С того времени место, в честь славной победы Ромула, увековечено памятью побежденного вождя Курция и носит его имя.
  
   Третья легенда.
  
   Однажды, то место было с неба пораженно молний. По решению Сената, место оградили как священное. Поручено было эта миссия консулу Курцию. С тех пор место носит его имя.
  
  

Festina lente. Поспешай медленно.


  

1. Фабий Кунктатор


  
   Квинт Фабий Максим Кунктатор или Квинт Фабий Максим Веррукоз (лат. Quintus Fabius Maximus Cunctator или Quintus Fabius Maximus Verrucosus) - древнеримский военачальник и политический деятель из патрицианского рода Фабиев. Жил в III веке до н.э. Прославился благодаря тому, что во времена Второй пунической войны вел успешную оборонительную войну против карфагенского полководца Ганнибала. Кунктатор в Италии, на римской территорий, пользовался тактикой "выжженной земли" - истощал войско противника и не давал Ганнибалу желанного генерального сражения. Фабий Кунктатор удачно ввел войну против Ганнибала одиннадцать лет (с 218 по 207 год до н.э.) пока смерть единственного сына не подкосила здоровье полководца, что вынудило его отойти от дел. Окончательной победы Рима над Карфагеном (203 год до н.э.) достиг ярый противник Кунктатора и его оборонительной тактики, сторонник наступательной войны Публий Корнелий Сципион Африканский.
  

1.1 Происхождение Квинта Фабия Максима


  
   Фабии (лат. Fabii) - римский патрицианский род, родоначальником которого, по преданию, считается Геракл. Фабии, как и другие древнейшие и знатнейшие пять патрицианских родов (Эмилии, Клавдии, Корнелии, Манлии и Валерии), переселились в Рим при втором римском царе Нуме Помпилии (VIII-VII век до н.э.). Аристократический род Фабиев всегда выступал с резкой критикой в адрес плебеев, считая их паразитами римского общества. В начале V века до н.э. Рим ввел продолжительные войны против варваров. Силы Рима были на исходе. На тот момент Рим ввел войну против италийских родственных племен: эквов и вольсков. На помощь против Рима эквы и вольски призывают своих этрусков вейентинцев со столицей в Вейи. Вейентинцы должны были в этом союзе сыграть решающую роль в уничтожения Рима. По плану эквов и вольсков требовалось создать "котел". Италийцы берут в капкан Рим с востока, а этруски с севера. Вейетинцы вероломно нарушили все ранее заключенные договоренности и Рим, зная о защищенности своего тыла, не был готов к ведению войны на два фронта. Глава рода Цезон Фабий в римском Сенате объявляет о том, что будет вести в одиночку войну с вейетинцами. Цезон Фабий заявил, что война с вейетинцами ляжет сугубо на его плечи "... Пусть же другие войны будут вашей заботой, а вейских врагов предоставьте Фабиям. Мы порукою, что величие римского имени не потерпит ущерба. Эта война будет нашей, как бы войной нашего рода, и мы намерены вести ее на собственный счет, от государства же не потребуется ни воинов, ни денег..."(Тит Ливий, История от основания города, кн. II, 48,8). Вторжения вейетинцев должно было проходить по землям, которыми владели Фабии. Цезон Фабий собирает войско из своего рода в количестве триста человек и своих клиентов в количестве пяти тысяч человек. Фабии начали войну с вейянами, проводя успешные сражения и беря достойную добычу. Цезон Фабий не знает поражений. Череда побед вскружила голову римлянам, чем воспользовались вейяне. На берегах ручья Кремеры Фабии устроили укреплённое убежище, откуда беспокоили этрусков. Последние завлекли их в засаду и истребили всех до последнего (477 г. до н. э.). Но жертва Фабиев помогла Риму закончить войну на восточном фронте, перекинуть свои войска на западный фронт и победить вейян. Из всех Фабиев уцелел только один, которого оставили в Риме - почти взрослый юноша Квинт Фабий. От него ведут свою родословную все последующие Фабии.
  

