Аннотация: Здесь я буду приводить словарные статьи на непонятные слова. Заявки - в комменты к сему, и именно на конкретные слова.
ГЛОССАРИЙ
Составляется по оставляемым в комментариях к ГЛОССАРИЮ заявкам.
И не без использования таковых.
Благодарности: vladimir, Алек Южный.
Дмитрий - рисунок торсионной подвески колесницы.
1399 г. a.u.c. - от основания Города, то есть Рима. Дату основания Рима исчисляют по-разному. От рождества Христова это год 645. У валлийцев начался 1 мая.
Аргиропраты - формально: торговцы ювелирными изделиями. Реально: исполняли функции банкиров, а также контрольные функции в области обращения драгоценных металлов и изделий из них.
Баробаллиста - любая метательная машина с гравитационным принципом действия.
Бига - колесница, запряжённая парой лошадей.
  Боггарт - домовой, перешедший к партизанской войне против хозяев.
Ват (оат), ватесса - друидическая специализация. Что-то среднее между пророком и гадателем. Если друид оперирует методами философии, то ват - методами эксперимента (включая гадание) и интуитивных прозрений.
Верки - укрепления крепости.
Во́лок - перевал в верховьях рек различных бассейнов, происходит от слова 'волочить' (тащить). Через волоки тащили суда с товарами сухим путём - 'волоком'.
Гесперия - государство на западе Европы, название происходит от Геспер - вечерней Венеры, смысл наименования примерно соответствует "Страна заходящего Солнца".
Гиберния - латинское название Ирландии. Похожесть на Иберию не случайно - заселяли остров выходцы из Испании - это не только легендарный, но и исторический факт.
Дикая охота - общее название для нескольких очень разных явлений. Первичными Дикими охотами были охоты кельтских божеств - и они охотились на оленей, а не людей. Вся их дикость заключалась в шумливости и скорости передвижения. Они были немного опасны, поскольку могли решить проучить человека за что-нибудь. Или - похитить. Саксы привезли на острова свою версию Дикой охоты - охоту Одина. Развлекающихся мёртвых воинов. Это тоже умеренно безопасны, и вообще предпочитают скакать по небу, для чего у их собак есть крылья. Ещё позже к ряду диких охот добавились проклятые охоты, например, люди, которые рассыпались прахом, сойдя с коней, а потому продолжали скакать вечно, и грешники, которые были недостаточно плохи для Ада. В последнем случае Дикая охота выступала валлийской заменой Чистилища. И последнее - дьявольская охота, цель которой - не олени, а души.
Поохотиться могли захотеть обитатели любого сида, а потому Охота Немайн - она даже и не особо Дикая. Но опасная, поскольку богиня войны окружена лучшими рыцарями, и весьма недоброжелательна к наблюдателям. Впрочем, куртуазно вызванные на поединок, эти воины бьются по правилам. Однако ни одного победить не удалось - в отличие от рыцарей из свиты других владык сидов. Кони и собаки Немайн - лучше человеческих, но почти обычные. Охота Гвина к описываемому периоду уже обрела ряд черт адской Охоты, кони и собаки у них - демоны, и уйти от них нельзя, да и молитва не всегда спасает, ибо Гвин ещё не стал демоном окончательно. Эта охота просто убивает, платя человеческими жизнями ежегодную дань Сатане. Фэйри из охоты Гвина - уже вполне нечисть, хотя и не бесы, и холодного железа опасаются. А потому на вооружённых и храбрых людей нападают редко. Известны случаи, когда рыцарей Гвина вызывали на поединок, и побеждали, но победитель обычно получал подлый удар в спину либо от поверженного противника, либо от его товарищей, как правило, не смертельный.
