|
|
||
Почему Москва - порт пяти морей? Из этого рассказа можно узнать очень много интересного. Можно ли строить реки? Когда и почему подружились Москва и Волга? Только ли в сказках существуют подводные города-призраки? И, наконец, главное - где в Москве пять морей? |
Каждый из вас, наверное, хоть раз да слышал это выражение - "Москва - порт пяти морей". Слышал и тут же удивленно смотрел на карту: погодите-погодите, где же они, эти пять морей? И реки есть, и пруды тоже, и озер вокруг Москвы достаточно, а вот морей что-то не видно... Тогда почему же так говорят?
Давайте разбираться!
Как в старину корабли по суше "ходили"
Давным-давно, когда еще не изобрели автомобилей, поездов и уж тем более самолетов, перевозить грузы - хлеб, рыбу и прочие товары - из одного города в другой приходилось по воде. Корабли тогда ходили совсем не такие, как сейчас. Никаких моторов у них не было, и, если путь лежал против течения, их приходилось тащить на канатах. Иногда это делали лошади: их привычно запрягали и вели вдоль берега, только вместо громыхающей на кочках телеги они тянули за собой корабль по реке.
Беднягам-лошадкам такая работа давалась, конечно, тяжело, но все же не с таким трудом, как... человеку. Да-да, людям в старину тоже приходилось вручную водить по воде корабли! Отсюда, собственно говоря, и пошел обычай говорить, что корабли ходят, а не плавают.
На известной картине русского художника И. Е. Репина запечатлен как раз такой момент: толпа изможденных непосильным трудом работников-бурлаков тянет за собой на веревках корабль. Одежда на всех изорвана в клочья, лица сожжены солнцем, черные лбы блестят от пота... Можно себе представить, какая трудная это была работа, трудная и долгая, сколько сил потрачено, сколько человеческого и конского пота пролито! Да к тому же еще ведь реки далеко не всегда текут туда, куда надо везти груз. Местами приходилось волоком перетаскивать груженые корабли прямо по суше, по лугам и лесам, чтобы потом продолжить путь по другой реке!
Есть, например, в Подмосковье городок Волоколамск, т.е. Волок на Ламе. Он возник как раз в таком вот перевалочном месте, где корабли поднимали из воды реки Ламы и тащили прямо по земле до реки Волошни, чтобы по ней идти дальше.
Много веков люди покорно выполняли этот тяжелый труд, и только в 18 веке тогдашнему императору Петру I пришла в голову идея, как его облегчить: он задумал строить специальные каналы.
Можно ли построить реку?
Представьте себе, течет река. Но не по прямой, как проложенная человеком сухопутная дорога, а петляет, извивается, как шустрая змейка. Корабль по такой реке от Рязани до Москвы не 200 км идет, как машина, а все 250 или даже больше. Почему? А вы попробуйте провести по линейке на карте прямую линию от Москвы до Рязани, сколько получится сантиметров? А теперь с помощью той же линейки измерьте расстояние по синенькой жилке реки, со всеми ее изгибами и поворотами! Видите, по реке намного больше получается. А что если взять и в тех местах, где река наиболее круто изгибается, прокопать напрямую глубокий желоб, потом закрыть старое русло, не пускать в него воду, а в желоб этот, наоборот, пустить? Выпрямить реку! Сделать водную дорогу более короткой и удобной!
Но главное - идея Петра позволяла устраивать водные пути там, где их испокон веков не было. Например, в тех самых местах, где на протяжении многих столетий люди таскали корабли по земле волоком. А что? Почему нет? Достаточно прокопать глубокую траншею по сухопутному участку дороги от одной реки до другой, позволить воде проложить себе в этой траншее путь, и водная магистраль готова!
От слов - к делу
Императору удалось соорудить один такой канал. Названный Вышневолоцким, он соединял реки Цну и Тверцу и в конечном итоге позволял кораблям из Волги добраться до Балтийского моря. Канал этот существует и по сей день, правда, давно уже не используется.