1.2 Этимология имени


  
   Раньше род Фабиев назывался Фодиями (Fodere). Фамилия "фодер" означает: "охотник", "ловчий", "удар", "яма", а "fabii" - "боб", "фасоль", "круглый", "монета". Тем самым можно сделать вывод, что когда род занимался охотой, он был сильный и доблестный, ярый, как по преданию рода предок Геракл. Когда же род поменял охотничий образ жизни на городской, род прозвали "пузатыми".
  
   Quintus - "пятый в семье / родился под номером пять" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 1301).
  
   Fabius - fabii" - "боб", "фасоль", "круглый", "монета"(Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 645).
  
   Maximus - "великий", "самый сильный", "мудрый", "старый" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 956).
  
   Cunctator (Квинт Фабии получил свое когномен/прозвище за медлительную войну против Ганнибала) - "медленный", "тормоз", "неспешный", "медлительный", "не динамичный" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 453).
  
   Verrucosus (имел когномен до войны с Ганнибалом) - "бородатый", "не ухаживающий за собой", "грубый", "бурный"(Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 1662).
  
   В переводе его имя звучит как "Круглый и сильный в роду пятый, но грубый" с прозвищем "Круглый и сильный в роду пятый, но медлительный". Verrucosus - имел прозвище за свой нрав (поведения) в быту и спорах.
  

2. Война с Ганнибалом


  
   Ганнибал разорил в Испании дружественный Риму город Сагунт. Это послужило поводом к началу новой войны между Римом и Карфагеном. В Сенате все требовали голову Ганнибала, чтобы восстановить авторитет Рима. Только один сенатор Квинт Фабий Веррукоз требовал провести тщательное расследование произошедшего. Он утверждал, что Ганнибал подталкивает Рим к войне. Ганнибал готов к войне (к реваншу), а мы римляне нет. Проведение расследовании позволило бы лучше подготовиться к войне с Карфагеном.
  
   На тот момент в Риме существовало две партии:
   1. "Партия Фабиев" была традиционно настроена против экспансии за пределы Италии.
   2. "Партия Эмилиев" выступала за внешнеполитическую активность и выход за Италийские границы.
  
   Партия Эмилиев и ее глава Луций Эмилий Павел продавил решения об объявления войны Карфагену за зверства в Сагунте. Луций Эмилий обещал быстро закончить войну (длилась она семнадцать лет) против "иберийской выскочки" (Ганнибала). Квинт Фабий всеми силами пытался остановить решения Сената, но не сумел. Все, что сумел добиться Квинт это заставить назначить его главой посольства, которое отправил Рим в Карфаген, для дипломатического урегулирования вопроса. Квинт Фабий надеялся одарить (подкупить) подарками карфагенскую аристократию и лишить военных полномочий в Иберии Ганнибала, но не сумел. В посольстве из пяти человек четверо были людьми из партии Эмилиев. Как Луций Эмилий Павел, так и Ганнибал, желали новой войны между Римом и Карфагеном. Первый, окрыленный рассказами о Первой пунической войны своего героя отца Марка Эмилия Павла, хотел повторить его подвиги. Второй желал отомстить за поражения и унижения своего отца Гамилькара Барка и смыть позор со всей семьи Барков.
  
   Ганнибал, перейдя через Альпы, одерживает выдающиеся победы над римлянами в битве при Тицине ("врата в Италию"), где гибнет отец Сципиона Африканского, Публий Корнелий Сципион, в битве при Требии и в битве при Тразименском озере. Эти поражения заставило искать Сенат выход из катастрофической ситуации. Квинт Фабий предлагает Римской республике свою тактику. Она заключается в следующем. Зная малочисленность войск Ганнибала, и, исходя из того, что он оторван от линии снабжения, требуется использовать самое грозное оружия против него - время. Пусть Ганнибал разоряет римские земли, но всеми силами требуется препятствовать ему захватывать любые римские или дружественные города. Армия Ганнибала, закаленная во многих боях, представляет сейчас для Рима непобедимое войско после многочисленных потерь со стороны Рима. Когда Ганнибал вторгся в Италию, у него было около 26 тысяч воинов: 12 000 ливийских и 8000 иберийских пехотинцев и не более чем 6000 всадников и 15 слонов. Потери Ганнибала составили около 6.700 человек, а Рима же за два года войны около 45.000 человек. Ганнибал пользуется помощью у восставших против Рима и недавно покоренных им народов, смешав их со своими ветеранами, варваров, которые могут только грабить и насиловать. Он обрек свое войска на постепенное разложения. Направить все доступные ресурсы на укрепления и обучения новых войск и выжидать, когда Ганнибал допустит ошибку. План Квинта Фабия принимается, и его избирают диктатором (217 год до н.э.).
  