Диоцез - в древнем Риме обозначал городской округ; позже, во времена принципата, - часть провинции (эпархии); после реформ Диоклетиана, в конце III века - крупную административную единицу, в состав которой входило несколько провинций. Руководил диоцезом (и провинциями) викарий , подчинённый префекту претория. Система диоцезов просуществовала в Римской империи до 630 года, когда было введено деление на фемы. Церковь сохранила эту систему: на 645 год термином "диоцез" обозначают всю территорию, находящуюся в юрисдикции той или иной поместной Церкви (патриархата). Впрочем, епископский церковный округ в Ирландии или Уэльсе тоже так назвать могут, потому как над местными епископами и аббатами - только Соборы.
  Жирень - существо, заводящееся в погребе, обычно у жадных хозяев, и жрущее всё подряд. По внешнему виду напоминает очень толстого человека, находящегося в самом расцвете желудочных сил.
Иллюстрия - титулование. Собственно, в тексте уже упоминались сиятельные, великолепные, могущественые и даже святые и вечные. Но тут - валиец пытается выговорить римский титул в оригинале.
На описываемый период титулы ниже императорского: Магнифики (великолепные): кесарь, новелиссим, патрикий. Это - "вице-короли". Иллюстрии (сиятельные): магистр, квестор, препозит, ректор, презид, мистик. Это - высший "генералитет". Спектабили (почтенные): примикирий, доместик, вестиарий, силенциарий, дукс. Это тоже "генералитет", но пожиже. Клариссимы (светлейшие): спафарий, консилиарий, атриклиний, друнгарий, экзактор, трибун, комит. "Штаб-офицеры." Ну и титулы пониже: Глориозы (славные): грамматик, веститор, нотарий,и т.п. Оффициалы (И как перевести не ведаю правильнее): декан, скриб и т.п.
Ипподромные партии - помесь религиозных сект, политических партий, и объединения фанатических болельщиков. На шестой век - партий две - венеты и прасины, первая считается аристократической и аграрной, вторая - городской и торговой. Впрочем, война сильно подорвала их политический вес в пользу автократии.
Каторга - галера, от греч. "katergon". В описываемый период, кстати, осужденных там не работало, и деньги гребцам платили, как солдатам - они вступали в бой, потому, кстати, верхний ряд гребцов получал больше - им драться первым и вёсла тяжелее.
Кантреф - территориальная единица, равная сотне поселений. "Сотня городов" в переводе. "Города", правда, скорее деревни.
Квадроченто - это 1400-е годы. Пятнадцатый век по итальянски. Конец его относят к Возрождению, начало - к средним векам.
Комес - любой штаб-офицер, служащий в провинции, в личном общении.
Комит - у моряков гребной эпохи чин, соответствующий должности помощника (не только первого) капитана корабля первого класса. То есть комес баллистиариев - офицер-артиллерист, но не обязательно артиллерийский офицер, комит гребной палубы - помощник копитана по гребцам. И то, и другое - штаб-офицерское звание, примерно соответствующее военному трибуну времён принципата.
Колесничное копьё Анны. Вот почти такое. Только со стороны от шипа - тоже листовидное.
Реально находили при раскопках.
На рисунке образец более поздний.
Вот понравился мне этот ужас, а главное - единственное, что похоже на крюк, описанный Адамнаном в его проповеди. В русском переводе было упомянуто копьё к крюком. В английском - нет. Так что штык может быть, может не быть.
Описания применения копий с колесниц разве в легендах, но есть.
"- За какое оружие возьмемся мы сегодня, Фердиад? - спросил Кухулин.
- Тебе принадлежит выбор,- отвечал Фердиад,- ибо вчера выбирал я.
- Возьмемся же за наши тяжелые, самые большие копья,- сказал Кухулин.- Быть может, прямыми ударами сегодня ско-рей решим мы спор, чем вчера метаньем. Возьмем коней и запря-жем в колесницы: будем вести бой с конями, на колесницах. "
Ктулху (англ. Cthulhu, иные транслитерации с английского: Ктулу, Цтулху) в Мифах Ктулху - спящее на дне Тихого океана чудище, способное дистанционно влиять на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта 'Зов Ктулху' (1928). Фтхагн - проснётся, проснись или что-то вроде.
