Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

За деньги продались, либо Гуманизация на Украине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема гуманизации высшего и среднего образования на Украине. (Везде где в тексте "в Украине", - работа цензоры.) Как на сайте ЦРУ (https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/print_up.html) пишут (за 24.11.2020) об Украине: продажа людей (мужчин, женщин, детей) и наркотиков (конопли и опиума) это самое прибыльное дело на Украине (разделы "Trafficking in persons", "Illicit drugs").

1. Введение


   Актуальность проблемы гуманизации высшего образования - это приоритетное направление, от которого зависит воспитание человека, как человеколюбца, так и патриота собственной страны.
   Стоит выделить, что гуманизация - ядро украинской государственности, её взаимоотношения на основах демократизации и формирование национального самосознание, которое прописано в нашей Конституции [1].
   Цель контрольной работы - анализ украинской системы образования, особенно высшего. Украинское образование меняется от радикальной, классической дидактической парадигмы, к инновационному, недирективному, гуманистическому образованию. Деградирует уровень наших специалистов и растёт падение международного уважения и доверия к нашей образовательной системе. В своей работе я предлагаю решения этих проблем.
   Объект исследования - гуманистическое образование, связанный со стабильностью и устойчивостью существования во всех сферах взаимоотношения между людьми (экономических и личных) в образовательной системы Украины. Изменения сегодня, которые являются проблемой эпохи, нежели в период возникновения высшего образование, как такового [2].
   Гуманитарный сектор образование изучает человека с разных сторон, как биологический феномен как такого здесь, в момент его жизни, и в момент прошедшего, того, кто произвел репродукцию нового человеческого индивида (история).

2. Что такое гуманизация и гуманитаризация?


   Гуманизация есть совокупность философских, социологических, гносеологических, психологических и педагогических взглядов, определяющих цели и задачи высших учебных заведений в подготовке и совершенствовании будущего специалиста как субъекта и объекта общественных отношений, как целостного человека. Многообразие его профессиональных, интеллектуальных и социально-психологических качеств позволяют ему успешно решать задачи научно-технического и социального прогресса. Тем самым гуманизация выступает как теоретическая основа высшего образования.
   Термин: "humanus" (гуманус), означает человекопонимание, человековозвышение, человекоследование.
   Этимология термина "humanus": то, что проросло из тверди и затем саморазвилось [3].
   Например, следующие научные дисциплины исследуют человека: философия, культурология, религиоведение, филология, лингвистика, литературоведение, искусствознание, история, психология, антропология, этнография и когнитивистика [4].
   Гуманитаризация есть претворение в жизнь принципов гуманизации, учебно-практическая деятельность вузов по созданию материально-вещественных, организационно-экономических и духовно-психологических условий для разностороннего развития личности студента, воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа.
   Гуманитаризация обеспечивает взаимодействие и взаимопроникновение естественно-научного, технического и гуманитарного образования как целостной совокупности знаний о человеке, природе и обществе.
   Например, следующие научные дисциплины исследуют человека: философия, культурология, религиоведение, филология, лингвистика, литературоведение, искусствознание, история, психология, антропология, этнография и когнитивистика [5].
   Взаимодействие гуманизации и гуманитаризации отражает единство теории и практики. Реализуя принципы гуманизации, гуманитаризация совершенствует и обогащает ее, выдвигая перед ней новые задачи, нерешенные вопросы, требующие дальнейшей разработки. Таким образом, гуманизация и гуманитаризация высшего образования образуют единую, целостную систему подготовки специалиста, преодолевающую отчуждение образования от личности.
   Гуманизация высшего образования - проблема не региональная, а интернациональная, решаемая во многих цивилизованных странах и разрабатываемая в международных организациях. В Уставе ЮНЕСКО образование рассматривается как цель поддержания справедливости, свободы и мира. Международная конференция по образованию (1995 г.) провозгласила своей главной целью формирование человека, ибо "человек - не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели", - в нем самом заложена самостоятельная цель развития" [6].
   Теперь, в начале новой эпохи цивилизации, ориентированной на человека, гуманизация систем образования становится важнейшим ресурсом социально-культурного и научно-технического прогресса всего человечества, главным средством гуманизации общества, вступившего в третье тысячелетие.