2.1 Что за должность в древнеримском обществе "диктатор"


  
   Диктатор (лат. dictator, от dicto - диктую, предписываю) в период Республики (V - 2-я половина I века до н. э.) древнеримское чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся консулами по решению сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной угрозе и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица.
  

2.2 Тактика "петляющего зайца"


  
   С момента избрания Квинта Фабия диктатором тактика римской армии изменилась. Квинт Фабий следовал за Ганнибалом, не выпуская его из виду и не давая ему желанных сражений. Фабий активно уничтожает ганнибаловские коммуникации и отряды, используя это столкновения для получения необходимого боевого опыта своими новобранцам. Такая тактика было направлена на ослабление Ганнибала. Рим обладал преимуществом: располагал богатыми людскими и материальными ресурсами Италии. Однако такая тактика была рассчитана на долгий срок, и у неё было много противников среди самих римлян. Ганнибал получал относительную свободу действий, чтобы грабить страну (он смог беспрепятственно пройти из Центральной Италии на юг в Апулию и Кампанию). Поведение Фабия выглядело как проявление слабости, трусости и неспособности защитить союзников Рима. Внутри армии росло недовольстве. Оппозицию возглавил Марк Минуций Руф. Он требовал от Квинта Фабия дать генеральное сражения Ганнибалу. Фабий отказывался. Марк Минуций называл Квинта Фабия трусом, слабаком и слабохарактерной личностью, и, что он недостоин зваться римляном. Марк Минуций сумел убедить Сенат переподчинить себе войска Квинта Фабия и назначить его [Марка Минуция] новым диктатором после истечения срока диктаторства Квинта Фабия. Это обернулась великим поражением для римлян при Каннах. Римляне потеряли свыше семьдесят тысяч при незначительных потерях со стороны карфагенян в семь тысяч. Марк Минуций был убит при Каннах так же, как Луций Эмилий, который обещал молниеносно закончить войну с Карфагеном.
  
   Когда римляне потерпели в четвертый раз поражение от Ганнибала, было принято решение назначить главнокомандующем оставшейся римской армии Квинта Фабия.
  
   Квинт Фабий продержит Ганнибала в Италии одиннадцать лет, не давая ему генерального сражения и изнуряя в бесчисленных нападениях на его логистику и войско. Когда умрет единственный любимый сын Квинта Фабия, Квинт Фабий-младший (207 год до н.э.), это подкосит Квинта. Он уйдет из политики. За одиннадцать лет вырастет новое римское поколения юношей, которые захотят отомстить Ганнибалу за своих отцов и братьев. Квинт Фабий не подходил на эту роль и своим вождем эти юные реваншисты изберут ярого противника оборонительной тактики, сторонника наступательной тактики, будущего победителя Ганнибала Публия Корнелия Сципиона Африканского. Некоторые злые языки скажут, что Публий отравил Квинта младшего. Публий знал, как Квинт дорожит своим сыном и хотел, чтобы его политический соперник ушел из политики навсегда. Другие пошли дальше в своих сплетнях и заявили, что Публий отравил так же горем убитого отца. Сципион соберет "все сливки" от войны. Люди всегда лишь помнят исторических личностей (фигур), которые начали и которые закончили, пропуская, что было между ними.
  
   Аналогичный случай был в XIX веке, во время Отечественной войны 1812 года, когда выдающийся французский полководец и император Франции Наполеон Бонапарт I вторгся в Российскую Империю. Русскую армию возглавлял князь Михаил Илларионович Кутузов, который обожал римскую историю и поступал так, как один из его кумиров детства Квинт Фабий. Кутузов так же во время войны был обвинен в трусости русским двором императора Александра I и российской аристократией, но, непоколебимая вера императора Александра в Кутузова помогла последнему одержать вверх над Наполеоном и прогнать его за реку Одер. Близ реки Эльба, в 1813 году, 67 летний Кутузов смертельно простудится, и заграничный поход возглавит победитель Наполеона и Франции, величайший монарх после Петра I, Александр I.
  