Лабиллярный процесс - форма судебного процесса, разновидность экстраординарного процесса, каковой сменила примерно при Юстиниане. Характеризуется, в отличие экстраординарного процесса развитой системой протоколирования, и требованием судить точно по букве кодифицированного свода законов. Система протоколирования служит для избежания злоупотреблений как форма контроля за судьей.
  Лизун - Этот фэйри очень хорошо знаком тем, кто видел фильм "Охотники за привидениями". Питается кухонными объедками. Любит вылизвать невымытую посуду.
Ликвамен - римский рыбный соус.
он же гарум - ферментированный рыбный соус.
...
Это был острый рыбный соус, который приготовляли таким образом - мелкую, но дорогую рыбешку клали в чан, крепко ее засаливали и оставляли стоять на солнце месяца 2-3, часто и тщательно перемешивая содержимое чана. Когда весь засол превращался в густую массу, в чан опускали большую корзину частого плетения; в нее постепенно набиралась густая жидкость - это и был гарум. О химическом процессе, происходящем при этом способе приготовления, и о сходстве гарума с нуок-мам, обычной приправой к овощам и хлебу у жителей Вьетнама, см.: P. Grimalet, Th. Monod. Sur la véritable nature du garum. Revus des études anciennes. 1952. T. 54. C. 27-38
Лугнасад - праздник у кельтов. 1 августа. В описываемый период носит характер праздника окончания сбора урожая.
Немайн - ирландско-валлийская богиня войны. Изначально часть триады 'Морриган-Немайн-Бадб', однако позднее выпала, была заменена Махой. Имя обычно переводится в диапазоне от 'Паника' до 'Неистовая'. Точно происхождение неизвестно. Точно неизвестно, была ли замужем: кандидатуру в мужья выдали и за Бадб. При этом у Бадб-то точно были дочери, а у Немайн нет. Кельты допускали разводы, но не многожёнство, так что кто его разберёт... Формально являясь вороном-оборотнем, предпочитает человеческие формы, от девочки до старухи. Основной атрибут - пение, приводящее к ужасу в рядах противника. Вплоть до летального исхода - в одном из сражений испугала насмерть шестьсот человек. А часто и не только противника... Любит устраивать диверсии - вплоть до напроситься в замок к врагу переночевать, ну и попеть немножко в знак благодарности. Везунчики, успевшие выпрыгнуть в окна, отделались перепачканными штанами. Пророческим даром, в отличие от Морриган, не обладает (от способностей последней, вероятно, пошло 'накаркать').
В Британию пришла вместе с вероятной матерью, Дон (мать-земля). В последующих хрониках Гильдас и Ненний Дон отчего-то сделали мужчиной. Собственно, Немайн - ирландский вариант имени. Такое самоназвание напоминает валлийцам, что Немайн, как и Мак-Дэсси, ирландка. Точнее, ирландская сида. В Британии Немайн немного поменяла профессию, став богиней священных рощ и ручьёв. Характер при этом поменялся с задорно-вздорного на сумрачно-взрывной и одной из главных потребительниц человеческих жертв. По человеку на реку в год - вот по такой таксе. Не будет жертвы - утопит больше. При этом богиней войны она осталась, приобретя, наконец, способность к планированию и зачатки полководческого таланта из-за римских ассоциаций с Афиной Палладой. Правильнее, конечно, был бы Марс. Но римляне своим богам пол не меняли.
С принятием христианства и вторжением саксов характер Немайн снова меняется. Тёмные аспекты откалываются, обращаясь в баньши, бенни, и тому подобную мелкую нечисть. Немайн вспоминает, что её отец Лудд был в первую очередь ремесленником. Лично в бой она уже не лезет, а вот волшебный меч короля Артура и ещё более волшебные ножны - её работа. Образ светлеет, и после норманнской романтической обработки христианизируется. Немайн превращается в леди Нимуэ, Деву Озера и острова Авалон. Смартельно раненого Артура последние уцелевшие рыцари передают ей с рук на руки. После чего об Артуре и Нимуэ ничего нового не рассказывают...