3. Проблемы гуманизации высшего образования Украины


   В Украине присутствуют огромные проблемы для гуманизации высшего образования.
   По мнению аналитиков американского Центра стратегических и международных исследований (аналитический институт США, расположенный в Вашингтоне, округ Колумбия), Украина унаследовала талантливое и высокообразованное население от Украинской ССР, однако хроническое недофинансирование системы образования угрожает подорвать это положительное качество. В обзорном отчёте для американо-европейского партнёрства проведена оценка 16 лет украинской независимости с данными за 2008 год. Как пишут составители данного документа, украинская система образования является нереформируемой и неэффективной. А взяточничество при поступлении студентов в высшие учебные заведения и при прохождении ими экзаменов ухудшает и без того не блестящую ситуацию [7].
   По оценке профессора О. Базалука (доктор философских наук, профессор философского факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко) на 2016 год украинское население имеет низкий уровень образования, а его качество превратилось в фикцию. Украинские дипломы о среднем и высшем образовании не соответствуют мировому уровню, а большинству выпускников средних и высших учебных заведений не удаётся обрести даже элементарных знаний и навыков. Из-за коррупции и неэффективной государственной политики в системе образования украинское общество начало демонстрировать черты, которые раньше не были заметны: агрессивность, грубость, нетерпимость, безразличие к окружающим и т. п. [8] Если в советские времена Украинская ССР обладала мощным научно-техническим потенциалом, то после 2015 года на Украине не осталось современной промышленности, а сама страна в своём развитии отстала не только от государств-участников бывшего Варшавского блока, но и от многих экс-советских республик [9]. За годы независимости качество украинского среднего, средне-специального и высшего образования значительно упало.
   В ходе правления президента Леонида Кравчука (президентство с 1991 по 1994 гг.) советская система образования была разрушена, а новую, более эффективную выстроить не удалось. Во время президентства Виктора Ющенко (президентство с 2005 по 2010 гг.) была сделана попытка внедрить в украинское массовое сознание европейские стандарты обучения, однако результаты оказались плачевными [10].
   Крупные образовательные реформы учебных заведений:
  
   - Практической инновацией 1993 года стало введение контрактной системы назначения руководителей учреждений, и постепенные изменения в сети учебных заведений, в результате которой в течение 5 лет (1992-1997) количество дошкольных учебных заведений уменьшилась с 24,4 тыс. До 19,5 тыс., зато средних - увеличилось с 20,9 тыс. до 21,3 тыс., а высших - уменьшилась с 809 до 787. В это же время начинается внедрение т.н. двухступенчатой системы высшего образования (Болонская система), что предполагает квалификации бакалавра и магистра [11].
  
   - Инновацией 2000 года стало введение 12 - балльной системы оценивания в общеобразовательных школах (вместо 5 - бальной) [12].
  
   С января 2017 года Украина имеет сеть высших учебных заведений I-II уровней аккредитации (колледжей, техникумов и училищ), которая насчитывает 742 учреждения, из них 418 самостоятельных (175 - государственной формы собственности, 179 - коммунальной и 64 - частной форм собственности), 324 - структурные подразделения университетов и академий [13].

4. НЮШ - возвращения к "ющенству"


   НЮШ - Новая украинская школа [14]. 17 августа 2016 года законопроект о НЮШ был предложен широкой общественности [15]. Инициатором апробации на людях (на детях) явилась Гриневич Л.М., 10-й министр образования и науки Украины (исполняла обязанности с 14.04. 2016 года по 19.08.2019 год). Закон о НЮШ после гражданского и коллегиального обсуждения МОН (Министерство образования и науки Украины) одобрен 27.10.2016 года. Применяется с 1 сентября 2017 года.
   Почему был принят законопроект, который безуспешно рассматривался с 18 декабря 2006 года? Из-за обещанного кредитного транша в размере 1 миллиарда долларов США. Этот транш - покупка лояльности Украины, который был рассчитан с 2015 по 2019 гг. [16].
  
   Что такое НЮШ в деталях?
   В настоящее время проходит вторая фаза реформы образовательной системы 2019-2022 г.г. [17]:
  
   "Розроблення i затвердження стандартiв базової середньої освiти на компетентнiснiй основi - 2019 рiк. Формування нової системи пiдвищення квалiфiкацiї вчителiв i керiвникiв закладiв освiти.
   Iнвентаризацiя мережi шкiл та закладiв професiйної освiти для проектування мережi закладiв III рiвня (профiльної школи). Забезпечення якiсного вивчення iноземних мов у старшiй школi вiдповiдно до Стратегiї сталого розвитку "Україна 2020".
   Формування мережi опорних шкiл базового рiвня.
   Створення професiйних стандартiв педагогiчної дiяльностi в початковiй та середнiй школах.
   Створення мережi установ незалежної сертифiкацiї вчителiв.
   Створення регiональних органiв забезпечення якостi освiти.
   Формування систем внутрiшнього забезпечення якостi освiти в школах - 2022 рiк.
   Створення системи незалежного оцiнювання результатiв навчання за курс базової школи.
   Початок роботи базової школи за новими освiтнiми стандартами на компетентнiснiй основi (передбачено проектом Закону України "Про освiту") - 2022 рiк" [18].
  
