Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Идеалистические представления Ф.В.Й. Шеллинга в Лекциях о методе университетского образования 1802 года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор на произведение Шеллинга.


   Произведение Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775 -1854): "Лекции о методе университетского образования" (1) оказало существенное влияния на теоретические воззрения Германии и всего мира в начале и середине XIX века. Шеллинг обратил на себя внимание тем, что восстановил прерванную связь с лейбницким поколением, минуя докантовское. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646 - 1716), основатель Берлинской академии, заложил в 1700 году основы классического университетского учебного метода. "Процесс Лейбница" завершился в Германии спустя полтора века при "святых" братьях: Гумбольдтах (Вильгельме и Александре) и Гримамах (Якоби и Вильгельме).
   "Лекции" были прочитаны Шеллингомлетом 1802 году в Йенском университете. Лектор ставил перед собой следующие цели:
  
   - Оказать влияния на слушателей в надеждесистематизировать их представления о мире.
   - Познакомить слушателей с идеями идеализма.
   - Разжечь услушателей волю к научному познанию.
   - Доказать слушателям, что из философии вышли все науки, которые сейчас с ней детерминировали (разорвали). Что только философия вправе руководить другими дисциплинами, выйдя из положения "служанки" и став в положения "хозяйки" над всеми науками.
   - Сделать Пруссию страной ученых.
  
   Данная работа является первой крупной поясняющей и структурированной в обосновании идеи абсолютного субъекта, благодаря которой Шеллинг стал известен в интеллектуальной среде (ранее это были малозаметные трактаты: "О мировой душе" (1798) "Система трансцендентального идеализма" (1800), "Изложение моей философской системы" (1801)). Развивая собственное трансцендентальное понимание идеализма в двух ипостасях, как "Я", которое является активным участником самосознания бытия, так и "Я", как животное инертное, догматическое. Мыслитель пришёл к мнению, что единственное, где есть "чистота" (pure) мышления - нечто от бытия. В "Лекции" прослеживается живая нить будущей системы абсолютного тождества, которое гласит, что дух (психея) и природа (материя) есть общий абсолютный разум, в котором субъективное и объективное неразличимы, но из-за передачи "оттуда" (небытия) "сюда" (бытия) теряется суть информации.
   Шеллинг в своём произведении "О Я как принципе философии" (Vom Ich als Princip der Philosophie, 1795) вывел формулу, что человек постигает мир от Не-Я к Я = синтезу абсолютного идеализма, где теория отражения (Reflex) мира проецируется в сознание человека, отчего и происходят умопостигаемые и умозрительные процессы. Голос инобытия (Не-Я) транслирует как передатчик послания, которые каждое Я воспринимает всегда замутнено (Ausklärung, только мудрецы, просветленные в состоянии больше "оттуда" принести "сюда") вместо просветления (Aufklärung). Инобытие имеет единообразную форму (Bild), но её реализация лежит на плечах судей человеческих, поэтому происходит макетизация инобытия в бытии (Bildung) (2).
   Поздняя версия шеллингианства в понимании абсолюта, несмотря на виденья природы, является отпаданием философии от природных идей ("К истории новой философии. Мюнхенские лекции" (1827) и "Философия откровения" (1844)). "Лекции о методе университетского образования" существенно качественно демонстрирует нить бытия и не-бытия. Другой идеализм, гегелевский, реконструировал прерванную связь в течение её отпадания (шеллингианство завладело философскими умами +/- 1820 по 1840 года). Главная заслуга гегельянства (вольфианства) перед шеллингианством (лейбницианством) заключается в том, что гегельянтсво учитывает разного рода замутнения ("врагов" философии, гераклитовского умозрения, непостоянство, изменчивости бытия), формы τὰ μετὰ τὰ φυσικά и самой продуцированности логике в себе и не учитывает во главе основания субъекта, этого фундамента абсолютного, как это в шеллингианстве (пусть из него, как Минерва из Зевса, затем появится фрейдизм). Позднего Шеллинга можно представить как восточного мистика, голого и живущего в пещере гелиофага (ήλιογειν), воющего на восход Селены (низвержения идеала субъективного постижения мира) и заход своего "кумира" (идеализации).
   Свобода, по Шеллингу, есть антитезис, с одной стороны, и тезис необходимости, с другой стороны. Именная такая свобода абсолютного постигающего субъекта и разграничивает субъекто-объективные связи в мироздании (3).
   Работа Фридриха Шеллинга "Лекции о методе университетского образования" является небольшой (141 страница в немецком издании) и состоит изXIV лекции:
  
