Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Краткое изложения психоаналитический воззрений Фрейда-Рикёра-Мамардашвили-Романова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    общий анализ, что такое психоанализ; теоретические и практические основания; с чем работает психоанализ; выводы трех профессоров и доцента.

Различный угол зрения на психоанализ

  
   I. Австрийский мыслитель и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
   II. Французский лингвист Поль Рикёр.
   III. Советско-грузинский философ Мераб Константинович Мамардашвили (зиновьевец).
   IV. Украинский психоаналитик Игорь Юрьевич Романов.
  
I. Психоанализ Фрейда

  
 []

  
  
   Онтология фрейдизма - психоанализ. Психоанализ - поведение человека, знания и опыт, которые формируются в результате его бессознательных иррациональных влечений. Известные труды Фрейда по психоанализу: "Три очерка по теории сексуальности", "Введение в психоанализ", "Тотем и табу" и "Я и Оно".
  
   Понимание Фрейдом мира
   Фрейд выступал против метафизического понимания бытия человека в мире. Психоаналитическая философия автора противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирическое существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, и, мистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале.
  
   Энергия двигает человеком
   Фрейд называл сексуальную энергию "либидо". Автор дал определение понятию либидо как основному инстинкту, ведущей энергии человека.
  
Основные положения из произведения "Введение в психоанализ" (XXXV лекция. О мировоззрении).

  
   1. "<...> что мировоззрение (Weltanschauung) - специфически немецкое понятие, перевод которого на иностранные языки может быть затруднен. Если я и попытаюсь дать ему определение, оно, вероятно, покажется вам неуклюжим. Итак, я полагаю, что мировоззрение - это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место".
   2. Психоанализ имеет особое право сказать здесь слово в защиту научного мировоззрения, потому что его нельзя упрекнуть в том, что он пренебрегает душевным в картине мира. Его вклад в науку как раз и состоит в распространении исследования на область души.
   3. <...> философия не имеет никакого непосредственного влияния на большие массы людей, она интересует лишь самую небольшую часть самого узкого верхнего слоя интеллектуалов, оставаясь для всех прочих малодоступной. Напротив, религия является невероятной силой, которая владеет самыми сильными эмоциями человека.
   4. В свое время в книге "Тотем и табу" (1912-1913) я выдвинул предположение, что это изменение является следствием переворота и отношениях человеческой семьи. Главное достижение религии по сравнению с анимизмом состоит в психическом преодолении страха перед демонами. Однако в качестве пережитка доисторического времени злой дух сохранил свое место и в системе религии.
   5. Последний вклад в критику религиозного мировоззрения внес психоанализ, указав на происхождение религии из детской беспомощности и выводя ее содержание из оставшихся в зрелой жизни желаний и потребностей детства.
   6. Первое возражение, которое доводится слышать, гласит: со стороны науки просто самонадеянно делать религию предметом своего изучения, потому что она является чем-то суверенным, лежащим за пределами человеческого разума, к чему нельзя приближаться с умничающей критикой.
  
  
 []

  
  
   7. Запрет на мышление, к которому прибегает религия в целях своего самосохранения, отнюдь не безопасен ни для отдельного человека, ни для человеческого общества. Аналитический опыт научил нас, что такой запрет, даже если он первоначально и ограничивался определенной областью, имеет склонность распространяться, становясь причиной тяжелых задержек (Hemmungen) в поведении личности.
   8. В сущности, мы находим только то, что нам нужно, видим только то, что хотим видеть. Мы не можем иначе. Поскольку критерий истины, согласованность с внешним миром отпадает, то совершенно безразлично, каких мнений мы придерживаемся. Все одинаково истинно и одинаково ложно. И никто не имеет права уличать другого в заблуждении.
   9. Я думаю, что психоанализ не способен создать свое особое мировоззрение. Ему и не нужно это, он является частью науки и может примкнуть к научному мировоззрению. Но оно едва ли заслуживает столь громкого названия, потому что не все видит, слишком несовершенно, не претендует на законченность и систематичность. Научное мышление среди людей еще очень молодо, слишком многие из великих проблем еще не может решить. Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реального внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как то: ограничение истиной, отказ от иллюзий. Кто из наших современников недоволен этим положением вещей, кто требует для своего успокоения на данный момент большего, пусть приобретает его, где найдет. Мы на него не обидимся, не сможем ему помочь, но не станем из-за него менять свой образ мыслей".
  