  

Декадизм Лукулла


  

1. Луций Лукулл


  
   Луций Лициний Лукулл (лат. Lucius Licinius Lucullus; 117-56 годы до н. э.) - римский военачальник и политический деятель из плебейского рода Лициниев. Прозванный "Понтийским". Известен своими победами над понтийским царем Митридатом VI ("малоазийским львом"), бежавшим от Лукулла в Великую Армению к своему зятю Тиграну II. Луций Лициний Лукулл был отозван римским сенатом по предложению Гнея Помпея Великого в Рим по подозрению умышленного затягивания войны с Понтийским царством для личного обогащения. Прославился своей чрезмерной негативной наклонностью к корыстолюбию и взяточничеству.
  

1.1 Происхождение Луция Лициния Лукуллы


  
   Луций Лициний принадлежал к знатному плебейскому роду. О его генеалогий и нраве тщательно повествует древнегреческий писатель и философ Плутарх в своем труде "Сравнительные жизнеописания. Лукулл" следующие:
  
   "... Дед Лукулла занимал некогда должность консула, а Метелл Нумидийский приходился ему дядей по матери. Что касается, однако, его родителей, то отец его был уличен в казнокрадстве, а мать, Цецилия, слыла за женщину дурных нравов. Сам Лукулл в молодые годы, прежде чем вступить на поприще государственной деятельности, добиваясь какой либо должности, начал с того, что привлек к суду обвинителя своего отца, авгура Сервилия, уличая его в должностном злоупотреблении. Римлянам такой поступок показался прекрасным, и суд этот был у всех на устах, в нем видели проявление высокой доблести. Выступить с обвинением даже без особого к тому предлога вообще считалось у римлян делом отнюдь не бесславным, напротив, им очень нравилось, когда молодые люди травили нарушителей закона, словно породистые щенки - диких зверей. Во время этого суда страсти так разгорелись, что не обошлось без раненых и даже убитых; все же Сервилий был оправдан.... " (Текст приводится по изданию: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: издательство "Наука", 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I. Перевод С. С. Аверинцева, обработка перевода для настоящего переиздания - С. С. Аверинцева, переработка комментария - М. Л. Гаспарова. Сверка перевода сделана по последнему научному изданию жизнеописаний Плутарха: Plutarchi Vitae parallelae, recogn. Cl. Lindscog et K. Ziegler, iterum recens. K. Ziegler, Lipsiae, 1957-1973. V. I-III. Из существующих переводов Плутарха на разные языки переводчик преимущественно пользовался изданием: Plutarch. Grosse Griechen und Römer / Eingel, und Übers, u. K. Ziegler. Stuttgart; Zürich, 1954. Bd. 1-6 и комментариями к нему. Издание подготовили С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. Ответственный редактор С. С. Аверинцев. Plutarchi Vitae parallelae. C. Sintenis, Teubner, 1879. Plutarchi Vitae parallelae, with Eng. transl. by B. Perrin, Loeb Classical Library, 1914/1968.)
  
   Сервилий авгур был прав в обвинений в адрес отца (Луция Лициния Лукулла) Лукулла. Мать Лукулла Цецилия "... слыла за женщину дурных нравов. ..."- отец казнокрад, а мать дурных нравов, и, в такой семье вырос Лукулл.
  

1.2 Этимология имени


  
   Lucius Licinius Lucullus
  
   Lucius -> "светлый", "белобрысый", "блондин" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 923).
  
   Licinius -> "гнуть", "согнанный", "согнувшийся", "кутила", "гуляка", "щипач"(вор) (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 910).
   Lucullus -> "пышный", "роскошный", "сияющий", "священное дерево" (Dictionnaire Gaffiot latin-français (1934), p. 925).
  
   В переводе его имя будет звучать как "Блондин сгубленный, но пышный (красивый)" или "Красивый белый воришка".
  