   Выше указаны, например: повышения зарплат педагогам (со школы до вузов)? Оснащения школы современным
   техническим оборудованием? Улучшение столования педагогам и ученикам?
   Общие задачи НЮШ:
   свободное владение государственным языком [19];
   способность общаться на иностранных языках и родном (если он отличается от государственного);
   математическая компетентность;
   компетентности в области естественных наук, техники и технологий; инновационность;
   экологическая компетентность;
   информационно-коммуникационная компетентность;
   умение учиться на протяжении жизни;
   гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей;
   культурная компетентность;
   предприимчивость и финансовая грамотность.
  
   Какие проблемы рассматривает НЮШ?
  
   "...<> Перша - це перевантаженiсть предметами. Однозначно такого обсягу не може бути. I друга проблема - те, що ми даємо суто навчальний матерiал. Випускник нашої української школи не вмiє застосувати набутi знання в життi" [20].
   Первая проблема. Украинские учащийся не в состоянии объять весь перечень предметов 12 годичной формы обучения [21]. Вторая проблема. Долой привязку к материалам! Вольность и свободу украинским учащимся. Книги и методички это для "старых", молодым нужны: динамичные и игральные техники.
   Эти проблемы актуализировал МОН Украины во главе с Гриневич.
   А каковы же рекомендации закона ЕС "Рекомендацiя 2006/962/ЄС Європейського Парламенту та Ради (ЄС) "Про основнi компетенцiї для навчання протягом усього життя" вiд 18 грудня 2006 року":
   1. "встановити та визначити основнi компетенцiї, необхiднi для особистої реалiзацiї, активного громадянського життя, соцiальної єдностi та можливостi працевлаштування для суспiльства, що будується на знаннях;
   2. пiдтримати роботу держав - членiв у забезпеченнi молодi початковою освiтою, отримавши яку, вони розвинуть основнi компетенцiї, якi є достатнiми для дорослого життя, i яка формує основу для подальшого навчання та роботи, а також забезпеченнi дорослих можливiстю розвивати та вдосконалювати основнi компетенцiї протягом усього життя;
   3. створити європейський еталонний рiвень для полiтичних дiячiв, надавачiв послуг з освiти, роботодавцiв та самих осiб, що навчаються, для допомоги у досягненнi узгоджених цiлей на державному та європейському рiвнi;
   4. створити систему подальших дiй на рiвнi Спiвтовариства в межах Робочої програми з освiти та професiйної пiдготовки 2010 та програм Спiвтовариства з освiти та професiйної пiдготовки".
  
   Эта Программа ЕС была актуально до 2010 года. Украина приняла данный закон в 2016 году и применяет его до сих пор. Это есть "высшей звездой" для гуманизации всего украинского образования.
  
   В методичке НЮШ говорится:
  
   "Учителi використовують переважно застарiлi дидактичнi засоби. Педагогiв деморалiзує низький соцiальний статус та рiвень оплати працi. Учитель не має справжньої мотивацiї до особистiсного та професiйного зростання. Збiльшується цифровий розрив мiж учителем i учнем. Багато педагогiв ще не вмiє дослiджувати проблеми за допомогою сучасних засобiв, працювати з великими масивами даних, робити i презентувати висновки, спiльно працювати онлайн у навчальних, соцiальних та наукових проектах тощо.
   Через хронiчне недофiнансування сектору сьогоднi не всi громадяни України мають рiвний доступ до якiсної освiти, гарантований державою. Школа вiдтворює бiднiсть: дiти з незаможних родин мають гiршi шанси здобути гарну освiту i пiднятися соцiальною драбиною. Потрiбна докорiнна реформа, що зупинить негативнi тенденцiї, перетворить українську школу на важiль соцiальної рiвностi та згуртованостi, економiчного розвитку i конкурентоспроможностi України"[22].
   Учителя "старые", учителя "глупые", учителя плохо работают (от низкой зарплаты), поэтому мы будем их переаттестовывать. Повысим зарплаты? Нет. Сегодня Украине нужны:
  
   - личности;
   - патриоты;
   - инноваторы [23].
  
   Всего этого мы достигнем на голом энтузиазме и патриотической нотке, но в ожидания международного залогового транша, чтобы перейти к третий фазе НЮШ [24]. В этом сущность "ющенства".
  