II. Психоанализ Рикёра

  
 []

  
  
   Основные труды по психоанализу
   Известные труды Рикёра по психоанализу: "Об интерпретации. Очерки по Фрейду". "Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике". "Герменевтика и психоанализ".
  
Основные положения из произведения "Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике"

  
   1. "Психоанализ, как таковой, говорит об утраченных объектах, которые обретаются вновь лишь символически; рефлексивная философия должна использовать это открытие в своих собственных целях: надо утратить Я, чтобы обрести "я". <...>.
   2. Психоанализ по-своему подводит нас к этому вопросу: каким образом порядок значений включается в порядок жизни? Это обратное движение - от смысла к желанию - свидетельствует о возможности восхождения от рефлексии к существованию" (С.61).
   3. "Психоанализ занят исключительно тем, что превращает бессознательное в непознаваемое, однако его эмпирический реализм как раз свидетельствует о том, что бессознательное познаваемо и познаваемо в своих "репрезентативных репрезентациях". В этом смысле следовало бы сказать, что эмпирический реализм Фрейда есть реализм бессознательного представления, по отношению к которому влечение как таковое остается неким непознаваемым X" (С. 166).
   4. "Сила психоаналитического объяснения состоит в том, что оно соотносит друг с другом противоположные культурные ценности, свидетельствующие о способности к творчеству, и невроз, определяемый экономикой. Одновременно оно соединяет точку зрения Платона с его учением о единстве поэтики и эротики, Аристотеля - с его идеей катарсиса и Гете - с его концепцией демонизма" (С. 212).
   5. "<...> мы снова возвращаемся к вопросу о религиозной "иллюзии". Мы уже отмечали: Фрейд ведет речь не о Боге, а о боге людей. Психоанализ не в состоянии радикальным образом разрешить проблему "радикального истока вещей" (Лейбниц), но он в силах разоблачить инфантильные и архаические представления, под воздействием которых мы живем; в этом не только принципиальное его отличие: оно касается также работы психоаналитика. Последний не является ни теологом, ни антитеологом. Как аналитик, он [Зигмунд Фрейд] агностик, то есть некомпетентен. Как психоаналитик, он не может сказать, есть ли Бог только фантазм бога, однако он в состоянии помочь своему пациенту преодолеть инфанстильные и невротические формы веры" (С. 218).
   6. "<...> психоанализ сам есть момент развития культуры [отца Фаллоса и матери Смерти], поскольку интерпретация, которую он дает человеку, является непосредственным и весьма существенным вкладом в культуру как целое; благодаря психоанализу интерпретация становится моментом культуры; интерпретируя мир, психоанализ изменяет его" (С. 188).
   7. "Психоанализ культуры имеет значение не потому, что он игнорирует различие между онейрическими [сновиденческими] явлениями и произведениями искусства, а потому, что, признавая это различие, пытается объяснить его с точки зрения экономической" (С. 211).
   8. "<...> психоанализ в своих истолковывающих схемах признает собственное отставание и неопределенность в понимании своего места в культуре: сознание, утверждает он, "сопротивляется" самопознанию; Эдип также "сопротивляется" общепринятой истине; он отказывается признавать себя в том человеке, которого проклял; самопознание поистине трагично; но это - трагедия второго уровня; трагедия сознания - трагедия Отказа и Возмущения - удваивает изначальное трагическое, то есть трагическое, связанное с инцестом и отцеубийством" (С. 227).
   9. <...> "психоанализ - учение скорбное, поскольку внушает нарциссическое унижение; но такой ценой сознание приходит к согласию, о котором говорил Эсхил: "Тω παιδί μάθος"("через страдание - к пониманию")" (С. 237) [Неверный перевод с греческого на французский язык. "Агамемнон". Строфа III, 193. "Неотступно память о страданье" - перевод Самуила Апта].
  