А вот Немхэйн - есть и такая огласовка, взлетает вороном на знамя валлийцев всякий раз, когда они желают биться насмерть, не беря врагов в плен и не сдаваясь, вплоть до окончательного поражения Уэльса в 15 в.
Ну, а её манера петь перекочевала к баньши. Изначально Немайн одна была такая :)
Магистр оффиций (magister officiorum) - в ранней Византии - глава Сената. Ему подчинялась имперская канцелярия (scrinia), он разбирал петиции и жалобы, посланные на имя императора. Он ведал приёмом посольств и заведовал 'переводчиками со всех языков' (interpretes omnium gentium). Среди подчинённых магистра оффиций были также секретные службы.
Мангонель - форма баробаллисты, наиболее примитивная по конструкции. Также более дёшева чем требюше с подвижным противовесом, при этом несколько уступает в мощности, точности и долговечности. Кроме того, рычаг - "лапа" - после пуска никак не тормозится и потому некоторое время изображает маятник, что, конечно, быстрее изнашивает машину и снижает скорострельность. Когда в XIII веке во Франции изобрели требюше с подвижным противовесом, эта машина заняла нишу артиллерии импровизированной, когда машину нужно было построить вчера, а использовать - не годами, а месяцок. Либо при отсутствии высококвалифицированных инжененров - так как мангонель гораздо проще.
На рисунке механизм взвода отличается от описанного в книге - он сложнее, но требует меньшей рабочей силы.
Орудие Ллойда - комбинация пневматического и "торсионного" оружия, "новый полибол". Вместо торсиона, правда, использована мощная пружина, работающая на скручивавние. Представляет собой многоствольную митральёзу с вращающимися стволами. Механический привод обеспечивает равномерность вращения, не зависящий от оператора, благодаря чему орудие почти не переклинивает. Пружинные блоки нужно менять - зато они легко перезаряжаются от двигателя тягача или даже ручным воротом. Последнее долго.
Опцион - "помощник". В византийской армии младший офицер, назначаемый и производимый начальником подразделения.
Охряпник- большая дубина в рост человека, имеющая форму деревянной скалки, которой мнут картофель в пюре. Напоминает гипертрофированную немецкую гранату на длинной рукояти. При этом у нее заточена верхняя часть, как у карандаша. Голландский вариант известен как годендаг.
Перрье - уменьшенные по физическим размерам требюше, в которых, однако, отсутствовал противовес. Метание снарядов осуществлялось обслугой, которая резко и согласованно дергала за канаты, прикрепленные к основанию плеча (рычага) перрье. Машины такого типа впервые, видимо, применены аварами при осадах Солуни и Константинополя... (7 в.)
Подток (у посоха) - Металлическая нижняя оконечность. Бывает у посохов, секир, копий, и прочего древкового оружия, а также у знамён.
Придайн - Британия. Собственно - без островков.
Ригдамна - дама с претензиями на королевский престол, буквально: "сырьё для королевы". Обычно, по причине отсутствия принципа первородства - все дочери короля.
Росома́ха, россома́ха (лат. Gulo gulo) - хищное млекопитающее семейства куньих, единственный представитель рода Gulo (в переводе с латинского 'обжора'). Имеются 2 подвида: Gulo gulo gulo (Евразия) и Gulo gulo luscus (Северная Америка).