  

2. Возвышение в Малой Азией


  
   С 87 года до н. э. Лукулл в качестве квестора воевал на море с Понтом под общим командованием будущего диктатора Луция Корнелия Суллы. В 84 г. до н. э., после заключении мира, Лукулл собрал по поручению Суллы 12000 талантов с городов (эллинских). Талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм. Римский талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра). Греческий (аттический) талант от 25,900 до 26,100 кг. Серебра. При среднем значение 1 талант - 26 кг. серебра =312.000 кг серебра. Когда восстали митиленцы, Лукулл разбил их в морском сражении и некоторое время осаждал город, уйдя только с огромным количеством пленных. Блестящие способности Лукулла были замечены Суллой, и именно ему Сулла посвятил свои "Воспоминания". Умирая, диктатор назначил Лукулла опекуном своего сына.
  

2.1 Третья Митридатова война


  
   В 74 г. до н. э. скончался правитель Вифинии Никомед Филопатор, в своём завещании передавший Вифинию во власть Римской республики, отдавая эллинскую землю италийским бандитам. У Никомеда были дети от брака с Ниссой (сын Ликомед и дочь Нисса), которых из-за измены жены он объявил незаконными. Митридат встал на защиту прав внучатого племянника на престол, и к 73 г. до н. э. города Вифинии и Мизии признали новую власть. Лукулл добился своего назначения наместником Киликии, что означало автоматически должность главнокомандующего всей провинции Азия. Лукулл, высадившись в Азии, и, приняв бразды власти, навел порядок в малодисциплинированной римской армии этого региона. Лукулл вел успешную войну против Митридата, однако, при сражений близ реке Лик, Митридат сумел избежать пленения. Это произошло из-за прогнившего нрава в римских войсках, долго находившихся в Малой Азий, и перенявших азийский менталитет. Митридат чудом не попал в плен к римлянам. Его спасло лишь то, что между ним и его преследователями стал мул, везший золото. Увидев высыпающееся из мешков золото, римские солдаты бросились делить его, дав царю время уйти. Лукулл преследовал Митридата по всей Малой Азий и загнал его в армянское царство. Помпей, который находился в Риме, желал подвигов и славы. Помпей, который чуть не был разбит Спартаком, желал своей Галлией и выбрал для своего возвышения ослабевшего Митридата. Подкупами и уговорами он убедил римский сенат отозвать Лукулла в Рим, а его поставить на место главнокомандующего. Все основное к тому времени уже было сделано Лукуллом: лучшие войска Митридата погибли, флот был уничтожен, страна разорена. Помпею осталось только поставить победную точку и пожинать лавры.
  

3. Попойки


  
   "...В жизнеописании Лукулла, словно в древней комедии, поначалу приходится читать о государственных и военных делах, а к концу - о попойках и пирушках, чуть ли не о пьяных шествиях с песнями и факелами и вообще о всяческих забавах...." (Плутарх "Сравнительные жизнеописания. Лукулл").
  
   Лукулл вернулся в Рим богатым. Он сравнялся в богатстве с самым первым римским миллионером Марком Лицинием Крассом. Римляне стали выжидать, что он предпримет, будет ли мстить за то, что его отозвали из Малой Азии? Но Лукулл стал жить в свое удовольствие. Тратить нажитый капитал на картины, статуи, разбивал сады, строил купальни, устраивал богатые экзотические застолья и приглашал дорогих шлюх. За это римляне прозовут его "Ксерксом в тоге". "... Лукулл устраќиќвал ежеќдневќные пиры с тщеќславќной росќкоќшью челоќвеќка, котоќроќму вноќве его богатќство. Не тольќко застланќные пурќпурќны-ми ткаќняќми ложа, украќшенќные драќгоќценќныќми камќняќми чаши, увеќсеќлиќтель-ное пение и плясќки, но такќже разќноќобќразќные ястќва и не в меру хитќро при-готовќленќные печеќнья вызыќваќли зависть у людей с низќменќныќми вкуќсаќми..." (Плутарх "Сравнительные жизнеописания. Лукулл").
  
   Другой забавный анекдот: "... Катон (Младший) был Лукулќлу друќгом и своќяќком, но образ жизќни Лукулќла ему совсем не нра-вилќся, и когда в сенаќте один юнец завел длинќную речь, в котоќрой назойќли-во расќпроќстраќнялќся о бережќливоќсти и воздержќноќсти, Катон встал и ска-зал: "Да переќстань! Ты богат, как Красс, живешь, как Лукулл, а говоќришь, как Катон!" Некоќтоќрые утверќждаќют, что эти слоќва дейќстќвиќтельќно были скаќзаќны, но не Катоќном. ..." (Плутарх "Сравнительные жизнеописания. Лукулл").
  