III. Психоанализ Мамардашвили

  
  
 []

  
   Известные труды Мамардашвили по психоанализу: "Лекции о Прусте: психологическая топология пути" и "О психоанализе".
  
Основные положения из произведения "О психоанализе"

  
   1. "<...> психоанализ, родившись на рубеже веков, родившись в рамках традиционной культуры позитивного научного знания, в том числе и эволюционистского, биологического и т. д., ассимилировался согласно интеллектуальным навыкам, навыкам классической науки XIX века".
   2. "<...> фрейдовская теория была понята как биологическая теория, и новизна психоанализа состояла якобы в новизне взгляда на человеческое существо, в котором оказался важным не "верх", а "низ". Все это, на мой взгляд, гора недоразумений. У самого Фрейда, конечно, присутствовали, в силу привычек его [как] позитивного ученого XIX в., чисто эволюционистские биологические представления о человеке".
   3. "<...> Фрейд проделал на себе так называемый дикий психоанализ, т. е. первичный психоанализ, потом запретил, т. е. в этике психоанализа содержится запрет так называемого дикого психоанализа, - психоаналитиком может быть только тот человек, который с свою очередь подвергся психоанализу другим человеком, уже практикующим психоаналитиком; появление этой странной вещи, называемой психоанализом, было действительно революцией в интеллектуальном инструментарии, которым мы располагали к началу XX века".
   4. "<...> заслуга Фрейда, и на этом основывается резкое различение, вернее, даже не различение - разрыв между физическими науками и науками о сознании".
   5. "Я хочу сказать, что реально в нашей психической жизни существуют ходячие и долго живущие - в отличие от обмолвок - иероглифы, где материальное тело совмещено со смыслом. И сам иероглиф не имеет с другой стороны постижимого рационального смысла, прямого аналитического содержания сознания, ясного для самого себя и выражаемого им".
   6. "Грубо говоря, это и есть область самого психоанализа, то есть психоанализ в своих проблемах, а именно, в проблемах созревания человеческого существа".
   7. "То есть фактически то, что называется новым сознательным опытом, есть максимальная организация такой индукции, чтобы внутри этой индукции, в какой-то точке, к которой мы не приходим непрерывным движением, также как [к] вашей голове я не могу прийти непрерывным движением, там стоит зазор, за которым вспыхивает акт понимания".
   8. "Я сказал, [что Фрейд] говорил: "Я никогда не говорил о комплексе Эдипа". И добавлял: "Я всегда говорил только о метафоре отца". О метафоре отца. То есть он говорил, что понятие комплекса Эдипа относится к работе фантазмирования и воображения, и смысловой трансформации физических фактов, которые еще не являются физическими фактами со стороны субъекта".
   9. "<...> каждый раз имеются в виду генеративные, а не отражающие свойства психики. Что я имею в виду. Вот Юнг тоже столкнулся с этим, и из-за этого собственно он и выработал понятие "коллективного бессознательного". Понятие довольно-таки мифологическое. Фрейд в общем остерегался такого рода вещей. Он больше все-таки придерживался ощущаемого им символического характера своего же собственного аппарата анализа".
   10. "Психоанализ имеет дело с теми явлениями, которые даны всегда в языке и никогда вне его. Или явления такие, которые даны вместе с языком их осмысления. И нет никакой точки зрения и никакого пункта, с которого мы могли бы посмотреть на предмет и его язык отдельно один от другого".
  
IV. Психоанализ Романова

  
  
 []

  
  
   Известные труды Романова по психоанализу: "Психоанализ, общество и психоаналитики" (статья). "Психоанализ, Культурная практика и терапевтический смысл" (книга). "Понятие психической реальности в теории и практике психоанализа" (кандидатская работа).
  