Самый крупный представитель семейства куньих. Длина тела 76-86 см (крупные самцы - до 105 см), хвоста - 18-23 см, высота в плечах - 40 - 45 см; масса - 11-19 кг. Внешне росомаха напоминает скорее медведя или барсука - тело у неё приземистое, неуклюжее; ноги короткие, задние длиннее передних, из-за чего спина росомахи дугообразно изогнута кверху. Голова большая, с удлинённой, но тупой мордой. Хвост недлинный, очень пушистый. Ступни ног несоразмерно велики - 10 см в ширину и 9 см в длину, что позволяет росомахе легко передвигаться по глубокому, рыхлому снегу. Когти большие, крючковатые. Зубы мощные, имеют острые грани.
Волосяной покров у росомахи густой, длинный, грубый. Окраска от светло- до тёмно-коричневой. От основания хвоста по бокам тела к затылку тянется широкая светло-серая полоса ('шлея'). Мех росомахи малоценен, но примечателен тем, что не смерзается на морозе.
Росомаха распространена в тайге, в лесотундре и отчасти в тундре Евразии и Северной Америки. В Европе она сохранилась на севере Скандинавского полуострова и в Финляндии. В России граница её ареала проходит через Ленинградскую и Вологодскую области и Пермский край (при этом бывает, заходит в Белорусию и на Украину); широко распространена росомаха в Сибири. Один из штатов США, Мичиган, носит название 'штат Росомах'.
Росомаха - сильный, осторожный и в то же время дерзкий зверь, ведущий одиночный образ жизни (Что, мягко говоря, устарело. Охотится в одиночку - и то, не всегда. А так вполне социальна, и сцена "мать подбрасывает детёнышей бабушке, а сама охотиться идёт - вполне реальна"). Логово росомаха устраивает под вывороченными корнями, в расщелинах скал и других укромных местах (при этом непременно строит перекрытие сверху - даже если естественно там его нет, зимой вход в нору отстоит от логова до 50 м); кормиться выходит в сумерки. Как уже отмечалось - росомаха - полукочевник. Жилище, и постоянное, у неё есть - но уйти поохотиться за пару тысяч километров - не проблема. Благодаря мощным лапам, длинным когтям и хвосту, играющему роль маятника, росомаха легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, но сравнительно слабым слухом и чутьём. Издаёт звуки, похожие на лисье тявканье, но более грубые.
Росомаха всеядна. Основу её питания составляет падаль, нередко остатки добычи волков и медведей, - даже человеческие трупы. Она также ловит зайцев-беляков, боровую птицу (тетеревов, рябчиков и пр.) и мышевидных грызунов. Реже охотится на крупных копытных; её жертвами обычно становятся молодые, раненые или больные животные. Хотя может и завалить взрослого здорового лося. В одиночку, хотя для такого номера обычно собирается команда из родственников по женской линии - до шести голов. Может отбить добычу у других хищников (волков, рыси - это вообще стандартный приём, хотя без драки обходится редко). Нередко разоряет зимовья охотников и похищает добычу из капканов (10-15% обычная "такса"). Летом поедает птичьи яйца, личинок ос, ягоды и мёд. (Орехи тоже любит). Ловит рыбу - у полыней или во время нереста; охотно подбирает снулую рыбу. Росомаха полезна как санитар, уничтожающий трупы животных.
Росомаха - медлительный зверь (Угу. 60 км/сутки не уставая.). Как правило, она караулит добычу в засаде (для евразийки нехарактерно, они вообще из засад не охотятся), притаившись у тропинки, перелаза овражка, или залезает на небольшие деревья (и на большие тоже, но для разведки) и неожиданно бросается на приблизившееся животное. Птиц хватает на земле, когда те спят или сидят на гнёздах.
Спаривается летом - в начале осени. Беременность продолжается около 10 месяцев, так как имеет стадию покоя - эмбрион не начинает развиваться до начала зимы. Детёныши (2-3) рождаются в марте - апреле; самка кормит их молоком 2 месяца.