Хотел Петр I и Москву соединить с Волгой, да не смог: слишком дорогим выходило строительство задуманного им канала между реками Москвой и Сестрой, дорогим и практически нереальным. Это сейчас выкопать глубокую яму или канал довольно просто, достаточно пригнать экскаватор и громадным ковшом начать копку. А во времена Петра таких машин еще не было, как не было и других достижений более поздних лет. Рыть канал пришлось бы снова людям и лошадям, а ведь их возможности и силы не безграничны!.. Когда Петр I увидел смету, т.е. расчет приблизительных расходов на строительство, он разочарованно протянул: "Однако!" и справедливо решил, что не пришло еще время для столь грандиозной стройки.
Прошло много лет, прежде чем идею Петра стали претворять в жизнь. Случилось это уже при другом российском императоре, Николае I.
В 1817 году произошло важное событие - были заложены первые камни в фундамент будущего Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Для возведения храма требовалось много мраморных и гранитных плит. Мрамором и гранитом богаты были северные области России, но как оттуда доставить такие тяжелые материалы, если не по воде? Вот и решили строить канал, ведь корабли, груженые каменными плитами, тащить по земле волоком - это каторжный труд!
Шел уже 19 век, и возможностей для осуществления давнишнего петровского замысла стало намного больше. Но все равно для постройки канала понадобилось целых 25 лет! Новый канал между подмосковными речками Сестрой и Истрой назвали Екатерининским (в честь Екатерины II) и пустили по нему корабли. Пустить-то пустили, да вот незадача: почти одновременно с началом строительства появилась у императора Николая другая мечта и забота - железные дороги. И случилось так, что, как только шустрые поезда побежали по новенькой, тоже только что отстроенной железной дороге, канал тут же забросили. На смену спокойным, медлительным кораблям пришел куда более скоростной и современный транспорт. В наши дни об Екатерининском канале напоминает лишь неширокое, забитое густой травой русло в районе подмосковного Солнечногорска (в сырую погоду оно хлюпает под ногами болотной жижей) да озеро Сенеж, которое по своей сути и не озеро вовсе, а водохранилище, потому что почти целиком образовалось в результате строительства канала. Много народу купается летом в теплой мутноватой водичке этого рукотворного озера, но мало кто знает историю его появления...
Зачем Москва-река с Волгой подружилась
Поезда ездят быстрее, чем корабли, железные дороги строить проще и дешевле, чем каналы... Казалось бы, все, идее Петра I о том, чтобы соединить воды Волги и Москвы-реки в крепком дружественном объятии, никогда не суждено осуществиться. Но тут...
Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берется вода из-под крана? Поворачиваете ручку - и она течет, прозрачная, чистая, нужной температуры. Течет столько, сколько надо, редко, когда ее отключают. Только в случае серьезной аварии, да и то максимум на несколько часов. Но так было не всегда. В начале 20 века далеко не все дома Москвы имели водопровод. Воды москвичам доставалось очень мало: всего около 15-16 литров воды в сутки на человека. Для сравнения сейчас каждый из нас расходует примерно по 180 литров, а порой и больше, ведь только для того, чтобы наполнить ванну, требуется около 200 литров воды!
При этом количество жителей Москвы стремительно росло и к началу прошлого, двадцатого, века превышало уже 1 миллион человек. Соответственно, и вода в близлежащих реках, в первую очередь, в Москве-реке, так же быстро убывала. Еще бы, напоить и помыть столько людей, это же как минимум 15 миллионов литров воды в день нужно!
Москва-река мелела на глазах. В особенно засушливые годы местные жители переходили ее вброд. Река была грязной и для питья, по совести сказать, не слишком годилась. Городу катастрофически не хватало питьевой воды, и с этим нужно было срочно что-то делать.