Основные положения из произведения "Психоанализ, Культурная практика и терапевтический смысл"

  
   1. "Споры о научности психоанализа начались в пору его возникновения и продолжаются по сей день. В начале положения Фрейда были встречены в штыки венским научным сообществом психиатров и физиологов, затем, по мере распространения психоанализа, волна его опровержений захватывала все новые и новые научные "профессии", пока не достигла области методологии науки, где обвинения в "несоответствии научным канонам и логике" приобрели окончательную форму; По другую сторону баррикады оказался конечно ж е сам 3. Фрейд, считавший психоанализ научным мировоззрением, а "разум и сознание - такими же объектами научного исследования, как и прочие вещи, существующие вне человека"" (С. 21-22).
   2. "Вообще, в истории психоанализа как нигде трудно отделить личную жизнь его создателей от их творчества. Недаром под влиянием психоаналаза сформировался новый жанр исторической работы - психобиография. Именно такого подхода требуют к себе многие труды Фрейда, являющие нам поразительные документы самоанализа. Их можно рассматривать как автобиографический роман души автора, почти исповедь, внутренний диалог со скрытыми силами своей психики, явлений на суд читателей. Именно такой путь - от глубоко личного опыта самоанализа к познанию другого - и завещал Фрейд как "царскую дорогу" психоанализа" (С. 26).
   3. "Сейчас же важно подчеркнуть, что метод Фрейда был методом экспериментальным по самому высокому счету. По одному из определений, психоанализ - "метод исследования психических процессов, недоступных наблюдению иным способом". Все так называемые психоаналитические феномены проявляются только в ситуации психоаналитического сеанса, где становится очевидным действие скрытых сил (либидо, мортидо...) природы (бессознательного)" (С. 30).
   4. "Психоанализ смог стать культурной революцией потому, что изначально был нацелен на революцию индивидуального сознания. Аналитик всегда слышал "да", когда ему говорили "нет", во всем искал оборотную сторону" (C. 30).
   5. "<...> психоанализ - "особая техника, а не привычный способ обращения с сообщением или высказыванием". Мы будет анализировать ее подробнее, сейчас же отметим только то, что связки "знак - значение" при анализе никогда не заданы заранее, "грамматика" языка бессознательного очень подвижна и глубоко индивидуализирована (символические интерпретации "в лоб" применяются редко и ограничены свободными ассоциациями)" (C. 33).
   6. "Трактовка психоанализа как "мифа" возникла чуть ли не одновременно с самим учением. Мифом называл свою метапсихологию сам Фрейд <...>" (C. 35).
   7. "Шаман говорит и внушает, психоаналитик - слушает и поощряет спонтанность, шаман предлагает для интерпретации готовые символы и "приводит" болезнь к социальному мифу, психоаналитик - помогает создавать индивидуальный миф из элементов своего прошлого и изжить его конфликтующую с реальностью часть. Шаману для успешного врачевания необходимо существование магическо-социальной системы, поддерживающей и разделяющей его убеждения. Для психоанализа же существует лишь опасность превращения в такую Систему. Тогда он будет заниматься не лечением, а обращением, перестройкой всех психических функций пациента в соответствии с психоаналитическими интерпретациями и созданием, таким образом, чувства безопасности" (C. 39).
  
Выводы

  
   1. Фрейд выступал против метафизического понимания бытия человека в мире. Психоаналитическая философия автора противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирическое существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, и, мистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале.
   2. Рикёр утверждал, что психоанализ культуры имеет значение не потому, что он игнорирует различие между онейрическими явлениями и произведениями искусства, а потому, что, признавая это различие, пытается объяснить его с точки зрения экономической базы.
   3. Мамардашвили заявлял, что цель психоанализа раскрыть, где реальное в нашей психической жизни и как она существуют. Почему и где материальное тело совмещено со смыслом и определенным иероглифом.
   4. Романов постулирует, что психоанализ является культурной революцией потому, что изначально был нацелен на революцию индивидуального сознания. Можно обобщить и заявить, что в авторском понимании каждая личность - уникальная история, которую возможно прочесть.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"