Gaia : другие произведения.

Зависимы по собственному желанию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    еще одна иллюстрация в наркологии

  Зависимы по собственному желанию?
  
  Все мы так или иначе зависимы от того, что является ценным и важным в нашей жизни. Ото всего того, что может сделать наше ощущение жизни более полным и что позволяет почувствовать под собой такую невидимую, но очень прочную "опору", благодаря которой в разных ситуациях, в том числе и экстремальных, человек может сказать себе: " Я здесь . И я могу быть здесь. Могу это выдержать, потому что есть то, что поможет мне в этом". Эти опоры и помощники могут быть самыми различными. И у каждого из нас они - свои.
  
  Это - близкие и дорогие люди, вещи, ежедневные ритуалы, внутренние ощущения, мысли, чувства, вера, образ жизни... да в общем-то опорой может быть все , что угодно и кто угодно. А иногда этой самой опорой может стать и так называемый "допинг", изменяющий сознание, деятельность, физиологию человека, - это сигареты, наркотики, алкоголь.
  
  Как правило, человек пробует этот "допинг" или из интереса, или в каких-то критических ситуациях, стрессовых и тупиковых. Если это происходит из интереса или "за компанию", то обычно "от нечего делать" или "чтобы не отличаться от других". Ежели речь идет о критическом случае, то очень часто человеку "закурить", "выпить", "уколоться" предлагают другие люди, к которым он обращается за помощью, видя в них опору. Предлагают тогда, когда не знают или, что еще хуже, не хотят помочь. Но и в том, и в другом случае, обращение к "допингу" - это первый сигнал о том, что у человека нарушены отношения с реальностью; она его не устраивает, утомляет, наскучила,- и он не выдерживает ее такой, какова она есть.
  
  Человеку становится чуждым то, что является его миром, он испытывает дискомфорт, находясь в той реальной действительности, которая ранее его окружала и, возможно, даже была нормой жизни.
  Именно поэтому избитая формула действия "плохо - выпей", воспринимается как панацея от "действительности", как возможный уход от проблем. И временность, неправдоподобность, бесполезность такого ухода может быть оценена далеко не сразу и не всегда, либо вообще никогда. Человек принимает, вкалывает, выкуривает "наркоз от реальности", который и воспринимается им как самая надежная опора из всех опор, имеющихся в сложившейся ситуации.
  
  Можно задаться вопросом: "Вот случилось у человека горе, он ищет опоры, утешения, чтобы это пережить, и, не находя других вариантов, так или иначе начинает прикладываться к бутылке. Это понять можно. А какую опору ищет подросток, который в компании друзей курит анашу?"
  
  А его поиск опоры будет вот в чем. В жизни масса вещей, которые хочется попробовать и узнать, и компания сверстников для этого поискового интереса - самая серьезная поддержка. Вместе - сила и каждый по отдельности ни за что не отвечает. Это первое. А второй момент в том, что "если ты хочешь быть со всеми, будь, как все", в противном случае подросток, как правило, изгоняется из компании. Но "быть как все и быть наравне со всеми" с одной стороны, а с другой "узнать и попробовать больше, чем основная часть сверстников" в этом возрасте - мощнейшая опора для становления еще совсем не оформившейся личности. Поэтому, если все хотят "покурить травки", то и каждый в отдельности будет выдавать "массовое" желание за свое личное. И за этим желанием обязательно последует действие.
  
  Но любая опора в жизни может играть разные роли. Она может оказаться "опорой-монолитом", "прочной опорой", "шаткой опорой" или "опорой-обманкой".
  Из названий становится понятна их роль в человеческой жизни. И нужно еще раз упомянуть о необходимости знакомства человека с каждой из них, что будет являться для него бесценным опытом в процессе самосовершенствования.
  
  "Опора-монолит" для человека - это то, что при любых условиях и в любой ситуации выполнит свою роль и "удержит на плаву", а также поможет выдержать все, что ни случится. Это то незыблемое, непобедимое и неподвластное внешним изменениям, что никогда не даст упасть и опуститься.
  