Тогда снова вспомнили давнишние планы прежних правителей о соединении реки Москвы с полноводной Волгой. Произошло это в начале тридцатых годов 20 века, когда никаких царей уже в России не было, а была молодая Советская республика.
В 1931 году окончательно решили: надо копать канал между рекой Москвой и полноводной Волгой. Только Волга способна помочь Москве-реке напоить водой разросшийся город!
И вот в 1932 году началась великая стройка.
Умеют ли реки прыгать?
Канал строили почти пять лет. Говорят, если землю, что выкопали при этом строительстве, сложить в грузовые вагоны, то таким железнодорожным составом можно было бы "опоясать" всю нашу планету! Подумать только, какой это был гигантский труд - выкопать столько земли!
Тысячи людей самых разных профессий создавали канал имени Москвы. Среди них были проектировщики, конструкторы, инженеры, механики, водители, землекопы, архитекторы и даже садоводы!
Главная сложность строительства заключалась в том, что поверхность земли далеко не везде была гладкой и ровной. Сырые, поросшие болотными травами низины часто сменялись горбами холмов. Как же сделать так, чтобы будущая водная дорога имела приблизительно одинаковую глубину на всем своем протяжении и при этом ровные, красивые берега? Копать слишком глубоко в тех местах, где возвышаются холмы, очень долго и трудно, а допускать неравномерную глубину нельзя, ведь иначе корабли могут сесть на мель!
Решено было строить шлюзы - специальные приспособления для поднятия кораблей прямо в воде на нужную высоту или, наоборот, для их опускания.
Чтобы понять, как выглядят и работают шлюзы, достаточно взять игрушечный кораблик и положить его в обычную городскую ванну, закрыть отверстие для слива воды и включить кран. Как только уровень воды начнет повышаться, кораблик тоже станет подыматься в ванне все выше и выше. Так вот шлюз - это, по сути, точно такая же ванна, только до того огромная, что помещаются в ней не только игрушечные, но и самые настоящие корабли с пассажирами или грузами.
Представьте себе, что стоит эта гигантская ванна посередине искусственной водной дороги - канала. С одной стороны от нее более низкая часть канала - та, что прорыта в низине, и в нее из шлюзовой ванны ведут ворота. А с другой - более высокая, т.е. та, что прорыта на нужную глубину на холме. Она тоже отгороженна воротами. Кстати, глубина русла на протяжении всего канала примерно одинаковая - 5 метров. Корабль подплывает к ванне-шлюзу, допустим, с низкой стороны, заходит в шлюз, и задние ворота за ним закрываются, а передние и без того закрыты, ведь там, за ними, за передними воротами, более высокий уровень воды, до которого как раз и нужно нашему кораблю "допрыгнуть".
Как только ворота закрываются, начинают работать специальные насосы, которые, как в ванну, наливают в камеру шлюза воду. Они усердно работают до тех пор, пока уровень воды в камере не сравняется с уровнем за передними воротами.
Очень интересно наблюдать за этим действом со стороны. Пока кораблик находится еще на дне ванны, его издалека и не видно вовсе, но по мере того, как вода набирается, он поднимается все выше и выше... того и гляди перельется через край! Но нет, конечно, такого никогда не случится, ведь процесс шлюзования контролируют специальные работники - диспетчеры. Они следят за тем, чтобы все сложные механизмы - насосы, запорные устройства (ворота) и пр. - работали слаженно.
Как только уровень воды в камере шлюза сравняется с тем, что впереди, по ходу движения, передние ворота откроются, и наш корабль, совершив вместе с рекой такой вот необычный прыжок, будет готов продолжить путь!
Всего на канале имени Москвы построено 11 шлюзов, а кроме них еще множество всяких других сложнейших устройств: плотин, насосных станций, водохранилищ и т.п.