Отношение к росомахам у разных народов разное. У европейцев это жадина, обжора (хотя на деле - скупердяйка, так как не жрёт на месте, а запасы прикапывает), у северных народов - демон, у индейцев Канады - тотем, с которым мировая подписана навечно (и росомахи соблюдают), на русском севере - неряха и волшебное существо вроде русалки, чаще злое, в Белоруссии - бука, сидящая в хлебах, на Украине - символ упёртости, у охотников - символ шкодливости, а у многих и объект искренней ненависти. Впрочем, не у всех - бытует мнение, что росомаху не любят плохие охотники, потому как завидуют. Она-то охотник хороший.
Хорошее настроение, зима.
Злая, лето.
Сидхи - Сиды, ши, и т.п. Вообще - почти любые волшебные существа, так или иначе связанные с холмами (собственно, sidh - это и есть холм).
В книге - высшая аристократия предыдущего, докельтского, волшебного населения Британских островов. Сходные существа попроще - в книге обозначены тилвит тег, (валл. Добрые Соседи). Валлийские сиды частично общи с ирландскими Туата де Дананн. Среди них немало "бывших" языческих богов. Случаи крещения сидхов многократно отмечены фольклорной традицией.
с
"Скорпиончик" - манубаллиста, если научно. Ручная баллиста римского образца. Не такая уж она и малая - плечи по 45 см каждое, мотки верёвки закрыты в футляры для защиты от сырости, толщиной около 5 см. Стреляет стрелами - но весят те куда больше, чем лучные - от 200 до 600 г. Предельная дальность около 400 метров. Возможен вариант стрельбы свинцовыми и каменными пулями.
Скульптаторы - силовая разведка полевой (мобильной) армии, введена императором Маврикием. Часто её связывают с общим упадком пехоты - разким снижение её тактической и стретегической маневренности, связанным с плотным строем и ориентацией на дистанционный бой. Скульптаторы часто выполняли роль связывания неприятеля, его задержки - чтобы полевая армия успела догнать или перехватить вовремя.
Тагма - воинское подразделение около 256 человек. Византийцы обычно не делали их одинаковыми.
Торсионная подвеска.
На картинке изображены простые торсионы. На "Пантере ausf G" они двойные - вторая пара рычагов параллельно первым, мотки - тоже.
Тонна - на портовой латыни того времени - бочка. Сидху прекрасно поняли. С точностью плюс-минус центнер.
Трапезит (trapezites) - разведчик (первоначальное значение слова - "меняла"; связано, очевидно, с распространенной практикой привлечения купечества и вообще лиц, связанных с денежным обращением, к выполнению задач разведывательного характера). Формирование, очевидно, относится ко временам императора Ираклия, как и зачатки фемного строя вообще. Несколько позже трапезиты превратились в более или менее постоянные пограничные части специального назначения; их действия дали основания к тому, чтобы термин "трапезит" в его военном значении стал почти синонимом термину "хонсарий" (housarios или honsarios) - "разбойник", "грабитель".
Триада - тип литературного произведения в валлийской традиции. Три истории с общей моралью, схожими героями или на схожую тематику. Бывали сборники триад: все, чем славен остров Британия - выдающиеся лица, события, места, - объединено в тройки.
Фении - члены военного общества "фиан", что часто трактуется, как "священный отряд". Общество котируется в качестве маргинального. Отряд состоит из неженатой молодёжи в возрасте до 25 лет и реально - а не по сказкам - отличается довольно средней боеспособностью всвязи с низкой организацией - "пируют вместе, сражаются порознь" и большим количеством малообученных и неопытных воинов. Отряд дислоцируется на границе королевства-туата, не считается его частью, что позволяем фениям безнаказанно (для туата) совершать набеги на соседей. Но и соседям не объявишь кровной мести, если они фиан немножко вырежут. Для воина считалось правильным набрать славу в подобном отряде, и после того, как тот покидал ряды фениев, хвалиться подвигами-безобразиями. За которые он, став благородным воином, ответственности (хотя бы формально) уже не нёс.