   I. Ober den absoluten Begriff der Wissenschaft (Об абсолютном понятии науки).
   II. Über die wissenschaftliche und sittliche ßestimmung der Akademie (О научном и нравственном значении университетов).
   III. Über die ersten Voraussetzungen des akademischen Studiums (О первых предпосылках университетского образования).
   IV. Über das Studium der reinen Vemunftwissen schäften: der Mathematik und der Philosophie im allgemeinen (Об изучении наук чистого разума математики и философии вообще).
   V. Über die gewöhnlichen Einwendungen gegen das Studium der Philosophie (Об обычных возражениях против изучения философии).
   VI. über das Studium dpr Philosophie insbesondere (Об изучении философии в особенности).
   VII. Über einige äußere Gegensätze der Philosophie, vornelimlich den der positiven Wissenschaften (О некоторых внешних противопоставлениях философии, преимущественно по отношению к положительным наукам).
   VIII. Über die historische Konstruktion des Christentums (Об историческом конструировании христианства).
   IX. Über das Studium der Theologie (Об изучении теологии).
   X. Über das Studium der Historie und der Jurisprudenz (Об изучении истории и юриспруденции).
   XI. Über die Naturwissenschaft im allgemeinen (О естествознании вообще).
   XII. Über das Studium der Physik und Chemi (Об изучении физики и химии).
   XIII. Über das Studium der Medizin und der organischen Natürlehre überhaupt (Об изучении медицины и органической природы вообще).
   XIV. Über Wissenschaft der Kunst, in bezug auf das akademische Studium (Об искусствоведении в университетском образовании).
  
   Фридрих Шеллинг заявляет, что Абсолют (Absolut) делится на две составляющие: "Реальное" (Wirklich) и "Идеальное" (Vollkommen). Между ними разница только в интуитивном подходе познания. Сам человек является вещью (Sache) и первого и второго. Только перволюди (Ernvolk), которые чувствовали и знали, могли"владеть" Абсолютом и им являлись. Эти люди "звонили" (Ansich), а Абсолют им "отвечал" (I. Лекция).
  
   Во мнении об университетском образовании Шеллинг стоит на половинчатой позицией. С одной стороны, чтобы мы уподобились перволюдям, нужно заниматься созерцательной наукой, без вмешательства со стороны государства. С другой стороны, из-за отсутствия вмешательства государства в слабую человеческую форму, произойдет массовая леность сознания. Именно из-за борьбы за свободу, за Абсолют, происходит историческое развитие, как об этом пишет сам автор:
   "Само собой понятно (мы все это предполагаем и должны предполагать), что государство хочет видеть в университетах действительно научные заведения и все, утверждаемое нами относительно последних, имеет значение лишь при этом условии. Государство, бесспорно, уполномочено совсем упразднить университеты и академии и преобразовать их в промышленные училища или в другие школы подобных целей; но оно не может, имея целью действительную науку, не желать вместе с тем жизни идей и свободнейшего научного движения, а если отказывается от них (большей частью лишь из мелочных соображений ради спокойствия неспособных), оно подавляет талант и препятствует гению. Обычное мнение об университетах выражается следующим образом: "Из слуг государства университеты должны формировать совершенные орудия его целей". Однако эти орудия, без сомнения, надо все-таки формировать посредством науки.
   Таким образом, если ставят подобную цель образования, то должны признать и науку. Но наука прекращает свое существование в качестве науки, как только ее низводят до голого средства, не требуя вместе с тем науки ради нее самой. Но ради нее самой ее, конечно, не востребуют, если отвергают идеи, исходя, например, из того, что они совершенно бесполезны для обыденной жизни, не пригодны к практическому употреблению и неприменимы на опыте (Erfahrung). Пожалуй, так может быть, когда имеется в виду именно практический опыт, или в случае такого опыта (как его называют), который стал тем, что он есть, как раз по причине пренебрежения ко всем идеям и который именно поэтому не согласуется с ними. Настоящий, действительный опыт определяется лишь посредством идеи. Опыт хорош, если он подлинный, но вопрос и состоит как раз в том, является ли он таковым и, если да, то что же в опыте (Erfahrung) является собственно познанным (Erfahrene)?" (4) (II. Лекция).
  