А еще есть на канале имени Москвы одно уникальное место, где корабли плывут над автомобильной дорогой! Да-да, обычно ведь машины по мосту едут, а внизу, под мостом, проплывают корабли. А тут все наоборот: по мосту важно ходят корабли, а под ними крутят колесами автомобили. А если бы мы могли заглянуть под землю, то под автомобилями могли бы еще и метро увидеть, ведь это удивительное место находится прямо в черте Москвы, в районе шлюза ?8.
Автомобили, метро, корабли... но и это еще не все! Прямо над судоходным мостом расположен другой мост - железнодорожный, а по нему электрички и поезда бегают. Вот такие чудеса в самом обыкновенном спальном районе Москвы!
Волга остановилась
Весной 1937 года канал длиною 128 км был готов. Осталось главное - пустить в него воду. Для этого 23 марта 1937 года великую русскую реку Волгу остановили, загородив плотиной, на целых три минуты. Потом постепенно стали пускать воду по старому руслу и одновременно наполнять желтоватой волжской водичкой искусственно созданное углубление - нынешнее Иваньковское водохранилище или, как его еще иногда называют, Московское море. Когда это водохранилище оказалось заполненным, воду пустили в канал. К 17 апреля 1937 года Волга добралась до Москвы-реки, и с тех пор две реки больше не разлучались.
Проблема нехватки воды была решена: москвичи стали пить прямо из Волги! Правда, многие из жителей столицы и до сих пор не догадываются о том, какой длинный путь через подмосковные леса и луга проделала вода, прежде чем попасть в их чайники!
Подводные города-призраки
Кроме канала имени Москвы, в 20 веке в нашей стране было построено еще несколько каналов - Беломоро-Балтийский, Волго-Донской, Волго-Балтийский. Уровень воды в каждом из них поддерживается за счет специальных водных запасов. Как называется место, где хранится вода? Верно, водохранилище, т.е. такое искусственное озеро. Но чтобы создать искусственное озеро, сколько же нужно места, сколько свободной земли! А что делать, если места не хватает? Если те участки, на которых по плану должно разместиться будущее водохранилище, уже заняты городами да селами?
В таких случаях проектировщикам и строителям приходилось принимать тяжелое решение о переселении жителей в другие районы и затоплении некоторых населенных пунктов. Понятно, что люди, десятилетиями обживавшие свои дома, не хотели никуда уезжать, однако все-таки были вынуждены подчиниться воле государства. Например, при создании Рыбинского водохранилища (большая его часть находится в Ярославской области, а также Тверской и Вологодской областях), ушел под воду вместе со своими древними мощеными улочками, церквями и резными избами старинный город Молога. В засушливые годы, когда уровень водохранилища сильно падает, Молога, как настоящий город призрак, появляется над поверхностью облачной воды, и нет тогда на свете более тревожного и печального зрелища...
А если приехать в город Калязин, разделенный на две половины волнующимися просторами Углического водохранилища, то можно увидеть торчащую прямо из воды одинокую фигуру старинной колокольни. Это память о той части Калязина, что оказалась под водой в результате строительства водохранилища.
Так где же 5 морей?
Но мы все о каналах да о водохранилищах, а где же в Москве те самые пять морей, с которых начался разговор? - спросите вы. Так вот как раз с помощью судоходных каналов и соединена Москва с пятью морями - Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным! Достаточно купить билет и сесть на теплоход на одном из московских речных вокзалов - на Северном или Южном - и через несколько дней можно собирать ракушки на песчаном берегу Азовского моря, или лазить по гигантским валунам у вод Белого моря, или, умываясь свежим ветром, долго-долго вглядываться в стальную даль холодной Балтики, или дышать просоленным воздухом Каспия, или, с силой рассекая зеленоватые волны, сопротивляться ласковому напору Черного моря...
С ранней весны до поздней осени ходят через Москву пассажирские и грузовые теплоходы, и хоть далеко от первопрестольной пять морей, но все-таки она совершенно заслуженно называется их портом. А само это выражение - "Москва - порт пяти морей" - есть не что иное как памятник смелой человеческой мысли, труду и выносливости!