Фэйри - в широком смысле слова - любое волшебное существо. Узких определений очень много. В книге обычно понимается как человекообразные, разумные, способные к общению волшебные существа.
Фруктовый хлеб - блюдо традиционной валлийской кухни.
Современный рецепт:
Это валлийский фруктовый хлеб без жира. Вкус у этого пряного хлеба с медовой глазурью совершенно бесподобен, особенно, когда он намазан соленым валлийским маслом, поэтому его до сих пор производят во всех уголках Уэльса.
Ингредиенты:
450 г. смеси сухофруктов
300 мл чая
2 ст. л. джема (конфитюра)
1 яйцо, взбить
6 ст. л. сахара
1 ч. л. смеси специй
450 г. муки
мед для глазури
1. Замочить сухофрукты в чае на ночь.
2. На следующий день смешать конфитюр, яйцо, сахар, специи и муку. Переложить в форму вместимостью 900 г. и запекать в теплой духовке при 170 градусах течение 1 час 45 минут до готовности. Проверять время от времени, чтобы хлеб не подгорел сверху, и накрыть фольгой, если необходимо.
3. Готовый хлеб оставить на 5 мин в форме, затем переложить на решетку и дать остыть. С помощью кисточки намазать сверху медом.
Подавать порезанным с соленым маслом и сыром.
В средневековом рецепте не было сахара, была соль, вместо чая был отвар из местных трав, совали специи... но получалось примерно то.
Шелковинка - домовой женского пола.
Эллил - эльф в традиционно-сказочной традиции - мелкое, весело-шкодливое, с крылышками. По поверьям, наводил ряд болезней, от простуды до радикулита.
О ДАТИРОВКАХ.
При изучении англоязычных источников у меня иногда выходило, что Гулидиен (он же Катен, кстати) родился позже своего сына :). Точность интернетных таблиц +\- десять лет. Например, с Кередигионом там тоже ошибка была, и я вписывал другого короля... Так что не думайте, что автор не ходил в "Википедию"! Хотя как источник я её не признаю.
Ну и в любом случае Гулидиен мне нужен родившимся около 620 г. и женившимся (в реале) около 650 г. От какового события - объединение королевств! - обычно его с Кейндрих правление и считают. Всё таки две смерти (короли-родители), свадьба, рождение наследника, причём благополучно выросшего и правившего в один год - слишком. Хотя и возможно вполне. :)
В хрониках есть только:
дата смерти деда Гулидиена, 598 год, и смерть одного из его сыновей, не старшего, 654 год.
ОБ ИСТОЧНИКАХ
Да нету там дат! В лучшем случае продолжительности правления. Но по Уэльсу указанного времени.
А сейчас я буду цитировать, и комментировать ибо самому писать все буквы лень.
Вот все что мы имеем о пост-романском Уэльсе:
1.Гилдас, 'Падение Британии'. Написана около 540 года. Вот что Джон Дэвис сказал о Гилдасе: 'Гилдас - великолепный пример гневного церковника, и то, что он предлагает, это скорее проповедь, бранящая его современников, королей Британии, нежели хроника его эпохи. Его латинский характеризуется многословными глупостями, и он писал в загадочном стиле с многочисленными цитатами из Библии.' Иными словами, он пытался быть умнее современников. Некоторые вещи могут быть почерпнуты из Гилдаса, но это скорее неудовлетворительный исторический документ.
С этим ясно.
2. 'История бриттов' приписываемая Неннию сохранилась в Харлейанском манускерипте и датирована 828 годом. К сожалению, эта работа короткая, полная легенд и псевдо-историй, и не слишком аккуратная (хотя является отдушиной для артурианцев).
Это скорее мифология, причём порченая. Кельты выведены от троянцев... И т.п. Человек честно пытался примирить кельтские мифы с Библией, остальное делал по возможности.