  "Прочная опора" - то, в чем человек уверен, что , возможно, изо дня в день сопровождает его по жизни и стало неотъемлемой частью духовного или материального мира. То, к чему или кому можно обратиться, и с большой вероятностью, получить помощь, поддержку или другие ресурсы к сохранению равновесия, эмоционального или физического комфорта.
  "Шаткая опора" - это как яд змеи, полезный в малых дозах, а в больших способный нанести непоправимый вред. То, на что или кого не стоит полагаться полностью, ибо такая опора не способна вынести нагрузку полного доверия к ней и желания целиком и полностью полагаться на нее. Это как плохо сколоченный стул, на краешек которого можно присесть, но не дай Бог откинуться на спинку.
  
  "Опора -обманка" - словно болото или зыбучие пески. Человек видит перед собой твердую почву, но, ступая на нее, пропадает. Иногда медленно, но верно, иногда практически молниеносно.
  
  Хорошо бы иногда самим себе отвечать на вопрос: "А как? Чем и кем представлены эти опоры в моей жизни?" и "Как происходит то, что "монолит" вдруг превращается в "обманку"?
  Как это происходит именно у меня в жизни?
  
  А ведь в случае допустим, с алкогольной зависимостью может быть достаточно явно.
  Первоначально человек может получать удовольствие от выпитого, от приятного раскованного общения с окружающими, от возможности почувствовать себя чуть лучше, чуть смелее, чуть красивее, чем есть на самом деле. Может получить тот долгожданный уход от реальности, возможность расслабиться и забыться, переключиться, "перезагрузиться". И эти плюсы от употребления очень быстро могут перейти в разряд ценностей и монолитов-опор. Потому что "это работает". Не важно, что временно.
  
  На пути перехода к "прочной опоре" алкоголь уже достаточно прочно входит в жизнь человека, без спиртного не обходятся праздники и посиделки с друзьями. Но теперь оно "помогает не всегда". Эффект "эйфории" и "переключения", как это было на первом этапе, не так заметен. Все чаще "выпил, а ничего не происходит", и тогда увеличивается доза и частота "вливаний".
  
  Когда опора становится "шаткой" человек доходит до той стадии, когда необходимо опохмеляться и кажется: "вот сейчас выпью - и станет лучше", а лучше не становится. Здоровья остается все меньше, первоначальной эйфорией уже и не пахнет, спирт в больших количествах становится неотъемлемой частью обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды организма, которую медики называют "гомеостазом". Человеку хочется тех, первоначальных ощущений, а их нет. Вместо них - только учащенное сердцебиение по утрам и страх умереть, не опохмелившись...
  
  Когда монолит превращается в "опору-обманку" тогда на поверхности "спиртного болота" уже видны алкогольные изменения личности в виде подозрительности, раздражительности, конфликтности, желания "найти повод выпить", "облить кого-нибудь грязью" и обвинить в непонимании того или иного поступка. И полное непризнание своего болезненного состояния, а также резкий "посыл далеко и надолго" всех тех, кто предлагает помощь.
  
  В обыденной жизни часто можно услышать фразу: "Зависимость - удел слабых людей".
  Нет смысла опровергать это утверждение или соглашаться с ним. Потому что скорее - не "слабых", а тех, кто или недооценивает, или переоценивает себя самого и свои возможности. А скорее тех, кто недостаточно хорошо знает сам себя, поэтому не может оценить себя наиболее близко к реальности.
  
  Тех, кто очень часто забывает или просто не задумывается о том, что каждому человеку дается ровно столько, сколько он может вынести. Не больше, ни меньше.
  
  А если так, то каждый из нас способен выдержать очень многое из того, что с ним происходит, полагаясь на те опоры, которые выбирает или создает для себя сам. Просто надо почаще заглядывать внутрь себя и спрашивать: "Могу ли я выдержать то, что происходит со мной? И какую опору в помощь себе я хочу и готов взять?"
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"