   Лукулл вернулся с Востока богатым человеком. Он разорвал своим поведением менталитет "римского лагеря". Все люди, которые вне римских стен - плохие и безнравственные, а внутри города люди - хорошие и нравственные; ограничивающие себя в любых излишествах и живущих в строгих нравах. Культ семьи это - превыше всего, все римляне особо почитают отца и благоволят перед своими матерями. Лукулл "занес" с собой новую философию гедонизм. Жизнь - одна и ее надо прожить в свое удовольствие. Лукулл отказался от стоической философии (римляне следовали стоицизму пусть еще и не знали, что такое философия у них в ходу). Было ли это следствием того, что человеку "подрезали крылья" лишили его командования и он тем самым таким образом мстил - неизвестно; или желанием просветить своих соотечественников.
  
   "... Однаќко слеќдуќет с похваќлой упоќмяќнуть о друќгом его увлеќчеќнии - книќгаќми. Он собрал мноќжеќство преќкрасќных рукоќпиќсей и в польќзоќваќнии ими проќявќлял еще больќше блаќгоќродќной щедќроќсти, чем при самом их приќобќреќтеќнии, преќдоќставќляя свои книќгоќхраќниќлиќща всем желаю-щим. Без всяќкоќго ограќниќчеќния открыл он доступ греќкам в приќмыќкавќшие к книќгоќхраќниќлиќщам помеќщеќния для заняќтий и порќтиќки для проќгуќлок, и, раздеќлавќшись с друќгиќми делаќми, они с радоќстью хажиќваќли туда, словќно в некую обиќтель Муз, и проќвоќдиќли вреќмя в совќместќных беседах. Часто Лукулл сам захоќдил в порќтиќки и беседоќвал с любиќтеќляќми учеќноќсти, а тем, кто заниќмалќся общеќстќвенќныќми делаќми, помоќгал в соотќветќстќвии с их нужќда-ми, - коротќко говоќря, для всех греќков, приќезќжаюќщих в Рим, его дом был родќным очаќгом и эллинќским приќтаќнеќем. ..." (Плутарх "Сравнительные жизнеописания. Лукулл"). Скорей всего, на Лукулла оказало сильное влияния платоновское учения об идеях, это явно видно с тем с кем он поддерживал отношения: "...Что касаќетќся филоќсоќфии, то если ко всем уче-ниќям он отноќсилќся с интеќреќсом и сочувќстќвиќем, осоќбое приќстраќстие и любовь он всеќгда питал к Акаќдеќмии - не к той, котоќрую назыќваќют Новой и котоќрая как раз в ту пору расќцвеќтаќла блаќгоќдаќря учеќнию Карќнеќада, рас-проќстраќнявќшеќмуќся Филоќном, но к Древќней, котоќрую возќглавќлял тогда Антиох Аскаќлонќский, челоќвек глуќбоќкоќмысќленќный и очень красќноќреќчи-вый...." При жизни он, возможно, был ужасный человеком, но все свои жизненные силы и богатство он тратил на благосостояние, развития и процветания римского общество.
  

4. Лукуллов пир


  
   Лукуллов пир - устойчивый термин. Вошел в языки многих народов благодаря девиантному поведению Лукулла. Означает изобилие и изысканность стола, множество блюд, роскошь трапезы. Римлянам, благодаря их завоеваниям, стал доступен весь мировой гастроном и им поставляли удивительные продукты для кухни.
  
   "Когда однаќжды он обедал в одиќноќчеќстве и ему при-готоќвиќли один стол и скромќную траќпеќзу, он расќсерќдилќся и позвал приќстав-ленќноќго к этоќму делу раба; тот отвеќтил, что раз гостей не зваќли, он не думал, что нужќно готоќвить дороќгой обед, на что его госќпоќдин ска-зал: "Как, ты не знал, что сегоќдня Лукулл угоќщаќет Лукулќла?" Quid ais, inquit iratus Lucullus, au nesciebas Lucullum hodie cenaturum esse apud Lucullum?" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания. Лукулл" 41.1-6)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"