   Ющенство это необдуманность во внешней политике государство. От чего Украину высмеивает Центральное разведывательное управления (ЦРУ) США? Как "вторая экономика" среди республик СССР может просить сегодня международных кредитов? ЦРУ - агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан. Основной орган внешней разведки и контрразведки США, ЦРУ сообщает на своем сайте об Украине следующее (последние обновления по нашей стране датированы 24.11.2020 г.):
   "После России Украинская Республика была важнейшей экономической составляющей бывшего Советского Союза, производя примерно в четыре раза больше продукции следующих по рейтингу всех республик. Её плодородные черноземы поставляли более четверти советской сельскохозяйственной продукции, а фермы производили значительное количества мяса, молока, зерна и овощей, чем в других республиках. Кроме того, диверсифицированная (разнообразная, т.к. ЦРУ не упоминает в своем докладе: самолёты, ракеты, автомобили и т.д.) тяжелая промышленность поставляла уникальное оборудование, такое как трубы большого диаметра и вертикальные буровые установки, а также сырье для промышленных и горнодобывающих предприятий в другие регионы бывшего СССР.
   Вскоре после обретения независимости в августе 1991 года украинское правительство либерализовало большинство цен и создало правовую основу для приватизации, однако, повсеместное сопротивление реформам в правительстве и законодательном органе вскоре остановило усилия по проведению реформ и привело к некоторому отступлению. Производство к 1999 году упало до уровня менее 40% от уровня 1991 года. Внешние институты - в частности, МВФ, призвал Украину ускорить темпы и масштабы реформ для стимулирования экономического роста. Украинские правительственные чиновники отменили большинство налоговых и таможенных льгот в законе о бюджете в марте 2005 года, что привело к увеличению экономической активности в большой теневой экономике Украины. С 2000 года до середины 2008 года экономика Украины была оживленной, несмотря на политические противостояние между премьер-министром и президентом. Экономика сократилась почти на 15% в 2009 году, что является одним из худших экономических показателей в мире.
   Экономика, в которой доминировали украинские олигархи, медленно росла с 2010 по 2013 год, но оставалась позади аналогов в регионе [Восточной Европы] и Украина являлась одной из беднейших стран Европы. После Революции достоинства [2014 г.], экономика Украины впала в кризис. Что привело к снижению ВВП на 17%, инфляция выросла почти на 60% и значительно сократились валютные резервы. Международное сообщество начало усилия по стабилизации экономики Украины, включая пакет помощи МВФ в марте 2014 года в размере 17,5 млрд. долл. США. Из обещанной помощи Украина получила четыре выплаты, последняя из которых состоялась в апреле 2017 года, в результате чего общая сумма выплат на эту дату составила примерно 8,4 млрд. долл. США. Украина добилась прогресса в реформах, направленных на то, чтобы сделать страну процветающей, демократичной и прозрачной, включая создание национального агентства по борьбе с коррупцией. Капитальный ремонт банковского сектора, создание прозрачной системы возмещения НДС и повышение прозрачности государственных закупок. Но необходимы дальнейшие улучшения, включая борьбу с коррупцией, развитие рынков капитала, улучшение деловой среды для привлечения иностранных инвестиций. Необходимо провести приватизацию государственных предприятий и земельную реформу. Пятый транш программы МВФ, оцениваемый в 1,9 млрд. долл. США, был задержан в середине 2017 года из-за отсутствия прогресса в проведении реформ, включая корректировку тарифов на газ в соответствии с паритетом импорта и принятие законодательства о создании независимого антикоррупционного суда" [25].

5. Заключение


   Для достижения гуманизации украинскому высшему образованию требуется:
  
   - побороть коррупцию, что нереально, но реально максимально снизить её, и тогда человечность будет развиваться. Труд раба безволен. Труд свободного человека волен. Замотивировать преподавателей и учащихся. Например, двигатель прогресса - экономика. Экономическая стимуляция зарплат преподавателям и стипендии студентам. Проблемы деградации (апатия, нежелание, безволье и т.д.) лежит в обществе; "
  
   - избавиться от инерции догматических представлений - застарелой болезни, искажающей ткань реально увиденного, осознанного, даже прочувственного, но не настолько ещё трансформированного в качество, количество отрицающее качество прежнего наследие, чтобы стать естественной частью личного и общественного бытия.
   Гуманизации зависит от трех составляющих:
   1. способа труда и производства;
   2. распределения, обмена и потребления;
   3. метода политической экономии [26].
*******************

Список литературы:


   1. Электронный ресурс: https://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1060-12&zahyst=4/UMfPEGznhhdP7.Zi8YENqyHI41ss80msh8Ie6#Text. Роздiл I, Статьи 1,3,4,5 и 6.
   2. Karl-Heinz Günther u. a. (Red.): Geschichte der Erziehung. VEB Volk und Wissen, Berlin, 12. Aufl. 1976, S. 240-243.
   3. Gaffiot, Félix (1934) Dictionnaire Illustré Latin-Français, Hachette. С. 757. Электронный ресурс: http://micmap.org/dicfro/search/gaffiot/humanus
   4. Stanford University, Stanford University. "What are the Humanities". Stanford Humanities Center. Stanford University. Retrieved 16 July 2016. Электронный ресурс: https://shc.stanford.edu/about-us.
   5. Stanford University, Stanford University. "What are the Humanities". Stanford Humanities Center. Stanford University. Retrieved 16 July 2016. Электронный ресурс: https://shc.stanford.edu/about-us.
   6. Joducation Untresor est cache dedans, Papporta J.Unes de la commision international Sur Joducation pour le XXI siecle presides por Jdeques Delars-Paris. 1996 s. 54 J. Bugajski, S. Pifer, K. Smith, C. Wallander. Ukraine's Shortcomings and Setbacks // Ukraine. A Net Assessment of 16 Years of Independence. - CSIS, 2008. - P. 15. - (History).
   7. Bazaluk O. The population's low education level // Corruption in Ukraine: Rulers' Mentality and the Destiny of the Nation, Geophilosophy of Ukraine. - Cambridge Scholars Publishing, 2016. - P. xi. - 250 p. - (Political Science). Электронный ресурс: https://www.cambridgescholars.com/download/sample/63330. С. 8-16.
   8. Там же.
   9. Там же.
   10. Семенова М. В. Освiтнi процеси в Українi 90-х рр. ХХ ст.: мiж досяг?неннями та проблемами (за матерiалами колегiї Мiнiстерства освiти України) / М. В. Семенова // Лiтература та культура Полiсся. - 2013. - Вип. 72. - С. 313-327. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Ltkp_2013_72_33
   11. МIНIСТЕРСТВО ОСВIТИ I НАУКИ УКРАЇНИ. АКАДЕМIЯ ПЕДАГОГIЧНИХ НАУК УКРАЇНИ. НАКАЗ вiд 4 вересня 2000 року N 428/48. Электронный ресурс: https://ips.ligazakon.net/document/MUS410.
   12. Газета 'Голос Украины'. Электронный ресурс: http://www.golos.com.ua/article/282660.
   13. Сайт МОН Украины. Электронный ресурс: https://mon.gov.ua/ua/tag/nova-ukrainska-shkola.
   14. Документ о 'Нової української школи'. С. 2. Электронный ресурс: https://mon.gov.ua/storage/app/media/zagalna%20serednya/nova-ukrainska-shkola-compressed.pdf.
   15. Сайт информационного агентства УНИАН. Электронный ресурс: https://www.unian.net/economics/finance/1525709-ukraina-poluchila-sredstva-tretego-transha-mvf-v-obyeme-1-milliarda-nbu.html.
   16. Документ о 'Нової української школи'. С. 32. Электронный ресурс: https://mon.gov.ua/storage/app/media/zagalna%20serednya/nova-ukrainska-shkola-compressed.pdf.
   17. Там же. С. 32.
   18. Сайт Президента Украины. Электронный ресурс: https://www.president.gov.ua/ua/documents/constitution/konstituciya-ukrayini-rozdil-i ('Стаття 10. Державною мовою в Українi є українська мова').
   19. Сайт МОН Украины. Электронный ресурс: https://mon.gov.ua/ua/tag/nova-ukrainska-shkola.
   20. Документ о 'Нової української школи'. С. 4. Электронный ресурс: https://mon.gov.ua/storage/app/media/zagalna%20serednya/nova-ukrainska-shkola-compressed.pdf.
   21. Постоянно меняющий перечень предметов украинских школ за одиннадцать лет обучения. Постоянность и больше всего учебных часов отведено для украинского языка и литературе. Электронный ресурс: https://optima.school/ru/postuplenie/predmety-1-11-klassov.
   22. Документ о НЮШ. С. 4-5.
   23. Там же. С. 5.
   24. Электронный ресурс: https://www.epravda.com.ua/rus/news/2020/10/13/666222/.
   25. 25. Сайт ЦРУ. Электронный ресурс: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/up.html, https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/print_up.html.
   26. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения изд. 2, т. 12, стр. 709-738.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"