3. 'Анналы Камбрии' также обнаружены в Харлейанском манускрипте, хотя могут быть отнесены к 768 году. Это сборник более ранних записей монастыря Св. Давида в Диведе (Пембрук). Он начинается 447 годом и заканчивается 954 годом. К сожалению, каждому году посвящено лишь несколько слов, наибольшая запись содержит три линии. Соответственно, переписчик повлиял на нее, и что было добавлено, а что удалено никогда не станет известно.
Вот ЭТИМ я пользуюсь. Относящееся к эпохе - на полстранички, и даже свадьба Гулидиена не помянута, а ведь событие!
4. 'Церковная история английского народа' Достопочтенного Беде, написана в 731 году. Очень хороший исторический документ, хотя Беде не любил уэльсцев, поскольку они отказались принять новую датировку Пасхи определенную Советом в Уитби (это было великим делом для Беде). Также, Беде писал с точки зрения нортумбрийских саксов, а не с уэльской.
Этим я тоже пользуюсь.
5. 'Хроника принцев'. Составленна в уэльском монастыре Страта Флорида около 1300 года. Оригинал был на латинском языке, но он был потерян. Мы имеем перевод на уэльский. Хроника начинается с 681 года, со смерти Кадуаладера (сына знаменитого Кадуаллона) и
и вот всё об этой хронике.
6. 'Англосаксонская хроника'. Составленная в IX веке, является еще одним ключевым документом. Однако, многие историки спорят когда источники использованные для этого документа стали современными описываемым в них событиям. Очевидно, будучи хроникой Уэссекса, она показывает уэльсцев в основном в виде врагов.
И это источник, и неплохой.
7. 'История королей Британии' Джеффри Монмутского. Другая работа, которая оставляет желать лучшего, в смысле фактической истории. Написанная в 1136 году, стала источником для средневековых писателей артурианских легенд. Иначе говоря, это перекроенные Гилдас и Ненний, с еще большим количеством вплетенных псевдо-историй и легенд.
Улыбаемся и машем!
8. 'Короли до Нормандского завоевания' Уильяма Малмсбери. Написанная около 1145 года английским монахом, эта работа чуть более точная, чем у Джеффри, особенно учитывая доступ Уильяма к 'Англосаксонской хронике' и Беде.
Вот этой у меня нет. Кто подкинет - скажу спасибо.
9. Уэльская литература: от 'Мабиногиона' до поэзии Анейрина и Талиесина. Большая часть этого было собрано и записано в XIII веке, и как таковое, большей частью было испорчено, если сравнить то что было в оригинале и то что записал переписчик. Основная часть эпической поэмы 'И Годотин' была написана в 598 году. Талиесин также творил в конце VI века, но его оригинальность гораздо более сомнительная. 'Мабиногион' был взят из 'Белой Книги Ритерха', сборника XIII века. Эти легенды также датируются несколькими веками до их составления. Однако, как и с любой литературой, необходимо остерегаться, что было разрешенной поэзией и что действительно представляло особый временной период. Поместил ли писатель свою работу в определенную точку истории, чтобы подчеркнуть что-то своей аудитории, или он описал реальную общественную ситуацию современности?
Талиесин лично присутствовал при мятеже Сатаны, беседовал с девой Марией, штурмовал Аннон с Артуром. Интересный персонаж, а? Для полного счастья - он местный бог. "Мабиногион" - вещь, но датировкам не помогает. Хотя Пуйла (Пвилла в некоторых переводах), например, часто датируют 375 г. н.э. :)
Это весело - если применяется в художественной литературе.
10. Пророчества Мерлина. Не много с точки зрения помощи историкам, но очень важны с точки зрения уэльского духа. Они упоминались в почти каждой уэльской работе. Концепция уэльсцев состояла в том, что они были отстатками великой расы, хорошо знали, что они потеряли и надеялись однажды вернуть назад потерянное, что и воплощалось в Пророчествах. Они были найдены в Черной Книге Кармартена, составлены около 1250 года.