   Философия, которая сможет объяснять все чувственно-физические явления, такая философия будет единением с Единым, окончательным поворотом в человеческом мышлении. Абсолют ступит на землю, пойдёт среди людей, а люди войдут в его поля, как раньше. Вопрос: почему любая мирская философия критикуется и отпадает в небытие, а не является догмой, т.е. имеющая свои рациональные объяснения на ход историко-логического развития? Потому, что является всего-то частями Абсолюта- Реального или Идеального. Только союз двух закономерностей послужит восхождению человеческого духа к Абсолюту.
   Университет это ступень к Целому, но интегральная ступень. Знания (Wissen) борются с необработанностью (Rohheit), вручая рассудку, духу, воображению волю, волю к Целому. Только в самосозидании самовнушению будут открыты тропы к Абсолюту (im Selbstconstruiren). Дух (Geist) человеческий является носителем вещи в себе, как говорил Иммануил Кант, и будучи вещью в себе, продолжает Фридрих Шеллинг, может помочь только сам себе. Вещь активируются вещью (человек человеком).
  
   Вот что говорит сам автор:
   "Alle Kunst aber hat eine Seite, von der sie durch Lernen erworben wird. Die Scheu vor Formen und angeblichen Schranken derselben ist die Scheu vor der Kunst in der Wissenschaft" (Каждая наука, кроме своей собственной, имеет еще и сторону, общую с искусством. Это сторона формы, которая в некоторых науках даже совершенно неотделима от материала) (5).
   <...>
   "Lernenur, umselbstzuschaffen" (Учись, чтобы создавать себя) (6).
   <...>
   "Alles Produzieren ruht auf einer Begegnung oder Wechseldurchdringung des Allgemeinen und Besonderen. Den Gegensatz jeder Besonderheit gegen die Absolutheit scharf zu fassen, und zugleich in demselben unteilbaren Akt jene in dieser und diese in jener zu begreifen, ist das Geheimnis der Produktion. Hierdurch bilden sich jene höheren Einheitspunkte, wodurch das Getrennte zur Idee zusammenfließt, jene höheren Formeln, in die sich das Konkrete auflöst, die Gesetze, "aus dem himmlischen Äther geboren, die nicht die sterbliche Natur des Menschen gezeugt hat."" (Всякое продуцирование покоится на отношении или взаимопроникновении Всеобщего и Особенного. Постичь основание противоположности всякой особенности по отношению к абсолютности и вместе с тем понять в этой противоположности неделимое действие (Akt) особенности в абсолютности и наоборот составляет тайну произведения (Produktion). Этим путем образуются те высшие точки единства, благодаря которым отделенное (Getrennte) приводится к Идее, и те высшие формулы, в которые разрешается конкретное, - законы, "из небесного эфира рожденные, которые произвела не смертная природа человека" (7) (III. Лекция).
  
   Хлебное обучение (Brotstudium) всегда служит одному - прокормиться, что рушит восхождение человеческого духа к духу первыхлюдей. Хлебный ученый лишен созерцания (anschauunglos)- им владеет не взойти, а закопаться в бытии. Такой "ученый" заклятый враг всему новому, открытому, мечтательному, послабляющему. Самообразоваться (Gelerntsein) необходимо чтобы как существовать, так и пробуждаться.
   Реальное и Идеальное не являются конкретикой (Konkretum) или абстракцией (Abstraktum)-они являются большим, как в отдельности, так и вместе, но меньшим, чем Целое. Определением для Реального и Идеального является время и пространство, но они относительны и неважны для Абсолюта.Оба релятивны (relativ Absolut) только к Единому (absolut Sein), без него они ничто, но он без них все. Фридрих Шеллинг привязывает Реальное к математике, Идеальное к философии, а Космос к Абсолюту (IV. Лекция).
  
   Философия всегда останется эзотерической (скрытой), ибо суть её такова, а правители стремятся сделать из неё экзотеричную "красавицу" для масс, что есть Skandal (V. Лекция).
  
   Философии нельзя научить, её можно только постигнуть, встретить (Dieser Ideenleerheit, die sich Aufklärung zu nennen untersteht, ist die Philosophie am meisten entgegengesetzt) (8). Школьное образование, где учащийся пересаживается с одной парты на другую (высшую школу) для философии является глупостью. Подчинить её нельзя, с ней дружат. Без диалектики, как репликации Реального и Идеального, никогда не будет дружбы с Абсолютом (In-Eins-Bildung). Дружба с философией начинается с диалектики, заканчивается математикой. Эмпирическая и аналитическая философия однобоки. Им нужна и поэзия и искусство, трансцендентное. Все эти посылки: "здравый", "чистый", "верный", "достаточный", "полный" рассудок являются несусветной глупостью. В мире рассудок = рассудку, а в не-мире рассудка нет, там только Geitz. Именно благодаря усилиям англо-французской мысли (Бэкон-Юм-Декарт-Спиноза) немцы смогли отыскать свой путь в пустоте, эти две практики стали средними факторами (Mittel-Erscheinungen) между тем Иным и нашим Этим (VI. Лекция).
  
   Наукой первого знания является философия. Изложенные (Darstellung) ею принципы тянутся с первого безымянного мыслителя. Шеллин считал, что сейчас философия, в отрыве (Gesetzlose) от самой себя, от Реального и Идеального, является пустой и глухой для сибаритов и резонеров. Все происходит из Идеального, переходя в Реальное, и, обратно. Объективное установление сознания на мир, является поворотным сдвигом в мышлении. "Со-знание" - неотрывная традиция с безымянным философом, без всяких примесей (Differenz). "Мы-шление" - это союз каждого индивида с самим собой, со своими Реальными и Идеальными чувственно-постигаемыми методами объективного становления (Objektivwerden) (VII. Лекция).
  
   Любая религия это попытка установить связь с Целым, минуя собственное Реальное и Идеальное. Богословие стремится сделать рывок в небо. Морально-этическое воспитание является богоподобной, но не изменяемой сутью Реального и Идеального, как человеческого, так и окружающего. Религия провозглашает "победу" над дуализмом человеческой природы, хотя победа эфемерна и сменяется другими победами (Die absolute Beziehung ist, daß in dem Christentum das Universum überhaupt als Geschichte, als moralisches Reich, angeschaut wird, und daß diese allgemeine Anschauung den Grundcharakter desselben ausmacht). Там, где конечное превращается в бесконечное, где Целое во Множественное рождается политеизм.Но, является ли он, или иные, не называемые, либо неизвестные формы, теми частями Целого-Абсолютого, который запечатан в человеческой природе? Меняются формы бытия "здесь" (Zumal), идя друг за другом (Nacheinander). Целое дробится на три периода, сменяясь один за одним: Природа - Судьба - Провидения (die der Natur, des Schicksals und der Vorsehung, автор это уже выразил в своей другойработе "System des transzendentalen Idealismus" в 1800 году). Этапы распадения Абсолюта зависят исключительного от каждого человека (VIII. Лекция).
  
   Любая теология заявляет о достижении своей исторической мысли, о своей преемственности, о своей предначертанности. Если проследить ход развития христианской мысли, с ее чудесами, с еемифами и с любыми сакральностями, то получается вещество, которое воспламеняется от вдохновения только Идеального на Идеальное. Реальное является временным, на которое не стоит обращать внимания. В итоге мы имеем противоречия и порождения Бесконечного Идеального, вместо Целого Идеального. Все старания христиан являются копированием, антиципацией Иного, Иного Идеального, а именно индийского, которое является перворелигиозным собранием актов Реального и Идеального (Urchristentum). Христианство, в своей первооснове, это чувственное, бросающее вызов себе, своему чувственному Идеальному, вместо не-чувственного Идеального. Впоследствии, именно протестантизм охладил дух христианской мысли, подробив, породив некое не-чувственное Реальное (Unsinnlichen) (IX. Лекция).
  
   Тип знаний (Erkenntnisart) Абсолюта делится на историческую науку и естественную науку. Когда вещь (человек) прислушивается к вещи иной, раскрывая ее потенциальную энтелехию, то это является шагами в сторону Единого. Когда же вещь прислушавшись, не сотворила ничего, то это топтания между Реальным и Идеальным. Идея государство является "чистой" идеей, но если государство не идейное, то оно лихорадочное и, со времен, распадается. Возвышенное знание (абсолютное) и низменные знания (реальные и идеальные) производят юриспруденцию, которая регулирует отношения между Я и Не-Я, выражает: Я умноженное на Не-Я = Не-Я в квадрате, которое уже не есть первичностью, а вторичностью бытия. Законы это схватывания (Schnappen) Идеального с искажением для каждого Реального общества. Законы мирские отделяются от законов Целого, но необходимы, и, необходимо пойти параллельно им, законам (X. Лекция).
  
   Любая конструкция является конструкцией Реального и Идеального, но не Единого. Единое отправляет эти влечения, эти идеи "сюда", чтобы улучшить бытие всех Я. Отображения Я к Иному-Я не является требовательным или нужным, однако, именно такое и происходит. Все вещи рождаются из Бога (Абсолюта). "Бо-га" - "этого нечто", которое отображается в наших личных мечтах и воображениях (Abbilder).Фридрих Шеллинг не объясняет элемент кропотливой работы Целого над Частными (Реальным и Идеальным). Абсолют занимается этим потому, что он Абсолют (XI. Лекция).
  
   Вся суть человеческого Я прорастает из протоматерии субстанции (Urstof). Затем Я осознаёт себя, овладевает рассудком, становится материей (Stoff). Постигает мир через высший орган, который является субстанцией (Organ) (XII. Лекция).
   А
   бсолютное Идеальное своими лучами и раздражителями возбуждает развитие природы, тем самым и неполное Абсолютное Идеальное (человек) развивается. Жесткие условия обосновываются Реальным Идеальным, которое адаптирует неполное Абсолютное Идеальное, если можно выразиться "готовит" к Абсолюту. Формообразования (Formwerdung) любой вещи основывается на Высшем примате бытия (XIII. Лекция).
  
   Университеты это отголоски универсума Абсолюта. Влечение и возбуждение это факторы, слепок голоса Целого. Понимание всестороннего смысла (beziehungsreichen) Высшей идеи, Высшей вещи, Высшей протоматерии является первоочередной задачей философии. Решения этой задачи поможет решить как теоретические, так и практические вопросы в жизни. Ничто является всем, но все не может существовать в Ничто, поэтому не существует, а является. Но быть Ничто не может, ибо оно не имеет на это ни воли, но и ни безволия. Следовательно, Ничто есть в чём-то, но что-то не есть Ничто. Ничто, которое не-Ничто не есть Ничто, но Ничто другое. Так дела обстоят с идеализацией Реального и Идеального в Абсолюте. Что такое "Ничто другое" вопрос, который не разрешает Фридрих Шеллинг, но говорит:
   "Последнее, хотя и всецело абсолютное, совершенное отождествление (Ineinsbildung) Реального и Идеального, относится к философии снова как реальное к идеальному. В философии последняя противоположность знания разрешается в чистое тождество, и тем не менее она также остается в противоположности к искусству всегда лишь идеальной. Таким образом, философия и искусство встречаются на последней вершине и являются для себя, именно в силу своей общей абсолютности, прообразом и отображением (Vorbild und Gegenbild). В этом заключается основание того, что во Внутреннее искусства никакое чувство не проникнет научно глубже, нежели понимание философии, как и вообще то, что философ может проникнуть в сущность искусства даже яснее, чем сам художник. Поскольку Идеальное всегда есть более высокий рефлекс Реального, постольку в философе необходимо имеется также и более высокое, идеальное отражение (Reflex) того, что в художнике является реальным. Отсюда выясняется вообще не только то, что в философии искусство может стать предметом познания, но также и то, что вне философии и иначе, чем посредством философии, об искусстве нельзя ничего знать абсолютным образом" (9).
  
   Единое является идеальным искусством, которое человек, желая или не желая, медленно либо быстро, осознанно или бессознательно постигает (XIV. Лекция).
  
***

  
   1. Шеллинг Ф. В. Й. Лекции о методе университетского образования / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. Ивана Фокина. - СПб.: Издательский дом. "Mipb", 2009. -LXXXVIII + 352 с. (442) URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/library/Fokin/Shelling%20F.V.I.%20-%20Lektcii%20o%20metode%20universitetskogo%20obrazovaniia-2009.pdf.
   Русскоязычное издание сравнил с немецко язычным изданием Шеллинга. Schelling, v. F. W. J. Vorlesungen über die Methode des akademischen Studiums. Herausgegeben von Otto Weiß. Der Philosophischen Bibliothek Band 134d. Verlag von Felix Meiner in Leipzig, 1911. Shelligs Werke. Auswahl in drei Bänden. Band II, S. 537-682. URL: https://ua1lib.org/book/2544922/f4c4ab?id=2544922&secret=f4c4ab
  
   2. Шеллинг Ф.В.Й. - Ранние философские сочинения. Спб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000 . - 455 с. С. 60.
  
   3. Право на такие суждения открываются после прочтения трудов автора по следующим источникам:
   Шеллинг Φ. В. Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 1/Сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга.- М.: Мысль, 1987.- 637[2] е., 1 л. портр.- (Филос. наследие). С. 39-590.
   Шеллинг Φ. В. Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 2/Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова. М.: Мысль, 1989.- 636, [2] е. - (Филос. наследие). С. 37-560.
  
   4. C. 19-20.
  
   5. С. 29.
  
   6. S. 570.
  
   7. С. 30.
  
   8. S. 588.
  
   9. С. 130.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"